3. Исполняйтесь Духом
"Но исполняйтесь Духом".
Ефес. 5:18.
В наше время было высказано, что в том положении, в котором находились ученики до излияния Духа Святого в день Пятидесятницы, можно было быть только перед тем славным событием; теперь же, когда мы живем после него, и Дух Святой уже сошел к нам, дети Божий тотчас получают силу свыше. Дай Бог, чтоб было так! Честь и поклонение Господу за то, что это верно относительно некоторых душ; но, тем не менее, верно и то, что гораздо большая часть живущих ныне детей Божиих еще никогда не дошла до этого опыта. Большинство из них не знает даже об этой чудной полноте, предназначенной для них, и именно по этой причине не стремится к ней. Время от времени они, пожалуй, с завистью смотрят на первых учеников, но без всякой надежды опускают руки, говоря себе: это не для нас! Ах, если бы мужи Божии, исполненные Духом, повсюду встали и вразумили эти искупленные кровью Христовою души!
Читая внимательно Деяния Апостолов и их Послания, мы постоянно встречаем признаки того, как даже и во времена апостолов многие души обращались, но сначала находились в состоянии, похожем на состояние учеников до Пятидесятницы, и только спустя некоторое время делались причастниками полноты Духа Святого. Без сомнения, это отмечено для нас в Писании так обстоятельно с той целью, чтобы мы через него обратили внимание на этот факт.
Вот, например, чудный рассказ в Деян.8 о великом пробуждении в Самарии, происшедшем через Филиппа. В данном рассказе мы читаем об единодушном, усердном слушании проповеди, сопровождаемой знамениями и чудесами; затем следует уверование слушателей во Христа и великая радость во всем городе; как мужчины, так и женщины добровольно крестятся. Не может быть никакого сомнения в том, что здесь происходили истинные обращения, произведенные Духом Святым. И как бы для того, чтобы особенно удостоверить их подлинность, обрисовывается до мелочей ложное обращение Симона. Однако, несмотря на то, что эти обращения случились так скоро после Пятидесятницы и никак не могли произойти без Духа Святого, ни один из обращенных не получил силы свыше. Пришедшие из Иерусалима апостолы Петр и Иоанн тотчас увидели это и не успокоились до тех пор, пока Дух Святой не сошел на всех.
Подобное же произошло с тарсянином Савлом, обратившимся, без сомнения, на пути в Дамаск. На нем обнаружились все признаки действия Духа Святого. Иисус, прославленный Господь, является ему с неба; он не слышит, как другие, только голос, но понимает каждое слово и, сокрушенный вконец, отныне готов делать только то, чего хочет Господь. Вот он, следуя указанию Господню, велит отвести себя в Дамаск. Здесь он постится и молится так, что Господь совершенно особенно указывает на его молитву. Все это признаки истинного обращения. Но Господь не останавливается на этом. Он посылает к нему ученика, который, между другими поручениями, которые он имеет исполнить над ним, особенно выдвигает исполнение Святым Духом (Деян.9:1-19).
Торжественно-важная заповедь в нашем тексте, данная Ефесянам, также имеет в виду этот факт. Кто такие были христиане в Ефесе? Прочтем те благословения, о которых апостол пишет в первой главе, как о принадлежащих им во Христе Иисусе. В заключение всех этих благ он говорит: (вы) "запечатлены обетованным Святым Духом" (Ефес.1:13). Было ли это все, что им должно иметь в отношении Духа Святого ? Оно было велико и чудно, и апостол непрестанно благодарит Господа за них, но тотчас же следует его молитва: "Чтобы Бог Господа нашею Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его" (ст.17). Однако, его молитва за них недостаточна, и он посылает им торжественное увещание: "исполняйтесь Духом''. Мы особенно нуждаемся в этом увещании, мы, удовлетворившиеся запечатлением Духом Господним. Пусть же оно будет обращено Господом в особенности и к нам.
I. Обратим внимание на его важность.
Увещание "исполняйтесь Духом" важно в отношении того, к кому оно относится. Оно относится к тебе, чадо Божие, оно обращено к тебе, Церковь Иисуса Христа, как мы видим на Ефесянах. Господь никогда не говорит этих слов миру; нет, о нем Он выражается так: "Мир не может принять Его, потому что не видит Его и не знает Его" (Иоан.14:17). Значит, чтобы принять Его в полноте, нужно видеть и знать Его. Дух Святой и отдельная душа, приведенная ко Христу, Дух Святой и Церковь Иисуса Христа находятся в такой тесной связи, что можно было бы сказать: Он ради них в этом мире, и они чрез Него. Его сошествие в силе и день рождения Церкви совпадают. О том дне сказано: "исполнились все Духа Святого" (Деян.2:4). И это исполнение Духом все повторялось в первой Церкви. О, если бы оно настало хоть в одной из церквей в наши дни, оно проложило бы дорогу для повторения того же самого в ней и в каждом отдельном живом члене тела Христова! Не похожи ли мы на наполненный сосуд, который, будучи выставлен на солнце, скоро испаряет свое содержимое, если не пополняется постоянным притоком извне? В те блаженные дни эти пополнения могли быть точно отмечены. Ап. Петр, исполнившись Духа Святого в день Пятидесятницы, по прошествии значительного времени является, исполнившись Им, пред начальниками и старейшинами народа (Деян.4:8). Ну, от него, этого первого среди апостолов Господних, мы можем вполне естественно ожидать того; однако, что мы читаем обо всей Церкви? Была ли эта чудная полнота достоянием одних апостолов? Часто стараются уверить нас в этом. Они, говорят нам, нуждались в этой полноте, чтобы быть в состоянии свидетельствовать. Но в той же самой главе мы находим собранной молящуюся Церковь, и драгоценная книга сообщает нам о дивном окончании этого молитвенного собрания следующее: "И по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением" (Деян.4:31). Да, члены Церкви также должны говорить слово Божие и нуждаются для этого в полноте Духа Его.
Немного далее мы читаем о недостаточной благотворительности в столь увеличившейся между тем Церкви. К кому обращены взоры апостолов? К людям ли, во-первых, хорошо обученным, хозяйственным и умеющим обходиться с деньгами? Мы, вероятно, прежде всего посмотрели бы на эти качества. Апостолы же говорят: "выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу" (Деян.6:3). Они должны были "пещись о столах", но и удивительно, что и для такой простой работы им было необходимо быть исполненными Духа Святого. И апостолам не пришлось далеко искать их, они находились среди братьев! Если ты, Церковь Божия, если каждый отдельный член ее хотите походить на первых христиан, то ныне нет к тому другого пути, как: "Исполняйтесь Духом".
Но к какому времени относится это увещание? Если оно было своевременно тогда, когда Господь передал его Ефесянам, то тем более теперь. Там перед нами апостольская церковь, которой в то время не было сказано еще ни слова порицания, теперь же, ах, как много пришлось бы нам порицать в каждой отдельной церкви, а что еще должен был бы сказать Господь? Я не говорю о мирской церкви, а хотел бы иметь в виду только общины, состоящие из действительно возрожденных христиан. Не хочется ли нам, заглянув туда, возвысить голос и громко плакать? Что это против прежнего! Как сухо везде. Иссяк ли источник или мы, может быть никогда до него не дошли или сами удалились от него? Правда, мы встречаемся с прекрасным устройством, какое едва ли существовало в первых церквах: вот правильное богослужение, проповедь слова, детское богослужение, или воскресная школа, вот союзы юношей, девиц, женщин, красивое пение хора и т.д. Хорошо, очень хорошо все; но веет ли во всех этих учреждениях и союзах Дух Святой? Если нет, то скажите мне, что такое наши богослужения без Него, что наши проповеди, что наши лучшие молитвы, что наши песни, что я, что ты, что каждый из нас без Его полноты? По крайней мере - неугодны Богу. Если никто не может даже назвать Иисуса Господом без Духа Святого, разве могут тогда достигнуть цели без Его Божьего благоволения какие бы то ни было учреждения? Они будут Ему благоугодны только тогда, когда мы будем исполнены Духом.
Но что же означает это чудесное напоминание? "Исполняйтесь Духом" означает, что мы должны быть наполнены Им в такой степени, как сосуд, в который не входит больше ни капли, иначе жидкость польется через край. Оно ведь означает, что никто и ничто, кроме Него, никто и ничто рядом с Ним не должно занимать нас. Не написано ли, что мы - сосуды милосердия во славу Ему? Но неужели Бог, имея сосуды, не наполнил бы или не захотел бы их наполнить? Или разве Он хотел бы наполнить их чем-либо другим, а не Самим Собою, раз Он их на то создал? О, я скажу, что это Его единственное намерение, которое Он горячо стремится исполнить. Он неоднократно заявлял об этом. Когда Моисей строил Ему скинию; - место для Его обитания, Он как бы с большим нетерпением ожидал окончания постройки, чтобы войти в нее. Потому что лишь только этот раб Божий повесил последнюю завесу в воротах двора и тем закончил все сооружение, как мы читаем: "и покрыло облако, скинию собрания, и слава Господня наполнила скниию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию." (Исх.40:33-35). Как будто Господь сказал: это жилище Мое, только Я хочу жить здесь. Я один, и никто со Мною. Он наполнил ее всю, даже для самого Моисея не осталось там места... О, если бы мы стали когда-нибудь пусты от самих себя! Так же было с храмом Соломоновым. Когда священники вышли из святилища, "облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень" (ЗЦар.8:10-11). Мы ничего не читаем об этом чудном облаке присутствия Иеговы после того, как Израиль окончил свое путешествие, и все же оно было там, оно было невидимо там; лишь только дом для Господа был снова готов, лишь только храм был передан Ему, невидимое облако стало видимым и наполнило его. А что написано о нас? Не сказано ли: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" И в другом месте: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1Кор.3:16; 6:19). Заметим же себе, Господь не говорит: тело ваше должно быть храмом
Духа Святого, но Он говорит: оно есть храм. А храм Духа Святого также должен быть наполнен Им. Ах, если бы люди вскоре снова воскликнули при виде детей Божиих: "что это значит? Они напились сладкого вина!"
II. Как мы можем достигнуть осуществления этого увещания?
О, если бы мы серьезно спрашивали: что нужно для того, чтобы исполниться Духом Святым? Я хотел бы дать только два или три ответа. Нужно:
Прежде всего сделаться совершенно пустым. Маленькое словечко "но" в нашем тексте указывает на то, что, будучи христианином, можно быть наполненным также и чем-нибудь другим; да кто не знает, что это так. А раз сосуд полон, в него не возможно влить ничего более, он уже занят; чтобы он был годен для принятия чего-либо, его надо опустошить. Если мы полны себялюбия, зависти, неуступчивости, клеветы, шуток, похоти очей, похоти плоти, гордости житейской и т.д., Дух Святой не может наполнить нас. Два предмета никогда не могут занимать одного и того же места. Оно так в естественном мире, одинаково и в духовном. Как определенно говорит об этом Священное Писание: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Иоан.2:15). Ап. Иоанн не знает сделок: или любовь к миру или к Отцу; в последнем случае любовь к миру должна быть исключена. Ап. Петр так говорит тем, о которых он мог сказать, что они приняли с ним равно драгоценную веру: вы "соделались причастниками Божеского естества", но непосредственно за этим прибавляет: "удалившись от господствующего в мире растления похотью" (2Пет.1:4). Это мы уж сами заметили и умоляли Бога, чтобы Он удалил из нас то, что мешает Ему, но этого не случилось. Почему? Потому что Он не хочет делать этого против нашей воли, Он хочет, чтобы мы сами охотно положили это на Его жертвенник. О, если бы мы только всецело отдали Ему себя и все, что мы еще удерживаем: как скоро получили бы мы полноту Его Святого Духа! Поэтому освободите, освободите для Него место!
Далее, Он хочет, чтобы мы алкали и жаждали Его. Вследствие того, что это бывает так редко, бывает редко и исполнение Духом Святым. Мы так легко удовлетворяемся. А слово Божие говорит: "Открой уста Твои, и Я наполню их" (Пс. 80:11). Здесь мы видим человеческую, а также и Божию сторону; Бог несомненно и безусловно исполнит Свое обетование, Свое святое намерение, но вот условие для тебя: "открой уста твои". Не означает ли это: будь полон горячего желания, стремления, будь голодным и жаждущим, будь полон ожидания? Что предшествовало чудному празднику Пятидесятницы? Страстное ожидание с единодушным пребыванием и молением в горнице. Бог хочет дать дожди благословения, в том нет никакого сомнения, но готовы ли мы принять их? Несколько лет назад ехали два друга из города. Их застиг сильный дождь, ливший, как из ведра. Один из них выразил, между прочим, желание: "Хоть бы Господь снова послал на Свой народ такой проливной духовный дождь!" Другой молчал. Когда же первый спросил его, почему он ничего не говорит, разве это не составляет и его желания, второй ответил: "Конечно, это и мое желание: но я думаю, что могут существовать вот какие обстоятельства. Представь себе, что сейчас именно во время сильного ливня, на этом большом поле находятся тысячи сосудов, в которые все же не попадет ни капли воды". Первый с удивлением снова спросил: "Как возможно, чтобы при таком дожде в тысячу сосудов не попало бы ни капли?" - "Очень просто",-возразил другой: "представь себе, что все они опрокинуты своим отверстием вниз"...Как многие дети Божии - опрокинутые сосуды, их отверстия обращены к земле, их желания направлены вниз. Бог ведь хочет излить воды, но на кого? На жаждущее. У Него приготовлены потоки, но для кого? Для иссохшего. "Изолью Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих", прибавляет Он в торжественном обещании (Ис.44:3). Дорогой читатель, есть род почвы, для которого каждая капля воды излишня, и другой род, для которого каждая служит благословением. Болото ли мы с тобой или жаждущее, плодоносное поле?
Если мы хотим быть исполненными Духом Святым, мы должны быть готовы принятое отдавать. Многие наполненные сосуды Божии снова опустели, очень опустели; не потому что давали, а потому, что не давали. Обетование о полноте Духа Святого было дано с точным назначением, чтобы мы были свидетелями Иисуса. "Когда же придет Утешитель", - сказал Господь перед Своим отходом, - "Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, ...Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать" (Иоан.15:26-27). И после Своего воскресения: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян.1:8). Как диаволу удалось ограничить в нашем понятии назначение свидетельствовать о Христе только теми двенадцатью учениками Господа; но не подразумевал ли Он нас, имея в виду край земли? Разве Он не знал, что Его Евангелие достигнет досюда только в наше время? И разве Он не думал о всех своих искупленных, когда в последний день праздника воскликнул многотысячной толпе: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Иоан.7:38). Кто захотел бы ограничить это всеобъемлющее "кто верует в Меня" только двенадцатью апостолами, проповедниками, миссионерами и особыми вестниками Божиими? Оно непременно заключает в себе и наименьших из верующих в Него; они должны бы были получить обетованного Святого Духа целыми реками, они должны бы были быть исполнены Им. Однако, то, чем они должны были быть наполнены, не предназначалось для них одних, но и для других вместе с ними. Готовы ли мы быть только соединительными трубами, самоотверженно питающими и напояющими других, охотно отдающими каждую каплю, наполняющую нас? Не ограничимся только желанием отдать себя на это, но пусть эта отдача действительно совершится теперь же! И знайте, дорогие искупленные, только полнота этого елея радости, которым был помазан Учитель более соучастников Своих, делает мудрых дев мудрыми, которые, когда придет Жених, войдут с Ним на брачный пир. Поэтому, - "исполняйтесь Духом".