Главная »
Содержание »
ГЛАВА 1
Книга Руфь разительно отличается от Книгу Судей, и это нельзя не заметить. В Судьях
мы читаем о том, как народ Божий отходит от Господа, а Господь терпеливо и милосердно
снова и снова воздвигает спасителя для Своего гонимого и притесняемого народа. Но нигде во
всей книге мы не находим слов о том, как народ возвращается к Богу и в полной мере
наслаждаться бы наследием Божьим. Судьи не были Мессиями, и даже лучшие из них, (такие,
как Гедеон) все равно заводили сынов Израилевых в тупик. Конечно, они несли на себе
некоторые черты Христа, но обладали и недостатками, хотя Господь использовал этих людей
. каждого в свое время . как орудия избавления народа израильского от страданий. Как бы
там ни было, ни один из них не был в силах вернуть людям божественную радость от владения
наследием. В книге же Руфь народу возвращается эта радость. Мы видим, как утверждается
право человека на искупление, как выкупается положенное ему Богом наследие и как
закрепляется право на удел через рождение наследника. Эта книга зачаровывает; она
привлекает даже тех, кто не до конца понимает ее духовное значение.
В Книге Судей не только судьи были не способны искупить народ, забывший Бога, но и
cами люди были не готовы к подобному искуплению. Главная мысль здесь в том, что каждый
делал то, что ему казалось справедливым. О каком искуплении может идти речь в подобных
обстоятельствах? К сожалению, именно в таких обстоятельствах оказываются очень и очень
многие верующие наших дней.
Движение ко спасению начинается обычно с событий, подобных описанным в главе 1
Книги Руфь. Дух сокрушенный и разбитое сердце . обязательное условие для того, чтобы
начать свой путь к искуплению. Если в нашей жизни мы не испытали неудач и разочарований,
то нам не оказаться в обстоятельствах, схожих с теми, что описывает первая глава. В
противном же случае нам нужно немедленно смириться перед Богом и предстать пред Ним с
покаянным сердцем.
Самым большим заблуждением нашего времени является искренняя уверенность многих
церквей в том, что они растут и развиваются, в то время как они двигаются в прямо
противоположном Господу направлении. Лжецерковь заявляет: "Сижу царицею, я не вдова"
(Откр 18, 7). Мы окружены похвальбами Лаодикии: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею
нужды". Но Господь говорит: "Ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр 3, 17). Если
человек не осознает, что отошел от Бога, то он не почувствует нужды во спасении. Но, если по
милости Божией наше положение явится нам в своем истинном свете, если мы смирим дух
свой, то Господь оценит наш порыв и исцелит нашу душу. Так произошло с Ноеминью.
Имя Елимелех в переводе означает "Тот, чей Бог есть царь", а Ноеминь означает
"Приятная". Они символизируют Израиль в его изначальном состоянии, когда Господь
царским жестом явил ему Свою милость и Свое благоволение. Валаам говорит об Израиле в
своей притче: "Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него". На протяжении всей
истории народа Израилева мы видим, что их Бог есть Царь. Это было видно и в Египте, и в
пустыне, и в земле обетованной, . везде проявлялась царская власть Господа. А теперь
Ноеминь, Приятная, говорит о народе Божьем как о радости Его сердца. Она говорит о том, как
вступили люди на наследную землю и как Господь помогал им во всех начинаниях, а они
откликались на Его заботу согласно завету, заключенному между ними, и это было приятно
Богу. Так все начиналось.
Но как все изменилось! Мы видим, что Господь, Царь Израиля, вынужден действовать в
соответствии с тем печальным положением, в котором оказался народ Божий. С одной
стороны, как "Царь царей, нетленный, незримый, вечный и единственный Бог", Господь дарует
благодать своему народу. Но, с другой стороны, будучи Царем, Он должен управлять Своим
народом, и, если что-то в его поведении или настроениях Господа не устраивает, Он может
проявить строгость. И вот, под водительством Господа на земле Израильской случился голод,
. даже в Вифлееме, Городе хлеба. И пошел Елимелех из наследного удела в поля Маовитские.
Печально, когда голод случается и там, где мы более всего рассчитываем на пропитание. Но
воля Божия действует неизбежно и неумолимо в соответствии с теми обстоятельствами, в
которых на данный момент находятся люди. И, как мы видим из многочисленных примеров,
даже суровые жизненные ситуации в конечном счете обращаются во благо, если все это
происходит под началом Господа.
Ноеминь потеряла и мужа, и обоих сыновей. Перед нами оторванная от родной земли,
овдовевшая, голодная женщина, лишенная всего, кроме печальных воспоминаний о былых
счастливых днях. Душераздирающее зрелище! "Рука Господня постигла меня", . говорит она.
. "Не называйте меня Ноеминью, а называйте Марою (Горькая); потому что Вседержитель
послал мне великую горесть. Я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с
пустыми руками. Зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и
Вседержитель послал мне несчастие?"(ст.20-21).
Неоминь прекрасно понимала, чт. она потеряла и что рука Господня была на ней; без
этого понимания невозможно спасение. В этой книге много говорится об отношениях Бога и
Израиля. На тот момент сыны Израилевы находились в состоянии крайнего обнищания,
рассеянные по землям вдали от наследных уделов, лишенные поддержки и утешения
Господних. А впереди их ожидали еще большие страдания и скорби. Однако Господь был в
силах повернуть все эти беды во благо людям и привести последних в такое состояние, когда
они стали готовы принять благословение и спасение от Христа Иисуса.
В целом эта книга говорит об Израиле, который вначале отступил от Господа, но потом
вернулся к Богу через Господа Иисуса. Та благодать, которую изливает на людей Бог, имеет
также отношение и к современным верующим, прихожанам церкви Христовой. Путь ко
спасению у нас ничуть не отличается от пути народа Израиля. Сегодня, оглянувшись вокруг,
мы не можем не заметить, как далеко отошли люди от Бога и истины; они потеряли радость от
обладания наследием, дарованного нам Господом. Его слова, обращенные к различным
церквам в Откровении Иоанна Богослова (гл. 2 и 3), напрямую относятся и к нам. Мы слышим
в них отчаянный призыв покаяться. Если мы не чувствуем, что отошли от Бога, мы не сможем
во всей полноте оценить благодать спасения, воссиявшую в Книге Руфь. К сожалению, обычно
мы так глубоко погружаемся в свои дела и заботы, отгораживаясь от окружающих нас людей,
что теряем чувство реальности и не замечаем, что давно уже разучились радоваться наследию.
Ноеминь является примером для подражания всем тем, кому небезразличны слова
Господа в Откровении, кто понимает, что их община тоже сошла с пути истинного, кто
страдает от того, что потерял способность радоваться и наслаждаться уделом, дарованным ему
Богом. Ноеминь помогает нам увидеть, в каких печальных обстоятельствах мы оказались.
Благодаря ей мы начинаем остро осознавать плачевность ситуации. Наш удел вместо того,
чтобы радовать нас богатым и неиссякаемым урожаем, сделался бесплодным. "Случился голод
на земле". Странный и разительный контраст по сравнению с обильной и плодородной
территорией, полученной смиренными и верными чадами Божьими!
Решение жителей Вифлеема отправиться жить в страну Моавитян вряд ли
соответствовало воле Божией для Его народа. Сам этот поступок уже говорил о том, что народ
отошел от Бога и благословения Господни более не нисходили на их головы. То, что земля
обетованная перестала приносить плоды, было полбеды; хуже было то, что жители стали
покидать ее, чтобы поселиться среди народа, которому запрещено было вступать в сообщество
Божие: "И десятое поколение их не может войти в общество Господне" (Втор 23, 3).
Но рука Господня простиралась и до земли Моавитской. Елимелех и двое его сыновей
вскоре умерли, и не осталось наследника, чтобы вступить во владение уделом. Казалось бы, не
осталось ничего, никакой надежды на благость Господню, по которой Он так часто помогал
сынам Израилевым, . и не потому, что они того заслуживали, а просто потому, что благ
Господь. Именно поэтому "Бог посетил народ Свой и дал им хлеб". Эта новость пролилась
бальзамом на израненую душу той, которая испытала всю горечь разлуки с родимой землей,
понесла такие тяжкие утраты и ощутила в себе пустоту. Несмотря на все свои несчастья,
Ноеминь продолжала почитать Господа и лелеять в сердце мысль о наследии, а потому, едва
услыхав о посещении Богом Израиля, она немедля отправилась в путь. Господь и Его земля
занимали священное место в ее сердце, и Господь благословил эту женщину тем, что сделал ее
надежды священными и для Руфи, в которой созрел ценнейший плод . плод познания
Господа, пришедшего к ней от тех, кто почитал Его святое имя даже в самых скорбных
обстоятельствах.
Руфь пришла в землю обетованную, ни на что не претендуя, ибо была моавитянка. Но она
уже знала, что значит быть принятой под крыло Господа, Бога Израилева. Поскольку сам народ
Божий отвернулся от Бога своего и покинул стези его, моавитянка была вправе надеяться на
милость Божию к себе, ибо Господь порадовался бы любому любящему сердцу, невзирая на его
прошлое или прошлое его предков. И Руфь, и Ноеминь . обе были вдовицы, без наследников
и не имели никакой перспективы. Что же им оставалось? Любовь к Господу Богу, связь с
народом Божьим. Ноеминь сумела сохранить все это вдали от родины, несмотря на беды.
Руфь же была готова пожертвовать своими земными надеждами ради того, чтобы стать
частью народа Божия . даже в нелучшие его времена. Ничто другое ее не привлекало.
Устремления ее сердца были чисто духовные, и они могли утешить ее лучше, нежели боги ее
родного народа. Духовные устремления, пробудившиеся в ее сердце, заставили ее отринуть все,
что было не от Бога, и отправиться искать убежища под Его крылами. В лице своего свекра она
познала царственность и могущество Бога Израилева. Как непохож Он был на Хамоса, бога
моавитского, культ поклонения которому отличался самыми отвратительными ритуалами. В
лице своего мужа Махлона, что означает "Мягкий", она научилась ценить черты, столь
непохожие на горделивый нрав Моава (Ис 16, 6). От этой семьи она узнала, как творить
милость умершим . видимо, в благодарность за то, как они относились к ней при жизни, . и
это тоже поспособствовало ее приближению к кругу избранных. От Ноемини она научилась
дорожить данным Богом наследием, глядя на то, как переживала эта женщина по поводу
оставленного удела, как следовала в смирении воле Божией, мечтая об искуплении. Все это
открыло ее сердце Господу и Его народу, пробуждая в ней новые привязанности и иные
желания, так что она сделалась чужою собственному народу.
Руфь всем сердцем привязалась ко всему Богову, даже обретя это в скорбях и горестях. В
наши дни то, что Богово, тоже можно отыскать только в сокрушенных духом и смиренных
сердцем, ибо мы с вами живем во времена великой измены и отступничества. Чувствуем ли мы
любовь к тому, что есть Богово? Ведь моавитянин с любовью к Богу в сердце неизмеримо
выше израильтянина без оной. Любовь обещает нам удивительные вещи (см. Ин 14, 15-23). То,
что пришлось испытать Ноемини и Руфи, схоже с тем, что испытала грешница из Евангелия от
Луки (7, 36-50), которая не просто уверовала в Господа, а возлюбила Его. Именно любовь
привела ее в дом к фарисею и к ногам Иисуса Христа, в Ком она нашла "человека весьма
знатного"!
Орфа же, вторая невестка Ноемини, служит нам всем предостережением. Начала она
столь же ревностно, как Руфь, но у нее не хватило любви, и, остановившись на полдороге, она
воротилась к своему народу и к прежним богам. Она упустила все то, что приобрела Руфь.
Многих мирян влечет к людям Божиим, им нравится быть с ними, общаться, но, когда
приходит время настоящего испытания, они не выдерживают и возвращаются домой. Орфа
отправилась навстречу своей погибели, а Руфь обрела жизнь вечную.
Следует отметить, что Руфь променяла Моав на Вифлеем не ради "человека весьма
знатного", а ради того, что она узнала о Боге от скромной вдовы, которая, несмотря на суровую
руку Господню на ней, сохраняла в себе любовь и почтение к Господу. "Руфь осталась с нею".
Глубина ее чувства не может не трогать: "Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от
тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой
будет моим народом, и твой Бог . моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду.
Пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою"
(ст. 16-17). Если бы Руфь не привязалась столь крепко к Ноемини и ее Богу, она не последовала
бы за нею в Вифлеем и никогда не узнала бы Вооза, а Вооз не узнал бы Руфи. С человеком
этим она познакомилась только благодаря тому, что познала Бога. Богово зачастую является к
нам в весьма скромном и непритязательном обличии. Притягательны ли для нас люди Божии?
Готовы ли мы разделить с ними их духовные борения и возможные несчастья? Если да, то нам
на пути непременно повстречается наш Вооз. Ноеминь же олицетворяет наши первые шаги в
вере и в любви Божией, когда мы впервые постигаем Бога, понимаем, как далеки от Него, и
наполняемся печалью от узнанного.
Если это первые шаги в церкви, можно вспомнить, как мы впервые исполнились
радостью, совершив доброе дело и вкусив сладость наследия Божия. Как теперь все
изменилось! Ощутите эту разницу. Но не бойтесь, Господь уже задумал по милости Своей
восстановить утраченное и вдохнуть в нас новые силы. Это глубоко личный вопрос, но именно
из отдельных личных судеб складывается судьба всей общины. Господь никого не презирает,
никого не отвергает, Он радуется любой душе, взывающей к имени Его. Христианское
сообщество неизбежно скатывается все ниже и ниже, но среди общей массы обязательно
находятся такие, как Ноеминь, которые ощутят весь ужас падения, и такие как Руфь, которые,
пробудясь к новой жизни, пожелают прийти к Богу. Сердце Руфи было открыто для всего
духовного. Именно такое искупление задумал милостивый Господь для народа Своего.
Горести Ноемини и радости Руфи привели их рука об руку из полей Моавитских в
Вифлеем. Но не будем забывать, что это духовое возрождение начали не Ноеминь и не Руфь,
его начал Сам Господь, ибо "Бог посетил народ Свой и дал им хлеб". Эта радостная весть и
подвигла женщин отправиться в путь. То же самое происходит сегодня с нами. Отход людей
от Бога очевиден и ощущается во всем, но мысли о Боге не покидают наши умы, и наследие Его
дожидается нас там же, где мы оставили его.
В эти последние дни Господь, действительно, посещает народ Свой и дает нам хлеб. Мы
живем во времена невероятных контрастов. С одной стороны, мы ощущаем катастрофический
недостаток духовности, вокруг преобладают мирские мысли, люди пытаются удовлетворять все
свои желания, и каждый делает то, что ему кажется справедливым. Но, с другой стороны, мы
видим во многих местах чудесные пробуждения духовности и благословенные Богом поиски
веры и истины. Я думаю, не будет преувеличением сказать, что в наши дни у людей хлеба
больше, чем за всю историю церкви со времен святых апостолов. Вопрос только в том,
привлекает ли нас наследие Божие и данный Господом хлеб? Способны ли мы ради них
покинуть поля Моавитские и отправиться в Вифлеем? Если да, то можно сказать, что мы
попадаем на "начало жатвы ячменя". Это символ воскресшего Христа. Господь дает людям
нечто весьма ценное и питательное. Подобно первому снопу жатвы, Христос вознесен был
перед Господом в Своем воскресении, и значение этого события превосходит по важности
какие бы то ни было личные ошибки или ошибки целой церкви .это плод божественной
благодати. Христос воистину есть Человек весьма знатный, Он есть истинный Вооз, в Нем .
сила. Далее мы узнаём, что Руфь оставалась со служанками Вооза до конца жатвы. Жатва
пшеницы есть символ того, как Христос будет отбирать святых для Церкви Своей.
ГЛАВА 2
Чтобы испытать истинную радость, нам необходимо воспринимать Иисуса как родного и
близкого человека, Родственника с правом искупления. Для всякой души, боящейся Господа,
Он и есть Родственник, исполненный благодати. Если мы признаем за Богом право господства
над нами, тогда мы можем считать Христа своей роднею. После смерти Елимелеха, Махлона и
Хилеона стало ясно, что наследовать удел некому. Дело представлялось совершенно
безнадежным, ибо требовалось разыскать родственника с правом выкупа земли и с желанием
сделать это. Свалившиеся на голову несчастья и полная безысходность только укрепили
Ноеминь в ее вере и пробудили живейший интерес к Богу в Руфи. Исход же духовных
упражнений Ноемини и удовлетворение новых устремлений Руфи целиком зависели от
появления такого родственника. Это картина того, как благодаря милости Иисуса Христа
Израиль обретет радость от владения наследием Божиим, невзирая ни на их общие
прегрешения, ни на прегрешения каждого в отдельности.
Бог обращает наше внимание на Того, Кто держит в Своих руках положенную в
соответствии с божественными замыслами каждому человеку часть наследия и радуется этому
всем сердцем. Живой и прославленный Человек, восседающий одесную Бога, обладает всем
тем, чем Господь задумал осчастливить земных людей, и, как Родственник с правом
искупления, Он может передать все это нам. И тогда вся любовь и все благословения Божии
изольются на нас, ибо Господь искренне любит нас и готов призвать на служение к Себе;
Христос же выступает вечным Гарантом того, что это обязательно произойдет. Приходя ко
Христу, мы становимся подобны Воозу, в котором заложена сила держаться того, что дает нам
Господь. У него . право нашего искупления, ибо к сему дню утратили мы свое наследие и не
можем более радоваться ему. Об этом . книга Руфь.
Выясняется, что у Ноемини есть родственник по мужу. И хотя она была женщина бедная,
он был человек весьма знатный. Такое место занимает и Христос по отношению к "семени
Авраамову", о которых Он говорит как о "детях" и "братиях" Своих (Евр 2, 11-16). Имеющие
страх Божий, любящие Господа всем сердцем и жаждущие Его благословения рано или поздно
обнаруживают Родственника с правом искупления. И тогда приходит Он и возвращает нам то,
чего не забирал, ибо Он имеет власть восстановить нас в правах на утраченное наследие. Когда
Он был здесь, на земле, Он присоединился к группе идущих к Иоанну Предтече покаяться в
своих грехах и принять крещение, ибо Он им Родственник, и сердце Его радовалось за них
радостью великой. Он называл их "солью земли" и "святыми".
Интересный момент во всей этой истории то, что Руфь берет на себя всю инициативу.
Она прилагает массу усилий, чтобы и на нее пала хоть часть той благодати, которой одаряет
Господь Свой народ. Так она знакомится с Воозом. По Господню повелению жнущие не
должны были собирать урожай подчистую с поля, чтобы осталось что-нибудь пришельцу,
сироте или вдове (см. Второзаконие 24, 19-21). Господь оказывал милость Свою даже
чужеземцам, "пришельцам". Руфь пошла собирать колосья на поле, ибо знала об этом. Она
хотела получить от наследия хоть малость. Мы все должны прийти к Богу поначалу хотя бы в
таком качестве, то есть не имея никаких прав и никаких свобод, кроме тех, которые дает
Господь по милости Своей.
Руфь сказала: "Буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение" (ст. 2).
Она уже достаточно знала о Боге, чтобы рассчитывать на благоволение. И поступила она так в
духе смирения и послушания, ничего не тая от Ноемини. Она не могла ничего скрывать от той,
которая привела ее к познанию божественной благодати. Смирение есть лучшее свидетельство
того, что души человека коснулась рука Божия, а смириться бывает легко, когда сердце
переполняет любовь.
Возможность сблизиться со Христом возникает только тогда, когда мы, подобно Руфи,
движемся по жизни, влекомые желанием познания, духом прилежания, смирения и любви.
Если мы поступаем так, мы оказываемся на поле Христовом и под Его личной опекой.
Присутствие Божие и Его благословение (ст. 4) доступны тем, кто ищет Бога всем сердцем
своим. Руфь попала под опеку Вооза, который, в свою очередь, прилежно и искренне старался
исполнять завет Божий, данный народу Израиля. Руфь лишь собирала колосья, но на поле,
находившемся в уделе Божьем и принадлежащем родственнику с правом искупления.
"И сказал Вооз слуге своему, приставленному к жнецам: чья эта молодая женщина?" (ст.
5). Христос не оставляет без внимания на поле Своем даже скромного собирателя колосьев.
Как чудесно, когда наши действия и поступки привлекают к нам внимание Божие! В этой главе
мы видим, какое состояние души неизменно обращает на себя участие Господне. Когда вы в
свой каморке взываете к Господу, чтобы Тот углубил ваши познания о Нем, чтобы открыл вам
новые грани величия Христова, чтобы даровал вам удел в наследии Божьем, тогда Господь Бог
обращает на вас Свою милость. Как велико может быть благоволение Господне к любящим
Его! Насколько оно больше той чести, которую способен оказать вам этот мир! Бог говорит о
сих людях: "Буду подстерегать их". Книга Руфи рассказывает нам о том, как любовь,
вызревшая в нашей душе, смиренно отправляется на поиски духовного.
Руфь лишь собирала колосья благословения Божьего: "Пришла, и находится здесь с
самого утра доселе; мало бывает она дома" (ст. 7). Я уверен, что Дух Святой тоже докладывает
Господу о том, насколько прилежно мы совершаем свою работу на поле Божьем. Я обратил
внимание, что даже малое усердие приносит щедрый плод милости Господней; и, наверное,
никто из нас не знает, какое богатство мы приобрели бы, если бы в полной мере посвятили себя
Богу.
Нам позволено подбирать все, что оставляет для нас Христос. Вооз и слуги его всячески
поддержали Руфь и сказали ей "не ходить подбирать на другом поле" (ст. 8). "Пусть в глазах
твоих будет то поле, где они [служанки Вооза]жнут, и ходи за ними". Господу нравится
управлять процессом на Своих полях, и глаза наши должны быть устремлены туда, где трудятся
его жнецы и жницы. А нам остается только следовать за ними и подбирать упавшие колосья.
Богатый урожай с наследных земель мы собираем сегодня всей общиной. Слуги-жнецы
воплощают в себе ту силу, которая распознает все духовное и позволяет нам наслаждаться
наследием Божьим. Девушки-служанки воплощают дух смирения и подчинения, желание идти
туда, куда указует Господь, чтобы потрудиться во благо Ему. Находиться в подобной компании
весьма приятно.
Руфи позволено было подбирать после жнецов и пить из сосудов, откуда черпали слуги.
Эти сосуды . символ того, чт. Господь уготовил нам для утоления нашей духовной жажды. А
Священное Писание . первейший, хотя и не единственный из этих сосудов, доступных любой
смиренной Руфи, трудящейся на поле истинного Вооза. Наследие Божие открылось для нас в
тот миг, когда Дух Святой сошел на нас от прославленного Христа. Тот, кто любит, несметно
богат. Заключительный стих Послания к Ефесянам . послания, посвященного наследию
Господнему, говорит нам, что любовь распахивает перед нами необъятный мир: "Благодать со
всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа".
Руфь чувствовала себя в земле сей чужестранкой (ст. 10), но для Вооза ее искренняя
привязанность к ее новой вере имела решающее значение. Она обособилась от всего
моавитского и прилепилась душой к народу Божию, хотя знала его лишь понаслышке. Она
приняла решение прийти и обрести убежище под крылами Господа, и Вооз переговорив с нею,
проникся к ней искренней симпатией. Мы все с благоговением вспоминаем тот случай, когда
Христос впервые обратился к нам лично. С того момента мы вправе говорить: "Я не достоин,
но я жаждал милости Божьей, и Господь снизошел до меня!". Так сказала Ноеминь: "Да будет
благословен принявший тебя!" (ст. 19). Вооз лично говорил с Руфью и утешал ее, хотя сама она
считала себя недостойной подобной чести, ибо не была одной из служанок его.
Настало "время обеда" (ст. 14), и то, что в это время произошло, тоже весьма
показательно. Вооз кормит обедом слуг своих и служанок, и Руфь узнает, насколько заботлив
хозяин. Ей позволено было есть то же, что и всем остальным. Его сердце было столь же
открыто, а рука столь же щедра к Руфи, как и к остальным работникам, хотя сама она не
считала себя с ними на равных. Но Вооз явил ей милость свою. Рано или поздно приходит это
время обеда, когда жнецы и служанки могут все вместе сесть и потрапезничать. Такое общение
возможно по благодати Господа нашего. И мы приступаем к этой духовной трапезе, следуя
призыву Божьему. Многие остаются в стороне, чувствуя себя не вправе сесть за общий стол,
но, когда сам Господь приглашает нас отобедать, даже самые смиренные души могут занять
свое место возле жнецов. Мы все находимся на одинаковом положении . и великие сборщики
великого урожая, и скромные собиратели колосьев, ибо всех нас призвал Христос по милости
Своей. Так, после Пятидесятницы "они пребывали в учении Апостолов и в общении". Они все
"сидели возле жнецов" и принимали хлеб из руки Воскресшего и Вознесенного Христа, ибо Он
Сам стал для них пищей небесною. История Руфи показывает, как душа, влекомая праведными
желаниями, вступает в сообщество святых, приветствуемая Самим Господом Иисусом.
Всем нам, святым Божьим, оказана величайшая честь принимать участие в
ВечереГосподней. Мы получаем эту возможность, если подобно Руфи движемся в верном
направлении. Путеводителем же нам по миру является любовь. Примером тому . разговор,
который произошел между Христом и людьми, слышавшими проповедь Иоанна Крестителя и
последовавшими за Иисусом. Господь спросил их: "Что вам надобно? Они сказали Ему: Равви,
. что значит: "учитель", . где живешь?" (Ин 1, 38-39).
Хлеб в стихе 14 и снопы в стихе 16 . это те милости, которые Руфь получила лично. Все
мы . части одной большой общины, но Господь являет Себя каждому человеку
индивидуально. Например, содействие Духа Иисуса Христа (Фил 1, 19) познают только те, кому
оно предназначено. "Господь же предстал мне и укрепил меня" (2 Тим 4, 17), а также
"Довольно для тебя благодати Моей" (2 Кор 12, 9) . все это предназначалось лично Павлу. И
Господь говорит о "белом камне", а "на камне написанное новое имя, которого никто не знает,
кроме того, кто получает" (Откр 2, 17). Бог часто метит особым знаком тех, к кому благоволит.
Но такие люди, к нашей радости, не обособляются от окружающих. Руфь ела хлеб Воозов,
"наелась, и еще осталось"; оставшееся она отнесла свекрови. То, что довелось испытать Павлу,
удивительно и прекрасно, оно укрепило апостола в его служении, но он не замедлил поделиться
этим со всеми святыми, чтобы ободрить их и показать, какие блага может даровать им Бог. Мы
все должны стремиться получить от Господа подобные знаки любви и благоволения, чтобы
познать не только общую для всей церкви благодать, но и милости, дарованные Христом нам
лично. Нам необходимо участие Бога в нашей личной судьбе.
Руфь собрала немало колосьев и сама же их обмолотила. Это еще раз подчеркивает ее
усердие в достижении желаемого. А после она узнаёт, что Вооз, оказывается, ей родственник,
да еще обладающий правом искупления. Тот, кто так по-доброму отнесся к ней, и принял
личное участие в ее судьбе, оказался человеком, способным воплотить в жизнь все самые
сокровенные ее мечты. Так мы постепенно узнаем все новые и новые подробности о Христе,
понимая, что теперь мы получили чудесную возможность сблизиться с Ним, о которой не смели
и подумать.
Основная мысль Книги Руфь в том, что наша любовь не остается неразделенной. Руфь и
Вооз соединились благодаря тому, что оба почитали закон Израильский, данный в Левите 25,
25-27 и во Второзаконии (25, 5-6). Сердце Господа не нашло бы покоя, пока не было бы
исполнено то, что Он завещал народу. На случай обнищания или смерти кормильца Господь
предусмотрел близкого родственника с правом искупителя. Именно его долг исполнил
Христос. Наследие Божие могло быть возвращено народу Израиля только посредством выкупа.
У Ноемини не осталось наследника, ибо сыновья ее умерли. В подобном же положении с
духовной точки зрения оказался Израиль. Руфь тоже лишилась мужа и кормильца, а детей не
нажила, но, будучи моавитянкой, она не имела права требовать удела в наследии.
Единственным способом для бедных женщин получить утраченное был выкуп. Так было
установлено в Израиле с самого начала его истории, и эти правила остаются неизменными.
Это тот принцип, на котором основана возможность святых Божьих порадовать Господа и
вернуть себе отвергнутое, а потому утраченное наследие. Право на искупление, воплощенное
во Христе Иисусе, может сделать это реальностью, если только мы последуем примеру
Ноемини и Руфи. Когда мы столь же безоглядно доверимся Христу, как это сделала Руфь,
положившись на Вооза, тогда Он непременно воспользуется Своим правом Искупителя и даст
нам потомство, наследующее удел Господень. Даже если точки зрения законов природы
надежды нет, Христос может обратить самые печальные обстоятельства во славу Господу. "Он
узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его"
(Ис 53, 10).
ГЛАВА 3
Руфь в этой главе подает нам пример того, как следует вести себя истинным верующим,
которые научились во всем полагаться на Христа Иисуса и рассчитывают на то, что Он
исполнит Свой долг Искупителя. Руфь явилась к Воозу, вдохновленная его добротою к ней и
поддержкой Ноемини. Она решает воспользоваться благоволением к ней этого человека,
сознавая, что ничем не заслужила такого отношения к себе, хотя с точки зрения нравственности
она была безупречна: "Ибо у всех ворот народа моего знают, что ты женщина добродетельная"
(ст. 11). Она пришла к Воозу, когда он "веял на гумне ячмень". В ту ночь он был подобен
Тому, у Кого "лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое" (Матф 3, 12). Он избавится от
соломы и сожжет огнем неугасимым все низкое, недостойное пребывать вблизи Него. Лучше
быть провеянным Христом, чем отсеянным сатаною. Ибо Христос веет, чтобы избавиться от
соломы, сатана же просеивает, чтобы, по возможности, избавиться от пшеницы. Сия "женщина
добродетельная" пришла на гумно, готовая на любые испытания, связанные с веянием зерна,
если так было угодно Господу. В том, что она умылась, и надела на себя нарядные одежды,
проявилась ее нравственная позиция, ибо она положилась на Господа, чтобы Он пришел и
"указал тебе, что тебе делать", чтобы "сбылось все. . . в тот же день".
Поразительно, что, как мы уже отмечали, Руфь берет инициативу на себя. Дух Божий
взрастил плод веры в ее душе, и она следовала Господу с любовью и усердием, надеясь на
милость Его. Имеем ли мы подобный настрой и подобную готовность? Господь говорит нам:
"Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище
непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня
больше, нежели от отборного серебра. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы
доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю" (Прит 8, 17-
21).
В Руфи мы видим смирение и скромность; она обладает прекрасными моральными
качествами, а также сердцем, жаждущим благодати Божьей и не желающим терять ни крупицы
этой благодати. И Вооз уверил ее в своей готовности исполнить долг. "Итак, дочь моя, не
бойся, я сделаю тебе все, что ты сказала", и он дал ей шесть мер ячменя. Руфь вернулась к
Ноемини не с пустыми руками, а со свидетельством того, что Вооз одобрил ее устремления и
обещал помочь. Какое утешение осознавать, что Господь Иисус знает желания наших сердец
. даже тех из нас, кто еще не до конца ощутил себя свободным человеком. Вы думаете,
Господу все равно, когда кто-либо из нас может сказать: "По внутреннему человеку нахожу
удовольствие в законе Божием"? Чего еще можно требовать от человека, кроме как
отчетливого желания приблизиться к Господу? Таким Бог дает четкое представление о том,
чего ожидает от них Господь, что Его заботит более всего, а также обещание поддержать на
нелегком пути. Через это мы учимся понимать, что не в наших руках власть и сила, но Господь
следит за всем происходящим, и Он непременно поспособствует тому, чтобы наши старания
принесли достойный плод. Когда у нас перед глазами фигура Христа, Он говорит нам: "Я
сделаю тебе все".
Узнав, что человек, так по-доброму принявший ее, ей родня, да еще обладает правом
искупления, Руфь решает дать ему понять, что нуждается в его помощи, что желает пригреться
под его крылом. Открывшись ему, она сделала все, от нее зависящее, теперь дело оставалось за
Воозом. На все это мудрая Ноеминь (№,18): "Подожди, дочь моя. . . ибо человек тот не
останется в покое, не кончив сегодня дела". Когда наученная Духом Божьим душа постигает
Христа, признает в Нем Родственника с правом искупления и готова посвятить Ему всю себя
без остатка, очередь действовать переходит к Богу. Что бы мы ни предприняли, слава
принадлежит Господу Иисусу. Он будет действовать во благо любящих Его и исполнит
желания их сердца даже в такие непростые времена, как наши. Когда Он видит в нас
искреннюю любовь, Он готов ради нас на все.
ГЛАВА 4
Далее нам необходимо постичь ту простую истину, что в конце пребудет один только
Христос. Под Его божественным руководством мы должны постараться понять
несостоятельность законных установок. Об этом . четвертая глава. Человек обладает знанием
добра и зла, и совесть дает ему ощущение ответственности. Каждый знает, что должен делать
хорошо и не должен плохо. Закон облекает это знание в определенную форму, делая человека
ответственным за свои действия и даже мысли. Это произошло с еще одним родственником
Руфи, более близким ей, нежели Вооз. Закон зачастую оказывается ближе к нам, чем Сам
Христос. Язычникам, например, не было дано закона Божия, но требование поступать согласно
общечеловеческим представлениям о добре и зле распространялось и на них. Многие
воспринимают христианство как некую нравственную норму, которой следует придерживаться.
И в глазах естественного человека этого оказывается вполне достаточно. Мы постоянно
слышим уверения, что если нам удастся сохранить в чистоте свои помыслы и совесть, то
спасение нам обеспечено. Но не стоит забывать, что для спасения необходима сила Божия.
Следование закону и прилежное исполнение долга не могут заменить это основополагающее
условие. Они не могут воскресить человека из мертвых, не могут дать удела в наследие.
Воскрешающая сила исходит исключительно от Господа Иисуса, истинного Вооза.
Предназначение закона, описанного во Второзаконии (25, 5-6), было сохранить наследие в
семье умершего, "чтобы имя его не изгладилось в Израиле". Это акт милости Божией, а не
следствие закона. Итак, ближайший родственник, олицетворявший этот закон, дважды
признал: "Я не могу принять". Он снял сапог свой с ноги, что означало, что он отступает в
сторону, открывая дорогу другому.
Итак, более близкий родственник не мог удовлетворить духовные потребности Руфи, как
не мог дать ей потомства, которому перешло бы наследие умершего. Мы, как христиане, порой
имеем некие представления о том, что требуется нашей душе, но эти представления не дают
нам силы. Сила наша . во Христе Иисусе, без Него мы ни на что не способны, но с Ним
способны на все.
Городские ворота символизируют то, что Христос открыто благоволит к любящим Его.
Христиане тоже всегда находятся на виду, они всегда у "ворот", на них устремлены глаза всего
мира. Видят ли они, что у нас могущественный и знатный Супруг? Супруг, Который даровал
нам покой, освободив от себялюбия, приземленности и грязных мыслей, так что истинные
поклонники Христовы стали на голову выше окружающих их людей.
Вооз . это Воскресший Христос. Только он один способен стать для нас истинным
Искупителем. Он сохранил наследие, не просто сам сделавшись наследником, но выкупив у
Господа право называться таковым; он внес "залог для искупления удела" (Еф 1, 14). Теперь он
его полноправный владелец, ибо он опросил всех претендентов, прежде чем заявить о своем
личном интересе. Любовь Божия не могла проявиться во всей своей полноте каким-либо иным
способом, ибо в свете сказанного выше и израильтяне, и язычники могут считаться людьми
умершими. Их имена могут быть воскрешены для обладания наследием только силой
Христовой по милости Его. И получают эту благодать лишь те, кто, подобно Руфи, приходят к
ногам Его и вступают с Ним в брак. "Неизменные милости, обещанные Давиду" суть богатство
и тук земель обетованных, наслаждаться которыми нам позволяет Воскресший Христос.
Когда сыны Израилевы столкнулись со смертью, они, подобно Ноемини, испытали горечь
и боль. Но вместе с этими чувствами в них, как в Руфи, пробудилось непреодолимое
стремление к Богу. Все это привело их к ногам Мессии, Который умер за них, но потом
воскрес, чтобы дать им то, что уготовил для них Господь.
И если сегодня мы чувствуем, что, подобно Израилю, утратили радость от владения
уделом, дарованным нам Богом, Ноеминь и Руфь указывают нам дорогу к дому Родственника,
Который, будучи погребен и воскреснув, с удовольствием возвратит нам то богатство, от
которого мы отказались. События этой книги происходят во времена судей, а значит, во
времена борений и богоотступничества. Из нее мы узнаём, как любовь может достигнуть
Христа Иисуса, в Котором все: и радость от владения наследием Божьим, и ответы на все
божественные устремления нашего сердца, и сила Духа Святого, воздвигающего нас в
наследники. В Послании к Римлянам (гл.8) мы читаем о том, что святые имеют право на
наследие; они и сыны, и дети, и сонаследники Христу, потомство живое. Мы можем лишиться
своих уделов лишь тогда, когда на них нет наследников, но тогда не исполнится слово Божие,
что по определению невозможно. Мы должны припасть ко Христу, к нашему Воозу, вступить с
ним в брак и произвести потомство с правами наследника.
У Руфи рождается сын Овид с правом искупления. Как сказали женщины Ноемини,
"благословен Господь, что Он не оставил тебя без наследника! И да будет славно имя его в
Израиле!" (ст. 14). Мы видим, что право искупления рассматривается здесь с двух сторон. С
одной стороны, им обладал Вооз, близкий Родственник, прообраз Христа, другой . им
обладал и Овид, чье имя в переводе означает "слуга" или "поклонник". Овид есть прообраз
святых Христовых, в которых любовь, привязанность и служение Богу произведут плод,
достойный истинных наследников (см. Рим 7, 4) и, более того, сонаследников Христу. Таков
результат работы Духа Святого в душах людей; это подробно описано и объяснено в Послании
к Римлянам (гл. 8).
Книга Руфь может многому научить и современных верующих. Общее положение вещей
в наши дни говорит о том, что народ Божий находится скорее в полях Моавитских, нежели в
земле Вифлеемской. Смерть вошла в мир, ибо Господь говорит Ангелу Протестантской
церкви: "Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр 3, 1). Но Христос в
силах принести жизнь даже туда, где воцарилась смерть. Господь полагает каждому
верующему удел в наследии Божьем, и если мы радостно вступаем во владение и производим
достойный плод из земли сей, тем самым мы прославляем Бога. Когда же Его народ голодает,
когда бежит к моавитянам, вместо того, чтобы наслаждаться дарованным Богом наследием,
слава Господня меркнет. Это все равно, что во всеуслышание заявить, что моавитская земля
лучше земли ханаанской! Когда христиане отвращаются от божественного к мирскому, тем
самым они как бы заявляют, что мир этот дает им больше того, что они имеют от Бога.
Но благодаря обильной благодати Божией те, кто оказался в таких обстоятельствах,
получают возможность прочувствовать, подобно Ноемини, весь ужас своего положения и
постараться изменить его. Если душа их жаждет благоволения Господня, то они сумеют,
подобно Руфи, познать Христа, как своего близкого Родственника и как Человека весьма
знатного. Он станет для них источником всех благ, вернет их на стези, изначально уготованные
им Господом, ибо в Нем . все. И, припав ко Христу, святые Его обретут утраченное право на
наследие. Если Христос пребывает во святых, а Дух есть жизнь, то нам обеспечено искупление.
Причина, по которой многие из нас не могут наслаждаться наследием Божьим, зачастую
кроется в том, что мы не сознаем того, что перестали получать это удовольствие. Чтобы этого
не случилось, нужно держать в памяти пример Ноемини. Как часто мы руководствуемся
заниженными нравственными нормами и пребываем в уверенности, что грехи наши прощены и
что мы обязательно попадем на небо, когда умрем или когда придет Христос. Мы не сознаем,
что в жизни возможно испытать великую радость от великих благословений. Как редко можно
увидеть в людях силу и полноту любви к Господу, какою обладала Руфь! Она никогда не
бывала в земле обетованной, а потому не могла горевать о потерянном, но ее привязанности
были чисты и искренни, благодаря Ноемини. Достигнув такого уровня отношения к Богу, мы
сможем во всей полноте испытать силу Его благодати и радость от наследия. Во глубине души
мы все желаем этого, но нам не всегда хватает решительности добиваться исполнения своих
желаний, и тогда мы подвергаем себя опасности не удержаться на верном пути, свернуть на
дорожку, ведущую прочь от Христа.
Если же нам удастся обрести в лице Христа своего близкого родственника с правом
искупления, в результате на свет появится потомство, которому дано будет вступить во
владение наследием, чтобы в полной мере насладиться тем, что дарует нам Господь. В основе
всего лежит божественная благодать и сила воскресения. Ноеминь получила достойное
вознаграждение за свою стойкость и преданность Господу: она обрела наследника, который, в
то же время, стал и ответом на праведные устремления Руфи.
Овид же в свое время родил Иессея, чье имя в переводе означает "Бог есть". Мы
получаем неоспоримые доказательства того, что Господь благоволит к нам. А Иессей родил
Давида. Остается только сказать, что Христос пришел в этот мир, подобно Давиду, чтобы во
всеуслышание заявить о правах Бога как Царя и дать наследникам Его обетование наследия,
через которое прославлен будет Господь.