Указатель »
ПОСЛАНИЕ К САРДИЙСКОЙ ЦЕРКВИ (Отк. 3:1-6)
Период Реформации и протестантизма (1517-1750 гг.)
Пятая опасность и пятая победа
Период Сардийской церкви открывается Реформацией, начатой в 16 веке Лютером и перекинувшейся почти во все страны Европы. Реформация была подготовлена предшественниками Лютера: Джоном Виклифом в Англии, Яном Гусом в Чехии, Савонароллой в Италии. Совершенно независимо от Лютера, Реформация возникла в Швейцарии во главе с Цвингли и Кальвином, в Шотландии — с Джоном Ноксом и др.
Реформация родила движение за живую веру в Евангелие, подняла на должную высоту Библию — Слово Божие и принцип оправдания верою в жертву Иисуса Христа. Лютер перевел Библию на современный ему немецкий язык и сделал ее доступной для народа. В 1517 году белорусский просветитель Франциск Скорина перевел Библию на восточно-славянский, а вернее, на белорусский язык и издал ее в Праге. Через Реформацию многие люди духовно оживились и возродились к новой жизни во Христе.
Вместе с тем. Реформация всколыхнула всю Европу, и часть народов ушла из католичества и примкнула к реформированной Церкви. Они переменили имя, но не изменили сердца, поэтому Господь и обратился к ним со словами: “Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв”. Множество верующих остались с невозрожденным сердцем, не обрели живой веры в Спасителя Иисуса Христа.
В Церкви, где течет жизнь Божия, там движение, там духовный рост, там борьба с искушениями и стремление к духовной победе. Там посланное от Бога Слово действует, и из него извлекается сила будущего века. А где жизни нет, там нет борьбы, нет конфликтов, отсутствует живая вера, зато расцветает формализм, самоуверенность. Там богослужения по обыкновению продолжаются, но они бездейственны; там каждый член церкви живет для себя, поглощен собою. Как в общине, так и в семьях не проявляется ничего нового, могущественного, потому что застой и духовная смерть охватила всех.
С таким положением нельзя мириться. Необходимо через покаяние и исправление совершить капитальное обновление души, очищение кровью Иисуса Христа, а затем вести жизнь по Слову Божию.
Дела Сардийской Церкви Господь не находит совершенными. “Совершенные дела” — это дела живой веры (1 Фес. 1:3), дела, исходящие от знания Слова Божия и законов духовной жизни, из любви к Богу и желания исполнять волю Его. Всего этого так мало было в церкви Сардийского периода.
Духовная смерть, охватившая эту Церковь, является пятой серьезной опасностью и грозит каждой общине, каждой церкви и каждому человеку в отдельности.
Эта духовная смерть приходит из-за отсутствия полноты Духа Божия в человеке и явного присутствия в нем нераспятой плоти. Ко времени пришествия Христа такое состояние сделает многих христиан мертвыми для встречи с Ним.
В наше время многие церкви христианских деноминации, целые общины во главе с их пастырями по этой причине духовно замерли. Они носят христианское имя, сами же почти мертвы.
Конечно, благодаря Реформации, застойный, косный строй средневековой жизни рушился. Все пришло в движение, и в первую очередь — религиозность. Реформация заставила заново определить отношение христианства к миру, пересмотреть само понимание веры, понятие о Боге, о человеке, переменить отношение к Библии. Все это составило основное содержание протестантства.
Но дела Сардийской церкви не были совершенны перед Богом. Почему?
Освободившись от кардиналов и пап, протестанты создали новую Церковь с жесткой опекой над школой, принуждением и обязательным соблюдением единства догмы, а потому и преследованием инакомыслящих. История показывает, что протестанты, обвинявшие папство в инквизиции и преследовании “еретиков”, сами запятнали себя кровью свидетелей Христовых, став их рьяными гонителями. Вспомним хотя бы Губмайера и других из числа анабаптистов, которые были казнены самими же протестантами.
Протестантская Реформация стремилась к тому, чтобы Церковь отказалась от притязания на господство и всевластие, в чем повинен католицизм. Но она не выработала прочного принципа полной независимости Церкви от мира, чем поставила ее под контроль светской власти, сделав объектом политики. Это было для церкви чревато опасными последствиями на все последующие века, даже до настоящего времени.
Вывод таков, что всеми этими действиями Сардийское христианство с самого начала перестало быть по-настоящему живой Церковью. Из этого исторического факта и исходил Имеющий семь духов Божиих, строго обличая ее.
Но вместе с тем, любвеобильный и проницательный взор Господа видит в среде Реформации тех, кто не осквернил одежд своих. В ее недрах родились здоровые христианские течения, о чем речь пойдет далее. Победителям этого Сардийского духа Он обещает “.белые одежды”, обещает не изгладить имени “их из книги жизни и исповедаю имя его пред Отцом и пред Ангелами Его” (Мф. 10:32).