Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
Л.И.Василенко
Краткий религиозно-философский словарь


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


О


A... Б... В... Г... Д... Е... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Э... Я

ОБСКУРАНТИЗМ

(от лат. obscurus - букв. покрытый, шире - затемненный, с трудом понимаемый) - умонастроение, при котором вместо верности *истине и ответственности перед ней предпочтение отдается тому, что от истины уводит, затемняет ее, делает неясной. В светской культуре обскурантами называют тех, кого обвиняют в противодействии *просвещению и *прогрессу ("сон разума рождает чудовищ"). В религиозной мысли этот термин встречается реже и адресуется тем, кто истину свыше подменяет земными представлениями и учениями, напр., при националистических интерпретациях религии или когда традицию ставят выше Евангелия. "Ничто не производит столько мрака, сколько ум человеческий, рассуждающий обо всем по земному и не принимающий озарения свыше" (Св. Иоанн Златоуст. Бес. на Ин. XXIV, 147). В современной религиозной жизни обскурантизм нередко выступает под видом защиты чистоты веры и пытается монополизировать *ортодоксальность, но изменяет при этом духу Евангелия. "Утверждение человечности христианства вызывает настоящую ненависть у тех многочисленных христиан, которые считают жестокость основным признаком ортодоксальности" (Н.Бердяев).

ОБЩЕЕ БЛАГО

- в социальной философии: все необходимое для обеспечения полноценной жизни каждого человека и сообществ, в которых он участвует; в *томизме и католической социальной доктрине - цель существования *государства. Это вся сумма общественных, правовых, экономических, культурных, религиозный условий, все нужно для образования и воспитания, для сотрудничества, взаимопомощи, личной инициативы и творческой самореализации, для общественных и деловых проектов, для духовного возрастания личности.

ОБЩЕНИЕ

(КОММУНИКАЦИЯ) - специфически личностное, диалогическое отношение активного обмена и взаимной сопричастности , когда есть ответственность, осмысленность, сопринадлежность и любовь. Индивидуалистам чуждо подлинное общение, т.к. их "коммуникация заблокирована стремлением подчинять себе подобных, владеть ими" (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Мунье и др.). В общении же личность открывает себя другим личностям, не боясь риска быть отвергнутой и ожидая ответной открытости, действует свободно и в случае полнокровного общения его участники достигают духовного единства, на основе которого может появиться община. Быть человеком - значит "быть-с-другими", поэтому общение - естественно для человека. Предрасположенность к общению создается внутренним диалогом, а в конечном счете - диалогом (общением) с Богом.

ОБЩЕСТВО И ОБЩИНА

- принятое в социальной философии различение двух видов сообществ. В обществе: законность и правопорядок, взаимное отчуждение и индивидуализм отдельных лиц, государственное управление и принуждение, индивидуальная свобода, не требующая личностной зрелости, конфликты и соперничество групп, партий и отдельных лиц, общественное мнение и идеологии, жажда нового и прихоти моды, бездушный расчет и нередко атеизм, по крайней мере практический. В общине: духовное единство, взаимная поддержка, согласие и сотрудничество личностей, нравственная ответственность, неформальные отношения, общность веры и обычая, традиционализм, твердость семейных основ быта и пр. В воссоздании общинных основ жизни некоторые видят один из путей обновления общества. Общинность, однако, не всегда понимается как то, что не должно исключать законность и правопорядок и что сочетаться с личностной свободой, самореализацией и ответственностью за общее благо. Кроме того община - еще не *соборность, которая созидается даром Духа Святого, делающим общину церковной. Романтизм идеализировал общину как основу общественного организма (нем. Gemeinschaft), игнорируя, что насилием и кровью создавались как органические сообщества, так и жестко организованные социальные системы.

ОБЪЕКТ

- в современной философии внешнее по отношению к *субъекту, то, что противостоит ему и на что направлена его познавательная деятельность. Иногда говорят также об объекте воли и желаний. В *самопознании субъект делает объектом самого себя и свой внутренний мир. В *схоластике объект - то, что существует в разуме в виде представления или идеи, в виде общего понятия, т.е. здесь объект противопоставлен субъекту, понимаемому как индивидуальное бытие.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ

- у Н.Бердяева: разделение субъективного и объективного в мышлении и в творчестве, а шире - во всякой деятельности, включая и социальную жизни, культуру и религию. В процессе объективации нечто, созданное творческой личностью, становится достоянием общества, культуры или общепринятой религии и начинает жить независимой жизнью - отчуждается, обезличивается, становится объективным фактом, а не уникальным духовным явлением, рожденным в глубине внутреннего мира автора. Оно входит в чуждый ему мир внешних объектов, и его творец вновь должен преодолеть давление внешнего мира, которое возросло от того, что продукты его деятельности теперь уже не с ним, а среди всего, с чем он постоянно борется. Новое творческое усилие, если оно успешно, принесет свои плоды, но и они точно так же объективируются, их творца вновь ждет борьба и так без конца. В постоянно идущей объективации - трагедия творчества и "священная неудача культуры". Выход - в трансцендировании за пределы падшего мира, в устремлении к преображению бытия, к новому небу и новой земле. Возражения Бердяеву: во-первых, не все объективное чуждо и враждебно человеку - он нуждается в соотнесении своей личной духовной жизни с духовной жизнью других для обретения чувства принадлежности и служения; во-вторых есть извечные духовные основы жизни, частично разрушенные и искаженные после грехопадения, ценностью которых не следует пренебрегать; и в-третьих, действие Духа Святого может преобразить духовную жизнь не только во внутреннем мире личности, но и в сообществе, открытом к Богу.

ОБЪЯСНЕНИЕ

- раскрытие сущности происходящего, при котором событие, имеющее место здесь и теперь, трактуется как конкретное проявление общих закономерностей, как частный случай общего. Такой подход возобладал в естественных науках, но в гуманитарных науках он постоянно оспаривался. Представители *герменевтики возражали и продолжают возражать, что по отношению к духовной жизни человека такое объяснение мало что объясняет, поэтому главное для гуманитарных наук - это не объяснение, а *понимание.

ОККАЗИОНАЛИЗМ

(от лат. occasio - случай) - отрицание причинного взаимодействия сотворенных вещей, со ссылкой на Бога - единственную подлинную причину всего существующего. Сторонники окказионализма вместо причин реальными признавали только благоприятные случаи ("оказии"), которые Бог использует как поводы явить свое действие. В частности, единство тела и души при жизни человека (а это одна из труднейших философских проблем) объяснялось здесь непрерывным действием помощи Божией.

ОККУЛЬТИЗМ

(от лат. occult - тайный, сокровенный) - совокупность *эзотерических доктрин и связанных с ними видов паранормальной практики, опирающихся на тайные знания глубинных сил природы, потаенных связей человека с разными "параллельными планами бытия" или иными мирами. Это также знания иерархий космических духов. Овладение ими, настаивают его сторонники, значительно расширит возможности человека влиять на ход событий. В мировых религиях к оккультизму относятся настороженно

1) из-за безосновательных религиозных притязаний многих представителей оккультизма и

2) жажды власти над миром вместо смирения перед Высшим. Неразумно заниматься "опровержением" оккультных знаний с позиций религиозной веры, но следует настаивать, что вопросами *смысла бытия оккультизм, как и наука, не занимается. Христианских мыслителей поражает в оккультизме безблагодатность его знаний и практики, отсутствие света Божия, неискупленность человека, безличность понимания человека, разлагаемого на многоплановые слои, отсутствие ясного понимания высшего назначения, во имя которого нужна сама эта деятельность по большому счету. "Точно оккультный путь существует для пасынков Божиих, не любимых Богом. И нет конца темным коридорам и темным лестницам", - писал Н.Бердяев с некоторой надеждой на возможное в будущем просветление оккультизма. Единственной заслугой оккультизма считают его постижение внутренней глубины тварного мира, которого так не хватает научно-рационалистической культуре. Отсюда и усилившееся к концу ХХ в. стремление наводить новые и восстанавливать старые мосты между наукой и оккультизмом.

ОМЕГА

- в философии о. Пьера Тейяр де Шардена: цель мирового эволюционного процесса, сверхмировое, сверхвременное и сверхчеловеческое духовное средоточие мира, сам Христос, возглавивший весь тварный мир и собирающий его вокруг себя. Это - космический Христос, которого Отец небесный вознес над миром, чтобы любовью все привлечь к Нему. Завершением космической эволюции станет, согласно Тейяру, торжество Царства Божия, когда Бог будет "всем во всем". Любовь к Богу здесь - глубинная космическая сила, способная изменить лицо земли, и в этом Тейяр видел предназначение религии и ее основную миссию.

ОНТОЛОГИЗМ

(греч. ontos, от einai - быть, и logos - слово) - убеждение, согласно которому достижение человеком знания возможно не иначе как благодаря познанию Бога. Характерен для Б.Спинозы в XVII в., Н.Мальбранша в XVIII в., В.Джоберти и А.Росмини в XIX в., П.Флоренского в ХХ в. и др. Напр., у Николая Кузанского Бог предстает непостижимым абсолютным единством всего существующего, конечной основой всего мыслимого и постижимого. Положительная сторона этого подхода в том, что всякое познание здесь рассматривается без отрыва от Богопознания. Отрицательная - в том, что Бог философски интерпретируется, чтобы получать место в том или ином варианте *онтологии.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ

- 1) обоснование существования Бога исходя из того, каков Он. Согласно св. Ансельму Кентерберийскому (XI - XII в.), Бог есть "Нечто, больше чего нельзя ничего себе представить"; так понимаемый (безграничный по объему Своего содержания) Бог "не может быть только в уме", т.е. не может не существовать в действительности. С логической точки зрения здесь из определения Бога выводится Его существование, что отвергалось, напр., И.Кантом. С.Франк в ответ писал, что речь здесь идет прежде всего о глубокой духовной интуиции Ансельма, которую следует выразить так: "Вдумываясь в то, что мы мыслим в понятии абсолютного, мы с непосредственной самоочевидностью убеждаемся, что в отношении его всякое отрицание или сомнение просто неосуществимо, лишено смысла, т.е. что ему присуще необходимое бытие".

2) У Фомы Аквинского и др. онтологический аргумент представлен в более привычной форме: если восходить по ступеням совершенства тварных существ, то придем к Совершенству как таковому, т.е. к Богу как источнику всякого совершенства.

3) У Николая Кузанского: Бог - трансцендентный и непостижимый "абсолютный максимум", Он "есть абсолютная необходимость", основа бытия всего сущего и его познания, Его существование не может подвергаться сомнению.

4) У Р.Декарта данный аргумент принял форму *идеи Бога: существование Бога как всесовершеннейшего Существа обосновывается с помощью *врожденной идеи Бога в сознании человека.

ОНТОЛОГИЯ

- учение о *бытии, часть *метафизики, занятая исследованием бытия как исходной для философии реальности, без которой невозможно понять существование отдельных вещей: благодаря связи с бытием они реальны, а вне такой связи их существование бессмысленно. Бытие связно, имеет порядок и смысл, соотнесено с Высшим бытием - источником любого бытия. Есть мыслители, замечающие "трещины в бытии", "темный фон бытия", а не только свет и порядок. В древнегреческой философии онтологичная мысль акцентировала роль в бытии вечного, неизменного и нематериального, а также иерархических отношений высшего и низшего. Это опиралось на представление о самодостаточности космического бытия. Христианская вера и мысль была оценена древней философией как "сдвинувшая несдвигаемое" (С.Аверинцев) в бытии; но христиане, во-первых, признали бытие нашего мира тварным, внутренне неполным, не самодостаточным и зависящим от Творца, и, во-вторых, увидели во Христе начало обновления бытия ("Я все делаю новым" - Откр.21.5). Это выявило в бытии историческое измерение, устремленность к финальному преображению, предзнаменуемому знаками грядущего. Если мы открываем себя навстречу *тайне и *смыслу бытия, насыщается жажда высшего смысла жизни и раскрываются наши лучшие творческие силы и дарования.

ОПТИМИЗМ

(от лат. optimus - eучший) - умонастроение, придающее основное значение лучшим перспективам в любой человеческой ситуации и вере в победу добра над злом. Основные его проблемы: как быть, если злу в мире конца не видно, как относиться к духовно-нравственной несостоятельности человеческого рода и почему природные и социальные катастрофы сводят на нет усилия человека сделать достойной свою жизнь. Был ответ: зла больше на начальных стадиях развития человечества, а по мере его взросления растет понимание, мудрость и ответственность. ХХ в. показал, что на т.н. высших стадиях развития зло становится особенно изощренным и вовсе не убывает. Оптимизм невозможно убедительно обосновать социальными и историческими фактами, следовательно, оптимизм - это выбор души вопреки фактам, нужный для преодоления жизни, ее изменения в лучшую сторону. Христианин, надеясь на финальную победу добра над злом, опирается на веру, что Бог осуществляет замысел спасения мира от зла, и на мистический факт победы Христа над грехом и смертью, и в этом смысле христианин оптимистичен. В оптимизме, по Д.Бонхёфферу, несмотря на его ошибки, есть воля к будущему: "Оптимизм - жизненное здоровье, надо беречь его от заразных болезней".

ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ

(от греч. orthos и doxa - правильное мнение или мышление) - соответствие религиозного мышления, вероучения и теологических концепций тем богооткровенным истинам, которые составляют содержание Св. Писания и Предания Церкви. Ортодоксальность задает нормативные критерии для оценки любых духовных новшеств во вселенском христианстве. В древнем христианстве понимании ортодоксальности было общим для всех кафолических Церквей и позволяло отклонять как неприемлемые гностические и еретические трактовки христианства. К концу первого тысячелетия общее для всей церквей понимание единства Предания было утеряно. Ныне как *Православие, так и *Католичество настаивают каждое на своей ортодоксальности, но многовековые споры свидетельствуют об различиях в ее понимании. *Протестантство выдвинуло свои критерии верности древнехристианским нормам, но само раскололось на разные течения из-за различий в трактовке смысла самих критериев. Фактически каждая из традиций дает теперь свои нормы ортодоксальности, но внесенный протестантами импульс возврата к евангельским истокам должен содействовать восстановлению ясности в этом вопросе, несмотря на неубедительность предлагавшихся решений. Либеральное протестантство отказалось от самого принципа ортодоксальности, что не может не привести к потере церковности как таковой.

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ

- у К.Ясперса: время между 800 и 200 гг. до Р.Х., когда закончилась победой духовная борьба за свободу мысли и совести против древней мифологии и родового сознания. Победители - философы, поэты и трагики в Древней Греции, пророки в Древнем Израиле, в Китае - даосы и Конфуций, в Индии - авторы Упанишад и Бхагавадгиты, а также и Будда, в Иране - Заратуштра. В эту эпоху были заложены основы мировых религий, созданы предпосылки современного мышления и культуры, сохраняющие значение до сих пор, и во многом преодолен изоляционизм во имя универсальности. "В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью" (Ясперс). В частности, философия позволила человеку углубить, расширить и осмыслить опыт своего возвышения над окружающим миром и над самим собой и осознать свою причастность Высшему бытию, опыт своей внутренней свободы по отношению к миру.

"ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ"

- у А.Камю: стоит жить или не стоит? Ответ: "Я бунтую, следовательно, мы существуем". (См.: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ БУНТ). Сравн. с ответом Э.Мунье: "Я люблю - значит, существует *бытие и жизнь стоит того, чтобы ее прожить".

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

- высокая и постоянно возрастающая степень чувства ответственности характерна для подлинной религиозной жизни, когда человек входит в присутствие Бога, заповедавшего: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф.5.48). "Безответственность в области религии, где люди не имеют, в сущности говоря, прочных критериев и где живое благоговение должно было бы вечно питать заботу о трезвении и очищении, является грехом непростительным, грехом против Духа" (И.Ильин).

ОТКРОВЕНИЕ

- 1) Знание, получаемое от Высшего источника, которое недостижимо чувственному восприятию, рациональному познанию и естественной интуитивной способности. Откровение постигается религиозной верой, воспринимающей его как особое просвещение человеческого духа, как Слово, несущее в себе *истину и наставление, Слово Божие о Боге. Филон Александрийский впервые увидел в Откровении источник истин, нужных для решения философских проблем происхождения мира, первооснов бытия и духовного становления человека.

2) У ряда христианских мыслителей разных эпох Откровение - это раскрытие несомненных истин веры, на основе которых строится здание христианской философии, соединяющей их с метафизическими разработками и данными научных исследований. В рамках такого подхода Откровение трактовалось как готовый священный Текст, данный свыше. Необязательно быть христианином, чтобы так понимать суть Откровения и его назначения, - в Исламе и Иудаизме есть аналогичные взгляды.

3) В современной христианской мысли: это самооткровение Бога, Его дар Себя людям, излияние Его творческой любви в мир, любви, формирующей Словом и Духом новую реальность. Откровение - ответ на веру человека, который ищет не обладания знанием новых истин, а полноты жизни в единстве с Отцом и Сыном и Св. Духом, ищет полного прощения и *спасения в Церкви и стремится посвятить свою обновленную жизнь служению Богу и ближнему. Оно освящает человека благодатью, принимается им как всепрощающий дар от Бога и обетование, что дар любви Божией к миру будет принят в ходе истории большей частью человеческого рода. Для христиан средоточием всякого откровения является самооткровение Бога в Иисусе Христе.

ОТКРОВЕНИЕ И РАЗУМ

- в *томизме: Бог Своим Откровением не нормирует мышление естественного разума, следовательно, в метафизику и науку догмат не вводится, разум осмысливает реальность своими средствами, а истины веры отчасти уточняют и подтверждают истины разума, а отчасти их предполагают. Томизм настаивает на соуществовании и взаимосвязи разных способов познания истины, при разделении компетенций разума и веры. "Когда Откровение превращают в соперника физики или астрономии, этим не только стесняют свободу выражения светских наук, но в некотором роде унижают само Откровение и Даровавшего его" (А.Дондейн).

ОТРИЦАНИЕ

(В БОГЕ) - в философии Гегеля: Абсолютная Идея отрицает себя, чтобы затем объединить утверждение и отрицание себя в высшем синтезе. Христианская мысль оценивает это как необоснованное приписывание человеческой диалектики Высшему мышлению, в котором есть лишь утверждение истины.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz