1..
2..
3..
4..
5..
6..
7..
8..
9..
10..
11..
12..
13..
14..
15..
16..
17..
18..
19..
20..
21..
22
26. Я говорил это, если и не так и не этими словами, то Ты знаешь, Господи,
что в тот день, когда мы беседовали, ничтожен за этой беседой показался нам
этот мир со всеми его наслаждениями, и мать оказала мне: "Сын! что до меня,
то в этой жизни мне уже вс° не в сладость. Я не знаю, что мне здесь еще
делать и зачем здесь быть; с мирскими надеждами у меня здесь покончено.
Было только одно, почему я хотела еще задержаться в этой жизни: раньше чем
умереть, увидеть тебя православным христианином. Господь одарил меня
полнее: дал увидеть тебя Его рабом, презревшим земное счастье. Что мне
здесь делать?"
27. Не помню, что я ей ответил, но не прошло и пяти дней или немногим
больше, как она Слегла в лихорадке. Во время болезни она в какой-то день
впала в обморочное состояние и потеряла на короткое время сознание. Мы
прибежали, но она скоро пришла в себя, увидела меня и брата, стоявших тут
же, и сказала, словно ища что-то: "где я была?" Затем, видя нашу глубокую
скорбь, сказала: "Здесь похороните вы мать вашу". Я молчал, сдерживая
слезы. Брат мой что-то сказал, желая ей не такого горького конца; лучше бы
ей умереть не в чужой земле, а на родине. Услышав это, она встревожилась от
таких его мыслей, устремила на него недовольный взгляд и, переводя глаза на
меня, сказала: "посмотри, что он говорит!", а затем обратилась к обоим:
"положите это тело, где придется; не беспокойтесь о нем; прошу об одном:
поминайте меня у алтаря Господня, где бы вы ни оказались". Выразив эту
мысль, какими она смогла словами, она умолкла, страдая от усиливавшейся
болезни.
28. Я же, думая о дарах Твоих, Боже Невидимый, которые Ты вкладываешь в
сердца верных Твоих, - они дают дивную жатву - радовался и благодарил Тебя:
я ведь знал и помнил, как она волновалась и беспокоилась о своем
погребении, вс° предусмотрела и приготовила место рядом с могилой мужа. Так
как они жили очень согласно, то она хотела (человеческой душе трудно
отрешиться от земного) еще добавки к такому счастью: пусть бы люди
вспоминали: "вот как ей довелось: вернулась из заморского путешествия и
теперь прах обоих супругов прикрыт одним прахом". Я не знал, когда по
совершенной благости Твоей стало исчезать в ее сердце это пустое желание. Я
радовался и удивлялся, видя такою свою мать, хотя, правда, и в той нашей
беседе у окошка, когда она сказала: "Что мне здесь делать?", не видно было,
чтобы она желала умереть на родине. После уже я услышал, что, когда мы были
в Остии.она однажды доверчиво, как мать, разговорилась с моими друзьями о
презрении к этой жизни и о благе смерти. Меня при этой беседе не было, они
же пришли в изумление перед мужеством женщины (Ты ей дал его) и спросили,
неужели ей не страшно оставить свое тело так далеко от родного города.
"Ничто не далеко от Бога, - ответила она, - и нечего бояться, что при конце
мира Он не вспомнит, где меня воскресить".
Итак, на девятый день болезни своей, на пятьдесят шестом году жизни своей и
на тридцать третьем моей, эта верующая и благочестивая душа разрешилась от
тела.
29. Я закрыл ей глаза, и великая печаль влилась в сердце мое и захотела
излиться в слезах. Властным велением души заставил я глаза свои вобрать в
себя этот источник и остаться совершенно сухими. И было мне в этой борьбе
очень плохо. Когда мать испустила дух, Адеодат, дитя, жалобно зарыдал, но
все мы заставили его замолчать. И таким же образом что-то детское во мне,
стремившееся излиться в рыданиях этим юным голосом, голосом сердца, было
сдержано и умолкло. Мы считали, что не подобает отмечать эту кончину
слезными жалобами и стенаниями: ими ведь обычно оплакивают горькую долю
умерших и как бы полное их исчезновение. А для нее смерть не была горька,
да вообще для нее и не было смерти. Об этом непреложно свидетельствовали и
ее нравы и "вера нелицемерная".
30. Что же так тяжко болело внутри меня? Свежая рана оттого, что внезапно
оборвалась привычная, такая сладостная и милая, совместная жизнь? Мне
отрадно было вспомнить, что в этой последней болезни, ласково благодаря
меня за мои услуги, называла она меня добрым сыном и с большой любовью
вспоминала, что никогда не слышала она от меня брошенного ей грубого или
оскорбительного слова. А разве, Боже мой. Творец наш, разве можно
сравнивать мое почтение к ней с ее служением мне? Лишился я в ней великой
утешительницы, ранена была душа моя, и словно разодрана жизнь, ставшая
единой; ее жизнь и моя слились ведь в одно.
31. Мы удержали мальчика от плача; Эводий взял псалтирь и запел псалом,
который мы подхватили всем домом: "милосердие и правду Твою воспою Тебе,
Господи"; услышав, что происходит, сошлось много братьев и верующих женщин.
Те, на чьей это было обязанности, стали по обычаю обряжать тело; я же в
стороне, где мог это делать пристойно, рассуждал с людьми, решившими меня
не покидать, о том, что приличествовало этому часу, и лекарством истины
пытался смягчить мои муки, Тебе ведомые, неизвестные им, внимательным
слушателям моим, думавшим, что я не чувствую никакой боли. Я же в уши Твои
- никто из них меня не слышал - кричал на себя за свою слабость, ставил
плотину потоку моей скорби, и она будто подчинялась мне, а затем несла меня
со всей своей силой, хотя я и не позволял слезам прорваться, а выражению
лица измениться; но я знал, что я подавляю в сердце своем. А так как меня
сильно угнетало, что меня так потрясает смерть, которая по должному порядку
и по, участи человеческой приходит неизбежно, то еще другой болью болел я в
боли моей, томясь двойной печалью.
32. Тело было вынесено, мы пошли и вернулись без слез. При молитвах,
которые излили мы Тебе, когда предложена была за нее Искупительная Жертва,
и, по обычаю тех мест, тело до положения в гроб лежало около него, даже при
этих молитвах я не заплакал. Весь день втайне тяжко скорбел я и в душевном
смятении, как мог, просил Тебя исцелить боль мою. Ты не делал этого, думаю,
чтобы хоть на этом одном примере запечатлеть в памяти моей, как крепки цепи
привычки даже для души, уже не питающейся ложью.
Пришло мне в Голову пойти помыться (я слышал, что баням - по-гречески они
называются "прогонять скорбь"- дано такое название, потому что они изгоняют
из души тоску). Исповедую и это Тебе, Отец сирых: я вымылся и остался в том
же состоянии, как и до мытья. Из сердца моего не выпарилась горечь скорби.
Затем я заснул, проснулся; нашел, что боль моя значительно смягчилась: я
был в одиночестве на ложе своем и вспомнил правдивые слова Твоего Амвросия,
ибо Ты
Всего Создатель, Господи,
Ты, Небесами правящий,
Одевший день сиянием
Ночи покой дарующий:
Пусть тело отдохнувшее
Вновь за работу примется.
Вздохнет душа усталая,
Утихнет скорбь жестокая.
33. А затем постепенно вернулось прежнее чувство: вспомнил слугу Твою, ее
благочестие, ее святую ласковость и снисходительность, которой вдруг
лишился, и захотелбсь мне плакать "пред лицом Твоим" о ней и для нее, о
себе и для себя. Я дал волю слезам, которые сдерживал: пусть льются,
сколько угодно. Словно на мягком ложе успокоилось в них сердце мое, ибо уши
Твои слушали плач мой, его не слышал человек, который мог бы
пренебрежительно истолковать его. И теперь, Господи, Тебе пишу я эту
исповедь. Пусть читает, кто хочет, и истолковывает, как хочет, и если
найдет, что я согрешил, плача краткий час над своей матерью, над матерью,
временно умершей в очах моих и долгие годы плакавшей надо мной, чтобы мне
жить в очах Твоих, - пусть он смеется надо мной, но если есть в нем великая
любовь, пусть заплачет о грехах моих перед Тобой, Отцом всех братьев во
Христе Твоем.
34. Когда сердце мое излечилось от этой раны (по поводу ее можно изобличать
плотские слабости), я стал лить пред Тобой, Боже наш, за эту рабу Твою
совсем другие слезы; те, которые текут, когда душа потрясена созерцанием
мытарств, ожидающих всякую душу, умирающую в Адаме. И хотя, ожив во Христе,
она, еще не разрешившись от тела, жила так, что прославлялось Имя Твое в ее
вере и нравах, я вс° же не осмеливаюсь сказать, что с того времени, как Ты
возродил ее Крещением, не вышло из ее уст ни единого слова, противного
заповедям Твоим. А сказано ведь самой Истиной, Сыном Твоим: "если кто
скажет брату своему: "глупец", то подлежит геенне огненной"^, и горе
человеческой жизни, даже похвальной, если, отринув милосердие, Ты разберешь
ее в мельчайших частях. Только потому, что Ты не расследуешь жестоко наших
преступлений, мы доверчиво надеемся на какое-нибудь местечко у Тебя. Что
перечисляет Тебе перечисляющий действительные заслуги свои, как не дары
Твои? о, если бы люди поняли, что они только люди, "и тот, кто хвалится, да
хвалится о Господе".
35. Итак, "хвала моя и жизнь моя", "Боже сердца моего", забыв на короткое
время о добрых делах ее, за которые в радости воздаю Тебе благодарность,
теперь умоляю Тебя за грехи матери моей: услышь меня во Имя Излечившего
раны наши, Висевшего на древе и Сидящего одесную Тебя, "дабы
ходатайствовать за нас".
Я знаю, что она была милосердна и от сердца прощала "долги должникам
своим", прости и Ты ей грехи ее, если в чем-то погрешила она за столько лет
после Крещения. Прости ей. Господи, молю Тебя, прости ей, "не входи с нею в
суд"; "милость возносится над судом"; слова Твои - истинны, и Ты обещал
милость милостивым. А быть такими - это Твой дар; " и Ты, кого помиловать,
помилуешь, и кого пожалеть, пожалеешь".
36. Я думаю. Ты уже сделал то, о чем я прошу Тебя, но "одобри, Господи,
добровольную жертву уст моих". Перед самым днем разрешения своего она ведь
думала не о пышных похоронах, не домогалась, чтобы ее положили в благовония
или воздвигли особый памятник, не заботилась о погребении на родине. Таких
поручений она нам не оставила, а хотела только поминания у алтаря Твоего,
которому служила не пропуская ни одного дня, ибо знала, что там подается
Святая Жертва, которой "уничтожено рукописание, бывшее против нас", и
одержана победа над врагом. Он считает проступки наши; ищет, в чем бы
обвинить, и ничего не находит в Том, в Ком мы победили. Кто вернет Ему
кровь невинную? Кто заплатит цену, которой Он нас купил, чтобы отобрать от
врага?
К этому Искупительному Таинству прикрепилась верой душа слуги Твоей. Да не
отторгнет ее никто из-под Твоего покрова. Да не проберутся силой или
хитростью лев или змей: она не скажет, что ничего им не должна, боясь, как
бы не уличил и не схватил ее лукавый обвинитель, но ответит, что отпущены
ей грехи Тем, Кому никто не отдаст за то, что Он отдал нам, не будучи нам
должен.
37. Да пребудет она в мире со своим мужем, до которого и после которого ни
за кем не была замужем, которому служила "принося плод в терпении", чтобы
приобрести его Тебе. И внуши, Господи Боже мой, внуши рабам Твоим, братьям
моим, сынам Твоим, господам моим, которым служу словом, сердцем и письмом,
чтобы всякий раз, читая это, поминали они у алтаря Твоего Монику, слугу
Твою, вместе с Патрицием, некогда супругом ее, через плоть которых ввел Ты
меня в эту жизнь, а как, я не знаю. Пусть с любовью помянут они их,
родителей моих, на этом преходящем свете, и моих братьев в Тебе, Отец
пребывающих в Православной Церкви, моих сограждан в Вечном Иерусалиме, о
котором вздыхает в странствии своем, с начала его н до окончания, народ
Твой. И пусть молитвами многих полнее будет исполнена последняя ее просьба
ко мне, - через мою исповедь, а не только через одни мои молитвы.
Книга десятая
1. "Да узнаю Тебя - Ты меня знаешь - да узнаю Тебя так, как Ты знаешь
меня". Сила души моей, вниди в нее, согласуй с собой, да пребудет она Твоим
достоянием "без пятна и морщины". В этом надежда моя, потому об этом и
говорю и этой надеждой радуюсь, если радуюсь здравой радостью. Остальные
блага жизни стоят тем меньше слез, чем больше о них плачут, и стоят тем
больше слез, чем меньше о них плачут. "Ты же возлюбил правду", и тот, "кто
творит правду, приходит к свету". Я хочу творить правду в сердце моем пред
лицом Твоим в исповеди, и в писании моем пред лицом многих свидетелей.
2. Что могло бы укрыться во мне от Тебя, Господи, если бы я и не захотел
исповедаться Тебе, "очам Которого обнажена бездна человеческой совести"? Ты
скрылся бы от меня, не я от Тебя. А теперь, когда стенания мои
свидетельствуют, что стал я сам себе неугоден. Ты, свет и услада моя, Ты
позволяешь любить Тебя и тосковать о Тебе: да покраснею от стыда и отброшу
себя, да изберу Тебя и только по Твоей благости стану угоден Тебе и себе.
Каков бы я ни был, я весь перед Тобою, Господи. И я сказал, какого плода
ожидаю я от своей исповеди Тебе, принесенной не голосом плоти и ее словами,
а словами души и воплем размышлений, который слышало ухо Твое. Когда я
плох, то вот вся моя исповедь Тебе: я сам себе неугоден; когда я хорош, -
то вот вся моя исповедь Тебе: я не себе приписываю это, ибо Ты, Господи,
"благословляешь праведного", но еще раньше его, грешника, Ты делаешь
праведным. Исповедь моя свершается пред лицом Твоим, Боже мой, молчаливо и
немолчно. Молчит язык мой и вопиет сердце. Нет ни одного верного слова,
которое я бы сказал людям, и которого Ты не услышал бы раньше от меня, и
ничего верного не слышишь Ты от меня, чего раньше Ты не сказал бы мне.
3. Что же мне до людей и зачем слышать им исповедь мою, будто они сами
излечат недуги мои? Эта порода ретива разузнавать про чужую жизнь и ленива
исправлять свою. Зачем ищут услышать от меня, каков я, те, кто не желает
услышать от Тебя, каковы они? И откуда те, кто слышит от меня самого обо
мне самом, узнают, правду ли я говорю, когда ни один человек не знает, что
"делается в человеке, кроме Духа человеческого, живущего в нем"? Если же
они услышат о самих себе от Тебя, они не смогут сказать: "Господь лжет". А
услышать от Тебя о себе - не значит ли узнать себя? А разве не солжет тот,
кто, узнав себя, скажет: "это неправда"? Но так как "любовь всему верит",
по крайней мере, среди тех, кого она связала воедино, то я. Господи,
исповедуюсь Тебе так, чтобы слышали люди, которым я не могу доказать,
правдива ли исповедь моя; мне, однако, верят те, чьи уши открыла для меня
любовь.
4. Изъясни же мне, Врачеватель души моей, ради чего я это делаю. Исповедь
моих прошедших грехов (Ты отпустил и покрыл их, чтобы я был счастлив в
Тебе; Ты изменил душу мою верой и таинством), эта исповедь будит тех, кто
ее читает и слушает; она не дает сердцу застыть в отчаянии и сказать, "я не
могу"; заставляет бодрствовать, полагаясь на милосердие Твое и благодать
Твою, которой силен всякий немощный, осознавший через нее немощь свою.
Хорошие люди с удовольствием слушают о бедах, пережитых другими, и радуются
не бедам, а тому, что они были, а теперь их нет. Какой же пользы ради.
Господи, Кому ежедневно исповедуется совесть моя, в надежде больше на
милосердие Твое, чем на свою невинность, какой пользы ради, спрашиваю я,
исповедоваться мне в этих писаниях пред лицом Твоим еще и людям,
рассказывая, каков я сейчас, а не каков был прежде. Пользу от исповеди в
прежнем я увидел и о ней сказал. Многие, однако, кто меня знает и кто меня
не знает, но слышал что-то от меня или обо мне, желают знать, каков я
сейчас, вот в это самое время, когда я пишу исповедь свою. Ухом своим они
не могут приникнуть к моему сердцу, где я таков, каков есть. Поэтому они и
хотят услышать мою исповедь о внутреннем, недоступном ни глазу их, ни уху,
ни уму; они хотят мне верить, иначе разве узнают они меня? Любовь, которая
делает их хорошими людьми, говорит им, что я не солгу в своей исповеди, и в
них она сама верит мне.