Главная »
Содержание »
ЕВРЕИ В ЦАРСТВЕ РАЗБОЙНИКОВ
Сначала немного статистики. В 1917 г. в Российской Империи проживало
3895000 евреев, что составляло 4,1 % ее населения. В Европейской части
России проживало 3790000 евреев (96). Иммиграция евреев в США за 20 лет
с 1.07.1897 г. по 1.01.1917 г., по официальным американским данным, сос-
тавила 1123000 человек. Еврейское население жило, в основном, в южных и
западных губерниях России. Данные из (96) по некоторым губерниям приве-
дены в таблице 1.
Таблица 1
_______________________________
Губерния % евреев к населению
губернии городов
_______________________________
Бессарабская 12 37
Виленская 13 44
Витебская 12 52
Минская 16 59
Могилевская 12 53
Подольская 12 46
Полтавская 4 29
Херсонская 13 31
Московская 0 1
_______________________________
Поскольку землевладение евреям было запрещено, то, как видно из таб-
лицы 1, они проживали преимущественно в местечках и городах этих губер-
ний, составляя там от трети до половины всего населения. Это имеет зна-
чение для понимания того, что при захвате городов и местечек воюющими
сторонами евреи становились естественным и предпочтительным объектом на-
силия и грабежей.
Революция разделила все сущее: время, территорию, взгляды, судьбы от-
дельных личностей, семей, народов. В обиход вошли и закрепились времен-
ные понятия: до революции, после революции. В 1917 г. случилось то, что
всегда случается при государственных переворотах: меньшинство навязало
свою волю большинству. Победили агрессивные мышление и действия, победил
глубочайший антигуманизм. Те, кто обладали этими качествами плюс фана-
тичной верой в мифический коммунизм, пошли за большевиками. Естественно,
таких активистов было сравнительно немного в каждой семье, коллективе и
этносе. Евреи-большевики составляли ничтожную часть русских евреев,
справедливо опасающихся крупных неприятностей в виде акций возмездия со
стороны окружающих народов. Акции возмездия не заставили себя ждать.
Еврейские погромы начались весной 1918 г. на Украине и в Белоруссии.
Только в июле 1919 г. их было свыше 50. В одном лишь Проскурове было
убито 1700 евреев. Всего в 1918 - 1921 гг. было разгромлено 705 еврейс-
ких местечек и городов с еврейским населением на Украине, 179 в Белорус-
сии, 29 в Гомельской губернии. За эти годы было вырезано, по разным дан-
ным, от 200 до 300 тысяч евреев, избито и ограблено свыше 1 млн. человек
(311, 97). Остались сотни тысяч еврейских сирот. Убийства сопровождались
издевательствами и мучительством. Все еврейское население России оказа-
лось заложниками своих фанатичных собратьев, последовавших за Лениным и
Троцким. Пропаганда Белой армии, Петлюры, Махно и главарей бесчисленных
банд представляла всех евреев коммунистами и марксистами. "Бейте их
всех, они большевики", - вещал атаман Козырь-Зырка в Овруче. "Погромы
прекратятся тогда, когда евреи перестанут быть коммунистами", - заявил
Винченко, Председатель петлюровской Рады в Киеве. "Предупреждаю населе-
ние, что в случае какой-либо агитации вся ответственность падет на евре-
ев", - объявил в Белой Церкви 20.01.1920 г. полковник Пяченко. "Еврейс-
кие погромы - это наше знамя", - провозгласил петлюровский военный ми-
нистр Петров. Сам Петлюра на мольбы делегации евреев ответил так: "Не
ссорьте меня с моей армией!" Петлюра впоследствии заплатил за еврейские
погромы своей жизнью - его застрелил еврейский мститель Шварцбард.
Генералы Белой армии не отдавали приказов об еврейских погромах, но
они не владели ситуацией на местах, т. к. армия кормилась за счет мест-
ного населения, дисциплина ее быстро падала, и все решалось полевыми ко-
мандирами. Погромы Белой армии по своей дикости и жестокости напоминали
погромы времен Богдана Хмельницкого и Гонты в 1648 и 1768 гг. (292,
149). На Украине погромщики носили форму петлюровцев, деникинцев, мах-
новцев, либо вообще ее не носили, т. к. существовали десятки отрядов и
банд, возглавляемых всевозможными "батьками". Наибольшие зверства совер-
шили банды Григорьева, Соколовского, Галака, Зеленого, Яцейка, Струка,
Волынца, Ангела, Семенюка. Страшные фотодокументы их зверств приведены в
(97).
Надо сказать, что украинские мужики охотно делали набеги на местечки
с еврейским населением, памятуя о том, что, во-первых, евреи распяли
Христа, во-вторых, все они большевики, а, в-третьих, и самое главное,
грех не пограбить их, т. к. товарообмен на нуле, и другой случай может и
не представиться. В Белоруссии еврейские погромы проводили польские
войска и белые отряды Савинкова и Балаховича.
Ирония трагедии евреев заключалась в том, что они очень смутно предс-
тавляли, либо вообще не представляли себе, кто такие Маркс, Ленин, Троц-
кий. Они не выбирали их своими вождями и наставниками подобно тому, как,
например, немцы признали своим единственным фюрером Гитлера. Евреи пла-
тили по счету коллективной ответственности за деяния большевиков вообще
и евреев-большевиков, в частности. Не вина их, а беда заключалась в том,
что они не отмежевались от людоедских акций соплеменников, участвовавших
в работе ЧК. В условиях хаоса и всеобщего насилия у евреев не оказалось
авторитетного органа, который бы заявил об этом. Во всяком случае, евреи
заплатили сполна за "художества" большевиков.
Помимо белых погромщиков евреи стали объектом насилия со стороны
Красной Армии. Здесь еще предстоит статистическая обработка данных.
Уполномоченный ВЧК Зилист сообщал в ноябре 1920 г. о погромах Первой
Конной армии: "Новая погромная волна прокатилась по району... Нельзя ус-
тановить точное количество убитых... Отступающие части Первой Конной ар-
мии на своем пути уничтожали еврейское население, грабили и убивали. Ро-
гачев (более 30 убитых), Барановичи (14 жертв), Романов (не установле-
но), Чуднов (14 жертв) - это новые страницы еврейских погромов на Украи-
не. Все указанные места совершенно разграблены. Разгромлен также район
Бердичева... Горшки и Черняхов совершенно разграблены" (235). В другом
сообщении Ленину в июле 1921 г. говорилось: "Бандитско-погромные события
в Минской и Гомельской губерниях начинают развиваться с катастрофической
быстротой и в украинском масштабе. Особо крупные погромы: в Капаткевичах
10 июня (175 жертв), Ковчицы 16 июня (84 жертвы), Козловичи (46 жертв),
Любань (84 жертвы), Кройтичи, Пуховичи, пароход у Родуля (72 жертвы).
Этот бандитизм, с которым не борются волисполкомы, военкоматы, особые
отделы..." (236). Мирное и беззащитное еврейское население оказалось
между двух огней: красного и белого. Белые громили евреев за то, что все
они большевики, красные - за то, что все комиссары - евреи. Ленин на та-
кие донесения реагировал вяло, отправляя их в архив, поскольку раздутый
пожар - классовый, и связанный с ним антисемитский, он все равно тушить
не собирался.
Справедливости ради отметим, что после первых весенних погромов 1918
г. Ленин издал декрет об антисемитизме с изложением в нем классового
подхода. Следовало отличать еврейских буржуа, т. е. врагов, от еврейских
рабочих, т. е. друзей. Ведущих погромную агитацию предлагалось ставить
вне закона (117, 163). Ленинский декрет завис в воздухе, ибо, как гово-
рится, охота пуще неволи, да и громить евреев удобнее было без классово-
го подхода. В целом же ленинская национальная политика с ее мощным про-
пагандистским обеспечением была привлекательной в глазах инородцев и
достигала своей цели. Этим Ленин выгодно, как политик, отличался от
царских генералов, стоящих бескомпромиссно за "единую и неделимую Рос-
сию" без равноправия, автономий, самоопределения и отделения наций.
Известны два результата еврейских погромов на Украине в годы граж-
данской войны: бегство евреев в крупные российские города под руку вож-
дя, который обещал их защитить, и эмиграция в Америку. Еврейское населе-
ние Москвы в 1923 г. по сравнению с 1917 г. (см. таблицу 1) возросло и
составило 5,6 %, а в 1926 г. - 6,5 % от числа жителей, т. е. 130000 че-
ловек (154). Появление евреев в Москве было встречено населением первоп-
рестольной, мягко говоря, недоброжелательно. О причинах этого речь будет
идти ниже. Эмигрировало из России в 1917 - 1923 гг. около 1 млн. чело-
век.
До сих пор речь шла о страдающей части еврейского народа, ставшей
жертвой антисемитизма и заложницей революционной стихии. История распо-
рядилась таким образом, что имена погибших в погромах в большинстве сво-
ем не сохранились. Имена же евреев - героев революции вписаны в историю
ленинской партии и Советского государства железом и кровью. Трудно ска-
зать, как сложилась бы судьба этой партии и государства без плеяды ев-
рейских фанатиков, на которую оперся вождь мирового пролетариата. Воз-
можно, что без нее октябрьский переворот 1917 г. вообще не произошел бы.
Взгляд крайне правых сводился к тому, что Октябрьская революция была ре-
ализованной задумкой мирового еврейства на пути к мировому господству.
Здесь все объяснялось теорией Всемирного Жидомасонского заговора и ил-
люстрировалось перечнем персонажей ленинского ЦК. Умный и реалистичный
антисемит Шульгин В. В., отрицая масонство в октябрьских событиях, пос-
кольку ему "не удалось нащупать даже кончик хвоста хотя бы одного масо-
на", считал, что "еврейство является спинным хребтом коммунистической
партии... Если выдернуть евреев из игры, то красные рассыплются" (299).
Эта идея варьировалась на разный манер при описании событий тех лет.
"Гениальность Ленина и состояла в том, что он в водворившемся хаосе уви-
дел еврейского кита, который плыл среди урагана, уселся ему на спину и
поехал к своей цели... продиктованной евреем же: Карлом Марксом" (300).
Воевать одновременно с немцами и евреями, по Шульгину, было глупостью, и
Царю следовало заключить союз с еврейством, пообещав ему гражданские
права. Советские историки предпочитали отмалчиваться по данному щекотли-
вому вопросу либо упоминали еврейских сподвижников Ленина в ругательном
контексте.
В интернациональной команде Ленина, провозгласившей своей целью миро-
вую революцию, евреи занимали лидирующее положение. На последнем при
жизни вождя XII съезде ВКП(б) (17-21 апреля 1923 г.) звучали здравицы в
честь Ленина, Троцкого, Зиновьева и Каменева. В докладе мандатной комис-
сии сообщалось: "По национальностям партийный съезд делится так: в пер-
вую очередь идут русские - 60,8 %, затем евреи - 11,3 %, латыши и эстон-
цы - 7,1 %, украинцы - 4,7 %, грузины - 2,7 %, армяне - 2,4 %, белорусы
- 1,2 %, киргизы - 1,7 %, татары - 1 % и прочие - 7,1 %". На последующих
съездах национальный состав партии не оглашался. В высшем органе партии
- Политбюро, состоящем в период гражданской войны из 5 - 7 человек, ев-
реи - Троцкий, Каменев и Зиновьев - занимали 2 из 5,3 из 5,3 из 7 мест.
В ЦК партии этого периода евреи составляли 20 - 25 %. Лидирующий пост
Председателя Реввоенсовета Республики занимал Троцкий, а Председателя
Совета труда и обороны (СТО) - Каменев (до 1926 г.). Вождь ценил своих
еврейских соратников за ум, энергию и готовность идти с ним до конца в
его бузумной авантюре. Обычно любители этой темы ссылаются на высказыва-
ния Ленина в беседе с Горьким:
- Владимир Ильич, Вы жалеете людей ?
- Это смотря каких, умных жалею. Но только... только среди русских
мало умных. Если найдешь какого-нибудь годного человека, то непременно
или еврей, или с примесью еврейской крови (300, 232).
Под годностью вождь понимал нечто специфически ленинское, по-видимо-
му, революционный дух.
Вторым человеком разбойничьего царства Ленина стал Троцкий. В записке
вождя от 24 декабря 1922 г., адресованной партии, Троцкий назван "самым
способным человеком в ЦК". Троцкий привел к Ленину на VI съезд РСДРП(б)
в июле 1917 г. свою команду политиков: В. М. Воладарского, А. А. Иоффе,
М. С. Урицкого, К. К. Юренева, А. В. Луначарского, Д. З. Мануильского.
Троцкий, как и Ленин, считал, что "устрашение есть могущественное
средство политики, и международной, и внутренней. Война, как и револю-
ция, основана на устрашении. Победоносная война истребляет, по общему
правилу, лишь незначительную часть побежденной армии, устрашая ос-
тальных, сламывая их волю" (267). Здесь они были единомышленниками и до-
полняли друг друга.
Предоставив вождю дорабатывать в уютном кремлевском кабинете "теорию
устрашения", Троцкий взял на себя всю организационно-практическую сторо-
ну революции. Его вулканическая энергия, бесстрашие, жестокость и ора-
торский дар приносили победу Красной Армии в самых сложных и невыгодных
ситуациях. Как и Ленин, Троцкий был фигурой, "созданной для эпохи крови
и железа". Его авторитет в солдатской массе, по меньшей мере, был равен
авторитету Ленина. Сам Троцкий писал о себе в дневнике 25.03.1935 г.
так: "Если бы в Петербурге не было Ленина и меня, не было бы и Ок-
тябрьской революции". По окончании гражданской войны Троцкий постепенно
лишился своего влияния. В борьбе за власть он оказался менее изощренным
интриганом, чем тройка объединившихся против него сподвижников вождя в
составе Сталина, Каменева и Зиновьева.
Зиновьев был диктатором Петрограда-Ленинграда. Непосредственно ему
подчинялся кровавый шеф питерской ЧК Урицкий, сменивший на этом посту
Козловского М. Ю. Ничтожество и проходимец, невежда и болтун, Урицкий,
попав в ЧК, потерял голову и превратился в совершенного негодяя. Он
практически бесконтрольно распоряжался жизнью и свободой нескольких мил-
лионов людей, отнесенных к Северной коммуне. Психологический портрет
"далеко не самого худшего из чекистов" дан в повести М. Алданова
"Убийство Урицкого". За кровавые "художества", которые вообще-то предпи-
сывал ему делать Зиновьев, фанатик-еврей Урицкий был застрелен 31 авгус-
та 1918 г. в особняке ЧК на Дворцовой площади Л. А. Каннегисером, эсером
и тоже евреем. На допросе Каннегисер показал, что убил Урицкого не по
решению своей партии, а по собственному убеждению, желая отомстить за
расстрелы знакомых русских офицеров и своего друга Перельцвейга.
Днем ранее, 30 августа, на заводе Михельсона в Москве был ранен Ле-
нин. Вину за покушение взяла на себя Каплан Ф. Е., еврейка, член партии
эсеров, заявившая: "Стреляла я в Ленина потому, что считаю его предате-
лем революции и дальнейшее его существование подрывало веру в социализм.
В чем это подрывание веры заключается, объяснять не хочу..." (286). В
деле Каплан много ошибок и несуразностей, главное - то, что покушавшаяся
была полуслепой женщиной, физически неспособной попасть в мишень. Воз-
можно, она была подставной фигурой, смертницей в политической игре "эпо-
хи крови и железа". После короткого следствия, удовлетворившегося приз-
нанием Каплан, она была расстреляна 3 сентября 1918 г. комендантом Крем-
ля Мальковым П. Д.
Наивные эсеры Каннегисер и Каплан полагали, что индивидуальным терро-
ром можно остановить "победное шествие социализма". В ответ большевики
объявили массовый "красный террор". Решение о нем было принято 5 сентяб-
ря 1918 г. на заседании Совнаркома под председательством Свердлова Я. М.
и по докладу шефа ВЧК Дзержинского Ф. Э. На заседании присутствовало 42
человека, в том числе 9 евреев, включая Свердлова (55, 214). Постановле-
ние Совнаркома предусматривало создание концлагерей для классовых врагов
и расстрел всех лиц, "прикосновенных к белогвардейским организациям, за-
говорам и мятежам". Постановление подписали неевреи: нарком юстиции
Курский Д. И., нарком внудел Петровский Г. И., управделами СНК Бонч-Бру-
евич В. Д. Массовый террор, применявшийся большевиками и ранее, с 5 сен-
тября 1918 г. становится юридической нормой карательной системы Советс-
кого государства. На следующий день после убийства Урицкого в Петрограде
было расстреляно 500 офицеров, "прикосновенных" якобы к тому, за что по-
лагался расстрел.
В правление Ленина евреи занимали многие важные посты в структурах
партии и государства. Но в высшем эшелоне власти их было четверо: Троц-
кий (Бронштейн) Л. Д., Каменев (Розенфельд) Л. Б., Зиновьев (Радо-
мысльский) Г. Е., Свердлов Я. М. Каждый их них совмещал ряд партийных и
государственных постов, циркулируя, как водится, из одного кресла в дру-
гое. Председатель ВЦИКа Свердлов Я. М. умер в 1919 г. и был заменен на
этом посту Калининым М. И. Оставшаяся троица работала в интернацио-
нальной команде, где интересы и амбиции каждого при жизни вождя были хо-
рошо уравновешены.
Второй эшелон власти - наркоматы и многочисленные комиссии - в
большей степени соответствовал национальному представительству делегатов
XII съезда. Здесь соотношение русских к евреям было приблизительно 6: 1.
Единственный при Ленине нарком-еврей, устойчиво возглавлявший при общей
министерской чехарде наркомат просвещения, - это Луначарский А. В. Нар-
комат внутренних дел последовательно возглавляли Рыков, Петровский,
Дзержинский; наркомат иностранных дел - Троцкий, Чичерин (1918 - 1930
гг.); ВЧК-ГПУ-ОГПУ - Дзержинский, "человек с золотым сердцем", по выра-
жению Луначарского. Дзержинский Ф. Э. имел трех зловещих замов - Мен-
жинского В. Р., Уншлихта И. С. и Петерса Я. Х. Еврей Ягода Г. Г. в ле-
нинские времена был еще скромным членом коллегии наркомата внешней тор-
говли. Его выдвинет на пост заместителя председателя ОГПУ Сталин в 1924
г. После смерти Дзержинского в 1926 г. ОГПУ возглавил Менжинский. Будучи
сотрудником ВЧК, Менжинский "делал деньги", выколачивая их в застенках
из буржуазии и переправляя затем в наркомат финансов, главой которого он
одновременно являлся в 1918 г. Наркомат финансов последовательно возг-
лавляли Скворцов (Степанов), Менжинский, Крестинский; ВСНХ - Осинский,
Рыков, Дзержинский. Под этими гигантами революции мостились евреи в ка-
честве заместителей наркомов - Альский А. О. (финансы), Литвинов М. М.,
Карахан Л. М. (иностранные дела), Склянский Э. М. (военно-морские дела).
Гражданская война выдвинула много талантливых военачальников - Туха-
чевского М. Н., Фрунзе М. В., Блюхера В. К., Егорова А. И., Буденного С.
М., Ворошилова К. Е., ставших впоследствии первыми маршалами Красной Ар-
мии, Уборевича И. П., Эйдемана Р. П., Якира И. Э., Путне В. К., Корка А.
И., Штерна Г. М. и др. Большинство из них, в том числе евреи Якир И. Э.
и Штерн Г. М., погибнут в сталинских чистках. На фронтах гражданской
войны евреи проявили себя, в основном, в качестве комиссаров, беспре-
дельно преданных идеям Октября. Это была их стихия - возбуждать, убеж-
дать, разъяснять, озадачивать солдатские массы и вести их к победе. По-
литической работе в армии партия всегда уделяла величайшее внимание, и
здесь еврейские фанатики были просто незаменимы. К тому же, как говорит-
ся, "нееврейское это дело - шашкой махать". С 1921 г. Политическое уп-
равление Реввоенсовета Республики возглавлял Гусев С. И., он же Драбкин
Я. Д. Вклад еврейских комиссаров в победу в Гражданской войне трудно пе-
реоценить. Это отмечено также в произведениях художественной литературы,
посвященной тому периоду.
Идеологическое обеспечение победы партии Ленина сводилось не только к
монополизированной прессе и устной агитации. В эти годы создаются Комму-
нистическая Академия, Институт красной профессуры, Институт К. Маркса и
Ф. Энгельса, Институт народного хозяйства им. Плеханова. Эти учреждения
возглавляли Покровский М. Н., Рязанов (Гольденбах) Д. Б., Смилга И. Т.
В этом кратком обзоре можно перечислить имена лишь наиболее известных
участников революции. К тому же упоминание еврейских сподвижников Ленина
в отрыве от имен их русских единомышленников, с которыми они работали
рука об руку, есть условность, продиктованная заголовком этой книги. Ос-
тановимся сейчас на евреях-чекистах 1918 - 1924 гг., повинных в крови
множества людей, преимущественно, русских. Эта тема является позорной
страницей истории русского еврейства. Подобно тому, как еврейские погро-
мы попали в генетическую память евреев, участие еврейских революционных
фанатиков в бессудных расстрелах чекистами русских людей останется в ге-
нетической памяти русского народа. Кадровые составы уездных и губернских
ЧК тех лет или утрачены, или продолжают храниться в архивах бывшего КГБ.
Здесь предстоит еще долгая работа историков. Нам известны лишь данные,
приведенные Шульгиным (301), заимствованные им сборника "На чужой сторо-
не", вып. XI, 1925 г. В показаниях некоего Валера, он же Болеросов,
"Особой Следственной комиссии на Юге России" приведен список 20 членов
Киевской ЧК в 1919 г., с характеристиками чекистов. Список неполный, т.
к. общее число сотрудников ЧК колебалось от 150 до 300 человек. В список
попали сотрудники, занимающие лишь командные должности. В списке Валера
из 20 чекистов 16 - евреи. Возможно, что в других городах Украины и Рос-
сии соотношение евреев и русских в органах ЧК было иным или вообще евре-
ев там не было. Но это не меняет того факта, что евреи-большевики актив-
но участвовали в карательных акциях ЧК, строя "светлое будущее" на крови
невинных людей. Слух об их участии в арестах и расстрелах мгновенно
распространялся, порождая волну ответного антисемитизма.
Об этом писал патриот России еврейский публицист Бикерман И. М., об-
ращаясь к русским евреям с горькими и жестокими словами, более жестоки-
ми, чем все слова, сказанные антисемитами: "...жизнь на протяжении двух
материков мнется, гнется, ломается с невозмутимым спокойствием и буднич-
ной простотой, точно порошок в ступе готовят. И вот около этой
дьявольской лаборатории, тут - наш грех, великий грех русского ев-
рейства.
Нечего и оговаривать, что не все большевики - евреи и не все евреи -
большевики, но не приходится теперь также долго доказывать непомерное и
непомерно рьяное участие евреев в истязании полуживой России большевика-
ми. Обстоятельно, наоборот, нужно выяснить, как это участие евреев в гу-
бительном деле должно отразиться в сознании русского народа. Русский че-
ловек никогда прежде не видел еврея у власти; он не видел его ни губер-
натором, ни городовым, ни даже почтовым чиновником. Бывали и тогда, ко-
нечно, и лучшие, и худшие времена, но русские люди жили, работали и рас-
поряжались плодами своих трудов, русский народ рос и богател, имя русс-
кое было велико и грозно. Теперь еврей - во всех углах и на всех ступе-
нях власти. Русский человек видит его и во главе первопрестольной Моск-
вы, и во главе Невской столицы, и во главе Красной Армии, совершеннейше-
го механизма самоистребления. Он видит, что проспект св.Владимира носит
теперь славное имя Нахимсона, исторический Литейный проспект переимено-
ван в проспект Володарского, а Павловск в Слуцк. Русский человек видит
теперь еврея и судьей, и палачом; он встречает на каждом шагу евреев не
коммунистов, а таких же обездоленных, как он сам, но все же распоряжаю-
щихся, делающих дело советской власти: она ведь всюду, от нее и уйти не-
куда. А власть эта такова, что, поднимись она из последних глубин ада,
она не могла бы быть ни более злобной, ни более бесстыдной. Неудиви-
тельно, что русский человек, сравнивая прошлое с настоящим, утверждается
в мысли, что нынешняя власть еврейская и что потому именно она такая
осатанелая. Что она для евреев и существует, что она делает еврейское
дело, в этом укрепляет его сама власть...
Еврей вооружал и беспримерной жестокостью удерживал вместе красные
полки, огнем и мечом защищавшие "завоевания революции"; по приказу этого
же еврея тысячи русских людей, старики, женщины бросались в тюрьмы, что-
бы залогом их жизни заставить русских офицеров стрелять в своих братьев
и отдавать честь и жизнь свою за злейших своих врагов. Одним росчерком
пера другой еврей истребил целый род, предав казни всех находившихся на
месте, в Петрограде, представителей дома Романовых, отнюдь не различая
даже причастных к политике и к ней непричастных..." (24).
Восстановим детали этого злодейства.