Указатель »
Глава 7
Стих 1-4.
"И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было 144 тысячи из всех колен сынов Израилевых".
Из этой главы, с первого по восьмой стих, прежде всего видно 144 тысячи запечатленных от Израиля.
"И после сего видел я...". Это предшествовавшее событие следующему видению: "после сего", указывает нам на рассмотренные прежде великие потрясения. И это "после сего", принуждает нас присоединить запечатленных 144 тысячи. Первым делом мы видим, несмотря на великое потрясение неба, солнца, луны и звезд, что конец земли еще не пришел, люди и все живущее продолжают существовать и в связи с ними совершаются новые события.
Даже еще не снимается седьмая печать, а все описанные в этой главе события уже происходят после снятия шестой печати. То великое сотрясение неба и земли, равно как и достижение потрясения сердец человеческих, было приготовлением к тому, что Господь хотел совершить теперь.
Первое, что Иоанн видит "после сего", это четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра, чтобы они не дули на землю. Наглядная картина для нас, как бы ужасны ни были разнузданные стихии, какое бы потрясение они не произвели на небе и на земле, как бы ни были отвратительны свирепые язвы и как ни страшны, поглощающие свои жертвы, смерть и ад, тем не менее, все покоится в мощных руках Его, все находится под начальствованием, т.е. управлением Господа и славы Его. Бразды правления Он держит в Своих руках. Он говорит одно слово и никто не смеет шевельнуться, прежде чем Он опять позволит. Бури и ветры, когда они вредоносны, как эти четыре ветра, обыкновенно означают распущенные страсти народов, выраженные в возмущениях и войнах. Из слова Божия мы видим (Дан.7:2-3), что море означает человечество. Откр.17:15 здесь ясно указывается, что воды означают людей. Иерем.4:11-17: это все совершится через войну и возмущение, так объясняет слово Божие и не нашим умом противится истине, наш разум часто возмущается против Бога, но сам он никогда не найдет истины. Ветер идет не для очищения, но для суда Божия, отсюда видно значение четырех ветров со всех концов земли. Следовательно Иоанну показано, как Господь повелел наступить короткому промежутку тишины, чтобы ветер не дул.
После ужасных ударов, будет на время спокойствие, оно должно настать неминуемо. Значит буря войн, которая продолжалась от второго всадника не посмеет дальше разорять землю, о чем и дает Господь повеление. Не люди, потрясенные до глубины души, остановились и прекратили воевать, но Бог сделает остановку и раз Он это делает, значит у Него есть какая-то цель. Во время тишины исполнится Его намерение и это намерение обнаруживается в Откр.7:2-3.
Выступает иной Ангел, имеющий власть над четырьмя ангелами, он вооружен печатью Бога, чтобы выполнить намерение Господа, которое состоит в чудном акте. Благодарение Богу, во время этого перерыва, тишина Господа нужна потому, что милость Господа является всегда тихим мирным веянием, как во времена пророка Илии (3 Цар.19:11-13). Пророк бежал скрываясь в пещере и вот, Господь дает ему чудный урок. Так является милость Господа, Его действия были бурны, но Господь показывает и обратное. Бури и ветры бывают пред милостью, голод, меч, землетрясение перед тишиной.
Здесь дело идет о запечатлении Его рабов, которых Он хотел спасти из бушующих народов. Он спасет тех, которые не вошли в завет с Ним, но должны войти. Это есть действие милосердия Божия среди суда, о чем Господь и говорит чрез пророка Аввакума (3:2-6), здесь говорится о действии милосердия Божия во время суда. Среди гнева и суда пророк просит Господа явить милость Свою. В Ос.2:19: говорится о обручении Израиля Господу (как невесты) в праведности, суде, благости и милосердии, что и совершится во время Его суда. Ради этих избранных, земля также получает некоторые милости, она освобождается на некоторое время от ударов суда.
Так и доныне случается с землей, ради истинных детей Божиих, Господь щадит ее, как пренебрежительно мир не смотрит на детей Божиих, но это так.
Настанет день, когда неверующие узнают, что дети Божии, были защитой и для них. Вспомним Содом и Гоморру, где Господь из-за нескольких праведников, не хочет уничтожить город. Число праведников ничтожно, но праведность их является защитой от Божия гнева на этот мир, так случится и во дни суда Божия. В Быт.19:22: Ангел говорит Лоту, что город погибнет, нужно выходить из него, но Лот медлит и пока он не выйдет из города, гнев Божий не может излиться на него. Так велики дети Божии пред лицом Господа, если бы мы это поняли. Но что мы должны представлять себе под запечатлением тех, о которых идет здесь речь?
Запечатление есть удостоверение в подлинности документа, тогда удостоверение и неподдельно, когда оно носит печать того, кто его выдал. Если печать накладывается на ценные вещи и предметы, то это означает, что они собственность того, чью имеют на себе печать.
Здесь же те, которые должны быть запечатлены, называются рабами Божиими и этим оправдывают возложенную на них печать Божию, положенную на них в те великие дни. Бог засвидетельствовал их как таковых и объявил их пред всем миром Своею собственностью.
Так Он обещал особенно в последние дни. Мал.3:17-18: рабы исполняющие волю Господа, будут Им отличены от других, будут Его собственностью.
Его печать не будет положена на внутренность сердца, где никто, кроме Него, не может видеть эту печать, но она будет сиять на челе их на самом видном месте для каждого взора. В те ужасные дни, печать будет замечена каждым и это всем будет бросаться в глаза. Будет невозможно скрыть, что эти люди есть рабы Божии. В этом и состоит намерение Божие. Будет так, как с не подлежащей отчуждению собственностью царей и князей на земле. Все драгоценные вещи, украшения, сокровища носят вензель, или герб владетеля. По ним можно узнать прежнего и нынешнего владельца, даже после многих столетий. (В разных домах приходилось видеть стулья, которые можно было узнать, кому они принадлежали 200 лет тому назад). В Англии при постройке дворца на каждый кирпич клался герб короля, из которых затем и строили дворец и после многих столетий можно было узнать их прежнего владельца.
Так и запечатленные должны носить знак Бога Живого, чтобы всеми быть узнанными, даже силы бездны и те узнают их. В Откр.9:4 говорится о злых духах, которым дается повеление делать зло людям, но только не имеющим печати Божией. Отмечены ли и мы так, или боимся печати Божией на своем челе, боимся, что нас узнают, что мы рабы Бога Живого. Мы должны быть узнаваемыми окружающими нас. Да не будет иначе.
У многих детей Божиих среди дня с фонарем не найдешь и слабого отражения Христа, как сказал один брат. Но мы должны быть такими людьми, на челе которых, каждый мог прочитать бы: чьи мы, кому принадлежим и кому служим.
Однако запечатление не есть событие того дня, тех времен Господа, Господь совершил его уже давно, тысячи лет продолжает Он запечатлевать. Его запечатление началось со Христа - Сына Божия, Который Сам говорит о Себе (Иоан.6:27). Итак на Нем положена печать Божия и кто видел Христа, видел Бога, кто видел Сына, видел и Отца. Он продолжает запечатлевать в чудный день сошествия Духа Святого на землю с неба. Дух Святой есть печать Божия, истинное удостоверение того, что мы принадлежим Христу. Мы это видим из многих мест Священного Писания. (Римл.8:9) кто Духа Христова не имеет, тот и не Его; (Римл.8:16) Он свидетельствует нам, что мы дети Божии. (2 Кор.1:22) Он запечатлел нас и дал Духа Святого в наши сердца. (Еф.1:13-14) говорится о запечатлении Духом Святым. (Еф.4:30) Дух Святой запечатлел нас в день искупления.
Значит запечатление следует чрез Духа Святого. Он с первого начала есть единственное верное доказательство, что человек-христианин и теперь так же. Если бы этого искали, то не было бы в церкви Божией необращенных. Деян.19:1-8: Апостол Павел находит в Ефесе учеников, в которых чего-то недостает, им не доставало Духа Святого, о Котором они даже и не слышали, почему и не могли принять. Апостол Павел им объясняет, что Дух Святой указывает на верный признак, кто чадо Божие и кто нет. Не найдя в них Духа Святого, он обеспокоился, возложил на них руки и стал молиться и тогда сошел на них Дух Святой.
Следовательно от запечатления Духом Святым зависит не только наша принадлежность Христу, но и вся наша жизнь.
И хотя, запечатление не кажется чем то особенным, выходящим из ряда вон, но это будет особенное из славнейших и важнейших событий во дни суда Божия, что и вытекает из того, что для него было такое потрясение неба, земли и сердец человеческих.
И во-вторых: так велико возвещение Ангела, выступившего с печатью, идет такое дивное приостановление судов Божиих, чтоб запечатление могло состояться. Кроме того, оно славно еще потому, что запечатленные должны сохраняться на земле, быть невредимыми, в течение ужасного времени судов Божиих. Их запечатление совершается под шестой печатью, проходят они и седьмую печать, проходят второй период великой скорби и остаются целы, пока и не увидим их в Откр.14 главе на горе Сионе с Агнцем. Их победное положение является тем славнее, если не выпустим из вида, что они будут жить на земле после того, как принадлежащие Христу будут казнены мечем и в живых не останется ни одного, а запечатленные будут целы.
Убиенные вопияли под жертвенником Божиим, об отмщении за их кровь, но они "малое время" должны были ожидать пока не наполнится их полное число. "Малое время" пришло к концу, когда этих 144 тысячи из Израиля Бог начал запечатлевать. И вот эти убиенные только что закончили свое земное поприще, как вдруг новые рабы появляются на земле, только что уничтоженным, на смену идут новые.
Особенно важное относительно нового сонма узнаем из четвертого стиха. Тут особенно важно, именно то, что все запечатленные принадлежат к совершенно другому порядку.
Они происходят из особого народа, чем те, о которых говорится с начала Откровения и до этих пор. Они все без исключения происходят из народа Израильского, который до тех пор будет далек от Господа. Правда, единичные лица в прошлых столетиях и доныне приходили ко Христу, но народ Израильский в целом ко Христу относится отрицательно до этого дня, пока не запечатлятся от них эти 144 тысячи. Эти 144 тысячи будут исторжены во времена великой скорби из окружающей их скорби и они узнают своего Господа, но это еще не весь народ Израильский, а только известное число, малая часть. Это будут первенцы от этого народа, как они и называются (Откр.14:4). Среди заповедей Божиих, данных Израилю, была одна, состоящая в том, чтобы Бог получал начатки от каждого рода, от всякого посева прежде, чем наступит общая жатва (Лев.23:10).
Здесь Господь получает первенцев от Своего Израиля, древнего народа и даже из каждого колена.
Но согласуется ли это представление с возвещениями пророков об Израиле? Эту согласованность мы видим во многих местах Священного Писания (Осия 2:19). Господь обручает Израиль Себе, как невесту в правде, и суде. Это Господь говорит, тогда отпавшему от Него Израилю. Следовательно это обручение будет вновь, оно должно совершится в те дни, когда Господь возьмет от каждого колена Израиля по 12.000. В Осии 2:14: говорится об обстоятельствах, которые случатся с Израилем, Израиль будет в ужасном положении и тогда Господь увлечет его и будет говорить к их сердцу Иер.30:2-9. В такое ужасное время Господь будет совершать чудеса. Господь здесь говорит об Израиле. Он обещает вернуть им земли отцов их, вернуть из коленами Израильскими и Иуду. И хотя будет время большого мучения для Иакова, но он все же будет спасен Богом. Тут спасутся Господом те, которые Его примут. В Пророчествах говорится, что Иуда вернется из плена Вавилонского, а весь Израиль (10 колен) исчез между народами. Но тут Господь говорит о спасении их обоих и спасены они будут Им в такое ужасное время. В Дан.12:1: говорится, хотя Израиль и спасется, но в ограниченном количестве, только те, которые записаны в книге.
Здесь мы находим ответ на чудное обетование Господа, Ветхий Завет полон ими. Как чудны обетования Божии. Остановимся на одном месте Ветхого Завета и Нового Завета они находятся в тесной связи между собой и мы увидим в каком свете представляются эти запечатленные из этих двух мест Священного Писания. Ис.6:8-13: пророк получает повеление возвестить ожесточенному Израилю Божье слово. (Это ожесточение продолжается еще до сих пор). Для пророка это была трудная задача и потому он прискорбно спрашивает Господа: - на долго ли? Ответ был, что до тех пор, пока не опустеют города и останутся без жителей и пока не опустеет эта земля совершенно. Значит не видно, до каких пор определено это время, опустошение земли продолжается.
Но место Нового Завета дает определенное время. Римл.11:25-26: Апостол говорит, что ожесточение Израиля будет длиться до времени, пока не войдет известное число язычников. Здесь полное и определенное время. Войдет полное число язычников и кончится ужасное состояние Израиля. Откр.7 глава здесь мы стоим пред этим моментом, если мы прочтем всю седьмую главу, то можно все понять. Это и есть тот момент, здесь обе точки видим совершенно ясно. Откр.7:9: тут мы имеем полное число тех из язычников, которые находились под жертвенником, они входят туда (в небо) из великой скорби. А от первого по восьмой стих, показано как положено начало спасения душ из Израиля, тут показаны запечатленные первенцы из Израиля, которые и входят последними. И из язычников, пришедшие из великой скорби, тоже входят, это как будто не совпадает буквально, но это подходит одно к другому так близко, что нельзя найти никакого промежутка в то время, так как когда первенцы из Израиля получили печать, последовало явление спасенных из язычников от великой скорби пред престол Божий, или когда этих последних, то есть убиенных, дополнилось число под жертвенником, началось запечатление этих 144 тысяч от Израиля.
К чему приводит нас этот великий поворот, к какому заключению? Неизбежно то, что начиная от восьмой главы Откровения, мы не можем разуметь под встречающимися рабами Божиими, имеющими свидетельство, от христиан, то есть от язычников, но встречаем святых, происходящих от Израиля. А говорится ли потом еще далее седьмой главы о святых? Да. Откр.13:7: говорится, когда вышел антихрист сказано: "и дано ему было вести войну со святыми и победить их". Откр.7: последующие из язычников входят. Земля останется такой, какой была, когда Христос родился на ней. Христа не будет, но с кем же антихрист будет вести войну? В Откр.14:12: говорится о святых соблюдающих заповеди Господа. Кому это не показано, тот и не узнает, есть толкующие места Священного Писания показывающие, что целые церкви Божии, не войдут туда с Христом, но войдут в существование антихриста, который будет воевать с ними, но это не верно. Тут все святые будут от народа Израильского и это важно знать, чтоб понимать дальше. Те, которые не подряд исследуют Откровение, никогда не поймут этого места, для них все темно и мрачно. Да не будет так с нами!
Стихи 5-8.
"Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч".
Здесь мы имеем на лицо весь Израиль.
Существует великое число людей и не мало богословов, которые считают Израиля совершенно отверженным Богом. Их не останавливает жгучий вопрос апостола и ответ его. В Рим.11:1: он спрашивает: "неужели Господь отверг народ Свой?"
И дает ответ: - "никак". Но люди придерживаются первого взгляда, думая, что для евреев нет будущего, нет обетования и история их вся кончилась.
Что этот народ должен вернуться в свою страну и пережить великую скорбь и наконец узнать своего Спасителя Господа Иисуса, людям не приходит и мысли, хотя Господь вторично напоминает чрез апостола об этом, что Он это совершит.
Даже если пророчество и обетование, данное Израилю, уже по возвращении их из Вавилонского плена, говорит, что Израиль будет возвращен из всех народов, где будет рассеян, то конечно, это не могло случиться раньше, пока не были они рассеяны. А рассеяны они были только после отвержения Христа в 70-х годах по Р.Х. они были рассеяны по всему лицу земли. Но рассеяние их было исполнением только половины пророчества и раз Господь позаботился исполнить первую половину, разве Он выпустит из Своего обетования, чтоб не исполнить хотя бы черточку из второй половины. Следовательно возвращение Израиля в свою страну должно совершится. Благодарение Богу, мы живем в то время, когда нарочно надо закрыть глаза, чтобы не видеть, как Господь все приготовляет и Израиль возвращается в свою страну. Еще мы не видим, чтобы все 12 колен были уже в Палестине, но все приготовляется для возвращения их. И запечатление в нашем тексте не касается единичных, обращенных из этого народа раньше, те были рассеяны, а тут мы видим нечто другое. Если можно сказать, Бог систематически начал Свое дело запечатления, из каждого колена Израиля назначенное число (исключая Дана). Отсюда видно, что когда это случится, Израиль должен быть уже в своей стране. Это ясно выступает из последующих глав.
Но это не исключает возможности, что единичные из Израиля в народах останутся, не войдут в Палестину и даже в 1000-летнее царство, они еще будут идти туда.
Но как многие не понимают многих мест Писания Ветхого Завета и даже богословы, так случилось и с этим местом Священного Писания, много ложного толкования.
Несмотря на ясное, точное и понятное описание, толкователи не хотели эти 144 тысячи признать Израилем, так как они, по их мнению, отвергнуты Богом. Одни стараются понимать под этим совершенную, состоящую теперь из язычников на земле церковь. Она, говорят они, заняла место Израиля, этого нельзя допустить, так как Израилю - своя очередь, а церкви - своя. Запечатление, говорят они, все еще продолжается, так как число 144 тысячи слишком мало для этой церкви, раз она из всех колен и языков, они не считают это круглым числом, представляя себе великое множество.12 колен Израиля должны пониматься символически и говорят, что каждое колено, имеет определенную отличительную черту церкви Христа. (Например секты): баптисты, евангелисты и так далее, каждому подходит колено из колен Израилевых.
Представляется все это очень складно, с чем не знающие Слова Божия, легко соглашаются. Есть другие: Ирвиньяне, они принимают 144 тысячи за тех, которые явятся пред пришествием Христа со всех сторон, значит собранные из всех языков народов и племен. Именно Ирвиньяне смотрят чрез евангельские очки, они насильственно хотели привлечь нас на свою сторону. И у других были ангелы и 12 апостолов, которые запечатлевали, набирая 144 тысячи, но полного числа 144 тысячи не было набрано и запечатлено, так как апостолы один за другим умирали и когда последний "апостол" умер, то никто не знал, кто будет запечатлевать. Адвентисты считают себя тоже запечатленными, Слово Божие можно объяснять разным способом, выводя свою идею, что они и делают, обманывая себя и других. Важно понимать Слово Божие как оно есть. Если мы честно пред Богом возьмем это место Священного Писания, не вырывая его из общей связи, то должны прийти к такому заключению: если Бог дает такое означение 144-м тысячам, что они из колен Израильских, перечисляя при этом имя каждого колена и запечатлевая от каждого колена известное число, то нам приходится просто-напросто верить Господу, - верить, что это будут потомки двенадцати известных Израильских отцов.
И для чего Господу было делать такое различение посредством точного обозначения, если они были те, о которых читаем в 7 гл. 9-ст. т.е. из всех колен, языков и народов и если их не следует различать с теми, о которых будем потом читать с 9го по 17ый стихи седьмой главы, это нас только запутало бы. Но Господь сделал иначе, Он отделил их друг от друга, сделал различие, так что и мы должны делать то же.10 колен Израиля, которые когда-то потонули во всех народах, теперь тут на лицо пред нами. Об их возвращении Господь говорит в Иез.20:34-45, 39:23-29, Иеремии 30 глава и 31 глава и в других местах Священного Писания. Из этого видно, как Господь верен Своему обещанию, что сказал то и исполнит. Это должно нас побудить к тому, что Он верен каждому обетованию, которое мы имеем и мы присваиваем себе всякое обетование и опираясь и уповая на них, мы черпаем те богатства, которые Он нам обещает бесконечно.
Стих 9.
"После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих".
Теперь пред нами великое и бесчисленное множество людей из великой скорби. При последних событиях, которые было дано наблюдать взору Иоанна, представляется одна неожиданность за другой. Прежде всего Иоанн видел на земле ужаснейшую бурю суда, затем величие удивительной тишины, наконец священное действие - запечатление. После того он обращает свой взор где стоит уже долгое время. Так как он смотрит вокруг себя на небесах, возглас удивления "и вот" вырывается из уст его. Совершенно новый факт о котором он не знал, который неизвестно как состоялся, привлекает внимание Иоанна. Здесь у престола совершаются удивительные перемены. Новые пришельцы, которых взгляд Иоанна еще не встречал на небе, вдруг стоят перед ним (престолом). Они заняли свое место пред престолом и Агнцем, до тех пор Иоанн видел только 24 старца на престолах и четыре животных посреди престола и с Агнцем. И вдруг такое бесчисленное множество людей. Существует известное число людей-толкователей, имеющих ограниченное понимание, являющееся ни чем иным, как заблуждением и насчет этого пророчества. Они быстро решают вопрос насчет этого великого множества людей пред престолом. Для них это никто другой, как 144 тысячи, уже нами рассмотренные. Там, говорят они, при их запечатлении мы видим церковь Христа на земле, тут в великом множестве видим церковь Господа на небесах. Там она воинствующая, здесь торжествующая. Из воинствующей церкви мало помалу переходят единичные члены ея туда, в торжествующую, пока их число не будет полно и тут церковь является в полном числе. Так проповедуют они и на этом многие держатся и верят этому, так как им кажется правдоподобным то, что они себе представляют. Но для нашего места это является во многих отношениях заблуждением.
Заблуждения много и в наших общинах, толкуют каждый по-своему и в отношении этих строк великого множества, так же происходит великое заблуждение.
Великое множество собирается пред престолом ни мало помалу, как умирающие в течение 1900 лет единичные дети Божии, они не пришли туда так, но это множество появляется там в совокупности, сразу, вдруг, так что Иоанн кажется не мог поступить иначе, как начать с описания: "и вот великое множество..." их не было и вдруг есть. Если они представляют торжествующую церковь на небесах, то это было бы невозможно, чтобы Иоанн соучастник Царствия Божия их бы не знал. На вопрос: "кто они?" в 13-ом стихе мы видим как Иоанн отрицает. Он не знает. Если кому-нибудь дано знать церковь Божию, то Иоанн во всяком случае должен был знать ее. И он знал ее. Она уже была там, по крайней мере, она была прежде, чем Агнец взял эту книгу. Церковь мы видим там в лице 24-х старцев и четырех животных. Видно, что Иоанн ее хорошо знал, он не получил никакого объяснения в отношении ея и не спрашивал: "кто они такие", как это делает он в отношении этого великого множества. И насчет этих последних ему дано объяснение кто они и откуда. Первые были ему известны, а в последних он нуждался, чтобы старец ему объяснил кто они. Они совсем не те запечатленные 144 тысячи, что видно из другого обстоятельства, а именно: запечатленные точно исчислены, ни меньше, ни больше. Иоанн говорит, что он слышал число их, а этих такое множество, что никто не мог перечесть.
Значит пред Иоанном стояло необозримое множество, которое он не мог определить даже и приблизительно и никто этого не мог сделать, исключая конечно, Того, Который знал число этого множества. Из этого ясно, что необходимо различать 144 тысячи и это множество, стоящее пред престолом. И когда вслед за тем Иоанн признает их, так как ему объясняют, что они происходят из всех колен, племен, языков и народов и они представляются ему как искупленные нашего периода, то есть времени когда еще Израиль не будет принят в целом как народ, искупленный времени когда Господь составляет себе народ из всех народов (Деян.15:14), то ему стало ясно, что это великое множество - люди спасенные до суда Божия, пока дверь не была заперта, но опоздавшие войти с Ним в эту открытую дверь. Вот кто великое множество из всех языков, племен, наций и народов. Это определенно известно, что они из всех языков и народов и племен, что показывает тесное родство с четырьмя животными и 24 старцами, ведь они сами себя наименовали тоже таковыми в своей песне (Откр.5:8-9). Они таковы как и те. И во всем откровении Иоанна находятся эти два отдела, описанные и обозначенные так: Первый отдел - это великое множество. Второй отдел - раньше находящиеся на небесах 24 старца и 4 животных. На небесах они будут во многих отношениях различны друг от друга, но на земле, относительно своего происхождения, принадлежали и те и другие к одной категории, к одному и тому же домостроительству Божию. Когда Господь начнет с Израиля, начнется новое домостроительство Божие, наше кончится. В силу этого их появления в славе, должно было показаться Иоанну тем удивительнее. Дальше Иоанн говорит об их наружном виде. Иоанн их видит в белых одеждах праведности и святости. В этом отношении они похожи на своих предшественников и те 24 старца и 4 животных, тоже были в белых одеждах. Все, кто из людей войдут туда, не будут иначе, как в белых одеждах, какими и явятся там. Однако мы можем заключить некоторый намек относительно их, великому множеству могут быть даны белые одежды, когда вспомним (Откр.6:11), мы видим, что те находящиеся под жертвенником души были без белых одежд, но после воззвания к Богу об отмщении им только там дается белая одежда. Это проливает свет на этих явившихся пред престолом в великом множестве. Из этого можно узнать, что они принадлежат этому великому множеству, число которых исполнилось. Эти души оделись в белые одежды и из под жертвенника могли предстать пред Богом и Агнцем. Это наши заключения, но чтобы мы не ошиблись этот вопрос разрешается дальше. Священное Писание сообщает, что они держали в руках пальмовые ветви. Священное Писание находит важным нам сообщить, что Израиль, когда спасся от фараона и его войска, которое гналось за ними, успокоился под финиковыми пальмами у двенадцати источников воды.
Господь дал им место покоя, отдыха, после бегства из Египта. Евреям было завещано встречать праздник кущей в своей стране, как благословение, покоясь с пальмовой ветвью в руках. Это был праздник мира, он праздновался полные семь дней, праздновался не в четырех стенах домов, а под открытым небом. Каждый делал себе кущи, показывая этим жизнь без дверей и запоров, дверь открытая пред лицем Господа (Лев.23:40). Это был пророческий праздник, он показывает на тысячелетнее царство Христа, это не будет царствование мира сего, не будет ни войны, ни меча, мечи перекуются на орала, каждый будет жить под своей смоковницей, под своей лозой.
Тысячелетнее царство придет после великой скорби и ужасов, особенно для Израиля. Итак пальмовые ветви в руках этого множества говорят о том, что все они были воинами и борцами, пришедшими из ужаса. Но их участь чудно изменилась, так как они достигли полной победы и совершенного мира, почему они и стояли так пред престолом Агнца с пальмовыми ветвями.
Стих 10.
"И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!"
Поклонение, хвала и слава является их первым действием по прибытии туда. Это не такое внутреннее сердечное чувство, которое они хранят замкнув в себе, но громкая хвала, так что оно названо восклицанием громким голосом. На земле их голос часто может быть был подавлен и силой приговорен к молчанию. Теперь эти уста не заграждает никто, им теперь не возбраняется хвалить Господа. Здесь их хвала может раздаваться по всей небесной обители: мы уже спасены, теперь и никогда не может умолкнуть наша хвала, громко должна она звучать и вместе и единолично. Хвалебная их песнь очень короткая, не такая как у 24-х старцев и 4-х животных, о том, что они могут говорить о прошлом и будущем, у этих нет. У них все сосредоточено на слове: "спасение".
Они счастливы, наконец что спасены и включается тут Тот, Который это совершил - Бог и Агнец. Спасение, единственное, первое и последнее слово, которое включает все их блаженство и счастье. Все чрез что они прошли и из чего были вырваны, чем обладали и что предстояло, заключалось в спасении. Спасение наполняло их сердца. Что означало это слово в их устах и сердцах, мы определить не можем. Мы могли бы это сделать, если бы знали чрез что они прошли. Если бы измерили гибель и ужасы пред которыми они стояли и откуда наконец были вырваны спасением, в чем и заключалось их чудное блаженство. Теперь они у престола Бога и Агнца. Они были выхвачены, как головня из огня и потому наслаждение, что наконец желаемого достигли, заключалось в спасении.
Дорого в их хвалебной песне то, что они приписывают свое спасение Богу и Агнцу.
Как в Откр.4:10 старцы снимают свои венцы и повергают свои венцы к ногам Агнца, точно желают этим сказать, что они принадлежат только Ему, так и эти повергают свое спасение к ногам своего Бога и Спасителя. От него они получили все, чего достигли и все возвращают Ему обратно.
Все это заключается в их краткой песне.
Стих 13.
"И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?"
Сообщение об этом великом множестве, стоящем пред престолом, могло бы кончиться и в 12-м стихе.
Эти искупленные введены в небеса, известно так же, что они принадлежат ко всем языкам и народам, слышим их хвалебную песнь, видим как ангелы стоящие у престола пали поклоняясь и прославляя Господа. И это сообщение могло окончиться таким сжатым описанием, каким всегда пользуется книга Божия. Такое описание было в пятой главе Откровения о 24-х старцах и четырех животных. Они были описаны кратко, сжато. Так могло закончиться и здесь.
Но нет здесь Господь не заканчивает речи о множестве, стоящем пред престолом с пальмовыми ветвями. Господь постарался дать нам относительно этого великого множества дальнейший и очень нужный для нас свет. Относительно их есть еще вопрос, требующий необходимого ответа. В противном случае все это введение, потеряло бы для нас все значение, между тем как откровение дано нам и для нас, не для удовлетворения нашего любопытства, но чтобы приготовить нас к пришествию Господа. Еще для того Господь выдвигает эти вопросы, чтобы никто из нас не принадлежал к этому великому множеству. И эти вопросы так важны, что их задает Сам Господь через старцев на небесах. И судя по тому, как старец предлагает эти вопросы Иоанну, кажется, что пожалуй они уже были в сердце Иоанна и лишь по какой-то причине Иоанн не высказал их. К сожалению в русском переводе этого не видно. В подлиннике старец представляется как лицо, отвечающее на чей то вопрос: "И отвечая один из старцев сказал". А когда бывает отвечающий, то есть и спрашивающий. У нас начинается в наших библиях: "и начав речь, один из старцев спросил..." Это меняет смысл текста. Немецкий перевод был тоже правилен. Представим себе, что Иоанн стоял с пламенным желанием узнать, кто были эти новые пришедшие и откуда они появились на небе. И вдруг, старец обращается к нему сам и вносит невыраженный вопрос у Иоанна. В своей речи, старец говорит: как и думал Иоанн, кто они в белых одеждах и откуда они пришли. За то, что эти вопросы, не есть вопросы любопытства, говорит нам само место, где они возникают, то есть в небесах, это подтверждает и лицо, которым они выражаются. В небесах никогда не предлагаются вопросы любопытства и менее всего этими старцами и царями, которые, как сейчас и обнаруживается, сами прекрасно знают ответы и они им не нужны, а нужны кому-то другому.
Ответ очень нужен был для Иоанна, для нас, для всей церкви Христовой и для каждого читающего и слушающего пророчество книги сей. Ты Иоанн, как бы говорит старец, должен выяснить, кто они и откуда пришли.
Недавно один из работников Божиих говорил относительно откровения: "Зачем нужно нам все это знать?" Но эти возникшие на небе вопросы показывают: какой великий интерес должен быть у нас к этому. Мы даже имеем право в святом благоговении, более чем интересоваться - спрашивать, чтобы узнать предопределение Божие. И как мы неблагодарны, невнимательны и пренебрежительны должны быть, если Господь предлагает нам Свое Откровение через Сына Своего и этим делает нам спасение от грядущего гнева, дает эту книгу Отец своему разумному сыну, а мы оставляем все без внимания и наше поведение доказывает, что все это для нас ничто и нам совсем не нужно. В Лаодикийское время это так и есть.
Но гораздо лучше, если бы мы принадлежали к тем, которые обратились к вернейшему пророческому слову как к светильнику сияющему в темном месте и это до тех пор, пока не наступит день и не взойдет утренняя звезда в сердцах наших (2 Петр.1:19).
Стих 14.
"Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца".
Так как Иоанн не мог ответить на вопрос старца, то он сам отвечает, что: это те, которые пришли от великой скорби. Иоанну было дано откровений больше чем другим. Мы видим, что Иоанн не имеет ответа на вопрос об этом великом множестве, но у него есть смирение признаться, что он сам не знает откуда и кто они, "Ты знаешь, господин, я не знаю". Признать наше незнание пред Господом и пред людьми подобными нам, это не есть стыд, а великая благодать и почти всегда есть путь к истинному свету. Тогда как наши многие мнимые знания будто мы все знаем и нам все известно, являются большим препятствием к получению благодати. Наша самоуверенность, наша мудрость служат препятствием получить свет от Господа. Многие из-за этого остаются во тьме и из чад Божиих.
При встрече с книжниками и фарисеями, которые все знали, Христос сказал им, что: "на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Иоан.9:39-41) "Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас". Значит Христос им ответил, что тем они и согрешают, что считают себя зрячими, ничего не видя. Тот не может получить, кто уже все имеет и знает. Иоанн во всяком случае был уверен в одном, что там у престола и на престолах, находились те, которые были из всякого народа, племени и языка, он знал, что они были взяты с земли до судов Божиих, затем видел он запечатленных на земле 144 тысячи, но и те не были из этого разряда великого множества, так как они были из Израиля, кто же они, эти вновь пришедшие и как они здесь появились?
Это было для Иоанна необъяснимо. Есть общины и целые секты, которые уверяют, что вся церковь сразу возьмется и никто не останется на земле. Они не понимают, откуда такое множество, которое нельзя перечесть, может так сразу явиться? Они предполагают, что это множество обратилось к Господу во дни суда Божия, после взятия церкви, но они конечно ошибаются, так как во дни судов Божиих нет ни одного кто бы обратился, кроме Израиля, о чем в Священном Писании сказано очень ясно. Но вот ответ старца: "Это те, которые пришли от великой скорби. Этот ответ прежде всего уничтожает мысль о том, что это бесчисленное множество людей уже раньше каким-либо образом, пребывало в небесах, но в великом пространстве неба, они не были видны Иоанну, потому старец и показывает Иоанну кто они и откуда идут. Они идут оттуда, откуда Иоанн их меньше всего ожидал, они идут из великой скорби. В греческом тексте ясно говорится из какой скорби так, что ошибиться нельзя. В русском переводе этого определенно выразить нельзя. В немецком переводе совсем превратно сказано. В подлиннике же сказано: "они пришли из скорби и из великой скорби". Тут уже о другой скорби нельзя и думать, кроме единственной великой скорби о которой мы говорим.
К большому вреду, для живых в настоящее время детей Божиих, существуют люди и среди них много богословов, которые применяют слова "великая скорбь" всем спасенным. Они соединяют и смешивают эти слова с другими, похожими на них, где сказано, что: "многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие" (Деян.14:22). Но это смешивание двух мест Священного Писания есть великое заблуждение, на которое надо обратить особенное внимание.
Всем детям Божиим определено войти в небеса скорбями и, даже, многими скорбями. Однако, слава Богу, что проходить чрез великую скорбь, не есть участь всех детей Божиих. Даже не должно быть этой участи кому-либо из них, так как ни один не должен войти в великую скорбь. Господь не хочет, чтобы, хотя бы один из детей Его, попал в нее.
На это показывает святое строгое увещание нашего Господа, Он указывает на эти ужасные времена (Лук.21:36) и предупреждает о них. Господь не хочет, чтобы дети Божии попали в великую скорбь, на это ужасное время. В притче (Мф.25:1-13) говорится, что если бы все были готовы, все бы вошли, иначе дверь закроется. 1 Фес.5:4-9: Апостол говоря о пришествии Господа, говорит, что мы все сыны света, сыны дня, но не тьмы, почему и не должны спать, но бодрствовать, мы облечены в броню веры и любви и в шлем надежды спасения нашего во Христе. 1Иоан.2:28: Иоанн говорит, что мы должны всегда пребывать в Нем, чтобы иметь дерзновение и не постыдиться в день Его пришествия. В Откровении 2 и 3я главы много говорится об этом и даже среди ужасных судов Божиих, много раз Господь показывает на это, чему мы можем только удивляться. Откр.16:15 в этой главе говорится об ужасах антихриста, а в пятнадцатом стихе говорится, что Христос придет как тать и блаженны бодрствующие и хранящие одежды свои от осквернения, чтобы не быть им нагими, здесь Господь увещевает детей Своих и наконец в Откр.22:14, Господь как бы последний раз говорит о блаженстве соблюдающих Его заповеди, чтобы иметь им право на древо жизни и право войти воротами в город, которые открыты для готовых, иначе придется входить туда насильственной смертью, чего Господь не хочет, Он не хочет, чтобы кто чрез великую скорбь вошел туда. Гусли 393 песнь: "кто, кто сии..." также не правильно составлена. Людьми не понято, то о чем мы показываем здесь и говорим. Эта песнь применяет великую скорбь ко всем, она говорит об омытии в крови Христа, но не говорит об убелении одежд. Она применяет великую скорбь ко всем принятым Христом, ко всем чадам Божиим, Он их оправдал и омыл, но об освящении, об убелении одежд, нет ни слова. Все прошли чрез великую скорбь, путь был тернист, но Христос омыл. Таким образом эта песнь составлена в недопонимании и имеет разногласие с местами Священного Писания о великой скорби. Здесь не понимается великое множество вошедших отдельно от тех, 24-х старцев и 4-х животных. Это понятие тех, кто не имеет истинного представления о взятии церкви.
Все сразу в Царство Божие не войдут, так как Слово Божие говорит другое, Господь это предвидел и сказал нам. Далее из этого ответа старца ясно вытекает, что все эти стоящие пред престолом жили на земле во время великой скорби, которая и после них все еще продолжалась. Это доказывает такую очевидность, что все происшествия, что вся великая скорбь начинаются со снятием шести печатей, что вполне соответствует и подходит ее характеру, и времени ее начала, как мы и объясняли, а не к прошедшим векам, как некоторые толкуют. Но особенно важно здесь, для каждого живущего теперь на земле, чада Божия исследовать, каким образом этот великий сонм, вообще попал туда. Разве они не имели обетований и увещеваний Господа избегнуть всех сих будущих бедствий? Конечно они имели эти обетования Господа, которые принадлежали всем чадам Божиим. Но так тогда, может быть Сам Господь определил их на такой жребий и назначил им такую горькую участь? Конечно нет, этого быть не может. Если одни в великую скорбь радостно и блаженно царствовали в небесах, а другие переживали на земле великую скорбь, то это не заключалось ни в обетовании Божием, ни в Его предопределении, а в том, что они не отвечали условиям и обетованиям Его. Помните всегда, что каждое обетование Божие имеет свое совершенное условие. Многие говорят: "когда увидим Его, будем подобны Ему". Но раз они не отвечают условиям Его обетований, то напрасно они и утешаются. Если мы не соответствуем этим условиям, то не смеем ожидать и исполнения Божиих обетований. Так обстоит дело и с обетованием относительно нашего восхищения к Господу и с избежанием всех будущих бедствий. Тогда окажется, что одни были готовы, а другие нет, одни бодрствовали, а другие спали, одни были из тех, которые сподобились избежать всех сих будущих бедствий, а другие нет, одни оказались имеющими масло в своих сосудах, а другие с гаснущими светильниками. Одни были всецело освящены и оказались победителями, а другие нет. Для одних Он пришел совершенно неожиданно, как тать, а другие ожидали Его, как невеста жениха. Одни были в запятнанной одежде, а другие в белой, были достойны Его, а те которые в запятнанных одеждах не достойны Его и тогда конечно последние только в великой скорби омыли и убелили одежды свои кровью Агнца. Хотя и видно, откуда они пришли и что представляло из себя это великое множество, тем не менее, следующие слова старца, разъясняют это еще больше. Там говорится, что они сделали и что совершил с ними Христос, там они омыли и убелили свои одежды в крови Агнца. Но это объяснение о них кажется общим, чтобы дать какое-либо важное заключение, так как кто из детей Божиих не знает без этого старца, что все, которые будут там, будут в омытых и убеленных одеждах. И всякий знает, что убелены именно в крови Агнца. Все, кто из детей Божиих войдет в славу, будут только в убеленных одеждах, иначе туда и войти нельзя. И четыре животных и 24 старца так же пели, что Христос их омыл, так что касается этого в отношении великого множества, то кажется, что нет ничего особенного в этих словах старца.
Но раз тут Иоанн видит объяснение этого старца и это подчеркнуто особенно и выставлено, то это показывает нам очень многое. Значит это объяснение имеет связь с претерпевшими великую скорбь, теперь омытых и убеленных, значит претерпевши только от великой скорби они достигли теперь того положения, в котором мы их видим. Это показывает на то, что относительно их чистоты и белизны их одежд, дело обстояло не так как надо, их освящение и вся сущность их хождения не заслуживала благоволения Господа. И когда Он пришел взять церковь, их взять Он не мог и был принужден оставить их на великую скорбь. Он должен был ввергнуть их в горнило страдания, где последовало их очищение. Что касается их личности, то они могли быть одно при взятии церкви, потому что они омыты, прощены и оправданы, но святости подобно одеянию им не доставало и так как ее не доставало им то их одежды были в пятнах и они были в пороках. Так они не могли быть поставленными пред славой Его не порочными в радости (Иуд.24). Поэтому они узнали, что значит постыдиться пред Ним в пришествие Его (1 Иоан.2:28). Только бы нам и одетым не оказаться нагими, восклицает апостол Павел (2Кор.5:3). Значит только в великой скорби они научились последнему предложению Господа, Его совету: "купи у Меня золото огнем очищенное, для обогащения и белую одежду, для прикрытия своей наготы" (Откр.3:18).
День пришествия нашего Господа как никакой другой покажет нам, что Он приходил некогда не для того, чтобы принести нам высшее блаженство без освящения, но, что Его искупление дает блаженство только в святости. О, чтобы это все поняли до глубины души! И раз это так, то жизнь, после нашего обращения и возрождения, без следующего затем освящения, есть ничто иное, как только потерянная жизнь, так как она не достигает цели Божией. Господь дает человеку еще время, но он все же не хочет достигать освящения.
Один молодой человек 24-х лет лежал на смертном одре, он был верующим человеком, вдруг закричал он громким голосом, что: "погиб, погиб безвозвратно". И когда мать его спросила: "почему же ты погиб, когда ты верующий?" то он ответил: "да, я спасен, но жизнь моя погибла, Господь не имел меня и я не отдал Ему все свои дни, свою жизнь, она была моя, но не Его". Он был болен чахоткой и обещал Господу, если выздоровеет, то отдаст всю жизнь Ему, но было уже поздно.
Так живут все бедные души без освящения, они работают, работают для Господа, а сами живут без Него, духовно не очищаются и не уподобляются Сыну Божию. Что такое освящение? Освящение есть перемена нашей собственной природы.
Например: Если бы мы сегодня взяли из ткацкого станка белый кусок холста, дали бы его хорошо вымыть, так как он запачкан при работе, то без сомнения этот новый и чистый кусок, мы приняли бы как белый холст. Но каждый мог бы нас уверить, что для него есть гораздо лучшая белизна, чем теперь он. Но чтобы достигнуть этой белизны в нем, нужно ежедневно выносить его на белильню, то есть расстилать его на землю и поливать водой, чтобы вода и солнце сделали свое дело над ним. Не пятна должны быть выведены, их нет на нем и не об этом и речь идет, но в нем должна совершиться более основательная работа, а именно: весь природный цвет его, который сильно держится и крепко сидит в нем, должен удалиться и уступить место другому, вполне светлому и чистому цвету.
Так должно совершится освящение в каждом чаде Божием. Ты омыт кровью Христа, прежние пятна сняты, теперь вопрос: остаешься ли ты при том, чтобы отыскивать выступающие в тебе пятна, или ты желаешь видеть и иметь нечто глубже? Желал бы ты, чтобы все твое существо прониклось Христом и твоя природа уступила бы место Его природе, доколе ты не сделаешься причастником Божеского Естества (2 Петр.1:4). Если это совершается в тебе, тогда идет омытие и убеление одежды твоей кровью Агнца, тогда совершается в тебе освящение, чтобы не мы жили, но Христос в нас (Гал.2:20). Многие думают, что освящение это значит сделаться немного нравственней, но нравственные люди есть и в мире, посредством собственной энергии и даже есть язычники нравственные, но это не есть освящение, так как человеческая природа этим нисколько не затрагивается, только, когда она будет проникнута Господом, тогда она освящается. Вот об этом то теперь большинство не думают, чтобы быть проникнутыми Самим Господом и потому они в тот славный день восхищения, постыдившись пред Ним, останутся на великую скорбь.
Как страшно, что Он Сам не может теперь достигнуть Своей цели в них и должен достигать этого судом.
Стихи 15-17.
"За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их".
Только за это они находятся пред престолом Божиим. И раз на это последнее указывается, значит действительно они тут только за это, то есть за омытие и убеление своих одежд в пережитой ими великой скорби, иначе и они не были бы здесь. Только за это они наконец вошли в небеса, взирая на славу Божию.
"Ах, если бы мне удалось достигнуть этого самого, этого для меня было бы достаточно" - так говорят иные не придавая значения чистоте и убелению своей одежды, желая достигнуть неба без освобождения от власти греха и стремясь к блаженству без освящения, что совершенно не возможно. И настанет день, когда окажется, что каждый так думающий и живущий, потерпит урон (1 Кор.3:15). В тот день увидит такой, что была для него награда, которой он лишился, был венец, который восхищен у него. Так именно и случилось с этим великим множеством. Обратим внимание на это великое множество, они находятся теперь пред престолом Божиим, но не видим ли мы великой разницы между ними и искупленными, пришедшими сюда раньше, до них? Первые - победители, они наслаждаются исполнением всех обетований данных Господом. Они сидят с Ним на престоле Его и имеют свои престолы, они принимают участие в Его царствовании, тогда как вторые остались без престолов и только стояли пред престолом Божиим. Первые увенчаны венцами правды и славы, у вторых же и речи нет о венцах. Сказано, что: "если кто и подвизается, не увенчается, если не законно подвизается" (2 Тим.2:5). Правда, они подвизались для Господа, даже до смерти, но они принуждены были уже к этому и потому у них нет венцов. Первые имеют участие в судах, в положительных блаженствах, в полнейшей мере всей славы, а эти ничего не получили. И эти имеют блаженства, но большинство отрицательного характера, что не является всей полнотой, но и это было славно для них: они не будут алкать, может быть они в великой скорби умирали от голода - это отрицательное благо. Не будут жаждать, не будут палимы солнцем, но будут водимы Агнцем день и ночь... - но это не достигает положительной славы, того блаженства, которое мы видели у искупленных, вошедших ранее, до великой скорби. Это цари, священники, имеют право вмешиваться в снятие каждой печати и исполнять с Ним Его решения. Но многие думают: "хорошо, что хоть с этим попаду туда, зато здесь легко пройду пополам с грехом". Но кто может представить себе весь ужас, чрез который им предстоит пройти. Им казалось не трудным и не страшным остаться за закрытыми дверями, но это не так: "Дам ему участь с неверными". И какой несказанно тяжкой ценой они достигли неба. Правда не великая скорбь привела их к престолу, но очищение и освящение драгоценной кровью Агнца. Но все же несказанные бедствия принудили их совершить омытие и убеление своих одежд.
Для них был приготовлен на земле прямой и ровный путь, какой имеем мы ныне, дай только Христу место в себе и Господь совершит то, что желает видеть и иметь в каждом. Не должно ли болеть наше собственное сердце, когда Господь посредством меча и кнута, должен достигать в нас то, чего желает Он для нашего блаженства. Добровольно Господь хотел не скорбью и мечем, а любовью и милостью, достичь в нас того, чтобы мы жили в Нем и Он в нас. Да позволим мы Господу предостеречь себя, чтобы не быть принужденными сблизится с Господом насильственным путем. Он хочет жить в нас и совершить все в нас, чрез полное сообщение и соединение Его с нами. Если Он этого не достиг теперь в нас, то великая скорбь сделает это.
Заметим еще, те, которые окажутся в этом положении в дни великой скорби, не будут маленьким исключением, но их будет великое множество, которое никто не мог перечесть. Значит детей Божиих, в таком жалком состоянии при пришествии Господа будет великое множество. Страшно думать, что наверно они будут холоднее еще чем теперь и будут успокаивать себя в том, что не они одни: - "ведь все же такие, в таком положении". Как важно испытать самого себя, не принадлежим ли и мы к этим, о которых говорится.
День Господень пред дверьми, каждый прожитый час приближает его к нам и вместе с тем к године искушения, которая придет на всю вселенную. Мы чувствуем день приближения Господа к нам уже теперь. Можем ли мы рассчитывать на чудное обетование Господа: "Я сохраню тебя от годины искушения..." Принадлежим ли мы к Филадельфии или Лаодикии, это решит наш жребий, о нашем пребывании там.
Если мы принадлежим к Лаодикии, то Господь извергнет нас из уст Своих, не признает Своими, а если к Филадельфии, то Он скажет: "Взойди сюда", как сказано было Иоанну. Пусть будет так, как Он сказал апостолу Иоанну, будем же все принадлежать Ему.