1..
2..
3..
4..
5
Статья тридцать восьмая
О скверном имени антихриста
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число
человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем,
откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим. Если бы была
необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец
открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было
написано в Божественной книге. Если исследовать слова, то, по мнению Ипполита и
других, можно найти множество имен, и собственных, и нарицательных,
соответствующих этому числу. Собственные, например: Лампетис ("лампетио"), Титан
("титан"), Латинник ("латинос"), также Венедикт ("венедиктос"), что значит
благословенный, может быть, в подражание единому благословенному Христу;
нарицательные же: худой руководитель ("какое одигос"), древний завистник
("палевасканос"), истинно вредный ("алифос влаверос"), неправедный агнец ("амнос
адикос"). Этими именами будут называть отвергшие обольщение того, для кого
славою служит постыдное.
Статья тридцать девятая
Об Агнце и ста сорока четырех тысячах, стоящих с Ним на Сионской
горе
И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре
тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
Под
Агнцем нужно, без сомнения, разуметь Христа, стоящего не на другой
горе Сионе, а в новом граде Бога Живого.
Сто сорок четыре тысячи
указывают или на многоплодие апостольского семени, из коих Божественная
благодать избрала в каждом двенадцать тысяч, то есть полный плод веры спасенных,
или же девственников Нового Завета, как по внутреннему, так и по внешнему
человеку, потому что в Ветхом Завете девственников было немного. Поэтому нужно
отличать эти тысячи от показанных раньше и соединенных вместе по именам колен
израильских, о девстве которых не говорилось. Лица их всех носят печать
Божественного света, и поэтому кажутся страшными для погибших ангелов.
И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного
грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как
бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами.
Шум многих вод и грома и играющих на гуслях указывают на звучность и
ясность песнопений святых, и вместе на стройность, красоту и гармонию их песни,
оглашающей всю Церковь и собрание первородных, на небесах написанных, и как бы
созвучием струн согласующейся с единодушием святых в их умерщвлении телесных
страстей. Эту песнь выучить не может никто, кроме них, ибо самое знание наше
сообразуется с характером жизни наподобие того, как у людских слуг знание тайн
их господ соответствует степени расположенности к ним и любви со стороны господ.
И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч,
искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они
девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они
искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства: они
непорочны пред престолом Божиим.
Мы думаем, что эти после названных двадцати четырех старцев имеют
преимущество пред другими, как приобретшие девством и незлобием языка и дел
светлость добродетелей, за которую научены они новой песни. Песнь эта останется
неизвестной для многих в жизни настоящей и будущей. Хотя тогда по упразднении
несовершенного и настанет, по апостолу,
совершенное знание (1 кор. 13,
10), но откровение тайн Божиих и тогда будет сообразно с настоящею жизнию,
ибо мнози обители в дому Отца Моего (Ин. 14, 2), и
звезда от звезды
разнится во славе (1 Кор. 15,41), подобно тому как и в мучениях будет много
различия. Пусть избавит от них нас всех Господь и сопричислит по благодати Своей
к спасаемым, взирая не на множество грехов наших, но на щедроты Свои, по которым
Он пришел на землю пролить за нас Свою честную Кровь, чтобы омыть пороки и
скверны наши и чистыми привести к Отцу, с которым Ему, Начальнику нашего
спасения и жизни, вместе с Животворящим Духом подобает слава и почитание ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
ОТДЕЛ XIV
Статья сороковая
Об ангеле, предсказывающем близость будущего Суда
И увидел я другого ангела, летящего по средине неба, который имел вечное
Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и
языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему
славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и
море и источники вод.
Средина неба указывает на высоту ангела и потом на то, что явившийся ангел —
небесный и послан, чтобы возвести людей на небо и соединить тело Церкви со
Христом — Главою Ее.
Вечным Евангелие называется как предопределенное
Богом
от века. Бойтесь, говорит он, Бога и не страшитесь антихриста,
который не может погубить с телом и душ ваших, и противьтесь ему с дерзновением,
ибо близок Суд и воздаяние, а он имеет власть лишь на короткое время.
Статья сорок первая
Об ангеле, возвещающем падение Вавилона
И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий,
потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.
Вавилонам, по значению этого имени, называется смешение этого мира и
житейской смуты; о нем говорится, что скоро падет или перестанет быть.
Вино
ярости любодеяний — помрачение ума от идолопоклонства или опьянение грехом,
за которое Бог, по слову Псалмопевца,
потребит всякого любодеющаго от
Него (Пс. 72,27). Окончательно же будет истреблен этот Вавилон с явлением
горнего Иерусалима, с осуждением беззаконников на мучения.
Статья сорок вторая
Об ангеле ином, предупреждающем верных не принимать антихриста
И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется
зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот
будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и
будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем.
Кто покорится звероподобному антихристу, последует его нечестивой жизни и на
словах или на деле провозгласит его богом, о чем свидетельствует начертание на
руке и челе, тот выпьет вместе с ним и чашу мучений, растворенную по праведному
Суду и разбавленную не щедротами, а многоразличными наказаниями.
Вино ярости
означает наказание, как следствие вина нечестия, опьяняющего того, кто его
пьет, ибо кто в чем согрешит, в том и получит наказание.
И дым мучения их восходит во веки веков.
Дым мучения означает или поднимающееся снизу с плачем дыхание мучимых
или же дым от огня, в котором горят отпадшие.
Дым восходит во веки веков
— отсюда видно, что мучения грешников бесконечны, как и блаженство
праведных.
И не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его
и принимающие начертание имени его.
И не имут покоя день и нощь. День и ночь упоминаются не потому, что
течение и будущего века будет соизмеряться по солнцу и грешники тогда не будут
иметь покоя, но или сообразно настоящему обычаю измерять время днями и ночами,
или потому, что
день означает вечную жизнь святых, а
ночь —
мучения грешных, которые достойно постигнут всех, изображавших в себе образ
зверя своими диавольскими делами и хулением на Христа и написавших в сердце
своем бесчестное имя зверя.
Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса.
Зде есть терпение святых. Он говорит, что грешники в будущем веке
подвергнутся вечным мукам, а святые, потерпевшие здесь, в этом скоропреходящем
веке, и сохранившие несокрушимую веру во Христа, возрадуются.
И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые,
умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их
идут вслед за ними.
Не всех называет блаженными небесный голос, а только тех, которые, умертвив
себя для мира, умирают в Господе, в теле своем носят мертвость Иисуса и
состраждут со Христом. Для них оставление тела поистине является успокоением от
трудов, и последствия подвигов — причина венцов и наград славы, превосходящих
все, понесенное ими в борьбе с противными силами, ибо
недостойны страсти
нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас, говорит апостол (Рим. 8,
18). Надеясь удостоиться такой славы, и мы непрестанно должны взывать к Богу:
приклони сердца наши во свидения Твоя... отврати очи еже не видети суеты
(Пс. 118,36-37), и
не вниди в суд с рабами Твоими, яко не оправдится пред
Тобою всяк зкивый (Пс. 142,2), НО богатством щедрот Твоих призри на нас, ибо
Тебе принадлежит милость и власть, и Царство, и сила, и слава Отца, Сына и
Святого Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
ОТДЕЛ XV
Статья сорок третья.
О том, что Сидящий на облаке пожнет серпом произрастания земли
И взглянул я, и вот, светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну
Человеческому. На главе его золотой венец, и в руке его острый серп.
Под
облаком нужно понимать или чувственное облако, подобное тому,
которое скрыло Господа Иисуса от очей апостолов, или ангельскую силу, которая
называется так за свою чистоту и легкость, как говорит Псалмопевец: и
взыде
на херувимы и лете (Пс. 17,11). Сидящий на облаке и подобный Сыну
Человеческому — Христос.
Венец на главе указывает на Его царскую власть
над видимым и невидимым; он
золотой, ибо это вещество высоко ценится у
нас.
Серп остр указывает на кончину мира, которую Сам Господь называет
жатвою.
И вышел другой ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на
облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на
земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была
пожата.
Великий глас этого ангела означает иносказательно моление всех сил
небесных, желающих видеть прославление праведных и пресечение беззаконий
грешников, чем отвергается все движимое и скоропреходящее и откроется твердое и
вечное.
Изсше трава земная — это указывает, что наступило конечное время,
когда созревшее, подобно пшенице, принесшей плод земледельцу в тридцать,
шестьдесят и сто раз, семя благочестия будет удостоено небесных житниц.
Статья сорок четвертая
Об ангеле, обрезывающем лозу горечи
И другой ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым
серпом.
И Христос называется Ангелом Великого Совета (Ис. 9,6), но здесь, как это
видно из последующего, под ангелом разумеется один из служебных духов. Он вышел
из
церкве, сущия на небеса, с острым серпом, чтобы посечь особенно
нечестивых.
И иной ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим
криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и
обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.
Ин ангел изыде от алтаря, имый область на огни. Отсюда видно, что одни
из начальствующих над тварями сил ангельских управляют водами, другие — огнем,
иные же — какою-либо другою частью сотворенного. Этот поставлен над огнем,
значит, он один из высших ангелов, и дело его — наказывать, ибо он повелевает
громким голосом имеющему серп обрезать грозды земного виноградника.
Гроздами называются нечестивые и законопреступные, которые вместо вина
веселия наполняют чашу гнева Божия и яростию змей и аспидов преследуют
доброделателей.
И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле и бросил в
великое точило гнева Божия.
Точило ярости, Божия означает место наказания, уготованное диаволу и
его ангелам; по множеству мучимых в нем оно называется великим, ибо
пространная врата и широкий путь, вводяй в пагубу (Мф. 7,13).
И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до
узд конских, на тысячу шестьсот стадий.
Итак, точило будет истоптано вне города праведных, ибо, как говорит пророк,
не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных (Пс. 124,3), и жилище
их, как и жизнь их, не будет смешано (в точиле). Кровию, пролитою от попрания
осужденных, называется праведный, неотвратимый и нелицеприятный Суд Божий, кровь
же грозда — вино. Точило, наполненное вином нерастворенным, указывает, что
наказание, постигшее заслуживших его, по причине гнева Божия достигает как бы до
узд их, как неистовых коней, ибо они не имели для себя границ в удовольствиях и
преступлении закона. За их безмерное нечестие оно распространяется на тысячу
шестьсот стадий. Тысяча означает совершенное число, а в шестисотом году жизни
Ноя, как известно, грех был потоплен водами. Нечестивыми начинаниями своими
грешники оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть же означает и число дней
творения и устроения мира. Место мучения тех, которые этого заслужили, будет
поистине вне Иерусалима небесного. Что кровь их достигает до конских узд на
тысячу шестьсот стадий, это, может быть, образно обозначает также и карающих
ангелов, которые в Священном Писании нередко называются конями. Стоны мучимых
достигают до их узд, каковыми святые силы считают для себя Божие определение,
управляющее ими при исполнении повеленного им. Аввакум, например, говорит:
всядеши на кони твоя (Авв. 3, 8) и в Песни Песней: конем Моим в колесницах
Фараоновых уподобих тя (1,8). Но можно понимать это и иначе. Так как
прилепившиеся к наслаждениям уподобились неистовым коням, то они и будут взяты
за узду мучениями, то есть будут обузданы муками, так как не имели удержу в
удовольствиях. Тысяча же шестьсот стадий указывают, что величайшая пропасть
отделяет праведников от грешников по причине преисполненного зла и мерзости
последних в делах их. Десять сотен означают множество зла; шесть — усердное
делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари; и в
шестисотое лето Ноево потоплена была земля.
Статья сорок пятая
О семи ангелах, наводящих на людей язвы пред кончиною, и о стеклянном море,
которое видел в Откровении
И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь ангелов, имеющих
семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.
Везде берется число семь и этим указывается, что неправды, дерзновенно
допущенные в семь дней нашей жизни, будут обузданы семью язвами и семью
ангелами. Под видом же стеклянного моря показывается будущая жизнь и
прославление святых.
И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и
образ его, и начертание его, и число имени его, стоят на этом стеклянном море,
держа гусли Божий.
Стеклянное море, думаем мы, означает множество спасаемых, чистоту их
покоя и светлость святых, лучами которой они воссияют
подобно солнцу (Мф.
13,43). Море
смешено с огнем, и это нужно понимать из слов апостола:
когождо дело, яковоже есть, огнь искусит (1 Кор. 3, 13). Этот огонь
нисколько не повреждает чистых и неосквернившихся, потому что, по изречению
Псалмопевца (Пс. 28,7), обладает двумя свойствами: одним — попаляющим грешников,
и другим, как понимал это Василий Великий,— просвещающим праведных.
Правдоподобно будет и то, если понимать под
огнем Божественное ведение и
благодать Животворящего Духа, ибо в огне Бог явился Моисею и Дух Свитый сошел на
апостолов в виде огненных языков.
Гусли указывают на умерщвление плоти и
жизнь, руководимую Духом Святым и благоустроенную в гармонии добродетелей.
И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны
дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят: все
народы приидут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.
И
пояху песнь Моисеи. По песни Моисея мы предполагаем, что здесь
воссылается Богу песнопение от оправданных до благодати под законом, а по песни
Агнца — что праведно пожившие на земле после пришествия Христова возносят Ему
непрестанное песнопение и благодарение за посланные им на род наш милости и
благодеяния, ибо к познанию Своему Он призвал чрез божественных апостолов все
народы.
И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на
небе. И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и
светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.
Здесь говорится о небесной скинии, по образу которой повелел Бог Моисею
устроить и земную скинию. Из этого храма вышли ангелы, которые в знак своей
чистоты, близости к краеугольному камню — Христу и светлости добродетелей одеты
в льняную одежду или в чистый камень, как говорится в некоторых списках. Они
опоясаны по персям золотым поясам в знак могущества своего, чистоты,
честности и полномочия в служении.
И одно из четырех животных дало семи ангелам семь золотых чаш, наполненных
гневом Бога, живущего во веки веков.
Семь ангелов приняли от четырех животных семь золотых чаш, преисполненных
гнева Божия, как говорится и у Иезекииля (5,13), и это означает, что ведение о
делании, как учит великий Дионисий, получается вторыми от первых.
И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его.
Дым указывает на страшный, ужасный и мучительный гнев Божий, который,
наполнив храм, постигает достойных его в день Суда, и прежде всего, покорившихся
антихристу и творивших богоотступные дела. Это подтверждается и дальнейшим, ибо
говорит:
И никто не мог войти в храм, пока не окончатся семь язв семи ангелов.
Г и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
ОТДЕЛ XVI
Статья сорок шестая
О том, что по излиянии первого фиала на отступниках сделались гнойные
раны
Из этого мы предполагаем, что святые до тех пор не получат жребия в небесном
Иерусалиме, священнодействия и покоя в храме Божием, пока гнев Божий не разлучит
праведных от грешников. Ибо сперва подобает окончиться наказаниям, которыми
воздается за грех заслужившим их, а потом уже святые будут вселены в вышний
град. Но не будет погрешности, если отнести каждую из язв к живущим на земле при
ее кончине. Бог по Своему человеколюбию, чтобы ослабить бесконечные будущие
муки, попускает и наводит в настоящей жизни карательные язвы на заслуживших или
чрез своих пророков Еноха и Илию, или чрез страдания от войн. Мы же будем молить
Господа, чтобы Он наказал нас, как Отец, и немучительно бичевал в Своем гневе,
ибо сказано:
нет целом места в плоти нашей от гнева Его (Пс. 37, 4),
чтобы, омывши свои оскверненные грехами ризы слезами покаяния и облекшись в
брачные одежды, нам взойти в чертог вечного веселия Христа, Бога нашего,
Которому всякая слава, честь.
И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и
вылейте семь чаш гнева Бо-жия на землю. Пошел первый ангел и вылил чашу свою на
землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих
начертание зверя и поклоняющихся образу его.
Фиал, как и чаша, употребляется здесь вместо наказу-ющего действия.
Когда он был вылит ангелом, появились гнойные раны, означающие скорбь,
происходящую в сердцах отступников и мучащую их, как бы сердечное нагноение,
потому что наказанные Богом посланными язвами не получат никакого облегчения от
антихриста, которого они признают за бога. Вероятно также, что и тела их будут
поражены от льстивого антихриста и отступника стрелами диавольского обольщения.
Статья сорок седьмая
Об излиянии второго фиала на находящихся в море
Второй ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и
все одушевленное умерло в море.
Неудивительно, что Божественная сила для обличения немощи антихриста и
легкомыслия обольщенных претворит чрез пророков Еноха и Илию море как бы в кровь
убитого и погубит в нем все живое, как некогда Бог сделал это чрез Моисея в
Египте (Исх. 7,19) для обличения упорства фараона и обнаружения Своего
могущества, чтобы верные утвердились, а неверные устрашились, видя тварь,
восставшую на них за почитание отступника. Правдоподобно и другое предположение,
что этим указывается на поражения в войнах при его пришествии, когда Гог и Магог
будут воевать друг с другом во всей вселенной и непокорившиеся ему цари будут
истреблены со всем войском, а по местам будут убийства; тогда море от морских
битв и убиваемых в них осквернится кровию, а также и реки обагрятся ею.
Статья сорок восьмая
О том, что от третьей язвы реки превращаются в кровь
Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И
услышал я ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был,
и свят, потому что так судил. За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты
дал им пить кровь: они достойны того.
Видно также и отсюда, что над стихиями поставлены, как сказано выше, ангелы,
из которых управляющий водами восхваляет Бога за то, что Он низвел на грешников
достойное наказание и дал кровь вместо питья обагрившим свои руки кровию святых.
Этим же указывается и на то, что многие из верных, удостоенные в то время
пророческого дара, будут убиты слугами диавола, или на то, что сообщниками
последних становятся отвергающие проповедь божественных пророков и оправдывающие
убиение их жестокосердными иудеями, как сказал о них и Господь, что,
строя
гробницы пророкам, они соизволяют их убийству (Лк. 11, 47-48).
И услышал я другого от жертвенника, говорящего: ей. Господи Боже
Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.
Жертвенникам иногда означается Христос, ибо в Нем и чрез Него
приносятся Отцу службы словесные и жертвы живые,
приносить которые мы научены
апостолом (Рим. 12,1; Евр. 13,15), а иногда ангельские силы, возносящие наши
молитвы и службы духовные, так как
они посылаются на служение для тех,
которые имеют наследовать спасение (Евр. 1,14). Итак, говорит он, из этого
жертвенника служебного слышался голос восхваляющего справедливый Суд Божий,
превысший всякого ума и слова. Из Евангелия мы знаем, что умные силы радуются и
веселятся о спасении обращающихся чрез покаяние, скорбят при совращении их с
пути истинного и благодарят Бога за наказание нарушителей заповедей Его, чтобы
они чрез то получили хотя отчасти прощение грехов. Принесем же и мы своим
обращением радость и веселие им, размышляя, что сопутствующий нам ангел Божий
поучает и руководит нас в наших действиях некоторым неизреченным словом, как бы
умом своим беседуя с умом нашим, радуется о внимающих его советам и скорбит о
преступающих их, как мы знаем это из душеполезных рассказов. Когда однажды некий
муж, объятый множеством грехов, входил в церковь, опечаленный и огорченный ангел
шел за ним издалека; он обещал обратиться, оставить прежнюю жизнь и исправиться
пред Подателем милости — и при выходе из церкви ангел его шел впереди, а прежде
радостный, но теперь посрамленный лукавый демон следовал далеко позади. Пусть
жизнь наша будет в Боге для посрамления бесов и веселия ангелов, чтобы,
торжествуя с ними
гласом рисования и славословия (Пс. 41,5),
возблагодарить нам за победу над лукавыми духами Христа, Бога нашего, Которому
подобает со Отцем и Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
ОТДЕЛ XVII
Статья сорок девятая
О том, что от четвертой язвы люди опаляются зноем
Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.
И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими
язвами, и не вра-зумились, чтобы воздать Ему славу.
Может быть, люди будут опаляемы и зноем чувственного солнца, когда
Человеколюбец Бог
обуздает Ему непокоряющихся уздою и удилами (Пс. 31,9),
чтобы обратить их к покаянию, хотя достигшие глубины зла и будут направляться
своею злою волею и разумом не к обращению, а к хулению. Но, может быть, солнцем
обозначается и течение дня, во время которого заслужившие наказание будут палимы
зноем искушений, чтобы возненавидели они чрез скорби виновника их — грех.
Однако, безумные, не сознаваясь в своем грехопадении, будут изощрять язык свой
против Бога, как и ныне некоторые, угнетенные притеснениями от варваров,
обвиняют Божественную благодать, что она попустила в такие бедствия род наш.
Статья пятидесятая
О том, что пятою язвою омрачится звериное царство
Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его
мрачно, и они кусали языки свои от страдания и хулили Бога Небесного от
страданий своих и язв своих, и не раскаялись в делах своих.
Фиал прольется на престол зверя, и это указывает, что гнев Божий обрушится на
царство антихриста, как не просвещенное солнцем правды.
Кусачие языка
указывает на силу болезни, которою будут поражены обольщенные им, которых Бог
поразит язвами, чтобы они, убедившись во лжи принимаемого ими за бога,
отвратились от обольщения. Но они обратятся не к покаянию, а к хулению. И если
это будет, то они будут вместе с последующими поражены градом величиною с
талант. И злые бесы, пользующиеся как орудиями человеческими телами и поражаемые
святыми, не перестают хулить наказывающих их. Нужно рассмотреть и то, что мы
должны думать о нечестивых, мучимых в геенне огненной: будут ли они этим
наказанием совершенно удерживаться от своего зла, так что и своим умом и мыслями
отвратятся от него, или же только будут удержаны от выполнения своих лукавых
помыслов, подобно злодеям, находящимся в темницах и оковах и удерживаемых от
наветов на других не расположением души, но необходимостью? Я, слыша о вечных
мучениях, не могу не верить тому, кто говорит это, но, зная о постоянной милости
и благости Бога, думаю и убежден в том, что Он никогда не стал бы угрожать
вечными мучениями и предавать на них достойных их, если бы видел, что осужденные
покаются и возненавидят зло, которое они избрали добровольно, ибо они муку
приемлют за него добровольно, а не по необходимости. И если Он по молитве Моисея
щадил и освобождал от наказания фараона, хотя и знал, что тот смягчится только
на время казней, а после снова ожесточится, то тем более Он освободил бы этих,
если бы видел, что огнем они очистятся, как золото, которое всегда приводят в
пример в этом случае. Но нечистота пристает к золоту, как к веществу бездушному;
к существам же разумным она приходит по желанию, или, лучше, в них самих и
зарождается. Поэтому те, которые в благости, предведении и силе Божией видят
препятствие для вечности мучений, пусть вспомнят и о правосудии Божием,
определяющем каждому по его заслугам, и пусть не думают о каком-либо изменении
определения Божия. Если же не хотят этого, то, чтобы не противоречить себе,
пусть обвиняют и земных царей. Ибо те знают ведь, что не все участвующие,
например, в бою, или борьбе, или в конских бегах будут победителями, но будет
увенчано только по одному за каждый вид состязания, и тем не менее на ристалище
допускаются все. И что ристалище для состязающихся, то и поступление в мир для
людей, потому что родиться или нет зависит не от нашей власти, а подвиги и
победа над демонами, чтобы достигнуть вечного блаженства,— от нас. Поэтому-то
побежденные грешники будут бесполезно раскаиваться и плакать: по словам псалма,
во аде кто исповедается? (Пс. 6,6), ибо осужденным не помогает, как
теперь, сила Святого Духа. И
рассекутся они, говорит Господь,
полма
(пополам.—
Ред.), отделившись от отвергнутого ими Животворящего Духа.
Мы думаем, что это же указывается и следующим псаломским изречением:
не
оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не
простерли рук своих к беззаконию (Пс. 124, 3), так как их жизнь не может
быть смешиваема не только по различию образа и характера, но и по твердости и
постоянству, чтобы примесь худшего не раздражала их воли ко греху и не умалила
радости слабостию тела и страхом наказания, но чтобы они были непоколебимо верны
Богу. И чтобы поговорить об обещанном, мы переходим по порядку дальше.
Статья пятьдесят первая
О том, что шестым фиалом открывается путь чрез Евфрат царям от восхода
солнечного
Шестой ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат, и высохла в ней вода,
чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.
По попущению Божию река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход царям
языческим для истребления друг друга и людей, которые, как мы думаем, поднимутся
из скифских пределов — места Гога и Магога, как об этом Откровение говорит
дальше. Но, может быть, и антихрист, происходящий из евреев, из восточной части
земли персидской, где колено Даново, с другими царями и вельможами,
наследовавшими царское имя, перейдет Евфрат и наведет на людей смерть души и
тела: на одних — за их терпение и веру, на других же—за слабость и недостаток
мужества.
И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех
духов нечистых, подобных жабам.
Упоминая о трех нечистых духах, вышедших из троих, он показывает, что говорит
отдельно о диаволе как о змие, об антихристе как о звере, и о лжепророке как
отличном от них. От них, говорит он, происходят три жабоподобных по своей
ядовитости, нечистоте, скверне и наклонности к нечистым удовольствиям лукавых
духа. По повелению диавола, антихриста и лжепророка, означенному здесь под видом
уст, они будут показывать людям ложные знамения и чудеса, как мы увидим
дальше.
Это суть бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли и
всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога
Вседержителя.
Ложные знамения, совершаемые демонами, побудят уверовавших в них на брань
против дня Бога, великого и пресветлого, Судии живых и мертвых. В этот день,
побежденные совершенно, они будут бесполезно оплакивать свое прежнее
заблуждение.
Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не
ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место,
называемое по-еврейски Армагеддон.
Бодрствовать и хранить одежды означает быть бодрственным и непрестанно
заботиться о добрых делах, служащих одеждою для святых; не имеющий ее будет
посрамлен, как обнаженный и преисполненный срамоты.
Армагеддон означает
рассечение, или убийство. Собранные диаволом и приведенные на это место народы
будут избиты, ибо он утешается человеческою кровью. Отсюда ясно, как пагубно
лишение риз добродетели, так как мы знаем и из евангельской притчи, что не
имевший их был низвер-жен из чертога (Мф. 22, 13), а также и из слов апостола,
когда он, рассуждая о нетлении, говорит:
аще точит и облекшеся, не наш
будем (2 Кор. 5,3) от добрых дел. Будем же поэтому усердно умолять Господа
нашего, чтобы Он омыл здесь одежды души нашей, дабы, по слову псалма, нам
убедиться паче снега (Пс. 50, 9) и не услышать:
друже, како вшел ecu
семо не имым одеяния брачна и не быть брошенными со связанными ногами и
руками во тьму кромешную (Мф. 22,12-13), но чтобы, имея во всякое время белые
одежды, по премудрому Соломону, и нося светлые светильники сострадания и
добродетельной жизни, взойти нам в небесный чертог вместе с Христом, чистым и
непорочным Женихом душ наших. Ему со Отцем и Святым Духом слава подобает, честь
и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
ОТДЕЛ ХVIII
Статья пятьдесят вторая
О том, что чрез седьмую язву будет на людей град и землетрясение
Седьмой ангел вылил чашу свою на воздух, и из храма небесного от престола
раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и
голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди
на земле. Такое землетрясение! Так великое!
Раздался с неба ангельский голос, то есть совершилось Божественное повеление.
Голоса, молнии и громы, наподобие звучавших на Синае при явлении Божием,
означают ужасающую силу того, что будет совершаться на земле во время второго
пришествия Христова.
Землетрясение указывает на перемену существующего,
по словам апостола:
еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небам
(Евр. 12,26).
И город великий распался на три части, и города языческие пали.
Мы думаем, что этот город, великий не по величине и числу зданий, но
древнейший и великий по благочестию, есть Иерусалим, возвеличенный пред городами
языческими и отличенный от них страданиями Христа.
Разделение его на три
части указывает на христиан, иудеев и самарян, живущих там, или означает
разделение жителей на твердо верующих, осквернивших свое крещение и, иудеев,
совершенно не послушавшихся проповеди, на безудержное и дерзкое исполнение
последними своих похотливых желаний и низвержение их со своего места. И теперь
из боязни благочестивых царей иудеи и самаряне притворяются принадлежащими к
нам, не осмеливаясь открыто обратиться к своей ереси и скрывая свои убеждения,
как будто и они истинные христиане и носят одно имя с нами. Но когда усилившиеся
искушения обличат их, тогда произойдет разделение людей на благочестивых,
нечестивых и грешников и все пойдут каждый к единомышленникам и к согласной с
ними секте.
Падение городов языческих указывает на их разрушение или на
прекращение язычества с пришествием Царства Божия, которое, по Даниилу,
унаследуют святые (Дан. 7,
27).
И Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости
гнева Его.
Вавилон же великий, увлекшийся собственными житейскими заботами, и жители
его, величающиеся своим богатством, как бы из забвения явятся на память Божию и
за свои нечестивые дела и попирание правды испиют чашу гнева Божия.
И всякий остров убежал, и гор не стало.
Под островами мы должны разуметь, по Священному Писанию, церкви, а под
горами — начальствующих в них. При наступлении всего вышепредсказанного они
побегут, как говорит Господь: сущие на востоке побегут на запад, и сущие на
западе — на восток. Будет 6о тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира
доселе, ниже имать быти (Мф. 24,21), когда не только от антихриста в муках за
Христа, но и в бегстве, в горах и пещерах, куда они побегут из городов, чтобы
сохранить благочестие, люди будут терпеть бедствия и нечестия, одни в наказание
за свои грехи, а другие для испытания в добродетели.
И град, величиною в талант, пал с неба на людей, и хулили люди Бога за
язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.
Град, падающий с неба, означает гнев Божий, сходящий свыше. То же, что
этот град величиною с талант, означает полноту гнева за тяжкие грехи людей; в
подобном же смысле было видение и пророку Захарии (Зах. 5,7). От этого града
поражаемые обратятся не к покаянию, а к богохульству, и это свидетельствует об
их сердечном ожесточении, в котором они уподобятся фараону. Ожесточение это даже
будет более фараонова, ибо тот все же несколько смягчался от казней и сознавал
свое нечестие, а они и во время наказаний будут хулить Бога.
Статья пятьдесят третья
Об одном из семи святых ангелов, показавшем блаженному Иоанну разрушение
города блудницы, и о семи главах и десяти рогах
И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал
мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блуднипею, сидящею на водах многих.
С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на
земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере
багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью
рогами.
Блудницею некоторые считали древний Рим, как расположенный на семи холмах; а
семью рогами зверя, на котором она сидела, — семь самых нечестивых царей,
преследовавших Церковь, от Домициана до Диоклитиана. Но мы, чтобы согласоваться
с последовательностью происходящего, думаем, что под блудницею вообще нужно
понимать земное царство, представляемое как бы в одном теле, или же город,
который будет господствовать над другими до антихриста, потому что древний Рим
уже потерял свою власть, разве только предположить, что она к нему вновь
вернется. Но если допустить последнее, то останется без объяснения город,
господствующий ныне, ибо апостол говорит: к
жена, юже видел ecu, град есть
великий, иже имать царство над цари земными (Аток. 17,18). Но мы об этом,
если даст Бог, будем говорить дальше. Теперь же разъясним, что нужно понимать
под
пустынею, в которую тайновидец был приведен духом. В духовном смысле
мы считаем пустынею вообще всякий город или человеческое общество, ненавидимое
Господом за душевное ослепление, прелюбодеяния и другие пороки. Но можно
понимать это и иначе, а именно, что апостол Иоанн видел и созерцал запустение
этой блудницы, которая представлена под образом женщины, чтобы показать ее
наклонность и слабость ко греху.
Она сидела на звере багряном, потому что
своими злыми делами она как бы почивает на диаволе, который радуется убийству и
крови, и чрез свои богохульства становится как бы помощницею отступника.
Багряность зверя указывает на жестокость его и склонность к убийству. Что
значит семь голов и десять рогов, об этом, с Божьей помощию, мы узнаем из
дальнейших слов ангела.
И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными
камнями и жемчугом.
Облечена жена в багряницу и порфиру — символы и признаки власти над
всеми; поэтому же она украшена и драгоценными камнями и бисером.
И держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотами
блудодейства ее.
Чаша указывает на сладость зла пред его вкушением, а золото — на
заманчивость его. Об Иове сказано, что он
пил поругание, как воду (Иов.
34,7), так и здесь обозначается, что жена делает злое не для насыщения, а по
стремлению к гибели. Поэтому-то она и
исполнилась мерзостями, которыми
питается грехолюбивое общество, упиваясь как сладким питьем грехом и блудным
осквернением.
И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и
мерзостям земным.
Начертание на челе свидетельствует о бесстыдстве неправды,
исполненности грехом и о сердечном смущении; она
мать, потому что в
подначальных ей городах руководит душевным блудодеянием и побуждает на мерзкие
пред Богом беззакония.
Статья пятьдесят четвертая
О том, как истолковал ему ангел виденную тайну
Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых,
и, видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне ангел: что ты дивишься? Я
скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять
рогов.
Названия городам даются в Священном Писании, как это можно видеть из многих
мест его, сообразно их жизни и делам. Поэтому-то древний Вавилон назван
веселящейся (то есть увеселяющейся своим блудодейством) блудницею,
повелительницею чародеев и волхвов, и об Иерусалиме сказано:
лице жены
блудницы быстъ тебе (Иер. 3, 3), а в послании Петра древний Рим называется
Вавилоном (1 Пет. 5, 13). Но, конечно, правильнее всего Вавилоном называется
город, бывший в силе при персах, а потом и всякий другой город, увеселяющийся
кровью и убийствами. Евангелист и ужаснулся, увидя один из таких городов, но
узнал от ангела, что этот город — владыка мира — при кончине будет наказан за
беззакония, какой бы город мы под ним ни подразумевали: персидский ли, или
получивший древнюю власть Рим, или новый какой, или вообще мировые царства, по
своему характеру принимаемые за одно. Ибо все они полны прегрешений и обагрены
кровью святых, хотя и неодинаково — одни больше, другие меньше. Кто, например,
измерит кровь мучеников со времени Диоклитиана или замученных в персидской
земле? О том же, что было, например, при Элиане, или о гонениях на христиан от
ариан в новом Риме читающие могут знать из истории.
Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в
погибель.
Этот зверь есть сатана, умерщвленный Крестом Христовым; он снова оживет при
кончине мира и ложными знамениями и чудесами антихриста будет пытаться
низвергнуть Крест. Он действовал до Креста, а теперь нет его, ибо он обессилен
страданиями Спасителя и лишен своего владычества над народами, которое он имел
над ними чрез их идолослужение. Выйдя при кончине мира из бездны или из того
места, куда он был заключен по своем осуждении и куда бесы просили Христа не
посылать их, а лучше ввергнуть в стадо свиное, он явится в мир. Или же он явится
из настоящей жизни, которая иносказательно тоже называется бездною по причине
глубины греховной и волнения страстей на житейском море. Отсюда же выйдет и
антихрист — орудие сатаны для уловления людей, за что и будет осужден на
погибель в будущем веке.
И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни
от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.
Те, которых имена не написаны в книге вечно живущих и не угадавшие антихриста
по Христовым предсказаниям, удивятся пришествию зверя и его ложным чудесам,
удивятся, не понимая, почему он получил прежнюю власть снова.
Здесь ум, имеющий мудрость.
Мудрость духовная нужна, чтобы понять то, о чем сказано духовно.
Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. И семь царей.
Мы думаем, что семь глав и семь гор указывают на семь мест, которые
превосходили прочие своим могуществом и силой и в которых в разные времена
основывались мировые царства. Первое из них есть царство ассирийское, второе —
владычество мидян в Экбатанах, царь которых Арбак, согласно истории, убил
ассирийского царя Сарданапала; потом Навуходоносор утвердил царство халдейское в
Вавилоне, а Кир, поразив это царство, восстановил в Сузах персидское. Александр
Македонский разрушил его и основал македонское. После этих царств в древнем
Риме, после его первых царей и консулов, при Кесаре Августе, сделалась мировою
Римская империя, которая и поддерживалась своими нечестивыми царями до Великого
Константина. Точно так же нужно понимать и семь царей, а различие рода слов
главы, горы и цари не должно препятствовать их одинаковому толкованию. Ибо в
Священном Писании нередко имена приводятся совершенно безразлично—мужские вместо
женских, и наоборот, например: Ефрем — юница бодомая, а в другом месте: Ефрем —
голубь не имый сердца (Ос. 10,6; 7,11), и по апостолу Богослову: трие суть
свидетельствующий на земли, дух, и вода, и кровк и трие во едино суть (1 Ин.
5,8), и по Соломону: козел, петух и царь, говорящий народу (Притч. 30, 31-32).
Таким образом, семь голов означают города, семь гор — семь состояний, когда они
по временам превосходили другие местности земли не населением, но славою, а цари
подобным же образом означают или места прославленные, как местопребывания царя,
или же первых царей в каждом из упомянутых мест, именами которых и называются их
царства. Именно: именем Нина — ассирийское царство, Арбака — мидийское,
Навуходоносора — вавилонское, Александра — македонское, Ромула — древнеримское и
Константина — новоримское.
Из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет,
недолго ему быть.
Блаженный Ипполит разумеет под именем пяти царей, павших из числа семи, века,
из которых пять прошло, шестой, в который и было это видение апостолу,
продолжается теперь, а седьмой еще не наступил и когда наступит, то будет
краток. А если, согласно блаженному Ири-нею, созданы семь дней, семь небес и
семь чинов ангельских, имеющих власть над другими, то, принявши это мнение,
нужно согласиться и с нашим толкованием, что семь царств — это бывшие от
создания мира доныне; пять из них уже погибли, шестое, в которое было это
откровение, было в древнем Риме, а седьмое, еще не наступившее, будет в Риме
новом. Было бы хорошим объяснением считать владычество всемирного Вавилона за
непрерывное царствование одного города вплоть до пришествия антихриста, а
последнее царство — за мучительство антихристово, которое будет продолжаться
неделю по сравнению с предшествовавшими царствами, владычествовавшими до пятисот
и тысячи лет. Кроме того, всякое временное число лет вообще ничтожно по
сравнению с будущим бесконечным Царством святых.
И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и
пойдет в погибель.
Зверь — антихрист; он называется восьмым, потому что восстанет для обольщения
людей и опустошения земли после семи царств; он от семи, потому что выйдет от
одного из этих царств. И он придет как царь римский, а не от кого-либо из
упомянутых народов, на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам
пойдет в геенну.
И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не
получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.
Десять рогов, предшествующих антихристу, из которых один искоренил трех, а
остальных покорил себе, видел и Даниил. Один час означает или краткость времени,
или одну часть года, то есть три месяца, после которой цари покорятся
антихристу, как своему господину.
Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести
брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь
царей; и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные.
Сии едину валю имут. И верно, потому что никто не может служить двум
господам (Мф. 6, 24). Поэтому единомышленники во злом и подчинившиеся антихристу
и сопротивляются истинному Христу. Но Агнец Божий, закланный ради нас, победит
их и дарует Свое Царство избранным, поскольку и по воплощении у Него осталось
Царство и господство над всеми.
И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и
народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии
возненавидят блудни-цу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее
в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну
волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий. Жена же,
которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.
И глагола ми: воды, яже ecu видел, идеже любодейца седит, людие и народи
суть, и племена и языуы. Так как эти слова объяснил ангел, то излишне
подробно говорить о них. Но для меня кажется удивительным, как это враг и
мститель диавол поможет подчиненным ему десяти рогам восстать и вооружиться на
любящего добродетели Христа, Бога нашего, и опустошить многолюдный город,
обольщенный им и отступивший от заповедей Божиих, а затем насытиться его кровью,
как зверь. Удивляюсь и тому, как он, для которого опустошение служит радостию и
убийство людей — пищею, распри и несогласия — утешением, даст согласие свое
десяти рогам отступническим? Но предположение, что жена есть великий город,
властвующий над царями земными, делает правдоподобным предсказание о страданиях
тогдашнего мирового царства. Да избавит нас Бог от испытания этих бедствий и да
вселит нас в град горний — Иерусалим небесный, в котором, как говорит апостол,
Он Сам все и во всех, когда упразднит всякое начальство (отступническое), власть
и силу, а служащих ему с верностию посадит с Собою и послужит им, то есть
усладит их благами, уготованными им от сложения мира. Да сподобимся этого
услаждения и мы во Христе, нашем Спасителе и Искупителе; Ему же со Отцем слава и
держава вместе со Святым и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
ОТДЕЛ XIХ
Статья пятьдесят пятая
Об ином ангеле, возвещающем о падении Вавилона, и о небесном голосе,
повелевающем бежать из города и отложить приятное, что имели прежде
После сего я увидел иного ангела, сходящего с неба и имеющего власть
великую. Земля осветилась от славы его.
Указывается на светлость небесных сил и их чистоту, превосходящую много
сияние звезд и светил.
И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая
блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу,
пристанищем всякой нечистой и отвратительной птипе, ибо яростным вином
блудодеяния своего она напоила все народы.
Подобное же пророчествовал и Исаия о Вавилоне, столице халдеев, взятой Киром
и персами, что он будет в запустении и наполнится зверями и нечистыми духами
(Ис. 21,9), ибо зверям и нечистым духам по человеконенавистничеству свойственно
стремление в пустыню в силу Божественного Промысла, освобождающего людей от их
вреда. Этот Вавилон напоил народы вином своего блудодеяния, потому что был их
руководителем во всяком преступлении закона и посылал за дары подчиненным ему
юродам в лице начальников и правителей врагов правды и истины.
И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой
роскоши ее.
Этот город вследствие избытка своего неправедного богатства, пребывая в
роскоши, гордости и пренебрежении к излишнему, сам был причиною обогащения
земных купцов.
И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы
не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее. Ибо грехи ее дошли
до неба, и Бог вспомянул неправды ее.
Изыдите из нея, людие Mm. Как и Лоту говорил в Содоме:
спасая
спасай душу твою (Быт. 19, 17), и у Исаии:
изыдите отсюду и нечистоте не
прикасайтеся, изыдите из среды его (Ис. 52, 11), так и здесь говорится,
потому что нужно избегать сожительства и пребывания вместе с оскорбляющими Бога.
Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в
чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько
славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей.
Воздадите ей сугубо по делам ея. Это говорится или к неповинным,
претерпевшим много зла от правителей того города, потому что они своим терпением
скорбей служат причиною большего наказания своих мучителей, или же этими словами
указывается на переход к другим лицам, то есть от наказываемых к наказывающим
святым силам, которые из-за любви к Богу и обиды, нанесенные рабам Его, считают
за собственные. Чаша называется
сугубою или потому, что грешники и
нарушители закона подвергнутся страшному наказанию в жизни этой и будущей, или
что вместе будут мучиться душа и тело их, у которых общие деяния, или же потому,
что наказания за грехи будут не только внешние, но и внутренние, в виде
угрызений совести.
Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова, и не увижу
горести!
И рыдания не имам видети. Ибо как благодушествующим и живущим в славе,
которые забыли страх Божий, свойственно говорить:
не подвижуся во век
(Пс. 29,7), так же говорит о себе и этот город.
За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет
сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.
Един день указывает или на внезапность и краткость времени, когда от
меча, голода и язвы на этот город сойдет плач, разрушение и сожжение огнем, или
же на течение того дня, в который пострадает этот город по предсказанному. Когда
враги завладевают городом, то бывает достаточно одного дня, чтобы причинить
побежденным всякого рода притеснения и многоразличные виды смерти. А Бог
всемогущ как для того, чтобы спасти благоугодивших Ему, так и для того, чтобы
наказать нераскаянных грешников.
И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и
роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха
мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий, ибо
в один час пришел суд твой!
Мы думаем, что
царями земными называются начальники, как и Псалмопевец
сказал об Иерусалиме:
се, князи его собрашася (Пс. 2, 2). Он говорит о
них, отступивших от Божественных заповедей, что они восплачут, видя или слыша об
опустошении его и сожжении и ужасаясь внезапно случившемуся в столь короткое
время.
И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто
уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных, и жемчуга,
и виссона и порфиры, и шелка и багряницы.
Ибо излишне будет покупать и злоупотреблять этим, когда живущие в могуществе
и пресыщении погибнут.
И всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и
всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и
мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец.
После этих слов нужно разуметь: никто не покупает. А мы должны рассудить и
подумать, какому городу обычна торговля этими предметами и какие люди
обыкновенно стараются приобретать излишнее для неумеренного наслаждения.
И коней и колесниц, и телес.
Употребление коней, колесниц и тел тоже, говорит, излишне.
Колесницы —
это всякого рода экипажи, потому что латинское слово
redium означает
повозку. Из родительного падежа множественного числа этого слова и вышло в
сокращении греческое слово
редан.
И душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и
все тучное и блистательное удалилось от тебя, ты уже не найдешь его.
И душ человеческих. Не будешь, говорит, обращать в рабство свободных,
торговать душами человеческими, и не вернется к тебе наслаждение прежним блеском
и довольством.
Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений
ее, плача и рыдая, и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и
порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом! Ибо в
один час погибло такое богатство.
Горе, горе, град великий. Указывается на страдания этого Вавилона,
плачем о котором обращается внимание на величину несчастий и злоключений,
которыми он будет наказан после прежней гордости царским достоинством.
И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все
торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой
город подобен городу великому? И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и
рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все,
имеющие корабли на море! Ибо опустел в один час.
Имущий корабли в море. В переносном смысле
морем, может быть,
называется настоящая жизнь, подвергающаяся постоянным волнениям, а
купцами
— плавающие в житейском волнении подобно рыбам. Но возможно и то, что этот
пострадавший город, находясь недалеко от обыкновенного моря, причинит своим
разрушением горе плавающим на нем, от которых он раньше покупал все. И купцы
всемирного Вавилона, то есть
смешения, должны также пострадать при
кончине мира и скорбеть безутешно о жизненных удовольствиях, которых они будут
лишены, и от укоров своей совести.
Веселись о сем, небо и святые апостолы и пророки, ибо свершил Бог суд ваш
над ним.
Небо означает ангелов и святых, живущих на нем. Апостолам и пророкам
повелевается веселиться с ними, ибо отомщено обидчикам и притеснителям за
бесчестие проповедников между жителями этого города чрез преступление ими
заповедей Божиих или за избиение служителей слова Божия властителями земли. Так
были иудеями избиты пророки, язычниками — апостолы за свою к ним проповедь.
Радуются они наступлению наказаний не злобно, а по своему пламенному
желанию прекращения греха, чтобы служащие ему чрез эти наказания в будущей жизни
подверглись меньшим мучениям.
И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в
море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже
не будет его; и голоса играющих на гуслях и поющих и играющих на свирелях и
трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого
художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и
свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже
слышно в тебе, ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в
заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на
земле.
Как
жернов погружается в море, так же быстро произойдет и падение
Вавилона; оно будет так внезапно, что после него не останется никакого признака,
на это указывает исчезновение играющих на свирелях, гуслях и т.п. Причиною этого
является то, что своим сладкопением и волхвованиями город этот прельстил все
народы и был приятелищем крови пророков и святых. Все это, вероятно, указывает
на нечестивый Вавилон персидский, ибо в разные времена и до настоящего времени
он пролил кровь многих святых и увеселялся, прельщая других волхвованиями.
Поэтому будем желать и молиться, чтобы этот город получил указанное возмездие за
гордость против Христа и его рабов. Но, как мы думаем, этому несколько
противоречит мнение древних учителей Церкви, которые относили эти предсказания к
Вавилону римскому, потому что у Рима, четвертого зверя, были десять рогов, из
которых высший искоренит три, а другие подчинит себе, и явится как римский царь
будто бы для того, чтобы усилить и восстановить их власть, а на самом деле,
чтобы совершить окончательное опустошение. Поэтому правдоподобно будет мыслить и
тот, кто будет понимать под ним, как сказано раньше, мирское царство,
владычествующее как бы в одном теле от начала доныне и пролившее кровь
апостолов, пророков и мучеников. Ибо говорят:
одно войско и
один
город, хотя лица, из которых они состоят, переменяются; так и царство называется
одном, несмотря на его разделения и распределения по многим местам в
разные годы.
Статья пятьдесят шестая
О песнопении святых и троякой "аллилуия", которую они поют при разорении
Вавилона
После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа,
который говорил: Аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо
истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая
растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И
вторично сказали: Аллилуйя! И дым ее восходит во веки веков. Тогда двадцать
четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле,
говоря: аминь! Аллилуйя!
Аллилуйя означает Божественное прославление;
аминь же — истинно, да
будет. Это воспевается ангельскими силами вместе с святыми людьми
три
раза Триипостасному Богу — Отцу, Сыну и Святому Духу, Который отомстил за
кровь рабов Своих, пролитую Вавилоном, и наказанием жителей его прекратил грех.
Слова и
дым ее восхождение во веки веков указывают или на то, что
наказания не будут забыты, или наказанные будут за это мучиться в будущем в
меньшей мере.
И голос от престола исшел говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и
боящиеся Его, малые и великие.
Престал Божий — херувимы, повелевающие воспевать Его великим и малым в
добрых делах, соразмерно с силою каждого. Я думаю, что умершие младенцы, малые
по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять
Творца нашего Бога.
И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как
бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог
Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил
брак Агнца.
Глох народа и вод многих и громов — означает звучность песнопений
ангельских и всех небесных сил бесчислен
ных, как их некогда разумели под
водами, яже превыше небес (Пс.
148,4). С ними же поет славу Богу весь собор праведных Господь Иисус Христос
чрез Свое человеколюбие воцарился над всеми, которыми раньше обладал, как
Творец. Он будет царствовать со властью, как Царь и Судия.
Брак Агнца
означает союз Церкви со Христом, которого божественные апостолы были
устроителями, даровав Церкви духовное обручение, потому что некогда она получит
обручение истинное.
Статья пятьдесят седьмая
О таинственном браке и о вечери Агнца
И жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и
светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне ангел: напиши: блаженны
званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова
Божий.
Виссон указывает на светлость добродетелей, в которую одета Церковь, на
тонкость в ведении и высоту размышления и созерцания Божественных оправданий.
Вечеря Христова — торжество верных и радость их, которую унаследуют
блаженные в вечном чертоге вместе со Святым Женихом непорочных душ:
неложен
6о есть обещаеый. Благ будущего века, превосходящих всякий ум, великое
множество; поэтому они называются многоразличными именами: иногда —
Царствам
Небесным за его славу и честность, иногда —
раем за неоскудевающую
трапезу наслаждений, иногда
лоном Авраама за успокоение в нем почивших,
иногда же
чертогам брачным за бесконечное веселие и ради чистого,
неизреченного и истинного соединения Бога со Своими рабами и ради союза,
превосходящего телесное общение, как свет и миро отличаются от тьмы и зловония.
Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не
делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово.
Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.
Ни, клеврет ти есмь. Божественный ангел говорит: не кланяйся мне как
предсказателю будущего, ибо исповедание Христа и свидетельствование о Нем
внушается духом пророчества. Это же можно понимать и так: и пророчество было для
того, чтобы возвестить свидетельство Христово и засвидетельствовать веру святых,
а поэтому кланяйся не мне, своему сослужителю, но Тому, Кто имеет власть над
всеми. Отсюда же мы узнаем о смиренномудрии ангелов, которые Божественной славы
не присваивают себе, как это делают демоны, а относят ее ко Владыке. Будем же и
мы, преуспевая друг перед другом в смиренномудрии, исполнять слово Божие:
научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам
вашим (Мф. 11.29), чтобы получить успокоение в веке будущем, где всех
веселящихся жилище, чуждое всяких болезней, печали и воздыхания, как озаренное
светом Христа, Бога Нашего. Ему со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава,
честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
ОТДЕЛ XX
Статья пятьдесят восьмая
О том, что евангелист видел Христа на белом коне вместе со святыми
ангелами
И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется
Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень
огненный, и на голове Его много диадим.
Отверстое небо означает пришествие Христово, последующее с неба, подобно как
у земных царей поднятие занавесов предшествует приговору и осуждению виновных.
Белый конь указывает на светлость святых, восседая на которых, Он будет
судить народы, испуская огненный пламень из Своих огненно-пламенных очей, то
есть всевидящею силою Своею просвещающий, а не опаляющий праведников и
пожирающий грешников.
Мнози венцы указывают или на власть Его над всем
земным и небесным, как ни много на небе чинов ангельских и на земле соборов и
престолов святых, или на победу Его над грешниками и по долготерпению Своего
домостроительства, по слову Давида:
победиши, внегда судити ти (Пс. 50,
6).
Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
Неизвестность имени означает непостижимость существа Его, ибо Он имеет
много имен по Своему домостроительству нашего спасения, а именно: Благий,
Пастырь, Свет, Солнце, Жизнь, Правда, Искупление, Святыня, как и отрицательные
(то есть отрицающие недостатки и ограничения, свойственные конечному тварному
бытию—
Ред.): Нетленный, Бессмертный, Неизменный, Невидимый, а по
существу Своему имени не имеет, так как Он непостижим и ведом лишь Самому Себе с
Отцем и Всесвятым Духом.
Он был облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие.
Одеждою Слова Божия служила Его нетленная и пречистая плоть,
обагренная во время страданий Его честною кровию. Это подтверждает и сказанное
ранее. Почему Неимеющий имени и никому Незнаемый здесь называется Словом? Или
для указания на Его Сыновнюю Ипостась и бесстрастное рождение от Отца, подобно
как наше слово происходит от нашего ума, или на то, что Он в Себе заключает
разумное оправдание всего существующего, или же потому, что Он есть
Провозвестник силы и премудрости Отца.
И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон
белый и чистый.
Воинства небесные идяху в след Его — это силы небесные, отличающиеся
светлостию добродетелей и высотою разумения и удостоенные крепкого и тесного
единения со Христом.
Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их
жезлом железным, Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
Оружие означает наказание, которое постигает нечестивых грешников по
праведному Суду повелением из уст Божиих. Они будут Им пасомы несокрушимым
жезлом вечных мучений для пресечения их нечестия, чего не испытают святые, ибо,
по слову Псалмопевца,
не оставит Господь жезла нечестивых над жребием
праведных (Пс. 124,3). Он топчет точило ярости, потому что Отец Сам
никого не судит, но Ему как Человеку предоставил Суд, который Он имел от
начала по существу, как Сын.
На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь
господствующих.
Имя
Царя царей указывает на нераздельность естеств по воплощении,
когда Он пострадал плотски, будучи Богом, и, будучи Человеком, есть Царь царей,
то есть царствующих над страстями, Господь господ, то есть получивших власть над
грехом при содействии Христа, Господь тех, кто получит Царство в будущем веке.
Статья пятьдесят девятая
Об антихристе и о вверженных вместе с ним в геенну
И увидел я одного ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким
голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба.
Мы считаем этого ангела одним из высших, потому что он повелевает другим
радоваться наказанию грешников и прекращению греха.
Птицами — ангелы
называются ради высоты и быстроты своего полета для нашего исправления и
научения, ибо исполнение воли Божией служит для них пищею, в чем они подражают
Христу. Они
парят посреде неба, чтобы открыть доступ на него к
предсказанному веселию и святым, ибо их ходатайства служат как бы ступенью для
восхождения снизу на небо. Поэтому ими же святые
будут восхищены в сретение
Господне (1 Фес. 4, 17).
Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей,
трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех
свободных и рабов, и малых и великих.
Приидите и соберитеся на вечерю великую Божию. Всесильное желание
Божие, называемое
благоволением и вожделенною его вечерию, состоит в том,
чтобы
все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4),
обратились и живы были (2 Пет. 3, 9) и чтобы заслужившие наказания
получили его. Христос называл
брашном (духовной пищей.—
Ред.) волю
Отца Своего (Ин. 4,34), а здесь она называется вечерию Божиею, потому что люди
получат, что хотел каждый получить за дела свои — награду или наказание.
Снедение плоти означает уничтожение всего плотского, исчезновение
начальников земли.
Кони упоминаются не потому, что и они тоже воскреснут
и будут судимы, а для указания на людей женонеистовых, порабощенных лукавством.
Всадники означают возлюбивших злое, что и поясняется словами:
свободных и рабов, малых и великих, потому что свободными и великими
называются здесь нагрешившие много и по своей воле, а рабами и малыми —
согрешившие менее или по неразумению, возрасту и нужде.
И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться
с сидящим на коне и воинством Его.
За многообразие грехов воинствующих вместе с диаволом он называет воинствами,
хотя они и составляют меньшую часть по сравнению с ангельскими силами и святыми,
а последователей Христа за единодушие их в стремлении к угождению Богу
воинством, то есть в единственном числе.
И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним,
которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его
изображению.
И ят быстъ зверь и с ним лживый пророк. Они противились Христу с
покорными им царями и князьями, но, будучи побеждены оба - антихрист и
лжепророк, творивший чудеса для более успешного принятия обольстителя, были
наказаны гневом Божиим.
Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою.
Может быть, они избегнут общей смерти, но, умерщвленные
во мгновение
ока, осуждены будут в геенну огненную, на смерть вторую. Как на Суд пойдут
оставшиеся в живых, о которых апостол говорит, что они
вдруг, во мгновение
ока, изменятся (1 Кор. 15, 52), так, наоборот, эти оба противника Бога
перейдут прямо не на Суд, но во осуждение. На основании слов апостола, что
антихрист
будет убит духам уст Божиих (2 Сол. 2,8), и мнения одного
учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые понимают это иначе.
Но мы утверждаем, что живые суть те, которых ублажает Даниил, а эти два, по
отнятии Богом их власти, в неподвергающихся тлению телах будут брошены в геенну
огненную, что и будет для них смертию и убиением по Божественному Христову
повелению.
А прочие убиты мечом сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы
напитались их трупами.
Есть две смерти: одна — разлучение души с телом, а другая — ввержение в
геенну. Прилагая это к восставшим на Бога вместе с антихристом, мы предполагаем,
и не без основания, что им будет нанесена первая смерть — телесная — мечом, или
повелением Божиим, а потом уже их постигнет и вторая. И это справедливо. Если же
не так, то они вместе со своими обольстителями будут участниками вечных мучений
— второй смерти.
Насыщение плотию нужно понимать здесь, как и ранее. Как
Бог говорил чрез Исаию грешникам:
бысте ми в сытость (Ис. 1,14), так же
неприятно и мерзостно для святых Его всякое плотское желание.