Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
И.В.Каргель
В каком отношении ты к Духу Святому?


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  




2. Сила свыше

"Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше". (Лук.24:49).

"Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли". (Деян.1:8).


Если бы мы захотели сравнить двенадцать учеников в Ефесе (Деян.19), даже не знавших, есть ли Дух Святой, с двенадцатью апостолами Господа до Пятидесятницы, мы всё-таки никак не могли бы прийти к заключению, что последние были в том же или подобном состоянии, как первые. Потому что, если бы это было так, ученики Христовы должны бы были быть крещены вторично после Пятидесятницы, как те. О чём же идёт речь во всех торжественных обетованиях Господних относительно Духа Святого, Которые Он дал им перед Своею смертью и которые торжественно повторил после Своего воскресения? Да не думает никто: "да это ведь так просто, это мне уже давно известно: дело разумеется, идет о сошествии Духа Святого". Оно конечно, неоспоримо верно, но мы так быстро отделываемся этим поверхностным знанием от великого события излияния Святого Духа, не вникая в его собственное значение и важность, только в ущерб своей собственной личности. Мы, может быть, стоим выше тех Ефесян, может быть, мы достигли уровня двенадцати учеников Христовых, которые были с Ним три с половиною года, и не нуждаемся, как и они не нуждались, в том, чтобы слышать о чудесах, заключенных именно в Его обетованиях. Насколько теперь мой глаз может видеть, над многими детьми Божиими в наши дни еще не исполнились именно эти славные обетования, а, между тем, они принадлежат им точно так же, как двенадцати или 120 ученикам, испытавшим на себе их осуществление в тот славный день Пятидесятницы (Деян.2). И во многих случаях они, наверно, оттого не исполнились, что или были непоняты или же значение их было умалено. В силе свыше до такой степени чувствуется недостаток, что вздохи и жалобы о том слышатся постоянно. И где даже нет этих жалоб, там ежедневная жизнь рожденных от - Бога душ свидетельствует, что не хватает полноты и свежести свыше. И как многие вполне ясно сознают, что у них что-то не так, как должно бы быть, хотя они возрождены Святым Духом и действительно обращены. Подойдем же ближе к этим обетованиям и рассмотрим на примере двенадцати апостолов.

I. Что не разумеется под этой силой свыше.

Каждый может увидеть это лучше всего на учениках Господних, которым были даны и для которых исполнились эти обетования. Там мы находим, что дело отнюдь не идет об обращении. Эти дорогие двенадцать или, вернее, одиннадцать учеников были воистину обращены к Пастырю и Блюстителю душ своих задолго до сошествия Святого Духа в Пятидесятницу. Мы хорошо знаем, что всегда существовали верующие, которые были того мнения, что обращение апостолов Господних последовало только в тот день; особенно часто думают так те из них, которые с самого начала своей жизни веры были исполнены этой силой свыше. Пусть свидетельство Господне решит нам этот вопрос. Как говорил Он о них до Пятидесятницы? Были ли они для Него детьми мира сего или Он отличал их от последних? Ведь Он сказал именно давая одно из обетовании о грядущем Духе Святом: "Которого мир не может принять,... а вы знаете Его", - следовательно, Он не признавал их принадлежащими к миру. Он очень точно отличал их от него. То же самое утверждает Он, говоря: "Мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня" (Иоан.14:17-19). Далее, Иоанна 15:19: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир". И, наконец, посмотрим Иоанна 17:14-16, где Он дважды торжественно свидетельствует пред Отцом: "Они не от мира, как и Я не от мира". Нет, Он никак не подразумевает обращения ко Христу, когда говорит им об исполнении силою свыше; Он говорит здесь о чем-то, что необходимо уже обращенным к Нему. Значит, как обделяют себя все дети Божии, когда думают, что обратившись, достигли всего, и тем считают это обетование исполнившимся на них, а затем проводят всю жизнь веры нищими и бессильными.

Дело не идет здесь также об оправдании и прощении. Что сказал Господь в этом отношении о Своих учениках? Не сказал ли Он: "Вы уже очищены через Слово, которое Я проповедал вам" (Иоан.15:3). И не сказал ли Он Петру, когда тот хотел умыть не только ноги, но и руки, и голову: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь". И чтобы их истинная чистота не могла быть смешана с нечистотою какого-нибудь Иуды, Господь исключает этого черного ворона из их среды, говоря: "И вы чисты, но не все" (Иоан.13:10). Итак, тут не могло быть более никакой речи о всеобщем прощении грехов, кроме того, в котором ежедневно еще нуждается дитя Божие. Следовательно, при обетовании силы свыше дело не идет ни об обращении, ни об оправдании. И что же можем мы заключить из этого, ты, друг мой, и я? Вот что: может быть неопровержимой истиной, что ты и я были когда-то оправданы во Христе, так что Он может сказать нам, как некогда ученикам: "вы чисты", но мы притом все-таки можем не обладать этою силою свыше, потому что никогда не заявили притязание на обетование о ней, как на нашу собственность, и также никогда не приняли его исполнения.

Далее, дело не идет также и об усыновлении Богом, когда Господь обещает эту силу свыше. Мы именно потому особенно выдвигаем эти пункты, что бывают дети Божий, которые непременно хотят, чтобы их различали. Апостолы были все детьми Божиими через веру в Него. И они не веровали вроде тех Иерусалимских верующих, о которых сказано: "Многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех" (Иоан.2:23-24). О нет, наоборот они были Его доверенными, которым Он открывал все Свое сердце и которым говорил все, что слышал от Отца Своего (Иоан.15:15). Если все те, которые приняли Его, получили власть быть детьми Божиими и родились от Бога (Иоан.1:12-13), то среди этих всех они, наверное, были первыми. Таким образом, и насчет этого не может быть более никакого сомнения. Но отсюда вытекает, что сила свыше заключает в себе еще нечто драгоценнейшее и высшее, нежели обращение, оправдание и усыновление Богом. Ведь Он повелел же этим возлюбленным Своим, обладавшим уже всеми этими благами, не отлучаться из Иерусалима, пока они не будут облечены силою свыше, т.е., пока не будут одеты ею, как одеваются одеждой. Да, Он даже сказал: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам" (Иоан.16:7). Что вы скажете на это, братья мои, вы, которые удовлетворились вышепоименованными благами, и что бы вы еще сказали, если бы имели сверх того видимое присутствие вашего Господа, как имели его ученики? Однако Он сказал: "Лучше для вас, чтобы Я пошел, и чтобы Утешитель пришел вместо Меня". Какой же силой должна быть сила свыше, когда и телесное присутствие нашего Искупителя не может возместить ее!

Еще более. Сила свыше означает нечто гораздо большее, нежели вообще действие Духа Святого в детях Божиих. Когда Господь говорил о Духе Святом в последнем смысле, дело шло не о силе свыше. Мы все знаем, что без действия Духа Святого мы не можем ни обратиться, ни оправдаться, ни возродиться, так что и ученики не имели этого без Него. Они очень хорошо знали о действиях Его и до Пятидесятницы, они знали даже Его Самого, как свидетельствует Господь, говоря: "Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его". Он мог уже тогда сказать о них еще более, что видно из слов: "ибо Он с вами пребывает". Но то, что должно было последовать вместе с излиянием Его, Он выразил в этих коротких словах: "и в вас будет" (Иоан.14:17). Да, что касалось Духа Святого, Господь пошел с Ними еще дальше. Мы все знаем, что Он сделал после того, как восстал из гроба и в первый раз явился посреди них, когда двери были заперты. Мы так читаем: "Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого" (Иоан.20:22). Разве это были только пустые слова, не было ли это действительным сообщением Духа Его? Дух Святой есть чудное дыхание Божие, и Воскресший дунул Им на них. Но все же, это не было еще обетованной силой свыше, это был только залог, задаток будущего, если можно так выразиться, потому что Он заповедал им чаять этой силы, как еще предстоящей, и ожидать ее в Иерусалиме. Мы все, насколько мы ученики Иисусовы, также знаем кое-что о действиях Духа Святого, о Его чудном влиянии, мы знаем Его Самого; но знаем ли мы Его также и как силу свыше, как третье лицо Божества, Которое взяло нас во владение, как тех 120, собравшихся в день Пятидесятницы? Если нет, то давно пора научиться лучше понимать это обетование Отца и ожидать его исполнения для нас.

После того, как мы видели, что под обетованиями Господними об излиянии Духа Святого отнюдь не разумелись действия благодати, чрез которые мы становимся чадами Божиими, а высшие блага, делающиеся достоянием тех, которые уже дети Божий и знают Духа Святого, - посмотрим.

II. О чем же шла речь при этом обетовании силы свыше.

Это пять-таки может разъясниться нам на примере учеников. На них обнаружилось, что обетованный Дух Святой оказался именно тем, за что выдавал Его уходящий от них Господь, то есть, истинной силой, Божьей силой, силой свыше; потому что все, совершенное Им над ними, в них, и производившееся с тех пор чрез них, носило печать Божественной власти и силы. Насколько иными людьми сделались они чрез Него, и как быстро прекратилась их прежняя немощь! Это до такой степени признается всеми детьми Божиими, что большинство из них соглашается на сравнение своей личности с учениками до Пятидесятницы, но не решаются сравнивать себя с ними после того славного события.

Мы видим, что Дух Святой сказался с тех пор как сила Божия, над их характером. Как многие в наши дни постоянно извиняют свое недостойное поведение темпераментом или характером, будто Христос ничего не совершил для последнего! Мы просили бы каждого посмотреть на этих учеников и обратить особенное внимание на то, что была в состоянии сделать с ними эта удивительная сила свыше. Возьмем только Петра в день Пятидесятницы. Не он ли был раньше всегда готов тотчас ударить мечом? А здесь насмешники, представляющие его и всех, бывших с ним, напившимися сладкого вина; они побуждают его встать и отразить это постыдное обвинение. Как поступит он с ними? Будет ли он угрожать им, говорить им какие-нибудь жестокие слова? Ничуть. Он употребляет скорее слова любви, слова в просительном тоне, с убедительными доводами, что они неправы, когда говорит: "Мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем" (Деян.2:14-16). Как он изменился против прежнего, как нежно относится к душам, находящимся пред ним; чувствуется, что он не хотел бы оттолкнуть их, а лучше приобресть. Насмешку их он обращает в повод для того, чтобы осветить их взгляд на Духа Святого, на Христа, на этих собравшихся и на всех слушателей. Откуда появилось это? Это была только что принятая сила свыше, овладевшая и управлявшая этим ревнителем. И не забудем, это была перемена не в мирском человеке; нет, это была перемена в чаде Божием. Ах, если бы она произошла еще во многих и произошла также открыто и видимо для мира!

Если бы мы могли видеть после этого дня Иоанна и Иакова, мы бы тоже нашли, что эти Воанаргес, или "сыны Громовы", с того времени не были более в состоянии низводить огонь с неба; нет, они сделались двумя помазанными свидетелями любви Господней, Прочти послание первого и посмотри, как свят и строг он по отношению к греху и как, все-таки, полон чистой любви. Прочти его Евангелие и заметь, насколько больше он выдвигает и дополняет многое о любви Бога и Христа, по сравнению с другими Евангелиями. Да и о всех остальных мы после Пятидесятницы ничего больше не читаем в отношении их желания спорить, высокомерия, страха пред страданиями. Братья мои, если в вас есть жестокость, отсутствие любви, плотские помышления, если есть наклонность превозноситься над другими, и вы, борясь против этого, не могли победить, знайте, что это и впредь будет так, пока вами не овладеет и вас не наполнит сила свыше. Она должна изменить вас уже как чад Божиих, или вы останетесь такими, как есть; Иисус никогда не изобразится в вас. О, стремитесь же к этой полноте Духа!

Дух Святой проявился, как сила свыше, в их свидетельстве о Христе. Как они молчали все три с половиною года! У нас нет ни одного слова их свидетельства миру, кроме того только, что они, как мы знаем, буквально повторяли, что Господь вложил им в уста, а именно: "Покайтесь, и веруйте в Евангелие". Это было все. Теперь же из уст одного мужа излилось в один час больше слов жизни, нежели у них всех в три с половиною года. И как свободно текла эта река или, лучше, эти реки, потому что все они говорили "о великих делах Божиих" (Деян.2:4,7,11). Не нужно было никакого напряжения, никакого побуждения извне, никакого увещания. И, притом, как бесстрашно, несмотря на большое сборище, как радостно и с каким дерзновением, несмотря на насмешников, свидетельствуют они. Все это могла произвести в этих простых людях только сила свыше; без нее дело Божие, наверно, не подвинулось бы вперед. Какое есть множество детей Божиих в наши дни, которые не могут открыть уст своих для Господа; правда, они имеют убеждение, что не должны молчать, но в них все-таки нет силы для свидетельства. И если они иной раз и делают это из чувства долга или для успокоения своей собственной совести, - как это бывает вынужденно, как сопряжено с каким-то риском, с каким страхом смешано! Чего же тут недостает? Недостает силы свыше, Духа свидетельства Иисусова. Если такое чадо Божие - проповедник или евангелист, то оно, пожалуй, еще утешает себя тем, что свидетельствует в своих проповедях; однако, как многие из них вовсе не свидетельства, а только произведения природного ума, потому что говорящего так увлекательно на разработанную тему часто никак не подвинешь сказать частным образом простого слова своему собрату, стремящемуся к вечности. Где же там любовь Христова, побуждающая его? Ее нет, потому что она является только с Духом Святым, излившимся в сердце.

Далее, Святой Дух Пятидесятницы проявился в учениках, как сила в приобретении душ. Много ли мы читаем о работе их в продолжении трех с половиною лет пребывания с Иисусом? Они имели власть над нечистыми духами, они проповедывали Евангелие царствия, исцеляли больных и совершали иные добрые дела во имя Господа; но нам не сообщается ни об одном случае приведения ими душ ко Христу. Когда Господь привлек к Себе самарянку, они пришли из города с купленной пищей и увещевали Его: "Равви, ешь!" Но Он отвечал: "У Меня есть пища, которой вы не знаете". Ах, они не знали о спасении драгоценных душ для вечной жизни через их посредство. Они, без сомнения, остались бы и впредь в таком же положении, если бы не облеклись силою свыше. Когда это случилось, то вот в один день родилось для Господа 3000 душ! Бесплодно ли ты, чадо Божие, в духовном отношении? Бездетно ли ты в своей жизни веры? Как бедно ты тогда! Взывай об этой силе свыше, ожидай ее, пока не будешь облечен ею, потому что без нее у тебя нет ничего, чтобы быть благопотребным Иисусу.

Совершенно особенно проявился Дух Святой, как сила, в том, что Он произвел все это и еще много других благословений в тотчас же. Одним разом все они были чудно изменены; это совершилось в один день; они тотчас вступили в чудную, полную жизнь. Это не было медленное воспитание в себе христианского характера, что стараются делать в наши дни. Да, сила свыше в Духе Святом есть сила, преображающая немедленно, она -творческая сила, она жизнь Божия, проявляющаяся в ту самую минуту, когда бывает получена. Потому она и есть нечто прочное, всегда нечто глубже и глубже проникающее, как видим на учениках. Потому что все, случившееся с ними в день Пятидесятницы, отнюдь не было тем оживлением, которого ожидают для себя многие дети Божий в наше время от пробуждения необращенных. До тех пор, пока такое пробуждение держится в своей силе, им кажется, что и они кое-что получают; ослабляется первое, оканчивается и их оживление, да иначе и быть не может, потому что, если бы у таких чад Божиих все обстояло правильно, они были бы полны Духа Святого, они сами вызывали бы повсюду пробуждение, а не новообращенным приходилось бы оживлять их. Верующие получают в таких случаях в действительности не более, как только наружное дуновение небесного Ветра, тогда как сердце их в глубине остается в своем ленивом покое. Да ниспошлет Господь вскоре новую Пятидесятницу для всех Своих спасенных на земле!

Мне не хотелось бы оставить этого чудного предмета о Духе Святом в силе, не указав еще на рожденных чрез Него из среды мира детей Божиих. На них мы можем видеть, что обращение и облечение силою свыше могут произойти одновременно. Эти 3000 были удивительным образом сразу рождены в полную жизнь. Тут перемена достигла самой глубины их существа, такая перемена, какой мир после того не видел больше. На отдельных душах, конечно, но не на таком множестве, как здесь. В наши дни правило: "каковы родители, таковы и дети", применялось, и совершенно основательно, также и на духовном поприще. Если первые сильны и вполне здоровы, то и потомки их будут такими же. О скольких обращенных в настоящее время приходится сказать, что они едва-едва прозябают: они, правда, имеют жизнь, но жизнь незавидную. Рассмотрев основательно причину этого, мы найдем, что они были приведены ко Христу людьми, которые, хотя и были обращены и возрождены, как ученики до Пятидесятницы, но сами никогда не приняли силы свыше; людьми, оставшимися в детском возрасте после многих лет жизни веры и жившими отчасти по плоти. Если же мы подойдем ближе к новообращенным в Иерусалиме, какая чудная картина предстанет тогда пред нашими духовными очами!

Прежде всего взглянем на их полное отделение от мира. Их решение идти за Христом было неуклонно с самого первого дня новой жизни, тут не было колебаний, не было хромоты на оба колена. Как ни была нова и как ни отличалась от религиозного сообщества, к которому они принадлежали до тех пор, основанная в этот день Церковь Господня, они, тем не менее, присоединились к ней в этот же самый день. "Мы ради Господа принадлежим к Церкви", звучало в их душах, и они доказали это на деле. Они дали спасти себя от сего развращенного рода (Деян.2:40). Итак, всецело были они посвящены Господу, что все окружающие чувствовали это, никто не смел пристать к ним. И это отнюдь не было тем высокомерным фарисейским благочестием, дающим понять: "Подальше от меня, потому что я святее тебя"; тут была истинная святость. Первое, как мы знаем, вызывает ненависть, вторая же производит в окружающих благоговение, как случилось в Иерусалиме, потому что сказано "народ прославлял их" (Деян.5:13). Благодарение Господу, есть и теперь единичные души, решившиеся на полный разрыв с миром; но сколько преданности наполовину, сколько хромоты замечаем мы в большинстве. Кажется, как будто они должны сначала тысячу раз посоветоваться с плотью и кровью, они опять и опять торгуются насчет того, какое количество мира и его удовольствий могут они еще себе оставить. Мысли, правда, переменились, поворот совершился, но нет силы жить новой жизнью. Чего недостает? Недостает Пятидесятницы для этих новообращенных душ!

И далее, посмотрим на полную любовь новообращенных в Иерусалиме. Она, ничто другое, показывает нам силу Духа Святого в них. Всякое себялюбие изгнано из их среды. Вспомним только, из скольких стран и частей света собралось это множество, насколько эти люди должны были разниться друг с другом в обычаях, взглядах и характерах, и все же, они как бы соединились в один сплав, они действительно стали одно целое. Их не разделял ни язык, ни звание или положение, ни обычаи или приобретенная привычка; любовь, излившаяся в их сердца Духом Святым, уничтожила все преграды. Мы читаем следующее чудное повествование: "Все же верующие были вместе, и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деян.2:44-45). Откуда взялось все это? Мы ничего не читаем о совещаниях и решениях в церкви на этот счет; не разум привел их к такому самоотречению, нет, он никогда не приведет к подобным вещам; не произвел в них этого и пример, который бы они видели. Для этого чудного явления может существовать только одно объяснение, именно -сила свыше, породившая его. Разве мы не нуждаемся и теперь в таких новообращенных? Не нуждается ли в них мир, чтобы они подтверждали славное Евангелие Божие! О вы, свидетели Христовы, дайте облечь себя силою свыше, чтобы и рождаемые вами как бы рождались в ней, потому что все ваше красноречие не возможет совершить этого.

И, наконец, что мы скажем о постоянстве в жизни веры этих новообращенных? Какое свидетельство об их внутреннем здоровье дает Дух Святой, говоря: "Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян.2:42). Они не только знали учение апостолов, но пребывали в нем; это значит, что они проводили его в ежедневную жизнь, последняя устраивалась сообразно с ним. Они сами были чудной иллюстрацией к истинам Божиим, украшением их. И они пребывали в общении. Производит это общение всегда Дух Святой, и пока Он действует, будет и оно искренно и сильно; если же Его деятельность встречает в детях Божиих препятствие, то и оно прекращается. Не приходиться ли иногда сказать об общении детей Божиих в наши дни того, что сказал Даниил о великом истукане: они "не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною" (Дан.2:43). Как много стараний прилагается, чтобы сделать это общение тесным, сколько союзов заключается, но оно все-таки не проявляется. Там же, напротив, мы читаем: "Каждый день единодушно пребывали в храме" (Деян.2:46). Невольно хотелось бы спросить: откуда же они брали время, чтобы так очевидно выразить свое общение? Там было нечто чудесное, что так могущественно влекло их друг к другу; нечто, нисшедшее на них свыше, сила свыше. И это было не только в начале, нет, они постоянно пребывали в общении, они пребывали в нем и тогда, когда расходились или им приходилось в отдельности отправляться на чужбину. Желание, которое мы все повторяем в речах и в песнях: "общение Святого Духа да будет со всеми нами", - достигло у них своего осуществления. Посмотрим на их постоянное преломление хлеба. Оно совершалось даже "по домам". Это были святые встречи, посещения, которые мы так хотели бы видеть вновь. Вероятно, у них было так, как при посещении Мариею Елисаветы, где они обе исполнились Духа Святого, потому что Господь был единственным предметом их разговора. Всегда вместе во имя Его, и Он всегда среди них. Не удивительно, если один говорил другому: "Не возвестить ли нам вместе смерть Его?" - и не удивительно, если это было выражением их общего желания, так что они тотчас вспомнили любовь своего Господа, отдавшего себя за них на смерть. И какими людьми молитвы были они! Они также постоянно пребывали в молитве. Дух, Которого они приняли, был Духом благодати и молитвы. Это они молились так, что поколебалось место, и они снова исполнились Святым Духом. Чистые руки воздевались на всяком месте как мужами, так и женами, и где они не могли быть подняты, где устам приходилось молчать, там, тем не менее, говорило сердце с Тем, Кто был столь близок к ним, и они к Нему. Можем ли мы иначе, как не с горячо жаждущим сердцем обращать свой взор к Богу и пламенно молить: О, Господи, неужели эти Твои дары предназначались только для Твоей Церкви в ее юности? Отче, неужели у Тебя одно только благословение?! Дух Святой, прийди и сделай Твоих детей алчущими и жаждущими Тебя и измени их тогда Твоею силою, чтобы образ и характер Христов стал очевиден в них, и всякая плоть вокруг них сделалась причастницей Тебя чрез их свидетельство!



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz