Указатель »
ПОСЛАНИЕ ПЕРГАМСКОЙ ЦЕРКВИ (Отк. 2:12-17)
Период благоденствия (4-6 вв.)
Третья опасность и третья победа
Исторический период Пергамской Церкви начинается с религиозной свободы, которая наступила при императоре Константине в 313 году. Император издал указ о полном прекращении гонений на христиан и о равноправии христианства с другими религиями. Наступил период полного благоденствия и торжества Церкви. Везде стали строиться молитвенные дома и величественные храмы; христиане получали высокие и почетные должности. Толпы язычников поспешили в христианскую Церковь не ради веры и любви к Господу, но ради выгоды и корысти. Церковь стала быстро расти количественно. Вместе с тем, массы невозрожденных людей внесли в нее языческий дух, тот самый “пергамский дух”, который так осуждает Господь.
В этом таилась и всегда таится для Церкви Христовой великая опасность, которая серьезнее, чем гонения. Сблизившись с миром, она стала сотрудничать с государственной властью, что Господь называет “любодеянием” (Отк. 2:21).
Пергам есть образ Церкви, которой всегда угрожает опасность омирщвления через проникновение в нее мирского духа и учений заблуждения. Поэтому Господь открывается ей, как имеющий обоюдоострый меч, готовый обрезать все нечистое и неверное в ее среде.
“Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны...”
Дела этой церкви совершенно известны Господу, но Он их не хвалит. Он видит и то, что она “живет там, где престол сатаны”. В этих словах открывается одна из закономерностей духовного мира: там, где Христос воздвигает Свой престол в лице той или иной общины христиан, там и сатана стремится поставить свой престол. Само выражение “престол сатаны” следует понимать в более широком смысле: это средоточие сатанинской силы и власти на определенном месте и в ущерб определенному делу.
На земле есть места, где свободно обитает Дух Божий. Например, дубрава Мамре во дни Авраама (Быт. 18:1); Вефиль во дни Иакова (Быт. 28:11-19); горящий куст при Моисее (Исх. 3:1-2); гора Сион при Давиде и позже (Пс. 47:2-3; 131:13-14).
Но на земле есть и проклятые места, где свободно обитают духи зла, где их большое засилие. Например, разрушенный город Вавилон, (Ис. 13:21-22; Иер. 51:37); Вавилон последнего времени (Отк. 18:2); пустыня, по которой проходил народ Израильский (Вт. 8:15). И в настоящее время на земле есть области, где сконцентрированы большие силы сатаны и где христианам не только трудно сохранять верность Господу, но и вообще жить. Например, Тибет — центр буддизма, буддийские и магометанские страны, некоторые языческие племена.
В Пергаме “престол сатаны” состоял в том ярко выраженном идолопоклонстве в знаменитых языческих храмах, где день и ночь курился фимиам языческим божествам и пышно расцветал культ разврата.
Есть на земле и современный “престол сатаны”, где не только трудно проповедовать Евангелие, но где Церковь живет только милостью Господней.
Антипа в Пергамской церкви был епископом, всецело преданным Господу служителем. Согласно преданию, он имел дар исцеления — к нему обращались больные, и он молился с возложением рук, исцеляя многих. Языческий жрец храма Эскулапа, куда стекались больные со всей Малой Азии, не мог потерпеть “конкурента” и возбудил на Антипу гонение. Примерно в 93 году его сожгли живым внутри раскаленного быка.
Антипа на все века стал олицетворением подвижников, которые, не щадя своей жизни, отстаивали “веру, однажды преданную святым” (Иуд. 3). Антипа — это образ служителей Божиих, стоящих против того, что идет вразрез с Писанием. Но таких, как Антипа, в истории было не так много и нередко их усилия заканчивались насильственной смертью, а на их смену приходили “Валаамы”, “Николаиты” и “Иезавели”. Оказалось, что умирать за Христа смертью мучеников было гораздо легче, чем отстаивать в свободной от гонений Церкви чистоту учения и право святой жизни.
Проникновенный взор Господа видит в Пергамской церкви начало отступления, которое по истечении ряда столетий вылилось в почти мертвое обрядовое христианство, когда народ был лишен проповеди Слова Божия и жизни Божией, а все здоровые начала христианства потеряны. Целью сатаны было развратить Церковь изнутри, разложить ее учениями Валаама и Иезавели, расслабить ее учительские силы, духовно умерщвляя ее членов.
“Учение Валаама”. Из истории Израиля нам известно, как Валаам научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, блудодействовать и есть идоложертвенное (Чис. 25:1-3; 31:15-16; 1Кор. 10:8). Он явился инициатором богопротивного дела, посредством которого произошло смешение праведников с нечестивыми, и этот грех получил нарицательное название “учение Валаама”.
Нечто подобное произошло и в Церкви в Пергамский период. В нее стали входить члены без должного духовного обновления, без возрождения свыше. В результате мирской дух вторгся в Церковь, и христианство стало смешиваться с язычеством и терять характер “странников и пришельцев на земле” (1 Пет. 2:11-12). Произошло разделение верующих на привилегированное духовенство и мирян. Незаметно христиане оставили “узкий путь” и перешли на “путь широкий” (Мф. 7:13-14), стали совмещать веру с тем, от чего Господь их предостерегает (1 Кор. 10:7-33; 2 Кор. 6:14-18). Постепенно в Церковь вошло обрядовое служение — без жизни, без духа, без истинного братолюбия, без любви Христовой, словом, вошел формализм.
Все это проложило в Церковь дорогу “николаитству” — разного рода ересям и лжеучениям, начиная с греческих гностиков, арианства, монофелитов и кончая манихейством. Они имели целью развенчать личность Господа нашего Иисуса Христа, отвергнуть Его искупительную жертву и низложить Церковь.
В наше время сатана продолжает атаковать ее как “учением Валаама”, так и “николаитством” — ересями, лжеучениями различных направлений. Современные “николаиты” идут под другими именами, но суть их одна и та же. А кроме того, появились лжехристы и лжепророки, которые делают “чудеса” и “исцеления”, творят “знамения”, прельщая, если возможно, и избранных (Мф. 24:24).
Проникновение в Церковь учений заблуждения, имеющих целью расслабить верующих, нанести урон домостроительству Церкви, обольстить и совратить многие души, является третьей большой опасностью для христианства.
Эта опасность для верующих происходит от терпимого отношения к учениям заблуждения, за которыми стоят бесовские духи (1 Тим. 4:1). Вся история Израиля подтверждает эту истину. В отношении Церкви сатана применяет ту же тактику. В наши дни такой опасностью является харизматическое учение, которое набрало большую силу. Претендуя на ведущую роль в христианстве, оно увлекает народные массы подделкой под действие Духа Святого и вводит в заблуждение не только членов церкви, но и работников. И все это от незнания законов духовного мира, от неосведомленности верующих о деятельности демонических сил, подделывающихся под учение Христа. Но цель их одна: “украсть, убить и погубить” (Ин. 10:10).
За победу над учениями заблуждения Пергамской церкви обещана чудная награда — “сокровенная манна” и “новое имя” (2:17)*, т. е. особая близость Господа, Его откровения и преображение духовного существа в нового человека, а также особая почесть служения в сане царя и священника в Тысячелетии.
(* Без аббревиатуры дается ссылка на стих из рассматриваемой книги Откровения.)