Указатель »
ГЛАВА 19
После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!
Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.
И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.
Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!
И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.
И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.
И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.
Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.
И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: `Слово Божие'.
И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
На одежде и на бедре Его написано имя: `Царь царей и Господь господствующих'.
И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,
чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.
И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;
а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.
Эта глава описывает великую радость на небе по поводу праведного осуждения “любодейцы” и предстоящего брака Христа и Церкви. Затем детализируется описание прихода Господа со святыми для конечного суда над живыми — Армагеддон.
19:1-6. Это место Писания подробно изображает картину неба после того, как Вавилон будет навсегда осужден и истреблен с лица земли, дела диавола полностью разрушены и с плеч всего человечества свалится громадная ноша.
Небо празднует и веселится по поводу суда над Вавилоном и наступления двух величайших и долгожданных событий во вселенной: конца тьме и злу и брака Агнца и Церкви.
Слившийся воедино могучий голос мириадов небесных существ в чудном пении славословия с великим удовлетворением проносится по небесным пространствам, вознося славное “Аллилуйя” Богу нашему.
В этом месте Писания хвала представлена не только как великий триумф славы и власти Божией, но и как великое благо для человечества. Книга Откровения во многих местах изображает великое таинство небесного богослужения, указывая на то, что высшее назначение человека — хвалить Господа. Поэтому Слово Божие везде призывает людей славить Бога и Христа. Очень правильно и аргументировано излагает эту тему П. Биллхаймер в книге “Предназначенная к престолу”. Вот его главные тезисы о хвале. Вся вселенная представляет собой огромный спаянный хор, единодушно прославляющий Бога. Все это говорит о том, что хвала в жизни верующих имеет некую, в высшей степени практическую и духовную, ценность.
Во-первых, в хвале Бога кроется тайна счастья всего творения и каждого человека в отдельности. Через хвалу укрепляются внутренние силы, и душа все более уподобляется образу Божию. Хвала приближает к Нему и наполняет нас силой и любовью. Поэтому прославление Бога является целью всех спасенных уже на этой земле.
Во-вторых, хвала является самым благотворным фактором для психического, духовного и физического здоровья человека. Человек — такое существо, в котором все взаимосвязано. Чем больше он отрывается от себя и возносит дух свой. и всю энергию своей личности к центру вселенной — Богу, откуда нисходит благословение, сила, благодать, тем полноценнее и здоровее становится его духовная и физическая жизнь.
В-третьих, хвала Богу является одним из сильнейших оружий христианина в борьбе против властей тьмы. Там, где Бога хвалят. Он проявляет Свое присутствие и могущество. А от Его присутствия сатана и духи зла убегают в панике. Они органически не переносят славословий Богу, теряют свои силы и бегут.
Этот секрет победной веры знали многие мужи Божий Ветхого и Нового Заветов и пользовались хвалой как оружием для преодоления врага: Иисус Навин (И. Нав. гл. 6), Давид (Пс. 10; 144-145), Иосафат (2Пар. 20:19-26), Павел и Сила (Деян. 16:25) и др.
Хвала — великая сила. Она — надежный щит в молитвенном бою. Хвалить Бога надлежит за все, тогда благословение Его будет пребывающим (Еф. 5:20; Кол. 3:16-17).
19:7-9. Эти стихи показывают не сам “брак”, а лишь оповещение о брачной вечере, которое стало возможным после избавления вселенной от зла. Сам брачный пир произойдет позже, по-видимому, в Тысячелетнем Царстве.
“И жена Его приготовила себя”.
Церковь во все века готовилась ко встрече с Господом, но эти слова особенно актуальны в наше время, когда мы стоим перед фактом скорой встречи с Ним. Надлежит готовить себя, очищать себя, “так как Он чист” (1Ин. 3:2-3).
“Виссон чистый и светлый”, в который дано было облечься Церкви, — это праведные дела и поступки, которые рождаются в нас через живую веру в Иисуса Христа, как сказано в Писании: “Праведный верою жив будет” (Рим. 1:17). Вера является ведущей силой в жизни христианина, и праведные дела и святость его рождаются от живой веры и являются выражением его веры (Гал. 3:11; Евр. 10:38; Ав. 2:4).
Здесь уместно ответить на вопрос: кто же предтавляет “невесту, жену Агнца”?
Вопрос не праздный, и Слово Божие на него отвечает полно. В Откровении (21:9) горний Иерусалим показан как “жена, невеста Агнца”. Это значит, что жители Иерусалима находятся в брачном союзе с Господом и образуют Его невесту, Его святую супругу. Сюда входят:
Ветхозаветные пророки, мужи веры и все воскресшие при воскресении Иисуса Христа (Мф. 27:51-53; Лук. 13:28; Евр. 11:10).
Воскресшая Церковь умерших (Отк. 20:6; 1Фес. 4:15-18).
Восхищенная Церковь живых (Отк. 12:15; Мф. 25:10).
Прошедшая через “годину искушения”, переплавленная и очищенная в испытаниях Церковь немудрых дев (Отк. 15:2; 20:4).
Запечатленные 144 тысячи из еврейского народа (Отк. 14:1-5).
Таким образом, в “невесту” входят все святые всех веков, которые своей жизнью оправдали звание святых и получили право на облечение в “виссон чистый и светлый”. Они признаны Господом победителями.
Церковь, вступив в права жены. Его царственной супруги и соправительницы (Пс. 44:10), немедленно принимается за дело и активно участвует в решении судеб человечества при Армагеддоне, в Тысячелетии и у белого престола. Это высокое право царствовать и решать она завоевала себе жизнью победы, добровольным следованием по пути креста по образу Иисуса (1 Пет. 2:21) и послушанием заповедям Его даже до смерти. Поэтому ей, единственной из многочисленных творений Божиих, дано право занять наивысшее место и положение рядом со Христом. Бог же со Своей стороны определил победителям быть участниками суда (Дан. 7:22; 1 Кор. 6:2; Отк. 2:26-27). Вот поэтому и “блаженны званные на брачную вечерю Агнца”.
19:10. Апокалипсис написан языком бесстрастным, зеркально правдивым. В нем нет патетических восхвалений Христа, нет и гневного негодования в адрес диавола, и эта простота и объективность тона покоряет сердце читателя. Как далеко нужно было уйти пророку от личных чувств для такого зеркально-спокойного отражения фактов!
И только два места в Откровении выдают взволнованность Иоанна: в данном стихе и в 22:8-9. При виде величия и славы, которые ожидают Церковь, при виде открывшейся величественной панорамы внеземного мира Иоанн испытал такве потрясение, трепет и благоговение, что “пал к ногам его (Ангела), чтобы поклониться ему”, хотя этого не следовало делать. Ангел решительно отверг его поклонение и смиренно предупредил: “Смотри, не делай, сего... Богу поклонись...” Ангел подчеркнул, что он “сослужитель” ему (Иоанну) и всем святым и только передает “свидетельство Иисусово”, которое “есть дух пророчества”.
Как неотразимо прекрасны своей скромностью и простотой служебные ангельские духи даже самого высокого ранга! Они считают себя лишь слугами. Но не так у людей. Высокое положение надмевает их, делает тщеславными и честолюбивыми, и они охотно принимают славу и поклонение в свой адрес. Мало есть тех, кто, подобно Христу, смирил себя до смерти и смерти крестной (Фил. 2:5-11) и способен выдержать искушение гордостью или властью достойным образом.
19:11-16. В этих стихах показано пришествие Иисуса Христа со святыми на гору Елеон для конечного суда над антихристом и его полчищами (Отк. 14:20; 16:14-16; 17:14).
Господь представлен здесь как царственный Судия, величественно спускающийся с небес “на белом коне”. “Белый конь” — символ победителя. В древнем Риме военачальники-победители в знак триумфа въезжали в Рим на белом коне.
“Диадимы” на голове Его — царские короны, в отличие от венца победителя, который по-гречески называется “стефанос”. У Христа много диадим, потому что Он наследник Самого Бога — высшего Царя царствующих и Господа господствующих (1 Тим. 6:14-16), и Он Царь над всеми земными царствами (Дан. 7:13-14).
“Имя написанное, которого никто не знал...”
Этого выражения никто из богословов объяснить не может, потому что оно сокрыто за горизонтом будущего.
Мы знаем много имен Иисуса Христа. Все они отображают Его сущность, происхождение, характер. Его дело, служение и труд. Но в Нем всегда есть и должно оставаться что-то, недоступное для человеческого понимания. Только Сын Божий знает тайну Своего существа. И это еще более влечет нас к Нему, чтобы любить Его, поклоняться Ему, следовать за Ним, принадлежать Ему и благоговеть перед Ним.
“И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый”.
Это армия знаменосцев Христа, Его святая Церковь, обвинители и судьи мирового зла, которые вместе со Христом пришли вершить праведный суд и восстанавливать справедливость на земле (Пс. 149:5-9). Образ “коней” в данном случае свидетельствует о силе и непобедимости этого небесного воинства, а белизна коней, как и белизна одежд, говорят об абсолютном правосудии этого суда и царственном достоинстве самих судей. На землю нисходит такая грозная сила, перед всесокрушающим могуществом которой никакие бастионы зла не устоят и взирая пророческим взором на которую премудрый Соломон восклицает: “Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?” (П. Пес. 6:10).
Не только Бог Отец, но и Его славный Сын имеет высочайшее звание “Царя царей и Господа господствующих”, ибо Он по праву наследства и по праву победителя получил этот славный титул (Отк. 5:5-6; 19:16; 1Тим. 6:14-16).
19:17-21. В этих стихах содержится описание последней войны на земле, которая носит название “Армагеддон”. Сжато и скупо книга Откровения говорит о ней, как бы только подводя итог, ибо в ветхозаветных пророчествах это событие освещено детально и с подробностями (Ис. 13:11-13; 24:21-23; Иез. 39:1-16; Иоил. 3:1-16; Соф. 1:14-18; Зах. 12:1-6; 14:1-15).
Ненависть антихриста будет направлена не только на христиан, но и на евреев. В пророчестве (Зах. 14:2) читаем, как интернациональные войска оккупируют Иерусалим: дома будут разграблены, половина населения взята в плен. И тогда Сам Господь выступит на его защиту (Зах. 14:3).
Но главной целью диавола будет не столько борьба с Израилем, сколько с Самим Господом, поскольку известно, что Он придет со святыми на Елеон (Пс. 20:9-12; Зах. 14:4-5; Деян. 1:11-12). Диавол замыслил сразиться с силами Небесного Царства. Это его заветная цель, тайно лелеемая им в продолжение веков и тщательно подготавливаемая. Он еще издревле мечтал: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой..., взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему” (Ис. 14:13-14). Теперь же средствами массового оккультизма и всеми формами обольщения он соберет народы Востока и многие другие народы в Палестину (Отк. 16:14,16), чтобы сразиться с Сыном Божиим.
Эта битва раз и навсегда определит, кому господствовать в этом мире — Господу, хозяину мира, или диаволу, узурпатору и лжецу, который будет полагаться на свою силу и мощь оружия (ракеты). Ведь недаром в наши дни идет разговор о “звездной войне”, о войне спутников. Этого абсолютного, страшного по своей разрушительной силе оружия накоплено столько, что им можно было бы расколоть саму планету и десятки раз уничтожить все человечество. Война стала “двигателем” прогресса. Этот-то прогресс и постарается использовать антихрист.
Священное Писание показывает, что военный лагерь “Гога и Магога, князя Роша, Мешеха и Фувала”, т. е интернациональные войска, расположится в долине Иосафата, на месте, называемом “Армагеддон” (гора Мегиддон). Эта земная битва носит в Писании нарицательное наименование “Армагеддон”. С этим словом связаны все ужасы, какие только могла пережить наша планета. Но прежде чем битва начнется. Господь молниеносно поразит это скопище. И вот в чем будет состоять их поражение: “У каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него” (Зах. 14:12). Это похоже на мгновенное поражение радиацией или лазерным лучом. Кто же может устоять перед Всемогущим, Который есть “огонь поя дающий”?
Для чего Бог вообще допускает Армагеддон?
Справедливость Божия вынуждена временно “уступить” сатане и дать ему возможность реализовать свой замысел (раз уж во вселенной появился такой соблазн), чтобы духи зла и обольщенные ими люди навсегда освободились от этого соблазна. Развязка, как выше сказано, наступит мгновенно: войска будут поражены, а оба “зверя” схвачены и живыми брошены в озеро огненное. В земле откроется отверстие в преисподнюю (Отк. 9:1-2; Ис. 24:21-22), и они туда провалятся, как некогда Корей, Дафан и Авирон, когда под ними разверзлась земля (Чис. 16:32-33).
Так Господь убьет беззаконников “духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего” (2 Фес. 2:8).
Армагеддон назван “великой вечерей Божией”, так как погибших будет неисчислимое множество, и Бог призовет птиц небесных пожирать их трупы, и они вдоволь напитаются их плотью и кровью. Жители Израиля будут потом убирать их кости семь месяцев, а военные трофеи уничтожать семь лет, чтобы полностью очистить землю (Иез. 39:9-16).
Так завершится целый период времени — “дня Господня” — победой сил света над силами тьмы, сил жизни над силами смерти. Господь воцарится над землею как законный ее Наследник и Владыка, а с Ним и Его невеста. “Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков” (Дан. 7:18,22,26-27).