Часть 1
Часть 2
...тогда Божья милость – не церковная индульгенция!
Когда я писал эти строки‚ подошло время зимней распродажи. И в газетах можно было прочесть‚ что из–за теплой зимы текстильные товары во множестве застряли на складах и поэтому цена на них снижена на 85%.
Так похоже происходит и с Божьей милостью. Что с ней делать? На нее просто нет спроса‚
В прошлых столетиях существовало множество людей с комплексом вины‚ который был привит им в результате неправильного воспитания.
В качестве примера можно вспомнить Мартина Лютера или Джона Ньютона‚ написавшего "Amacing Grace". При этом последнего можно как–то понять. Он был работорговцем‚ много загубленных жизней отягощало его совесть‚ и‚ как свинья‚ вывалявшаяся в грязи‚ он был покрыт грехом. Когда же подступила старость‚ его замучили угрызения совести‚ и он‚ как побитый пес‚ вымаливал милость Божию.
Во всяком случае‚ так нам объясняли психологи‚ которые‚ в конце концов‚ должны были это знать.
Если мы в чем–то нуждаемся‚ то скорее всего в новом автомобиле‚ или работе‚ или доме. В крайнем случае‚ в снисходительности судьи‚ если мы в чем–то провинились. Но в милости?
Нет‚ для милости Божией нет рыночного спроса. "Мы нуждаемся не в милости Божией‚ а в милости ближнего"‚ – так когда–то утверждали некоторые теологи.
Однажды проповедник Эрнст Классен‚ делая покупки в супермаркете‚ обратил внимание на даму‚ которая рекламировала новый суп и предлагала всем покупателям его попробовать.
Несмотря на приветливое обращение‚ покупатели равнодушно проходили мимо‚ Понаблюдав некоторое время за происходящим‚ проповедник подкатил к ней свою тележу: "У вас та же проблема‚ что и у меня. Вы предлагаете подарок‚ а все проходят мимо‚ никто его не берет. Я хочу попробовать ваш суп".
А затем он объяснил изумленной даме‚ что так же все отказываются и от милости Божией.
Когда эта история была рассказана в России‚ то слушатели не поверили. Разве так бывает‚ что товар предлагают бесплатно‚ а его никто не берет? Некоторые под милостью понимают такое покровительство‚ когда благодетель‚ почти не неся никаких затрат‚ лишь создает шумиху вокруг собственного имени.
В пору моего детства‚ когда мне было лет 10-12, в нашем городке еще существовали уличные ватаги. Мальчишки с разных улиц жили в состоянии войны и рисковали нарваться на неприятность‚ если в одиночку попадали на "вражескую территорию".
Уличные сражения ограничивались в основном словесными перепалками‚ при этом мы сами старались держаться с достоинством‚ а противника запугать устрашающим видом‚ до зубов вооруженные палками‚ трещотками‚ "вонючими бомбочками".
Но однажды‚ гоняя мяч‚ я был застигнут врасплох "врагами" с Римской улицы. Пытаясь изобразить равнодушие‚ я что–то насвистывал‚ но сердце мое утекло в пятки‚ когда они подошли поближе. Их главарь прижал меня к дереву схватил за горло и свирепо прошипел: "А ну‚ проси пощады‚ тогда помилую". У меня не было выбора‚ и‚ стиснув зубы‚ я прохрипел: "Смилуйся". После этого главарь великодушно отпустил меня и позволил убежать. Так выглядит милость в людском понимании.
Но милость Божия совсем другого качества. Ее цена неизмеримо выше‚ ибо Сын Божий Иисус Христос должен был принять мучительную смерть‚ дабы даровать людям милость Божию‚ хотя они заслуживали совершенно противоположного‚
Когда я осознал‚ что представляет моя жизнь в глазах Бога‚ и то‚ что в моих‚ казалось бы самых хороших‚ поступках заложена частица греха‚ что хороших результатов в работе я добивался по эгоистическим соображениям‚ то стало очевидным‚ что все хорошее‚ положенное мной на чашу добра‚ может оказаться легковесным и остается только надеяться на милость Божию. Только тот‚ кто признает справедливым смертный приговор‚ может ходатайствовать о помиловании.
Один из известных проповедников прошлого столетия‚ Ч.Г. Сперджен‚ однажды заметил:
"Уличенный и проклятый‚ с веревкой на шее‚ стоящий перед Богом и получивший прощение должен плакать отрадости и возненавидеть зло‚ совершенное им‚ а также должен проникнуться благодарностью к Спасителю‚ Который Своей кровью очистил его".
После войны‚ в 1948 году‚ в Корее произошло одно удивительное событие‚ которое позднее стало известно всему миру. Время было очень тревожное. Пастор Зон жил с семьей в городке Зун–Хун‚ который осенью того года перешел на короткое время в руки партизан-коммунистов.
Они в спешном порядке расстреливали руководителей города и полицейских. Кроме этого особую ненависть коммунисты испытывали к христианской религии. Двое сыновей пастора Зона пострадали за свою веру. Сначала убили старшего сына пастора‚ предварительно завязав ему глаза‚ а затем и младшего‚ так как он захотел разделить участь своего брата. Причем разъяренные его поступком коммунистические вожаки орали: "Убейте его!".
Через неделю город освободили правительственные войска‚ и начались поиски лиц‚ участвующих в перевороте. Среди задержанных оказался причастный к расстрелу братьев. Ему грозил смертный приговор.
Пастор Зон узнал о суде над убийцей своих сыновей.
Что должен был чувствовать в этой ситуации отец погибших?
Если бы он имел возможность сам покарать убийцу‚ то это могло быть воспринято‚ как акт мести.
Приведение в исполнение смертного приговора правительственными войсками явилось бы актом справедливого возмездия. "Око за око‚ зуб за зуб". Такова суть нашего правосудия.
Возможен еще один вариант решения вопроса. Пастор мог просить о замене смертной казни длительным сроком заключения. И это воспринялось бы всеми как проявление милосердия.
Но пастор Зон поступил совсем иначе. Он послал свою тринадцатилетнюю дочь Рахель туда‚ где должны были казнить убийцу его детей. Девочка очень спешила и успела до начала казни передать просьбу отца‚ которая всех потрясла.
"Мой отец просит‚ чтобы человека‚ повинного в смерти моих братьев (здесь ее голосок задрожал)‚ не убивали и не избивали". Она не могла говорить дальше‚ так как слезы душили ее. Потом продолжила: "А еще отец просит разрешить ему усыновить убийцу его детей".
Просьбу решили удовлетворить. Убийца Хай– Суи был усыновлен и стал членом семь пастора. Такой невероятный случай действительно был‚ он потряс всех‚ показав‚ как высоко может подниматься человек и прощать содеянное.
Это была милость! Не дешевая распродажа‚ не бросовый товар‚ а бесценный подарок убийце‚ который заслуживал иного.
Подобный шанс Бог предлагает любому человеку. Отдавая или не отдавая себе отчета‚ мы все повинны в смерти Божьего Сына Иисуса Христа. Это Его за наши грехи казнили на Голгофе. И теперь Бог может нас усыновить‚ принять в Свою семью и предоставить наследство. Это непостижимая милость Божия!
Боб Дилан испытал на себе‚ что такое милость Божия‚ и посвятил ей свою песню.
Спасение
Ясловно чертом ослеплен‚
Срожденья счастья в жизни нет‚
Зачем‚зачем я ивлечен
Из чрева матери на свет?
Но Божья милость снизошла‚
И Божъе слово светом стало‚
И‚ осенив‚ Его рука
Освобожденье даровала‚
Я был спасен‚ спасен‚ спасен!
Спасен я кровью Агнца Божьего‚
Как будто заново рожден.
Благодарю Тебя‚ о Господи!
Кто б мог меня еще спасти?
Кто мог осмелиться на это –
Вернуть сошедшего с пути?
И только через Божью милость
Ко мне прощение пришло‚
Но не за то‚ что в жизни сделал.
Я пощажен‚ но не за зло.
Я пощажен душой и телом.
Ему так долго я мешал
Противился Ему так далго.
Но терпеливо мне внушал
Господь любовь и чувство долга‚
Теперь спасен‚ спасен‚ спасен!
Спасеня кровью Агнца Божьего‚
Как будпю зановорожден‚
Благодарю Тебя‚ о Господи!
Варавва
Мне хотелось бы завершить эту тему рассказом об одном террористе. В Библии эта история только упомянута‚ я же хочу придать ей современный вид.
О детстве и юности этого человека ничего не известно. Можно предположить‚ что раньше он был знаком с правыми радикалами и это знакомство наложило отпечаток на всю его оставшуюся жизнь.
Скорее всего он принадлежал к партии заговорщиков‚ которые вели скрытую борьбу на территории‚ захваченной Римской империей. Он питал неукротимую ненависть к оккупантам‚ а также ко всем еврейским политикам и религиозным вождям‚ которые ели с римлянами из одного котла.
Не останавливаясь ни перед чем‚ будь то воровство или грабеж‚ он добывал средства для продолжения борьбы‚ что давало ему возможность возбудить недовольство и привлечь наиболее горячие головы к участию в восстаниях‚ которые безжалостно подавлялись римлянами.
В Израиле его имя пользовалось дурной славой‚ хотя у него находились и тайные почитатели. Жизнь его висела на волоске‚ он осознавал это и понимал‚ что рано или поздно – его поймают и казнят‚ что жизнь его и его сообщников не стоит и ломаного гроша.
Он не боялся также захватывать и убивать заложников‚ если это оправдывало его цели.
Его дела оставляли после себя следы кровавого насилия и ненависти.
Но вот настал день‚ когда его или выдали‚ или внезапно схватили в какой–то потасовке‚ во всяком случае‚ он был пойман и доставлен в мрачную‚ грязную‚ вонючую камеру.
Правосудие не заставило себя долго ждать‚ так как дело не стоило и выеденного яйца‚ к тому же главный свидетель уже дал показания.
Итак‚ казнь была делом решенным‚ с "террористами" римляне расправлялись быстро. К тому же в Иерусалиме в это время праздновали Пасху‚ и понаехало много евреев‚ так что казнь‚ назначенная на страстную пятницу‚ могла послужить хорошим уроком. Распять его!
Для всех‚ кто глазел на него‚ Варавва выглядел наружно спокойным. Но ночами его охватывал ужас‚ когда он думал о предстоящей казни‚ и этот страх нельзя было ничем заглушить.
Тяготы заключения истерзали и без того израненную душу‚ а время неумолимо двигалось вперед. День казни становился все ближе.
Мысли одолевали его‚ возвращали в прошлое‚ в детство‚ к мучительным и горьким для него событиям.
Вопросы‚ сомнения и упреки самому себе не давали ему покоя: "Если бы можно было начать жизнь сначала" Будь проклят день‚ когда я родился! Мне бы вернуться в тот день‚ когда я выбрал ложный путь".
Почему раскаяние пришло так поздно: "Все ли потеряно"
Все‚ что накопилось внутри его‚ не находило выxода. Он сдерживал злобу и бешенство до предстоящей встречи с наглыми римскими солдатами.
И вот пришла‚ полная ужаса‚ последняя ночь. Скорее всего на вопрос тюремщиков о последнем обеде он заорал в ответ: "Жрите сами! Может‚ подохнете!" Хотя ему очень хотелось в последний раз в жизни отведать свое любимое блюдо.
Все в нем кричало от бешенства‚ от безысходности‚ от жалости к самому себе. Как коротка и как бессмысленна была эта жизнь!
Опыт прожитой жизни оказался бесполезным‚ картины прошлого в его голове беспорядочно сменяли друг друга. Какой заманчивой казалась мысль о самоубийстве!
Последние часы перед казнью. Близится рассвет. В каком состоянии он пребывал? Апатия‚ равнодушие‚ пустота‚ отчаяние‚ бунт – что было в его душе? Неудачная судьба‚ замкнутый образ жизни – что хорошего он видел в этой жизни?
И вдруг в утренней тишине издалека донесся многоголосый крик:
"Варавва!" – услышал он отчетливо‚ а затем требования: "Распять его‚ распять его!"
И это благодарность родной земли‚ безропотно принявшей ярмо римлян? Горечь переполняла его‚ когда он думал о том‚ какой могла быть его жизнь в свободном Израиле.
Беспокойство возрастало‚ и он напряженно думал о том‚ что даже соотечественники требуют его смерти.
Тюрьма тем временем оживала. Гулко раздающиеся в тишине шаги тюремщиков и их трещотки вернули его в горькую действительность‚ в грязь и убожество камеры. Он понял‚ что его час пробил.
Дверь камеры открылась – и прозвучало невероятное‚ не укладывающееся в сознании известие:
"Вместо тебя будет распят другой – Иисус из Назарета. Ты свободен!"
Слова были слишком прекрасны‚ чтобы в них поверить. Может быть‚ он сходит с ума и уже начались галлюцинации?
Но когда с него сняли цепи и вернули старую одежду‚ он понял‚ что это не сон. Между тем начальник тюрьмы выделил ему два динара за отбывание тюремного заключения и бумагу об освобождении. Тут до него дошло: "Свершилось чудо – он свободен!"
"Вместо тебя будет распят другой!" – эти слова звучали в нем снова и снова. Ошеломленный от свалившегося на него непредсказуемого счастья‚ он бежал в суету иерусалимских улиц.
В его бумаге об освобождении черным по белому было написано: "Помилован". Но кто же этот другой‚ оказавшийся на его месте? Какой–то Иисус из Назарета.
Ноги привычно несли его к дому‚ где он встречался со своими единомышленниками. Хотелось увидеть знакомые лица‚ но дом был пуст. И вообще на улицах Иерусалима было непривычно тихо.
Неожиданно ветер донес шум с Голгофы. Это бесновалась и улюлюкала толпа. И Варавва понял‚ что там происходило.
Голгофа – это место казни и преисподняя для всех осужденныx. Половина Иерусалима собралась там‚ чтобы поглазеть на бесплатное представление и поразвлечься. Вот почему было так безлюдно на обычно оживленных улицах Иерусалима.
Варавва решил пробраться туда окольным путем. Он не хотел рисковать. Кто знает‚ что придет в голову римским солдатам‚ если они его обнаружат.
Но слова "Вместо тебя будет распят другой – Иисус из Назарета" вели его туда против всякого здравого смысла.
Иисус из Назарета, что это за человек? Быть может‚ он преступник‚ на котором грехов еще больше‚ чем у него‚ у Вараввы? И не успев еще все обдумать‚ Варавва оказался там‚ где разворачивались все события.
Он осторожно пробрался поближе и удивился огромной толпе‚ которая собралась на представление. Были слышны удары молотка‚ которым пригвоздили преступника из Назарета ко кресту. Но странно‚ Варавва не услышал стонов или криков мольбы.
Тогда он взглянул на Того‚ Кто был распят на кресте между двумя другими преступниками. Варавва даже протер глаза‚ чтобы лучше Его разглядеть‚ потому что не верил своим ушам. И вдруг этот Человек‚ висевший посередине‚ проговорил: "Отче, прости им‚ ибо не знают‚ что делают".
Варавва весь обратился в зрение и слух. Там висел Тот‚ Кто был его заместителем. Это он‚ Варавва‚ должен был сейчас висеть и умереть на кресте в окружении улюлюкающей толпы‚ которая‚ очевидно‚ жаждет этого убийства.
Варавва увидел‚ как ученые мужи‚ забыв про достоинство‚ издевались над Человеком‚ висевшим в середине. Чье лицо в безобразном‚ причиняющем боль терновом венце было изранено и окровавлено.
"Других спасал‚ а Себя Самого не можешь спасти"‚ – орала часть толпы.
"Если Ты Царь Израилев‚ сойди с креста‚ и мы уверуем в Тебя"‚ – вторила ей другая.
"Спаси Себя и нас"‚ – кричал один из распятых рядом с Ним. Варавва знал этого человека по тайным встречам прошлых лет. Несмотря на то‚ что силы у кричавшего были на исходе‚ он продолжал насмехаться над Иисусом из Назарета.
Варавва не мог дольше задерживаться. Он обратился к проходившей мимо женщине, которая‚ как ему показалось‚ внушала доверие‚ и спросил‚ кто такой Иисус из Назарета?
"Ты что‚ с луны свалился или только что из тюрьмы? – насмешливо ответила она‚ – Да это же тот‚ которого распяли вместо Вараввы".
И тут все прояснилось. Крик "Варавва" на рассвете даровал ему свободу и обрекал на казнь Иисуса. "Он умирает вместо меня".
Изумленный Варавва услышал‚ как второй преступник‚ спокойно переносящий страдания‚ обратился к первому:
"Мы осуждены справедливо‚ потому что достойное по делам нашим приняли‚ а Он‚ – и преступник с благоговением посмотрел на распятого в середине‚ – Он ничего худого не сделал". И продолжал‚ обращаясь к Иисусу: "Помяни меня‚ Господи‚ когда придешь в Царствие Твое!".
"Истинно говорю тебе‚ ныне же будешь со Мною в раю!" – прозвучало в ответ.
У Вараввы подкосились ноги. Слишком много событий навалилось на него. Он не мог понять всех причин происходящего‚ но знал одно: "Я эту смерть заслужил".
Он бросился на землю и заплакал‚ как часто плакал в детстве. Но это были не слезы ярости‚ отчаяния или потерянности‚ а слезы благодарности Тому‚ Кого казнили на его месте.
Я здесь изложил собственное представление о личности Вараввы. Может быть‚ он был совсем другим. Быть может‚ он презрительно смеялся над Распятым в середине‚ который так отличался от него‚ – не буйствовал и не протестовал. В Библии об этом ничего не говорится.
Однако история убийцы Вараввы – это история многих людей‚ столкнувшихся с Иисусом Христом.
И в моей жизни был день‚ когда я‚ размышляя‚ стоял у креста. И я ясно представил‚ насколько ужасна моя жизнь в глазах Бога и какая должна быть бесконечная любовь в душе у Человека‚ висевшего в середине‚ чтобы умереть за такого лживого‚ испорченного и безбожного парня‚ как я.
Только тогда до меня дошло‚ в чем суть помилования. И это перевернуло мою жизнь.
Мне не забыть те дни‚ когда мы сообща оказывали помощь людям‚ оказавшимся в тюрьме. В нашу группу входили певец Ян Веринг и подыгрывающий ему на гитаре Вернер Хукс.
В последний вечер мы много говорили о кресте и о милости Божией. Заключенные слушали все с большим вниманием‚ особенно сильное впечатление на них произвел разговор о кресте на Голгофе и о милости Божией.
Вдруг с места неожиданно поднялся Ян Веринг и прерывающимся от волнения голосом запел песню‚ которая вызвала у многих присутствующих слезы:
Милостъ для сильных‚
Держащих власть в своих руках.
Милость для слабых‚
Тех‚ кто падает в качестве жертвы‚
Милостъ для глупцов‚
Снедаемых жаждой наживы.
Милость для всех в этом мире.
Милостъ для тех‚ кто способен
Все осмеятъ и над всем надсмеяться.
И для других‚ кто смеятъся неможет‚
А пребывает в тоске и в унынии.
Милость для всех умирающих
И перед смертью теряющих веру.
Милостъ для всех в этом мире.
Милость для юношей‚
Гибнущих где–то в форме военной.
И для тех‚ кто застаеляет этих юнешей
одетъ эту форму.
Милостъ для аятоллы‚
Считающего войну священной.
Милостъ для всех в этом мире.
Милостъ и для меня‚
Который все знает.
Господи‚ сделай так‚
Чтобы рукимои трудились‚
Чтобы сердце горело.
Господи‚ пусть милость Твоя
Проявится в моей жизни
И поддержи меня.
Милость живет среди мира.
И вот в этот момент‚ находясь в тюремной часовне‚ вдруг представили мы себя там‚ среди собравшихся у голгофского креста: сильных и слабых‚ жадных до денег‚ насмешливых и разочарованных‚ соблазнителей и соблазненных‚ умирающих и лицемеров. Это всем нам действительно была предложена милость Божия.
Не дешевая милость‚ не залежавшийся недоброкачественный товар‚ а бесконечно драгоценное сокровище‚ приобретенное через страдания и смерть Сына Божьего.
...тогда трагическим является заблуждение‚ что реяигия – это "опиум для народа".
Кто не знает известного высказывания Карла Маркса: "Религия – это вздох угнетенной твари‚ душа бессердечного мира‚ дух безвременья. Она – опиум для народа. Религия – только призрачное солнце‚ вокруг которого движутся люди‚ тогда как избавленный от чар‚ отрезвленный человек должен двигаться вокруг самого себя‚ т. е. вокруг истинного солнца".
Маркс сравнивал воздействие религии или веры на человека с применением наркотиков‚ которые помогают скрываться в нереальном мире от современных проблем. Религия‚ по определению Маркса‚ – это род самообмана.
Ленин высказывался о религии еще в более категоричной форме: "Религия – это своего рода духовная сивуха‚ в которой рабы капитала топят свой человеческий облик и свои притязания на достойное человека существование".
Мать дает кричащему младенцу соску‚ чтобы успокоить его и притупить чувство голода. Аналогичное влияние должна оказывать на человека и вера (как придуманное человечеством успокоение)‚ в которой он предастся иллюзиям‚ заменяющим реальную жизнь.
В течение 70–ти лет при коммунистической диктатуре в Восточной Европе в некоторых областях народного хозяйства‚ в экологии‚ социальной сфере‚ а главное – в области морали преобладала неразбериха. Интересно‚ что именно в этих странах Библия стала наиболее читаемой книгой и интерес к религии и христианству значительно возрос.
Мне вспоминается‚ как однажды в Киеве‚ поднимаясь по широкой лестнице железнодорожного вокзала‚ я увидел огромную статую Ленина‚ такую же‚ как во многих вокзалах бывшего Советского Союза. Правая рука вождя указывала на выход. Это должно было символизировать‚ что Ленин и его учение в состоянии решить все вопросы и проблемы современной жизни.
Я на мгновение остолбенел перед этой громадиной‚ а затем вдруг увидел‚ что под этой фигурой непринужденно расположилась девушка‚ которая‚ поставив свой чемодан‚ углубилась в чтение Детской Библии.
Эта девушка явилась для меня олицетворением множества людей огромной страны‚ которых в течение долгих десятилетий приучали к "пустышке" коммунистической идеологии‚ в то время когда их душа жаждала общения с Богом.
Психоаналитик Зигмунд Фрейд рассуждал о религии подобно Марксу и Ленину:
"Религия – это путь в мир мечты‚ которую мы ищем‚ чтобы преодолеть в себе биологические и психологические желания".
Вера по Фрейду – это та же "пустышка"‚ которую изобрел человек‚ чтобы найти прибежище в мире желаний.
Является ли вера силой воображения?
Со временем даже у христиан укоренилась точка зрения‚ что вера есть род духовной силы‚ которую необходимо в себе всячески развивать. Говорят о силе "позитивного мышления"‚ о "визуализации"‚ о том‚ что нужно лишь долго и интенсивно представлять себе определенные вещи‚ и они станут действительностью. Нужно верить в себя и активизировать дремлющие духовные силы.
Но эта‚ фактически обманчивая‚ точка зрения‚ присущая многим‚ в том числе и христианам‚ имеет большое влияние‚ утверждая‚ что вера – это чувство или способность‚ которую можно развивать силой воображения и интенсивной дуxовной работой.
Некоторые люди пытаются остервенело воспроизводить веру‚ повторяя как заклинание молитву и убеждая себя в собственной вере.
Является ли понятие веры неопределенным?
Для большинства современников понятие веры несет отпечаток неопределенного ожидания или надежды. "Мне кажется, что в конце недели должна быть прекрасная погода". Политикам же кажется, что экономический кризис прошел свою низшую точку и снова начался подъем. Сторонники прогресса считают, что современные мировые политические проблемы можно решать с точки зрения здравого смысла.
Является ли вера чем–то, на что мы надеемся, но пока не имеем полного представления?
В это невозможно поверить, но существует и такая абсурдная точка зрения, что разум вредит вере. Если бы на входе в одну из церквей висел плакат такого содержания: "Оставьте разум на вешалке в гардеробе", можно было бы предположить, что мы попали в руки шарлатанов и наши мозги будут подвергнуты промыванию.
Очень многие набожные люди в нашем просвещенном столетии действительно готовы слепо следовать религиозным убеждениям. Хотя при совершении сделки, например, при покупке автомобиля или в других подобных случаях, целиком полагаются на свой разум. Но в вопросах веры картина совершенно иная.
Мне вспоминается один хороший знакомый, который в поисках истины отправился в Индию, для того чтобы там познакомиться с каким–нибудь гуру (учителем) и проникнуться его учением. Встреча состоялась, и этот человек вскоре оказался среди учеников.
Около 500 человек в полной тишине, расположившись на ступеньках мраморной лестницы, благоговейно внимали каждому слову учителя. На табличке перед входом было начертано: "Обувь и разум оставь за порогом".
Могу вас заверить, что в Библии нет такого предписания. Наоборот, там от нас требуется, чтобы мы слушали, понимали, анализировали и размышляли. Христианская вера основана на конкретных знаниях. Было бы поэтому неверно говорить о "слепой" вере.
Апостол Павел говорил: "Ибо я знаю, в Кого уверовал". То есть вера связана с доверием к определенной личности.
Через несколько месяцев после падения Берлинской стены я летел в первый раз в бывший Советский Союз. Нам следовало сделать пересадку в Берлине и после обычного контроля перейти в самолет Аэрофлота.
До сих пор мне приходилось летать только на самолетах Люфтганзы, и я испытал некоторый шок, очутившись в салоне самолета Аэрофлота.
Мне сразу стало ясно, что этот самолет находится в эксплуатации не один десяток лет. По узкому проходу протискивались люди, нагруженные с ног до головы всевозможной ручной кладью: компьютерами, электроприборами и т. д. Бортпроводницы, срывая голос, пытались навести порядок. В конце концов я оказался зажатым между громко болтающими спутниками, чью речь я не понимал. Мне казалось, что машина перегружена, колеса изношены, а в шуме мотора слышны подозрительные всхрипы.
Но тут появился командир корабля в сопровождении двух членов экипажа. Они производили впечатление серьезных, знающих свое дело людей и никак не походили на летчиков–камикадзе. Эти люди внушали доверие, и я успокоился.
А вот представьте себе иную картину. На борт лайнера, пошатываясь, поднимается командир экипажа. У него, от пристрастия к спиртному, красный нос и остекленевшие глаза. Зажав в одной руке меховую шапку, а в другой бутылку водки, он приветствует пассажиров следующими словами: "Доброе утро! Друзья, я вас уверяю, что у нас будет веселенькое путешествие из Берлина в Киев, и вы получите от него большое удовольствие!"
Что тогда следует мне предпринять? Закрыть на все глаза и пробормотать соседу: "Вера начинается там, где прекращается разум"? Думаете, я доверил бы свою жизнь какому–то пьянице?
Нет, такой сомнительный экипаж вызвал бы у меня большие подозрения, и я с быстротой молнии покинул бы его и оказался на поле восточно–берлинского аэродрома.
Вера – это безусловно то, что наполнено разумом и смыслом.
Я верю в Бога, нашего Отца, всемогущего, создавшего все на небесах и на земле.
Миллионы людей различных оттенков кожи каждое воскресенье произносят подобную фразу, подтверждающую их христианскую веру. Означает ли это автоматически, что они верующие?
Действительно, многие люди относятся к постулатам христианского учения бездумно и принимают их чисто механически. Они могут что–то заучить на память, не пропуская это через собственную душу.
Заученное может произноситься с полным убеждением и пониманием смысла произнесенного. В этом ли состоит библейская вера?
Признание фактов является предпосылкой для веры, но это еще не сама вера.
Многие верят в существование Бога подобно тому, как верят, что Билл Клинтон – президент США. Но это не оказывает никакого влияния на их жизнь.
Чтобы сказанное выглядело более отчетливо, я хочу привести пример из собственной жизни.
Из–за слишком большой кислотности желудка у меня иногда бывает изжога. Когда это случается, я отправляюсь к аптекарю и жалуюсь на свое недомогание. Аптекарь достает из ящика стола коробку с лекарством и рекомендует его, Он говорит, когда и сколько таблеток я должен принимать. Убежденный доводами специалиста, я покупаю эти таблетки и покидаю аптеку с уверенностью, что это лекарство должно мне помочь. Я внутренне убежден, я верю, что эти таблетки мне помогут. На коробке надпись: кислотосвязывающее и защищающее слизистую оболочку средство.
Поможет ли мне одно это убеждение? Конечно, нет.
Допустим, что я сам специалист, знаю химический состав и эффект действия "алюминий–магний– силикагидрата", и даже могу сделать доклад на эту тему. Но исчезнут ли от этого боли в желудке?
Принимая новое лекарство, вы рассчитываете на то, что аптекарь, порекомендовавший вам его, разбирается в этом вопросе, что фирма, производящая лекарство, гарантирует присутствие в нем именно смеси магния, а не цианистого калия. Но окончательно вы убедитесь в его эффективности только после принятия таблетки, когда почувствуете облегчение.
Вначале мы располагаем только информацией, но убедившись на собственном опыте в положительном действии лекарства, мы начинаем доверять ему.
Подобным образом обстоит дело и с библейской верой. Ни правильный диагноз, ни точный выбор единственного спасительного средства не помогут мне до тех пор, пока я не испробую это средство на себе и не пропущу через собственную душу. В моей жизни однажды наступит момент, когда я осознаю, что нуждаюсь в прощении моей вины, и Бог это прощение через заместительную смерть Своего Сына Иисуса Христа мне дарит. Но это зависит от того, когда я почувствую доверие к Богу, проникнусь Его словом и испытаю на себе Его благодатное действие.
Христианская вера основана на том, что я принимаю диагноз Бога и Его спасительное средство, это – непреложные истины, на которые я полностью полагаюсь, о чем и говорится в Его обещании:
"Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнъ вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Евангеяие от Иоанна 5,24).
Знаменитый отец церкви Августин, реформатор Мартин Лютер, а также много других известных и неизвестных последователей, мысленно обращались к словам из послания Павла к Римлянам 3,23-26: "...потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его... к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса".
Однажды довелось мне провести неделю отпуска с сыновьями Михаэлем, Даниэлем и Иоханесом на побережье Северного моря в районе Восточно–Фризских островов.
Друзья, которые там жили, посоветовали нам предпринять путешествие вдоль береговой полосы. Мы добрались до местечка Балтрум на корабле, а затем пешком возвращались берегом моря. Рекламный листок советовал одеться по–летнему легко, в расчете на солнечную погоду. Но в тот момент нам больше бы подошли сапоги, дождевики и зонты, потому что на обратном пути из Балтрума начал моросить дождь. Холодная, неприветливая погода не способствовала хорошему настроению, к тому же через несколько минут мы оказались в таком тумане, что не видели ни остров, ни материк.
Внезапно поднявшийся ветер гнал воду с моря, и она затопила всю отмель.
Кто мог быть уверен, что мы доберемся до материка? Какой выход из этой ситуации был наилучшим: или на свой страх и риск, повинуясь инстинкту, выбираться самим, или следовать за проводником, которого мы совершенно не знали?
Вконец измотанные, потеряв всякие ориентиры, мы решили довериться человеку, который, как мы предполагали, знает местность и уже попадал в подобные ситуации.
Мы доверили свои жизни проводнику, у которого были компас и карта, и последовали за ним.
Через несколько часов мокрые и замерзшие, но радостные и счастливые мы добрались до материка, обогащенные опытом такого путешествия.
Благополучный исход путешествия предрешило то, что мы полностью доверились проводнику. Это было самое разумное решение, которое мы могли принять в подобной ситуации.
Как часто в решающие моменты жизни мы, словно в тумане, должны найти правильный путь. Принимая решение, мы оказываемся перед выбором: или я говорю себе, что знаю, чего хочу и как этого достичь, что я сам себе хозяин и отвечаю за все, что делаю или я должен решить, за кем следовать, чтобы лучше понять Того, Кто сказал:
"Я есмь путъ и истина, и жизнь, никто не приходит к Отиу, как только через Меня" (Евангелие от Иоанна 14,6).
Вспомним распятого преступника. В последние часы своей жизни он осознал, что грешен, и обратился к Тому, Кого, насмехаясь, называли Царем Израиля, и, умирая, доверил Ему свое будущее. Тогда Иисус заверил его: "Ныне же будешь со Мною в раю".
Преступник доверился всеми презираемому и вместе с ним распятому Иисусу Христу и таким путем был спасен. Это и есть библейская вера!
В катехизисе Хайдельберга, изданного более четырех веков назад, в форме вопросов и ответов дано очень точное определение слова "вера":
Вопрос 21:в чем заключается истинная вера?
Ответ: это не толъко определенные зпания, благодаря которым я истинно познал все, что Бог в Своем Слове явил нам, но и душееное доверие, которое вызывает во мне Святой Дух через Евангелие. Прощение грехов даровано Богом не талъко другим, но и лично мне, а вместе с прощением справедливость и вечное блажепство, И все это, проявляя всякую милость, даровал нам Бог, пожертвовав Своим Сыном.
Библейская вера основана на том, что человек должен отказаться от собственного "Я" как центра мироздания. К сожалению, человеческая гордыня – одно из самых больших препятствий на пути к тому, чтобы поверить в Иисуса Xриста.
Не так давно я прочел в одной из газет потрясшую меня историю.
Многодетная семья постоянно нуждалась в средствах. Несмотря на это, отец семейства, Гарри К, отказывался от всякой помощи соседей, утверждая: "Я скоро найду выход".
Директор финансовой фирмы, где служил бедолага, предложил ему материальную помощь, но при этом попросил представить список долгов.
Гарри К, был возмущен подобным предложением и гордо заявил: "Не лезьте в мою личную жизнь". После этой ссоры его уволили без предупреждения.
Глава семейства оставался оптимистом, заявляя знакомым: "У нас сейчас нет денег даже на хлеб, но мы скоро найдем выход из положения".
Выход из создавшегося положения оказался трагичным: Гарри К, с согласия жены, застрелил своих семерых спящих детей, а затем жену и самого себя.
Этот человек предпочел умереть как убийца и самоубийца, чем принять помощь от других и тем самым признаться в собственной беспомощности.
Бог требует от нас всего лишь смиренного признания нашей вины и неспособности самим справиться с жизнью, не более и не менее того, Он заранее позаботился о решении всех наших нужд. …тогда нужно сделать необходимые выводы из полученной информации.
У меня создалось впечатление, что современному человеку принятие решения дается все труднее и труднее, и со временем в результате общения с людьми это впечатление только усиливается.
Вероятно, для объяснения этого существует много причин. Это и окружающая среда, и жизненные обстоятельства, и привитая нам пассивность, когда почти не надо думать, в результате чего многие становятся не способными ни на что. Внутреннее безразличие, разрастаясь, парализует людей, и создается впечатление, что они уже не могут коренным образом изменить свою жизнь.
Молодые люди легче принимают решения и отправляются к новым берегам.
Когда первая половина жизни пройдена, мы смиряемся с обстоятельствами и продолжаем плыть по течению. Решение, способное повернуть нашу жизнь, кажется обременительным и рискованным.
Заядлого курильщика можно убеждать, приводя множество примеров, говорящих, что никотин вреден, способствует возникновению рака легких и укорачивает жизнь. Он все это спокойно выслушает, одобрительно кивая головой, а затем закурит сигарету.
Только немногие люди способны сделать необходимые выводы из полученной информации, остальные предпочитают, подобно страусу, спрятать голову в песок и ничего не менять в своей жизни.
Знакомый врач рассказывал мне, что большинство пациентов ракового корпуса, которых информируют о состоянии их здоровья, прекрасно знают истинное положение вещей, но продолжают следовать своим пагубным привычкам, а это только ускоряет неизбежный конец.
Перестроиться нелегко, а повернуть назад еще труднее.
Однажды в компании молодежи я отправился на своем микроавтобусе к месту отдыха на альпийских лугах. Настроение было прекрасное, и всю дорогу мы распевали песни. Солнце светило, машина шла легко, на дорогах не было пробок, – словом, все в самом лучшем виде.
Но вдруг я заметил, что мы проскочили поворот на Ганновер и движемся в направлении Мюнстера. Было очевидно, что необходимо разворачиваться и искать нужную нам трассу. Все остальное стало уже несущественным: прекрасное настроение, солнце и тому подобное. Каждый следующий километр в этом направлении отдалял нас от цели поездки.
Пассажиры некоторых машин, обгонявших нас на дороге, приветливо махали рукой, но это не поднимало настроения.
Я готов цитировать философа Серена Кьеркегора до бесконечности – так превосходно, так впечатляюще все то, о чем он пишет:
"Представьте себе большой корабль, может быть, один из самых больших, на котором тысяча пассажиров, роскошная обстановка и в огромной кают–компании – веселое общество, а самый веселый в этом обществе – сам капитан.
Вдруг вдали, на горизонте, показалась маленькая белая точечка – предвестница страшной бури. Но никто не видит этот сигнал и ни о чем не догадывается. Нет, на корабле все же есть один пассажир, который все понял. Но он не командует на корабле и ничего не может предпринять.
Единственно, что он может – это попросить капитана на минуту выйти на палубу. Спустя некоторое время появляется капитан, который и слушать ничего не хочет. Ему бы поскорее вернуться в уютное застолье кают–компании, где веселящиеся от всей души друзья провозглашают тосты в его честь.
На свой страх и риск бедолага–пассажир решил еще раз побеспокоить капитана. Конечно, с его стороны – это большая бестактность, но белая точка зависла над горизонтом, она предвестник страшной бури. Страшной и для тысячи пассажиров, страшной и для капитана, не желающего ни– чего знать о предстоящей опасности. Единственный, кто ясно осознает, что им всем предстоит, – это беспокойный пассажир".
Кьеркегор описал случай, который произошел в Дании 150 лет назад, но его смысл не утратил актуальности и сегодня.
Если Бог действительно существует и Библия – это Его послание к нам, в чем я непоколебимо убежден, тогда на горизонте нашего времени можно наблюдать "белую точку" и надо сказать, что это – предвестник ужасной тьмы!
В Библии ясно сказано о предстоящем суде Божием, где каждый человек предстанет перед Богом и будет давать отчет о прожитой жизни, которую Бог ему даровал.
Апостол Павел окончил знаменитую речь на ареопаге в Афинах словами:
"Итак, оставляя времена неведенья, Бог ныне повелеваетлюдям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деяния святых Апостолов 17,30-31).
Эту речь встретили насмешками. Но тем не менее некоторые из слушателей захотели более детально ознакомиться с тем, о чем говорил Павел, а уже потом принять какое–то решение.
Если вы следите за ходом рассуждений, то, даже снисходительно улыбаясь, должны признать, что есть люди, действительно верующие в Бога и полностью доверяющие тому, что написано в Библии.
А может, у вас появилось желание расширить свое представление о Боге, и вы еще раз откроете Библию, И, поступая подобным образом, вы хотите здраво взглянуть на вещи и честно разобраться в этом вопросе.
Я постарался разъяснить вам свои мысли, а уж дело вашей совести, как вы их воспримете.
И если вы действительно предпримете конкретные шаги для установления контакта с Богом, то сделаете это вполне обдуманно.
Поговорите с Богом о вашей жизни, ваших грехах и о вашем неверии. Может, со стороны это выглядит смешным – беседовать с Тем, Кого не видишь. Представить себе, что Бог – создатель и хранитель мироздания, как о Нем сказано в Библии, знающий каждую звезду и каждого человека на земле, знает и меня лично и интересуется моей жизнью, – это выше всякого понимания. И это действительно так, хотя для моего малого разума это непостижимо.
Я хочу посоветовать вам быть мужественными:
говорите с Богом откровенно и для обретения ясности доверьте Ему все свои вопросы и сомнения. В результате такой откровенной беседы вы воспримете Божественное Слово.
Вам станет понятно, что Бог послал Своего Сына на казнь вместо вас и тем самым оплатил ваш грех и искупил вашу вину.
По собственному опыту я знаю, как нелегко сделать то, что неизвестно, и начать беседовать с Богом. Но вы должны решиться на этот шаг, как на прыжок в неведомое.
Я не могу забыть, как в 11 лет, уже немного умея плавать, не мог прыгнуть в воду. Для меня было непонятно, что можно прыгнуть в глубину и, вопреки всем законам тяготения, снова оказаться на поверхности.
На моих глазах сверстники беззаботно прыгали в воду и, вынырнув, приветливо махали мне рукой. В конце концов я взгромоздился на стартовую тумбу и замер от ужаса перед неизведанной глубиной. Я никак не мог преодолеть себя и решиться на прыжок.
Но тут я заметил девочку из нашего класса, а она, увидев меня дрожащим на этой тумбе всего в 50–ти сантиметрах от поверхности воды, начала хихикать и шептаться с подругой. Закрыв глаза и стиснув зубы, я с отчаянным мужеством бросился в неизвестность. Через несколько секунд моя голова уже маячила над поверхностью воды, и у меня появился опыт, который развеял страх перед глубиной.
Может быть, и вы ощущаете себя, словно перед первым прыжком, готовясь к встрече с Богом. Может быть, кто–то из ваших знакомых решился на аналогичный прыжок и уверяет вас, что контакт с Богом можно найти, Для него это уже просто и естественно, а вам еще нелегко преодолеть внутреннюю преграду.
Вы словно стоите на стартовой тумбе и боитесь сделать шаг в неизвестность. Для того, чтобы вы бросились в воду, вас необходимо подтолкнуть. Но я знаю, что никто не должен вас принуждать, ведь и Бог никого не принуждает. Он просто предоставляет возможность взобраться на "стартовую" тумбу, но решиться на прыжок или отказаться от него вы должны сами. Богу хотелось бы получить ответную людскую любовь, но Он не хочет этой любви добиваться силой.
Я только могу посоветовать вам набраться мужества, чтобы решиться на этот шаг. Но уверяю вас на собственном примере и на примере умудренных опытом людей старшего поколения, что вы можете твердо рассчитывать на выполнение того, что Бог вам обещал, Он выполнит обещанное.
Мне хотелось бы в самом конце напомнить вам о катастрофе ХХ века – гибели "Титаника", которая, как мне кажется, символизирует нашу жизнь.
10.04.1912 года отправился в плавание крупнейший пассажирский лайнер из Саутхемтона, чтобы в рекордный срок пересечь Атлантический океан и достичь берегов Америки.
Длина этого океанского великана достигала 269 метров, высотой он был с 11–этажный дом, а на борту его находилось более 2200 человек Третий класс занимали переселенцы, ехавшие в Америку в поисках новой жизни и нового счастья, во втором классе собрались деловые люди – бизнесмены, как мы сейчас говорим, а первый принадлежал "сливкам общества" – богачам и выдающимся личностям.
На "Титанике" все было сделано современно, со вкусом и даже отличалось вызывающей роскошью. Запасов же провианта хватило бы на целый месяц всем жителям небольшого городка.
Судно казалось настолько надежным, что посчитали излишним оснащать его сигнальными ракетами и необходимым количеством спасательных шлюпок. Надежность судна и опытность капитана служили гарантией безопасного путешествия. В танцзале играл небольшой оркестрик и публике предлагались всевозможные развлечения.
В 400 морских милях от Ньюфаундленда радистом "Титаника" было принято семь предупреждений с различных кораблей, находящихся в том же районе, о тревожной ледовой обстановке, но все они были проигнорированы. Последним пришло сообщение, что в 19 милях севернее обнаружено сильное скопление льдин. Тревожное сообщение еще раз прозвучало в эфире, на что радист "Титаника" прореагировал довольно своеобразно: "Послушай, парень, заткнись, У меня и так работы навалом".
Через несколько часов, в 23:40, случилось то, чего никто не мог предположить: "Титаник" столкнулся с айсбергом и получил серьезные повреждения. В то время, как в танцзале продолжали веселиться, капитан и создатель корабля произвели осмотр повреждений и оценили катастрофические последствия столкновения.
В 0.15 радист "Титаника" лихорадочно послал просьбу о помощи находящемуся вблизи кораблю, но сигнал бедствия не был услышан, так как радист этого судна уже выключил свою рацию и отправился спать,
Тогда капитан "Титаника" дал команду послать в эфир новый международный сигнал бедствия SOS (спасите наши души). Пассажирам велели надеть спасательные жилеты.
Спасательных шлюпок явно не хватало на всех, поэтому в первую очередь в них усаживали женщин и детей. Матросы, вооруженные пистолетами, следили за тем, чтобы на борту не вспыхнула паника и чтобы кто–нибудь из здоровых мужчин не попытался занять место в лодке. Богачи предлагали миллион долларов или даже все свое состояние за место в шлюпке, на что пассажиры третьего класса отвечали злым смехом.
Оркестр продолжал играть буги–вуги, и в это время "Титаник" дал опасный крен. Дирижер взял в последний раз свою палочку, и музыканты исполнили хорал: "Ближе, Господь, к Тебе, ближе к Тебе"– Многие взволнованно пели, кто–то, потрясенный этим, молился, другие, наоборот, проклинали судьбу или злословили.
Английский лорд облачился в свой лучший фрак и появился в сопровождении слуги – они хотели благородно уйти из жизни. Пожилая дама отказалась занять место в шлюпке, так как хотела разделить судьбу своего мужа.
Кто–то предпочел напиться в баре, а кто–то был готов к тому, чтобы покончить жизнь самоубийством. И лишь немногие занимались самообманом, теша себя иллюзиями возможного спасения, несмотря на то, что в это время по громкоговорителю раздавался голос капитана:
"Корабль тонет Экипаж и офицеры "Титаника" уволены со службы. Вы выполнили свой долг, и вы проявили себя как истинные британцы, Спасайся, кто может! С вами Бог!"
Около двух часов ночи корма еще раз вздыбилась, и через несколько минут судно окончательно затонуло.
706 человек спаслись на поспешившей к месту бедствия "Карпатии", а 1503 человека нашли смерть в океанской пучине.
Наша жизнь похожа на последнее плавание "Титаника" Уверенные в себе, гордые и беззаботные, шествуем мы по жизни, полные планов и надежд. Нам больше нравятся развлечения, и мы не задумываемся об опасностях, считая себя непобедимыми титанами.
Мы пренебрегаем предостережениями, они вызывают у нас только раздражение. Мы противимся, стараясь отодвинуть от себя дурные мысли.
Бог посылает нам радиограмму, что на горизонте показалась "белая точка". Но мы, как радист с "Титаника", раздраженно отмахиваемся: "3аткнись, у меня много своих дел".
Потом мы начинаем волноваться, стараясь заглушить предчувствие беды. Но в конце концов вынуждены взглянуть правде в глаза.
Мы беззащитны и не способны сами себе помочь. Мы нуждаемся в помощи,
Вопрос "Как может Бог это допустить?" является праздным. Следует признать, что это не больше, чем философские умозаключения, особенно когда речь идет о жизни и смерти.
Можно, конечно, окунуться в призрачный мир наркотиков и алкоголя. Можно ускорить собственный конец. А можно при галстуке и цилиндре достойно встретить неизбежное.
Или же впервые задуматься о Боге и вечности и воскликнуть в беде:
"Спасите наши души!"
Как в 1912 году призыв о помощи не затерялся в эфире, а был услышан и были предприняты спасательные действия, так и эта молитва проникнет через потолок и будет услышана Богом. Бог уже давно ждет вашего крика о помощи и готов выслать вам спасательную шлюпку.
"Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Послание к Римлянам 10,13).
Какая полъза человеку,
если он приобретет весъ мир,
а себе самому повредит?
Какая польза ему,
если он приобретет время
и все временное,
а с вечностъю связъ оборвет?
Какая пальза человеку, если он,
Бризом наполнив парус,
Вдаль легко и свободно,
Ловя восхищенные взгляды,
быстро пронесется помиру,
а у берегов вечности потерпит крушение?
Что поможет больному,
если он будет внушать себе, что он здоров,
но врач констатирует: "Болен!"?
Сёрен Кьеркегор