Предисловие к русскому изданию
Введение
Глава I. Ходатайственное служение Христа.
1. Что из себя представляет ходатайство?
2. О чем и за кого ходатайствует Христос?
3. Что следует из того, что Христос ходатайствует за нас?
Глава II. О пользе, проистекающей из ходатайственного служения Христа для святых
1. Что означает слово "спасать"?
2. Что означают слова "всегда спасать"? О двух аспектах спасения
--- О временных наказаниях детей Божьих для их спасения
--- О трудностях на пути к Богу через Христа
--- Почему Христос может спасать всегда?
3. Выводы и некоторые практические вопросы
Глава III. О людях, которые приходят к Богу через Христа
1. О людях, которые неправильно приближаются к Богу
2. Что необходимо человеку для того, чтобы приблизиться к Богу
3. Три разряда людей, приходящих к Богу
--- О том, как приходят к Богу только что пробужденные люди
--- О том, как возвращаются к Богу люди, которые отпали от веры
--- О том, как приходят к Богу искренние и правдивые люди
4. Выводы
--- Кем не являются люди, приходящие к Богу через Христа
--- Кем являются люди, приходящие к Богу через Христа
Глава IV. На чем основана уверенность святых, что они пожнут пользу от ходатайственного служения Христа?
Применение
|
О том, как возвращаются к Богу люди, которые отпали от веры
Теперь мне следует перейти к рассуждению о второй категории людей - о тех, кто обращается снова к Богу после вероотступничества, и обсудить некоторые вопросы, касающиеся их вторичного прихода к Богу через Христа.
Есть две примечательные особенности в возвращении вероотступника к Богу через Христа.
1. Он второй раз свидетельствует об истинности тех утверждений, о которых я говорил ранее.
2. Он также вторично свидетельствует о необходимости прихода к Богу через Христа.
О тех путях, которыми такие люди приходят к Богу через Христа, я, возможно, также скажу несколько слов, но только позже. А теперь рассмотрим подробнее эти две особенности возвращения вероотступников.
Во-первых, возвращение вероотступника к Богу второй раз подтверждает истину о человеческом состоянии, которое является несчастным по своей природе, а также о тщеславии и суетности этого мира, о строгости закона, о неизбежности смерти и ужасе будущего суда. Первый приход новообращенного человека к Богу убеждает в этом, второй же приход вроде бы говорит о том же самом, но является уже двойным подтверждением правды Божией. "Это правда!" - свидетельствует первый приход. "Это действительно правда!" - свидетельствует второй.
Вероотступничество случается с теми христианами, которые поддаются лукавым уговорам сатаны и побеждаются вожделениями плоти. Сатана и плоть внушают человеку: "Ты допустил ошибку. То, от чего ты бежал, на самом деле не так уж ужасно и не так уж много доброго в том, к чему ты спешил". "Не будь глупым, возвращайся," - продолжает диавол,- "к прежней жизни. Мне интересно знать, какое безумие побудило тебя удирать и оставить позади себя так много наслаждений, которые другие люди находят в похотях плоти и благах этого мира. Что же касается строгости закона, ужасов смерти и всяких фантазий о будущем суде, то это только примитивные пугала, воздвигнутые хитрыми головами священнослужителей, чтобы удержать невежественных людей в подчинении".
"Хорошо," - говорит вероотступник,- "я возвращусь назад и посмотрю". Обманутый, он возвращается назад, а там все уже готово, чтобы принять его. Готова также и его душа: его совесть спит, мир улыбается, плоть наслаждается своими похотями, мирские товарищи приветствуют его, и все то, что только можно дать ему, предоставляется несчастному вероотступнику, чтобы удовлетворить все его желания.
Но вот он снова начинает замечать свою собственную наготу, ощущает, что закон уже точит свой топор. Что же касается наслаждений мира, то он видит, что они подобны мыльным пузырям. Кроме того, образно говоря, он начинает чувствовать запах серы, потому что "жилище его посыпано серою" (Иов 18:15), она начинает гореть внутри у него. "О!" - говорит этот несчастный человек, - "Я введен в заблуждение! Я пойман в ловушку. Точка зрения, на которой я стоял раньше, была верной. Теперь я снова это понимаю".
И он начинает готовиться к бегству в свое прежнее убежище: "О, Боже," - говорит он,- "я погиб, я свернул с пути, ушел от правды и вернулся ко лжи! Сначала, при моем обращении, я знал, где правда и где ложь. И вот теперь, наконец, я снова понял, что именно то, как я думал тогда, и было правильным. Будь милостив ко мне, Боже".
Я называю это двойным или вторичным свидетельством одного и того же человека о своем несчастном состоянии, о строгости закона, духовной пустоте этого мира, неизбежности смерти и ужасах будущего суда. За свою жизнь этот человек понял это не один, а два раза.
Возвратившийся вероотступник - это великое благословение (в смысле его воздействия на души) для двух категорий людей:
1) для избранных, которые еще не призваны;
2) для избранных, которые уже призваны и в данное время твердо стоят в своем избрании.
Еще непризванные побуждаются к тому, чтобы, услышав это свидетельство, обдумать и свое собственное положение, а уже призванные - слушают и утверждаются в намерении бодрствовать, чтобы духовно не упасть самим.
Здесь мы являемся свидетелями тайны мудрости Божией, проявления Его большого желания, чтобы свидетели благословенного возвращения вероотступника были предупреждены таким образом об опасности вероотступничества и обратили на это свое особое внимание. Да, Он позволяет даже кому-то из Его собственных детей попасть в огонь, чтобы убедить мир в том, что ад является геенной огненной, а также для того, чтобы предупредить их верующих друзей и побудить их к бодрствованию, дабы не поскользнуться им стопами своими (Пс.72:2).
Я часто говорил в своем сердце, что именно это и было причиной, по которой Бог позволил пасть столь многим из верующих иудеев. Он допустил подобное только для того, чтобы язычники могли обратить на это внимание (Рим.11:21). "О, братья," - говорит возвратившийся вероотступник, - "вы видели, как я оставил моего Бога? Видели вы также и то, как я снова возвратился к тем идолам, от которых когда-то бежал. Ах! Я был введен в заблуждение, я был околдован, я был обманут, потому что я нашел все то, от чего бежал в первый раз, намного более ужасным, чем когда-то. Не отпадайте от веры. Не отпадайте никогда! Причины вашего первоначального расставания с миром были основательными, а потому не искушайте Бога во второй раз".
Во-вторых, он вторично свидетельствует о том, что и мир, и он сам являются именно такими, какими он видел их очами веры в первый раз. Но своим возвращением он также свидетельствует еще и о том, что Бог и Христос являются для него такими же и даже имеют гораздо большую ценность, чем в первый раз. Этот человек стал доказательством истины Божией прежде своего возвращения к Богу, когда упал, и после возвращения, когда снова убедился в истине Божьей: доказательством злой сущности этого мира - в первом случае и благости Божией - во втором. Он смог стать таким доказательством благодаря тому, что чувствовал и видел свое положение как перед, так и после того, как получил благодать Божию.
Этого человека Бог поставил свидетелем для мира, и в его лице как бы объединены два человека, так как он имеет опыт двух людей и труд должен совершать тоже вместо двоих. Он знает, что значит быть освобожденным от своего природного состояния благодатью Божией, но это и все остальные христиане знают так же, как он. Но Он также знает, что значить быть избавленным от греховного мира, от диавола и ада во второй раз, а вот это знают немногие верующие, ибо только немногие отпавшие снова возвращаются к Богу (Евр.6:1-6). Однако, вот этот человек возвращается снова к Богу и в его устах имеются печальные, просто страшные известия, которые должны побудить бодрствующих святых быть осторожными, чтобы самим не упасть (IKop. 10:6-12).
Поэтому возвратившийся вероотступник - редкостный человек; это - человек достойный и разумный; человек, к которому следует обращаться людям этого мира, чтобы научиться страху Господнему (Пс.50:12-15). А святым необходимо научиться у него осторожности, совету и силе для своего нынешнего хождения, и на примере его падения научиться служить Господу со страхом и радоваться с трепетом (Лук.22:32; Пс.2:11).
Этот человек также свидетельствует во второй раз о великодушии Божием во Христе к нему: он имеет доказательство этого, которого не отступавший от веры христианин не имеет (я не хотел бы этими словами искушать не отступавшего христианина, чтобы он упал). Ведь благо, которое возвратившийся вероотступник получил из Божьих рук и из руки Христа, - это двойное благо. Он был обращен дважды, дважды исторгнут из сетей мира, и дважды спасен от диавола и от себя. О, слава Богу за Его благодать! Он также познал постоянство Завета Божия, неизменность Божьих намерений, непреложность Его обетовании во Христе и достаточность заслуг Христа для спасения.
О том, как этот человек приходит к Богу через Христа, я также скажу несколько слов.
1) Он приходит к Богу точно также, как только что пробудившийся грешник, благодаря вышеупомянутым причинам, а также благодаря тем духовным переживаниям, которые он имеет теперь дополнительно, то есть сверх того, что он имел раньше и чего только что пробудившийся грешник не имеет, а именно: понимание вины за свое вероотступничество, которая является более тяжелой виной, самой глубокой и мрачной по своей природе, чем любая другая вина в мире.
2) Его посещают страхи и сомнения, которые возникают по другим причинам, чем сомнения и страхи только что пробудившегося человека. И это сомнения, основанные на осознании мерзости своего вероотступничества. Он находит в Священном Писании для себя больше грозных предостережений, побуждающих его рассуждать, и они выглядят для него более впечатляющими, чем для только что пробужденного человека.
3) Кроме того, ему кажется, что в наказание за его вероотступничество Бог удалил от него благотворное влияние Своего Духа (Пс.50:12) и не побуждает его молиться и каяться, словно теперь Бог хочет все отнять у него и оставить с теми вожделениями и идолами, ради которых он когда-то оставил Его, чтобы следовать им (Прит.14:14). Эти вожделения, подобно своре негодяев, будут преследовать его и находить в любом месте, где бы он ни находился, и преследовать не только сознанием вины за них, но и чувством загрязнения и осквернения от соприкосновения с ними. Никто не знает всего, что терзает ум вероотступника, для которого новые грехи превращаются внутри в говорящих, угрожающих и рыкающих бесов.
4) Кроме того, он сомневается в истинности и основательности своего первого обращения. Поэтому на душе у него лежит большое подозрение, что в его первом переживании не было ничего истинного, - и это также утяжеляет гири на его ногах и делает его вторичный приход к Богу через Христа более медленным и трудным в том, что касается его сознания и чувств.
5) Верность других христиан также пронзает и ранит его сердце, когда он видит честного, скромного, святого и верного слугу Божьего. "Да," - говорит он себе,- "этот человек боится Бога и верно следует за Ним; этот человек, подобно избранным ангелам, держится своего места; а я свое место потерял, подобно диаволу. Этот человек почитает Бога, наставляет святых, служит свидетельством для мира, своею жизнью осуждает его и становится наследником праведности, которая дается через веру. А я принес бесчестье Богу, отступил от веры и огорчил святых, совершил перед всем миром богохульство и, что для меня страшнее всего, стал причиной проклятия многих".
6) Эти и многие другие переживания такого же рода, происходят и обязательно будут происходить в его душе; они будут преследовать его, пристально глядя ему в глаза и напоминая ему о его низости, с презрением смеясь над ним на всем пути, по которому он идет к Богу через Христа (поверьте мне, что я знаю, что говорю), - и это сделает для него этот путь очень и очень трудным.
7) Кроме того, он полагает, что святые будут остерегаться его и бояться довериться ему. Да, они будут рассказывать о нем Своему Отцу и ходатайствовать против него, как Илия делал это против Израиля (Рим. 11:2), или как сделали люди, которые были товарищами того, кто душил своего должника, хотя ему самому был прощен намного больший долг (Матф. 18:31).
Таким образом, стыд покрывает его лицо на всем его пути. Он не знает, что делать: Бог, к Которому он возвращается, является тем Богом, Которым он однажды пренебрег и предпочел Ему самые низкие похоти - и он понимает, что Бог знает это, что Ему известны все его пути.
Человек, бывший вероотступником и возвращающийся к Богу, может рассказать странные истории - и все они очень правдивы. Ни один человек не был во чреве кита и не возвратился оттуда живым, кроме отступившего и снова возвратившегося к Богу пророка Ионы. Следовательно, ни один человек, кроме отступника Ионы, не мог бы так хорошо, как он, рассказать, каково ему там было, что он там чувствовал, что он там видел и что было у него на сердце, когда он был там.
|