1..
2..
3..
4..
5..
6..
7..
8..
9..
10..
11..
12..
13..
14..
15..
16..
17..
18..
19..
20..
21..
22
20. Я не знал тогда этого, я любил дольную красоту, я шел в бездну и
говорил друзьям своим: "Разве мы любим что-нибудь кроме прекрасного? А что
такое прекрасное? И что такое красота? Что привлекает нас в том, что мы
любим, и располагает к нему? Не будь в нем приятного и прекрасного, оно ни
в коем случае не могло бы подвинуть нас к себе". Размышляя, я увидел, что
каждое тело представляет собой как бы нечто целое и потому прекрасное, но в
то же время оно приятно и тем, что находится в согласовании с другим. Так
отдельный член согласуется со всем телом, обувь подходит к ноге и т. п. Эти
соображения хлынули из самых глубин моего сердца, и я написал работу "О
прекрасном и соответствующем", кажется, в двух или трех книгах. Тебе это
известно, Господи: у меня же выпало из памяти. Самих книг у меня нет; они
затерялись, не знаю, каким образом.
21. Что побудило меня, Господи, Боже мои, посвятить эти книги Гиерию,
римскому оратору, которого я не знал лично, но которым восхищался за его
громкую славу ученого. Мне сообщили некоторые его изречения, и они мне
нравились. Еще больше нравился он мне потому, что очень нравился другим, и
его превозносили похвалами, недоумевая, как сириец, умевший сначала
прекрасно говорить по-гречески, стал впоследствии мастером латинской речи и
выдающимся знатоком во всех вопросах, касающихся философии.
Человека хвалят, и вот его заглазно начинают любить. Разве эта любовь
входит в сердце слушающего от слов хвалящего? Нет! любящий зажигает любовью
и другого. Поэтому и любят того, кого хралят другие, веря, что хвала ему
возглашается нелживым сердцем, а это значит, что хвалят, любя.
22. Так любил я тбгда людей, доверяясь суду человеческому, а не Твоему,
Господи, которым никто не обманывается.
Почему, однако, хвалы ему воздавались совсем иные, чем знаменитому вознице
или цирковому охотнику, прославленному народной любовью? Они были серьезны
и важны; такие хотел я услышать о себе самом. Я ведь не хотел бы, чтобы
меня хвалили и любили так, как актеров, хотя я сам расхваливал их и любил;
но я избрал бы полную неизвестность, даже ненависть к себе, ноне такую
славу, но не такую любовь. Какими гирями одна и та же душа развешивает
разную, столь несходную любовь? Почему я люблю в другом то, что
одновременно ненавижу? Я ведь гнушаюсь этим для себя и наотрез от этого
отказываюсь. А мы оба, и он и я, люди! Хорошую лошадь можно любить, не
желая стать ею, даже если бы это было возможно. С актером случай другой: он
нашего рода. Значит, я люблю в человеке то, что для меня в себе ненавистно,
хотя и я человек? Великая бездна сам человек, "чьи волосы сочтены" у Тебя,
Господи, и не теряются у Тебя, и, однако, волосы его легче счесть, чем его
чувства и движения его сердца.
23. Что же касается Гиерия, то он принадлежал к тому типу ораторов, который
мне так нравился, что мне самому хотелось быть одним из них. Я заблуждался
в гордости своей, "был носим всяким ветром", и совершенно скрыто от меня
было руководство Твое. И откуда мне знать и как с уверенностью исповедать
Тебе, что я больше любил его за любовь и похвалы, чем за те занятия, за
которые его хвалили? Если бы те же самые люди не хвалили, а бранили его и
рассказывали о нем то же самое, но с бранью и презрением, я не
воспламенился бы любовью к нему, хотя ни занятия его, ни он сам не стали бы
другим: другими были бы только чувства рассказчиков.
Вот куда брошена немощная душа, не прилепившаяся еще к крепкой истине. Ее
несет и кружит, бросает туда и сюда, смотря по тому, куда дует вихрь слов и
мнений. Они заслоняют ей свет, и она не видит истины. Она же вот - перед
нами.
Для меня тогда было очень важно, чтобы моя книга и мои труды стали известны
этому человеку. Его одобрение заставило бы меня загореться еще большим
усердием; его неодобрение ранило бы мое суетное, не имевшее в Тебе опоры
сердце. И, однако, я с любовью охотно переворачивал перед своим умственным
взором вопрос о прекрасном и соответственном, о чем писал ему, и приходила
восторг от своей работы, не нуждаясь ни в чьих похвалах.
24. Я не видел, однако, стержня в великом деле, в искусстве Твоем,
Всемогущий, "Который один творишь чудеса". Душа моя странствовала среди
телесных образов: "прекрасное", являющееся таковым само по себе, и
"соответственное", хорошо согласующееся с другим предметом, я определял и
различал, пользуясь доказательствами и примерами из мира физического.
Потом я обратился к природе души, но ложные понятия, бывшие у меня о мире
духовном, мешали мне видеть истину. Во всей силе своей стояла истина у меня
перед глазами, а я отвращал свой издерганный ум от бестелесного к линиям,
краскам и крупным величинам. И так как я не мог увидеть это в душе, я
думал, что не могу видеть и свою душу. Я любил согласие, порождаемое
добродетелью, и ненавидел раздор, порождаемый порочностью. В первой я
увидел единство, во второй - разделенность. Это единство представлялось мне
как совместность разума, истины и высшего блага; разделенность - как некая
неразумная жизнь и высшее зло. Я, несчастный, считал, что оно не только
субстанция, но что это вообще некая жизнь, только не от Тебя исходящая,
Госпрди, от Которого вс°. Единство я назвал монадой, как некий разум, не
имеющий пола, а разделенность - диадой: это гнев в преступлениях и похоть в
пороках. Сам я не понимал, что говорю. Я не знал и не усвоил себе, что зло
вовсе не есть субстанция, и что наш разум не представляет собой высшего и
неизменного блага.
25. Преступление есть порочное движение души, побуждающее к действию, в
котором душа и утверждает себя дерзостно и взбаламученно. Разврат есть
необузданное желание, жадное к плотским радостям. Если разумная душа сама
порочна, то жизнь пятнают заблуждения и ложные понятия. Как раз такая и
была у меня тогда, и я не знал, что ее надо просветить другим светом, чтобы
приобщить к истине, потому что в ней самой нет истины. Ибо "Ты зажжешь
светильник мой, Господи, Боже мой, Ты просветишь тьму мою; и от полноты
Твоей получим мы вс°. Ты свет истинный, освещающий всякого человека,
приходящего в этот мир, ибо у Тебя нет изменения и ни тени перемены".
26. Я порывался к Тебе и был отбрасываем назад, да отведаю вкуса смерти,
потому что "Ты противишься гордым".
А разве не великая гордость притязать по удивительном безумию, что по
природе своей я то же самое, что и Ты Подверженный изменению и ясно видя
это из того, что я очень хотел быть мудрым, дабы стать лучше, я предпочел,
однако считать Тебя подверженным изменению, чем признать, что я не то же
самое, что и Ты. Потому я и был отталкиваем назад, и Ты пригибал мою
кичливую выю. Я носился со своими телесными образами; я, плоть, обвинял
плоть, и "бродячий дух", я не повернулся к Тебе; бродя, я бродил среди
несуществующего ни в Тебе, ни во мне, ни в теле: тут не было подлинных
Твоих созданий, а были одни мои пустые мечтания. И я спрашивал у малых
верных детей Твоих, моих сограждан, из среды которых я, сам того не зная,
был изгнан, я спрашивал их, нелепый болтун: "Почему же заблуждается душа,
которую создал Бог?" Я не хотел, чтобы меня спросили: "Почему же
заблуждается Бог?" И я силился доказать, что скорее Ты в своей неизменной
сущности вынужден впасть в заблуждение; чем признаться, что я подверженный
изменению, добровольно сбиваюсь с пути и в наказанне за это впадаю в
заблуждение.
27. Мне было, пожалуй, лет двадцать шесть, двадцать семь, когда я закончил
эти свитки, развертывая перед собой свои выдумки - эти материальные образы,
оглушавшие уши моего сердца. Я настораживал их, сладостная Истина, чтобы
услышать мелодию Твою, звучавшую глубоко внутри меня. Я думал о "прекрасном
и соответственном", хотел встать на ноги и услышать Тебя, "радостью
обрадоваться, слыша голос жениха" и не мог: мое заблуждение громко звало
меня и увлекало наружу; под тяжестью гордости своей падал я вниз. "Ты не
давал слуху моему радости и веселия", и не "ликовали кости мои", потому что
"не были сокрушены".
28. И какая польза для меня была в том, что лет двадцати от роду, когда мне
в руки попало одно произведение Аристотеля под заглавием "Десять категорий"
(карфагенский ритор, мой учитель, и другие люди, считавшиеся учеными,
раздуваясь от гордости, трещали о нем, и, слыша это название, я только и
мечтал об этой книге, как о чем-то великом и божественном), я оказался
единственным, прочитавшим и понявшим ее? Когда я беседовал по поводу этих
категорий с людьми, которые говорили, что они с трудом их поняли и то лишь
с помощью ученых наставников, объяснявших их нетолько словесно, но и с
помощью многочисленных рисунков на песке, то оказалось, что они могут
сказать мне о них только то, что я, при своем одиноком чтении, узнай у себя
самого. По-моему, книга эта совершенно ясно толковала о субстанциях и их
признаках: например, человек - это качество; сколько в нем футов роста -
это количество; его отношение к другим: например, чей он брат; место, где
он находится; время, когда родился; его положение:
стоит или сидит; что имеет: обувь или вооружение; что делает или что
терпит. Под эти десять категорий, для которых я привел примеры, и под самую
категорию субстанции подойдет бесконечное число явлений.
29. Какая была мне от этого польза? А вред был. Считая, что вообще вс°
существующее охвачено этими десятью категориями, я пытался и Тебя, Господи,
дивно простого и не подверженного перемене, рассматривать как субъект
Твоего величия или красоты, как будто они были сопряжены с Тобой, как с
субъектом, т.е. как с телом, тогда как Твое величие и Твоя красота это Ты
сам. Тело же не является великим или прекрасным потому, что оно тело:
меньшее или менее красивое, оно вс° равно остается телом.
Ложью были мои мысли и о Тебе, а не истиной: жалкий вымысел мой, не
блаженная крепость Твоя. Ибо Ты повелел, и так и стало со мной: земля
"начала рожать мне терния и волчцы", и с трудом получал я хлеб свой.
30. И какая польза была для меня, что я, в то время негодный раб злых
страстей, сам прочел и понял все книги, относившиеся к так называемым
свободным искусствам, какие только мог прочесть? Я радовался, читая их, и
не понимал, откуда в них то, что было истинного и определенного. Я стоял
спиной к свету я лицом к тому, что было освещено; и лицо мое, повернутое к
освещенным предметам, освещено не было. Тебе известно, Господи, что я
узнал, без больших затруднений и без людской помощи, в красноречии,
диалектике, геометрии, музыке и арифметике; и быстрая сообразительность и
острая проницательность - Твои дары, но не Тебе приносил я их в жертву. Они
были мне не на пользу, а скорее на гибель, потому что я жадно стремился
овладеть доброй долей имущества своего, но "не сохранил для Тебя сил
своих", а ушел от Тебя прочь, в дальнюю страну, чтобы расточить все на
блудные страсти. Какая польза была мне от хорошегр, если я не умел им
хорошо пользоваться? А я стал понимать, как трудно даются эти науки даже
прилежным и толковым ученикам, когда, пытаясь их разъяснить, увидел, что
самого выдающегося среди моих учеников хватало лишь на го, чтобы не так уж
медленно усваивать мои объяснения.
31. Какая была мне польза в этом, если я думал, что Ты, Господи, Бог
истины, представляешь собой огромное светящееся тело, а я обломок этого
тела? Предел извращенности! Но именно таков был я тогда! Я не краснею.
Господи, исповедуя пред Тобой милосердие Твое ко мне и призывая Тебя: я
ведь не краснел, богохульно проповедуя пред людьми и лая на Тебя.
Какая польза была мне от моего ума, так легко справлявшегося с этими
науками, и от такого количества запутаннейших книг, распутанных без помощи
учителя, если я безобразно кощунствовал и гнусно заблуждался в науке
благочестия? Во вред ли был для малых Твоих ум гораздо более медлительный,
если они не уходили от Тебя прочь, безмятежно оперялись в гнезде Церкви
Твоей и выращивали крылья любви, питаясь пищей здоровой веры?
Господи, Боже наш, "в тени крыл Твоих обретем мы надежду": укрой нас и
понеси нас. "Ты понесешь. Ты понесешь малых детей и до седин будешь нести
их" - ибо сила наша тогда сила когда это Ты; только наша - она бессилие.
Наше благо всегде у Тебя, и, отвращаясь от него, мы развращаемся. Припадем
к Тебе, Господи, да не упадем: у Тебя во всей целости благо наше - Ты сам:
мы не боимся, что нам некуда вернуться, потому что мы рухнули вниз: в
отсутствие наше не рухнул дом наш. вечность Твоя.
Книга пятая
1. Прими исповедь мою, приносимую в жертву Тебе языком моим, который Ты
создал и побудил исповедовать имя Твое; выздоровели все кости мои: пусть же
они скажут: "Господи! Кто подобен Тебе?". Ничего нового не сообщает Тебе
человек, исповедуясь в том, что происходит с ним, ибо не закрыто взору
Твоему закрытое сердце, и не отталкивает человеческая жесткость десницу
Твою: Ты смягчаешь ее, когда захочешь, милосердуя или отмщая: "и нет
никого, кто укрылся бы от жара Твоего". Да хвалит Тебя душа моя, чтобы
возлюбить Тебя. Неумолчно хвалят Тебя все создания Твои: всякая душа,
обратившаяся к Тебе, своими устами; животные и неодушевленная природа
устами тех, кто их созерцает. Да воспрянет же в Тебе душа наша от
усталости: опираясь на творения Твои, пусть дойдет к Тебе, дивно их
сотворившему: у Тебя обновление и подлинная сила.
2. Пусть уходят и бегут от Тебя мятущиеся и грешные. Ты видишь их, Ты
распределяешь и тени. И вот - мир прекрасен и с ними, хотя они сами мерзки.
Но чем повредили они Тебе? Чем обесчестили власть Твою - полную и
справедливую от небес и до края земли. Куда бежали, убежав от лица Твоего?
Где не найдешь Ты их? Они убежали, чтобы не видеть Тебя, видящего их, и в
слепоте своей наткнуться на Тебя, ибо Ты не оставляешь ничего Тобой
созданного. Да, чтобы наткнуться на Тебя в неправде своей и по правде Твоей
нести наказание: уклонившись от кротости Твоей, натыкаются они на
справедливость Твою и падают в суровость Твою. Не знают они, что Ты всюду и
нет места, где Тебя бы не было; Ты, единственный, рядом даже с теми, кто
далеко ушел от Тебя. Пусть же обратятся, пусть ищут Тебя; если они оставили
Создателя своего, то Ты не оставил создание Свое. Пусть сами обратятся,
пусть ищут Тебя - вот Ты здесь, в сердце их, в сердце тех, кто исповедуется
у Тебя и кидается к Тебе и плачет на груди Твоей после трудных дорог своих.
И Ты, благостный, отираешь слезы их; они плачут еще больше и радуются,
рыдая, потому что Ты, Господи, не человек, не плоть и кровь, но Ты,
Господи, их Создатель, обновляешь и утешаешь их. И где я был, когда искал
Тебя? Ты был предо мною: я же далеко ушел от себя, я не находил себя; как
же было найти Тебя!
5. Они не познали Пути, Слова Твоего, Которым Ты создал и то, что они
вычисляют, и тех, кто вычисляет, и чувство, которым они различают предметы
вычислений, и разум, с помо щыо которого вычисляют: "мудрость же Твоя
неисчислима". Сам же Единородный Сын Твой "сделался для нас мудростью,
праведностью и освящением"; но Он считался одним из нас и платил подать
кесарю. Они не познали этого Пути, чтобы спуститься Им от себя к Нему и
через Него к Нему подняться. Они не познали этого Пути; они думают, что
вознеслись к звездам и сияют вместе с ними - и вот рухнули они на землю, и
"омрачилось безумное сердце их". Много верного сообщают они о твари, Истину
же, Мастера твари, не ищут благоговейно и потому не находят, а если и
найдут, то, "познав Бога, не прославляют Его, как Бога, и не благодарят, но
суетствуют в умствованиях своих и называют себя Мудрыми": себе приписывают
Твое и поэтому, извращенные и слепые, стараются Тебе приписать свое;
переносят ложь свою на Тебя, Который есть Истина: "изменяя славу нетленного
Бога в образ подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим и
пресмыкающимся, заменили они истину Божию ложью и поклоняются и служат
твари вместо Творца".
6. Я запомнил, однако, у них много верного из наблюдений над природой. Их
разумные объяснения подтверждались вычислениями, сменой времен, видимым
появлением звезд. Я сравнивал их положения со словами Мани, изложившего
свой бред в множестве пространнейших сочинений: тут не было разумного
объяснения ни солнцестояний, ни равноденствий, ни затмений, вообще ни
одного из тех явлений, с которыми я ознакомился по книгам мирской мудрости.
Мне приказано было верить тому, что совершенно не совпадало с
доказательствами, проверенным вычислением и моими собственными глазами, и
было тому совершенно противоположно.
7. Господи, Боже истины, разве тот, кто знает это, уже угоден Тебе?
Несчастен человек, который, зная вс°, не знает Тебя; блажен, кто знает
Тебя, даже если он не знает ничего другого. Ученого же, познавшего Тебя,
сделает блаженнее не его наука: чрез Тебя одного он блажен, "если, познав
Тебя, прославит Тебя как Бога, и возблагодарит и не осуетится в
умствованиях своих". Лучше ведь обладать деревом и благодарить Тебя за
пользу от него, не зная, сколько в нем локтей высоты и на какую ширину оно
раскинулось, чем знать, как его вымерить, как сосчитать все его ветви, но
не обладать им, не знать и не любить его Создателя. Так и верному Твоему
принадлежит весь мир со всем богатством своим, и, как будто ничего не имея,
"он обладает всем", прилепившись к Тебе, которому служит вс°. Пусть он не
знает, как вращается Большая Медведица; глупо сомневаться, что ему лучше,
чем тому, кто измеряет небо, считает звезды, взвешивает вещества - и
пренебрегает Тобою, который "вс° расположил мерою, числом и весом".
8. Кто, однако, требовал, чтобы какой-то Мани писал об этих предметах?
Чтобы обучиться благочестию, не нужно о них знать. Ты ведь сказал человеку:
"Вот: благочестие и есть мудрость". Он мог не ведать об этой мудрости, хотя
бы и в совершенстве овладел наукой. Она, однако, вовсе не была ему знакома,
но он бесстыдно осмеливался поучать. О мудрости, разумеется, он ничего уже
знать не мог. Проповедовать мирское знание, даже хорошо себе известное,
дело суетное; исповедовать Тебя - это благочестие. Сбившись как раз с этого
пути, он много говорил по вопросам научным, и был опровергнут настоящими
знатоками. Ясно отсюда, каким могло быть его разумение в области, менее
доступной. Он же не соглашался на малую для себя оценку и пытался убедить
людей, что Дух Святой, утешитель и обогатитель верных Твоих, лично в
полноте своего авторитета обитает в нем. Его уличили в лживых утверждениях
относительно неба, звезд, движения солнца и луны; хотя это и не имеет
отношения к науке веры, тем не менее кощунственность его попыток выступает
здесь достаточно: говоря в своей пустой и безумной гордыне о том, чего он
не только не знал, но даже исказил, он всячески старался приписать эти
утверждения как бы божественному лицу.
9. Когда я слышу, как кто-нибудь из моих братьев христиан, человек
невежественный, судит вкривь и вкось о вопросах научных, я терпеливо взираю
иа его мнения: я вижу, что они ему не во вред, если он не допускает
недостойных мыслей о Тебе, Господи, Творец всего, и только ничего не знает
о положении и свойствах телесной природы. Будет во вред, если он решит, что
эти вопросы имеют отношение к сущности вероучения, и осмелится упрямо
настаивать на том, чего он не знает. Такую немощность, впрочем, материнская
любовь переносит у тех, кто верой еще младенец, ожидая пока новый человек
не восстанет в "мужа совершенного", которого нельзя будет "завертеть ветром
всякого учения". Кто же не сочтет ненавистным и отвратительным безумие
человека, который, будучи столько раз уличен во лжи, осмелился предстать
"Перед теми, кого он убеждал, как такой учитель, основоположник, вождь и
глава, что последователи его думали, будто они следуют не за простым
человеком, а за Духом Твоим Святым? Мне, впрочем, самому небыло вполне
ясно, можно ли объяснить, согласно и с его словами, смену долгих и коротких
дней и ночей, самое смену дня и ночи, затмения светил и тому подобные
явления, о которых я читал в других книгах. Если это оказалось возможным,
то я вс° же оставался бы в нерешительности, действительно это так, или же
нет. Я поддерживал, однако, свою веру его авторитетом, будучи убежден в его
святости.
10. Почти девять лет, пока я в своих душевных скитаниях прислушивался к
манихеям, напряженно ожидал я прибытия этого самого Фавста. Другие манихеи,
с которыми мне довелось встречаться, будучи не в состоянии ответить на мои
вопросы по этим поводам, обещали мне в нем человека, который, приехав, в
личной беседе очень легко, со всей ясностью, распутает мне не только эти
задачи, но и более сложные, если я стану его о них спрашивать. Когда он
прибыл, я нашел в нем человека милого, с приятною речью; болтовня его о
манихейских обычных теориях звучала гораздо сладостнее. Что, однако, в
драгоценном кубке поднес к моим жаждущим устам этот изящнейший виночерпий?
Уши мои пресытились уже такими речами: они не казались мне лучшими потому,
что были лучше произнесены; истинными потому, что были красноречивы; душа
не казалась мудрой, потому что у оратора выражение лица подобающее, а
выражения изысканны. Люди, обещавшие мне Фавста, не были хорошими судьями.
Он казался им мудрецом только потому, что он услаждал их своей речью. Я
знал другую породу людей, которым сама истина кажется подозрительной, и они
на ней не успокоятся, если ее преподнести в изящной и пространной речи. Ты
же наставил меня, Господи, дивным и тайным образом: я верю, что это Ты
наставил меня, ибо в этом была истина, а кроме Тебя нет другого учителя
истины, где бы и откуда бы ни появился ее свет. Я выучил у Тебя, что
красноречивые высказывания не должны казаться истиной потому, что они
красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языка слова, лживыми
потому, что они нескладны, и наоборот: безыскусственная речь не будет тем
самым истинной, а блестящаяречь тем самым лживой. Мудрое и глупое - это как
пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, - это посуда,
городская и деревенская, в которой можно подавать и ту и другую пищу.
11. Жадность, с которой я столько времени ожидал этого человека, находила
себе утоление в оживленном ходе его рассуждений и в той подобающей
словесной одежде, в которую он с такой легкостью одевал свои мысли. Я
наслаждался вместе со многими и расхваливал и превозносил его даже больше
многих, но досадовал, что не могу в толпе слушателей предложить ему
вопросы, меня тревожившие, и поделиться ими, обмениваясь мыслями в
дружеской беседе. Когда же, наконец, Случай представился, я вместе с моими
друзьями завладел им в то время, когда такое взаимное обсуждение было
вполне уместно, и предложил ему некоторые из вопросов, меня волновавших. Я
прежде всего увидел человека, совершенно не звавшего свободных наук, за
исключением грамматики, да и то в самом обычном объеме. А так как он прочел
несколько речей Цицерона, очень мало книг Сенеки, кое-что из поэтов и тех
манихеев, чьи произведения были написаны хорошо и по-латыни, и так как к
этому прибавлялась еще ежедневная практика в болтовне, то вс° это и
создавало его красноречие, которое от его ловкой находчивости и природного
очарования становилось еще приятнее и соблазнительнее. Правильны ли
воспоминания мои, Господи, Боже мой. Судья моей совести? Сердце мое и
память моя открыты Тебе; Ты уже вел меня в глубокой тайне Промысла Твоего и
обращал лицом к постыдным заблуждениям моим, чтобы я их увидел и
возненавидел.