1..
2..
3..
4..
5..
6..
7..
8..
9
Примечания:
[1] См. об этом: Неретина С.С. Абеляр и Петрарка: пути самосознания личности//Вопросы философии, 1990, № 3. С. 143—144, где обращается внимание на исследование «Диалога», проведенное одним из его издателей Р. Томасом.
[2] Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 163.
[3] Petrus Abaelardus. Dialectica (ed. L. M. de Rijk). Assen, 1956, 470, 4—6.
[4] Ортега-и-Гассет X. Вера и разум в сознании европейского Средневековья//Человек. 1992. № 2. С. 84.
[5] Petrus Abaelardus. Dialogue inter Philosophum, ludaeum et Christianum. Здесь начинается первый отрывок, приведенный в издании «Истории моих бедствий» (М., 1959) в переводе Н.А. Сидоровой.
[6] О видении см.: Steiger L. Hermeneutische Erwagungen zu Abaelards «Dialogus».— Trierer theologische Studien. Bd. 38. Petrus Abaelardus. (1079—1142). Person, Werk und Wirkung. Paulinus — Verlag — Trier, 1980.
[7] В средневековой философии было три отдела: спекулятивная, или теоретическая, рациональная, или логика, и практическая, или моральная философия.
[8] См.: Аристотель. Никомахова этика. 1097а30—1097b20.
[9][9] Правила диспута предполагали выявление противоположностей (sic et non), диалектический анализ содержания, разрешение. Диспуты были публичными (disputatio de quodlibet) и ординарными (disputatio ordinaria). Последние имели непосредственное отношение к предмету исследования и занимались более глубоким его изучением. «Диалог» предполагает именно такую форму диспута в отличие от disputatio de quodlibet, спора обо всем на свете на свободную тему. См.: Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898.
[10] Scriptor доел. «писец» (лат.), в Средние века это — не писатель, не автор, но, как правило, переписчик, комментатор или компилятор авторитетного текста, Священного Писания, произведений Отцов церкви, а также некоторых философов (Платона, Аристотеля).
[11] Имеется в виду осужденная Сансским собором 1140 г. «Теология Высшего блага» Абеляра.
[12] Ср. с Синодальным изданием Библии: «В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя».
[13] То есть для земного воздаяния и небесного блаженства.
[14] Это неясная передача рассказа о том, что Авраам потребовал клятву от управляющего своим домом, раба, старшего в доме, не брать в жены сыну его Исааку дочь Хананеев, а взять «из земли рождения» его (Бытие, XXIV, 1—9).
[15] В русском переводе: «… дабы они не сделались сетью среди вас».
[16] В русском переводе: «… из дочерей этой земли, то к чему мне и жить»? У Абеляра вместо вопросительного предложения утвердительное.
[17] Ж. Жоливе, М. Гандильяк и Л. Штайгер полагают, что здесь содержится намек на то, что Философ — магометанин, потомок Измаила, намек, по их мнению, тем более вероятный, что Абеляр испытывал интерес к мусульманам, к которым собирался бежать, как он сообщает в «Истории моих бедствий», от преследований монахов. См.: Gandillac М. de. Le «Dialogue» d'Abelard.—Abelard. Le «Dialogue». La philosophic de la, logique. Geneve—Lausanne—Neuchatel, 1981. P. 7; Steiger L. Hermeneutische Evwagungen zu Abaelards «Dialogus».— Trierer theologische Studien. Bd. 38.; Petrus Abaelardus (1079—1142). Person, Werk und Wirkung. Paulinus-Verlag-Trier, 1980. S. 248.
[18] Русский текст начинается словами: «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы…»
[19] В русском тексте: «дабы хорошо было нам во все дни».
[20] Выражения «и будет отличаться нравами от вас» нет в русском тексте Библии.
[21] В переводе здесь и всюду я оставляю выражения оригинала, отсылая читателя для сравнения к соответствующим стихам русского синодального издания.
[22] Слова «исполняй это только ради Господа» отсутствуют в русском тексте Библии.
[23] В русском тексте: «Всякую птицу чистую ешьте».
[24] Русский текст таков: «И с ним обрезан был весь мужской пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников».
[25] Ионадав (Господь-Щедродатель) — сын Рехава, или Рихава, который завещал детям не пить вина, не строить домов, не сеять семян, не разводить виноградников, а жить в шатрах, ведя кочевой образ жизни (VI Царств, X, 15; Иеремия, XXXV, 6—19).
[26] В латинском тексте употреблено слово «nos», «нам».
[27] В синодальном издании: «Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?»
[28] В русском тексте: «Я не лучше отцов моих».
[29] См.: Athanusii Vita sancti Antonii. —MPL, t. 73, col. 184 Антоний (260—364)—христианский святой. Раздав имение свое, он в возрасте 20 лет удалился в пустыню, затем, через 15 лет, в пещеру на берегу Нила. Стал наставником верующих, отправился в Александрию, где были гонения на христиан, затем вновь вернулся в пещеру. Последователи арианства (ереси, возникшей в IV в., отрицавшей единосущность Бога Отца и Бога Сына) пытались склонить его на свою сторону, но Антоний опроверг и это учение, и наветы на себя. Большинство трудов Антония — это правила и наставления, как надо спасать душу: познавать самого себя, сохранять обычаи отцов, всегда ждать кончины.
Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, св. отец Церкви (293—373), непримиримый противник Ария. На Никейском соборе был принят его Символ веры. Его многочисленные труды состоят из посланий и поучений монашествующим, из полемики с арианами и другими ересями.
[30] Boethii De diff, tup. II, col. 1195 А. Фемистий Пафлагонский (ок. 317—388)—византийский философ и ритор. Ему принадлежат парафразы на сочинения Аристотеля («Вторая аналитика», «О душе» и др.), которые он не только истолковывал, но и кратко, четко излагал. Парафразы неоднократно переводились на протяжении Средневековья.
[31] См.: Блаженный Августин. О порядке.— Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1914. Ч. 2. С. 210.
[32] См.: Блаженный Августин. Христианская наука или основания священной герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835. С. 149.
[33] См.: Petri Abaelardi Theologia Christiana,— MPL, t. 178, col. 1165—1212
[34] Аврелий Августин. О граде Божием.— Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Кн. 8. Ч. 4. Киев, 1905. С. 6.
[35] Аристотель. Категории. С. 85—86.
[36] Марк Туллий Цицерон. Тускуланские беседы. III, 33; Boet. In Categ. Arist., col. 279 В; Petrus Abaelardus. Dialectica, 441, 22—26.
[37] В русском синодальном издании: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия».
[38] Аврелий Августин. О граде Божьем.— Гворения блаженного Августина… Ч. 4. Киев, 1905. С.294.
[39] Ср.: Цицерон. Об обязанностях.— Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1975. С. 108—109. Здесь — перевод мой.— С. Н.
[40] Имеется в виду Цицерон.
[41] Ср. с тем, что Аристотель называет «устойчивым свойством», к которому он относит добродетель: «… под устойчивыми свойствами разумеют качества более продолжительные и мало подверженные изменениям». Эти свойства — не врожденные в отличие от «другого вида качества… благодаря которому мы называем людей искусными в кулачном бою или искусными в беге, здоровыми или болезненными, и вообще те качества, о которых говорится как о врожденной способности или неспособности…» (Аристотель. Категории. С. 72—73).
[42] См. об этом: Цицерон. Об обязанностях — Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1975. С. 62 и далее. Цицерон — один из почитаемых Абеляром авторов. На мой взгляд, prudentia в абеляровом контексте более соответствует термину «благоразумие», нежели «дальновидность», а temperantia — термину «воздержание» вместо «умеренности», предложенных В.О. Горенштейном, действительно более соответствующих этико-политической, нежели этико-религиозной направленности, что выявляет, кстати, разную культурную нагруженность терминов.
[43] У Цицерона сказано, что в основу, или в мудрость и дальновидность, входят исследование и открытие истины» [Цицерон. Об обязанностях. С. 62), что не тождественно знанию добра и зла.
[44] Препозиция (лингв.) — положение одного из двух связанных между собою слов в предложении перед другим; предлог; префиксация.
[45] Фома Аквинский различал два плана: по аристотелевской теории о даймонах, которые не относятся к подлунному миру, ангел, с одной стороны, сотворен безгрешным, но в силу свободы воли может отказаться от предложенного ему дара. См. также: Иоанн, VIII, 44.
[46] Ср. русский текст: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде,—будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа» (Исайя, XXVI, 10).
[47] По традиции, идущей от Псевдо-Дионисия Ареопагита (MPG, t. Ill, col. 565), воскресение связано с метафизической необходимостью возвращения Богу его тела, что тесно связано с душевными сражениями. Абеляром и его современниками, считает М. Гандильяк, эта идея воспринимается с трудом.
[48] Источник цитаты не обнаружен. См. об этом: Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991. С. 230.
[49] «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Апокалипсис, VII, 4) — по двенадцати тысяч из двенадцати колен. Источник цитаты (или переданной своими словами мысли) не обнаружен.
[50] Русский текст: «Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится…» См. также: Hieronimi Commentariorum in Naum liber cap. 1,9 — MPL. T. 25, col. 1238 С. Ср. с максимой Римского права: поп bis puniri pro uno delicto, нельзя дважды наказывать за одно и то же преступление.
[51] Авторы (auctores) — пророки, евангелисты, Отцы церкви. Не путать с термином «scriptores» (см. прим.5).
[52] В русском тексте вместо слова «лживый» — «один».
[53] Ср.. например: «Почитатель ума и знания должен рассматривать прежде всего причины, которые связаны с разумной природой…», «все… вещи рождены под воздействием необходимости…» и т.д. См.: Платон. Тимей.— Платон. Соч. в 3 т. Т. 3. М., 1971. С. 487, 514.
[54] Переводчик «Диалога…» на французский язык М. Гандильяк полагает, что это высказывание обнаруживает истинный смысл седьмого положения против Абеляра, представленного на обсуждение Санскому собору. Оно звучит так: «Бог может сотворить нечто или пренебречь им, но Он мог сотворить или пренебречь сотворенным только тем способом и в то время, в какое он это сотворил, а не иначе». См.: Oeuvres choisies d'Abelard. Ed. M. Gandillac. P., 1945. Р. 327. Обвинительный лист см. Dislionnaire de catholique de Vacant-Mangenot-Amann, 1, col. 44—45.
[55] Аврелий Августин. О граде Божием.— Творения блаженного Августна Епископа Иппонийского. Киев, 1905. Ч. 4. С. 201.
[56] Случай (eventus) оказывается условием явления (или — существования) речи, в случае Моментально охватывается и его бытие, которым он про-исходит (e-venit).
[57] Это последнее предположение тождества предложения (или — см. выше, прим. 82 — речи) и случайного признака, понятого как произошедшего из иного бытия, ведет к признанию особой роли этого признака: как свидетеля такого — истинного, словесного — бытия. Впоследствии это положение было развитого Фомой Аквинским.