Указатель »
Глава 4
Так как начиная с четвертой главы мы вступаем в третью часть, (то есть "что будет") этой Боговдохновенной книги, то будет полезным бросить беглый взгляд на три пройденных нами главы.
Мы видим, что они пророчески охватывают период свыше 19-ти столетий: со дня Пятидесятницы - до пришествия Христа. Они указывают в течении всего этого периода на нашего Господа Иисуса Христа, как на великого Первосвященника и Ходатая Нового Завета. Во второй и третьей главах мы видим всю историю церкви в течении, почти двадцати столетий, описанную в семи периодах.
Первый период - утеря Первой любви.
Второй период - очищение церкви, проходящей через горнило испытаний и скорбей.
Третий период - соединение церкви с государством и омирщвление ее.
Четвертый период - папство и захват светской власти.
Пятый период - реформация: "ты носишь имя будто жив, но ты мертв".
Шестой период - возвращение к слову и Имени Его, за что Господь обещает сохранить от годины искушения.
Седьмой период - теплое, равнодушное христианство, которое останется на дни великой скорби, то есть будут извержены из уст Его.
Заканчивая обзор этих трех глав, зададим себе вопрос: "что будет", когда закончится шестой период, то есть, ожидающие Его возьмутся? Священное Писание отвечает: немедленно наступят дни Сына Человеческого (Лк.17:26), то есть время великой скорби и суда, дни антихриста и наконец - пришествие Господа со Своими святыми. Все это выраженное во многих местах Священного Писания, довольно определенно и прямо описано в Откровении с четвертой по девятнадцатую главу.
В четвертой главе - приготовлен престол для наступающих судов.
В пятой главе - Христос принимает силу, крепость и державу.
В шестой и седьмой главах - начало судов, вход полного числа язычников и конец первого периода великой скорби.
С восьмой по двенадцатую главы - второй период великой скорби, и милостивые намерения Господа, касающиеся главным образом Израиля.
С тринадцатой по восемнадцатую главы - третий период великой скорби, касающийся царства зверя.
Девятнадцатая глава - брак Агнца и уничтожение антихриста. Приступая непосредственно к разбору четвертой главы, мы прежде всего видим престол.
Стих 1.
"После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего".
До сих пор, взор Иоанна был направлен на предметы, находящиеся здесь на земле. Теперь же он направляет взор свой к небу. Это потому, что события, которые должны теперь последовать, развиваются не на земле, а на небе. Но прежде чем наступят события на земле, на небе должно произойти то, чего никогда раньше там не происходило. И то, что там произойдет, дает совершенно новое направление всем земным событиям. И действительно, изучение последующих глав показывает, что положение вещей впредь, меняется во всех отношениях.
Если до сих пор мы видели Христа, как Первосвященника, имеющего дело со Своей Церковью, ходящего посреди семи золотых светильников на земле, то этого теперь уже тут нет. Мы теперь видим Его в ином положении: как Судию - Судопроизводителя и, наконец, как Царя, Царя-царей. Если до четвертой главы царствовала милость и благодать, то теперь наступает время суда и правосудия. Агнец превращается в Льва. Слава нашему Господу, что Он открыл эту дверь для Иоанна и через это откровение и мы можем все видеть и отмечать для себя.
"Прежний голос... сказал: взойди сюда". Господь, говоривший некогда с Иоанном из среды семи золотых светильников, теперь говорит с другого места, с неба - места славы Своей.
Первое, что услышал Иоанн, это: "Взойди сюда!" Иоанну дано не только взглянуть в открытую дверь, но и взойти туда, где находится Господь, войти в славу Его, как Он сказал: "Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною" (Иоан.17:24). Возможно этот голос вскоре прозвучит и для нас: "Взойди сюда!" и мы будем иметь возможность видеть Того, о Ком мы читаем и слышим. Но это будет для тех, кто окажется победителем (Откр.3:21), и сподобится этого (Лук.21:36).
"И покажу тебе, чему надлежит быть после сего". Слова: "после сего", указывают на открытое во второй и третьей главах, то есть, сначала должно совершиться все сказанное в них. Пока не исполнится все написанное во второй и третьей главах, не может наступить сказанное в четвертой главе. Все события, которые должны быть от четвертой главы, могут совершиться только тогда, когда церковь закончит свое земное поприще.
А так как она еще не закончила, то и все содержимое, начиная с четвертой главы, будет после сего. Следовательно и престол и все, что мы там видим, будет после взятия Церкви от земли.
Стих 2.
"И тотчас я был в духе, и вот престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий".
Многие толкуют, что Иоанн был духовно настроен в воскресенье, но это неправильное понимание. Быть в духе, значит быть в исступлении.
Эти слова показывают, что третью часть этого великого откровения, Иоанн получил не сразу, что после того, как ему было открыто содержимое первых трех глав, был некоторый перерыв. Когда он писал семь посланий церквям, Иоанн был в своем естественном состоянии, но для того, чтобы получить дальнейшее откровение, он должен был снова возвратиться в состояние исступления.
"Престол стоял на небе... " Заметим, первое, что бросается в глаза, это - престол. Присутствие на небе престола не представляется странным, так как там, где обитает Господь, должен быть и престол - знак величия, славы и царствования Его. Тем более, что уже до этого, видели Господа на престоле Его (Ис.6:1), а также и пророк Иезекииль (1:26): следовательно это не есть из ряда вон выходящее, и тем не менее Иоанн указывает не на этот престол. Только что увиденный престол для него был чем-то необыкновенным. Этот престол ставится уже после восхищения церкви. Несомненно, Иоанн взглянув, увидел его только после происшедших событий (во второй и третьей главах и восхищ.). Другие переводы, как например английский, говорят, - что: "престол был поставлен". Возможно, на первый взгляд в этом нам покажется такая маленькая разница, что о ней не стоит и говорить. В сущности же разница очень большая. Дело в том, что Иоанн указывает не на тот престол, на котором от вечности восседал Господь, но на престол, который находится в связи с будущими событиями.
Появление этого нового престола указывает на то, что на небе должны произойти события, совершенно отличные от всех событий, когда-либо происходивших там.
Что же это за престол к которому мы приближаемся? Это престол благодати, который в дальнейшем должен превратиться в престол суда. Священное Писание учит, что: "настанет время, когда хозяин дома встанет и затворит двери" (Лук.13:25). Когда последует закрытие двери, за этим последуют обыкновенно всякого рода события на земле и на небе. Итак, когда Он закончит Свою Первосвященническую деятельность, престол благодати будет снят и Христос опять сядет на престоле, но не престоле благодати, а на престоле суда, где воззвание и стук к Нему будут напрасны. Тогда кончится "лето благоприятное" и наступит день мщения (Ис.61:2).
Именно на это Господь хочет указать Иоанну, давая взглянуть не на Себя, а на престол, чтобы он видел не Его, а престол суда. Этот престол означает водворение нового порядка.
О том, что в будущем это будет престол суда Божия, мы увидим дальше: "На престоле был Сидящий..."
Имени Его мы не знаем - не называется оно, но мы знаем, что это - Бог - Иегова. Из того, что Он сидит на престоле, видим, что наступает время начаться Его действиям (Дан.7:9-20). "Воссел Ветхий днями". Из этих слов мы видим, что Он не всегда сидел, но воссел на него, ибо сказано: что "поставлены были престолы и воссел Ветхий днями".
Стих 3.
"И сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису, и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду".
Наружный облик, занимавшего престол Иеговы, не описан, так как Он вообще неописуем. За то, хоть частично описана слава Его, чтобы по ней мы могли узнать, что это действительно Он есть. В Откр.21:11: слава Его описывается так: "светило Его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному". Наш яспис, который мы имеем, совершенно особенный, не кристалловидный, не прозрачный. Один богослов говорит: ясписом называется наш современный алмаз, или бриллиант.
Сардис - драгоценный камень огненного цвета, как кровь, сверкает чудными переливами. Его принимают за современный рубин. Вообразите себе теперь сияние этих двух камней, чудную игру, переливы различных оттенков, находящихся в этих камнях. Если мы представим себе это, то увидим огненное сияние, без всякой мути, пурпурового цвета, отражающего всемозможные красные оттенки.
Вот таков был вид Того, Кто не поддается описанию. Заметим, что до настоящего места Писания, нигде во всей Библии мы не встречаем описание Бога - Иеговы и Его лица. Везде, где только мы читаем хоть какое-нибудь описание Его, рисуется не Он Сам, а лишь слава Его. Так например: Моисей говорит: "Вид же славы Господней на вершине горы был перед глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий" (Исх.24:17), таким образом, здесь впервые дается хоть маленькое описание нашего неописуемого Бога - Иеговы.
"И радуга вокруг престола видом подобная смарагду". Такое украшение для престола суда кажется странным.
Престол суда, поскольку мы его можем себе представить, должен напоминать лишь о потрясающей угрозе. Радуга, как раз наоборот - символ благодати. Впервые она была поставлена Господом как символ благодати и милости в завет вечный, после потопа, когда спаслось восемь душ семейства Ноева. Она была поставлена знамением после суда, что впредь Бог не будет истреблять мир потопом (Быт.9:9-17). Здесь же это знамение милости окружает престол Его, престол суда, прежде нежели начались суды.
Эта особенность должна побудить детей Божиих желать приближения пришествия Христова и с радостью говорить: "Ей гряди, Господи Иисусе" (Откр.22:20). Но это мы сможем сказать лишь тогда, когда поймем, какая дивная благодать сияет в этом престоле. Но может явиться вопрос: как же совместить престол суда с знамениями милости и благодати? Неужели при пришествии Господа не пойдет все на уничтожение?
Ведь, когда Он придет как тать, то даже небо и земля сгорят (2 Петр.3:10). Да, мы представляли себе так по ранее взятому понятию, что тогда все должно быть уничтожено, а между тем это не последние и окончательные суды. В действительности же окочательный суд - на великом белом престоле, произойдет после тысячелетнего царства и после второго воскресения (Откр.20:5-15). После же судов в дни великой скорби, земля будет иметь обильные благословления. Через эти суды, земля и все творение на ней, освободится от своего незаконного властелина, - князя тьмы, то есть сатаны, и от проклятия и смерти (Зах.14:11; Ис.25:8), так что верующие дети Божии умирать не будут: Он доставит суду победу (Мф.12:20). Итак, когда кончится предстоящий суд, на земле наступит тысячелетнее Царство Христа, о чем и возвещает радуга.
Цвет радуги так же имеет большое значение. Она подобна смарагду. Смарагд, это - чудный, зеленого цвета, прозрачный, драгоценный камень. Следовательно, радуга сияет мягким зеленым цветом, возвещающим чудную надежду (зеленый цвет - символ надежды). В обыкновенной радуге имеется семь цветов, здесь все они отсутствуют, кроме одного, полного обетования, то есть - зеленого цвета. Правда, от этого престола исходит угроза: "день гнева" (Откр.6:17), "будущий гнев" (Мф.3:7), "жар гнева" (Ис.54:8) - но вслед за ним придет вечная милость. Об этой милости свидетельствует даже и форма радуги, она окружает престол, как замкнутое кольцо, не имеющее ни начала ни конца.
Обычно мы видим половину круга радуги - эмблему частичных милостей. Мы все видим радугу в верхней части, нижней ее части не видно. Нам обещаны все небесные благословения (в верхней части радуги), а на земле мы не имеем обетования, и если надеемся только на земные обетования, то мы несчастны. В то время как здесь на земле мы пользуемся отчасти благодатью Божией, там же видна целая, круглая радуга, как - символ вечной милости, которая будет после суда.
Стих 4.
"И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые были облечены в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы".
Здесь каждое слово имеет весьма важное значение.
Иоанну было показано, кроме основного престола, еще двадцать четыре престола, окружающие центральный престол и, так как они названы престолами, то и им присущи: величие, господство и слава. Это седалища славы для соучастников Царства. Кто же эти соучастники Царства? По этому поводу существует много предположений. В Дан.7:9 мы читаем: "поставлены были престолы" - тоже, не один престол, а несколько. Но что за судьи (10-й стих) сели на этих престолах? Там этого не видно, так как церковь, в то время была еще в тайне. В данном месте Священного Писания так же все 24 престола заняты. Чтобы узнать, что это за 24 старца, увенчанные золотыми венцами и сидящие на 24-х престолах, следует прочесть (Откр.5:8-11). Из этого места видно, что это не ангелы, так как здесь подразделяется: ангелы, старцы, животные. У ангелов нет престолов как у 24-х старцев и 4-х животных. Ангелы стояли дальше от престола Господня. Из хвалебной песни этих старцев (Откр.5:9-10) видно, что они люди, ибо только люди могут происходить из всякого языка, колена, народа, племени, никто иной не может происходить кроме их, и они в песне повторяют, что они искуплены кровью Агнца, следовательно они спасенные люди, которые участвовали в спасении, в котором и мы участвуем. Мы благодарны Христу, что Его кровь искупила и нас.
Венцы их так же говорят о многом: они говорят, что это люди, принадлежащие к числу победителей (2 Тим.2:5; 1 Кор.9:24-25). Следовательно это те, которые законно подвизались и держали то, что имели, пока Господь не пришел и никто не мог похитить венца их (Откр.3:11).
Венцы будут даны в явлении Христовом, как говорит апостол Павел (2 Тим.4:8). Из этих слов апостола ясно, что венец приготовлен еще тогда, когда человек живет на этой земле, но дается он в день оный, при чем вручается он не Первосвященником, а Праведным Судией. Из (1 Петр.5:4) тоже видно, что пастыри получат венцы славы после прихода Пастыреначальника.
Следовательно, 24 старца уже прошли этот "оный день". Они сидят на престолах в венцах, когда суд над землей еще не начался.
Многое теперь известно из их собственного свидетельства: что они искуплены из всякого колена, языка, народа и племени, это точно определяет, кого они изображают.
Некоторые толкователи говорят, что это - 12 отцов из колен Израилевых Ветхого Завета и 12 апостолов Нового Завета, так 12 и 12 и составляют тут 24. И многим поверхностным читателям так и кажется на самом деле. Но нет, нам известно, что, как вожди Ветхого Завета - отцы колен Израиля, так и 12 апостолов Нового Завета, были все из одного племени, народа и языка, но не из всякого племени, колена и языка, что и опровергает лжеучение. Это самое их происхождение из всякого колена, племени, языка и народа, служит лучшим доказательством того, что мы имеем дело с членами Ново-Заветной Церкви Христовой, которая противоположна Израилю. К Израилю не должны присоединяться никакие племена, только Израиль есть избранный Богом народ.
А к Церкви Христовой присоединяются из всех народов по всей земле, как и сказал Христос, чтобы шли по всей земле и проповедывали (Мф.28:19). В (Деян.15:14) говорится: как Бог призрел на язычников первоначально, чтобы из них составить Себе народ во Имя Свое.
На этом основании придется согласиться с тем, что 24 старца явятся на этих престолах после того, когда возьмется Евангелие из всех колен и народов, иначе число их было бы неполно. Этот сонм еще до ныне не находится там и число их еще не полно, пока церковь не совершит свое течение тут на земле.
Очевидно здесь, имея дело с 24 старцами, мы имеем дело только с частью восхищенных при последней трубе, а другую часть ее составляют 4 животных, живущих и находящихся среди престола и на престоле, так как они поют вместе с старцами ту же самую песнь о себе и говорят то же самое, что говорят 24 старца. Те и другие вместе, есть взятая церковь с земли. Что они в таком составе показываются Иоанну и могут представлять собою всех святых Господних, это нам ясно, потому что в мире гораздо больше народов, языков и племен, чем 24 и 4. В лице 24-х старцев и 4-х животных, то есть 28 народов они могут представлять всех святых из всех народов, иначе их и счесть было бы нельзя и они не были бы показаны на престолах.
Итак, мы видим, что 24 старца и 4 животных представляют восхищенную церковь.
Обратим внимание на их одежду: они одеты в белые одежды, что указывает на то, что они оказались достойными ходить в них (Откр.3:4) и сподобились предстать пред Сына Человеческого (Лук.21:36). Следовательно у них, когда Христос пришел, не было видно срамоты наготы их (Откр.3:18).
По объяснению этой чудной книги - откровения - белые одежды - это праведность святых.
В Откр.19:8 речь идет о невесте. Так и здесь мы имеем дело с невестой Агнца. На это указывает многое, как например: их восхищение от земли до начала судов, избежание будущих бедствий, их участие на престоле судов (1 Кор.6:2), их положение и отношение к Богу Отцу и Христу - они стоят ближе к Нему, нежели ангелы, их присутствие на небе во время славнейших событий. "И имели на головах своих золотые венцы". Золото - знак царского достоинства. Венцы выделяют их из всех остальных, кроме Господа, даже у ангелов нет таких венцов. И престолы их говорят о царствовании, господстве и славе. Если тут не сказано прямо, что это невеста Агнца, то мы должны помнить одно, что на Востоке невеста снимает покрывало при соединении с женихом. В покрывале она идет через этот мир, в нем находится и там до известного времени, так как члены еще прибавляются. Но когда настанет день, она будет открыта всем. В Откр.19гл. мы читаем о чудном Аллилуйя в небесах.
Стих 5.
"И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих".
С наступлением этого нового периода, престол был поставлен на первый план, и святой зритель все снова возвращается к нему, так как от него все исходит и во свете его все надо понимать. Иоанн описывает его как центр, вокруг которого собрана церковь, ангелы, небо, земля, на нем восседает триединый Бог. В Откр.5гл. мы видим, что всякая тварь прикована к этому престолу.
"Молнии, и громы и гласы" - указывают, на признак гнева Божия. Многочисленные места Священного Писания говорят, что это обозначают - суды и правосудие Божие.
Так Господь произвел "гром и град и огонь на Египтян", тогда от страха фараон и народ признали себя грешниками и Богоотступниками (Исх.9:23-27). Когда Господь давал святой закон Израилю, на Синае, никто не смел приблизиться, кроме Моисея и Аарона, но и они были в страхе и трепете (Евр.12:21) и народ бежал, были громы и молнии... звук весьма сильный... и вострепетал весь народ (Исх.19:16-27) Также, когда в последствии Израиль потребовал поставить над собою царя взамен Самуила, то Самуил этим очень огорчился и просил Бога явить Свой гнев Израилю за его грехи и Господь сделал это: послал гром и молнию и дождь, и народ сознал свой грех и преступление (1 Цар.12:17-18). И в псалмах часто читаем, что Господь этим путем наводит страх на людей и возвещает Свои суды.
Таким образом, если гром и молния указывают на проявление гнева Божия, то и здесь, с того времени, как поставлен престол, не престол благодати, а престол суда, разразится гнев Божий. Реки воды жизни иссякли и на их месте разлились: ужасы, огонь и суд.
"И семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих". Здесь Дух Святой представлен в полноте Своей, в виде семи горящих огненных факелов, пылающих огнем. Следовательно мы имеем тут на престоле Бога Отца, и Духа Святого, а в следующей главе - Бога Сына. Порядок Лиц Святой Троицы, такой же как и причина, так же, как и там в Откр.1:4. Бог Христос является там последним, так как следующее дальше все говорит о Нем.
Сказано: что эти семь светильников горели подобно семи пылающим факелам. Здесь Дух Святой не является, как освящающий в виде огненных пламенных языков - как это было в день пятидесятницы, когда "явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них" (Деян.2:3).
Здесь Он является как семь огненных пылающих факелов. Образ "голубя" (Мф.3:16): удалился, уступив место огненному факелу. Мирра, - смягчающий елей помазания, как бы охвачен пламенем и готов пожрать.
Это в конце все должно совершиться и оно ближе к нам, чем многие склонны думать. Огненные факелы - эмблема войны, их семь, семь духов Божиих - полнота Святого Духа, вооружившегося на врагов Христовых, чтобы судить мир и зажечь большой пожар, тогда настанет день, который будет гореть, как печь раскаленная. В этом периоде Дух Святой является Духом суда и Духом огня (Ис.4:4). Тогда уже проявления Святого Духа будут совершенно иными, нежели теперь.
Стих 6.
"И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу: и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади".
Удивительно чередуются явления обстановки, показывающие связь с престолом: угроза и благодать, суд и милость, предвестники гнева и покоя.
Сам престол является престолом суда и в тоже время, он окружен радугой, - символ завета и милости. Мы видим: "молнии и громы и гласы" - вестники гнева Его и в то же время - тихое, спокойное, стеклянное море. Правда, море обычно служит образом беспокойствия, но это море является вечно покойным, оно является твердым, непоколебимым, на нем не поднимается ни одной пенящей волны, ни малейшего дуновения ветерка, ничто не рябит его гладкую поверхность, оно стеклянное, неподвижное. Даже сверкающие молнии и громы, не нарушают его покоя.
В Ветхом Завете тоже было "море" - в котором омывались священники, когда должны были войти в святилище (3 Цар.7:23-26) - это признак того, что только в чистоте можно стоять пред Господом. Но разве здесь нужно омовение? Нет, здесь оно не нужно, так как ничто не чистое сюда не войдет (Откр.21:27).
Эта прозрачная стихия будет служить напоминанием о чудном и совершенном совершившемся очищении для всех, кто найдет там ненарушимый и вечный покой. Сейчас, когда Иоанн видит море, оно еще безлюдно, но с течением последующих событий, вся его поверхность, насколько можно взглянуть взору, будет занята искупленными о чем и читаем в Откр.15:2-4. Это стеклянное море здесь показано нам пустынным вероятно для того, что бы мы, увидев в последствии его занятым, вспомнили, что не все войдут туда одновременно, не все, со взятием невесты, войдут в славу, многие последуют позднее и они последуют насильственной смертью и те, которые не примут начертание зверя и будут убиты - войдут в покой. Мы должны видеть это пока на земле, чтобы принадлежать невесте Агнца.
"И посреди престола и вокруг престола четыре животных".
В этих словах мы, собственно встречаем неудачный перевод и нам следует понимать не "животные", а "живые существа", но так как в русском переводе Библии они названы животными, то и мы будем придерживаться этого слова. Чудное явление представляют эти четыре животные. Они на престоле Агнца, вместе с Ним. Они затруднили уже многих толкователей и нам они также не легко дались, - но слава Господу, Он все же дает проникнуть и в эту тайну. Читая в Ветхом Завете о престоле, там мы находим подобных животных (Иез.1:3-14). Там мы видим все эти четыре образа: лев, телец, лице человека и орел. В Ис.6:1-3 описаны серафимы, которые заняты теми же деяниями, что и эти: следовательно тоже похожие. Но хотя эти и имеют большое сходство с херувимами и серафимами, тем не менее, это и не херувимы и не серафимы. Из их песни мы слышим, что они поют тоже, что и 24 старца (Откр.5:9-10). Они славят Агнца за то, что Он пролил кровь за них. Из этого мы заключаем, что это тоже преображенные люди, а ни в коем случае не животные. Как и 24 старца, они имеют каждый "гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых". Они поют: "Ты был заклан и кровью Своею искупил нас Богу... и мы будем царствовать на земле" (Откр.5:8-14).
Так что нам ничего не остается другого, как причислить их к категории тех же 24-х старцев в смысле их отношения ко Христу и Его искупления. С этой стороны они могут быть причислены к одной категории, что и старцы, но служение между ними и 24 старцами - различны. Запомним, что престол этот совершенно отличен от того престола, на котором Господь восседал от века (3 Цар.22:19), так же и состав, окружающий этот престол, совершенно отличается от предыдущего. В первом случае престол окружали ангелы, здесь же - церковь. Из пятой главы откровения мы видим, что Сын Человеческий примет власть, силу и господство, чтобы совершить суд... "Отец и не судит никого, но весь суд отдал Cыну" (Иоан.5:22). Поэтому вместо серафимов и херувимов здесь сотрудничает Его восхищенная церковь. Почему ап. Павел и говорит: "Разве не знаете, что святые будут судить мир и ангелов?" (1 Кор.6:2-3).
На величие этих четырех "животных", или вернее - живых существ, указывает многочисленность очей, которыми они снабжены. О семи очах Агнца сказано, что это семь духов Божиих (Откр.5:6). Следовательно и у этих четырех животных, многочисленность очей, так же означает полноту Святого Духа, и они в этом отношении стали наиболее подобны Агнцу.
Стихи 7-11.
"И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему..."
Образы, в которых являются эти живые существа, производят впечатление, будто они находятся в связи с земным творением Божиим, так как их образы заимствованы от земного мира. Но хотя они и взяты от земли, их образы кроются в более глубоком значении и смысле, как Бог часто и делает, выражая последствия символически, посредством земных тварей Своих. Мы не могли бы их уяснить, если бы не был дан Господом ключ для разгадки.
Когда брат христианин писал о них, то много дней прошло, а он не мог писать, не знал, что они означали и долго молился и просил Господа, чтобы Он ему открыл. И в один день Господь дал ему объяснение.
В откровении 28 раз Христос называется Агнцем, в следующей же главе говорится о Льве из колена Иудина.
Господь дал брату христианину ключ для уяснения смысла образов этих животных.
Агнец по характеру смирен, кроток, молчалив. Он молчит и когда его ведут на заклание. Лев в противоположность агнцу, совсем другой. Таково объяснение и с этими животными. Этим ключом попытаемся с помощью Божией проникнуть в значение видов животных.
Первое животное подобно льву, который по природе - царь животных во все времена. Он представляет царственный порядок тех, которые постигли всецело Агнца.
Царственный характер выше всего стоит в нем (в льве). Он все побеждает, ни перед чем не уступает, ни чем не дает себя очаровать. Он господствует над окружающими, пренебрегает всем, может связать других. Царственный характер способен с другими разделить свою славу. Таковые черты характера передовых героев в царстве Христа. Целый ряд Ветхо-Заветных лиц выставляется с таковыми свойствами характера, в послании к Евреям, например: Енох водимый живою верою, он триста лет почитает за ничто все окружающее его в мире, побеждает все нападки мира и непрерывно ходит с Богом...
Второе такое лицо - Авраам, отказавшийся для Господа от всего, что Господь требовал: от отечества, родственников, удобства, он мог спокойно предоставить Лоту избирать, что тот хотел, хотя лучшее Авраам мог сам захватить. Он дал полное место в своем сердце любви к Богу, одержав полную победу над любовью к своему сыну Исааку. Иосиф царственно одерживает победу над грехом в доме Потифара, господствует над искушением в тюрьме 13 лет, царствует над постыдным наказанием в грехе, в котором он не виноват, ни жалобы, ни плача не прорывается у него, а у престола он царствует, чтобы воздать братьям, за зло добром и великодушно их прощает, давая им великую часть своего царства.
Моисей не захотел быть Египетским принцем и отбросил все богатства Египта, но хотел получить обетование Божие. Илия, Даниил, все это люди царственно проходящие через этот мир. И в Новом Завете есть прошедшие чрез мир как львы, например: одиннадцать апостолов, церковь пятидесятницы, мученик Стефан, апостол Павел, который говорит, что все позволительно, но много неполезного, все позволительно, но ничто не должно обладать и порабощать и действительно, им порабощение греха не обладало.
Церковь Божия нуждается в таких героях и львах и до этой минуты.
Но каковы свойства, представляющие образец льва, сидящих на престолах, когда они жили на земле?
Каковы они были на земле, с такими же чертами мы их видим и там, в каждом из них это заметно, так что, что мы здесь из себя представляем, то будет и там отражаться.
И второе животное подобно тельцу. Здесь другая картина и образец. Телец служит образцом терпения, выносливости, тяжелой и трудной работы, для которой они и родятся. Мы производим работу на конях, а на востоке тельцы, или волы исполняют тяжелую работу. Дождавшись, когда они наберутся силы, на них налагают ярмо и не снимают и вол с утра да вечера несет его, пока дневной труд и зной не отнимут всей его силы и следующий день для него таков как и прошлый, то же самое повторяется.
Кроме того, вол, или телец предается насильственной смерти и если вол сам умирает, то это большой урон для его хозяина. Телец предается смерти, или берется в жертву, так что жизнь его кончается на бойне. Так метко изображает телец многих избранников Божиих. Они не герои как львы, виденные миром, но - безмолвно, безропотно притаившиеся в углу, никем не замеченные, не привлекают особенного внимания и идут шаг за шагом под игом Слова Божия и от Него научаются быть кроткими и смиренными сердцем: их труд есть труд целого дня, хотя они и ничего не делали, а только перетерпели и стали может жертвою за жертву служения их веры.
Не все герои, как львы в Евр.11:35-38, в этой главе видно и львов и тельцов, но масса тельцов безропотно умиравших под ножом, масса тех, которых мир был недостоин, скитались многие по пустыням и пещерам, терпя недостатки, скорби, поругания и озлобление, а мир об этом не думал.
Была одна сестра изредка посещавшая собрания, мир Божий сиял от лица ея и все с наслаждением смотрели на нее. Она была прачка, имела четырех детей и пьяницу мужа, служившего артельщиком в иностранном банке. Она содержала мужа и детей и в тихом молчании сносила все, принимая как должное от Господа. Ни одного слова она не говорила о своем страдании и когда о чем-либо говорила, то чувствовалось, что мир Божий наполнял ее сердце. Она умерла не под мечем, но на 15 лет раньше, чем следовало. Забота, горе, нужда, страдания сломили ее.
Таковы и есть тельцы, шаг за шагом идущие за Господом, которые страдают вместе с Ним. Если мы не львы, то агнцы, которые молчат, когда стригут их и молча идут на заклание. Этого Агнца и представляет из себя сонм, который научает нас молчанию.
И третье животное имело лице, как человек. Как трудно выяснить смысл значения животных и вдруг человека. Если думать о человеческом состоянии в настоящее время, то пред нами встает не отрадная картина, так как мы теперь видим искаженное подобие истинного человека и верующие тоже не исключаются в этом смысле. Человек должен измениться, а если нет, то Христос снова в муках за нас, пока Он не отразится в нас. Там имеются похожие на подобие и образ Божий, которыми Господь и создал их (Быт.1:27). На престоле Агнца от искаженного образа человека, не останется ничего, те, что будут там, будут восстановлены в совершенстве в образ и подобие Божие, спасением Христа.
Если кто-нибудь глянет на настоящего истинного человека, на его действия, мысли, представления, планы, решения, на его слова и поступки, то он должен увидеть в нем отпечаток образца, отражение его Творца. Это только и есть настоящий человек. Такими будут и те на престоле Агнца. Был ли настоящий человек в мире? Да, был, Иисус Христос Сын Человеческий, - второй Адам - дивный образец настоящего человека, в Котором мы должны уподобиться изображению третьего животного. Изучая Сына Человеческого на земле, Его образ мыслей, слова и действия, мы выясним черты характера животного, представленного нам на небесах. Каким Он был здесь на земле, такими стали и были они, каким Он был, как человек в отношении Своего Отца, в отношении людей и обстоятельств мира и всего, такими сделались и сидящие с Ним на престолах, неся лицо человека. Стоило изучить отношение Христа к Богу, как Человека к Отцу и к окружающим Его людям и нам станет ясно значение образа этого животного (Иоан.6:38), кажется Христос, сошедший с небес, пришел с небесной волей, творить ее сколько угодно, это и есть то, что нужно. Но Христос говорит, что Он пришел творить не Свою волю, но волю Пославшего Его Отца. Так Истинный Человек относится к Богу Отцу, Он знает волю Пославшего Его.
Отношение Христа к Отцу таково (Иоан.5:19-20), что Сын ничего не может делать от Себя, без воли Отца, но что делает Отец, то и Сын. Его отношение к Отцу, как отношение ребенка, принимающего все от родителей. Христос мог творить, но Он творил, обратив взоры на Отца, Он смотрел на Него, Он знал, что Отец любит Сына и покажет Ему все и Сын слушает. Христос пришел и действовал и делал что делал Отец. В Иоан.4: 34 Христос Сам говорит, что Его пищей является творить волю Пославшего Его Отца и делать Его дело. Как будто трудное положение, но у Христа Своей воли не было, почему Ему и было не трудно исполнять волю Отца. Он питался этим послушанием, это было для Него наслаждением, тем же самым должно быть это истинное положение для настоящего человека, созданного по образу и подобию Божию.
Так же и в отношении речи Христа то же самое можно сказать, что Он не имел собственных слов, беря каждое слово из уст Своего Отца.
В Иоан.12:49-50 и 14:10 Христос говорит: что все Его слова - не Его, но Отца, Который в Нем, а Он только исполняет заповедь Отца. Вот Его отношение к Отцу, Он ни слова не говорит от Себя.
Так было и с Его временем, Он лично им не располагал, а мы распределяем время не только на дни, но и на целые годы, а часы Христа все принадлежали Отцу и были в Его распоряжении. Во время брака в Кане Галилейской на замечание матери, что вино все вышло, Христос ответил: что не пришел еще Его час (сотворить чудо). Отсюда видно, что Христос не располагал временем, хотя на сердце что и есть но Он ждет момента, чтобы исполнить волю Отца.
Мы почти всегда делаем не во время, а Христос ожидает приказания Отца, когда Он скажет с неба. Мы каждому указываем на его дело в то время, как мы должны ждать время от Господа (Иоан.7:3-7). Здесь братья Христа посылали Его в Иерусалим, чтобы Он показал Свои дела ученикам, на что Христос отвечает, что Его время еще не настало и добавляет, что у них всегда есть время. У неверующих всегда есть время.
В Иоан.7:8 Христос говорит братьям, что они пойдут на праздник, а Он еще нет, так как время Его еще не исполнилось.
Такое отношение к Богу должно быть у верующих, всецело быть в распоряжении Господа, не проявляя своей воли ни в разговоре, ни во времени. Отданный Господу должен считаться с Ним. Христос и в делах пребывал в распоряжении Отца (Иоан.5:19-20). Христос как Сын от Себя ничего не делает, но Он видел, что творил Отец и тогда Сам делал как покажет Ему Отец. Вот это настоящий Человек в отношении Отца. В Иоан.8:29 Христос говорит, что Отец не оставил Его одного, но пребывает с Ним, потому, что Христос всегда делает то, что угодно Отцу. Он не оставляет также и слушающих Его верующих, это послушание - исполнение воли Отца небесного и есть полная отдача Господу. И если бы Христос когда-нибудь делал не угодное Богу Отцу, то Он оставил бы Его одного. Христос принял все, даже горчайшую чашу принял не от людей, но от Отца (Иоан.18:11), о чем Христос и сказал, когда за Ним пришли в сад Гефсиманский. Он выпил чашу, данную ему Отцом, Он не сказал, что эту чашу дал Ему Иуда Искариот, Пилат, воины, или фарисеи, но Христос все берет из руки Отца, таково Его отношение к Отцу.
Он - настоящий человек и в отношении других людей. Когда Христос жил и странствовал на земле, то Он жил для нужд и бедствий других. Эти нужды свели Его с небес и Он стал человеком. В Мф.20:28 здесь Христос Сам подтверждает, что Он пришел послужить другим для искупления многих. Таково Его отношение к человеку лично и людям вообще. Он сострадал их голоду и во время Его проповеди говорил ученикам, чтобы накормили их. И когда ученики хотели отправить некоторых из них в соседнюю деревню за покупкой хлеба, то Христос сотворил чудо, накормив народ пятью хлебами и двумя рыбами. Он сострадал их болезни (Мф.14:14), и жалея их, помогал им где нужно. Он сострадал их скорби: так увидев, как выносят мертвого сына у вдовы, Господь сжалился над ней и отдал ей сына живым, воскресив его (Лук.7:11-16).
У гроба Лазаря Христос и Сам прослезился (Иоан.11:30-36).
Чудное в том, что когда Христос шел с Иаиром в его дом, для исцеления его дочери больной, то по дороге женщина, болевшая 12 лет, исцеляется от одного прикосновения к Его одежде и пока Христос разговаривает с ней, Иаиру сообщают, что дочь его умерла (Марк.5:35-36), но Христос успокаивает Иаира (36 ст.), устраняя горечь из его сердца и, придя в его дом, воскрешает умершую. Христос сострадает их душам, без жалости Он не может видеть народ (Мф.9:36-38). Он сжалился над народом и собирает Своих, но это еще не все насчет их, Христос отдал душу Свою для искупления их, о чем и говорит апостол Павел в послании (Гал.2:20), что Христос возлюбил и его и предал Себя за него.
В Ис.53:2-6, говорится: что Он понес наказание всего мира и ранами Его мы исцелились.
У Господа две стороны:
Первая сторона - отрицающая Себя, Свою волю, Свои пути, Свою жизнь, это отрицательная сторона.
Вторая сторона - отдал жизнь за других, жил для других, это образ Божий - его настоящий образ и таков образ сотворенного человека, подобно его Создателю, это положительная сторона. И те, которые будут у престола, носили такой же образ на земле и взяли его туда, там он будет виден и Сын Человеческий скажет, что это Его члены, они от плоти и костей Его, так как делали то на земле, что и их Глава Христос.
Будем ли и мы носить совершенно восстановленный образ истинного человека?
И четвертое животное подобно орлу летящему. Удивительно, как Слово Божие чутко и осмотрительно в Своих употреблениях. Орел сам по себе, сидящий на земле, представляет мрачную и отвратительную картину. Господь употребляет его таким образом (Мф.24:28): "Ибо где будет труп там соберутся орлы". И в Ветхом Завете значение орла такое же (Иов.39:30). Птенцы орла пьют кровь, и где труп там и орел, такое его значение на земле, - орла сидящего.
Но здесь четвертое животное, подобно орлу летящему, это - нечто другое. Он освобожден от земли, она у него под ногами, он смотрит на землю с высоты и совершенно иначе, с другой точки зрения теперь его взгляд на землю. Его стихия - над высотами земли, над облаками, там он предоставляет уносить себя дующим ветрам и его уносит все выше и выше. При этом он только подставляет крылья дующим на него ветрам. Так он снизу уносится все выше и выше от обитателей земли. Чудная картина летящий орел. И изображающие четвертое животное, когда-то походили на орла летящего в духовном смысле, хотя они и были в мире, но так далеки от него были, как и Сам Господь их.
В Иоан.17:14-16, Христос молит Отца сохранить в мире от зла тех, кого мир ненавидит, так как они как и Он не от мира. В 1 Иоан.2:15 апостол говорит, что нельзя любить мир и то что в мире, а кто любит мир, в том нет любви Отчей. Рожденный от Бога побеждает мир (1 Иоан.5:4) верою. Они были странниками и пришельцами на земле и стремились к небесам (Евр.11:13-16). Поднимали глаза к небесам и смотрели на землю, зная, что все исчезнет, кроме правды Божией (Ис.51:6). В Ис.33:16-17 говорится, что они обитали на высотах и смотрели на землю сверху вниз, потому и узрят Царя в красоте Его и увидят землю отдаленную.
Удивительно ли, что настанет день, когда они исчезнут с земли, их будут искать и не найдут, ибо в силу того, что они жили на земле жизнью Бога, Господь переселит их на небо живыми, подобно Еноху (Быт.5:24). Так будет с теми, которых изображает четвертое животное.
Дал бы Господь, чтобы и мы принадлежали к орлу летящему.
Четыре животных представляют святых (как и 24 старца), искупленных от всякого языка, колена, народа и племени. При этом мы имеем свидетельство из их собственных уст. Толкование, будто этих животных представляют четыре Евангелиста - само собой отпадает. В православных и католических церквах изображены четыре Евангелиста с изображением четырех животных. Матфей - представляется как лев. Марк - представляется как телец. Лука - представляется как животное с человеческим лицом. Иоанн - представляется в виде орла.
Но четыре Евангелиста были из одного Израильского народа, а не из всех колен, племен и народов и таким образом это толкование отпадает.
Некоторые толкователи указывают на то, что под образами четырех животных изображены свойства характера нашего благословенного Господа Иисуса Христа, как Сына Человеческого. Все четыре черты характера были в Нем, в Его жизни, в Его страдании, смерти, в Его воскресении, в Его восседании на престол Божий, все исполнилось. И если это так, то Христос будет иметь там искупленных, отражающих Его образ здесь на земле.
Можно сказать таким образом тварь бывает блаженнее, чем когда-либо, отдав себя всю для Бога, себе ничего не оставив. И на земле надо придти к такому служению и поклонению Господу и это принудило апостола Павла представить себя милосердному Богу на служение. В Рим.12:1 апостол Павел здесь умоляет верующих отдать свои тела в жертву Богу, для разумного служения.
Видно, как эти животные сами повергались Господу, А затем отдают Ему все, что имеют, золотые венцы свои, возложенные на них Господом, они снимают и повергают их к ногам Его, они как бы говорят: "Тебе принадлежат они, вот подобающее им место, Твоя слава, честь и величье, которые они изображают". Для себя старцы и животные ничего не оставляют: величье, честь, слава, венцы, престол - для них лишь луч Его славы, который они направляют назад туда, откуда они получили. Все от Него, Им все сделано и для Него, это они поняли.
Такова должна быть и наша отдача Господу. Многие думают, что отдали себя Господу, сказав это на словах лишь, но это нисколько не означает, если на этом останавливаться, полной отдачи не будет.
Все, что мы имеем, все Ему должно быть всецело отдано. Ему принадлежит дарованная нам жизнь, Ему время, все дни, даже наш вздох, наши силы, наш разум, земное достояние и все те дорогие, которых Он нам дал, все принадлежит Ему и тогда всему этому будет место у ног Его и нигде больше. Разве все эти милости не такой дар, как эти золотые венцы? Если бы наша жизнь была таковой это и есть то, что составляет жизнь у престола Агнца.
"Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу".
Как у четырех животных, так и у двадцати четырех старцев безмолвное поклонение кончается громкими славословиями и святость и все, что они имели, положили к ногам Его у престола и теперь следует излияние их сердец. Он у них все во всем. "Ты и Ты". Это должно пройти и здесь чрез нашу жизнь. Никто и ничто не имеет притязания, только Создавший все. У нас много, много постороннего, что мешает идти к престолу Господа, в хвалебных песнях, в них тоже много своего, как много ходят (в собрание) показывающих себя чрез напевы, они славят самих себя.
Один старый пресвитер, когда пел со всеми, то портил своим голосом стройность прекрасного пения, так как держался все время на одной ноте, но он пел душой и сердцем для своего Господа, и на замечание не петь со всеми, он отвечал, что он поет не для красоты и стройности, но для славы своего Господа, и продолжал петь. В Исх.28:38 говорится, что Аарон понесет недостатки на себе, посвящаемых приношений сынов Израилевых. И наш Первосвященник несет на Себе недостатки наших приношений и Он покрывает их пред Отцом.
Но там (с животными и старцами) Он не Первосвященник, все, что Ему дают, все совершенно.
Далее в их славословии все сводится на Его начало: "Ты сотворил все..."
Ты первый источник, от Тебя все вышло, Ты призвал все к бытию, если бы Ты не сделал этого, все осталось бы в небытии. И если это так, то значит все, что Он сотворил, значит мог сотворить, чтобы все выразило Его славу. Из людей никто ничего не творит, чтобы было для посрамления самого себя, тем более не мог этого сделать Творец неба и земли.
И они кончают словами: "Все по Твоей воле существует".
То не был насильственный закон, который природной силой вызвал все к существованию, но то было исключительно Божие благоволение. При своем песнопении 24 старца и четыре животных думали с блаженством, о своем прошлом, что в сердце Божием было желание сотворить их и они стали участниками Его славы, и это произошло из источника сердца их Отца, Сидящего на престоле. Прославленный Дивный Творец с восхищенной Церковью прославляется чрез прославленного Сына Божия.