Введение Читателю от Жана Кальвина (Н. Ревуненкова);Молитва Кальвина »
Глава I.
О жизни христианина, и прежде всего о том, как наставляет о ней Священное Писание »
Глава II.
О сущности христианской жизни, или о том, чтобы отрешиться от самих себя »
Глава III.
О терпеливом несении креста, что отчасти означает отрешиться от самих себя »
Глава IV.
О созерцании будущей жизни »
Глава V.
Как пользоваться земной жизнью и её благами »
Глава I
О ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО О ТОМ, КАК НАСТАВЛЯЕТ О НЕЙ
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
1. Цель жизни возрождённого1 христианина в том, чтобы установить гармонию2 и
согласие между Божьей справедливостью и нашим послушанием, утвердившись в
усыновлении, которым Бог объявил нас своими детьми. И хотя закон Божий поведал о
новой жизни, возрождающей нас и возвращающей к его образу и подобию, мы из-за на-[
шей непонятливости нуждаемся в помощи — в том, чтобы нас подталкивали по пути этой
новой жизни. А поэтому полезно изложить некоторые места из Священного Писания,
чтобы люди, желающие обратиться к Богу, не сбились с пути, поддавшись безрассудным
страстям.
Намереваясь обучать христианскому образу жизни, я хорошо представляю, что приступаю
к сложной и неисчерпаемой теме, которой можно было бы посвятить большую книгу, если
бы я задумал излагать всё подробно. Ведь мы знаем, как многословны поучения прежних
докторов, когда они рассуждают лишь об одной какой-либо добродетели. И дело здесь
вовсе не в чрезмерной словоохотливости; ибо какую бы добродетель мы ни стали
восхвалять, сведения о ней так обширны, что правильное рассуждение кажется
невозможным без большой обстоятельности. Однако я не стремлюсь ни подробно
рассказывать про учение о жизни, которое разработал, ни разъяснять каждую добродетель
по отдельности, ни составлять пространные поучения. Всё это следует искать в других
книгах, главным образом в гомилиях4 прежних докторов, то есть в предназначенных для
публики проповедях.
Я укажу лишь некий план, которым должен руководствоваться христианин, направляясь к
верной цели благоустроения своей жизни.
Я кратко изложу, повторяю, лишь общее правило, которому он мог бы следовать во всех
своих поступках. Не исключено, что иногда нам придётся вводить рассуждения,
встречающиеся в проповедях прежних докторов; однако предстоящее нам дело требует по
возможности более сжатого изложения. Ведь подобно тому, как философы5 исходят из
общего понятия о честности и справедливости, рассуждая об отдельных обязанностях и
различных проявлениях добродетели, Св. Писание тоже толкует о частностях на основе
общего, но лучше и убедительнее философов.
Разница в том, что философы, снедаемые честолюбием, старались придать форме
изложения особый блеск и строгую последовательность, дабы показать свою
проницательность. Напротив, Св. Дух, поучая без какой-либо высокопарности и
самолюбования, не всегда столь строго придерживается определённого порядка и метода.
Тем не менее, подчас прибегая к ним, Он указывает нам, что не следует пренебрегать и
методичностью.
2. Итак, метод Писания, о котором идёт речь, двоякий. Его цель, во-первых, вселить в
сердце любовь к справедливости, к которой по своей природе мы отнюдь не склонны. Во-
вторых — снабдить нас чётким правилом построения жизни, предохраняющим от ошибок
и заблуждений.
Что касается первой цели, то в Писании есть много превосходных рассуждений,
способных возбудить в сердце любовь к добру; о них мы уже не раз говорили, а о
некоторых вспомним и здесь. Для начала зададимся вопросом: есть ли довод убедительнее,
чем тот, что надо быть святыми, поскольку свят наш Бог (Лев 19:2; 1 Пет 1:16)?
К этому Писание добавляет, что мы рассеяны по лабиринту этого мира, как заблудшие
овцы, но Он собрал нас, дабы мы находились вместе с Ним.
Говоря о нашем соединении с Богом, надо помнить, что связует нас святость.
Но мы вступаем в общение с нашим Богом вовсе не благодаря своей святости. Ибо, прежде
чем стать святыми, нам надо припасть к Нему, чтобы Он уделил нам от своей святости, а
мы смогли последовать за Ним по его зову; и поскольку его слава не может быть запятнана
ни скверной, ни беззаконием, нам надо быть похожими на Него, раз мы принадлежим Ему.
Писание учит, что именно в этом конечная цель нашего призвания6, к которой мы должны
постоянно стремиться, если хотим достойно ответить нашему Богу. Ибо зачем было
избавлять нас от грязи и скверны, в которые мы были погружены, если мы хотим
оставаться в них всю жизнь?
Далее, Писание напоминает, что если мы хотим принадлежать к Божьему народу, нам
следует жить в святом городе Иерусалиме. Поскольку этот город Он освятил и посвятил
своей славе, недопустимо, чтобы его оскверняли нечестивцы и профаны7. Поэтому и
сказано: кто ходит непорочно и делает правду, тот найдёт обитель под сенью Господа (Пс
23:3; 14:2; Ис 35:8 и др.). Ибо не пристало храму, в котором пребывает Он, быть грязным,
как хлев.
3. Затем, чтобы ещё более воодушевить нас, Писание раскрывает, как Бог примирился с
нами во Христе и дал в Нём людям столь яркий пример и идеал для подражания.
А те, кто думает, будто нравственное учение могут хорошо и убедительно развивать только
философы, пусть попробуют найти в их сочинениях столь же добрые наставления, как те,
что я сейчас изложил. Когда они изо всех сил стараются призвать нас к добродетели, то
приводят единственный довод: надо жить в соответствии с природой.
Писание же верно указывает нам более надёжный источник истины, когда велит не только
сообразовывать всю жизнь с Богом, подателем её, но и напоминает, что во грехе мы пали
и уклонились от подлинной цели сотворения человека.
Оно добавляет, что Христос, примиривший нас с Богом-Отцом, дарован нам как образец
непорочности, которому мы должны следовать в жизни.
Можно ли сказать что-либо более вдохновляющее и убедительное? И можно ли ещё чего-
то требовать? Ибо Бог принял нас своими детьми с условием, чтобы в нашей жизни
проступал лик Христа; если же мы не стремимся к справедливости и святости, то не
только низко и бесчестно предаём своего Творца, но и отрекаемся от Него как от
Спасителя.
Следовательно, Писание заботится о том, чтобы раскрыть перед нами все благодеяния
Бога и все условия нашего, спасения, когда, например, провозглашает: поскольку Бог дан
нам как Отец, то нас можно обвинить в подлой неблагодарности, если мы не ведем себя
как его дети (Мал 1:6; Еф 5:1; 1 Ин 3:1).
И поскольку Христос очистил нас, омыв своею кровью, и передал нам эту чистоту через
крещение, то нам непозволительно погрязнуть в новой скверне (Еф 5:26; Евр 10:10; 1 Пет
1:15, 19).
Поскольку Он сделал нас частью своего Тела, нам нужно тщательно соблюдать чистоту,
ибо мы — члены Тела Христова (1 Кор 6:15; 15:35; Еф 5:23).
Поскольку Он, наш Глава, вознёсся на небеса, нам следует отрешиться от земных
привязанностей, чтобы устремить все помыслы к небесной жизни (Кол 3:1).
Поскольку Св. Дух осенил нас, чтобы мы стали Божьими храмами, нам надо приложить
усилия, дабы слава Божья приумножалась в нас и ничем не была запятнана (1 Кор 3:16;
6:19; 2 Кор 6:16).
Поскольку наши душа и тело предназначены для бессмертия в Царстве Божьем и для
нетленного венца его славы, нам надлежит сохранять в чистоте и без порока душу и тело
вплоть до пришествия Господа (1 Фее 5:23).
Таковы разумные и надёжные основы благоустроения нашей жизни, подобных которым не
найти во всех сочинениях философов; ибо когда речь идёт о том, чтобы разъяснить
человеку его долг, они рассуждают лишь о природном достоинстве человека и никогда не
поднимаются до более возвышенного.
4. Теперь я обязан обратить своё слово к тем людям, которые, не зная о Христе ничего,
кроме имени, хотят, однако, считаться христианами. Но разве это не дерзость —
похваляться его святым именем, когда на самом деле к Нему приобщился только тот, кто
воистину познал Его через слово Евангелия?
Ал. Павел полагает, что нельзя истинно познать Христа, если не отрешиться от ветхого
человека, истлевающего в обольстительных похотях, дабы облечься во Христе в нового
человека (Еф 4:22-24).
Отсюда следует, что такие люди лгут, утверждая, будто познали Христа, тем самым
оскорбляя Его, как бы ни была красива их болтовня.
Ведь Евангелие учит не языку, а жизни8. Его нужно постигать не только с помощью разума
и памяти, как другие науки, но оно должно полностью захватить душу и утвердить свой
престол и ковчег в глубине сердца — в противном случае оно не принято. Поэтому пусть
они либо не позорят Бога своей похвальбой, либо проявят себя как ученики и
последователи Христа.
Первое место в религии мы отвели её учению, поскольку оно является началом нашего
спасения. Но чтобы это учение принесло нам пользу и дало свои плоды, оно должно
проникнуть в глубину сердца и оказать воздействие на нашу жизнь и даже на свой лад
преобразовать нашу природу.
Если философы имеют все основания для гнева на тех, кто корыстно пользуется плодами
их трудов, превращая в софистическую болтовню то искусство, которое они считают
руководством к жизни, то насколько же больше оснований у нас обличать болтунов,
сующих нос в Евангелие, но отвергающих его собственной жизнью! А ведь Евангелие
должно проникать в самое сердце, укорениться в душе во сто тысяч раз крепче, чем все
философские поучения, цена которым невелика.
5. Я не требую, чтобы нравы христианина абсолютно и полностью соответствовали
Евангелию; хотя следует этого желать и к этому стремиться. Я не требую евангельского
совершенства столь строго и неукоснительно, чтобы не признавать христианином
человека, который его не вполне достиг. Ибо тогда все миряне оказались бы отвергнутыми
церковью; ведь не найти ни единого человека, который, несмотря на все свои старания, не
был бы ещё очень далёк от совершенства, а большинство людей вовсе не приблизились к
нему.
Что же необходимо? Разумеется, нам необходимо иметь перед глазами эту цель, на неё
должны быть направлены все наши поступки: то есть нам следует стремиться к
заповеданному Богом совершенству. И я призываю, чтобы вы прилагали усилия и
надеялись достичь цели.
Ведь если мы сопричастны Богу, то недопустимо по собственной прихоти одну часть
заповеданного в его слове принимать, а другую отвергать. Ибо Он требует от нас прежде
всего цельности. Этим словом Он обозначает простоту чистого сердца, свободного от
какого бы то ни было притворства и не приемлющего двоедушия. Это как если бы сказать,
что главное в правильной жизни — духовное9, когда сокрытая в душе любовь искренне
посвящается Богу, дабы человек шёл путём справедливости и святости. Однако, пока мы
пребываем в земной темнице, нет среди нас ни настолько крепкого духом, ни настолько
целеустремлённого, кто шёл бы по этому пути достаточно быстро: напротив, в своём
большинстве люди настолько слабы и немощны, что шатаются и хромают, едва
продвигаясь вперёд; так пусть же каждый идёт в меру своих скромных возможностей, но
не сходит с избранной стези.
Как бы медленно человек ни продвигался, он каждый день понемногу приближается к
заветной цели.
Будем же непрестанно стремиться как можно больше преуспеть на стезе Господней и не
утратим решимости, если преуспеем лишь в малом. Даже если наши чаяния не сбылись,
ещё не всё потеряно, только бы сегодняшний день был лучше дня вчерашнего10. Лишь бы
мы стремились к чистой и поистине простой цели и старались её достигнуть, не
обманываясь суетной лестью и не прощая себе пороков; пытались становиться день ото
дня лучше, пока не приблизимся к высшему благу, которого мы должны искать и
добиваться в течение всей жизни, чтобы, избавившись от немощной плоти, приобщиться к
нему и стать его полноправными участниками в тот день, когда Господь призовёт нас к
себе.