1..
2..
3..
4..
5
Статья одиннадцатая
О запечатанной семью печатями книге, которую разрешить не может никто из
созданных тварей
И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и
отвне, запечатанную семью печатями.
Книга означает премудрую память Божию, в которой написаны все, как говорит о
сем божественный Давид, но можно разуметь и глубину Божественных судеб.
Внутреннее содержание книга, как духовное, недоступно пониманию, а внешнее,
заключенное в буквах, удобопонятнее.
Семь печатей означают или
совершенное и неизвестное нам утверждение книги, или же домостроительство Духа
Божия, испытующего глубины, разрешить которое не может никто из тварей. Под
книгой можно разуметь и пророчества, о которых говорил Христос, что они частию
исполнились в Евангелии (Лк. 24,44), но совершенно исполнятся в последние дни.
И видел я ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин
раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле,
ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
Никтоже можаше разгнути книгу, ТО есть ни ангелы, ни люди, сущие во
плоти, ни святые, разрешенные от нее, не достигли полного ведения судеб
Божества, кроме Агнца Божия, Который Своим пришествием исполнил сказанные ранее
о Нем пророчества.
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать
сию книгу, и даже посмотреть в нее.
И я плакал, говорит, не впал ли и чистейший чин ангелов также в неведение?
И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень
Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
Не плачь, говорит, потому что если книга недоступна для ангелов, то ее
может раскрыть Бог, вочеловечивший-ся ради людей, Который по человечеству есть
корень Давидов, а по Своему Божеству — Творец всего.
Статья двенадцатая
О видении того, что посреди престола и четырех животных. О разрешении
книги Агнцем, имеющим семь рогов
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев
стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь
духов Божиих, посланных во всю землю.
Седмь рогов и седмь очес Агнца означают семь духов Христовых, о которых
пророчествовали Исаия (И, 2) и Захария (4, 10. Слова
яко закален
указывают на жизнь Его по заклании, во время которой Он по воскресении Своем из
мертвых, как истинно закланный Агнец, показал ученикам Своим знаки Своих
страданий.
И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял
книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея
каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
Гусли означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие;
фимиам — благовонную жертву верующих, их нескверное житие, ибо, по
апостолу Павлу,
Христово благоухание есмы (2 Кор. 2,15);
фиалы
суть помышления, из которых исходят благоухания добрых дел и чистая молитва.
И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати,
ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и
народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем
царствовать на земле.
Старцы, суть угодившие Богу в Ветхом и Новом Завете и приносящие
благодарение Агнцу Божию, нашему Искупителю, за весь мир.
Новая песнь —
та, которую воспевают, будучи научены Духом Святым, просвещенные из всех народов
и племен и освободившиеся от буквы Ветхого Завета. О них и говорит Писание, что
они воцарятся в земле, обещанной Господом кротким.
И я видел и слышал голос многих ангелов вокруг престола и животных и
старцев, и число их было тмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким
голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и
крепость, и честь, и славу, и благословение. И всякое создание, находящееся на
небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило:
Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки
веков.
И слышах глас ангелов многих окрест престала и животных и старец, ибо
Бог прославляется от всего духовного и чувственного, живого и просто
существующего, как причина и начало всего бытия, как Сын Божий, Единородный и
Единосущный, даровавший людям обновление и восстановивший их в первоначальном
достоинстве, хотя и писано, что Он получил власть над земным и небесным как
Человек.
И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и
поклонились Живущему во веки веков.
Четыре животных и старцы обозначают то, что ангелы и люди образовали
одно стадо и одну Церковь чрез Иисуса Христа, соединившего разъединенное и
разрушившего средостение. И вот, вместе с четырьмя животными, превосходящими
прочих чинов ангельских, как мы слышали, оказываются достойными для песнопения
Богу и поклонения Ему и старцы, означающие полноту спасаемых. Да сподобимся
этого и мы чрез Самого Христа, Подателя мира и Бога нашего, Ему же вместе со
Отцем и Святым Духом слава, держава и честь ныне и присно и в нескончаемые веки.
Аминь.
ОТДЕЛ V
Статья тринадцатая
Снятие первой печати, означающее апостольское учение
И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из
четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
И между сущими на небесах существует благой порядок, нисходящий от высших
чинов к низшим, ибо первый голос, повелевающий ангелу, таинственно изображающему
видение, прийти, он услышал от одного из четыреобразных — льва. Первое животное
— лев, как я думаю, указывает на царственную власть апостолов над демонами, так
как о них сказано:
се, царие земстии собрашася (Пс. 47,5), и в другом
месте:
поставиша князи по всей зелий (Пс. 44, 17).
Я взглянул, и вот конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему
венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
Некоторые относили снятие этой печати и всех других к домостроительству
воплощения Бога Слова, а именно: первую — к Рождеству, вторую — к Крещению,
третью — к Божественным знамениям, бывшим после Крещения, четвертую — к
осуждению у Пилата, пятую — к распятию, шестую — к положению во гроб и седьмую —
к разрушению и пленению ада. Мы же вполне согласны с мнением Мефодия, что
относить это к родившемуся Христу нет никакой нужды, ибо таинство воплощения
Бога Слова было много раньше этого откровения. Иоанн же говорит только о
настоящем и будущем и здесь повествует о победе над огненным змием. Вот почему
под снятием первой печати, по нашему мнению, нужно разуметь сонм апостолов,
которые, направив против демонов, подобно луку, Евангельскую проповедь, привели
ко Христу уязвленных спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления за
то, что победили истиною князя тьмы и претерпели насильственную смерть за
исповедание Владычнего имени ради второй победы. Поэтому и сказано:
изыде
побеждали, и да победит, потому что первая победа есть обращение язычников,
а вторая — добровольное мученическое оставление тела.
Статья четырнадцатая
Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих
И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и
смотри.
Как сказано выше, первое животное означало апостольскую власть, а второе —
телец, как я предполагаю, означает священные жертвы святых мучеников.
И вышел другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и
чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
Здесь разумеется, по нашему мнению, иное апостольское учение, проповеданное
мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа
разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал:
не приидох
воврещи мир (на землю), но меч (Мф.10, 34). Исповеданием этого учения жертвы
мучеников вознесены на высший жертвенник.
Рыжий конь означает или
пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова
седящему на нем дано быстъ взята мир указывают на премудрую волю Божию, в
напастях посылающую испытания для верных.
Статья пятнадцатая
Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа не имеющих твердой веры
в Него
И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и
смотри.
Я думаю, что под третьим животным нужно разуметь человека, означающего
грехопадение людей и наказание их по воле Божией за наклонность к греху.
Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке
своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за
динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
Черный конь, я думаю, означает плач об отпавших от веры во Христа по
причине тяжести мучений.
Мерило есть сравнение отпавших от веры или по
наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела.
Мера пшеницы за динарь, может быть, означает чувственный голод, который
тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле
мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно-подвизавшихся и
сохранивших данный им образ Божий.
Три, меры ячменя суть те, кто по
недостатку мужества, подобно бессловесным, покорились гонителям из-за страха, но
потом принесли покаяние и омыли слезами оскверненный образ. Слова
не вреди
вина и елея указывают, что из-за страха не следует отвергать Христово
врачевание, оставляя без него уязвленных грехом и
впавших в разбойники и
тем допуская смерть к похищению тех, кои имеют побороть свое грехопадение по
милости долготерпеливого и великого Бога. Итак, чтобы иметь в страстях своих
человеколюбивого Врача — Бога, постараемся быть такими врачами для наших
согрешивших братии, принося им вино утешения с елеем сострадания, чтобы не
добить хромого, но лучше, по апостолу, уврачевать. И тогда, как сотрудники
Божий, мы унаследуем вечные блага благодатию и человеколюбием Господа нашего
Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава ныне и присно, и
во веки веков. Аминь.
ОТДЕЛ VI
Статья шестнадцатая
Снятие четвертой печати, показывающее язвы, наводимые на нечестивых
И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного,
говорящий: иди и смотри.
Орел своим высоким полетом и стремительным нападением на добычу указывает на
то, что наказание язвами приходит свыше от гнева Божия в отмщение за
благочестивых и в наказание грешникам, если только они не исправятся и не
обратятся к лучшему.
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть;
и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять
мечом и голодом, и мором, и зверями земными.
Сказанное здесь приложимо и к настоящему. Так, Евсевий в своей Церковной
истории в 8-й главе 10-го слова говорит, что в царствование в Риме Максимиана
Никейского во время страшного и сильного гонения погибло от голода, убийственной
язвы и болезней столько людей, что их невозможно было предать погребению, при
всем усердии христиан погрести трупы и привести оставшихся к познанию истины.
Также и при восстании армян на римлян от меча погибло громадное число людей:
собаки поедали тела умерших, а живые стали избивать их, потому что боялись по
своей смерти найти в них для себя живой гроб. Заслуживает вероятия и то, что псы
делились своею пищею с дикими зверями по причине ее изобилия; подобное же, как
мы знаем, случается и в настоящее время.
Статья семнадцатая
Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ ко Господу о
кончине
И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за
слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким
голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь
живущим на земле за кровь нашу?
Если относить снятие четырех печатей к событиям из жизни Христовой, то
совершенно справедливо будет снятие ее отнести к скончавшимся прежде пророкам и
святым, взывающим к долготерпению Божию, по которому Он терпел гонения от иудеев
даже до крестной смерти. Если же это считать за предсказание о будущем, то,
сообразно с церковными учителями, нужно думать, что этот вопль против гонителей
приличествует замученным ради Христа, чтобы чрез это обратить достойных и
положить конец нечестию непокорных всемирною кончиною,
яко да не прострут
праведниц в беззакония рук своих (Пс. 124, 3). Ибо хотя нечестивые уже
испытали гнев Божий, но оставшиеся из них тем не менее нуждаются в наказаниях
или для своего обращения, или для поражения навеки.
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они
успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут
убиты, как и они, дополнят число.
Слова
дондеже скончаются и клеврети их указывают на то, что святые
являются как будто молящими о кончине мира, поэтому им и повелено терпеть до
скончания братии, дабы, по апостолу,
не без них достигли они совершенства
(Евр. 11,40).
Белая одежда означает процветающую среди них светлость
добродетелей, в которую они облекаются, еще не получив обещанного. Как свободные
от всякой скверны, они упокояются на лоне Авраама и истинно блаженствуют в
надежде получить то, что видят еще как бы в духовном зерцале. Так и многие
святые отцы говорят, что каждый из делателей добродетелей унаследует достойное
место, в чем он уверяется на основании известных признаков и уже думает о
будущей славе.
Статья восемнадцатая
Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине
И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое
землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.
И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром,
роняет незрелые смоквы свои.
Эти слова некоторые относили к разорению при Веспасиане, принимая их в
переносном смысле. Но мы думаем, что здесь говорится о переходе от периода
гонений ко времени пришествия антихриста, в которое, согласно пророчествам,
имеют быть эти и подобные язвы для того, чтобы, размышляя о них, люди не
отреклись от казней, наводимых на них антихристом, которых, как мы знаем, еще
никогда не было.
Землетрясение, о котором часто говорит Писание, означает
перемену дел, потому что выражение
еще единою Аз потрясу (Aгг. 2, 7)
означает, как говорит апостол,
изменение колеблемого (Евр. 12, 26-27). И
в Ветхом Завете о шествии Израиля говорится:
земля потрясеся, ибо небеса
кануша (Пс. 67, 9).
Чернота солнечная и темно-кровавый вид луны
означают, по объяснению блаженного Кирилла, душевный мрак постигнутых гневом
Божиим.
Пали звезды — это, как то было писано и про обольщенных Антиохом,
означает, что падут и считающие себя светилами мира, пораженные и сокрушенные
событиями того времени, когда, по слову Господа, же
причине множества скорби
прельстятся, насколько возможно, и избранные (Мф. 24,24). Поэтому, может
быть, здесь и указывается на смоковницу, которая при колыхании от диавольского
ветра роняет плоды, еще недоразвившиеся, еще не дозревшие в зное искушений и не
получившие сладости благодати. Ибо смоковница понимается в двух смыслах — добром
и дурном. Так, это можно заключить из
двух кошниц смокв хороших и дурных,
показанных Иеремии (24,1-2), из смоковницы, засохшей по слову Христа (Мф. 21,19;
Мк. 11, 13-14) и из
износящей цвет в книге Песни песней (2, 13). Сбудется
ли это видимым образом при втором пришествии Христа — Судии во славе, это
известно лишь Ему, имеющему тайные сокровища премудрости и ведения.
И небо скрылось, свившись как свиток.
Выражение "небо свилось, как свиток", по нашему предположению, указывает на
неизвестность второго пришествия Христова, так как свиток свивается без шума и
неожиданно, или указывает на сострадание и печаль небесных сил, сожалеющих об
отпадших от веры. Этим же вместе с тем указывается и на то, что небо подлежит не
погибели и истлению, а как бы некоторому свиванию и изменению на лучшее. В пятом
обличительном слове на лжеименный разум Ириней говорит: "не погибает и не
уничтожается ни сущность и ни существо создания (ибо крепок и истинен создавший
его), но
преходит образ мира сего (1 кор. 7,31), в котором совершено
преступление заповеди. Мы предполагаем, что здесь апостол держался древнего
обычая: у евреев вместо наших книг были свитки, которые при развитии не
уничтожались, но раскрывали смысл написанного; точно так же и обнаружение
небесного существа указывает на раскрытие благ святым". Итак, рассмотрев это с
четырех сторон, обратимся, по Божьему соизволению, в таком же порядке к
нижеследующему.
И всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи,
и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный
скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и
сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца. Ибо пришел великий
день гнева Его, и кто может устоять?
И всяко, гора и остров от мест своих двигнушася. Когда апостолы
спрашивали Господа о разрушении Иерусалимского храма и кончине мира, Он,
насколько они могли вместить, предсказал им о будущем, что уже, по свидетельству
Иосифа Флавия, сбылось над иудеями — убийцами Христа во время разорения при
Веспасиане и Тите. Но все это, как сказано, с особою силою постигнет мир в
пришествие антихриста; тогда начальствующие над церковным благочинием или над
мирскими властями, представленные здесь под образами
гор, и церкви
верных, называемые здесь образно
островами и обновляемые, по Исаии, к
Богу из-за лжехриста побегут из своих мест, будут переменять их одно на другое,
что испытали и мы и перенесли по человеколюбию Его по грехам нашим пред Его
пришествием.
Царие же земстии, то есть обладающие землею, но не
приобретшие себе ничего на небе, вместе со всеми богатыми и вельможами, с рабами
земного и свободными от работы Христовой (не так должно бы быть!) будут умолять,
чтобы лучше их скрыли пещеры, камни и горы, чем переносить им испытания
воспылавшего гнева Божия, который в пришествие антихриста допустит погибать от
голода и бедствий, или бесконечные мучения, ожидающие их по воскресении. И тогда
справедливо возгорится Божий гнев, как печь, пожирая тех, которые созидали
здание веры на основании
древа, сена и соломы (1 Кор. з, 12). Пусть
избавит нас от этого Человеколюбец Бог и соделает нас сопричастниками вечных
благ, уготованных святым, сопричислив к полноте спасаемых по благодати Сына
Своего Единородного, Ему же со От-цем и Святым Духом подобает слава во веки
веков. Аминь.
ОТДЕЛ VII
Статья девятнадцатая
О ста сорока четырех тысячах людей, не претерпевших вреда от язвы четырех
ангелов
И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли,
держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на
какое дерево.
Разумея под четырьмя ангелами то, что подвергающиеся бедствиям не могут
никаким образом избежать гнева Божия ни на суше, ни на море, некоторые относят
это к случившемуся прежде гонению на иудеев от римлян. Но мы думаем, что все это
в сильнейшей степени должно произойти в пришествие антихриста, и не в иудейской
стране, в частности, а во всей земле, по четырем углам которой, как он говорит,
будут стоять ангелы, свершители назначенного им Богом и неизвестного для нас
служения.
Удержание ветров служит свидетельством разрушения подчинения
твари и неотвратимости зла, так как все растущее на земле растет и питается
ветрами; при помощи их плавают и на море.
И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать
Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем ангелам, которым дано
вредить земле и морю, говоря:
И видех иного ангела, имуща печать Бога живого. Что было открыто
некогда Иезекиилю о муже, облеченном в подир, длинную льняную одежду, который
налагал печать
на лица стенящих (Иез. 9,4), чтобы не погубить вместе с
грешниками праведных (ибо и ангелы не знают тайных добродетелей святых), то же
самое и теперь открывается блаженному, когда повелевается главным святым силам
не вредить согрешившим до тех пор, пока не узнают они служителей истины,
отмеченных печатаю. Это отчасти случилось уже, когда многие тысячи уверовавших
во Христа, как говорит великий Иаков блаженному Павлу, избежали опустошения
римлянами Иерусалима, но с особою силою это сбудется, как уже было сказано, во
время пришествия антихриста, когда верных, носящих знамение Христа непосрамленно
и дерзновенно пред неверными, отличит от них печать Животворящего Креста,
поэтому-то ангел и говорил:
Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати
на челах рабов Бога нашего.
Тварь, как созданная ради нас, причастна бедствиям во времена нашего
наказания, так же как и радуется вместе со святыми во время их прославления.
Отсюда следует, что и украшенные добродетелями во время напастей нуждаются в
ангельской помощи по силе данной нам печати Духа, которая, правда, проявляет
свою силу, лишь поскольку мы сами обнаруживаем свою деятельность, и если кто не
получает от нее помощи, то лишь по причине своего нежелания.
И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи
из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать
тысяч.
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ
Иуда переводится словом исповедание, которым отличаются спасающиеся
исповеданием Христа, происшедшего от Иуды.
Из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч.
Рувим значит сын видения; этим означаются те, кто сердечною чистотою
приобрел духовное видение.
Из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч.
Гад — искушение. Им знаменуются получившие славу за перенесение
искушений, подобно Иову.
Из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч.
Асир — блаженство. Указывается на получивших Вла-дычнее блаженство за
достойную жизнь, сподобившихся стать одесную Христа и оказавшихся сынами дня и
света.
Из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч.
Неффалим — молитва. Указывается на прилепляющихся к Богу непрестанною
молитвою.
Из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч.
Манассия — забвение. Указывается на оставивших ради угождения Богу
все, что позади их, и отеческий дом.
Из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч.
Симеон — послушание. Указывается на оправдываемых за повиновение
Божественным заповедям.
Из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч.
Левий — приятый. Указывается на принятых Христом за жизнь, достойную
священника. Левий стоит восьмым, ибо истинное священство открывается после
восьмого дня воскресения.
Из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч.
Иссахар — награда. Указываются получающие от Бога награду за
добродетельную жизнь.
Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч.
Завулон — жилище силы или благоухание. Этим обозначаются укрепленные
чрез вселение Христа на страдание и соделавшиеся, по апостолу, Его благоуханием
(2 Кор. 2, 15).
Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч.
Иосиф — приложение. Указывается на тех, которые, по слову Господа,
вместе с Небесным Царством получат как бы в добавление и все необходимое в
земной жизни.
Из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
Вениамин — сын болезни или сын дня, или сын денницы. Указывается на
пополняющих число спасаемых по причине скорби сердца или на избежавших римского
пленения уверовавших из иудеев, или, что вернее всего, на иудеев, спасающихся
чрез веру при кончине мира. Так как и апостол говорит: дондеже исполнение языков
внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим. 11, 25-26). Но можно принять то и
другое толкование. Одинаковое число спасаемых из каждого колена, я думаю,
указывает на плодовитость апостольского семени, потому что число двенадцать,
взятое двенадцать раз и умноженное на тысячу, дает это число спасенных, которые
были учениками семени, упавшего на землю по человеколюбию и произрастившего
столь многоразличный плод всемирного спасения. Но пусть будет известно, что
колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист.
Вместо же него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее
в число колен. Значение имен дает возможность к каждому из них приложить
некоторое рассуждение, что и сделано выше. Иосиф упоминается вместо сына его
Ефрема. Приведенное число считается равным по числу древних коленоначальников
еврейских и поставленных вместо них, как было сказано, князьями всей земли
двенадцати апостолов (Пс. 44, 17), чрез которых спасутся иудеи, рассеянные по
земле.
Статья двадцатая
О бесчисленном народе из языков, носящих светлые одежды
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не
мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом
и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали
громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и
Агнцу!
Это те, о которых Давиду говорит:
изочту их, и паче песка умножатся
(Пс. 138,18), пострадавшие мученически за Христа из всякого колена и племени и в
последние времена имеющие мужественно принять страдания. Одни из них уже
убелили, другие убелят одежды своею кровию, пролитою за Христа, и теперь, имея в
своих руках как знак победы ветви полезных, правых и чистых фиников сердечных,
они торжествуют, ликуя вокруг престола Божественного покоя, и, будучи
благодарными рабами, победу свою над демонами приписывают единому Подателю.
И все ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали
пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь; благословение и
слава, и премудрость, и благодарение, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во
веки веков Аминь.
Вот одна Церковь людей и ангелов! Ибо тогда людям будут сослужить ангелы,
прежде казавшиеся страшными даже людям равноангельским, как мы это знаем о
Данииле. Потому что, по мнению некоторых святых отцов, они видимы в свойственных
им телах, или, как думают другие, не подлежат троякому измерению в длину, широту
и высоту, как это свойственно телам вообще, и потому являются нам не в своем
естестве, но принимая образ и вид по произволению Божию.
Стояние вокруг
херувимов и старцев означает высоту почести для тех, которые прославляются
под числом старцев. И Богу за Его Божественное попечение о всей твари ради нас
возносится благодарение всеми сущими силами.
И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облеченные в белые
одежды, кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин.
Явившийся побуждает блаженного своими вопросами к исследованию виденного, но
он, сознавая благоразумно свое неведение, получает наставление от явившегося.
И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли
одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред
престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет
обитать в них.
Блаженны те, кто унаследует за временные труды вечный покой, кто за страдания
со Христом будет царствовать вместе с Ним и служить Ему. Словами
день и ночь
указывается непрерывность этого служения. Там не будет ночи, но вечный день,
освещаемый солнцем не чувственным, но духовным, Солнцем правды — Христом. Но под
ночью можно разуметь и скрытые глубокие тайны; тогда под днем нужно понимать
ясное и удобопонятное.
Храм Божий — всякая тварь, обновляемая духом. Но
вернее всего, те, кто сохранил залог Духа целым и неугашенным. Бог обещал в них
жить и походить (2 Кор. 6,16).
Они не будут уже ни алкать, ни жаждать.
И правильно! У них будет хлеб небесный и вода жизни.
И не будут палить их солнце и никакой зной.
Они не будут болеть и переносить бедствий, изображаемых под видом солнца и
зноя, ибо время страданий окончилось.
Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые
источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
Слова
упасет я указывают, что пасомые Христом не будут тогда бояться
нападений волков, низверженных в огонь неугасимый, но будут пастись на чистых и
преобширных источниках Божественного разумения, как это указывается словом
вода, под которою, кроме того, нужно понимать обильное излияние
Божественного Духа. Ибо Господь говорит о верующем, что
реки от чрева его
истекут воды живы (Ин. 7,38). Тогда святые, питаемые обильно этою водою, по
прекращении частного знания приобретут совершенное ведение и, освобожденные от
тления и изменения, будут наслаждаться бесконечным веселием и радостию.
Статья двадцать первая
Снятие седьмой печати, показывающее, что ангельские силы приносят Богу, как
фимиам, молитвы святых
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на
полчаса. И я видел семь ангелов, которые стояли пред Богом, и дано им семь
труб.
Святой Иоанн часто употребляет число семи ангелов, потому что оно
соответствует этому веку, субботствова-нию и покою святых.
Поэтому и
разрешение этой седьмой печати указывает на переход от земной жизни, чему
помогают семь ангелов, поражая людей, нуждающихся во вразумлении и наставлении.
Безмолвие означает благочиние, благоговение и незнание ангелами времени
второго пришествия.
Полчаса — краткое время, когда после наказаний и
кончины мира наступит Христово Царство.
И пришел иный ангел и стал перед жертвенником, держа золотую
кадильницу
Хотя то, что видели святые — жертвенник, кадильница и прочее, и изображается
здесь в вещественном виде и окрашенным в разные цвета, но все это суть невидимо
и духовно. Ангел, стоя пред жертвенником и держа кадильницу с ливаном, возносит
к Богу, подобно фимиаму, молитвы святых, в которых они просят, чтобы за бедствия
при кончине мира были облегчены мучения нечестивых и беззаконных в будущем веке
и чтобы Господь Своим пришествием наградил потрудившихся. Об этом говорится и
дальше.
И дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых
возложил на золотой жертвенник, который пред престолом.
Олтарь златым, на котором находит свое утверждение всякая святая
служебная сила и где приносятся жертвы мучеников, есть Сам Христос, прообразом
Которого служил жертвенник, показанный Моисею на горе со скиниею (Исх. 25, 9;
Евр. 8,5).
Фимиами, как сказано, означают молитвы святых, благоухающие
пред Богом.
Пред престолам, то есть пред высочайшими силами небесными,
так как в них излились пламенная любовь Божественная, чистая и бесконечная
премудрость и разум. На это указывает значение имен вышних сил, приближающихся к
Богу.
И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога. И взял
ангел кадильницу и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю.
И
изыде дым — молитвы святых, возносимые ангелом, приняты и, наполнив
кадильницу огнем наказаний, обратили их на землю, как некогда видел и Иезекииль,
что одним из херувимов было передано ангелам, посланным избить нечестивых
жителей Иерусалима, взятое от подобного огня. Образом такого ангела является
всякий священ-ноначальник, как посредник между людьми и Богом: он от одних
возносит молитвы, другим несет помилования, а согрешивших вразумлением или
строгими наказаниями обращает на истинный путь.
И произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение. И семь ангелов,
имеющие семь труб, приготовились трубить.
И
быша гласи и громи. Все это указывает на ужасы, которые будут пред
кончиною, подобно тому как на горе Синайской они были символами присутствия
Божия, устрашая всех, а благоразумных приводя к обращению. Для этого же служат и
ангелы, исцеляющие, как сострадательные врачи — подражатели Христа, греховные
недуги болящих, или, вернее, облегчающие ленивым будущее наказание прижиганиями
и сечениями в виде бедствий, если только они перенесут их с благодарностью. А
нас, запечатленных честным и драгоценным именем Христа, желающих прославления
святых и молящихся об освобождении чрез настоящие муки от будущих мучений,
да
не предаст, наказуя, Человеколюбец Господь смерти греховной (Пс. 117, 18), но да
ослабит злые дни вечных мучений, когда бездна покроет начальника греха и его
темное и преисподнее место геенны, чтобы мы, водворенные со святыми в жилище
радости, были вечно с Самим Христом, Спасителем и Богом, Которому подобает
всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно, и во
веки веков. Аминь.