Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
И.В.Каргель
Христос - освящение наше!


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  




Сущность освящения.

Прежде чем мы ближе вникнем в сущность освящения, мы должны сначала предпослать краткое разъяснение вопроса - под какими точками зрения последнее встречается в Священном Писании? Если будем внимательно читать Новый Завет, то вскоре убедимся, что Господь говорит об освящении детей Божиих в двояком смысле. Во-первых как о совершенном, законченном факте, к которому ничто больше не может быть прибавлено, и во-вторых, как о деле еще не законченном, которое поэтому должно продолжаться. Что же касается первого, то места и выражения, как нижеследующие, не оставляют никакого сомнения в том, что совершенная святость есть часть каждого искупленного: "По сей то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа" (Евр.10:10), "Но вы, род избранный, царственное священство, народ святый" (1Пет.2:9), "Но омылись, но освятилисъ, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1Кор.6:11), "Призванным, которые освящены Богом Отцом" (Иуд.1). Верующие в различных местах Нового Завета называются: "Освященными во Христе Иисусе, призванными святыми" (Рим.1:7; 1Кор.1:2; 2Кор.1:1). В соответствующих посланиях говориться: святые в Ефесе, всем святым во Христе Иисусе в Филипах, Колоссах и так далее. Если мы вспомним, что это Дух Святой называет их так чрез уста апостолов, то нам должно быть ясно, что Он, делая это, взирал на дело уже совершившееся над святыми.

С другой стороны, однако, Дух Святой говорит такими же ясными выражениями, не могущими быть понятыми превратно, о деле освящения, как об имеющем еще совершиться и продолжиться до совершенства. И в то время, как Он говорит о первом, так сказать, только случайно, о втором же говорит увещевая, настаивая, требуя и ведя к совершенству. Дух Святой повелевает совершать "святыню в страхе Божием" (2Кор.7:1), говорит святым - "воля Божия есть освящение ваше" (1Фес.4:3-4), даже употребляет наказание, чтобы мы достигли Его, (то есть Божью) святость, и настойчиво требует, чтобы стремились к ней, потому что без нее мы не увидим Господа (Евр.12:10-14). Он нисколько не суживает заповедь Ветхого Завета, указывая детям Божиим, чтобы поощрить их к освящению: "Будьте святы, потому что Я (Господь) свят" (1Пет.1:15-16). Это и другие

места Священного Писания, число которых легко может быть увеличено, показывают совершенно не двусмысленно, что во всяком верующем должно происходить некоторое дело, очень интересующее Духа Святого, но которое еще не закончено и может быть таковым только тогда, когда будет достигнута цель, Им намеченная. Эта цель, как мы можем увидеть в последствии, - чудная божественная.

Однако же возникает вопрос: что же лежит в основании этих обоих различий и к чему они относятся? Не кажется ли, что в них может быть противоречие? - Никак! Дело так просто. В совершенном освящении, о котором сначала шла речь, в одинаковой мере принадлежащем наименьшему, как и успешнейшему чаду Божиему, лежит в основании дело Христово, совершенное для Своих, в котором их освящение точно также включено, как и их прощение и оправдание, и оно относится к славному положению верующего, которое последний получает во Христе, в день, когда он ухватывается за Него. См. Иоанна 17:19 и Римлянам 8:30.

Напротив, в продолжающемся освящении, в котором даже самый святейший святой должен преуспевать, в основании лежит должное еще исполниться дело Духа Святого над Своими, и оно имеет отношение к их поведению и хождению здесь на земле. Когда Дух Святой сможет сказать о Своем деле над искупленными то, что Сын Божий мог сказать о Своем деле для них, а именно: "Совершилось!" Тогда это освящение будет закончено.

Слава Богу, что Он таким образом открыл эти драгоценные истины! Слава Богу, что спасенный грешник облекшись во Христа Иисуса, оделся не только в Его праведность, но так же и в его святость! Так что Бог Сам может смотреть на него, как на святого, так же и называть его, и о нем может быть сказано, что было сказано о грубых грешниках в Коринфе: "И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1Кор.6:11). Каждый может видеть из настоящего примера, что омытие, освящение и оправдание были у этих спасенных сразу совершенной действительностью: и все по времени падает на один и тот же момент. И как могло быть иначе? Если бы было иначе, то как мог бы разбойник или подобно разбойнику спасенный, который в минуту своей наступающей смерти уже не имеет возможности на земле совершить переживаемое освящение, чтобы немедленно выйти из этого мира в Царствие Божие? И мог ли он иначе, как освященным, предстать пред Богом? Но и потому еще не могло быть иначе, что мы, которые должны здесь, на земле, жить и преуспевать в освящении, должны иметь славное положение освящения во Христе прежде, чем мы сможем ходить в освящении и действовать соответственно ему. Ведь решительно невозможно, чтобы какой-нибудь нищий в своем бедном положении вел бы княжескую жизнь. Сколько бы раз ему, хотя бы и строго, ни приказывали, как бы неустанно он в этом ни старался и того ни домогался, - все будет тщетно, пока ему не будет даровано его благосклонным монархом: сан, образование, честь и состояние, одним словом - настоящее княжеское положение. Так обстоит и со спасенным грешником, который во Христе поднят до положения чада Божия. Он может сказать о своем Господе в отношении себя: "Из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями народа его" (Пс.112: 7-8).

Одновременно с данным ему во Христе славным положением, Бог говорит ему: "Ты теперь освящен в Возлюбленном, пребывай в этом положении и преуспевай, как святой, в твоей жизни, мысли, речи, действии и хождении, пока между этим твоим хождением и Моим, для тебя совершенным делом, не будет более никакого противоречия". Итак, мы имеем совершенное освящение и продолжающееся. Эту истину в высшей степени важно ясно уразуметь и начать правильно различать, так как очень многие опираются на то, что они уже "освящены во Христе Иисусе", и поэтому не имеют нужды больше ни в чем, тогда как внутренно, так и внешне они пожираются червем греха. Другие же, серьезные души, напротив, работают изо всех своих сил, однако, без того, чтобы прежде поставить свою ногу веры на почву Божию, не зная и не видя того, что их блаженное положение - лишь только они сделались собственностью Христовой - уже от начала - "святость во Христе". И так они хотят создать нечто, что уже создано и для них было совершено их прославленным Господом на древе креста. Они работают от себя, собственной силой, направляясь к Первоисточнику, вместо того, чтобы, находясь в Нем и исходя из Него, быть облеченными Его всепреодолевающим вооружением. Нет никакого чуда, если такому стремлению за освящением следует неизбежная неудача. О, дал бы Бог, чтобы все дети Его, чрез освящение Духа Святого, захотели бы познать высоту полученного ими положения во Христе и детски верою занять его, чтобы они, находясь в этом положении, а не в собственной нищете, могли вести и хождение в преуспевающей святости. Это преуспевающее освящение и есть преимущественно то, о котором мы думаем далее вести речь.

Что же теперь касается сущности освящения, то:

1. Слово "освящать" или "посвящение" дает нам некоторое разъяснение его. Это слово означает, как известно, - отделить, отстранить, для особой цели. Если кто-нибудь отделяет какую-либо вещь, какой-либо предмет, то он берет его из числа других, подобных ему предметов, и отстраняет от доселе свойственного ему употребления, пользуясь им особо, в виду некоторой новой, усмотренной цели. И вот посвящение в сущности есть все более полное удаление всего человека-духа, души и тела - от того, в чем он был повреждаем дьяволом, миром, своим собственным "Я" или своею плотью.

Посвящение есть растущее и все углубляющееся отделение чада Божия, пока всякое другое влияние не будет более иметь власти над ним, кроме одного Господа, Которому верующий вполне принадлежит по праву сотворения, искупления и освящения. Это обособление от всего, что было не Божье и не служило целям Божиим очень часто находит себе выражение в Ветхом Завете. Так, например, некогда Моисей должен был отделить народ Израильский, когда Господь повелел ему: "Пойди к народу и освяти его сегодня и завтра, пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню, ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай" (Исх.19:10-11). Моисею предстояло, освятить народ, отделить его от обычного занятия и общественной работы. Моисей должен был позаботиться о том, чтобы исчезла всякая нечистота, всякое пятно с одежды народа, чтобы последний стал приятен Господу Богу своему и мог приблизиться к Иегове. И это должно было продолжаться три дня: это значило, что дело должно быть сделано так основательно, чтобы оно стало достойным приближающегося Господа. Какой образ того, как Он, чистый, может приближаться только к чистым, и только таковые смеют предстать пред Ним!

Израиль, однако и сам должен был отделиться.

и также отстраниться от всего для Господа. Поэтому Господь повелел сказать народу: "Освятите себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, Свят" (Лев.20:7). То, что Моисей должен был сделать над Израильтянами, то они сами должны были здесь сделать над собою. Их освящение не должно было быть навязанным Моисеем, как бы насилием, быть делом другого, стоящего извне, но делом их собственной воли, их собственным, личным действием. Как часто мы хотим отделить других! Мы хотим их принудить расстаться с вещами, которые осудил Бог. Как часто община хочет делать подобное и притом - с некоторого рода насилием, чрез постановление и проведение известных решений! Однако, какой же ценности эти дела, если даже они и имеют успех? Какой ценности они перед Богом, Которому некоторые думают оказать службу таким навязыванием, когда сами эти личности в глубине своей души еще не пришли к решению отказаться от того или иного предмета или вещи, каковые, как и прежде, крепко сидят в их сердце? Мы можем иногда принудить наших братьев и сестер во Христе оставить то или другое, но если в глубине они привязаны к этим предметам, то фактически такие верующие не отделены, ведь, от последних и никоим образом не освящены в этом отношении. Дело, которое мы совершили чрез наше навязывание, будет состоять лишь в том, что мы создали из них лицемеров, которые непрестанно находятся в противоречии между своим наружным и внутренним состоянием. Мы видим из этого, что освящение совершенно не обходится без нас, оно может состоятся только при нашей собственной воле и личном решении, если они у нас в полном согласии с волей Божией. Отсюда требование Божие - "освящайтесь" вполне на месте у Его народа.

Далее мы читаем, что Бог определяет Себя пред Израилем, как освящающий их. В Левит 20:8 сказано: "Я Господь, освящающий вас". В действительности это удивительное выделение и отделение от начала до конца должно быть делом Божиим. Он должен быть здесь Альфой и Омегой, если процесс освящения протекает по Писанию и сердцу Божию. Сам Бог должен глубоко проникнуть в твою жизнь со Своей святостью и силой и внутренне отделить тебя Своим присутствием и Своей жизнью от всего, что не Он, и что отделяет тебя от Него. Некогда Господь начал это Свое дело тем, что Он предвидел Своих при освящении от Духа (1Пет.1:2), затем искупил их Себе в собственность Кровью Сына Своего из всякого колена, языка, народа и племени, далее призвал каждого в отдельности особым, святым званием и обновил сердце чрез Духа Святого. Может ли быть иное, как то, что Он проведет и последнее - освящение верующего, ведущее к прославлению. Таким образом, мы видим троякое разобщение и отделение. Прежде всего посредник Ветхого Завета, Моисей, должен был произвести акт освящения над Израилем, чтобы представить народ Богу. Это соответствует посвящению Посредника Нового Завета, Иисуса, за нас. Он посвятился вместо Своего народа (Иоан.17:19), удалившись от всего, того что каким-либо образом, кроме Его Отца, хотело иметь на Него, притязание.

Господь Иисус существовал только для Отца. Князь мира сего пришел, но во Христе не нашел ничего (Иоан.14:30), мир был готов признать Его, как своего царя, и венчать Его (Иоан.6:15), но Христос бежал от поклонения мира. Ближайшие родственники Иисуса искали возможности оказать на Него влияние, но Он ни на одно мгновение не был доступен для этого (Иоан.2:4; 7:3-6). Лучшие ученики Иисуса пробовали склонить Его по своему рассуждению (Лук.9:54-56; Мат.16:22-23), но Он ни в чем не сошел на их уровень. Он даже отрешился и отрекся от Своей собственной воли (Иоан.5:30). С этим намерением сошел с небес (Иоан.6:38); отлучился от Своей славы там, в небесах, и той почести, которая подобала Ему здесь, на земле. Он разлучился даже со Своей жизнью и дал вытеснить Себя из среды человечества, как злодея, чтобы освятить нас. Об этом так гласит Его собственное слово: "И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною." И у Евр.13:12 Апостол говорит: "То и Иисус, дабы освятить людей Кровью Своею, пострадал вне врат". Если это освящение было для нас, как свидетельствуют только что приведенные места, то оно поставлено нам на счет, так же верно, как верно, что мы во Христе. Если Кровь Его омыла нас и примирила с Богом, то во Христе мы отделены и отстранены от всего, что каким-либо образом, кроме Отца, имеет на нас притязание. О, если б мы только узнали, что в этом посвящении Христа лежит для нас сила нашего отделения, чтобы сделать нашу жизнь и хождение подобным Его жизни и хождению!

Однако, мы видим так же, что Израиль должен был и сам освятитъся. Дело Христа совершено; Он ничего не может более прибавить к Своей жертве, потому что "одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр.10:14). Теперь дело за нами - войти в Его труд, как наше наследие. Мы не только должны войти в Его мир, Его радость, Его блаженство, но и в Его отделение и посвящение Отцу. Из всего нашего существа ничего не должно быть - ни одного движения сердца, ни одного желания или хотения, которое бы всецело не принадлежали Ему. Это познание время от времени пробивает себе путь в сердце многих детей Божиих, что часто звучит из их молитв, когда они взывают: "Освободи меня от того-то или того-то; отними от меня эту похоть, освободи меня от этой страсти!" и так далее. Но никто да не обманывается, думая, что эти предметы будут взяты у него Господом без его воли или даже против него! Освятись, отделись от них до глубины твоего сердца, не допускай даже воспоминанию о них подходить к тебе, скрывайся от них в твоем Господе, чтобы они не могли найти тебя, если они как враги, подстерегают и преследуют тебя! (Пс.26:5). Не забывай, что только то угодно Господу, что ты отдаешь ему с неизменной волей твоего сердца; и только это Он действительно возьмет. До тех пор, пока ты в сердце своем, хотя бы только и издали, заигрываешь с вещью, - она останется у тебя до того дня, пока ты добровольно не выдашь сохраняемый тобою уголок для себя и своей страсти, похоти, удовольствия и наклонности, чтобы никогда не взять его обратно. Что Господь вынудил бы у тебя каким-либо образом, то не могло бы изменить тебя ни на волос; ибо что касается тебя, то ты будешь все-таки продолжать идти в той же колее. Поэтому мы и читаем об исторжении глаза, отсечении руки или ноги (Мат.5:29-30). Также к нам направляется увещание: "Не предавайте членов ваших в орудия неправды, но представьте себя Богу" (Рим.6:13). Итак, мы видим, что мы можем свободно располагать нашими членами, тоже и после того, как мы искуплены Кровью Сына Божия в собственность Богу, над нами не совершается никакого насилия. Однако же, действительной Его собственностью делаемся только тогда, когда с нашей стороны мы предаемся Ему в распоряжение. "Представьте тела ваши в жертву" (Рим.12:1) есть увещание Того, Который мог бы тот час же взять их Себе в жертву, лишь только бы захотел этого. Поэтому Апостол взывает к своим собратьям: "Очистим себя от всякой скверны плоти и духа!" (2Кор.7:1). И Иоанн говорит о тех которые имеют надежду на Христа, что они будут подобны Ему при явлении Его, что каждый очищает себя так, как Он чист (1Иоан.3:2-3). Итак, освящение или отделение для Бога, как мы видим, есть дело, которое без нас не может двинуться ни на шаг; мы должны участвовать в нем всем нашим сердцем, хотя бы вся наша деятельность и состояла только в том, чтобы совсем отдаться Ему и полностью принять Его Самого.

Важнее же всего видеть, что Бог должен быть Альфой и Омегой в нашем освящении. Это самое главное для действительного исполнения Его воли в нашей ежедневной жизни и хождении. Но обыкновенно это самая пренебрегаемая сторона; даже у тех, которые в действительности очень хотели бы быть освященными. Они часто забывают, что тогда приходится делать исключительно такие дела, которые превышают наши силы; дела, для которых нужно всемогущество Божие, и которые Он Сам должен совершить в нас, если они вообще должны состояться. Если здесь Господь не получает должного права, но мы сами хотим все произвести, тогда сатана посмеется нам, и мы непосредственно будем посрамлены. Да не забудет никто, что при обстоятельствах, среди которых мы живем, исполнение воли Божией сделалось гораздо труднее, чем во времена Адама в раю, потому что противодействии и искушений стало в тысячу раз больше, и зло само находится в нас, чего еще не было у Адама. Если Адам не мог устоять в столь славной обстановке, будучи сам чистым, то как хотим и должны мы преодолевать, если это дело должно быть делом только наших рук, а не нашего Бога?!

Я думаю, что одному уже разуму должна выясниться пустота такого начинания. "Способность наша от Бога" (2Кор.3:5), - сказал Апостол; и это есть, будет и останется единственным путем, чтобы на всей нашей духовной линии достигнуть победы. "Тот, Кто в вас, больше того кто в мире" (1Иоан.4:4) - вот тайна непоколебимой устойчивости, без колебаний! Только Он один может соблюсти нас "и поставить пред славою Своею непорочными в радости" (Иуд.24). Сатана очень озабочен тем, чтобы ты как-нибудь взял дело освящения в твои руки, чтобы это дело веры и безусловного доверия твоему Господу обратить в дело собственного усилия или дело закона. Что же делать, если освящение все таки не обходится без нас? - Отними твои руки от собственного действования (идет ли дело о том, чтобы порвать с каким-либо грехом, или исполнить волю Божию), введи Всемогущего, передай Ему всякое дело и будь сам вполне предан Ему для немедленного послушания, и ты вскоре увидишь, как Он проявит Свое чудное и славное Господство и освятит Свой Храм; Он тебя "освятит... во всей полноте и дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23). Превосходные образы такого отделения дает нам Ветхий Завет во всех случаях, когда Израиль посвящал или освящал что-либо Господу, было ли то золото или серебро, плоды поля, животные для жертвы или даже люди. Возьмем из различных вещей, посвященных Богу, хотя бы сосуды храма. Они были святы. Что сделало их святыми? Они были сделаны из того же материала, из которого были изготовлены и многие другие сосуды в домах Израильтян и даже в домах язычников; во всяком случае и по форме они были похожи на многие из них. Итак, материал или форма не придавали им никакой святости, но они были отделены от всякого употребления, на которое предназначались те, и отстранены для одного Бога. Ему переданные и посвященные, Он взял и принял их; и с того времени - из года в год через тысячелетия - эти сосуды применялись только для Его служения, для Его надобностей. Их не смели никогда, никогда взять обратно; и горе тому, кто употребил бы священные сосуды в обычном применении. За грехи Израиля Бог допустил, что впоследствии они (эти сосуды) попали с Израилем в Вавилонское пленение. Но в течении десятков лет царь Навуходоносор с почтением обходился с ними. Когда же однажды сын его, царь Валтасар, велел принести эти сосуды, чтобы употребить их при своей попойке, то Он осквернил их. Но за это участь Валтасара была тот час же решена Богом. Тот час же "Мене, мене, текел, упарсин" было написано ему на стене (Даниила 5). Да остановиться здесь каждое дитя Божие и да выведет само собою напрашивающееся заключение: если Иегова так наблюдал за посвященными Ему предметами, которые не имели ни жизни, ни души и которые тоже не были приобретены Им дорогою ценою, то как высока и дорога должна быть для Него святость душ, искупленных Христом Иисусом! Пусть каждое дитя Божие, наконец, дойдет до того, чтобы смотреть на себя, как на такой сосуд Господа, который Сын Божий отделил для Отца, который сам себя отделил для Него, убежав от мира и в Нем найдя свое убежище, и который Отец отныне хочет знать в постоянном употреблении для Себя, в течение всех будущих дней жизни. И еще больше - пусть бы каждый узнал, и сообразно с этим жил, что он есть (не должен быть) храм живого Бога; но пусть бы каждый и обдумал: "Кто разорит храм Божий, того покарает Бог" (1Кор.3:16-17).

Еще яснее, чем из значения слов: "посвящать, освящение", которое только что рассмотрели, мы. 2. Узнаем сущность освящения из того, как собственно Бог освящает.

Святость в смысле Священного Писания присуща одному Богу; другой, кроме той, которая наполняет и проницает Его, не существует. 1 Царств 2:2 мы читаем: "Нет святого, как Господь, ибо нет другого". И в Откровении 15:4 прославленные восхваляют таким же образом: "Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо "Ты един свят". Если это так, то нам просто таки невозможно произвести какую-либо святость ни посредством нашего труда, ни посредством нашего упущения. Если же тем не менее она должна быть нашей, если она должна перейти в наше существо, то она может прийти единственно и исключительно от Него, Единого, Святого. И она не приходит, как отвлеченный дар, не приходит без Него, но с Ним, чрез Его личное присутствие в нас. Итак, Он освящает, занимая отделенное для Него место жительства, Свое жилище. Пусть последуют тут некоторые из многих примеров, которые могут разъяснить и подтвердить нам эту истину. Вспомним сначала чудное видение горящего куста, который однажды видел Моисей в пустыне и к которому он непреодолимо был привлечен, чтобы подойти и посмотреть (Исх.3:1-5). Когда же Моисей направляет туда свои шаги, внезапно раздается: "Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая". Это должно было быть совершенно ново для Моисея, потому что в течении сорока лет бытности его пастухом он, конечно, посетил каждое, сколько-нибудь возможное местечко обширной окрестности, и во всяком случае многократно преступал и Это место; однако до тех пор о святости его ничего не было известно Моисею. Что случилось с местом, которое, как всякое другое, близ него лежащее, не святое, состояло из той же почвы, - что оно теперь объявлено да и стало святым? За ответом не приходиться далеко ходить; и Моисей, без сомнения, не озирался по сторонам, ища его; ответ лежал в звучащем из куста возгласе: "Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова!" Сам Бог, Иегова, снизошел (ст.8); 0н занял это место, устроил Свое жилище и сообщил ему Свою святость; и так оно сделалось святою землею. Могли бы за столетия перед тем отделить его, обнести забором и не позволить никому вступать на него; могли бы приложить ему так же и имя - "Святая земля", как люди делают это еще поныне, но в действительности святым оно бы из-за этого не сделалось. Только занятие его со стороны Божией, Его личное присутствие дало этому месту действительную святость. Чему учит нас этот пример, как не тому, что Бог Сам должен жить в нас; мы должны быть взяты Им во владение, чтобы Его святость стала бы нашей; и только она есть истинная. Еще и тому учит нас это видение, что Сам Бог, лишь только Он возьмет нас во владение, позаботится отстранить от нас все, не подобное и чуждое Ему и Его святости; как там Он отстранил Моисея от горящего куста.

Другой пример мы имеем в скинии: впоследствии - в храме. Материал из которого была сделана скиния, был в обычном домашнем употреблении у Израильтян (Исх.25:1-9). Ничего святого не было ни на нем, ни в нем. Так же и обычные ремесленники строили скинию и храм. Они обращались с единичными частями, как с другими обыкновенными предметами; до одного известного, определенного дня, когда эти предметы, как и вся скиния или весь храм, не сделались святыми. С того дня каждая непризванная рука и каждая непризванная нога держались вдали; горе тому, кто, не будучи сам освящен, вступал или прикасался к этому жилищу!

С которых же пор получили эти вещи такую святость? Со времени ли их отделения от обыкновенного употребления или же со дня, когда Моисей объявил, что они святы? - Никак! О событии, как была освящена скиния, передается нам так: "Итак, окончил Моисей дело. И покрыло облако скинию собрания и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако и слава Господня наполняла, скинию" (Исх.40:33-35). Итак, Господь занял ее, как жилище; Он распростер над нею и каждым принадлежащим ей предметом Свою святость, и это сделало ее в один день тем, чем она не была до тех пор, и чем она не могла бы быть другим путем никогда, даже спустя много лет. И здесь также Своей святостью Господь держит вдали все, что не соответствует ей. Даже Моисей не нашел . места, где Господь занял все. Точно так же было еще раз, когда был освящен храм; тогда и священники не нашли места в нем от присутствия Славы Божией (3Цар.8:10-11). Так освящает Господь то, что берет во владение. В этом и теперь еще сущность освящения. Только туда, куда Он Сам приходит, приходит и святость. Но там тогда существует и совершенное отделение, потому что тогда отсутствует все наше, всякий чуждый Ему элемент; да и мы сами должны исчезнуть, - Он станет тогда все во всем!

Еще нам хотелось бы указать на седьмой день после шести дней творения, как на подходящий пример того, как освящает Бог. Все дни, без сомнения, были одинаково хороши, как и все, что сотворил Бог; но святыми из-за этого они все-таки не были, потому что если бы они были таковыми, то не было бы смысла, что Бог освятил еще седьмой день, созданный также Им, и поэтому бывший безупречно хорошим. Но как же Он был освящен? Совершенно так, как, мы видели на скинии и на месте, где стоял горящий куст. Бог взял этот день Себе во владение, в Свою особую собственность. Так было с местом близ Иерихона, где Иисус Навин встретил вождя воинства Господня. Личное овладение этим местом и присутствие именно этого вождя освятили его (Нав.5:13-15).

Из всего этого мы можем также научиться, что собственно отделение еще не приносит с собой освящения, и что освящение невозможно без отделения. Отделение есть отрицательное (негатив) в освящении; им мы разлучаемся от всего не Божьего и отрезываемся от того, что не Бог. Взятие во владение и жительство со стороны Господа есть положительное (позитив).

Б то время, как через отделение мы становимся пустыми, через вселение мы наполняемся: и последнее только делает отделение действительным и совершенным. Именно потому ни одно дитя Божие да не удовлетворяется только одним отделением и не допускает мысли, что оно и есть желаемое Господом освящение.

Каждый из нас знает из личного опыта, что возможно, что в иных вещах мы можем быть отделены и, что мы все снова отделяемся. Мы освобождаемся от того и другого и стремимся проводить это отделение все решительнее и глубже, однако же без того, чтобы быть взятыми во владение Господом и Его святостью. Наша сильная воля, наше твердое решение могут провести это до известной степени; и мы думаем, что достигли чего-то, совершенно из ряда вон выходящего; но не видим того, что не Христос, а наша воля есть господин нашего внутреннего существа. Мы не видим, что Он и Его святость не имеют части в этом отделении; все это - дело рук наших, при котором Он остался исключенным; - карикатура освящения, которая многократно находила себе выражение в бегстве в монастырь и пустыню. Поэтому только когда Он, Христос, сделается действительным Господом над нашей волей и нашей силой воли; когда Его существо проникнет и завладеет нашим существом, нашим мышлением, взвешиванием, суждением, поведением, - только тогда обнаружиться святость во всяком действии и деле, будет ли это на духовной почве или же на почве обычной повседневной жизни.

Да наблюдает же каждое дитя Божбе, чтобы оно не только было Христом искупленная собственность, но чтобы оно было и отделено для Христа от всего, что помимо Господа хочет иметь притязание на его жизнь. Более же всего каждый должен прийти в ясное сознание - живет ли в нем в действительности Христос, который искупил нас для Себя и для Которого мы отделены, и проникнуты ли дух, душа и тело Его присутствием? В обыденной жизни вполне возможно, что кто-нибудь называет дом своим, потому что купил или построил его, но не живет в нем; тогда не он хозяйничает в доме, но другие населяют его. Если даже этот дом носит имя владельца, отпечатка характера его он, однакож, носить не будет, но полностью характер того, кто живет в нем. Владелец - он же и фактический хозяин дома - может иметь чистое, незапятнанное, уважаемое имя; но эти качества не перенесутся на дом; даже и тогда когда он будет постоянно называться в связи с его добрым именем. Это случилось бы в тот день, когда владелец дома поселился бы в нем. Если же в доме живет всякого рода сброд, то последний, вопреки доброму имени владельца, даст дому отпечаток своего дурного характера. Вот совершенно то же можно, к сожалению, сказать об ином верующем, о котором мы наверное знаем, что он принадлежит к искупленным Богом, в котором, однако же, Господь не может так обитать и господствовать, как бы Он этого хотел. Сколько разному "сброду" (да простится мне это выражение, - оно все же еще слишком слабо) находится еще места у иного! И это в течении годов. Как печально! Он занимает место, которое должно бы принадлежать Духу Святому. Там, в одном углу сердца видна ютящаяся зависть, в другом - скупость или алчность, в третьем - непримиримость, в четвертом - гнев, в ином - постыдная страсть, любовь к клевете, злословие, отсутствие любви и злорадство - всюду ежедневно встречающийся ветхий человек сo своим самоисканием, честолюбием, самолюбием, ворчливым настроением и вообще со своим широким, везде проглядывающим "Я". То, один, то другой из этого "сброда" выступает наружу и обнаруживает, что он господин дома. Воистину характер такого чада Божия не есть характер его Владетеля, но его жителей; и этот характер есть и должен быть отсутствием святости. О, чтобы Господу не пришлось у многих Его искупленных детей так, как некоему миллионеру! Этот богач с большими издержками приобрел многие части одного красивого города; однако же, обладая большим состоянием, он стремился приобрести весь город. Мало-помалу он покупал дом за домом в оставшейся части города, так что совсем приблизился к своей цели. Только маленький домик остался в руках другого владетеля. "Ну, думал он, - это мелочь; с этим я уж слажу!" Итак, богач появляется однажды у владельца домика с предложением продать ему его домик. - "Нет мой дом не продается", - гласит ответ. "Но я заплачу вам большую цену!" - "Все равно, мой дом не продажный", - получает он обратно. "Я заплачу вам вдвойне, втройне, вчетверо или впятеро!" Все снова и снова получал богач ответ: "Мой дом не продается". Худо или хорошо, богатый господин должен был уйти, не кончив дела, разочарованным. С тех пор владелец" маленького уголка издевался всякий раз, когда встречал богатого господина. "Итак, мы оба владетели города, - ты не один господствуешь в нем!" Не должен ли еще Господь разделять Свою власть в ином сердце, и не живет ли в ином углу "Хананей", сопротивляющийся Всевышнему? Так ли с тобой, брат мой? Освятись, отдели каждый уголок твоего сердца для твоего Господа и смотри затем, чтобы тебе не удовлетвориться до тех пор, пока Он не займет их!

Все искупление Христово имеет одну великую цель -соединить Бога и человека. Это значит - не только создать примирение между ними, но сделать из Бога и человека одно. Уже в Ветхом Завете Бог высказал это желание словами: "И буду ходить среди вас; и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом" (Лев.26:12). В Новом Завете это желание Божие должно прийти к своему глубокому осуществлению. Господь не только хочет ходить среди народа Своего, но Его намерения через Христа быть в верующих. "Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино" (Иоан.17:23) - была молитва великого Первосвященника. "Пребудьте во Мне и Я в вас"; "Кто пребывает во Мне и Я в нем" (Иоан.15:4-5) -единственное условие Христа для принесения плода. И "что Я в Отце Моем и вы во Мне и Я в вас, должно было сделаться чрез грядущего Духа Святого их живым познанием" (Иоан.14:20). "Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоан.14:23) есть обетование тому, кто предался Ему в полное послушание. "Христос в вас есть ныне открытая тайна и истинное упование славы" (Кол.1:27). Поэтому-то разыскание и испытание "в вас ли Иисус Христос?" и дает единственное верное определение о нашем правильном или неправильном положении по отношению к Богу (2Кор.13:5). Итак, истинное освящение и святость могут быть только там, где присутствует Сам Господь, и где живешь и ходишь в Нем; где пребываешь одно с Ним, и Он Один действует во всем и над всем ГОСПОДСТВУЕТ.

После того, как мы несколько рассмотрели сущность освящения, направим наш взор дальше на цель освящения.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz