1..
2..
3..
4..
5..
6..
7..
8..
9..
10..
11..
12..
13..
14..
15..
16..
17..
18..
19..
20..
21..
22
11. А на следующем стихе громко вскрикивал я криком из глубины сердца
моего: "О! в мире! о! в Нем Самом!" что значат Его слова: "Усну и вкушу
покой?" Кто воспротивится нам, когда исполнится написанное: "Поглощена
смерть победой?" и Ты есть Сущий и не меняешься; в Тебе покой, забывающий о
всех трудах, и нет с Тобой никого, кроме Тебя, и не для погони за многим,
не тем, что не Ты, "утвердил Ты меня, простого, Господи, в надежде". Я
читал и горел и не находил, что бы сделать для глухих мертвецов, к которым
принадлежал раньше и сам я, чума, горький слепец, пес, лающий на слова,
медовые от небесного меда, светлые от света Твоего. И я изводился, думая о
врагах этого Писания.
12. Когда переберу я в памяти вс°, бывшее в эти праздничные дни? но я не
забыл и не умолчу ни о жестокости бича Твоего, ни о дивной скорости
милосердия Твоего. Ты мучил меня тогда зубной болью, и когда она усилилась
до того, что я не мог говорить, пало мне на сердце попросить всех моих, кто
тут был, помолиться за меня Богу всяческого спасения. Я написал это на
дощечке и дал им прочесть. И только преклонили мы молитвенно колени, как
боль исчезла. Но какая боль! и каким образом она исчезла? Признаюсь: я
устрашился. Господь мой и Бог мой: ничего подобного не испытал я с начала
жизни моей.
И проникло в глубь сердца моего признание власти Твоей, и радостно, с верой
восхвалил я Имя Твое. А вера эта не позволяла мне успокоиться о прежних
грехах моих, еще не прощенных через Крещение Твое.
13. По прошествии каникул я отказался от своего места: пусть медиоланцы
поищут для своих школьников другого продавца слов; я определил себя на
службу Тебе и не годен был для учительства по причине затрудненного дыхания
и болей в груди. Я изложил в письмах Твоему предстоятелю, Амвросию, мужу
святому, прежние заблуждения мои и теперешнее желание свое и попросил
указать, какие из Книг Твоих предпочтительнее всего мне читать, чтобы
приготовить себя к принятию такой великой благодати. Он велел читать
пророка Исаию, думаю, потому, что яснее других говорит он о Евангелии и
призвании язычников. Не поняв и первой главы его и решив, что и вся книга
темна, я отложил вторичное ее чтение до тех пор, пока не освоюсь с языком
Писания.
14. И вот пришло время записаться на Крещение; оставив деревню, вернулись
мы в Медиолан. Алипию хотелось возродиться в Тебе вместе со мной; он уже
облекся в смирение, подобающее Твоим таинствам. Мужественный укротитель
тела, он отважился на поступок необычный: прошел босиком по ледяной земле
Италии. Мы взяли с собой и Адеодата, сына от плоти моей и от греха моего.
Он был прекрасным созданием Твоим: было ему лет пятнадцать, а он
превосходил умом многих важных и ученых мужей. Исповедаю Тебе дары Твои,
Господи Боже мой, Создатель всего, властный преобразить безобразие наше: от
меня этот мальчик ничего не получил, я только запятнал его своии
проступком. А что он воспитан был в учении Твоем, это внушил нам Ты и никто
другой; исповедаю Тебе дары Твои.Есть у меня книга, озаглавленная
"Учитель"; это он там разговаривает со мной. Ты знаешь, что все мысли,
вложенные там в уста моего собеседника, принадлежат ему,
шестнадцатилетнему. Много еще более удивительного обнаруживал я в нем. Меня
пугала такая даровитость. Какой мастер, кроме Тебя, мог бы сделать такое
чудо? Ты рано прервал его земную жнзнь, и мне спокойнее за него: я не боюсь
ни за его отрочество, ни за его юность - вообще не боюсь за него. Мы взяли
его в товарищи, сверстника нащего по благодати Твоей, чтобы наставить в
учении Твоем. Мы крестились, и бежала от нас тревога за свою прежнюю жизнь.
Я не мог в те дни насытиться дивной сладостью, созерцая глубину Твоего
намерения спасти род человеческий. Сколько плакал я над Твоими гимнами и
песнопениями, горячо взволнованный голосами, сладостно звучавшими в Твоей
Церкви. Звуки эти вливались в уши мои, истина отцеживалась в сердце мое, я
был охвачен благоговением; слезы бежали, и хорошо мне было с ними.
15. Незадолго до этого в Медиоланской церкви вошло в обычай утешать и
наставлять с помощью пения: братья пели ревностно и согласно, устами и
сердцем. Уже год или немного больше Юстина, мать малолетнего императора
Валентиниана, преследовала Твоего Амвросия по причине ереси, которой
соблазнили ее ариане. Благочестивая толпа бодрствовала в церкви, готовая
умереть, вместе со своим епископом, рабом Твоим. И там же мать моя, слуга
Твоя, первая в тревоге и бдении, жила молитвой. Мы, тогда еще не согретые
жаром Твоего Духа, вс° же волновались: город был в смятении и беспокойстве.
Тогда и постановлено было петь гимны и псалмы по обычаю Восточной Церкви,
чтобы народ совсем не извелся в тоске и печали; с тех пор и поныне обычай
этот соблюдается, и его усвоили многие, да почти все стада Твои и в
остальном мире.
16. Тогда упомянутому предстоятелю Твоему открыто было в видении место, где
сокрыты тела мучеников Протасия и Гервасия, которые столько лет хранил Ты
нетленными в тайной сокровищнице Твоей, чтобы своевременно взять их оттуда
в обуздание женщины лютой, но царственной. Обнаружив их и откопав,
перенесли их с подобающими почестями в Амвросневу базилику: исцелялись не
только мучимые нечистыми духами (сами демоны сознавались в своем
поражении); один медиоланец, слепой в течение многих лет и хорошо известный
всему городу,стал расспрашивать, почему так буйно ликует народ, и, узнав, в
чем дело, вскочил и попросил своего поводыря отвести его туда. Приведенный
на место, он добился разрешения подойтии прикоснуться платком к носилкам,
где покоились те, о ком сказано "дорога в очах Господних смерть святых
Его". Затем он поднес платок к глазам своим, и они сразу открылись. Об этом
разнеслась молва. Тебе возносили хвалы, горячие, сиявшие радостью; поэтому
противница Твоя, хотя и не приникла к здравой вере, но подавила в душе
своей неистовость в преследованиях. Благодарю Тебя, Боже мой. Откуда и куда
повел Ты воспоминания мои? чтобы я исповедал Тебе, о каких великих событиях
я забыл; даже тогда, когда так благоухал "аромат благовоний Твоих", мы не
кинулись к Тебе. Потому я так и плакал за пением Твоих гимнов; давно
вздыхал я о Тебе и наконец вдохнул веяние ветра, насколько проникал он в
дом из травы.
17. "Ты, Кто позволяешь жить вместе людям единодушным", ввел в наше
общество Эводия, молодого человека из нашего муниципия. Он служил в тайной
полиции, раньше нас обратился к Тебе, крестился и, оставив мирскую службу,
вооружился для Твоей. Мы были вместе и вместе собирались пребыть в нашем
святом решении. Мы обдумывали, в каком месте лучше нам служить Тебе, и
решили все разом вернуться в Африку. Когда мы были в Остии на Тибре, мать
скончалась.
Я многое пропускаю, потому что очень тороплюсь. Прими, Господи, исповедь
мою и благодарность, пусть и безмолвную, за бесчисленные дела Твои. Но я не
пройду мимо того, что родилось в душе моей к этой слуге Твоей, которая
родила меня телом для этого преходящего света, и сердцем - для вечного. Я
буду говорить о Твоих дарах ей, не о ее собственных качествах. Она не сама
себя создала и не сама себя воспитала: Ты сотворил ее, и ни отец, ни мать
не знали, какой она будет. Ее наставила в страхе Твоем розга Христа Твоего,
руководство Единого Твоего в семье верной, члены которой были добрыми
членами Церкви Твоей. За старательное воспитание свое она не столь хвалила
мать свою, сколь некую престарелую служанку, которая носила еще отца ее на
спине, как обычно носят малышей девочки постарше. За это, за ее старость и
чистые нравы пользовалась она в христианском доме почетом от хозяев. Потому
и поручена ей была забота о хозяйских дочерях, и она старательно несла ее.
Полная святой строгости и неумолимая в наказаниях, когда они требовались,
была она в наставлениях рдзумна и рассудительна. Она, например, разрешала
девочкам, невзирая на жгучую жажду, пить даже воду только во время очень
умеренного обеда за родительским столом. Она остерегала их от худой
привычки разумным словом: "сейчас вы пьете воду, потому что не
распоряжаетесь вином, а когда в мужнем доме станете хозяйками погребов и
кладовок, вода вам может опротиветь, а привычка к питью останется в силе".
Таким образом, разумно поучая и властно приказывая, обуздывала она жадность
нежного возраста и даже жажду у девочек удерживала в границах умеренности:
пусть не прельщает их то, что непристойно.
18. И, однако, незаметно подползла к матери моей, как рассказывала мне,
сыну, слуга Твоя - подползла страсть к вину.Родители обычно приказывали ей,
как девушке воздержанной, доставать вино из бочки. Опустив туда через
верхнее отверстие сосуд, она прежде чем перелить это чистое вино в бутылку,
краем губ чуть-чуть отхлебывала его: больше она не могла, так как вино ей
не нравилось. И делала она это вовсе не по склонности к пьянству, а от
избытка, кипящих сил, ищущих выхода в мимолетных проказах; их обычно
подавляет в отроческих душах глубокое уважение к старшим.
И вот, прибавляя к этой ежедневной капле ежедневно по капле - а "тот, кто
пренебрегает малым, постепенно падает" - она докатилась до того, что с
жадностью почти полными кубками стала поглощать неразбавленное вино. Где
была тогда проницательная старушка и ее неумолимые запреты? Разве
что-нибудь может одолеть тайную болезнь нашу, если Ты, Господи, не
бодрствуешь над нами со Своим врачеванием? Нет отца, матери и воспитателей,
но присутствуешь Ты, Который нас создал. Который зовешь нас. Который даже
через... людей делаешь доброе, чтобы спасти душу. Что же сделал Ты тогда.
Боже мой? Чем стал лечить? Чем исцелил? Не извлек ли Ты грубое и острое
бранное слово из чужих уст, как врачебнцй нож, вынутый из неведомых запасов
Твоих, и не отрезал ли одним ударом вс° гнилое? Служанка, ходившая обычно
вместе с ней за вином, споря, как это бывает, с младшей хозяйкой с глазу на
глаз, упрекнула ее в этом проступке и с едкой издевкой назвала"горькой
пьяницей". Уязвленная этим уколом, она оглянулась на свою скверну, тотчас
же осудила ее и от нее избавилась.
Так друзья, льстя, развращают, а враги, браня, обычно исправляют. Ты,
однако, воздаешь им не за то, что делаешь через них, а за их намерения.
Она, рассердившись, хотела не излечить младшую хозяйку, а вывести ее из
себя - тайком, потому ли, что так уже подошло и с местом и со временем
ссоры, или потому, что сама она боялась попасть в беду за поздний донос. Ты
же, Господи, правящий всем, что есть на небесах и на земле, обращающий
вспять для целей Своих водные пучины и подчиняющий Себе буйный поток
времени. Ты безумием одной души исцелил другую. Если кто словом своим
исправил того, кого он хотел исправить, пусть он, после моего рассказа, не
приписывает этого исправления своим силам.
19. Воспитанная в целомудрии и воздержании, подчиняясь родителям скорее из
послушания Тебе, чем Тебе из послушания родителям, она, войдя в брачный
возраст, вручена была мужу, служила ему, как господину, и старалась
приобрести его для Тебя. О Тебе говорила ему вся стать ее, делавшая ее
прекрасной для мужа: он ее уважал, любил и удивлялся ей. Она спокойно
переносила его измены; никогда по этому поводу не было у нее с мужем ссор.
Она ожидала, что Ты умилосердишься над ним, и, поверив в Тебя, он станет
целомудрен. А кроме того был он человеком чрезвычайной доброты и неистовой
гневливости. И она знала, что не надо противоречить разгневанному мужу не
только делом, но даже словом. Когда же она видела, что он отбушевал и
успокоился, она объясняла ему свой поступок; бывало ведь, что он кипятился
без толку. У многих женщин, мужья которых были гораздо обходительнее, лица
бывали обезображены синяками от пощечин; в дружеской беседе обвиняли они
своих мужей, а она их язык; будто в шутку давала она им серьезный совет: с
той минуты, как они услышали чтение брачного контракта, должны они считать
его документом, превратившим их в служанок; памятуя о своем положении, не
должны они заноситься перед своими господами. Зная, с каким лютым мужем
приходится ей жить, они удивлялись: не слыхано и не видано было, чтобы
Патриций побил жену или чтобы они повздорили и хоть на один день
рассорились. Они дружески расспрашивали ее, в чем причина; она учила их
своему обычаю, о котором я упомянул выше. Усвоившие его благодарили, не
усвоившие терпели поношение.
20. Нашептывания дурных служанок сначала восстановили против нее свекровь,
но мать моя услужливостью, неизменным терпением и кротостью одержала над
ней такую победу, что та сама пожаловалась сыну на сплетни служанок,
нарушавших в доме мир между ней и невесткой, и потребовала для них
наказания. После того, как он, слушаясь матери, заботясь о порядке среди
рабов и о согласии в семье, высек выданных по усмотрению выдавшей, она
пригрозила, что на такую же награду от нее должна рассчитывать каждая,
если, думая угодить, станет ей наговаривать на невестку. Никто уже не
осмеливался, и они зажили в достопамятном сладостном дружелюбии.
21. "Господи, милующий меня!" Ты послал этой доброй служанке Твоей, в чреве
которой создал меня, еще один великий дар. Где только не ладили между собой
и ссорились, там она появлялась - где могла - умиротворительницей. Она
выслушивала от обеих сторон взаимные, многочисленные и горькие, попреки,
какие обычно изрыгает душа, раздувшаяся и взбаламученная ссорой. И когда
присутствующей приятельнице изливалась вся кислота непереваренной злости на
отсутствующую неприятельницу, то мать моя сообщала каждой только то, что
содействовало примирению обеих. Я счел бы это доброе качество
незначительным, если бы не знал, по горькому опыту, что бесчисленное
множество людей (тут действует какая-то страшная, широко разлившаяся
греховная зараза) не только передает разгневанным врагам слова их
разгневанных врагов, но еще добавляет к ним то, что и не было сказано. А
ведь следовало бы человеку человечному не то что возбуждать и разжигать
злыми словами человеческую вражду, а, наоборот, стремиться угасить ее
словами добрыми. Такова была мать моя; Ты поучал ее в сокровенной школе ее
сердца.
22. И вот, наконец, приобрела она Тебе своего мужа на последок дней его; от
него, христианина, она уже не плакала над тем, что терпела от него,
нехристианина. Была она слугой служителей Твоих. Кто из них знал ее, те
восхваляли, чтили и любили в ней Тебя, ибо чувствовали присутствие Твое в
сердце ее: о нем свидетельствовала ее святая жизнь. Она "была женой одного
мужа, воздавала родителям своим, благочестиво вела дом свой, усердна была к
добрым делам"'. Она воспитывала сыновей своих, мучаясь, как при родах,
всякий раз, когда видела, что они сбиваются с Твоего пути.
И напоследок - Ты позволяешь ведь по милости Своей называться нам
служителями Твоими - о всех нас, живших до успения ее в дружеском союзе и
получивших благодать Твоего Крещения, она заботилась так, словно все мы
были ее детьми, и служила нам так, словно были мы ее родителями.
23. Уже навис день исхода ее из этой жизни; этот день знал Ты, мы о нем не
ведали. Случилось - думаю, тайной Твоей заботой, - что мы с ней остались
вдвоем; опершись на подоконник, смотрели мы из окна на внутренний садик
того дома, где жили в Остии. Усталые от долгого путешествия, наконец в
одиночестве, набирались мы сил для плавания. Мы сладостно беседовали вдвоем
и, "забывая прошлое, устремлялись к тому, что перед нами", спрашивали друг
друга, пред лицом Истины, - а это Ты, - какова будущая вечная жизнь святых,
- "не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку"
- но устами сердца жаждали мы приникнуть к струям Твоего Небесного
источника, "Источника жизни, который у Тебя", чтобы, обрызганные его водой,
в меру нашего постижения, могли бы как-нибудь обнять мыслью ее величие.
24. Когда в беседе нашей пришли мы к тому, что любое удовольствие,
доставляемое телесными чувствами, осиянное любым земным светом, не достойно
не только сравнения с радостями той жизни, но даже упоминания рядом с ними,
то, возносясь к Нему Самому сердцем, вс° более разгоравшимся, мы перебрали
одно за другим все создания Его и дошли до самого неба, откуда светят на
землю солнце, луна и звезды. И, войдя в себя, думая и говоря о творениях
Твоих и удивляясь им, пришли мы к душе нашей и вышли из нее, чтобы достичь
страны неиссякаемой полноты, где Ты вечно питаешь Израиля пищей истины, где
жизнь есть та мудрость, через Которую возникло вс°, что есть, что было и
что будет. Сама она не возникает, а остается такой, какова есть, какой была
и какой всегда будет. Вернее: для нее нет "была" и "будет", а только одно
"есть", ибо она вечна, вечность же не знает "было" и "будет". И пока мы
говорили о ней и жаждали ее, мы чуть прикоснулись к ней всем трепетом
нашего сердца. И вздохнули и оставили там "'начатки духа"* и вернулись к
скрипу нашего языка, к словам, возникающим и исчезающим. Что подобно Слову
Твоему, Господу нашему, пребывающему в Себе, не стареющему и вс°
обновляющему!
25, Мы говорили: "если в ком умолкнет волнение плоти, умолкнут
представления о земле, водах и воздухе, умолкнет и небо, умолкнет и сама
душа и выйдет из себя, о себе не думая, умолкнут сны и воображаемые
откровения, всякий язык, всякий знак и вс°, что проходит и возникает, если
наступит полное молчание, - (если слушать, то-они все говорят: "не сами мы
себя создали; нас создал Тот, Кто пребывает врчно") - если они, сказав это,
замолкнут, обратив слух к Тому, Кто их создал, и заговорит Он Сам, один -
не через них, а прямо от Себя, да услышим слово Его, не из плотских уст, не
в голосе ангельском, не в грохоте бури, не в загадках и подобиях, но Его
Самого, Которого любим в созданиях Его; да услышим Его Самого - без них, -
как сейчас, когда мы вышли из себя и быстрой мыслью прикоснулись к Вечной
Мудрости, над всем пребывающей; если такое состояние могло бы продолжиться,
а все низшие образы исчезнуть, и она одна восхитила бы, поглотила и
погрузила в глубокую радость своего созерцателя - если вечная жизнь такова,
какой была эта минута постижения, о котором мы вздыхали, то разве это не
то, о чем сказано: "Войди в радость господина Твоего"? когда это будет? не
тогда ли, когда "все воскреснем, но не все изменимся"?