Указатель »
ГЛАВА 4
После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.
И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,
тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.
Многих исследователей глава 4 приводит к неверным выводам своими начальными словами “после сего”. Они считают, что “после сего” — это после завершения домостроительства Церкви, так как вторая и третья главы якобы оканчивают повествование о ней.
Но вспомним, что глава 1 — это вступительная ко всей книге, главы 2 и 3 являются концептуальной программой развития Церкви на две тысячи лет. И только с четвертой главы фактически начинается краткое изложение пророчеств о будущем Церкви, Израиля и всего мира.
Вспомним также, что повествования евангелистов прерываются на смерти и воскресении Христа, на Его прощальных словах Своим ученикам перед вознесением и Его обетовании Святого Духа (Мф. 28:18-20). Деяния Апостолов подробнее излагают исполнение этого обетования - Пятидесятницу.
А что было между Вознесением и Пятидесятницей?
На это отвечает книга Откровения в главах 4 и 5, где Иоанну было сказано: “Взойди сюда и покажу тебе, чему надлежит быть после сего”. В Отк. 1:19 тоже стоит тот же самый оборот речи “после сего”, однако там он не означает, что пророчество о Церкви прекращено. Так и здесь слова “после сего” не означают конца периода Церкви на земле, а имеют прямое отношение к Иоанну, которого небо приглашает взойти и посмотреть, что там происходит.
Таким образом, “после сего” — это после того, как Иисус воскрес, простился с учениками и вознесся в виду их на небеса, чем и оканчиваются Евангелия. Хотя повествования евангелистов и оканчиваются, но органическая связь Христа и Церкви, Главы и Тела, Жениха и Невесты не прерывается. Четвертая глава открывает духовный мир и показывает, как небо приготовилось принять вознесшегося Иисуса, Победителя и Искупителя рода человеческого, чего, разумеется, не могли знать Его ученики. Эти две главы, 4 и 5, красочно рисуют, с какой радостью небожители встречают Его на небесах. Это событие охватывает период времени в десять земных дней — от Его вознесения до Пятидесятницы. За это время Господь “прошел небеса” (Евр. 4:14), а небесные “врата подняли верхи свои”, “двери вечные” пропустили великого Царя славы (Пс. 23:7-10), Который восшел на престол Отца как Победитель (Отк. 3:21), получил силу и власть от Отца уже как Богочеловек и излил обетованного Святого Духа на учеников, молящихся в Иерусалиме (Деян. 1:7-14; 2:1-4).
Четвертая и пятая главы Откровения — это единственное место в Писании, которое более подробно описывает картину неба, того места, куда должна быть вознесена Церковь; описывает престол и Сидящего на нем Бога Отца, показывает Агнца Божия на престоле славы и все, что происходит там.
4:1. (Здесь и далее перед абзацем указывается глава и комментируемый стих книги Откровения). Иоанн видит открытую дверь на небе и слышит могучий голос, приглашающий его взойти туда. Слова “взойди сюда” относятся лично к нему, что подтверждается другим переводом: “Подойди сюда и покажу тебе, что должно случиться в будущем”. Многие же толкователи в словах “взойди сюда” видели восхищение Церкви. Это не соответствует истине, так как восхищение Церкви по Откровению, как и по посланиям Ап. Павла, показано при “последней трубе”. Этот вопрос будет рассмотрен дальше и стройно впишется в концепцию Откровения и всего Священного Писания.
“Отверстая дверь” на небе показывает, что в Царство Небесное открыт ныне свободный вход всем, кто верит в Иисуса Христа, открыт доступ к Богу и престолу Его, который находится в центре вселенной.
4:2-3, 5-6. “И тотчас я был в духе...” Иоанн видит на небе престол и Сидящего на нем. Бога Отца. Из благоговейного страха и трепета перед Ним он не называет Его имени, а старается описать только Его вид. Нет сомнения, что он был ослеплен славой Сидящего и потрясен видением, представшим его глазам.
Бесконечно трудно описать Бога, “обитающего в неприступном свете” (1 Тим. 6:16). Библейские авторы в описаниях Его никогда не упоминают никакой формы или образа, но изображают Бога в категориях света или огня. Так и Иоанн описывает вид Сидящего на престоле в терминах искрящихся, ослепительного сияния драгоценных камней-самоцветов: ясписа, сардиса и смарагда. Яспис символизирует великую святость и безгрешную чистоту Бога, сардис — Его справедливый суд, а смарагд (современный изумруд) — Его милосердие, знак первого и вечного завета, заключенного Богом с человечеством (Быт. 9:9-17).
4:4. Вокруг престола Иоанн видит 24 престола и на них 24 старейшины. Их прообраз показан в Ветхом Завете (1 Пар. 23:27-32: 24:1-19: Неем. 12:12-21). Когда 24 ветхозаветных священника, которых Давид распределял по жребиям из сынов Елиазара и Ифамара, собирались в Иерусалимском храме, ими было представлено все священство колена Левиина.
Из этого мы делаем вывод, что 24 старейшины у престола Божия -~ это главы земной твари, обновленной и введенной в общество Господне на земле. Они представляют на небесах полноту всего прославленного рода человеческого. Это представительство всех спасенных у престола Бога Отца за все тысячелетия истории человечества. Они облечены в светлые одежды святости н непорочности и как царственные победители украшены золотыми венцами. И если вселенская Церковь во главе со Христом составляют полноту, наполняющую всю будущую вселенную (Еф. 1:22-23) то 24 старейшины — это высший небесный совет, составленный из людей. Бог наделил их высокими полномочиями и ничего не делает, не открыв им Своей воли (Ам. 3:7). Он держит с ними совет и все Свои планы выносит на их рассмотрение и утверждение (Дан. 4:14; 7:9-10; Иез. 23:45), Таков Его дивный Божественный промысел — обитать в одной скинии с людьми (Отк. 21:3). Они сидят на престолах, когда что-то решают с Господом: падают перед Ним ниц, на лица свои, когда что-то из Его планов утверждаете” и дивно приводится в исполнение.
4:5. “Молнии, громи и голоса”, исходящие от престола, отражают бесконечное величие и могущество Бога. Его строгость н справедливый суд.
Семь огненных светильников перед престолом представляют Духа Святого в Его семи совершенных качествах (Отк. 1:4; 5:6; Ис. 11:1-3). Все эти семь качеств почили на Иисусе, когда Он принимал крещение у вод Иордана (Мф. 3:16-17), а затем в силе этого Духа совершал Свое служение (Лук. 4:|{М§), Эти качества должны проявляться и в тех, кто стремится к восхищению, к жизни святости и верному служению Господу (№ет. 2:21).
4:6. В греческом тексте сказано: “Пред престолом море как бы стеклянное...” Это значит, что видение “моря” не поддавалось описанию и его можно было сравнить только с большим ровным стеклом. Оно “подобно кристаллу”, ибо отражает ослепительный свет, ясность, чистоту и спокойствие. Можно полагать, что Иоанн видел отражавшую свет огромную гладкую поверхность у белого престола, которой не видно было конца. Она была прозрачна, как стекло, отчего и обрела название “стеклянного моря”. Каково назначение этого моря? Оно, во-первых, символ вечного спокойствия, незыблемости и мира, где не бывает ни бурь, ни тревог, ни волнений, и таит в себе много тайн. А во-вторых, можно предположить, что оно предназначено отражать историю жизни и борьбы, поражений и побед каждой души, принадлежащей к Церкви. Оно выполняет роль зеркала, в котором каждый увидит свою жизнь, прожитую на земле, чтобы самолично дать ей пред Господом правильную оценку (Отк. 15:2-4).
“Четыре животных”. Слово “животные” в данном случае происходит от старорусского “живот”, т. е. жизнь. Отсюда “животные” у престола Божия — это живые существа, живые создания. Иоанн находился в большом затруднении дать им удачное наименование и потому назвал их просто живые существа. Кто они по естеству?
У Иезекииля (1:4-28) они представлены как носители престола Божия, а в Иез. 10:15-20 названы Херувимами, одной из наивысших категорий Ангелов (Пс. 17:11; 79:2; 98:1). В Откровении их функции показаны более расширенными. Они играют на небе величайшую роль, полнота которой до конца нам не ясна. Они имеют глаза спереди, сзади и внутри, т. е. знают прошлое, настоящее и будущее. Они активно участвуют в том, что совершается на небе и на земле. Вместе со старейшинами они в великом благоговении поклоняются Богу и Агнцу (Отк. 4:9-11; 5:8-14; 19:4), вызывают всадников к началу действий (Отк. 6:1-3), передают чаши гнева (Отк. 15:7).
Символика живых существ бесконечно велика. Она отражена и на небе и на земле. Расположение колен Израилевых, например, вокруг скинии собрания в пустыне было по образу небесному (Чис. 2:1-34). Четыре стана под четырьмя знаменами — прообразы четырех живых существ. Занимаемое ими высокое положение у престола и их служение вместе со старейшинами дает основание считать, что четыре живых существа — это небесное представительство пред престолом Бога Отца от Ангельского мира, как 24 старейшины являются представительством от человеческого рода. В Еф. 1:10 Павел открывает великую тайну того, что для устроения полноты времен Бог Отец возложил на Сына Своего задачу: “Все небесное и земное соединить под главою Христом”, т. е. под Его началом объединить Ангельский мир и людей, что и совершилось. Это мы и видим у престола Божия, где все они пали перед Агнцем и признали Его достойным распоряжаться судьбами всего творения во вселенной (Отк. 5:8).
4:7-8. Подобие живых созданий льву, тельцу, человеку и орлу — это символика, знаменующая собою четыре вечно проявляющихся Божественных атрибута, неразрывных свойства или качества, которые в силе отразил в Себе, Иисус Христос. Четыре евангелиста в своих Евангелиях отображают эти четыре стороны Божественной сущности: Матфей показывает Христа как Царя (лев); Марк — как раба (телец); Лука — как Сына Человеческого (человек), у Него и родословная от Адама; Иоанн — как Сына Божия (парящий орел). Во многих православных храмах эта символика запечатлена в картинах, образах, на фронтонах. Эти четыре качества — мужество “льва”, благодатное служение “тельца”, истинное человечество и благородство человека и молитвенный дух, святость и духовность “орла” — должна усвоить на земле и Церковь, чтобы во всем уподобиться Сыну Божию (Рим. 8:29).
4:9-11. Славословие живых существ задает тон на небе, и как бы по их сигналу 24 старца падают пред Богом на колени и поклоняются Ему. Их доброохотное, радостное, благоговейное преклонение и славословие являются выражением их осознания созерцаемого величия, всемогущества и святости Бога. То, что они полагают свои венцы пред престолом Его — знак абсолютной покорности Богу.
Это образная картина небесного богослужения, которое, начавшись в душах и храмах на земле, продолжается на небе в присутствии величия Божия. Но как небо выше земли, так и небесное богослужение превосходнее земного святостью, торжественностью, благоговением и единодушием в выражении славы Творцу.
Заметим еще одну деталь. Согласно Марку (16:19), Господь, после беседы с учениками, “вознесся на небо и воссел одесную Бога”. В четвертой главе этого факта еще не видно, она обрисовывает только Сидящего на престоле Бога Отца и Его окружение. А раз там нет еще Христа, то не может быть и восхищенной Церкви, ибо Церковь всегда со Христом (1 Фес. 4:17). Он появляется только в пятой главе, где показано Его восхождение на престол, после чего Он изливает Духа Святого на землю и приступает к евангелизации мира. Следовательно, глава 4 не дает картины восхищения Церкви, которое пытались видеть в ней некоторые толкователи. Оно показано гораздо дальше.