Цель освящения
Каждое дело, каждое предприятие, если оно подлежит осуществлению и преуспеянию, должно иметь совершенно определенную цель. Если последней нет, то участники в этом находятся в плачевном положении, потому что не могут знать, действуют ли они в правильном направлении, идут ли ближе к окончанию дела или же совершается нечто противоположное. Вся их деятельность в таком случае вместо того, чтобы способствовать развитию дела, будет тормозить его. Следствием чего являются неохота, малодушие хождение ощупью. Так часто бывает очевидным, как большинство детей Божиих остается в полной неясности и духовном невежестве, даже после многих лет их хождения в вере, по отношению к тому, что Бог собственно хочет достигнуть в них после того, как они спасены Им. Еще более - многие проповедники и руководители в великих рядах Божьего войска не знают ни цели Божьей с ними самими, ни с вверенными им овцами. Некоторые же, имеющие немного понятия, так вяло стремятся к ней, что из этого молено было бы собственно заключить то, что они не серьезно верят в славное, Богом явленное намерение относительно Его детей. В то время, как с одной стороны так много работается для новых обращений, среди уже обращенных многое так непростительно упускается. Поэтому здесь проявляется непрестанная утрата, состоящая в том, что у большинства верующих болезненная жизнь веры делается правилом, свежесть духа понижается с каждым дальнейшим годом и сближение с миром возрастает и укореняется: как у единичных лиц, так и у целой общины. Из этого уже видно, как важно знать цель Божью с нами, неустанно выставлять ее перед глазами каждого, а более всего - бежать так, чтобы достичь ее (1Кор.9:24).
Многие думают, что цель Божия с ними была не более и не менее как их спасение от вечной погибели и ада; и так как имеют уверенность, что они избавлены от них и некогда придут в небеса, то они спрашивают с удивлением: "Чего же нам еще нужно? Мы, ведь, достигли того, чего достигнут так же только самые святые; кроме того, все наши дела не сделают нас блаженными, а только милость Божия". В этой точке зрения, которую занимают многие души, проглядывается такое самолюбие, печальнее которого и быть не может. Они ни разу не спросили, достиг ли Бог Своих прав у них, прославляет ли Его их жизнь и стоит ли та жизнь, которую они здесь проводят, той цены, которую заплатил за нее Сын Божий? Когда эти души прибегали ко Христу, их цель была, кажется, та, чтобы им попасть в безопасность; и так как они думают, что достигли этого, то это их вполне удовлетворяет. Их искупление есть только страхование от погибели. О, если бы эти души начали расследовать намерения и цель Божию и были бы готовы отдать Божие Богу!
Когда мы говорим о цели освящения, то мы естественно не подразумеваем ничего иного, как цель Божию с искупленными, у которых, если они стоят в правильном, детском отношении к Отцу, цель Отца должна сделаться и их целью. Разлад с Отцом в этом деле может погубить все их поприще, принести им бесконечную горесть и вред, который простирается до великого дня Господня (1Кор.3:13-15). Захочет ли кто-нибудь, в виду таких обстоятельств, дальше пребывать равнодушным по отношению намерения Божия с ним?
Что мы можем сказать теперь вообще об этой цели Божией? Можем ли мы просто несколькими предложениями представить ее каждому перед глазами? Правда, это было бы возможно при помощи того или иного места Писания, но не многим была бы от этого помощь, потому что еще так многим не достает нужного понимания. Также мы должны сказать о цели освящения, что она как бы растет с ростом детей Божиих. Однако, мы никоим образом не хотим высказать этим того мнения, что как бы Отец наш Небесный не имел в виду уже от века Своей совершенно определенной, славной, конечной цели нашего искупления. Нет, напротив, Он явил это вполне ясно и выразительно в Своем Слове, так, что каждый может это там видеть и читать. Но мы хотели этим сказать то, что хотя эта цель столетиями стоит в Его Книге, Он, однако же, раскрывает ее нам только последовательно, ступень за ступенью, то есть по мере нашей верности и нашего послушания относительно данного Им света и полученного от Него познания (См. внимательно 2Пет.1:3-8). Если это так, то должны существовать младенцы, юноши и мужи во Христе, и каждому должно быть ясно, что первые в отношении последних имеют пред очами цель гораздо меньшую: да, может быть, и пугаются иногда пред целью последних. Многие будут смотреть на нее, как на недостижимую и сначала даже отвратятся от нее. Если же так обстоит с целью нашего освящения, то и рост каждого может идти далее его прошения и разумения. Да, если верующий со своим духовным ростом научится больше понимать и еще больше просить, то Господь может вести его все дальше вперед, к Своей цели. Здесь то же, что при восхождении на лежащие перед нами горы. Каждая перед тем желанная и достигнутая вершина окажется у возрастающего во Христе чада Божия только как находящийся перед конечной целью холм, после которого тот час же возвышается новая и славнейшая вершина; и когда та достигнута, тогда обнаруживается, что далее выступает еще другая, далеко превышающая только что достигнутую. И так оно идет дальше. Однако, да не устрашается никто, что придется пасть духом на таком пути; напротив, каждый шаг вперед приносит большее блаженство. Сначала имеешь славное сознание, что находишься действительно на пути Господнем; далее получаешь опыт, что Он действует в нас "могущественно". И так идешь воистину из славы в славу! Все-таки мы не упустим поставить себе на вид некоторые указания о цели Божьей в нашем освящении. Мы должны начать тут с нижней ступени, чтобы за ней могли последовать все другие. Итак, намерение Божие -
1. Действительно я практически освободить нас от греха. "Он спасет людей Своих от грехов их" (Мат.1:21). Это первое, что сказано нам на первой странице Нового Завета о нашем прославленном Искупителе еще раньше, чем Он родился. Очень важно заметить, что не говорится: "Он спасет грешников от грехов их". Мы знаем, что Он делает так же и последнее. Но грех есть страшная власть, которая хочет поработить и народ Христов. Благодарение и поклонение Господу - здесь нам сообщается благая весть. Его искупление состоит именно в том, чтобы освободить Своих людей от греха. Его народ и грех, а не только Его народ и проклятие греха или погибель греха должны быть отделены один от другого, если он (народ) действительно спасен его Искупителем. Так понимал это ап. Павел, рассуждая "Если же ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак!" (Гал.2:17). Мы видим ап. Павел с негодованием отвергает жизнь во грехе для оправданного по благодати, потому что жизнь представила бы Христа, поощряющим грех, поддерживающим его Своей щедрой благодатью. Итак, если верующий может закрыть себе глаза на нечистое, и не святое, дать ему место, то он делает своего Господа служителем греха. "Грешить? - Нет, этого ты не должен и не будешь никогда!" - так воскликнуло иное, только что оправданное и освобожденное от проклятия и власти греха дитя Божие, в тишине и, может быть, и громко, когда оно постигло, как его совершенно очистил его Спаситель. Может быть, этого верующего порицали за это; может быть, он ошибался, потому что не хорошо еще знал грех, это многоголовое чудовище; но не был ли это взгляд в правильном направлении, апостольского "Никак!"? Не было ли это направление мысли в полном согласии с верным предостережением, данным нашим Господом и учителем столь многим исцеленным телом и душой на их дальнейший жизненный путь, когда Он говорил: "Вот ты выздоровел: не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже". Или как Господь сказал той грешнице: "Иди и впредь не греши" (Иоан.5:14; 8:11). И особенно не было ли это отголоском святейшего: "Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?" (Рим.6:2). Во всяком случае это было в гармонии с целью Божией - видеть нас свободными от греха. Так поставил Господь иное из детей Своих с его первого духовного вздоха на славную почву освящения. О, если бы дети Божий как приняли Господа Иисуса Христа, так и ходили бы в Нем! (Кол.2:6).
Действительно и практически хочет освободить нас Бог от греха, - сказали мы прежде. "Но как далеко, до какого предела?" - слышу я вопрос многих. Ну, хорошо, если вы, - дети Божий, поставьте же сами границу, насколько далеко во грехе Бог хотел бы видеть Своих детей, или до какой степени свободными от него Он хотел бы иметь их. Я убежден, ни один из вас не предположит, что Бог пожелал бы видеть в ком-либо из Своих хотя бы слабейшее дыхание греха. Итак, если это цель Божия в Его искуплении чрез Христа, то и ты тоже должен сделать это твоей целью. Однако, вместо наших выводов, послушаем лучше Слово Господне об этом. Что говорит Он там, в Своем Слове? Бог чрез апостола говорит нам, что Иисус Христос дал Себя за нас. И если мы спросим - зачем? То нам выразительно отвечено: "Чтобы избавить нас от всякого беззакония" (Тит.2:14). Бог говорит нам раз за разом, что со Христом мы умерли для греха (Рим.6:2-5,11), что мы освободились от него, что закон греха и смерти ничего не может иметь в нас, если мы чрез Духа Святого живем во Христе (Рим.8:2). Это все чистейшие действительности во Христе; но это действительности для нас лишь только тогда, когда мы верою берем их во владение, как мы взяли во владение наше прошение, оправдание и мир с Богом. И каково намерение Божие в этих совершенных фактах? Вот одно: "Дабы как грех царствовал к смерти" (и о, как он царствовал во всем нашем существе до корня всех его областей!), "так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим" (Рим.5:21). К кому это относится и когда должно произойти это воцарение, - говорит нам другой стих раньше: "тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни (не когда-либо в тысячелетнем царстве или вечности) посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5:17).Каковы же должны быть практические последствия такого совершенного принятия искупления? - Очищение от всякой скверны плоти и духа (2Кор.7:1); неприкосновение к нечистому (2Кор.6:17); распятие плоти со страстями и похотями (Гал.5:24); упразднение тела греховного, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим.6:6); охрана от первого входа греха в нас, будь то через врата глаза, или руки, или ноги (Мат.5:29-30; Мар.9:45). Нет никого из нас, кто бы не знал, что намерение Божие таково, чтобы представить себе Церковь славною. И в чем должна состоять эта слава? Это сказано тут же дальше: "Не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:27). Не хочешь ли ты помочь образовать эту Церковь? Если да, то на тебе не должно быть ни пятна, ни порока, или чего-либо подобного; ибо что на тебе, то есть и на Церкви. И тогда, как Богу достигнуть этого Своего намерения? - Далее нам сказано, что мы поставлены в этот мир, чтобы нам в нем быть "неукоризнеными и чистыми чадами Божьими, непорочными среди строптивого и развращенного рода" (Фил.2:15). Мы должны ожидать пришествия Господня и как? - С непорочными сердцами во святыне пред Богом в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1Фес.3:13). Затем мы должны явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире (2Пет.3:14). Это же святое слово говорит далее, что "всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист" (1Иоан.3:3). Итак, тому, чтобы видеть Его "как Он есть", предшествует очищение. Если мы не смотрим на Слово Божие, как на ничего не говорящее или как на не преувеличенные фразы, но считаем его за Его твердое слово (Пс.118:38); если мы детски верим, что Бог думает именно то, что говорит, - то из только что приведенных мест и еще многих других, здесь не приведенных, мы должны найти, что цель Божия с нами в Его искуплении была - полнейший разрыв со грехом, даже вплоть до вида его (1Фес.5:22).
Прибавим еще здесь, как это понимал дорогой, ушедший в вечность, Сперджен, Он говорит в своем сочинении "Благодатью вы спасены": "Дорогой друг, спасение было бы
печальным, несовершенным делом, если бы оно не простиралось и на эту часть нашей испорченной природы. Мы точно так же должны быть очищены, как помилованы. Оправдание без освящения вовсе не было бы спасением. Оно бы объявило прокаженного чистым и оставило бы его умереть от своей болезни; оно бы простило мятежника и разрешило бы мятежнику остаться врагом своего царя; оно бы отняло последствия, но упустило бы причину, и это возложило бы на нас бесконечную и безнадежную работу... Помни то, что Господь Иисус пришел, чтобы трояким образом взять грехи. Он пришел чтобы освободить нас от наказания греха, от власти греха, и, наконец, от присутствия греха. Ты тот час же можешь достигнуть до второго - власть греха может быть сломлена на месте, и этим ты будешь на пути к третьему - к освобождению от присутствия греха". Вы знаете, что "Он явился для того, чтобы взять грехи наши" (1 Иоанна 3:5).
2. Затем Божья цель и намерение - иметь нас действительно Своей собственностью. - "Часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его" (Втор.32:9; Иер.10:16); "Вы не свои" (1Кор.6:19); "Будете Моим уделом из всех народов: ибо моя вся земля" (Ис.19:5). "Для искупления удела Его, в похвалу славы Его" (Еф.1:14); "Призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа" (2Фес.2:14); "Очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам" (Тит.2:14). Такого рода существует множество изречений Священного Писания об искупленных "Господом. И что эти изречения говорят нам? - Они говорят, что Он искупил нас для Себя Самого. К сожалению, в понятии об искуплении многие слишком часто остаются при одностороннем и - мы бы хотели еще прибавить - самолюбивом мнении, что искупление состоит только в освобождении от всевозможного зла и вечной погибели, и таким образом есть ни что иное, как учреждение для нашего счастья и удовольствия, не достигая здесь полнейшей истины, что Христос искупил нас, чтобы возвратить Отцу Свое (1Пет.3:18). Бог хотел снова достигнуть Своего владения и собственности; и это не только так вообще, но Он хотел бы у каждого единичного из детей Своих иметь часть во всех подробностях его существа и жизни. Тогда не должно было бы существовать ничего, о чем мы могли бы сказать: "Это мое". Мы принадлежим Ему в многоразличном отношении; но только освящение наше обнаруживает, признаем ли мы сами в действительности нашу полную принадлежность, ставим ли мы на Его служение все, что мы есть и что имеем, что мы можем и чем владеем, и допускаем ли Его достигать до того, что принадлежит Ему? Истинное освящение делает нас как бы верными стражами над самим собою, над нашим добром и имуществом, которое не принадлежит нам, но за которое мы должны дать отчет перед Собственником его. Всякое присвоение себе этого добра, всякое употребление туда, куда оно не должно быть употреблено, каждая уступка неправильным притязаниям, откуда бы они не приходили, есть неверность, похищение по отношению к Господу. Только истинное освящение дает Богу снова полное право над нами. О, если бы это, наконец, было признано в полном своем объеме Его детьми, и каждое из них было бы готово вполне и совершенно отдаться Ему!
Как собственность Божия, мы состоим из целого ряда различных богатств, которые одновременно сосредоточены и наполнены в нас и которые еще ежедневно умножаются в нас. Таковые прямо или косвенно связаны с нашей жизнью. Некогда все они были взяты у законного их Господина и употребляемы для нас самих, наших страстей и похотей, или для наших близких, или для мира, греха и дьявола. Если же мы сами теперь приведены обратно к Господу, то и все сокровища наши должны быть также возвращены Ему.
Одно из этих сокровищ, например, есть наша жизнь. Если мы искуплены Господом, то Ему принадлежит и жизнь. Но посмотри, так ли это на деле? Радуешься ли ты каждому дыханию, потому что ты можешь отдать его Господу, от Которого оно пришло? Радует ли тебя биение твоего сердца, потому что оно бьется для Него? Отклоняешь ли ты все притязания на твою жизнь, откуда бы они не шли, даже если ты согласен с ними, чтобы удовлетворить одним Его притязаниям? О, знай, Он "за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего" (2Кор.5:15)."Уже не для себя" - как тебе нравиться это ограничение твоей жизни? Ни один день, ни один час, ни пол часа не должны принадлежать тебе, но Тому, Кто отдачей Своей жизни купил Себе в собственность тебя и твою жизнь. Сделай же Его цель твоей целью "ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой" (1Пет.4:3). Но что есть языческая воля? - спросим мы, может быть. Это ты можешь лучше всего видеть на Петре, который однако, никогда не был язычником, но которому, когда он, будучи апостолом и стремясь, по-видимому, к наилучшему, Господь должен был сказать: "Отойди от меня сатана! - Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но, что человеческое". (Мат.16:23). Итак, все, что не Божье, то человеческое, и позади этого Господь видит сатану.
Другое богатство, это - драгоценное время. С тех пор, как мы Господни - как мы уже выше говорили - мы не имеем никакого права ни на один час. Поэтому, как должен бы быть посвящен Ему и освящен каждый час! Ибо каждый час есть часть Его сокровища, которое дано нам для употребления по воле Его. Поэтому не только воскресенье должно было бы быть Господне, но и понедельник, и вторник, и каждый день, который Он дарит тебе из Своей любвеобильной руки. Нет никакой частички всех твоих дней, которую ты бы должен. был употребить по твоей воле или имел бы право провести попусту. Дай же, чтобы и твое драгоценное время возвратилось к своему законному Господину, - ты управитель Господень. Если ты это делаешь, то ты живешь в освящении и приближаешься к Его цели.
И знаешь ли ты, что твое имущество вовсе не твое? Да, ты знаешь это, но так ли у тебя это на практике? О, мы хозяйничаем и распоряжаемся над ним, не советуясь с Его законным Господином. Сколько употребления его, где Он никоем образом не участвовал бы? Сколько удержания, где Он сеял бы щедро, и сколько расчетов, как будто оно единственно исключительно только твое, а Он вовсе не настоящий Хозяин его! Если бы не так обстояло у многих домоправителей Божиих, разве был бы какой-либо недостаток в нужных средствах на обширном поприще Царствия Божия? В освящении искупленных цель Божия - вывести из рабства Фараонова и наш мелкий и крупный скот, все имущество Израиля; ни копыта не должно остаться! (Исх.10:24-26).
Ему принадлежат далее наши силы, наши члены, наше здоровье, наше тело, наш разум, наши дети и все чем Он каким-либо образом наделил нас. О, если бы наши уста прославляли Его, наши взоры были направлены только на Него, наши руки совершали бы только Его дело, наши уши слышали бы только Его голос и наши ноги ходили бы только Его путями! До тех пор, пока это не совершиться вполне и всецело, Он терпит урон в Своих правах собственности; а что это не должно быть, то, конечно, об этом хорошо знает наша душа. Поэтому стремись каждое дитя Божие к тому, чтобы в действительности отдать Богу то, что Божие. Это - и ничто другое - и есть Его намерение в освящении.
3. Далее Божия цель есть та. чтобы Христос пережил Свою собственную жизнь в нас. Многие думают, что освящение есть то же самое, что стремление к нравственности почтенных людей. Нравственность имеет, собственно, цель - сделать человека немного лучше или, по крайней мере, насколько возможно - хорошим. Так работают и действуют над собою многие, чтобы достичь этой цели. Здесь и там удается им собственным старанием своей энергии и своей собственной сильной волей поставить, с одной стороны, преграду иному грубому проявлению или, с другой стороны, создать какое-либо прекрасное качество или действие. Однако, как ни достохвальны такие стремления перед людьми, они вовсе не то, что Господь во Христе имел в виду у нас. Он не может пользоваться ничем от нашей силы, нашей энергии и нашей сильной воли, потому что они, когда действенны, исключают Его Самого и Его действие, или в крайнем случае предъявляют, что берут на помощь Господа. Чтобы достичь этого, не нужно было бы искупления во Христе. Мы все знаем, очень хорошо, что это тот путь, на котором все почтенные язычники и все более серьезные нравственные люди достигают видимого в них добра, никогда не узнав Христа Иисуса. Все эти плоды, воспроизведенные даже детьми Божиими (вышеуказанным путем), будут мертвыми делами, - деревом, сеном и соломой; последние будут даже грехом, который Кровь Иисуса должна омыть (Евр.9:14), ибо когда они были совершены, наша собственная жизнь, которая должна была быть возненавидима, не дала действовать жизни Христовой в нас. То, что хочет Отец наш это - чтобы живой Христос пережил в нас Своею собственную жизнь. Только так можем мы понять личные изречения Христа о Его пребывании в нас и нашем пребывании в Нем; только так поймем мы и многие из притч Его, посредством которых Он хотел разъяснить нам всем эту драгоценную истину, дабы мы могли постичь их в истинном значении. Христос, хочет, как Он Сам поясняет нам это, чтобы Его жизнь так проникла в нас, как жизнь виноградной лозы проникает ее ветви и проявляется затем в почках, цветах и плодах (Иоан.15:1-15). "Как хлеб сшедший с небес", Он хочет быть в нас, как естественный хлеб, воспринимаемый и соединяющийся с ядушим его, дабы мы стали причастны жизни Его (Иоан.6:48-54). Христос хочет, чтобы мы жили и действовали через Него, как Он жил и действовал через Отца (Иоан.6:57). И как одинаковая жизнь бьется в членах и во главе, так Его жизнь должна быть в нас (Кол.2:19; Еф.4:15-16). Так понимал это и Апостол, говоря: "И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2:20), или - "для меня жизнь - Христос" (Фил.1:21), или "чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем" (2Кор.4:10-11), или "силою Его, действующей во мне могущественно" (Кол.1:29), и так далее.
Доколе христианин живет собственным усилием, поддерживает свою нравственность исполнением своих обязанностей, которые ежедневно на него возлагаются, и таким образом стараются держаться на высоте порядочной, достойной уважения и благочестивой жизни, - до тех пор он не живет жизнью освящения, но "жизнью руки своей" (Ис.57:10). Тогда может быть много деятельности и работы, которые называют "плодом", но такого вовсе нет, потому что это совершил не Христос в нем. "От Меня будут тебе плоды" (Ос.14:9-10), и "исполнены плодов праведности Иисусом Христом, во славу и похвалу Божию" (Фил.1:11). Это Божий путь в освящении; Христос должен быть в состоянии произвести плод нас чрез жизнь Свою, как виноградная лоза питает соком грозди на ветвях своих. . Это именно цель Божия; поэтому сделай ее и твоей целью и не препятствуй Ему через жизнь руки твоей; умаляйся, чтобы Он мог возрастать (Иоан.3:30) и притом так, чтобы ты мог сказать: Он все и во всем во мне!
4. Еще выше идет цель Божия. - это не более и не менее, как быть подобным Господу. Он - наш Спаситель; в то же время и наш пример. Он великий Образец, в который должны преображаться все дети Божий. Поразительно, как ясно говорит об этом Священное Писание, и опять-таки удивительно, насколько это темно в понятии многих детей Божиих. Иные, в конце концов боятся даже допустить подобную мысль, как будто она была бы ересью. И воистину, если бы Господь не высказал в своем слове этой драгоценной истины, то ни один человек не дошел бы до нее. Но как ясно говорит Он об этом через Апостола: "Кого Он предузнал, тех и предопределил".
Предопределил к чему? - "Быть подобным образу Сына. Своего, дабы Он был первородным между многими братьями" (Рим.8:29). Здесь мы видим, что "предузнание" совпало с предопределением быть подобным Христу. Бог Отец, таким образом, тотчас от начала смотрел для нас на эту цель; она стояла в прошедшей вечности перед Его очами. Он начал там, где мы, спасенные, теперь должны кончить. Он видел Христа; Он видел наш великий Образец; и Он видел нас, которых еще не было, и определил, чтобы мы достигли Его. Теперь многие надеются быть подобными Ему, когда увидят Его, как Он есть (1Иоан.3:2). Однако они полагают, что смерть или то великое мгновение восхищения, если им придется пережить его, внезапно преобразит их в Его образ, каково бы ни было их поведение после обращения. Да не обманывается никто, ибо если бы это было так, то ап. Павел - выражаясь слишком мягко - поступал бы очень неразумно, когда так сильно беспокоился за галатов, что - как он выразился - был снова "в муках рождения", доколе не изобразится в них Христос (Гал.4:19). К чему эти повторные муки рождения ради изображения Христа, если оно так или иначе непременно произойдет при этом великом событии? Мы видим, этот раб Господень понимал это так, что Христос должен изобразиться здесь; и так как этого не произошло у галатов, то он переносил величайшие страдания, какие только существуют. Ефесянам ап. Павел говорит о достижении и совершенстве мужа, "в меру полного возраста Христова" (Еф.4:13). Это указывает, как и в предыдущем месте, на процесс роста здесь на земле; и в обоих местах имеются ввиду не только единичные, особые личности, но все искупленные, без исключения. В Колосянам 3:10-11 Апостол говорит о новом человеке. Блажен человек, который знает, что он "облекся" в Него! Но все ли это, что нужно? Заметь, в этом месте сказано, что с этим человеком происходит непрестанная перемена; именно если все обстоит с нами хорошо, то этот новый человек обновляется. Дважды указывается на чудный образец, до которого этот человек должен достигнуть. Один раз сказано: "По образу создавшего его", и в другой "Все и во всем Христос". Было ли это что-нибудь только для апостолов или их сотрудников? Кажется у святого писателя этих строк не было даже никакого намека на такую мысль, ибо он говорит: "Нет ни елина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания варвара, скифа, раба, свободного, - другими словами: ни национальность, ни религия, ни степени образования или какое-либо общественное положение не должны делать какого-либо исключения, но все и во всем должен быть Христос. В другом месте ап. Павел описывает еще так это славное дело изменения: "Мы же... преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18). Подобие Христа в жизни, действии и поступках; подобие Христа в радости и страданиях; подобие Христа в речах и хождении и подобие Христа в мыслях и настроении, потому что "в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Фил.2:5) - вот то, чего жаждет великое сердце Отца там в небесах. О, чтобы, наконец, все дети Божий узнали и сделали себе это своей целью так, как Бог сделал это Своей целью.
5. Что касается цели Божией с Его искупленными, то мы могли бы идти еще шаг дальше. Мы могли бы указать на Его конечную цель - воспитать невесту Христу, Сыну Своему; однако, пусть Дух Святой Сам подведет ближе каждой душе этот нежный и выше всякого понимания превознесенный предмет.
О, да покажет Он каждой душе, что это означает по отношению Того Который сидит одесную величия, и Кому дана всякая власть на небе и на земле, Который вскоре Сам придет, чтобы взять Своих и признать их, как некогда первый Адам признал свою жену, взятую от его плоти, дабы принять их от Бога Отца, как собственность Свою, от плоти Своей и от костей Своих (Еф.5:30-32). Если это должно быть нашей участью, тогда необходимо, чтобы было достигнуто единообразие с Агнцем, чтобы и мы стали агнцами, во всем похожим на Него, потому что Он может иметь только собственную Ему невесту. Готовы ля мы в кротости и смирении не открывать уст как агнец, даже когда нас ведут на заклание, и быть безгласными перед стригущими нас: ничего не иметь, если целый день нас будут считать за овей, обреченных на заклание: и следуем ли мы при таких обстоятельствах за Агнцем, куда бы Он ни пошел? Если да, тогда преображение в Его образ воистину идет вперед; освящение идет навстречу своему совершенству, и мы можем сказать каждой, ходящей на этом пути, душе, что она не раскается в этом.
Здесь еще прошение и желание сердца моего пред Господом - да даст Он всем моим братьям и сестрам во Христе "Духа премудрости и откровения к познанию Его, и да просветит очи сердца их, дабы они познали, в чем состоит надежда признания Его" (Еф.1:17-18). Мы должны хорошо опознать наше славное признание, нашу всякую конечную цель, то чем мы должны сделаться, прежде чем у нас будет желание более и более стараться "делать твердым наше звание и избрание" (2Пет.1:10). Если же наши очи просвещены на это, тогда они должны оставаться бесповоротно направленными на цель; к ней нам нужно стремиться, чтобы и нам достигнуть, как мы достигнуты Христом Иисусом (Фил.3:12). О, пусть так же теперь, после того, как мы бросили беглый взгляд на цель Божию при нашем освящении, правило ап. Павла сделалось бы нашей ежедневной практикой, когда он говорил о себе: "Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Фил.3:13-14).