1-3 ...
4-6 ...
7-9 ...
10-12 ...
13-15 ...
16-18 ...
19-21 ...
22-24 ...
25-27 ...
28-30 ...
31-33 ...
34-36 ...
37-39 ...
40-42 ...
43-45 ...
46-48 ...
49-51 ...
52-54 ...
55-57 ...
58-60 ...
61-63 ...
64-65
БЕСЕДA LXIII
Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа (Быт. XXXIX, 23).
1.
Сегодня мы хотим сообщить вашей любви остальное из сказаннаго нами вчера и опять коснуться повествования об Иосифе. Вы знаете, что вчера в очень продолжительной нашей беседе мы не могли подвинуться далее, а остановились на том, как Иосиф, по клевете египтянки, ввергнут был архимагиром в темницу. Сегодня любви вашей нужно показать, что с ним случилось в темнице. Будучи заключен в темницу и поручен начальнику темничных стражей, он и там получил столь великую помощь от Бога, что главный страж вверил ему полное начальство над темницею. И старейшина стражей темничных, сказано, ничтоже бе ведый ради Иосифа. Видишь, что он среди самых скорбей не имел никакого чувства горести; а благопромыслительная премудрость Божия изменила все неприятное (в приятное). Как перл, хотя бы брошен был в тину, показывает свою красоту, так и добродетель, куда бы ты ее ни свергнул, проявляет свою силу - и в рабстве, и в темнице, и в бедствии, и в счастии. Так как заключенный в темницу расположил к себе темничнаго начальника, и получил от него начальство над всеми, в ней находившимися, то отсюда мы должны видеть, как открывалась в нем сила присущей ему благодати. Бысть же, сказано, по словесех сих (XI, 1). Каких словесех? То есть, после разсказанных обстоятельств оклеветания Иосифа и осуждения его на темничное заключение; также после того, как мы узнали, что Господь был с ним и что начальник темницы доверил ему управление всею темницею. Бысть же по словесех сих, когда он был ввержен в темницу, что главный виночерпий и главный хлебодар учинили преступление и были осуждены царем на заключение в ту же темницу. Приняв их, начальник стражей поручил их Иосифу. Он обходился с ним уже не как с узником, но как с участником в его заботах, или лучше - как с таким, который способен был облегчать тяжкую участь заключенных. И предста им, сказано (4). Что значит: предста им? То есть, он утешал их, укреплял их дух, ободрял их, и не допускал их впадать в уныние. Долго они были в темнице, и в одну ночь оба, и виночерпий и хлебодар, видели сон. Но этот дивный (Иосиф), заботясь об утешении их и заметив, что сновидения привели их в смущение и недоумение, говорит им: что яко лица ваша уныла днесь (7), - так как лица их обнаруживали внутреннюю тревогу. Да и Премудрый сказал: сердцу веселящуся лице цветет, в печалех же сущу сетует (Притч. XV, 13). Итак, видя их в унынии от сновидений, он хотел узнать причину и спрашивал их. Смотри, как и в темнице он показывал свою добродетель и старался облегчать скорби других! Что же они? Сон, говорят, видехом, и разсуждаяй его несть (8). Они не знали мудрости говорившаго с ними; они смотрели на него, как на одного из многих; потому не разсказывают и сна, а говорят только, что видели сон, и некому объяснить его. Но этот дивный муж говорит им: еда не Богом изъявление их есть? Поведите убо мне (8). От себя могу ли я обещать вам какое-нибудь изъяснение? Бог сообщает откровения. Поведите убо мне. Смотри, какая мудрость и какое необычайное смиренномудрие! Не говорит он: я вам изъясню, я вам покажу значение снов; а что? Поведите убо мне. Один Бог сообщает такия откровения. И поведа старейшина винарск. Выслушав его, Иосиф говорит: сие разсуждение сему: три леторасли три дни суть; еще три дни, и помянет Фараон старейшинство твое винарско [1], и паки поставит тя; и подаси чашу Фараону в руку его, по сану твоему первому, якоже был еси виночерпий. Но помяни мя тобою, егда благо ти будет; и сотвориши надо мною [2] милость; и да помянеши о мне Фараону, и изведеши мя от твердыни сея: яко татьбою украден бых из земли Еврейския, и зде ничтоже сотворих, и [3] ввергоша мя в ров сей (9, 12-14). Так как Иосиф предсказывал виночерпию в будущем благополучие и помилование от царя, то и говорит: помяни мя тобою, то есть, когда ты снова будешь счастлив, вспомни того, кто тебе это предсказал, и окажи мне милость.
2.
Слыша это, возлюбленный, не обвиняй праведника в малодушии; а лучше подивись тому, что он, среди таких скорбей, мужественно и благодушно переносил заключение в темнице. Хотя от начальника темницы часто получал он власть, но все же его тяготило заключение и пребывание с людьми павшими и неопрятными. Заметь его любомудрую душу и в том, как он все переносил с твердостию духа, во всем показывая глубокое смиренномудрие. И сотвориши, говорит, со мною милость, и помянеши о мне пред Фараоном, и изведеши мя от твердыни сея. Обрати здесь внимание на то, что он ничего не говорит касательно той гнусной блудницы, не обвиняет и своего господина, не упоминает о безчеловечии к нему своих братьев; но, скрывая все это, говорит: вспомни меня и постарайся о том, чтоб меня вывели из этой темницы. Яко татьбою украден бых из земли Еврейския. И зде ничтоже сотворих, но ввергоша мя в ров сей. Не оставим этого без внимания: но размыслим о любомудрии его души, - о том, как он, нашедши такой случай и зная, что виночерпий, в счастливых обстоятельствах, может все, что его касается, сообщить царю, он не обвиняет египтянки (опять это скажу), не касается ни господина, ни своих братьев; не высказывает причины, по какой осужден на заключение в темницу, и не старается доказать несправедливость, ему оказанную; не о том заботится, чтобы обвинить других, а чтобы сказать то, что его касается. Он оставил в тени поступки с ним братьев, сказав только: украден бых из земли Еврейския, а о поступке непотребной египтянки и вовсе не упоминает, также и о несправедливом гневе на него господина. Что он говорит? Зде ничтоже сотворих, но ввергоша мя в ров сей. Слыша это, научимся и мы, когда подвергнемся чему-либо подобному, не стараться поносить тех (которые обидели нас), не изощрять языка на обвинение других, но тихо и кротко доказывать свою невинность и подражать этому чудному мужу, который даже и в бедствии не решился ни одним словом огласить безстыдство египтянки. Известно, что многие, действительно виновные в преступлениях, с безстыдством стараются сложить свои вины на других. А этот, будучи светлее солнца и имея возможность разсказать все правдиво и показать безумие той (женщины) и себя прославить, ничего из этого не разглашает. Он не искал славы у людей, а довольствовался благоволением свыше, и похвалу за свои дела хотел иметь только от Всевидящаго. Поэтому, хотя он молчал, и старался все скрыть, - человеколюбец Господь, видя, что подвижник так хорошо подвизается, возвел его на такую степень величия. Впрочем и из последующих событий мы узнаем терпение этого мужа, увидим, как он не скорбел от промедления и не унывал, но с великим благодушием все переносил и благодарил Господа, попустившаго это. Между тем главный хлебодар, услышав это и думая, что и его сон предвещает ему что-нибудь доброе, разсказывает ему свое сновидение. Но Иосиф, выслушав и получив от вышняго откровения объяснение и этого сна, предсказывает хлебодару угрожающую погибель и говорит: еще три дние [4], и отъимет Фараон главу твою от тебе, и повесит тя на древе, и изъядят птицы небесныя плоть твою от тебе (19). Для того, говорит он, я предварительно заметил вам, что я не от себя провещеваю вам, но по откровению Божию, чтобы, доброе ли или худое будут означать сны ваши, вы не приписывали этого мне самому. Я не свое говорю вам; но объявляю только то, что открывает благодать свыше. Когда наступил предназначенный день, слова Иосифа оправдались самым делом: с обоими произошло так, как он предсказывал; один снова возвратился к прежнему благоденствию, другой подвергся казни. Однако виночерпий, столь утешенный Иосифом, не помяну Иосифа, но забы его (23). И посмотри опять на праведника, как он подвизается, будто в училище борьбы или палестре, и представляет доказательства своей доблести, не испытывая никакого смущения, страха и раздражения. Если бы это был другой кто-нибудь из обыкновенных людей, то, может быть, сказал бы сам себе: что же это? Виночерпий, сообразно с тем как истолковал я ему сон, так скоро возвратил себе прежнее благополучие и уже не вспомнил обо мне, предсказавшем ему это. Вот он в таком счастьи; а я, не сделавший ничего худого, в заключении, вместе с убийцами, ворами, разбойниками, с людьми, наделавшими тысячи зол. Ничего подобнаго он не сказал и не подумал: он знал, что его поприще для того так и продолжительно, чтобы, надлежащим образом потрудившись, он получил светлый венец.
3.
Заметь, что по возстановлении виночерпия прошло, как сказано, два года. Ему нужно было ожидать благоприятнаго времени, чтобы выйти оттуда со славою. Если бы виночерпий, вспомнив о нем прежде сновидений фараона, своим ходатайством освободил его из темницы, то его добродетель для многих, быть может, осталась бы неизвестною. А теперь благопромыслительный и премудрый Господь, как искусный художник, зная, насколько времени золото должно оставаться в огне, и когда его нужно вынимать оттуда, попускает виночерпию забыть об Иосифе в продолжение двух лет, для того, чтобы застало время и для сновидений фараона, и по требованию самой нужды праведник сделался известным по всему царству фараона. На двою лету, сказано, виде фараон сны. И бысть [5] заутра, и возмутися душа его: и послав, созва вся сказатели Египетския [6], и вся мудрыя его; и поведа им фараон сон, и не бяше сказуяй того фараону (XLI, 1-8). Посмотри, как (здесь) многообразно устроение Божие! Сперва Бог попускает ему испытать всех считавшихся там мудрецами для того, чтобы - когда обнаружится их неведение - выступил на средину этот узник, пленник, раб, еврей, и открыв то, что скрыто было от многих, чрез то всем показал озаряющую его благодать свыше. Когда все собранные мудрецы не могли ничего сказать, даже и уст открыть не имели сил, тогда виночерпий, вспомнив, пересказывает фараону случившееся с ним, и говорит: грех мой воспоминаю днесь (9). И затем разсказывает, как он в то время, когда был ввергнут в темницу вместе с хлебодаром, видел сон и получил объяснение от Иосифа, и как, по его предсказанию, все сбылось с ними на самом деле. Царь, услышав это, послал за Иосифом; и изведоша его мз твердыни, и остригоша его, и измениша ризы ему: и вниде [7] к фараону (14). Смотри, какая вдруг, с самаго начала, честь! Уже хорошо очищенный терпением, блистающий, как золото, он выходит из темницы и приводится к фараону. Видишь ли, что значит иметь помощь свыше? Замечай, как устроялось к тому, чтобы исполнилось то, что касается Иосифа. Так как он совершил величайший подвиг целомудрия, избежав сетей непотребной египтянки, и ввергнут был в темницу, то соизволено было, что в то же время заключены были там же виночерпий и хлебодар фараона, и чрез объяснение снов они узнали мудрость этого мужа, дабы теперь своевременно вспомнивший о нем сделал его всем известным. Рече же фараон Иосифу сон видех и сказуяй его несть; аз же слышах о тебе глаголющих, яко, слышав сны, разсуждаеши тыя (15). Вот как фараон от стыда не говорит прямо, что никто из моих мудрецов не мол, истолковать снов; а что (говорит)? Сон видех и сказуяй его несть; аз же слышах о тебе глаголющих, яко, слышав сны, разсуждаеши тыя. Обрати внимание на то, сколько здесь у Иосифа мудрости и благочестия в том, как отвечает он фараону. Не думай, говорит он, что я от себя что-нибудь говорю или по человеческой мудрости изъясняю это. Без откровения свыше нельзя приобрести такого ведения. Итак знай, что без Бога я не могу отвечать тебе. Без Бога, говорит, не отвещается спасение Фараона [8] (16). А зная, что Владыка всего открывает это, не спрашивай у людей о том, что открывать, говорит, свойственно одному Богу.
Смотри, как своим ответом Иосиф научает фараона понимать и безсилие бывших при нем мудрецов, и всемогущество Господа. Теперь, как ты узнал, что я не по человеческой премудрости и не по своим соображениям объясняю это, скажи, что тебе Бог открыл. Выслушав это, фараон разсказывает свои сны, первый и второй, и говорит: рех сказателем и не бысть поведаяй мне (ст. 24). Но не слышал ли ты от меня, говорит (Иосиф), что человеческой мудрости не свойственно знать это? Поэтому ты и не обвиняй мудрецов; они не могли никогда постигнуть того, что требует откровения свыше. И рече Иосиф: сон Фараонов един есть (25). А чтобы ты уверился, что открытое тебе Богом действительно сбудется и что Бог ускорит совершить это, дано тебе увидеть в другой раз тот же сон (ст. 32). Повторение служит подтверждением показаннаго (в сновидениях) и удостоверением в совершенном исполнении этого. Затем он объяснил седмеричное число волов и колосьев, сказав, что будет сначала великое во всем изобилие, а за ним последует жестокий голод, в заключение предложил фараону и наилучший совет. Поставь, говорит, над Египтом человека, который, собрав в семь плодородных лет плоды, устроил бы так, чтобы во время голода можно было найти утешение и не было совершеннаго оскудения. Понравилось, сказано, это фараону и всем рабам его (37). И вот фараон служит орудием исполнения снов Иосифа, виденных тогда, когда он еще жил с отцем своим. Итак, он толковал сны фараона; а фараон приводил к концу исполнение его снов, и сам того не зная. Выслушав это, сказано, рече [9] рабом своим: еда обрящем человека сицеваго, иже имать Духа Божия в себе (38)?
4.
Видишь, как и сам (фараон) понял, что ему (Иосифу) сделалось это ясным по особому откровению свыше. Кого найдем мы, говорит, такого, который бы удостоен был благодати - иметь в себе Духа Божия? И рече Иосифу: понеже показа Бог тебе вся сия, несть человека мудрейша паче тебе (39).
Примечай здесь то, как никакия случайности не могут быть препятствием, когда благопромыслительному Господу угодно привести в исполнение Свои намерения. Вот (Иосиф) подвергся почти, можно сказать, убийству со стороны братьев, потом был продан, подпал клевете, которая угрожала ему крайнею опасностию, и столько времени оставался в заключении, - и после всего этого возведен почти на царский престол. Донеже показа Бог тебе вся сия, несть человека мудрейша и смысленнейша паче тебе. Ты убо буди [10] в дому моем, и уст [11] твоих да послушают вси людие [12], разве престолом аз более тебе буду (39, 40). Вот как узник внезапно становится царем всего .Египта; тот, кто архимагиром был заключен в темницу, теперь царем возводится на самую высшую степень почестей; прежний господин его сверх всякаго чаяния видит, что человек, котораго он, как прелюбодея, ввергнул в темницу, теперь получил власть над всем Египтом. Видишь ли, что значит благодушно переносить искушения? Поэтому и Павел говорит: скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим. V, 4). И вот смотри: скорби (Иосиф) переносил с терпением; терпение соделало его испытанным; а сделавшись испытанным, он стал тверд в уповании, и упование не посрамило. Рече же ему [13]: се поставляю тя днесь над всею землею [14] египетскою. И снем Фараон перстень с руки своей, возложи его на руку Иосифу, и облече его в ризу червлену, и возложи гривну злату на выю его, и всади его на колесницу свою вторую [15], и проповеда пред ним проповедник: и постави его над всею землею египетскою (XLI, 42). Так как он имел Бога с собою [16], то Господь все это предустроил и возвел его на такую степень величия. Рече же Фараон: без тебе никтоже да [17] воздвигнет руку свою во всей земле Египетстей (44). И нарече Фараон имя Иосифу Псомфомфаних (45), желая этим наименованием увековечить память о присущей ему мудрости. А имя это значит: знающий сокровенное. Так как он объяснил то, что было никому неведомо, то, указывая на это, фараон и дал ему это прозвище. Возвышая его честь, дает ему в супружество дочь Петефрия. Но как этим же именем назывался и бывший господин его, то и прибавлено (в Писании): Петефрия, жреца Илиопольскаго (45). Далее, чтобы нам известно было и то, в каком возрасте этот чудный совершил такие подвиги и удостоился такого воздаяния. Писание говорит: Иосиф же бяше лет тридесяти, егда предста Фараону (46). Не подумаем, что число лет здесь показано без цели; это - для нашего вразумления в том, что ни для кого не может быть извинительным нерадение о добродетели, что никому нельзя ссылаться на юность там, где должно показать добродетель. Вот Иосиф был не только юн, но и благообразен и красив лицем. Случается, что и юность бывает лишена телесной красоты. А он с юностию соединял и красоту лица и благообразие и, будучи почти в самом цветущем возрасте, сделался рабом и пленником, - так как сказано, что семнадцати лет он был отведен в Египет. Потом в самом пылу его юношескаго возраста нападает на него непотребная египтянка, ставшая его госпожою; но и при этом она не преодолела твердости праведника. Далее - темница и в ней столь долговременное страдание. Но он пребыл тверд, как адамант, не только не ослабевая, но еще более и более приобретая силы, потому что он имел укреплявшую его благодать свыше. И так как он сам с своей стороны исполнил свой долг, то и вызван из темницы для управления всем Египтом.
5.
Слыша это, никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию; но, имея большое терпение, будем питаться надеждою, зная благое о нас промышление Господа, который не потому попускает нам испытывать скорби, что оставляет нас, но потому, что желает за подвиги увенчать нас светлым венцем. Так достигли славы все святые. Поэтому и апостолы говорили: многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. XIV, 22). И сам Христос сказал ученикам: в мире скорбни будете (Иоан. XVI, 33). Не будем же слишком сетовать о скорбях, но послушаем Павла, который говорит, что хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гонимы будут (2 Тим. III, 12). Не будем ни смущаться духом, ни унывать; но будем переносить с твердостию и терпением все напасти, обращая внимание не на скорби, а на пользу, отсюда происходящую, потому что тут есть духовное благоприобретение. Как желающие собрать богатство, занятые житейскими выгодами, не иначе могут умножить свое достояние, как испытывая множество опасностей на суше и на море (неизбежно подвергаясь козням и нападениям воров и разбойников), и однако охотно готовы бывают переносить все это, в ожидании прибыли, вовсе не чувствуя ничего тяжелаго, так и мы должны радоваться и веселиться, помышляя о собираемом таким путем богатстве и духовном приобретении и - смотреть не на видимое, а на невидимое, как это внушает Павел, говоря: не смотряющим нам видимых (2 Кор. IV, 18). Вера в том и состоит, когда мы не довольствуемся только тем, что видим телесными глазами, но очами ума созерцаем невидимое. И это мы должны считать более достоверным, нежели то, что видим телесными глазами. Так благоугождал (Богу) патриарх, поверив обетованию Божию и став выше естества и всех человеческих помыслов; и это - вменися ему в правду (Рим. IV, 3). Знай, что правда и состоит в веровании словам Божиим. Когда Он изрекает Свои обетования, то не испытуй их, прошу, по человеческим соображениям; но, становясь выше обыкновенных помыслов, твердо уповай на всемогущество Давшаго обетование. Так благоугождал каждый из мужей праведных. Так и дивный этот Иосиф, когда после его сновидений возникли столь великия для него искушения, не смущался, не предавался страху; но с твердостию духа все переносил мужественно, зная, что невозможно божественному намерению остаться без исполнения. Зато после рабства, после темницы и после такой жестокой клеветы, он получил власть над всем Египтом. Размышляя обо всем этом, будем благодушно встречать напасти, за все благодаря человеколюбца Бога и от Него ожидая помощи, которой и да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
БЕСЕДA LXIV
Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую [1]. И сотвори земля в седми летех обильну жатву, и собра пшеницу, яко песок морский (Быт. LXIV, 46-49).
1.
Хотите ли, чтобы и сегодня мы продолжили повествование об Иосифе и разсмотрели то, как этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом, свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей его? Изыде же, сказано, от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву, и собра пшеницу яко песок морский. Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды и слагал их в городах, приготовляя таким образом достаточное обезпечение на время наступавшаго голода. Видишь ли, какое воздаяние за свое благодушие, терпение и другия добродетели еще здесь получил этот праведник, из темницы перешедши в царские чертоги. Было же у него, сказано, два сына прежде наступления годов голода; и нарече имя перваго[2] Манассия, глаголя: яко забыти мне сотвори Бог вся болезни моя, и яже отца моего (51). Заметь благочестие этого мужа и в том, что в имени сына он полагает воспоминание о всем, чтобы благодарность свою (Богу) сделать постоянною, чтобы и сын из собственнаго своего имени мог знать об искушениях и терпении, чрез которое праведник достиг столь великой славы. Яко забыти мне сотвори все болезни моя и яже отца моего. Что значит: все болезни моя? Здесь, мне думается разумеет он двукратное свое рабство и страдание в темнице, И вся яже отца моего, т. е. испытанное им разлучение с отцем, когда он был удален от объятий отеческих и еще в незрелом возрасте, воспитанный с таким попечением, перешел из свободнаго состояния в неволю. И имя второму нарече Ефраим: яко возрасти мя Бог в земли смирения [3] моего (ст. 52). Смотри, имя и этого сына выражает полную благодарность Не только, говорит, я забыл прежнее горе, но и размножился на этой земле, в которой потерпел такое унижение, что находился в крайности и подвергался опасности за самую жизнь. Но следует выслушать и дальнейшее повествование. После семи лет изобильных наступили годы голода, как предсказывал Иосиф. События показали всем мудрость этого мужа, и всех заставили подчиниться ему. Он наперед устроил так, что, когда должен был наступить сильный голод, египтяне не чувствовали нужды. Во всей земли Египетстей, сказано, быша хлебы (ст. 54). Но когда скудость увеличилась, то народ возопил к фараону, не вынося тяжкой нужды; вынуждаемые голодом прибегли к царю. Но обрати внимание на его признательность. Рече же Фараон Египтяном: идите ко Иосифу, и еже речет вам, сотворите (55). Он как бы так говорит: чего вы пришли ко мне? Разве не видите, что я только ношу одежду (царскую), а он виновник нашего общаго спасения? Не бегите же ко мне, оставляя его, а идите к нему, и еже речет вам, сотворите. Отверзе же Иосиф [4] житницы и продаяше Египтяном (56). И как голод охватил всех, то всии страны прихождаху во Египет куповати пшеницу: обдержаше бо глад всю землю (57). Смотри, как мало-по-малу начинают сбываться Иосифовы сновидения. Когда голод усилился и распространился на Ханаан, где жил отец его Иаков, то узнавши, что есть продажа пшеницы в Египте, рече сыном своим: почто нерадите; се слышах, яко есть пшеница во Египте; идите [5] купити нам мало пищи, да живем [6] и не умрем (XLII, 1, 2). Что, говорит, вы здесь сидите? Отправляйтесь в Египет и принесите нам, что нужно для пропитания. А все происходило так для того, чтобы братья Иосифа увидели все своими глазами и сами привели в исполнение то толкование сна, которое они высказали, когда слушали разсказ Иосифа о том, что он видел во сне. И пошли, сказано, десять братьев, а Вениамина, который был от одной матери с Иосифом, не взяли с собою, потому что отец сказал: да не когда случится ему зло (4). Он жалел отрока, по незрелости его лет. Пришедше же, поклонишася Иосифу, как начальнику Египта, лицем до земли (6). Теперь все это они делают в неведении, потому что прошло не мало времени с тех пор; не признали брата даже по чертам лица; может, быть, зрелость возраста произвела некоторую перемену в лице его. Все это, думаю, произошло и по устроению Бога всяческих, так что они не могли узнать брата ни из разговора, ни по лицу. Да и как могло им придти это на мысль? Ведь они думали, что он, сделавшись рабом исмаильтян, и дотоле еще оставался в рабстве у варваров. Так они, не будучи в силах представить себе ничего такого, не узнали Иосифа; а он узнал их, едва только увидел, но постарался скрыть и решился обращаться с ними, как с чужими. Отчуждашеся бо [7] их, сказано, и глаголаше им жестоко. И рече [8]: откуду приидосте (7). Он прикрывает себя совершенным незнанием, чтобы тем лучше узнать от них все в подробности: он желал узнать касательно своего отца и брата [9].
2.
И прежде всего он спрашивает их, из какой они страны; они отвечают, что из земли Ханаанской, - пришли купить хлеба. Голодная нужда, говорят, заставила нас предпринять это путешествие; и по этой причине, оставив свои (семейства), мы пришли сюда. И помяну Иосиф сны, яже виде он (9). Припомнив сны и увидев, что они сбываются на самом деле, он хотел разведать обо всем обстоятельно. Поэтому он с большою строгостию тотчас отвечает и говорит: соглядатаи есте, соглядати путей земли приидосте [10] (9). Не с добрым намерением, говорит, пришли вы. Как видно, вы пришли сюда с какою-то хитростию и злым умыслом. Они, пришедши в замешательство, отвечают: ни, господине (10). И о чем старался узнать Иосиф, то они сами собою объясняют ему. Раби твои, говорят они, приидохом купити пищи. Вси есмы сынове единаго человека: мирницы есмы, не суть раби твои соглядатаи (11). Защищая только самих себя и будучи в душе волнуемы страхом, они не высказывают еще того, что хотел узнать Иосиф. Поэтому он снова повторяет им: ни, на пути земли приидосте видети [11] (12). Напрасно вы это говорите мне; самый вид ваш показывает, что вы прибыли сюда с каким-нибудь злым умыслом. Вынуждаемые необходимостью и желая преклонить его на милость, они говорят: дванадесять есмы братия раби твои (13). Какой обман в словах! И того, кого сами продали купцам, включают в число. Да и не говорят: нас было двенадцать, а дванадесять есмы. И се менший со отцем нашим. Именно о том и хотел Иосиф узнать, не сделали ли они и с меньшим его братом того же (что с ним). Се менший со отцем нашим, а другаго несть (13). Не указывают ясно причины (отсутствия), а только: несть. Из такого ответа возымев подозрение, не сделали ли они и Вениамину чего-нибудь подобнаго, говорит: сие есть, еже рекох вам, яко соглядатаи есте. Не бо [12] изыдите отсюду, дондеже [13] брат ваш менший приидет семо (14, 15). Я его хочу видеть; желаю посмотреть на брата единоутробнаго, потому что из ваших поступков со мною подозреваю в вас братоненавистный дух. Итак, если хотите, послите от себе единого и приведите его, а пока он не придет, вы останетесь в темнице. С прибытием его объяснится, правду ли вы говорите, и тогда вы будете свободны от всякаго подозрения. А если этого не будет, то ясно, что вы соглядатаи и затем пришли сюда. Сказав это, он даде я под стражу (17). Вот как он испытывает их чувства и тем, что он с ними делает, показывает свою любовь к брату. Спустя три дня, он, призвал их к себе и сказал: сие сотворите и живи будет: Бога бо аз боюся. Аще мирницы есте, брат ваш да удержится един под стражею: сами же идите и отвезити купленную пшеницу вашу: и брата вашего меншаго приведите ко мне, и верна будут словеса ваша: аще же ни умрете (18-20).
Примечай благоразумие. Желая и им оказать расположение, и нуждам отца помочь, и о брате узнать точную правду, он повелел одного из братьев задержать, а прочим позволил возвратиться. Но посмотри, как теперь возстает неподкупный судия - совесть, хотя и никто их не обличает и не приводит на суд, и как они обвиняют сами себя. Рече бо [14], сказано, кийждо к брату своему. ей: во гресех бо есмы брата ради нашего, яко презрехом [15] скорбение души его, егда моляшеся нам, и не послушахом его. И сего убо [16] ради прииде на ны скорбение сие (21). Таков грех. Когда он уже совершен на самом деле, тогда и обнаруживает величайшее свое безразсудство. Как пьющий, когда упивается крепким вином, нисколько не чувствует вреда от вина, а уже после самым опытом дознает, как оно губительно, так и грех: пока еще не сделан, он помрачает разсудок, и подобно густому облаку потемняет смысл, а потом возстает совесть и сильнее всякаго обличителя терзает мысль, обнаруживая гнусность поступка. Вот и эти теперь приходят в чувство, и когда увидели решительно угрожающую им опасность, тогда сознают, что ими сделано, и говорят: ей, во гресех бо есмы брата ради нашего, яко презрехом скорбение души его. Не случайно и не напрасно мы терпим это, говорят они, а справедливо и очень справедливо. Это нам наказание за безчеловечие и жестокость, какую мы оказали брату: яко презрехом скорбение души его, егда моляшеся нам и не послушахом его. Так как были немилосерды и оказали великую жестокость, то зато теперь и испытываем тоже самое: сего бо ради прииде на ны скорбение сие.
3.
Так они говорили между собою, думая, что Иосиф ничего этого не слышит. Он, как будто не зная и не понимая их языка, употреблял в сношениях с ними толмача, который его слова передавал им, а их слова объяснял ему. Слыша это, Рувим сказал им: не рех ли вам глаголя: не преобидите детища и не послушасте мене; и се кровь его взыскуется (22). Не советовал ли я, говорит он, тогда вам, не упрашивал ли вас не делать ему никакой несправедливости? Поэтому теперь кровь его взыскуется, так как в намерении вы уже умертвили его. Хотя вы не пронзили мечем выи его, но, продав его варварам, придумали для него рабство, тягчайшее самой смерти. За это теперь взыскивается кровь его. Подумай, каково чувствовать укоризны совести, постоянно иметь при себе этого обличителя, который вопиет и напоминает преступление. Иосиф слышал это. А они не знали (этого), потому что стоял и между ними толмач (23). Но далее он уже не мог переносить, потому что естество братнее и сочувствие выдавали его. И отвратився от них, чтобы не обнаружиться пред ними, проплакася (24). И паки прииде к ним и рече им; и поя Симеона и связа его пред ними. Смотри, как он все делает для того, чтобы привести их в страх, чтобы они, увидев узы Симеона, ясно проявили себя в том отношении, имеют ли какое-нибудь сожаление о брате. Все это он делает, испытывая их мысли, желая узнать, не были ли они так ими же и с Вениамином (как с ним). Поэтому он приказывает связать в глазах их и Симеона, чтобы вполне испытать их и увидеть, окажут ли они сколько-нибудь любви к нему. Сожалея о Симеоне, они должны были ускорить прибытие Вениамина, чего и хотел Иосиф, чтобы свиданием с братом совершенно успокоиться. И повеле [17], сказано, наполнити сосуды их пшеницы и возвратити сребро [18] комуждо во вретище свое [19], и дати им брашно на путь: и возложивше [20] на ослы своя отъидоша (25, 26). Смотри, какую щедрость показывает он. Он благодетельствует им, вопреки их намерению, дав не только пшеницы, но и деньги. Отрешив же един из них [21] вретище свое, яко [22] дати пищу ослом [23], видит серебро [24] и рече братии своей: о сем ужасеся сердце их: и возмятошася друг ко другу глаголюще: что сие сотвори нам Бог (27, 28). Они опять встревожились, подозревая, не послужит ли и это к большему обвинению их; обличаемые совестью, они все приписывали греху, сделанному ими против Иосифа. Возвратившись к отцу, и передав ему все в подробности, они разсказали и о негодовании, выказанном против них со стороны начальника египетскаго, и о том, что он заключал их в темницу, как соглядатаев. Рехом же ему, говорили они, мирницы есмы и дванадесять братия [25] есмы и единаго несть, , а менший со отцем нашим. Рече же нам: по сему явитеся [26], яко мирницы есте: брата единого оставите зде, и приведите брата вашего меншаго: и увем, яка не соглядатаи есте (31-34). Это опять возбудило скорби праведника. А после этого печальнаго разсказа, когда они опорожняли свои влагалища, нашли каждый свое сребро и устрашились они и отец их. И вот при этом старец опять проливает слезы. Что он говорит им? Мене безчадна сотворите: Иосифа несть, Симеона несть и Вениамина ли поймете; на мя быша вся сия (36). Мало, говорит, у меня было слез об Иосифе, вы присоединили к нему и Симеона. Да и на этом еще не остановились скорби мои. Вы хотите отнять у меня и Вениамина. На мя быша вся сия. Слова эти достаточно показывают, как терзалось сердце отца. Как терял он всякую надежду относительно Иосифа (думая, что он съеден зверями), так он предавался унынию и относительно Симеона, а наконец трепетал и за Вениамина. Но он пока еще противился и не отдавал отрока. Рече же ему Рувим, первенец его: двоих сынов моих убий, аще не приведу его к тебе: даждь его в руце мои, и аз приведу его к тебе (37). Вверь, говорит, его мне, мне дай, я возвращу его тебе.
4.
Рувим так поступал в той мысли, что без Вениамина им нельзя снова придти в Египет и купить там, что было нужно для пропитания; но отец не отдает его и говорит: не пойдет сын мой с вами. Высказывает и причину на это, как бы оправдываясь пред детьми: яко брат его умре, и той един оста, и случится ему, как совершенно юному, зло на пути, и сведете старость мою с печалию во ад (38). Боюсь, говорит, за его детский возраст; опасаюсь, чтобы мне не лишиться и этого утешения, и не окончить жизни в горести. А пока он остается при мне, я имею хотя малое некоторое утешение; присутствие его облегчает мою скорбь об его брате. Итак, любовь к Вениамину не позволяет отцу отпустить его. Между тем голод еще более усилился и у них оказался недостаток в пище. И говорит отец: пойдите опять и принесите немного пищи. Рече же ему Иуда: клятвою засвидетельствова нам [27] муж, глаголя: не узрите лица моего, аще брат ваш менший не приидет с вами. Аще убо поспеши брата нашего, пойдем и купим тебе пищи: аще же не поспеши, не пойдем: муж бо рече нам: не узрите лица моего, аще брат ваш менший не приидет с вами (XLIII, 2, 3). Не думай, говорит, что нам можно отправиться туда без брата. А если хочешь, чтобы мы сходили туда без всякой пользы и чтобы все подверглись опасности, то пойдем. Но знай, что тот человек заклял нас, что мы не увидим его лица, если не придет с нами младший брат. Со всех сторон стеснен был Иаков. Поэтому, проливая слезы, он говорит им: почто зло сотвористе ми, поведавше мужу, яко есть с вами брат (6). Для чего же вы, говорит, сделали мне это зло? Для чего вы причинили мне столько бед? Если бы вы не сказали того, и Симеона я не лишился бы, и этого он не стал бы требовать. Они же реша: вопроси нас муж, аще еще отец ваш жив есть, и еще есть вам брат, и поведахом ему: еда видехом, яко речет нам: приведите брата вашего (7); не думай, говорят, что мы сами добровольно разсказали тому человеку о нашем семействе. Он, приняв нас за соглядатаев, задержал нас, и подробно распрашивал о наших обстоятельствах; поэтому мы и сказали ему это, желая объяснить ему все по справедливости. Рече же паки Иуда ко отцу своему: отпусти отрочища со мною: и вставше пойдем, да живи будем и не умрем (8). Мне, говорит, поручи его, чтобы нам отправиться в путь; (иначе) нам уже не останется никакой надежды спасения, так как пища издержана, а в другом месте мы нигде не найдем продовольствия. Аз же приемлю [28] его от тебя, аще не приведу его и поставлю пред тобою, грешен буду к тебе вся дни. Аще бо быком не умедлили, уже возвратился бы [29] дважды (9, 10). Сострадание твое, говорит, к сыну готовит всем нам гибель. Скоро все мы изгибнем от голода, если не захочешь отпустить его с нами. И смотри здесь, возлюбленный, как наконец крайность голода победила отеческую любовь. Видя, что они не находят никакого другого средства к пропитанию, а голод усиливается, оп говорит им: если так, и если уже непременно надобно тому быть и вам нельзя без него отправиться, то надобно и дары принести тому мужу. Отнесите назад и серебро, которое вы нашли в своих влагалищах, а для купли хлеба возьмите другое серебро. И брата своего поймите, и воставше, идите к мужу. Бог же мой да даст вам благодать пред мужем, и отпустит брата вашего единого и Вениамина. Аз бо, яко же [30] обезчадех, обезчадех (13, 14). Смотри, какую выказывает невыразимую любовь свою к Иосифу. Чтобы кто-нибудь не подумал, что в словах: аз якоже обезчадех, обезчадех, он говорит о Вениамине или Симеоне, для этого он наперед сказал: Бог же мой да даст вам благодать и отпустит брата вашего единого и Вениамина. Хотя, говорит, они и останутся живы, но я, как бездетный, бездетный. Подумай, как всецело сердцем он предан был Иосифу. Видя себя окруженным таким множеством детей, он считал себя бездетным потому, что лишился Иосифа. Вземше же, сказано, мужие дары, и сребро сугубое, и Вениамина, приидоша во Египет, и сташа пред Иосифом. Виде же их Иосиф и Вениамина брата своего (15, 16). Он увидел, чего так желал, увидел столь вожделеннаго ему. Он видел теперь исполнение желания своего. И рече строителю дому своего: введи мужы в дом; и заколи от скота: со мною бо ясти имут мужие. Видевше же яко введоша их в дом Иосифов, реша: сребра ради возвращеннаго во вретищах наших первие вводят ны, еже бо оклеветати нас, и нанести на ны, да поймут нас в рабы, и нас [31] и ослы наши (16,18). Иосиф так все устроил, показывая свое расположение к ним; а они и при этом безпокоятся, подозревая, не хотят ли истязать их за серебро, как поступивших и в этом отношении безчестно. Поэтому, пришедши (в дом Иосифа), они объясняют причину своего смущения управителю дома, - разсказывают, как они нашли серебро в своих влагалищах, и присовокупляют: вот мы теперь принесли с собою серебра вдвое больше, чтобы и прежнее возвратить, и купить себе продовольствие.
5.
Смотри, как несчастия укротили их дух и сделали их смиренными. Рече же им (правитель дома): мир вам и не бойтеся. Бог ваш и Бог отца вашего [32] даде вам сокровища во вретищах ваших: а сребро ваше за приятое имею (23). Не бойтесь, говорит, и не безпокойтесь об этом. Никто не станет обвинять вас по этому делу. Серебра у нас слишком много. А вы и то признавайте делом Божиим, что в ваших влагалищах оказались сокровища. Сказав это, изведе Симеона и принесе воду омыти нозе их, и даде пажити ослом их (23, 24). Вот как молитва отца благопоспешала им во всем, и как он молился о них, когда говорил: Бог отца моего да даст вам благодать, так все и сделалось. Правитель дома, и до прихода Иосифа, оказывал им полную благосклонность. Уготоваша же дары Иосифу и, когда он пришел, принесоша и поклонишася ему до земли (26). Опять он спрашивает их: здрав ли есть отец ваш старец, его же рекосте; еще ли жив; они же рекоша: здрав есть раб твой отец наш, И рече: благословен человек оный Богу, и приникше поклонишася. Виде же брата своего единоматерня, и рече: сей ли есть брат ваш юнейший, его же рекосте ко мне привести; и рече: Бог да помилует тя, чадо (27-29). Смотри, какую еще твердость показывает он, и еще прикрывает себя незнанием, чтобы чрез последующее испытать их намерения относительно того, как они расположены к Вениамину. Но природа брала верх: подвижеся, сказано, утроба [33] его, и искаше плакати. Вшед же в ложницу, плакася тамо. И умыв лице, изшед (30). Потом, выражая им свою благосклонность, говорит: предложите хлебы. И предложиша ему единому, как бы царю и начальнику всего Египта, и оным особно; и Египтяном, иже с ними ядяху, особно; не можаху бо Египтяне ясти хлеба с Евреи: мерзость бо есть Египтяном [34]. Седе [35] же прямо ему первый [36] по старейшинству своему, и менший по меншеству (31-33). Это приводило их в изумление и они недоумевали, откуда он знал разность их возраста. Затем, каждому дав часть (снеди), Вениамину дал в пять раз больше. Они не понимали, что это значит, и думали, что просто по некоторой случайности сделано им, как бывает в отношении к малолетним. Когда окончилось угощение, Иосиф призвал своего домоправителя и заповеда ему глаголя: наполни [37] вретища мужем пищи, елико могут [38] понести, и сребро также каждаго во вретище его [39], и чашу сребряную вложи [40] во вретище меншаго (XLIV, 1, 2). Вот, опять, какой способ он изобретает, чтобы точнее узнать расположение братьев к Вениамину. Когда это было сделано, он отпустил их. А когда они отправились в путь, рече, сказано, домоправителю своему: гони во след их и рцы: что яко воздасте злая за благая; вскую украдосте чашу мою сребряну; не сия ли есть, из нея же пиет господин мой; он же и [41] волхвует в ней: злая совершися [42], яже сотвористе (4, 5). Домоправитель, настигнув их, говорил им: для чего вы благодетелю отплатили злом? Для чего лукавство свое простерли даже на того, который оказал вам столь великую благосклонность? Почему вы не постыдились великодушия этого мужа к вам? Какое злодейство? Какое безумие вы сделали! Или не знаете, что это тот самый сосуд, над которым волхвует господин мой? Худо ваше дело, гибельно намерение; непростителен умысел, велика дерзость, превосходящая всякую злобу. Они же реша ему: вскую глаголет господин словеса сия (7). Для чего, говорят, взводишь на нас вину, в которой мы вовсе невиновны? Не буди рабом твоим сотворити по словеси сему, никогда мы этого не дозволим себе. Принесши с собою двойное количество серебра, как мы могли похитить серебро или золото (8)? А если ты так думаешь, то у него же аще обрящется сосуд [43], котораго ты ищешь, тот да умрет, как решившийся на такую дерзость, и мы раби будем (9). Убеждение совести побуждало их говорит с такою смелостию. Он же рече: и ныне, яко же глаголете, тако будет: у него же аще обрящется чаша, тот один [44] будет мой раб, а вы отпущены будете (10). Сказав это, они позволили ему сделать обыск и изыска от старейшаго зачен, дондеже прииде до Вениамина. И открыв влагалище его, находит у него чашу(12). Это помрачило их ум. И растерзаша ризы своя и возложиша опять вретища своя и возвратишася во град. Вошедши же Иуда и братия его к Иосифу, падоша пред ним на землю (13,14). Замечай, сколько они делают поклонов. Рече же им Иосиф: что это вы сделали? Разве не знаете, что я волхвованием волхвую на ней (на чаше). Рече же Иуда: что отвещаем, или что возглаголем господину, или чем оправдимся; Бог же обрете неправду рабов твоих. Опять они приводят себе на память поступки свои с Иосифом. Се мы есмы раби господину нашему, и мы, и у него же обретеся чаша (16). Вот теперь они показывают в себе доброе расположение духа и сами себя вместе с братом (Вениамином) отдают в рабство. Рече же Иосиф: не буди ми сие сотворити. Муж, у него же обретеся чаша, той будет ми раб; вы же пойдите в целости ко отцу своему (17).
6.
Вот, чего опасался отец, то и случилось с ними; они пришли в страх и смущение, и не знают, что и делать. Приступив же Иуда, рече. Так как он взял его от отца и говорил: аще не приведу его к тебе, грешен буду к тебе вся дни, то поэтому теперь, приблизившись (к Иосифу), он разсказывает ему обо всем подробно, чтобы возбудить в нем сострадание и расположить к освобождению отрока. Приступив бо [45] к нему Иуда рече: молю тя, господине, да речет раб твой (18). Замечай, что он говорит совершенно так, как раб с господином; припомни же теперь те сновидения о снопах, которыя усилили (в братьях) ненависть к нему, и подивись благопромыслительной Божией премудрости, которая все привела в исполнение, не смотря на столько препятствий. Да речет, говорит, раб твой пред тобою, и не прогневайся [46] на раба твоего, господине [47]. Ты вопрошал еси рабов твоих, глаголя: аще имате отца или брата? И рекох господину: что есть нам отец стар, и отрочищ старости [48] менший ему, а брат его умре (18-20). Представь себе, что было с Иосифом, когда он слушал это. Он же един остася у матери своея [49], отец же возлюби его. Для чего он и здесь лжет, говоря: брат его умре, тогда как они продали его купцам? Это потому, что они уверили отца в том, что он (Иосиф) умерщвлен и пожраи зверями; а кроме того, они думали, что он не вынес рабства у варваров и уже умер; поэтому и говорит: а брат его умре. Ты же рекл еси рабом твоим: приведите его ко мне, и призрю [50] его. И рекл еси: аще не приидет брат ваш с вами, не приложите видети лица моего. Бысть же, егда приидохом к раду твоему, отцу нашему, поведахом ему словеса господина. Рече же нам [51] отец наш: идите паки [52], купите нам мало пищи. Мы же рекохом ему [53]: не возможем ити, если брат наш не пойдет с нами [54]. Рече же раб твой отец наш: вы весте, яко двоих роди мне жена: и отъиде един от мене, и рекосте: яко зверем съеден бысть (21, 23-28). Смотри, как из защитительной речи Иуды Иосиф обстоятельно узнает обо всем, что произошло в доме (отца), после того, как он был продан, и как настроили отца и что они сказали об нем. Ныне [55] аще убо поймете и сего, и случится ему зло на пути [56], сведете старость мою с печалию во ад (29). А если отец наш так любит этого отрока, то как нам явиться к нему без отрока? Душа бо его связана с душей сего, и сведут ради твои старость раба твоего, отца нашего, с печалию во ад. Раб бо твой от отца [57] взя отрочища, глаголя: аще не приведу его к тебе [58] грешен буду пред тобою [59], вся дни (30-32). Такое обещание отцу дал я, чтобы привести отрока и выполнить твою волю, и тем доказать, что мы говорили тебе правду и что в наших словах не было нисколько лжи. Ныне бо пребуду [60] раб вместо отрочища, раб господину; отрочище же да идет с братиею. Како бо пойдем к отцу, отрочищу не сущу с нами? Да не вижду злых, яже обрящут отца моего (33, 34). Эти слова тронули Иосифа и достаточно уже показали ему и почтение братьев его к отцу и любовь к брату. И уже не можаше переносить, удержатися предстоящих ему [61], но, удалив всех и оставшись один с ними, испустив глас с плачем познавашеся братии. И это сделалось известным во всем царстве и в дому Фараонов. И сказал он братьям: аз есмь Иосиф: еще ли отец мой жив (XLV, 1-3)? Нужно, по моему, удивляться здесь и твердости этого блаженнаго мужа, тому, что он до сих пор мог притворяться и не обнаружить себя, а еще более удивляться тем, как они могли устоять и открыть наконец уста, как не вылетела из них душа, как не поколебался их разсудок, как они не провалились в землю. И не могоша братия его отвещати ему, смутишася бо. Справедливо. Представляя себе, как они с ним поступили, и как он вел себя по отношению к ним, размышляя о величии, в котором он тогда находился, они тревожились, можно сказать, за самую жизнь. Поэтому, желая их ободрить, говорит: приближитеся ко мне (4). Не отдаляйтесь, говорит, не думайте, что вы сами по себе так поступили со мной. Это было делом не столько вашей злобы, сколько Божией премудрости и неизреченнаго человеколюбия, именно для того, чтобы, прибыв сюда, теперь, во-время, я мог и вам и всей этой стране доставить все нужное для пропитания. И рече: аз есмь Иосиф брат ваш, его же продасте во Египет. Ныне убо не скорбите (4, 5). Пусть это не смущает и не представляется вам жестоким случившееся, потому что это произошло по устроению Божию. На жизнь посла мя Бог пред вами. Сие бо второе лето глад на земли и еще пять лет, в них же не будет орания, ни жатвы. Посла бо мя Бог пред вами оставити вам останок на земли. Ныне убо не вы посласте мя семо, но Бог (5-8).
7.
Смотри, как раз и другой и третий он утешает их, говоря, что не им приписывает причину своего прибытия в Египет, но Богу, Который устроил это так, что он достиг, такого величия. Бог посла мя и сотвори мя, яко отца Фараону, и господина всему дому его, и князя всей земли Египетстей (8). Мое рабство, говорит, доставило мне эту власть; продажа привела меня к такому величию; мое несчастие послужило поводом к такому благополучию; зависть приготовила мне эту славу. Это не слушать только будем, но и подражать и подобным образом извинять обидевших нас, не вменяя им того, что они сделали нам, но все перенося благодушно, подобно дивному Иосифу. Итак, говорит, будьте уверены, что я не вам приписываю случившееся со мною, и не обвиняю вас в преступлениях, но все отношу к Богу, все так устроившему, чтобы привести меня к настоящей славе. Потщавшеся убо [62] взыдите ко отцу моему, и рцыте ему: сия глаголет сын твой Иосиф: сотвори мя Бог господина, всей земли Египетстей: сниди убо ко мне, и не умедли [63] и вселишися в земли Гесемли [64], и будеши близ мене ты, и сынове твои, и сынове сынов твоих, и [65] овцы [66], и волове [67] и елика суть твоя. И пропитаю тя (еще бо пять лет глад), да не погибнеши ты, и сынове твои, и вся имения твоя, се очи ваши видят, и очи Вениамина, брата моего, яко уста моя глаголющая к вам. Возвестите отцу моему всю славу мою сущую во Египте, и елика видите, и ускоривше приведите его (9-13). Сказав все это, достаточно успокоив их и приказав им сказать о себе отцу и немедля привести его, он, напад на выю Вениамина, плакася (14) (так как он был от одной матери), и Вениамин также плакася на выи его, и облобызал всю братию свою и плакася над ними (15). И после такой речи, слез и даннаго им совета, (братья) едва могли говорить с ним. И по сих, сказано, глаголаша [68] к нему. И сие пронесеся до дома Фараона [69] и возрадовася он и все в доме (16). Свидание Иосифа с братьями обрадовало всех. И рече царь ко Иосифу: рцы братии своей, сие сотворите: наполните сосуды ваша пшеницы, и идите; и вземше отца вашего, придите ко мне, и дам вам от всех благ египетских. Ты же заповеждь сия: взяти им колесницы детем и женам (17-19). Смотри, как и царь заботится о прибытии Иакова. И поимше, говорит, отца вашего, приидите. И не пощадите очима сосудов ваших: вся бо благая египетская вам будут. Сотвориша же тако сынове Исраилевы: даде же им Иосиф колесницы по повелению царя [70]. И всем [71] даде сугубы ризы: Вениамину же даде триста златниц, и пятеры ризы пременныя. И отцу своему посла подобно [72] десять ослов, везущих от [73] благ египетских, и десять мсков везущи [74] хлебы на путь отцу его. Давши все это, отпусти братию свою, и отъидоша, и рече им: не гневайтеся на пути (19-24). Посмотри, какая любомудрая душа. Не только сам оставил всякий гнев на них и освободил их от вины, но и им внушает не предаваться гневу в пути и не обвинять друг друга в том, что случилось. В самом деле, если недавно еще, представляясь Иосифу, они говорили между собою: ей во гресех есмы Иосифа ради брата нашего, яко презрехом скорбение его, - и тогда Рувим говорил: не рех ли вам, не преобидите детища, и не послушаете мене (XLII, 21), то тем более могло случиться что теперь он будет обвинять их. Поэтому, предотвращая их гнев и взаимную ссору, говорит: не гневайтеся на пути; но размышляя о том, что я ваших поступков со мною не поставил вам в вину, будьте и вы благорасположены друг к другу.
Можно ли довольно надивиться добродетели этого праведника, который с большим тщанием выполнял учение мудрости, открытой в Новом Завете. Что Христос заповедал апостолам: любите враги ваша, молитеся за творящих вам напасть (Матф. V, 44), то самое, и еще больше того, сделал Иосиф. Он не только показал столь великую любовь к тем, которые с своей стороны готовы были убить его, но еще всячески старается уверить их, что они нисколько не согрешили против него. Какая высокая мудрость! Какое крепкое благодушие! Какая великая любовь к Богу! Не вы, говорит он, мне это сделали, но попустил Промысл Божий, пекущийся о мне, чтобы и сновидения мои сбылись и для вас я мог послужить орудием спасения. Итак, скорби или искушения служат свидетельством великаго промышления и попечения о нас человеколюбца Бога. И потому мы не должны домогаться всеми мерами только жизни спокойной и безпечальной; но и в благополучии и в скорбях равно должны возсылать благодарение Господу, чтобы Он, видя наше благомыслие, явил еще большее попечение о нас, котораго и да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
БЕСЕДA LXV
Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню [1] ко Иакову отцу своему, и поведаша [2] ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им (XLV, 25 и 26).
1.
Из вчерашней беседы нашей вы видели любомудрие Иосифа и невыразимое незлобие, какое он оказал своим братьям; он не только не напомнил им об их поступках в отношении к нему, но и их самих, при возвращении к отцу, убеждал и советовал не обвинять друг друга в том, что они сделали против него, но, отложив всякий гнев, совершать путь в единодушии. Теперь разсмотрим дальнейшия события, чтобы нам видеть возвращение братьев Иосифовых к отцу и переселение Иакова в Египет, и то, как он, узнав об Иосифе, снова разцвел и сделался, так сказать, юношею из старца. Кто может выразить словами ту радость, какая была у Иакова, когда он узнал, что Иосиф жив, и достиг такой великой знатности? Вы знаете, что неожиданное счастье производит особенно большую радость. Узнав, что тот, кого он уже столько лет считал добычею зверей, теперь начальствует над всем Египтом, как он от столь великой радости не лишился ума? Ведь сильная радость часто сопровождается такими же последствиями, какими и чрезмерная скорбь. Можно видеть, как многие и слезы проливают от излишней радости; а другие нередко приходят в безпамятство, когда видят то, чего не ожидали, и когда нечаянно встречают живыми тех, кого считали умершими. Но, чтобы яснее была наша речь, снова выслушаем прочитанныя места (Св. Писания). Изыдоша же, сказано, из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им. Видишь, как я говорил, Иакову невероятным казалось известие об Иосифе, так что мысли его волновались и он разсказ братьев считал обманом. В самом деле, они сами прежде принесли одежду Иосифа, обагренную в крови козла, и уверяли отца, что сын его сделался добычею зверей, а теперь говорят, что он жив и начальствует над всем Египтом. Смутившись духом, Иаков размышлял сам с собою: что бы это значило? Если справедливо прежнее, то невероятно настоящее; а если настоящее верно и справедливо, то ложно прежнее. Смущало его особенно то, что прежде он слышал от своих детей одно, а теперь узнает от них другое. Но они, видя смущение отца, и желая уверить его в справедливости своих слов, глаголаша ему вся реченная от Иосифа, едина рече им (ст. 27); а после слов представили колесницы и дары, присланные от Иосифа, - и едва могли убедить отца, что разсказы их не ложь. Видя посланныя колесницы, чтобы отправиться ему в Египет - оживе, сказано (ст. 27). Старый, преклонный летами, согбенный, Иаков вдруг помолодел духом, сказано: оживе. Что значит: оживе? Как огонь в лампаде, когда оскудевает елей, начинает угасать; но лишь только прибавит кто-нибудь хотя немного елея в лампаду, огонь, уже готовый погаснуть, тотчас издает яснейший свет, - так и этот старец, уже готовый угаснуть от скорби (не хотяше бо, сказано, утешитися, глаголя, яко сниду к сыну моему сетуя во ад [3], теперь узнав, что Иосиф жив и начальствует над Египтом, увидев и колесницы, ожил духом, из старца стал юношею, разсеял облако грусти, утишил бурю помыслов, и наконец успокоился. А все это устроил Бог, дабы праведник после таких страданий обрел наконец утешение, и сделался участником благоденствия своего сына; а с другой стороны, чтобы исполнились и сновидения, которыя он сам же истолковал, сказав: еда пришедше приидем аз и мати твоя, и братия твоя поклонитися тебе до земли (Быт. XLVII, 10). Поверив виденному и слышанному, Иаков воскликнул: велико ми есть сие, аще еще Иосиф сын мой жив есть: шед узрю его, прежде неже умрети ми (ст. 38). Это весьма важно, говорит, превышает всякое разумение, и затмевает всякую человеческую радость, если еще жив сын мой Иосиф. Шед узрю его. Итак поспешим, чтобы мне иметь свидание с ним, прежде нежели умру я; весть эта воскресила дух мой, прогнала немощи старости, укрепила мой разсудок. Если мне придется увидеться, то я умру, насладившись совершенною радостью. Итак, ни мало не медля, праведник отправился в путь; он ускорял, спешил посмотреть на своего возлюбленнаго сына, увидеть царем Египта того, кого он считал уже давно умершим и добычею зверей. Пришедши к кладезю клятвенному, он вознес благодарственную молитву Господу, и пожре жертву Богу отца своего Исаака (Быт. XLVI, 1).
2.
Слыша это, научимся тому, чтобы когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело, или отправляемся в путешествие, - прежде всего возносить молитвенную жертву Господу, и не иначе, как испросив Его помощь, начинать предпринимаемое дело, и таким образом подражать благочестию древних праведников. Пожре, сказано, жертву Богу отца своего Исаака, - чтобы видно было, что он шел по следам отца своего, и это обнаруживал в служении Богу, подобно Исааку. И как он сам предварительно благодарственною молитвою показал свою признательность к Богу, то тотчас же последовали и знамения вышняго благоволения. Предусматривая дальность пути и смотря на свою старость, он боялся, чтобы внезапная смерть не лишила его радости видеть сына, и поэтому молил Господа продолжить его жизнь, чтобы он мог насладиться совершенною радостию. И смотри, как благой Бог, обнадеживает праведника. Рече Бог Израилю в видении нощию, глаголя: Иакове, Иакове! Аз есмь Бог отцев твоих. Не убойся изыти во Египет, в язык бо велий сотворю тя тамо, и Аз сниду с тобою во Египет, и Аз возведу тя до конца и Иосиф возложит руки своя на очи твои. Вот как Господь обещает праведнику то, чего он желал, и даже еще больше. Щедрость Его часто превышает наши желания, по свойственному Ему человеколюбию. Не убойся, говорит, изыти во Египет. Так как (Израиля) устрашала дальность пути, то и говорит ему Бог: ты не смотри на немощь старости: в язык велий сотворю тя тамо, и Аз сниду с тобою во Египет. Я сам буду сопутствовать тебе, и все благоустрою для тебя. Заметь (божественное) снисхождение в словах: .Аз сниду с тобою в Египет. Что может быть блаженнее того, чтобы иметь самого Бога сопутником? А затем последовало и утешение, в котором особенно имел нужду старец: Иосиф возложит руки своя на очи твои. Он, возлюбленный твой, он сам приготовит тело твое к погребению и возложит руки свои на очи твои. Итак, с радостию и без всякаго опасения предпринимай путь. Теперь представь себе, с каким благодушием праведник совершал путешествие, получив из божественнаго обетования такое удостоверение. Воста же, сказано, Иаков, и сынове его, и взяша все стяжание [4] свое и внидоша во Египет (5 и 6). В шестидесяти шести душах [5] сошел Иаков в Египет; и Иосиф с сыновьями своими, бывшими у него, был девятым, так что вместе с Иосифом всех душ было семьдесят пять (26 и 27). Для чего божественное Писание с такою точностию показало нам число лиц? Для того, чтобы мы могли видеть, как исполнилось проречение Божие Иакову: в язык велий сотворю тя тамо. От этих седмидесяти пяти душ потомство Израиля распространилось до шести есть тысяч. Видишь, как не напрасно и не без цели Писание показало нам число переселившихся в Египет, но чтобы мы видели, от какого малаго числа какое великое число (душ) произошло, и чтобы, смотря на это, всегда веровали обетованиям божественным. Когда подумаешь, как после смерти Иакова и Иосифа царь египетский употреблял все усилия, чтобы уменьшить их потомство и не дать ему размножиться, однакож не успел в этом, а (род Иакова) более и более прибавлялся и увеличивался, то удивись и изумись промышленно Божию и (знай), что не может не исполниться определенное Им, хотя бы кто придумывал тысячи препятствий. Но разсмотрим все по порядку, чтобы знать, как произошло свидание Иакова с сыном. Когда Иаков приблизился к земле египетской, то посла, сказано, Иуду пред собою ко Иосифу срести его, чтобы известить его о прибытии отца. Узнав это и запрягши колесницы, Иосиф изыде во сретение отцу своему, и явився ему, нападе на выю его, и плакася плачем великим (ст. 28 и 29). Произошло то, о чем я вначале говорил вам - что нередко и чрезвычайная радость заставляет проливать слезы. Нападе на выю его и плакася, и не просто, а плачем великим. Тотчас пришло ему на ум, сколько он сам выстрадал, и сколько вытерпел из-за него отец; представил себе и то, сколько времени прошло после их разлуки, и как, сверх всякаго ожидания, и он видит отца, и отец видит сына, и он испускал потоки слез, и показывая этим величайшую радость, и благодаря Господа за совершившееся. И рече, сказано, Израиль ко Иосифу: да умру отныне, понеже видех лице твое: еще бо ты еси жив (ст. 30). Я насладился, говорит, тем, чего желал; достиг того, чего уже никогда и не ожидал. Со мною случилось то, чего я никогда не надеялся. Наконец, довольно уже мне жить. Я увидел моего вожделеннаго; и для полнаго моего утешения достаточно видеть, что ты еще жив, - ты, котораго я давно уже считал умершим и добычею зверей. Отеческий голос, полный любви и вполне обнаруживающий душевное состояние. Рече же Иосиф к братии своей, шед повем Фараону и реку ему. братия моя приидоша. Они же суть мужи пастуси: мужие бо скотопитателие суть [6]: и скоты, и волы приведоша. Аще убо призовет вас Фараон, и речет: что дело ваше есть? Рцыте, яко [7] мужие скотопитатели есмы... мерзость бо есть Египтяном всяк пастух овчий (ст. 31, 32, 33 и 34).
3.
Заметь разумность, с какою дает совет братьям, не просто и не случайно внушая им это, а желая поставить их в большей безопасности, и не допустить их до смешения с египтянами. Так как египтяне гнушались людьми, ведущими пастушескую жизнь, и презирали их, а между тем братья Иосифа не имели египетскаго образования, то поэтому Иосиф и советует им наперед выставлять свои занятия, чтобы под этим благовидным предлогом можно было отделить лучшую для них землю, где бы они могли жить безопасно. Таким образом Иосиф от братий своих поя пять мужей, и постави их пред Фараоном. И рече Фараон: что дело ваше? И реша: мы скотопитатели [8] есмы, ныне убо да вселимся в земли Гесем. И рече Фараон глаголя: да вселятся, аще же веси, яко суть в них мужие сильнии, постави их старейшины скотом моим (XLVII, ст. 1-6). Как советовал Иосиф, так и ответили братья его фараону, и таким образом получили позволение жить на земле Гесем. Но фараон, по своему благоволению к Иосифу, говорит еще: аще веси, яко суть в них мужие сильнии, постави их старейшины скотом моим. Затем ввел Иосиф и отца своего Иакова к фараону. Рече же фараон ко Иакову. колика лет дней жития твоего (ст. 7 и 8)? Так как фараон видел пред собою старца в самой глубокой старости, то и спрашивает его о числе лет.
И рече Иаков Фараону: дние лет жития моего, яже обитаю [9] (ст. 9). Вот как все праведники проводили настоящую жизнь, как бы на чужой стороне, и так в ней располагались. Послушай, как и Давид говорил: пресельник аз есмь у тебе и пришлец (Пс. XXXVIII, 13). Так и Иаков говорит: дние лет жития моего, яже обитаю. Поэтому и Павел сказал о древних праведниках, что они сознавали, яко странны и пришельцы суть на земли (Евр. XI, 13). Дние лет жития моего, говорит Иаков, яже обитаю, сто тридесять лет: малы и злы быша дние лет жития моего; не достигоша во дни лет жития отец моих (ст. 9). Дан, говорит, которые я прожил, и малочисленны и бедственны. Здесь он разумеет годы рабства, какое он терпел у Лавана, после бегства, учиненнаго им из-за брата; потом, после возвращения оттуда, - скорбь, столь долговременную, о (предполагаемой) смерти Иосифа, и еще многия другия бедствия, им испытанныя. Представь себе, в каком страхе он был, когда Симеон и Левий, в отмщение за свою сестру, истребили целый город и взяли в плен всех жителей Сихема. Он сказал тогда, обнаруживая безпокойство, в каком находился: ненавистна мя сотвористе, яко злу мне быти живущим на земли: аз же мал есмь числом, и собравшеся на мя, изсекут мя, и истреблен буду аз и дом мой. Поэтому и говорит теперь он фараону: малы и злы быша дние лет жития моего. И всели Иосиф отца своего, и братию свою, и даде им обдержание в земли Египетстей на лучшей земли Рамессийстей, якоже повеле Фараон. И деляше Иосиф пшеницу отцу своему и братии своей, и всему дому отца своего по числу тел [10] (ст. 11 и 12). Так оправдалось то, что говорил он братьям: посла мя Бог пред вами оставити вам [11] останок на земли (Быт. XLV, 7), и на жизнь посла мя Бог пред вами (5). Деляше, сказано, хлеб по числу тел.
Что значит: по числу тел? Значит, сколько потребно было для каждаго. В Писании обыкновенно называется весь человек - иногда душею, иногда - телом. И как выше было сказано: в семидесяти пяти душах сошел Иаков в Египет, вместо того, чтобы сказать: семьдесят пять мужей и жен, - так и здесь говорится: по числу тел, то есть, на каждаго человека. Таким образом, в то время, когда весь Египет и земля ханаанская страдали от голода, дом Иакова благоденствовал, имея продовольствие, как бы из источников каких-либо текущее. Пшеницы, говорит Писание, не бяше во всей земли: одоле бо глад зело: скончавашеся же земля египетская и земля Ханааня от глада (ст. 13).
4.
Примечай неизреченное промышление Господа. Прежде, нежели усилился голод, Он ввел праведника в Египет, чтобы он нисколько не испытал бедствия, угрожавшаго земле Ханаанской. И, когда все туда стекались, собра, сказано, Иосиф все сребро от живших в Египте и в Ханаане, и так раздавал им хлеб [12]. И оскуде наконец сребро. Внесе бо все [13] в дом фараонов. Пришедши же вси египтяне, сказали: даждь нам хлебы, и вскую умираем пред тобою, сканчася бо сребро (ст. 14 и 15). У нас, говорят, нет уже денег, чтобы купить, потому мы погибаем от голода. Не отвергни же нас, которым угрожает смерть; дай нам хлеба, чтобы нам можно было жить и не умереть. Рече же им Иосиф: пригоните скоты ваша, и дам вам хлебы (ст. 16). Если нет у вас денег, говорит, я приму от вас стада. Ежели серебро ваше все истощено, приведите ваших домашних животных, и получите хлеб. Пригнаша же скоты своя ко Иосифу: и даде им [14] за кони, и за овцы, и за волы, и за ослы: и прекорми их за скоты их. Приидоша же к нему во второе лето, и рекоша ему: да не како погибнем, не имея ни серебра, ни скота, так как все у тебя, господина нашего, ничего другого не остася, точию едино тело и земля наша. Да не умрем, купи нас и землю нашу хлебами: и будем мы и земля наша рабы Фараону: даждь семя да посеем, и живи будем, и не умрем, и земля не опустеет (ст. 17-19). Себя сами они отдали в рабство, отдали и землю, чтоб только прокормиться: так силен был голод. И купи Иосиф землю Египетскую Фараону (ст. 20). Египтяне отдали ее, будучи принуждены к тому голодом. И бысть земля Фараону. И люди поработи ему в рабы, от края предел Египетских даже до краев кроме земли жреческия: им бо даде хлеб [15] Фараон, и ядяху, сего ради не продаша земли своея (ст. 20-22). Вот какое благоразумие и какую мудрость имел Иосиф: он не оставил их томиться голодом и всю землю приобрел Фараону вместе с обращением в рабство всех египтян. Но заметь здесь и ту чрезвычайную попечительность, какую оказывал им. Рече бо Египтяном: се купих вас и землю вашу днесь Фараону: возмите себе семена, и сейте на земли. И аще [16] будут плоды ся, дасте [17] пятую часть Фараону: четыри же части будут вам самим в семена земли, и на препитание вам, и всем сущим в домех ваших (ст. 23 и 24). Какая щедрость, какая предусмотрительность, какая необычайная заботливость! Поэтому и те, чувствуя благодеяние, говорят Иосифу: оживил ны еси, обретохом благодать пред господином нашим, и будем раби Фараону (ст. 25). Видишь ли щедрость (Иосифа)? Зная, как египтяне отягощены нуждою, зная, сколько труда и усилий они должны были перенести при обработывании земли, он говорит им: семена я вам буду доставлять, а обо всем прочем вы сами употребите ваше старание, и если будут плоды, отдавайте одну часть, а четыре части будут оставаться у вас, и в награду за труды и в запас для пропитания вашего. И сию [18] устави им заповедь, пятую часть даяти Фараону, кроме земли жреческия (ст. 26).
Да слышат нынешние люди, какия преимущества в древности давались служителям идолов, и да научатся хотя такую же честь оказывать тем, кому вверено служение Богу всяческих. Если древние, заблуждаясь и совершая служение идолам, думали, что они воздают особенное почтение идолам, когда такой чести удостоивают служителей их, то какого осуждения заслуживают те, которые ныне не имеют попечения о служителях Божиих? Разве не знаете, что эта честь переходит к Господу всяческих? Итак, не смотри на того, кто принимает честь. Не ради его самого ты должен делать то, что требуется от тебя, но ради Того, Кому он служить, - чтобы ты мог получить от Него щедрое воздаяние. Поэтому-то и сказал Господь: сделавший единому из сих - для Меня сделал [19], и: приемляй пророка во имя пророче мзду пророчу приимет (Мф. X, 41). Разве Господь ниспосылает тебе Свои воздаяния соразмерно с достоинством или слабостью служителей Своих? Он награждает тебя или осуждает сообразно с твоем расположением. И как честь, воздаваемая чрез них [20], подает нам великое дерзновение (потому что Он усвояет Себе то, что делается для Его служителей), так и презрение их низведет свыше великое наказание. Господь усвояет Себе как воздаваемую [21] честь, так и презрение. Зная это, никогда не будем пренебрегать попечением об Иереях Божиих. Говорю это я, не столько о них заботясь, сколько о вашей любви, желая, чтобы вы чрез все приобретали себе благо. Даешь ли ты столько, сколько получаешь от Господа? Какое ты служение оказываешь? Однако и за это, незначительное и ограничивающееся настоящею жизнию служение, ты можешь получить нетленныя награды и неизреченныя блага.
5.
Размышляя об этом, будем внимательны к этим служениям [22], расчитывая не издержки, но ту пользу и прибыл, какую можем чрез это приобрести. Если мы, видя кого-нибудь близкаго к человеку, облеченному мирским величием, стараемся оказывать ему всевозможныя услуги, зная, что честь, воздаваемая ему, переходит к его покровителю, и что он, сделавши это известным своему покровителю, может таким образом еще более расположить его в вашу пользу, то тем более так будет у Господа всяческих. Если кто окажет какое-либо человеколюбие и сострадание прохожему человеку, или поверженному на распутии, то Господь, усвояя Себе это, обещает ввести сделавших им что-либо доброе в царство небесное и изречь: приидите благословении Отца моего, взалкахся бо и дасте ми ясти (Матф. XXV, 34 и 36). Тем более тот, кто оказывает свои услуги подвизающимся ради Господа и облеченным священным саном, получит не только такое же воздаяние, но и гораздо большее, так как человеколюбивый Господь всегда с большим избытком вознаграждает за сделанное нами. Итак, не будем хуже неверных, которые, еще находясь в заблуждении относительно идолов, оказывали такое попечение об их служителям. Но сколь великое различие находится между заблуждением и истиною, между служителями идолов и служителями Божиими, такое же различие покажем и в самом почтении, дабы получить свыше тем большее воздаяние. Вселися же Израиль в земли Египетстей: и возрастоша и умножишася зело (ст. 27). Таково было обетование Божие Иакову: в язык велий сотворю тя тамо. И поживе Иаков седмьнадесять лет и быша дние Иаковли лет сто четыредесять семь (ст. 28). Бог определил столько времени для жизни Иакова, чтобы он оставил эту жизнь, получив достаточное утешение за те бедствия, которыя претерпевал во все продолжение жизни.
Но, если хотите, чтобы не отяготить вашей памяти множеством сказаннаго, остальное оставим до другого времени и на этом окончим нашу беседу. При этом убеждаем любовь вашу тщательно внимать тому, что говорится, постоянно сохранять это в памяти и непрестанно содержать в уме, - размышляя о подвигах терпения праведников, о великодушии, о вере их в божественныя обетования, когда они не колебались умом вследствие того, что происходило после обетований, но, твердо уповая на всемогущество Обетовавшаго им, кротко переносили все и чрез это возвеличивались. Вот и этот праведник, столько лет оплакивавший Иосифа, как умершаго, наконец увидел его управляющим египетским царством; и досточудный Иосиф после рабства, после заключения в темнице, после всех других страданий, им претерпенных, получил начальство над целою страною. И, если мы проследим все заключающияся в Писании повествования, то найдем, что все добродетельные мужи шествовали путем искушений, и только таким образом получали свыше великую помощь. Поэтому если и мы хотим удостоиться благоволения Божия, не будем нетерпеливы в искушениях, не будем унывать, когда они постигают нас; но лучше будем радоваться и веселиться, укрепляя себя верою и зная, что тем большим будем наслаждаться промышлением Божиим, если решимся все переносить с благодарением. Да будет же всем нам дано и настоящую жизнь провести в добродетели, и будущих достигнуть благ, благодатию и человеколюбием Господа вашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь.