Указатель »
ПОСЛАНИЕ СМИРНСКОИ ЦЕРКВИ (Отк. 2:8-11)
Период великих испытаний через гонения ( 2-3 вв. н.э.)
Вторая опасность и вторая победа
Смирнской церкви Господь открывается как “первый и последний. Который был мертв и вот жив”. Это отзвук судьбы самой Смирны. Иисус ведь Сам пережил гонения и смерть, всю ее страшную, разящую силу, но победил ее, “расторгнув узы” (Деян. 2:24) воскресением из мертвых, и потому Он жив во веки веков. В Своих руках Он держит теперь “ключи ада и смерти” (Отк. 1:18).
Господь утешает Смирнскую церковь обетованием бессмертия и нетления и вселяет в нее уверенность в Его помощи на тот час, когда она, проходя долину тени смертной и горнило страданий, явит Ему верность до конца. “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить”, — сказал Иисус ученикам Своим (Мф. 10:28).
Он высоко ценит подвижничество Смирнской церкви, ее самоотверженное мужество, стойкость, верность Господу в скорбях, мучениях от гонении, испытаниях в темнице и в насильственной смерти. Это то подлинное выражение героизма веры, о котором писал Павел в Евр. 11:33-38.
Постоянно гонимая и преследуемая, церковь в Смирне испытывала материальные трудности, нужду в пище, одежде, жилье, в средствах к жизни. Однако эта материальная нищета не воспрепятствовала ей быть богатой верою, любовью, единодушием (Иак. 2:5). Наряду с гонениями, Смирнская церковь терпит злословия от тех, “которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но — сборище сатанинское”. Злословие и злоречие по Писанию — это сатанинский дух и тяжкий грех, наказуемый лишением Царства Божия (1Кор. 6:10). “Сборище сатанинское” — это те из Иудеев, которые преследовали и злословили Иисуса, а затем продолжали злословить и преследовать первых Его последователей. В христианской истории “сборище” — это те, кто, принимая вид служителей правды, проникает в Церковь, чтобы подрывать ее основы (2 Кор. 11:14-15).
Обращаясь к Смирне, Господь ободряет ее словами: “Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни”.
“Дней десять” — это десять самых тяжелых гонений, которые перенесла христианская Церковь за первые триста лет при десяти римских императорах. Господь открывает здесь, что инициатором гонений всегда является диавол. Он намеревался физически уничтожить Церковь и все экземпляры Священного Писания. И потому гонение — это вторая опасность, идущая от объединенных сил ада, сатаны, мира этого и смертоносных духов, которые изматывали силы христиан. Эта опасность стояла перед Церковью во все века, как стоит она во многих странах и доныне, испытывая верность христиан Главе Церкви.
Вот имена десяти императоров, которые жестоко гнали Церковь и обагрили свои руки кровью мучеников:
Нерон — 54-68 гг.
Домициан — 81-96 ”
Траян — 98-117 ”
Марк Аврелий — 161-180 ”
Септимий Север — 193-211 ”
Максимин — 235-238 ”
Деций — 249-251 ”
Валериан—253-259 ”
Аврелиан—270-275 ”
Диоклетиан, Галерий — 284-305 ”
Гонение при последнем императоре, Галерий, начавшееся с 289 года, длилось ровно десять лет и было общим по всей Римской империи. С великой яростью истреблялись свитки Писания и предавались смерти все исповедующие Христа. Как бы предчувствуя, что скоро Господь положит конец гонениям, диавол неистово свирепствовал, применяя к христианам самые изощренные пытки и преследования. Однако чем больше и яростнее он гнал Церковь, тем сильнее она разрасталась. Кровь мучеников становилась семенем для рождения новых членов. Господь доказал непобедимость Церкви, ибо Он — Вождь ее, сила и покров.
“...побеждающий не потерпит вреда от второй смерти”, т. е. они будут воскрешены в первое блаженное воскресение (Отк. 20:5-6) и не будут судимы у белого престола. “Вторая смерть” — озеро огненное — им не грозит.