Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
И.В.Каргель
Толкование на Книгу Откровение


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Указатель »

Глава 11

Стих 1.

"И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем".


Взятие во владение всего мира было изображено картинно в десятой главе Ангелом с радугой над головой, когда Он поставил ноги Свои на море и сушу. Как Господь начнет это делать фактически, Он показывает символическим образом, чрез Иоанна. Ему дается трость, то есть мера, чтоб измерить. Если пред тем Иоанну был вручен документ на наследие, объявлявший его наследником вместе с теми, представителем которых он является, то теперь ему дается мера и предлагается измерить все, что повелевает Господь. Хорошо, если и мы в Слове Божием научаемся понимать волю Господа. Слово: "измерить", что-либо для Него, или Его народа, значит: взять во владение, объявить собственностью. Означает ли это имение, постройку или личности, берутся ли для этого народы, но оно все равно обозначает: "беру в собственность". Из Ветхого Завета мы получаем прекрасное объяснение, что означает измерение (Ис.Нав.14-19 гл). Тогда вся страна Палестины была измерена и назначалась для каждого рода, колена и дома. И это было, когда земля еще была населена жителями, враждебно относящимися к Израилю. Но Господь повелел Израилю поставить стопы ног на ту землю и измерить ее, а то, что Господь измерил, значит им и давалось. И тут Он сотворит то же самое, когда снова эта земля должна будет возвратиться к Господу. Тогда Ханаан был первый раз взят таким образом для народа Израильского. Но мы имеем еще пример, где Господь второй раз сделал так же. В Зах.2:1-5: говорится, что после Вавилонского пленения, Израиль отчасти вернулся домой, а земля их и город Иерусалим, находящиеся под языческим владычеством, должны были снова быть взяты назад. Тогда пророк Захария, бывший в духе, видел человека с землемерной вервью в руках, который шел измерять длину и ширину города. Но вслед за ним, Господь послал другого вестника, который сказал первому, чтобы тот сказал пророку, что Господь заселит окрестности Иерусалима ввиду множества людей и скота. Этот Ангел был послан в Иерусалим и это нам показывает, что в этом приказании Господа лежит то, что слово "измерить" не имеет ничего общего с объемом города, который будет так велик численностью жителей, что и за стенами города все будет заселено. Значит это измерение не означает меру измерения, тогда, что же это? Оно означает взятие Иерусалима со стороны Господа опять в Свое владение, Господь прибавляет, что Он будет стеной вокруг города и прославится посреди него. Стало быть, если Господь что-либо измеряет, значит Он опять берет это в Свое владение. Так действует и вера, она усваивает себе, берет то, что дается Господом. Слова: "Я буду для Иерусалима..." указывают, что Господь будет среди них и прославится. Значит вокруг Израиля и посреди него Господь будет Единственным Богом и Господом. Можно сказать, что это было сказано прообразно, пророчески и эти слова относятся к самому последнему завладению, о котором и говорится тут в разбираемой нами 11-ой гл. Откровения. Иерусалим 32 раза был взят врагами и разрушался, но он опять восстановится в последний раз и Господь показывает как это начнется. Заметим, что здесь в 11-ой главе при измерении, дело идет прежде всего о храме, жертвеннике и о поклоняющихся в нем. Очень малым количеством и клочком овладевает сначала Господь. Когда Господь говорит о храме Божием в буквальном смысле, Он не имеет в виду ни одного здания, или какого-либо места, или храма на земле, кроме храма Иерусалимского. В мире есть один храм, это единственный и исключительный храм Божий здесь на земле - Иерусалимский. Поэтому большое заблуждение существует от недостатка понимания Священного Писания и мыслей Божиих, когда под храмом Божиим хотят разуметь и называют какой либо собор, церковное здание, или другую постройку для так называемых "богослужений", называя ее храмом, или может быть самое лучшее здание в мире - храм Святого Петра в Риме, что делают и до настоящего времени, этот храм представляют как храм Божий. Кажется, что это небольшое заблуждение, но некоторые толкователи откровения на этом построили свои собственные идеи и, как на плодоносной почве, из этого заблуждения, выросло второе заблуждение, именно: в соборе Святого Петра римский папа сидит на престоле, его носят на руках, целуют ему ноги и он, как бы принимает божеские почести, почему его и выдают эти толкователи за антихриста. Это новое лжеучение. Из него выходит, что мы находимся под властью антихриста более чем 1300 лет, то есть столько, сколько существуют римские папы, но мы знаем, что антихрист должен существовать, то есть царствовать на земле, только три с половиною года. По учению этих толкователей, антихрист должен царствовать 1260 лет, так как они 1260 дней превращают в 1260 лет, но как папа существует уже больше этого времени, то они стали в затруднение с своими толкованиями. Мы знаем, что антихрист отречется от Бога и Сына Божия, но сам будет выдавать себя за Бога и Сына Его, когда сядет в храме Божием. Это будет личность, то есть одно лицо, но если считать папу антихристом, тогда конечно, антихрист не может быть единичным лицом, так как пап было бесчисленное множество. Теперь вопрос: "который же из всех римских пап уловится, чтоб быть антихристом?" "Несчастное" откровение должно подвергаться таким безрассудным идеям. Господь еще раз прибавляет, что нельзя признавать никакой другой храм за храм Божий, как только Иерусалимский и о нем тут идет речь. Некоторые думают, что речь идет здесь о духовном храме, о чем и говорит Святое Писание: "всякий верующий, есть храм Бога Живого". Значит верующие есть храмы, но мы знаем, что все верующие, вся церковь Христова, будет взята тогда с земли и не о ней будет здесь идти речь и не о духовном храме. Здесь говорится о вещах в буквальном смысле: о храме, о жертвеннике, о поклоняющихся и даже об Иерусалиме, который назван Святым городом. И таким образом, не может быть другого места, другого города, к которому могло бы быть применено все, что мы должны найти в Иерусалиме в последние дни. Некоторые думают, что речь идет здесь о небесном Иерусалиме и на этом так же строят личные идеи. Правда, небесный Иерусалим есть, но его нельзя принимать во внимание в данном случае, так как в небесном Иерусалиме ничего не будет исключено и мы знаем, что он никогда не будет попираем ногами язычников. Значит мы имеем дело с Иерусалимом земным с его храмом, жертвенником и молящимися в нем. Девятнадцать веков не было Иерусалимского храма, но он был и снова будет устроен; скоро храм, жертвенник, богослужения опять будут восстановлены. Ко времени исполнения этого видения Иоанна, евреи будут уже там порядочное время, так как ни город, ни храм не построишь в несколько дней. Без сомнения, что в 11-ой гл. Откровения, начиная с седьмой и включая и двенадцатую главу, мы стоим на почве Израиля. Эти мелочи крайне важны, чтобы понимать дальше.

Стих 2.

"А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца".


В первом стихе нам очень ясно показано, на что Господь положил Свою руку, как на Свою собственность. Он начинает со святилища, жертвенника и поклоняющихся в храме. Значит до того времени Он не будет приближаться к этому "святому" месту, оно будет для Него чуждым, со всем происходящим там. Но когда там будут поклоняться те, которые по душе и по сердцу Ему, то Он все вернет. Кто эти поклоняющиеся в те дни? Это 144 тысячи запечатленных из Израиля. Он с милостью обратится к ним, простит их и возьмет их Себе в собственность. Отсюда Он дальше будет распространять Свое господство. Но Он начинает опять таки с народа Израильского, дотоле предоставленного идти своим путем. Это будет скромным только постепенным началом, пока Его Царство не распространится в большую гору и наполнит всю землю. Оно всегда начинается с горчичное зерно. Здесь Господь ни на что не налагает Свою руку, как только на Израиля, Он начинает с него, а потом уже налагает Свои руки на всю землю и Он начинает дело не со всем Израилем, а с меньшинством (144 тыс.). И даже в этом предварительном начале Господь тут же производит строгое разделение. Мы видим, что Он не позволяет измерять внешний двор храма, который тесно окружал святилище, Он исключает его, не признает его за Свою собственность. (Храм есть то, что люди из него сделают. Сам Христос сказал, что дом Отца Его, люди делают домом торговли, а второй раз Он говорит о храме, как о вертепе разбойников чрез дела людей). Так же Он относится и ко всему, находящемуся дальше внешнего двора, ко всему городу. Какая этому причина? Надо помнить, что у храма было два двора - внешний и внутренний двор. Сам Господь велел так выстроить храм: внешний двор, внутренний двор, святилище и святое-святых. Внутренний двор был окружен внешним двором, где были и язычники, хотевшие поклоняться Израильскому Богу. Внутренний двор имел жертвенник, на котором Израиль приносил жертвы Богу. Из внешнего двора язычники могли только смотреть на жертвоприношение во внутреннем дворе, но входить туда они не имели права, таким образом они приобретались. В Иоан.12:20-22 говорится, что пришедшие на праздник Еллины, хотели видеть Иисуса, но Он не учил во внешнем дворе, а пройти во внутренний двор они не имели права, почему и просили Филиппа, Филипп Андрея, а тот сказал Христу, Который был во внутреннем дворе. И теперь мы видим, что Израиль, по возвращении в свою страну, устроит храм с наружным и внутренним двором, как было и раньше, но хотя они и устроят внешний двор, но его Господь исключает, отвергает, не принимает и отдает его язычникам не для собирания в нем, а для попрания его. Значит только Израиль должен занять храм, что им и будет сделано, только одного Израиля, совершенно одного и точнее пока только избранных Он отделяет для Себя и это будет очень маленький остаток. Но почему Господь отвергает внешний двор? По какой причине вводится этот новый порядок? Это очень просто: все народы имели свое время благодати, имели Евангелие свидетельства для них, Господь не делал никакого различия в народе, все могли придти, всем было подано искупление. Но как люди злоупотребляли благодатью Божией, они презрели, попрали, надсмеялись над этой благой вестью Евангелия и, даже называясь Его именем, преследовали Его истинных чад: но наконец они не будут попирать благодать Христа и все, что для них теперь возможно, тогда отнимется от них, их время кончится. Не будет им никакого преимущества, даже преимущества Ветхого Завета отнимутся и это будет по той причине, по которой некогда все это было отнято от Израильтян. Было сказано: "отнимется от вас Царство и дастся народу языческому", а теперь оно отнимается от так называемых христиан и отдается опять им - Израилю. И падение язычников будет глубже, чем падение Израиля, потому что язычники имели ярче свет, чем Израиль. Язычники имели Христа, как совершенного Спасителя и Духа Святого, как силу, а Израиль этого не имел. И тех, которых Господь хотел выбрать из язычников, выбрал, а остальные останутся на гибель. В Римл. 11-ой гл. апостол Павел предвидел это Духом Святым и написал, что если Израиль, как природная ветвь отломились, а язычники, как дикая маслина, привились к стволу и держатся, то чтоб не превозносились, так как они легче отломятся. Христиане говорят: что Израиль отломился неверием, а мы держимся верою. Но от падения Израиля, зависит спасение язычников, почему и не должны гордиться, так как время язычников кончится и они будут отвергнуты. Христос как Камень, кто споткнется чрез Него, тот разобьется и это случилось с Израилем, они споткнулись и разбились и 19 веков стоят вдали от Бога. Но на кого этот Камень упадет, того раздавит, это уже относится к язычникам. И "христианский" народ будет раздавлен, как истукан, погибший от камня, упавшего на него, что и видим из сна Навуходоносора в кн. Даниила 2:34,45.

Стих 3-4.

"И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли".


Господь не говорит, дам двух свидетелей, так как они уже пророчествовали, когда был измерен храм, Он им дает только пророчество. Это особенные, удивительно из ряда вон выходящие милости Божии и они будут предприняты Им именно в отношении Израиля в то время. Это будет время, подобного которому не было в Израиле и больше не будет. Если бы не принял Господь этих особенных предприятий, то нам было бы не понятно: как Израильский народ, при бесконечном упадке и искоренении всякого воспоминания о Боге, мог сохранить веру и достигнуть потом вечной жизни? И как эти 144 тысячи могли дозреть до такого чудного совершенства как мы их увидим? Эти мероприятия выходящие из ряда вон, разъясняют нам все. Тут видно, что Бог предусмотрел заранее двух свидетелей для Израиля. Они образуют среди стремительного потока неверия, крепкую, как скалу плотину, они освещают темную ночь и бездну, раскрывают и разъясняют совершающиеся пред глазами всех суды Божии, чтобы все, кто еще мог и должен был еще быть спасен, избегнул не грядущего, но уже действующего гнева Божия. Тут совершится то, что Господь сказал чрез пророка Осию 2:19: - "Обручу тебя Мне в правде и суде". Израиль так же имел свое благоприятное время, когда вокруг них все обстояло хорошо, но они этим не воспользовались и потому Господь только во время гнева Своего, подходит так близко к Своему народу Израильскому, во время благодати они отвергли Его и подойти к ним было невозможно. По всему, что мы видим и знаем об этих свидетелях, они исполински выдвигаются из ряда всех других пророков, которые когда-либо были в Израиле. Их имена Господом тут не названы, но Господь их очерчивает ближе в Ветхо-Заветном изречении и образом, взятым оттуда. В Зах.4:14 говорится то, что и об этих двух в откровении и эти слова Сам Господь применяет им. Они - два помазанные елеем. И там сказано о двух помазанных елеем, которые, как масленичные ветви предстоят Господу всей земли. Во время пророка Захарии двумя такими маслинами были: Зоровавель князь и Иисус Первосвященник, они стояли тогда возле золотого светильника, который означает, или который есть - Израиль. Мы видим, как Господь употребляет людей, чтобы чрез них явить Свою силу и дать Свое свидетельство. Такими должны быть и мы, исполненные елеем Духа и стоять пред Господом. Подобное, но бесконечно тяжелое время будет, тогда, когда Господь земли опять восстановит этот народ и снова изберет Иерусалим, о котором и говорит Откр. 11гл. И соразмерно с этим временем, будут стоять так же и два пророка в силе, полные Духа Святого, они будут стоять пред Господом, дожидаясь Его повелений, чтоб постоянно их исполнять. Полные Его Святого Духа и Его света, предстоят они около вновь восстановленного светильника. Господь пошлет их двоих. Это вероятно для того, чтобы поддерживать друг друга в это ужасное время и чтоб с удвоенной силой совершать порученное им дело и чтоб последнее свидетельство для Израиля получилось из двух уст. И наш Господь Иисус Христос посылал обыкновенно учеников по двое, а не одного, так должно бы быть и теперь и благословение было бы больше. Но считаясь со средствами, не могут посылать на проповедь по двое, так как одному легче жить, но Господь смотрит не так. Когда Христос посылал 70 учеников, то было 35 пар и апостолы тоже проповедывали попарно, всегда по двое. Если кто ходил вдвоем на работу тот понимает что это значит. Какая поддержка одного для другого и потом, что один скажет, другой поддержит и из вторых уст слышалось то же самое свидетельство. Кроме того, Господь послал этих вдвоем для того, чтобы отвратить от народа великую опасность: видеть в них Мессию, так как это легко могло случиться, если бы появился один с такой силой и с такими знамениями. Ветхий Завет говорит: когда Израиль вернется в свою страну, то придет Мессия и они будут Его ожидать и насколько сильно это будет, мы видим, что они антихриста примут за своего спасителя и мессию, - как Христос и сказал, что Его во имя Отца не приняли, но примут другого, пришедшего во имя свое. Почему эти два свидетеля и посланы вдвоем, чтобы никто не соблазнился в этом отношении. Об их свидетельстве не сказано, что они будут говорить, но сказано: "...они будут пророчествовать будучи облечены во вретище", то есть они будут пророчествовать под знаком глубокой скорби и сокрушения и это бросает свет на весть, которую они принесут, то есть на их свидетельство. Облекавшиеся во вретище обыкновенно раздирали пред этим свои собственные одежды, показывая этим отчаяние, глубокую внутреннюю боль сердца, горе и плач души и разодрав свои прекрасные одежды одевались в мешки, - во вретище. В 3 Царст.21:27 говорится, что когда Бог разгневался на царя Ахава за его нечестие и произнес над ним приговор чрез пророка Илию, тогда Ахав убоялся гнева Божия, смирился и одевшись во вретище, постился. Господь видя его смирение снисходит к нему и отчасти его прощает. Так же говорится о царе, во время пророка Елисея (4 Цар.6:30), который разодрал одежды свои и проходил по стене и народ видел, что вретище на самом теле его. Ион.3:6-8: там Царь Ниневии, после проповеди Иониной, скинул свое царское одеяние, оделся во вретище и сел в пепле и повелел всем принести покаяние Господу и Господь, увидев это, простил Ниневию. Таковы должны быть проповеди этих двух свидетелей. Они наверно непрерывно проповедовали о покаянии, о прощении и о возвращении к Богу Живому. Они с великой силой будут убеждать народ и никто не будет в силе им противостать и преградить. Они возвратят сердца детей к родителям, эти дни будут днями проповеди о возвращении детей к Отцу, чтобы Он не поразил их. Продолжительность их свидетельства 1260 дней, они будут проповедывать как раз три с половиною года, то есть столько времени, сколько Иерусалим будет попираем язычниками, но последнее обозначено не днями а месяцами - 42 месяца (по-еврейски), что означает так же три с половиною года. В другом месте время это обозначается так: "время, времена и пол времени", что так же означает три с половиною года. Это показано так для того, чтобы мы из 1260 дней не сделали 1260 лет, как это делают некоторые толкователи, но чтобы 42 месяца умножили на 30 дней, - опять выйдет столько же, то есть 1260 дней. Или три с половиною года, умножая на 365 дней, так же выходит приблизительно 1260 дней. Эти показания мы должны принять буквально, то есть понимать, что именно столько буквальных дней, они будут пророчествовать. Мы не имеем никакого права произвольно превращать эти дни в годы, как делают это некоторые толкователи, стало быть по ихнему, оба эти свидетеля не могут быть людьми, но уподобляются только таковым, - говорят они. Так ухитряются искажать Слово Божие эти лжетолкователи. Так из одной неправильности вытекает другое заблуждение и тогда они, чтобы прикрыть свое лжеучение, соединяют это, чтобы получить, или чтобы вышло что-либо правильное. Так из двух свидетелей, которые не могут жить 1260 лет, они сделали две различные системы. Некоторые говорят, что эти два свидетеля есть Ветхий и Новый Заветы. Другие говорят, что это есть два различных религиозных общества, были еще и еще подобные нелепости. Так искажали истину все, кто из дней сделали годы, приходится заблуждаться, выдумывая искусственно там, где Господь требует простоты, так как Он написал. Что касается этих трех с половиною лет, в которые они будут пророчествовать, мы их не должны отождествлять с тремя с половиною годами в которые Иерусалим будет попираем язычниками. Попирание язычниками Иерусалима начнется отнюдь не раньше, как по окончании свидетельства этих двух свидетелей, так как только тогда восстанет зверь, или антихрист, тогда прекратится ежедневная жертва, чтобы поклоняться антихристу в храме Божием. Это видно из Откр.11гл. 7ст: "зверь выходящий из бездны сразится с ними и убьет их", но это будет когда эти два свидетеля закончат свое свидетельство. Сами они будут непобедимы ни для какой силы, они сами будут одолевать всех. По Божиему определению, только зверь из бездны может поразить их и убить и это он сделает, лишь только появится, но тогда уже их свидетельство три с половиною года окончится. Таким образом из этих двух сроков: три с половиною года свидетельства этих двух свидетелей и три с половиною года царствования антихриста, то есть зверя, мы имеем целых семь лет, и это есть семидесятая седьмина Даниила, как мы и разобрали. Эта седьмина оканчивается великой скорбью, чтобы после этого началось тысячелетнее Царство Христа, тут на земле. Нельзя еще не заметить того, что оба эти свидетели, а так же и их действия не показаны Иоанну в видении, и события, которые ими совершаются, тоже не показаны в видении. Сведение об их свидетельстве, их смерти, их воскресении и вознесении, даны Иоанну и описаны им, прямо от Господа. Господь дает о них Иоанну короткую биографию, так что эта биография идет вперед, пока все это совершится: их смерть, воскресение и вознесение и последнее выступление зверя, о котором говорится в тринадцатой главе. Из всего этого можно заключить, что они свидетельствовали уже порядочное время, когда выступил Ангел с радугой над головой, и будут совершать свои свидетельства во время, когда жена должна будет родить сына 12 гл. Откр. и во время низвержения сатаны с его ангелами на землю, что совершит Михаил с небесными Ангелами. Поэтому и речь о них не начинается словами: "Я дам двух свидетелей", но: "Я дам двум свидетелям", значит они уже есть и работают. Упомянем теперь, кто собственно по предположению эти два свидетеля? Мы можем только предполагать, так как имена их нам не даны. Существует целый ряд мнений, не стоящих внимания, мимоходом мы уже видели, как толкуют. Но есть одно мнение, которое проходит чрез все 19 веков и имеет основание больше других, считаться истиной. В первые времена христианства и в последние столетия у многих так называемых отцов церкви, было такое мнение об этих двух свидетелях, а именно: что один будет безусловно пророк Илия, а другой будет Енох. Почти две тысячи лет так думают. Тертуллиан в своей книге о душе, говорит так: что "Енох и Илия были взяты на небо живыми, не видев смерти, которая отложена, чтобы при их будущих страданиях и смерти, кровь их истребила антихриста". И везде, где упоминается об этих двух свидетелях, издревле ставят их с появлением антихриста. В новейшее время доктор Зайс приводит основательные доводы в пользу этого взгляда и дает по большей части опровержение в различных частях возражения, например: его изречение из превосходных указаний, относительно мнения, что: не вероятно, чтобы святые, пребывающие в славе, снова могли бы придти на землю, страдать и умереть. Он говорит: что вовсе не так несмысленно, чтобы святые не могли придти на землю страдать, быть убитыми и снова воскреснуть. Ведь Сын Божий, кто мог быть святей Его? Он славней и святее Еноха и Илии и все же пришел в этот мир страдать, умереть и снова воскреснуть из мертвых. Еще больше: во время Своей жизни на земле, Христос явился на горе Фавор пред Петром, Иоанном и Иаковом и так же прославился, как Моисей и Илия, с которыми Он беседовал. Он мог бы пойти в небеса вместе с ними, но тем не менее Он оставил Свое прославление и сошел с учениками с горы, страдал и умер. Далее доктор Зайс берет в пример Апостола Павла, который был, непонятным для него образом, восхищен на небо и вернулся оттуда, чтобы проповедывать дальше, страдать и умереть. Подобное этому указывается и на Иоанна, который был восхищен на небо, видел все чудеса и видения, а в конце все же проповедывал, страдал и умер. Зайс спрашивает: какой закон исключает возможность подобного возвращения на землю, страдания и смерти со стороны Еноха и Илии? В Священном Писании нет ни одного слова, которое противоречило бы этому, но это собственное рассуждение. Дальше Зайс приводит доводы Священного Писания, пред которыми мы должны преклониться, если мы вообще верим Священному Писанию. Его замечания относительно пророка Илии таковы: что под пришествием Господа (Мал.3:1), подразумевается явление Его для суда, это говорит тот час же второй стих: "И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?" У этого же пророка (Мал.4:5-6): еще очень ясно говорится, что пророк, о котором идет речь и который придет пред страшным днем Господним, прямо называется по имени - Илией. Дальше Зайс говорит: Если, сказанное в Малахии слово - "Илия" действительно означает пророка Илию и если страшный день Господень не есть другой, как день пришествия Господа во славе, то верующим нет другого выбора, как принять свидетельство Святого Писания и поверить, что Илия явится пред наступлением великого дня Господня, он придет на землю, именно в указанный период Откровения, то есть пред великим днем Господним. Тут у нас не мечта, не рассуждение, а Божественное откровение и если поближе посмотрим, то увидим, что Христос Сам утвердил это так. Преображение Христа на горе, было вместе с Илией и Моисеем, которых ученики видели и узнали. При схождении с горы, они спрашивали Христа, что: как же книжники говорят, что Илия придет прежде? В Мф.17:11-12: Христос ответил так: "правда, Илия должен придти прежде и устроить все". Разве этот ответ совершенно неопределенный? Господь вполне оправдывает ожидание книжников и фарисеев, Он говорит, что это будет, а этот ответ 12 ст. относится к Иоанну Крестителю, который в то время был уже убит ст.13. Весь ответ Христа показывает на будущее: "Правда Илия должен придти и устроить будущее". Все места Священного Писания, полны ожидания будущего Илии, всеми народами. Справедливо говорит еще один из богословов: "Кто в этом ответе Господа ученикам хочет выкинуть явное, замечательное пришествие Илии, находящиеся в будущности, тот должен особенно ухитриться, но все же не сможет опровергнуть будущее время, не сможет отнести к будущему Иоанна Крестителя, что не возможно со слов Самого Господа. Но однако, как согласуется место Священного Писания Мф.11:14: относительно Иоанна Крестителя, с замечанием Христа, где Он Сам сказал: "а если хотите принять он есть Илия, которому надлежит придти?" Но кто не видит в этом таинственного ограничения? - Открытое объявление "если хотите", то есть в известном смысле, до времени, пока не явится в позднейшем исполнении сам Илия, который должен еще явиться. Иоанн Креститель не был Илией в буквальном смысле, что мы можем видеть из другого события: только что появился Иоанн Креститель на арене своей деятельности, как сказано: "прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет, (Иоан.1:20-21). Это и подтверждает то, что он не приготовляет будущее, как приписывается пророку Илии в книге пророка Малахии. И великий и страшный день, который должен последовать после Илии, после Иоанна Крестителя не последовал, как видим это и теперь. И день будущего показывает, что Иоанн Креститель буквально, не был Илией. Ясно только одно, что Иоанн Креститель был предтечей первого явления Христа. Как видно в Евангелии от Лк.1:15-17, Иоанн Креститель придет в духе и силе пророка Илии и только таким образом, Он исполнил отчасти это поручение, так что по Слову Божию, Илия непременно должен придти. Теперь, как христиане так и евреи, ожидают пришествие пророка Илии с неба. (В молодые свои годы брат христианин посещал евреев и видел, что они по субботам имели особенно вкусный стол, за которым стоял один прибор лишний. Многие не знали, что это означало, но некоторые раскрыли тайну, что евреи ожидают Илию, который придет пред пришествием Мессии.) Но как ожидают Илию, то с ним они ожидают еще и другого великого пророка - его спутника, называемого Енохом. Но возвратимся обратно. Когда послали священников и левитов к Иоанну Крестителю, который сказал, что он не Илия, то они его спросили: "пророк?" Они думали, что если не Илия, то может быть Енох и очень удивлялись: "кем же он был?" если он не Христос, не Илия, не Енох, то есть не тот ожидаемый пророк, о котором они спрашивали Иоан.1:19-25: и который должен придти с Илией. Но вот Сам Бог в Откровении Христа выдающим образом выделяет этих двух пророков, как двух свидетелей Его. Но уже не как свидетелей Его великого дела милосердия, не как свидетелей о Спасителе и Искупителе этого мира, но свидетелей о Нем, как о Праведном Судии, пред Которым преклонится всякое колено земных и преисподних (Ис.45:23; Фил.2: 10-11). Они будут свидетельствовать как миллионы людей осудятся во дни великой скорби. Они Его свидетели в тех обстоятельствах, в которых тогда будет мир (обстоятельства суда) и будут свидетельствовать о Нем, как о Сидящем на престоле суда, готовящемуся совершить отмщение Своим врагам и взять землю опять Себе во владение. Таковы они будут эти два Его свидетеля. И если мы ближе рассмотрим Илию и Еноха, то мы увидим, что из всех пророков, живших когда-либо на земле, Енох и Илия выдвигаются как пророки суда. О деятельности Илии мы знаем, что все его чудеса, были чудесами суда Божия, а что касается Еноха, о нем нам мало говорит Священное Писание, но что дошло до нас из его свидетельства, то это были слова о суде, будто о другом он ни о чем и не свидетельствовал: "Се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники", (Иуды 14-15ст.) Вот таково мы имеем свидетельство Еноха. Напрасно мы бы стали искать двух других пророков, так характерно выделенных, как эти два Ветхо-Заветных пророка восхищенных Господом в небеса. До сих пор слово Господа не расходится со словами доктора Зайса.

Стих 5.

"И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту".


Если к сказанному Зайсом, прибавить полномочия этих обоих свидетелей, то его предположение, что они могут быть этими двумя лицами, делается еще вероятней. Их полномочия есть сверхъестественного свойства. И их из ряда вон выходящие права, применяются так обширно, что едва ли кому из святых, даны были такие права, какие имеют эти два свидетеля. Они свободны в своих действованиях, это признак того, что нет опасности, чтобы они, применяя свою власть совершенно свободно, применяли ее против намерения пославшего их Бога, они ничего не делают от себя, они в полном согласии с Ним и Он им дает полную волю. Вместе с тем, Он дает им обоим одинаковые полномочия, ни один из них не имеет ни больше, ни меньше сил, что указывает на их одинаковое направление мыслей, на одинаковое положение пред Богом и если вспомним, что они оба были восхищены чудным образом с земли и опять пришли на землю, то их равенство нам станет ясно еще и в связи с их дальнейшими событиями. Они имеют власть, чтобы защищаться, они могут применять ее при всяком оскорблении и вреде, наносимом им, сказано: "...огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их", которые не только опалятся и покроются ожогами, но и умрут. Вспомним, что и Илия действовал так же. Два раза он истребил огнем приходящих за ним, от Самарийского царя Охозии, пятидесятников с их пятидесятком и только третий раз помиловал (4 Цар.1:3-15). Но Илия не всегда применял эту силу и когда ему грозила Иезавель, то он бежал, хотя и мог применить свой огонь, но в те дни, когда появятся эти два свидетеля, Господь не позволит оскорблять Бога в лице их, так как они - Его. Весь мир должен будет знать, что кто дотрагивается до них, дотрагивается до Всевышней Силы Божией. И они всему миру будут свидетельствовать о Всевышнем Боге, эти два великие свидетеля. С другой стороны их образ действий и властное применение их силы, есть доказательство того, что они будут жить и свидетельствовать на земле в беспомощное время, что без сверхъестественной силы и помощи нельзя жить на земле и свидетельствовать о Боге. Мы видели пред этим, что за свидетельство Христа все были убиты (Откр.6:9), и именно за Слово Божие и свидетельство Христа. Кроме того во втором периоде великой скорби, мы видели открытую бездну и миллиарды, выпущенных оттуда нечистых духов, которые приготовляют людей к пришествию сатаны и царству антихриста на земле. Гонения, убийства, которые упомянуты ранее, тогда будут в порядке вещей, воспоминание о Боге тогда будет невозможно, все старания будут направлены к тому, чтобы его искоренить. Только в одном Израиле, некоторые будут придерживаться старой веры в Бога, большая же часть Израиля будет отравлена и унесена всеувлекающим потоком атеизма. Даниил как бы видел это время и описывает его, Дан.11. Так будет в то время, уже молча верить в Бога будет трудно в те дни, а исповедывать Его и быть Его свидетелем, потребует никогда, дотоле невиданных сверхъестественных сил. Вот таких-то сверхъестественных свидетелей еще и посылает Бог. Поэтому не будет чудом, если у этих двух свидетелей не будет ничего общего с Евангелием мира, радостью и спасением и не будет удивительно, что эти два свидетеля не будут готовы, как прежние свидетели, положить свою голову на плаху. И когда они не будут прощать как прощал Христос, то это тоже не будет удивительно, так как эти действия не принесли бы никакого впечатления в ожесточенных до глубины сердцах. Они будут окружены как бы жаждущими (голодными) волками, жаждущими их крови и, что это так, мы видим сейчас: как только эти два свидетеля были убиты, то народ сразу же радуется, веселится, значит они жаждали этого их убийства, этой крови. Таким образом, это время их действия, будет судом, когда через этих двух свидетелей Господь будет действовать без снисхождения. И только таким образом могут устоять и те, которые были запечатлены пред ними (144 тысячи). Стих 6. "Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами - превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят". Насколько присуща была некогда огненная месть Илии во время его земного странствования, мы уже указывали и она, как первая черта обоих этих пророков, будет напоминать Илию. Но тем более будет напоминать его эта новая черта: - затворить небо, чтоб не шел дождь на землю во время пророчествования их и именно столько времени, сколько и у Израиля было бездождье при пророке Илии, то есть три с половиной года, так и здесь: сколько времени свидетельствуют, на столько имеют власть закрыть небо. Небо, земля, или силы природы находятся в их власти. Таким образом угрозы и наказания не будут на одиночных личностях, которые замыслили злое против них, или вообще будут против свидетелей, но целые страны и народы будут наказаны. Ни росе, ни дождю не будет позволено сходить на поля, на нивы, так чтобы все пожелтело и сгорело и чтобы смерть приблизилась к людям и ко всему живущему на земле. И как во время Илии, когда высохли все ручьи и реки, так что Илия ушел и жил на берегу реки, пока она не пересохла и он пошел дальше, так и теперь плодоносное поле превратится в пустыню на 3,5 года. И так как на большое пространство земли не будет капли воды, то люди обратятся к большим рекам и водоемам, чтобы оттуда достать воды. Но человек готов делать все, чтобы только не покориться Богу. Но тут то Господь и дал двум свидетелям Своим другое средство ударов, которое превращает в реках их воду в кровь, так что все реки, ручьи и источники везде и всюду вместо воды потекут кровью. Обе эти кары были когда-то на земле: первая кара нет ни дождя ни росы, это вкусил Израиль когда отстранил Бога и служил Ваалу. Вторая кара, когда вода превратилась в кровь. Это испытал Египет, когда фараон сказал: "кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля?" Теперь такое время будет и у Израиля и по всей земле. Как во время Илии, Израильский народ служил Ваалу, исключая 7 тысяч, которые не поклонились истукану, так будет и теперь, 144 тысячи не будут служить и поклониться бесам, как остальной весь Израиль. Но эти карающие чудеса приведены здесь, главным образом для того, чтоб ясней показать, что во власти двух свидетелей будет поражать землю всякой язвой, когда только захотят. Какое пространное полномочие будет дано этим двум свидетелям, кто мог когда-либо сравниться с ними? Они не могут превзойти своей власти: сколько хотят и когда хотят ее употребляют. На какую язву они осудят, как тот час же это и сделают. Они постигли, что они должны и могли так действовать, их воля вполне свободна. Отсюда видно, что они постоянно и совершенно одних мыслей с Господом Богом. Так Господь пошлет их в те дни. Им определено свидетельствовать 1260 дней. Что же они будут свидетельствовать? Вероятно их свидетельство будет выражаться в словах, делах, жизни, наказаниях, предостережениях, они будут пророчествовать о наступающих еще великих ужасах и о последнем третьем горе, в котором сатана будет свержен на землю, о грядущей связи с антихристом и о семи чашах гнева, которыми и окончится Суд Божий. И несмотря, что они пророки суда, это еще будет милость Божия с Его стороны, именно к тем, которые, хотя какое-либо имели влечение к Богу и это будет последним свидетельством Божиим пред седьмой трубою, о которой было так ужасно возвещено и всякий должен будет чрез них узнать, что есть Бог и без всякого сомнения, эти - служители Его. Эти оба свидетеля есть слуги Его, так как вся сила сатаны будет безуспешно бороться против них, они всех поражают.

Стих 7.

"И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их".


Итак они не безусловно избавлены от власти смерти, но до известной степени и определенного времени: пока они имеют поручение от Бога, они действительно бессмертны и коварство и власть предшественников антихриста, разобьется о силу, которую Господь вложил в них. Однако мы тут видим, что эта сила у них тоже ограничена. Она дана им, или только на время их пророчества, или в такой мере, что они только до известной степени превосходят адские силы. Сильнейшая адская сила им в состоянии противостать, но все это назначает Сам Бог, так как, ведь это предсказано за последние 2 тысячи лет, следовательно предопределено Самим Богом такое состояние: зверь, выходящий из бездны, должен совершить над ними ужасную казнь, предать их смерти, он видит и чувствует, что он может справиться с ними, иначе он не вступил бы в эту борьбу. Но дело дойдет до настоящего сражения, зверь будет сражаться с ними и будет настоящая борьба - битва. Бой дойдет до измерения силы с обеих сторон, наконец дойдет до победы над обеими свидетелями Божиими и они будут убиты. Зверь из бездны упоминается тут первый раз. В Откр.13гл. там увидим возникновение и развитие зверя и дальше в 16-й главе, увидим как изливаются на царство зверя и его господство, семь чаш гнева гибели и конец ему. Кто этот зверь: ближе о нем рассмотрим в Откр.13гл.. Здесь же скажем: что это последний, грядущий, великий всемирный властитель, который подчинил себе все царства мира. От всех правителей, когда-либо существовавших в мире, он будет отличаться тем, что он будет возвеличен непосредственно самим сатаной, воодушевляться будет им и вооружен будет всей сатанинской силой. Священное Писание называет его человеком греха, сыном погибели, хотя он и будет действовать человеком. Как бог мира сего он заставит людей поклоняться ему, будет выдавать себя за спасителя мира, за лжесвидетеля и мессию и он отречется от Бога Отца и Сына Божия, сядет в Иерусалимском храме и ему будут поднесены Божеские почести (2 Фес.2: 3-6). Фессалоникийцы знали об этом человеке греха, они были предостережены от него и не допускали ему открыться не в свое время. Но беззаконие уже в действии и он ждет своего времени, чтобы открыться. И Сам Бог пошлет людям антихриста в наказание за их заблуждение. Из текста не видно, как долго пророчествовали при антихристе эти два свидетеля, но наверно можно сказать, что зверь, уже будет существовать во все время их пророчества, будет знать об их выступлении и действиях, даже может будет занимать престол, как глава государства, но еще не созревший для своего страшного призвания, т.е. еще не сшедший в своей греховности до сатанинских глубин. Но как только это совершится в нем, тогда он душей и телом сделается преданным слугой и сыном сатаны. Он выступит и пустит в ход на земле полученную им от сатаны адскую силу, так как проявили эти два свидетеля Божию силу. Горе тогда всем святым Божиим, живущим на земле (Израиль). Если бы на земле были не только эти два свидетеля, но все святые были бы на земле и если бы зверь мог достичь их, то они должны были бы разделить участь этих двух свидетелей, зверь не оставил бы ни одного в живых. Он знает, что они мешают ему развиться в мире, сообразно его адской способности. Так же мешают и приверженцы поклоняться ему, что ему так крайне нужно. Как же он мог представлять из себя Бога и посягнуть на Божеские почести, раз эти пророки Божии поражают ударами по разным местам и он не может помешать им в этом? И у него является решение, удалить их, о чем и написано заранее, что Господь допустит это, и они будут убиты.

Стихи 8-9.

"И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы".


Значит они убиты и их хотели видеть убитыми. Какое торжество для зверя. Все должны были видеть силу Бога в этих двух свидетелях, а вот тут сила больше. Но их и убитыми достигает месть зверя, он запрещает их хоронить, оставляет лежать их на улице, где все их увидят. Они лежат на зрелище всему миру и это для возвещения и возвышения власти и силы сатаны, которая видна на этих лежавших убитых им. И это произойдет во святом городе Иерусалиме, так как о нем идет речь. Он здесь назван великим городом, так как тогда он как никогда и не в какое другое время, будет носить это имя (великий) с полным правом. Иерусалим достигнет значения мирового города, первого разряда, лишь только Израиль вернется домой. Здесь и сказано, что масса народов, т.е. иноплеменники из всяких колен, наций, племен и языков, будут смотреть на трупы их. Следовательно Иерусалим будет ареной народов и резиденцией владычества антихриста из бездны. Распоряжение, касающееся запрета погребать их показывает, что зверь имеет здесь безграничную власть. В духовном смысле Иерусалим назван Содомом и Египтом. Значит он опустится до бездны и падения Содома, он будет лишен всякой человеческой нравственности, как Содом, а так же и в духовном отношении он дойдет до уровня Египта, где ничего не хотели знать о Боге (Исх.5:2). И таким образом он будет попираем язычниками во всех отношениях, он будет брошен как соль, потерявшая силу свою, на попрание людям. Чтобы мы не сомневались, что дело идет об Иерусалиме, прибавлено: где и Господь наш Иисус Христос распят, что невозможно отнести какому-либо другому городу, как только к Иерусалиму. Итак совершится то, что Господь сказал: не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима (Лк.13:33). Но какая неописуемая честь для этих двух убитых, их постигло то, что они умерли, где умер и их Господь Иисус Христос. Тогда во время смерти Христа, фарисеи не посмели сделать Его предметом насмешки, не посмели издеваться над Ним, как теперь издевались 3,5 дня над этими убитыми двумя свидетелями. Несчастный Иерусалим, когда Господь придет во второй раз во славе, он ничуть не будет стоять выше и лучше, чем стоял, когда Христос пришел в первый раз и жил в нем. Он опустится еще ниже и сделается падалью - трупом, вокруг которого соберутся орлы, чтобы безмилосердно растерзать его.

Стих 10.

"И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле".


Не один Иерусалим будет заинтересован казнью этих двух свидетелей, это будет мировое событие, которое до глубины осчастливит всех нечестивцев. Важно в этом стихе то, что участники этого события определенно являются все: "живущие на земле". Эти слова нам знакомы, они не могут обозначать какую-либо страну или государство, но они обнимают все человечество. Посредством телеграмм, телеграфа и радио, весть о победе антихриста над двумя свидетелями Божиими быстро разнесется по всему миру. Каждый на отдаленном конце земли получит известие об их смерти, что они наконец пали. Конечно наши предки были не в состоянии понять этот буквальный смысл стиха, если в толковании своем они рассуждали и разумом понимали как хотели. И как могли все живущие на земле узнать о смерти этих двух свидетелей Божиих? Так рассуждали они. Но они не знали и не думали, что теперь делается на всей земле, как люди двинули науку вперед и то, что делается по всей земле, при помощи беспроволочных телеграфов, можно сегодня же узнать. Господь велел об этом (распространение вести о смерти двух пророков) написать и оно так совершится как сказано и описано Господом. Еще сравнительно совсем недавно, во время молодых лет брата христианина, телеграфа не было и он помнит как были установлены телеграфные значки на длинных колах, от места до места. На колах поднимались красные, зеленые, синие флаги. Это и был телеграф. И уже, при устройстве настоящего телеграфа эти верхушки прежнего еще были, свидетельствуя о культуре наших предков. А о телефоне тогда тоже не было и мысли. Теперь есть беспроволочные телефоны, телеграфы, можно по воздуху говорить с Америкой, можно сидя в комнате слушать, при помощи радио, концерты, доклады из разных частей света. Конечно, наши предки об этом не могли и подумать. В 1878 году в газете было описано открытие устройства телефона, но в конце газетной заметки стоял сомнительный вопрос, что не пущена ли это американская утка, то есть, не фантазия ли это изобретательной Америки. По некоторым обстоятельствам, брат христианин должен был выехать заграницу в Германию в город Кенигсберг. Там жил один верующий брат, мастер часовых дел и любитель всяких новых изобретений, и когда брат христианин сказал, что он читал о телефоне, то тот ответил, что у него уже есть телефон в квартире, который он выписал из Америки. Для исследований этого неизвестного телефона, брат христианин из часового магазина того брата, разговаривал по телефону с пятилетним сыном хозяина, находящимся в квартире. Голос его был слышен, как будто он был близко, в то время, как расстояние от магазина до дома было порядочное. Мальчик по телефону рассказывал брату, как он проводил праздник Рождества Христова, какая была у него елка, какие пелись песни детьми и одну из песенок, мальчик спел сам тут же, что брат христианин и слышал в телефон и ясно и отчетливо. И теперь можно видеть, посредством проволоки, даже лиц, разговаривающих по телефону. Если два лица говорят по телефону, то одно из них видит своего собеседника где он находится, и в каком положении находится во время разговора по телефону. Некто говорил по телефону и видел лицо отвечающей ему девушки, хотя и не знал ее лично. Описав ее тому лицу, с которым он должен бы был говорить, некто узнал, что эта девушка - его сестра, которая вместо него и отвечала по телефону, сидя за столом в комнате, что и видел некто. Но наши предки, в свое время, знали только колы и они не верили, что в 3,5 дня какая-либо весть может облететь весь мир, для них нужно было 3,5 года, тогда еще можно было кое-что узнать. Но каково будет последствие этого великого события у людей? Ясно сказано: что они будут радоваться смерти обоих убитых, она покажется им облегчением от тяжкого гнета, так как до сих пор они радоваться не могли, теперь же они торжествуют. Почему? Потому что победа антихриста это - их победа, поражение пророков Божиих, это - поражение (в их глазах) Самого Бога, Который был не в силах защитить их. Мы видим, что их радость показывает, как они верны будут антихристу, и как враждебно будут настроены всем своим существом против Бога Живого. Их радость, что им удалось убийство, не только была внутренней, скрытой, но она выражалась открыто, вызывающе нагло. Сказано: что они будут веселиться и радоваться, это не один будет веселиться, а все живущие на земле, верно будут праздники, большие пиршества, различные увеселения, будет общая радость и коснется всех. Даже сказано, что: пошлют дары друг другу. В высших кругах такой обычай, когда кому-либо что по душе и другие радуются с ним, они еще посылали подарки друг другу, чтобы возвысить эту радость. Так будет и тут. Из этого мы видим: какая будет преданность, какая верность и согласие всех живущих на земле с антихристом. И что за причина этого необузданного упоения у всех их? Потому что два пророка сии мучили живущих на земле, а теперь они убиты. Из этого ясно, что они были пророками суда. Отсюда видно, что не отдельные лица были наказаны ими, а целые страны и государства и самые отдаленные области, т.к. они могли поражать землю всякою язвою, когда только хотели. Верно все живущие на земле, подпали под их наказание. Мы видим, что не они об этом говорят, но Слово Божие говорит о них, что это так будет. Что это будет глубоко и болезненно чувствоваться всеми в то время, когда всякая страсть и похоть их будут иметь полную свободу - само собой разумеется. Их желания мы можем знать из того, что антихрист хочет по своей воле, и вдруг - пресечение, они не допускают и еще более того, наказывают. Но страшно в этом будет то, что во всех их проявлениях сила исходит прямо от Бога, так как человек, сам по себе не имеет такой силы, она входит в действие свидетелей. А между тем о Боге никто не хочет ни думать, ни знать и не желают и вспоминать и при всем том в это время им придется дрожать и трепетать, хотят они того или нет, это и есть самое ужасное. Для них это будет адская мука. Говорят: "Бога нет", отвергают Его, воображают, что освобождены от Него, а нечистая совесть день и ночь принуждает повторять, что ты ошибаешься, так как Бог есть, ты обманываешься, видишь, как Бог мстителен, стрелы Его пронзят и тебя за твои грехи, которые ты любишь и не хочешь оставить. Для атеиста это является адской мукой. Но вот, этот давящий жестокий кошмар, этот червь, который не намерен был умереть и огонь, который не утихал, теперь уничтожен. Раз их убили, можно было быть спокойными, заклятье с них снято, они могли сказать: что Бог не мог защитить двух свидетелей Своих, теперь можно свободно вздохнуть и они не только вздохнули, но и начали торжествовать.

Стих 11.

"Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них".


Начинается с "но". Нечестивцы посылают подарки, веселятся, а Бог говорит "но". Как коротка и мимолетна радость нечестивцев, поразительно быстро приходит она к внезапному концу и это потому, что радость нечестивцев всегда ничто иное, как самообольщение и самообман. Так было и здесь. Уже после 3,5 дней от смерти освободились те, о которых весь мир думал, что они раз и навсегда устранены. И Бог допустил им столько времени пребыть в смерти. Он мог их тот час же воскресить, но Он допустил, чтобы все удостоверились, что они действительно умерли, и это Он не допустил их к погребению, чтобы великие массы, простые и ученые, все стали свидетелями действительной их смерти. Потому, что таким образом, эти же самые сделаются свидетелями и их воскресения. И не могло быть лучше свидетельства для всего мира, как эти, отпавшие от Бога, очевидцы, так как им мир скорее поверит, чем кому-либо другому, потому что они их люди. Заметим каково воскресение этих рабов Божиих: "...Вошел в них дух жизни от Бога..." почти тоже сказано и об Адаме: "...и вдунул в лице его дыхание жизни..." и тут совершается то же самое, и они оба стали на ноги свои. Это не медленное оживление мало помалу, например: начала рука, потом нога двигаться, в таком случае можно было бы подумать, что они еще были живы, но нет, они сразу встают живыми пред теми, которые смотрели на них, жертвы сразу являются в полноте жизни, ни скорби, ни смерти в них нет. Могло ли последовать что-либо иное, после их воскресения как то, о чем и сказано: - "великий страх напал на тех, которые смотрели на них". Если пророки до своей смерти были облечены такой великой властью, как никто из смертных на земле, то с какой мощью они будут господствовать на земле теперь, после своего воскресения, как отомстят они убившим их и тем, кто издевался над ними? Так рассуждали люди в страхе. И страх, о котором они думали, что стряхнули его, является тем сильнее, потому что они поняли, что в лице этих двух пророков, они имеют дело с Самим Богом. Ведь их воскресение говорило всем, что после смерти есть воскресение, есть жизнь и есть возмездие, поэтому возмездие уже для каждого из них, лежало в недалеком будущем. Но удивительно, то чего ожидали люди, именно ужасной мести со стороны пророков, ее не последовало. Пророки не мстят и даже ни одного слова не слышно из уст воскресших, ни слова предостережения или угрозы. Их верное дело было окончено ими и когда последовала их смерть, труд их завершился и они должны были сойти с почвы своей деятельности, где они дошли до самой глубины дна уничижения. Но теперь они должны сойти с арены со славой пред всем миром и с такой славой, с которой их Господь Сам когда-то ушел с этой земли.

Стих 12.

"И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их".


Сказано: голос с неба. Оттуда, где они уже давно были как дома, туда их опять приглашают. Это был голос, который 3,5 года тому назад, послал их на землю. Этот голос теперь приглашал их обратно домой, и как добрые и верные рабы, они могли войти в радость господина своего. В своей верности они сошли до самой бездны, даже до насильственной смерти, но ни они, ни Господь их не должны были потерять чрез это ничего. Господь вознаградил их уже здесь, в этой стране: - небеса открылись и они поднимаются в небесную высоту, подобно как их Господь, они поднимаются на облаках в виду всех врагов их. Это будет единственный случай, где детям мира сего придется быть свидетелями, очевидцами вознесения возлюбленных Божиих; пожелают ли они этого или нет, но Господь сделает их свидетелями этого чудного факта. Когда-то Енох был взят на небо, но едва ли кто-нибудь видел, когда и как Господь переселил Еноха и мы имеем об этом только свидетельство Слова Божия, мало говорящее об этом факте. Триумфальное шествие Илии получил провидеть только его верный слуга Елисей, только ему было позволено видеть, как Илия был унесен. И при Своем вознесении наш Господь Иисус Христос взял с Собою учеников на гору Елеонскую и сделал их свидетелями Своего вознесения, но ни один глаз детей мира сего не видел Его вознесения на небеса. А вознесение на небо этих двух последних пророков дает возможность быть свидетелям их врагам, и со страхом и трепетом, смотреть на это зрелище. Можно сказать, нет сильнейшего свидетельства, как это последнее перед седьмой трубой. Этим свидетельством и закрываются уста Божии, теперь будут говорить только громовые удары суда Божия. Потом загремит седьмая труба и совершится гнев Божий. При седьмой трубе, семь чаш гнева Божия выльются на землю одна за другой. Можно сказать, что эти пророки и были пророками суда, но это была еще милость Божия, во время последнего свидетельства даже к этим врагам, которые должны были пережить их смерть, воскресение и вознесение, так как они именно не верили и всегда считали смешной выдумкой, басней, говорили, что воскресения нет, то Господь и дал им быть свидетелями и очевидцами этого, так что отрицать воскресение они будут дальше не в состоянии. Десятки тысяч будут свидетелями, которые видели своими глазами воскресенье этих двух пророков. Однако, потрясет ли, или убедит это свидетельство, одержимый нечистым духом, тот неудержимый и могучий во зле и грехе, мир? Мы видим обратное: ни один не отрезвляется, ни один не обращается к Богу, ни один не кается. Это потому, что большая часть людей зайдет слишком чрез границу, откуда возврат не возможен.

Стих 13.

"И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении 7000 имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу Небесному".


Вот печать Божия, которую Он кладет на окончание земного пути, этих обоих свидетелей. Он послал их, чтобы они свидетельствовали о Нем, и чтоб производили суды и наказание, отвергнувших Бога, теперь Сам Бог свидетельствует о них и производит суд над теми, которые опозорили и убили их. Означение времени этого землетрясения указывается самым главным образом "в тот час же". Это значит, что оно находится в тесной связи с восхождением рабов на небо, оно произошло тот час, как они оставили поле своей деятельности. Мы не читаем, чтоб во время их деятельности и свидетельства Иерусалим постигало особенное наказание, хотя вероятно единичные лица там и были постоянно наказуемы. Теперь же этот Содом и Египет должен принять сполна весь гнев Божий, который до тех пор был удержан. Да, Бог может ждать грешника и этого люди не должны бы выпускать из вида. У Него всегда есть время свести счеты до последней полушки и никто не избежит этого. Вероятно, что грешники во время пребывания этих свидетелей в Иерусалиме, сделались беспечными и может быть еще больше, когда они безнаказанно убили свидетелей, которые даже и после воскресения им ничего не сделали и они остались не тронуты, и вот тогда, может быть они уже ничего и не ожидали, но вдруг раздался гром, молнии, землетрясение и одна десятая часть города пала. Мы читаем, что этот город в то время будет великим, всемирным и многомиллионным городом. Тогда одна десятая часть пала, что означает большое количество погибших. Если например Лондон имеет жителей 7 миллионов и если одна, десятая часть пала, это означает, что пало 700.000 человек. Целая масса ожесточенных грешников тогда погибнет, они будут погребены под обломками своих жилищ. Тут сказано: "погибло 7.000 имен человеческих" что вероятно должно означать гораздо больше, чем 7.000 единичных лиц. Ни в откровении ни в других местах Священного Писания, нигде более не говорится таким именно образом о гибели людей; что 7.000 имен погибло. Странное выражение, которое трудно определить, может быть тут такой смысл: что целые семейства и роды, называемые одним именем, фамилией, все несущие такие имена (родственные, одинаковые имена), обречены на гибель. Их имена искореняются за злодеяния тех, которые носили их, и это особенно должно броситься в глаза, что именно таким образом искореняются эти имена, что должно привести к глубокому раздумью, тем более, что имена погибших, были великих известных людей этого мира. Дальше сообщается: "И прочие объяты были страхом и воздали славу Богу Небесному". Итак "прочие" противопоставляются погибшим от гнева. Те гибли от гнева Божия, а прочие объяты были страхом и ужасный конец тех заставил затрепетать этих прочих, затрепетать до глубины души. Их сердца колеблются как почва великого города и только тут они воздают славу Богу Небесному, то есть действительному и истинному Богу, в противоположность своим идолам, бесовским силам, которым они служили до сих пор. При послании этих двух свидетелей, дело шло о славе Господа, эта великая слава ужасным образом была попрана ногами людей, когда Его вестников дерзко убили, еще больше, когда они после их смерти торжествовали, празднуя свое счастье об этом. Но тут Господь достиг восстановления Своей славы, но только с помощью принуждения. Лишь только после того, как суды Божии стерли с лица земли имена великих и славных этого мира, люди воскликнули: что это перст Божий. Так, пред Ним преклонилось всякое колено, небесное, земное и преисподнее, без всякого противоречия и не только те, которые охотно это будут делать, но и колена тех, которые не хотят этого, но должны будут преклониться (Римл.14:11). Иные думают: что вот они и были приведены к покаянию. Но это далеко еще не покаяние, когда праведная кара Божия открывает уста и заставляет грешников кричать от страха, это еще не есть покаяние. Такой ужас наверно будет повторяться еще в аду. И тогда грешникам станет ясно, что Бог справедливо и свято поступает в отношении к ним. Они как бы говорят: "так и должно нам быть, мы, которые не хотели Его признавать, презирали Его всю жизнь, но Он справедлив". Но вот это воздаяние славы Богу Небесному и остается для них без всякого снисхождения и помилования со стороны Божией. Об этом свидетельствует серьезное окончание в следующем стихе.

Стих 14.

"Второе горе прошло: вот, идет скоро третье горе".


Здесь как бы не обращается никакого внимания на это прославление Божие, поэтому нет промежутка милосердия за вынужденное признание Божие и Бог тот час идет Своими шагами дальше. Второе горе окончилось, но вот идет третье горе и уже наступает. В этом втором горе заключается не только землетрясение. Второе горе мы можем уже знать, оно содержит не только освобожденных четырех ангелов от реки Ефрата, вместе с тьмой тем всадников, как показано в Откр.9:12-21, но сюда же включено и сошествие с небес Ангела с радугой над головой. К этому же горю принадлежит следующее знамение, - два свидетеля. Таким образом второе горе производит действие и адскими из бездны и небесными силами. Эти два пророка выходящие из ряда вон своей властью, дадут почувствовать миру свои сверхъестественные удары. Тем не менее человек и после того выскажется за власть сатаны, перейдет на его сторону, или вернее останется на ней. И Бог еще раз даст врагу большой простор, чтобы он довел до высшей цели исполнение своих сатанинских намерений. Весь мир и все помощники сатаны, с собственного своего опыта узнают, что значит избрать сатану и убийцу от начала, своим господином, на что указывают следующие от 15 до 19 стихи с седьмою трубой.

Стих 15.

"И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков".


Трубный звук седьмого последнего стоящего пред Богом Ангела, отвлекает внимание Иоанна, от земли и обращает его на небеса, на которых он стоял. Так как лишь только раздается последний из военных клич Божий, на небесах проявляется особенное движение. Если при снятии 7-й печати там наступило великое безмолвие, как будто все затаило дыхание от того, что должно было случиться, здесь же происходит обратное: и раздались на небе громкие голоса. Там именно при снятии седьмой печати жители небес еще не знали, что будет при этом, были в ожидании. Здесь же им вполне известно, что последует. Ведь Ангелом с радугой над головой, было ясно предсказано, что с возглашением седьмого ангела совершится тайна Божия. Эта последняя труба заканчивает собой все, что принадлежит ко второму периоду великой скорби и в то же время заключает весь третий, то есть последний период. В последнем периоде, который заключается в этой трубе, совершится низвержение сатаны из небесной сферы на эту землю, что и принесет третье горе, так как сатана воздвигнет свое царство на земле и будет господствовать в большом гневе и подчинит себе всех во главе антихриста и лжепророка. Но затем его помощников всех и его самого ожидает великий гнев Божий, выраженный в семи чашах гнева, которые будут изливаться одна за другой на царство сатаны. И после того, как падут все препятствия сатаны, является Сам Господь со Своими святыми. Сатана будет удален с земли со всем своим воинством и Господь начнет Свое господство тысячелетнего царства на земле, которое наконец переходит в вечную славу. Это сказанное в нескольких словах позволяет видеть, что заключает в себе седьмая труба. Чудо ли, что в такой торжественный момент, все на небесах приходит в движение. В седьмой трубе, как будто военноначальник дает сигнал к последнему наступлению о котором сказано, что больше не допускается ни какой задержки, или перемирия и никакой пощады. И поэтому седьмая труба несет с собой полную совершенную победу. И при таком сознании на небе невозможно более молчать, сказано: "...раздались громкие голоса..." Какие и чьи голоса, - нам не говорится, и Иоанн не знает, но они проносятся чрез все небеса, и объявляют, что царство мира соделалось Царством Христа, которое будет вечно, что видно из восклицания этих голосов при седьмой трубе последнего ангела. Отсюда ясно, на сколько иначе смотрят на небесах на всякое возвещение обетования Божия - не как мы - несчастные, в неверии. Только труба затрубила, а они уже смотрят, как на конец победы, празднуют будто все уже совершилось. Мы начинаем торжествовать тогда, когда все события переживем, чтобы все сбылось пред нашими глазами, вот тут то мы бы ликовали и празднество устроили бы лишь после совершения всего. Может быть мы сказали бы: "посмотрим, совершится ли это так". В нас ужасный дух неверия, в небесах этого нет. Может быть сомнение им мешает ожидать конечной победы? Прежде совершаемых событий, там, то есть в небесах уже торжествуют, как пред началом последнего действия. И торжествуют так уверенно, с такой небесной радостью, будто бы само действие уже совершилось. Там седьмая труба будто говорит да и аминь на все обетования, для них этого достаточно, как будто все уже совершилось. Истинная вера и в нас производит такое действие. Верить чего еще нет - осуществлять невидимое. Они как бы видят царство мира в руках Христа. Он как бы помазанный Отцом, законный Царь восстает на Свое Царство и они празднуют в честь Его, как единственного Властелина. Тогда и не странно, что они говорят: "будет Царство Его во веки веков". Они говорят это, когда еще тысячелетнего царства не было, но они этого видят. Они знают, что раз Он взял в руки Царство, то Царство будет Его на всегда и на веки. Для них трубный звук седьмого ангела, есть великий поворот к владычеству, которое не может принадлежать сатане, так как возвращено Им и Ему же. Колебания этого великого кризиса не дадут места другим и это сознание дает их сердцу небесную радость. Так и мы должны бы полагаться на Господа в Его обетовании, будто оно уже совершено, так полагаться на Его святое слово и мы были бы другими, истинными христианами.

Стихи 16-17.

"И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: "благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, который еси и был и грядеш, что Ты приял силу Твою великую и воцарился".


Значит 24 старца не включаются в те громкие голоса, о которых мы читаем в предыдущем стихе. По этой причине на выражение их торжества и поклонения обращается наше особенное внимание. В пятой главе Откровения, когда Агнец взял книгу, мы так же читаем, что они пали пред Богом и Агнцем, но не сказано каким образом это там случилось. Здесь же они не опускаются только на свои колена, но падают пред престолом на лица свои, это было замирание у ног престола Божия, принося высочайшее благоговение и их голоса, сливаясь воедино, громко раздаются после слышанных этих предыдущих голосов. Они сливаются в горячую благодарность за то, что Господь теперь начинает делать. Из этой благодарности мы видим, на сколько седьмая труба отвечает их ожиданию. Они поклоняются Ему, как Всемогущему Богу за вмешательство Его Могущества. Только оно принесло окончательное решение всех врагов Божиих и народов и это побудило их (старцев) воздать хвалу Богу. Его милость, благодать, долготерпение, в силу которого Он долго снисходил и оставлял открытыми двери, сходят теперь со сцены, их больше нет, на их место выступила Его самодержавная власть. Он прострет теперь Свой монаршеский скипетр над всем миром. Значит всякое дальнейшее милосердие к миру, не спасет уже ни одной души, и даже тех, которые принадлежат Ему из спасенных. Может быть они будут вырваны оттуда Его всемогуществом. И вот, Его простертая десница вызывает благодарность этих старцев и всех других голосов, которые слышны. Остается одно: весь мир небесный и земной будет разделен на два лагеря, те, которые с Богом и те, которые против Него. Нейтральных лиц уже не будет, то есть таких, которые ни Богу, ни сатане не служат. С этого момента горе, будет для земли, она будет отдана на произвол судьбы. Мир будет дан правителю, поставленному главой царства тьмы. Он будет князь мира сего и вся земля, следуя за ним, поднимется против Всевышнего и будет меряться с Ним своей силой. Но результат известен, Иегова на веки остается победителем. И поэтому мы от сердца можем присоединиться к хвалению и поклонению небесного сонма. И дальше говорят 24 старца:

Стих 18.

"И рассвирепели язычники: и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю".


Мы видим все разрушительные суды Божии не будут в состоянии вызвать никакого смирения и покаяния. Раз Дух Божий предоставил людей самим себе и сатане дан будет большой простор, то и не проявится ни малейшего смирения. Человек всецело подчинится последнему, то есть свирепому врагу и будет преображаться в его образ, и как сатана будет свирепствовать против Бога, так и вся подчиненная ему масса. И ни о какой другой свирепости и гневе, как против Бога тут и речи не может быть. Гнев касается Его и всего того, что касается Господа. И от седьмой трубы мы видим кипящую внутреннюю скрытую ярость, которая будет внешним настроением народов и каждого человека в отдельности, огонь разожженный в бездне, будет готов каждую минуту вызвать последний великий пожар. Остается настоящему поджигателю с его сильной яростью вступить в среду этого человечества. Из следующей главы 8-го и 12-го стиха, мы видим как он будет низвержен на землю. Там сказано: "горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости...". Но тогда гнев станет против гнева, как старцы и прибавляют: "...и пришел гнев Твой". Язычники разгневались, но и гнев Божий пришел на них. Старцы уже как бы видят, как гнев Божий покончил с Иезавелью язычницей, и богом мира сего, они уже видят семь чаш гнева Божия, приготовлением которых должен быть седьмой ангел. Вот это и есть грядущий гнев Божий, о котором мы читаем теперь, или только говорим и о котором старцы слышали, живя когда-то на земле. Но когда они будут благодарить Всевышнего Бога за этот гнев, он уже не будет грядущим, но настоящим гневом. Наше сердце содрогается даже тогда, когда мы лишь представим себе, что будет этот гнев Божий и он в своих чашах будет излит на землю. Но когда мы будем вместе с тем сонмом, который представляют старцы, когда и мы будем чисты, святы и непорочны, как они, тогда то, о чем слышим и теперь читаем в Откровении, заставит и нас произнести благодарность Богу за Его пришедший гнев. Старцы идут дальше, взирая на будущее. Они видят уже суд над мертвыми, то есть над теми, которые не дожили до явления гнева Божия на землю. И эти суды мы видим после тысячелетнего царства Христа (Откр.20 гл.). Как не избегнут суда - этого гнева Божия на земле, живущие тогда, так не избегнуть его и тем, давно ушедшим от земли. Господь даст им справедливое возмездие. Еще другое обстоятельство вызывает их предваряющую благодарность, именно: что теперь настанет время возмездия рабам Божиим, пророкам, святым великим и малым, боящимся Бога. Множество из этих святых, боящихся Бога и пророков, уже вошли в это возмездие, мы их видим на престолах в венцах. Мы их видим, что это бесчисленное множество пред престолом Божиим. Но это возмездие, это начало и задаток для первенцев. Войдут еще в возмездие и 144 тысячи из Израиля, войдут еще и те, которые не приняли печать зверя на чело, или на руки свои. Но в мыслях старцев еще было больше, войдет и Израиль, находящийся в тесном бедствии в то время, так как земля с окончанием судов Божиих, достигнет своего назначения, проклятие снимется с нее, несправедливость уступит место праведности и кроткие наследуют землю. Кроткие - не воюющие теперь получат все возмездие, об этом и поют и за это благодарят двадцать четыре старца. После их благодарения мы читаем: "И отверзся храм Божий на небе...".

Стих 19.

"И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град".


Итак, мы видим, на поклонение и благодарность громких голосов старцев, Господь как бы говорит аминь, и открывает храм Свой чудным аминь. Этот аминь, так страшен для земли, так как с ним исходят громы, молнии, голоса, землетрясение и великий град. Итак, значит на небе существует храм Божий, а следовательно и небесное богослужение. Так мы имеем случай несколько раз видеть жертвенник (Откр.6:9; 8:3), всесожжения и золотой жертвенник, которые были предметом богослужения когда-то на земле, когда Моисей передал их Израилю, но Моисей устроил их по образу, показанному Богом на горе Синае. Они не были настоящими жертвенниками, они были только тень того, что в небесах. В Евр.8:2 сказано: что в храме на небесах есть священнодействователь скинии истинной, воздвигнутой Богом. Значит то, что на земле было показано как тень будущего и тысячи лет стояло пред глазами Израиля, на небесах есть действительность. В девятнадцатом стихе, эта истинная скиния названа храмом Божиим и открывается при звуке седьмой трубы. Никогда в другое время ни скиния, ни храм Израильский бывшие тенью, не могли так открыться, чтобы можно было взглянуть туда в святое-святых. Никто не мог видеть ковчега завета, святое-святых было скрыто. Правда, и первосвященник там не живет, но однажды в год входит туда. Отстраняется занавесь и он входит туда и больше никто не мог никогда войти, или даже заглянуть во святое святых. Но с открытием храма Божия и святое святых на небе открывается. Господь показывает, что настало новое время, представляется полная возможность принадлежать Богу. Он держит верно Свои обещания и сохраняет Свой завет. (Ковчег - называется Ковчегом Завета). Ковчег завета на земле исчез со времени разрушения первого Иерусалимского храма, он не нашелся доныне, никто не может сказать, куда он делся и где находится. Иудеи все утешаются, что в последнее время этот пропавший ковчег, снова появится, но это утешение очень шатко. Но тут мы видим настоящий Божий Ковчег Завета, который есть залог всей Его верности, он там сохраняется у Него и никогда никуда исчезнуть не может. В то время на земле будет лишь Израильский народ, имеющий связь с Богом, и это явление Ковчега на небесах, без сомнения относится к этому народу, они будут стоять на краю гибели будут уничтожаться антихристом и драконом, которые явятся сразу после этого (после трубы 7-го ангела). Это видно в следующей двенадцатой главе, они будут притеснять этот народ. Верующие Израильтяне войдут в такую глубокую и великую скорбь. Иерусалим будет попираем язычниками. Но Господь оставшийся верным Своему Завету, удивительным образом сохранит их и в эти ужасные дни, именно это, Он скажет и даст им узнать чрез открытие Своего Храма и видимый ими Ковчег Завета. Иерусалим в то время будет попираем и храм земной будет взят антихристом, на короткое время антихрист овладеет им, сядет в нем, выдавая себя за Бога, так что покажется будто бы окончательная победа на стороне антихриста и сатаны. Таким образом всякая надежда Израиля как бы будет разрушена, но Господь встанет, приведет замешательство посреди этой земной троицы из бездны: дракона, антихриста и лжепророка и приведет гибель и смерть всем тем, кто будет против Израиля. Происходят голоса, громы, землетрясения, молнии при открытии храма, возвещается окончательное исполнение этого приговора на всех врагов Его.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz