Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
С.А.Коутс
Комментарии к Книге Судей Израилевых


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главы: 1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10-12 ... 13 ... 14 ... 15-16 ... 17-18 ... 19-21


ГЛАВА 1

Книга Судей более соотносится с сегодняшним днем, чем Книга Иисуса Навина. В последней мы видим, как народ под предводительством Иисуса вошел в землю обетованную и завладел ею, подобно тому как мы под водительством Христа и Его духовной силы вступаем во владение наследием Божиим. Однако после смерти Иисуса Навина возникает вопрос, что делать дальше, куда идти. И эта та самая проблема, над которой бьемся и мы. С нами рядом нет апостолов, которые могли бы вести нас силой Христовой и закрепить наше право на наследие, . с самого начала предполагалось, что их присутствие с нами будет недолгим. Так же и Иисус Навин стареет и умирает, а с ним уходит и порядок вещей, существовавший при нем. События, описанные в Книге Судей, происходят после его смерти. Начало этой книги вплоть до пятого стиха второй главы . это своеобразное вступление к последующему повествованию. Господь как бы разъясняет народу, как жить и вести дела после того, как среди них не осталось людей, наделенных апостольской духовной властью. Первый, и самый важный момент . то, что мы все так же, как апостолы, можем обращаться непосредственно к Богу. Это поразительная возможность, и о ней нам напоминают с первых же строк, когда сыны Израилевы вопрошают Господа: "Кто из нас прежде пойдет на Хананеев . воевать с ними?". Они вопрошают Господа, . в этом главный принцип нашей безопасности и уверенности в том, что мы следуем за Духом Божиим; только так мы сможем закрепиться в своем уделе. Павел . это Иисус Навин христианского мира, и, прощаясь с ефесскими пресвитерами, он говорит им: "И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными" (Деян 20, 32). В этом наше спокойствие и наше благословение. В Духе Христовом все возможно, но Дух Христов есть дух смирения. Апостолы уходят, а Бог остается. Конфликт, с которого начинается эта глава, нам известен из предыдущей книги. Теперь вопрос состоит в том, как его разрешить. Поскольку с ними нет Иисуса Навина, который мог бы повести их в бой, сыны Израилевы обращаются прямо к Богу. Мы с вами находимся в точно такой же ситуации. Господь . наша опора, Он убережет нас от ошибок и неудач, если только мы будем следовать указаниям Божиим и Его принципам. Народ обратился к Господу в духе смирения, и Господь откликнулся. Смирение и послушание . основа наших отношений с Богом. Сколь верными ни были бы наши принципы и взгляды, мы неизбежно потерпим неудачу, если не будем слушать гласа Божия. Иногда люди самонадеянно утверждают, что знают, чего хочет от них Бог, однако зачастую в них не наблюдается ни смирения, ни готовности следовать слову божественной благодати. Следующее условие наших отношений с Богом . это вступление в единое братство. Мы можем считать, что следуем за Господом, но следуем ли мы за ним плечом к плечу с нашими братьями? Мы не должны быть одни. Поскольку все исходит от Господа . даже в конечном счете, помощь от наших ближних, . мы все-таки должны рассчитывать на поддержку со стороны братьев-христиан. Иуде потребовалась помощь его брата Симеона. Симеон обладал тем, чего не было у Иуды, но что было необходимо для победы. Для того чтобы добиться успеха, мы должны понимать, на что способны мы сами и на что способны наши братья. Когда Господь Иисус покидал этот мир, Он оставил нам основополагающую заповедь: любить друг друга. Он понимал всю важность братских уз. Сам Он был светочем любви, которая сближала и скрепляла всех нас. Иуда проявил к Симеону очень теплые и искренние чувства, и тот факт, что он поделился с ним частью наследия, еще больше подчеркнуло глубину этих чувств. У Иуды был огромный удел, и он без колебания отдал часть тому, кого называл братом. Иуда получил свое несколько привилегированное положение благодаря Халеву, под началом которого находился. Халев был первым из всего народа, кто еще в пустыне доказал, что в сердце своем он возрадовался наследию. Перед его глазами предстала земля, куда вел его Господь, и Халев последовал за Господом. То, что начальником Иудиным был Халев, давало Иуде право первым сразиться за наследие. Это был не столько вопрос веры, сколько вопрос любви. В первых же строках Книги Судейнам дается два основных принципа, опираясь на которые мы можем владеть обетованной землею: послушание Господу и поддержка братьев. Мы нуждаемся в поддержке, ибо она позволяет нам не терять духа. Случай с Ахсой произошел еще до смерти Иисуса Навина, и он отражен в его книге, но то, что о нем упоминается вновь, показывает, что Писание богодухновенно. Здесь собраны вместе моменты, нравственно связанные между собой. Если мы теряем апостолов, но при этом не теряем Бога, не теряем своих братьев, не теряем Духа Божия и Его благодати, .это помогает нам справиться с любыми враждебными силами. Так что мы не лишаемся своего наследия, даже проявив слабость, даже не имея апостольской поддержки. Ничто не достается нам без борьбы, и за причитающееся нам наследие мы тоже должны сражаться. Если у нас не хватает на это сил, обязательно найдутся те, кто нам поможет. В Книге Судей Господь говорит нам, что Он намеренно оставит в земле нашей некоторые враждебные народы, так что поводы для конфликта будут всегда. Тот же самый принцип применим и к церкви. Господь не допустит, чтобы мы тихо и мирно вступили во владение наследием. Если мы пребудем избежать противостояния, мы даем волю хананеям. Многие из наших братьев пытались остаться в стороне от конфликтов и в итоге утратили свои уделы. Нельзя обрести наследие, держась за мир любой ценой. Когда мы теряем азарт и желание завоевывать новые земли, затаившийся враг может нанести нам удар. Сначала мы просто оттягиваем момент решающей битвы, а потом, не успеем оглянуться, как хананеи уже воцарятся на нашей территории и сделаются весьма агрессивными. Если мы не проявим достаточной жесткости, ее проявят наши враги. Но все-таки нам не придется бороться непрестанно; нас ожидает и время покоя. За любой битвой следует мирное время. Господь с радостью дает сынам Своим отдохнуть, чтобы они могли насладиться в полной мере тем, за что так ожесточенно сражались. Наши враги, однако, . это не всегда опасность внешняя; зачастую зло действует в нас самих, через нашу плоть. Как бы неблагоприятны ни были обстоятельства, нас окружающие, внутри нас самих тоже может найтись то, что с радостью вступит с внешним неприятелем в союз. Нам следует быть к этому готовыми и всегда оставаться начеку. До поры до времени все складывалось у израильтян более или менее удачно, но в стихе 19 мы читаем: "Жителей долины [Иуда] не мог прогнать; потому что у них были железные колесницы". То был первый признак слабости: они испугались превосходства своего противника, но бояться нам следует превосходства силы Божьей. А что же Халев? Он не отступил и не отказался от своей части наследия. Халев не имеет отношения к той неудаче, которую потерпел Иуда со товарищи. Его дочь Ахса олицетворяет всех тех людей, которые чувствуют в своей душе стремление к Духу Божию. Она возжаждала источников воды. В этом, несомненно, позитивный момент: за землю нужно было не только сражаться, но и обрабатывать ее, для чего нужна влага. Нам с вами не стоит успокаиваться на мысли о том, что у нас есть Дух Божий, . это и так понятно, если мы уверовали в Господа Иисуса Христа. Для того, чтобы избежать неудач, о которых говорится в Книге Судей, мы должны еще иметь и источники воды живой, верхние и нижние; ибо плод Духа есть жизнь вечная. Это свидетельство того, чт. Дух Святой может дать человеку. В Писании мы читаем, что жизнь вечная . от Духа: "Сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал 6, 8). Халев не потерпел ни одного поражения, он . победитель. Я думаю, все мы желаем быть победителями, с какими бы трудностями нам ни пришлось столкнуться, ибо, если мы не побеждаем, мы попадаем в зависимость. Халеву ни разу не пришлось склонить головы, не должны этого делать и мы. Господь с грустью отмечает то печальное положение, в котором оказалась церковь Божия, и в Откровении Он подробно описывает состояние многих общин. В Книге Судей нам дают понять, что теперь мы остаемся сами по себе, но в каждой церкви будет свой вождь, свой победитель, чтобы растленный мир вокруг нас не поглотил бы все, что есть в нас Божьего. Если мы сделали ошибку в какой-то части пути, дальше идти нам будет сложно. Мы видим в Писании, как сверхъестественные божественные силы помогали людям справляться со сверхъестественными силами зла, и это говорит о многом. Иерусалим был взят, Хеврон захвачен. Прекрасно, когда нам удается очистить от врагов и предателей место, где могло бы прославляться Имя Бога. Иерусалим в Библии назван городом Царя, где Господь восставит Имя Свое. А Хеврон, что в переводе означает "сообщество", подчеркивает важную роль общины. Если мы сначала отдадим дань Господу, что подобает Имени Его, то потом сможем насладиться общением с братьями. Однако, к сожалению, существует опасность оказаться втянутыми в конфликт, который инициирован не Богом. Мы видим, что все, что от плоти, неизбежно терпит поражение, а тем более если оно претендует на то, что есть Богово. Иногда мирское превозносится и мнит себя выше познания Божия. Такими были Адони-Везек и семьдесят других царей, которые собирали крохи под столом его. Адони-Везек . яркий пример человека исключительно плотского, но пребывающего на землях, принадлежащих Господу. Он влиятелен и могуществен, но, придя в Иерусалим, он гибнет. Ибо, когда Богу воздается, что положено Имени Его, все мирское и плотское гибнет. В Адони-Везеке не было раскаяния, но он признал справедливость наказания, . так все мы, кто ходит под Богом, должны признавать право Господа судить и карать. Бог поругаем не бывает. Мы можем быть уверены, что каждый пожнет то, что посеял. Мне кажется, к данной книге имеют отношение Послания Иоанна. Апостол предупреждает нас о путях врагов наших, которых мы должны сторониться. И он же уверяет нас в том, что всего, чего пожелаем, можем просить у Бога: "И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним" (1 Ин 3, 22). Господь Сам говорил: "Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Ин 14, 14). Он не сказал, что подумает, но сказал: "Сделаю". Это показывает, как высоко мы вознесены. Иоанн подчеркивает важность любви к братьям-верующим: "Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев" (1 Ин 3, 14). Мы любим Бога, поэтому любим и братьев. Замечательно, что святые могут идти рука об руку без всякого принуждения. Понятно, что людей чаще всего связывают те или иные социальные установки или мирские интересы: например, друзья собираются вместе, чтобы повеселиться и развлечься в кругу себе подобных. Здесь же мы видим, что люди совершенно разных характеров и разного происхождения объединены в слове истины. В этом . проявление силы Божьей. Мы знаем, что падение церкви совершилось после смерти апостолов; здесь же, в Книге Судей, это произошло после того, как умер Иисус Навин. Первый признак слабости проявился в неспособности израильтян изгнать со своей земли всех врагов, тех самых жителей долины, у которых "были железные колесницы". В этом же стихе мы читаем, что "Господь был с Иудою". То есть Бог пребывал среди них, но они не воспользовались Его силой. Это была их первая ошибка: не воспринять силу Божию в Духе. Если Господь с ними, чтo им железные колесницы! Иуда не сумел распознать силу Божию в Духе, хотя Он неизменно пребывал с народом Израилевым; люди просто не заметили Его. В ранних посланиях, написанных сразу после отшествия апостолов, мы тоже не видим, чтобы люди остро ощущали присутствие Духа Господня среди них. А как прекрасно осознавать, что силе Божьей не страшны никакие железные колесницы! Иоанн говорит об этом в связи с появлением многочисленных антихристов, а затем добавляет: "Тот, кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Ин 4, 4). Как только мы осознаем присутствие Духа Божия с нами, ситуация кардинальным образом изменится. Разве не то же самое говорил коринфянам Павел? Он призывал их задуматься об этом. Каждый, кто ощутит в себе Дух Господень, не сможет остаться равнодушным. Даже неверующие люди падают на лицо свое пред Господом, а что уж говорить о людях верующих. "Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня" (ст. 21). Иерусалим символизирует те права на этот мир, которые имеет Иисус Христос. Именно отсюда к народу сошло слово истины. Иевусеи же представляют силы зла, которые призваны помешать Мессии воспользоваться Своими правами. То были прежние жители этих мест. Когда мы принимаем христианство, за нами тоже волочится шлейф прежней жизни. От этого никуда не деться. Нам так же трудно бывает ощутить присутствие Духа, как трудно это было ранним христианам, мы находимся в той же опасности. Поэтому из Иерусалима несет людям истину Христос, Который есть Царь, Господь, Глава Церкви и Сын Божий. Сегодня многие христиане недооценивают силу Духа Божия и даже ставят под сомнение права Христа. Это открывает дверь злу, которое проникает в нашу жизнь. Подумайте только, каковы могут быть права у Христа как Господа и Главы дома Божия! Каждый христианин принимает крещение; но чтo есть крещение, если вы не признаёте прав Христа? Вспомните, что говорит Иоанн о заповедях. Мы слишком часто пропускаем это мимо ушей, ибо слово . лишь звук, но звук, исходящий из Иерусалима. По мнению Иоанна, заповеди имеют огромное значение; он, как никакой другой библейский автор, уделяет им особое внимание. Что бы ни случилось, ни под каким давлением мы не должны отказываться от них или нарушать их. Заповеди Божьи не трудны и не обременительны, все они . плод любви Того, Кто отдал за нас Свою жизнь. Итак, первой ошибкой сынов Израилевых было пренебрежение силой Духа Божия, а второй . то, что они не изгнали от себя народы, ущемляющие священные права Христа. "И сыны Иосифа пошли также на Вефиль, и Господь был с ними" (ст. 22). Это, как мне кажется, лишний раз подчеркивает тяжесть их поражения. Если с ними был Господь, для чего они искали помощи у жителей города? Разве Бог не показал бы им, как войти в город? Они заручились поддержкой тех, кого были посланы уничтожить. В результате они сохранили "до сего дня" то, что Господь положил на уничтожение. Каждый раз, принимая помощь от мира, мы вынуждены потом платить по счетам. Они сказали: "Покажи нам вход в город, и сделаем с тобою милость". Они заключили сделку. А тот человек, с которым они договорились, связывал свои теплые чувства не с Вефилем, а с Лузом прежнее название города. Он так любил тот старый город, что назвал в его честь новый. Сердце его было заполнено любовью к Лузу и безразличием к дому Господню, в отличие от Раав, которая сердце свое отдала Богу. Луз в переводе означает "гнутый", "кривой". В современном христианстве многие истины, провозглашаемые Писанием, искажены, подогнаны под интересы человека; в доме же Божьем все должно быть безукоризненно прямо. Происходит это всегда по одной и той же схеме: если люди начинают пренебрегать Духом Божьим, тогда внешние обстоятельства начинают довлеть над людьми. При этом ущемляются права Христа, и, как следствие, истина искажается и становится непригодной для дома Божия, который является ее прибежищем и хранилищем. Писание требует, чтобы мы всегда говорили правду без обиняков, манипулировать истиной не дозволено никому. Дорога к Богу всегда пряма, окольными путями до Него не добраться. Святость и истина пребывают вовек и не могут быть искривлены по чьей-либо прихоти. Господь Сам сказал о Себе: "Святый, Истинный". Далее речь заходит о Манассии. "И Манассия не выгнал жителей Бефсана и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов, и остались Хананеи жить в земле сей. Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он Хананеев данниками, но изгнать не изгнал их" (ст. 27-28). Они "остались жить", что подразумевает, что им позволили остаться, и сделано это было по воле человеческой, а не по воле Божьей. По воле человеческой платится дань, принимается помощь, а то, что должно быть безжалостно стерто с лица земли, прощают и пригревают. Далее в стихах 29 и 30 мы читаем о Ефреме и Завулоне: "И жили Хананеи среди их и платили им дань". Принимая мирские взгляды на жизнь или просто отноясь к ним терпимо, мы впускаем их под свой кров и позволяем им "жить среди нас". Затем в стихе 32 мы видим, что и Асир жил среди хананеев, жителей земли той, и Неффалим жил среди хананеев. Получается, что народ Божий ничем не отличается от окружающих его племен. Израильтяне не только придерживаются мирских взглядов, но и непосредственно обитают среди неверных. Это . упадок и деградация сообщества святых. Сыны же Дановы были вытеснены местными жителями из долины в горы. Полный крах сообщества людей Божиих: силы, враждебные Богу, сумели изгнать из своих земель народ Божий! Горная местность всегда пустовала, за нее не нужно было бороться. Даже в самые мрачные времена, когда границы между церковью и миром стерлись практически до основания, всегда находились люди, живущие в горах. Захария и Елисавета жили на возвышенности, и к ним всегда приходили люди за советом. Мне кажется, глава 1 Евангелия от Луки . одна из самых жизнеутверждающих глав в Писании. События происходили во времена Римского владычества над Израилем. Все земли были во власти неприятеля, но там, в горах, жили люди, чье сердце было переполнено божественными знамениями, а дух . кроток и смирен. Эти люди не были известны в религиозных кругах, а если бы о них и узнали, то, наверняка, подняли бы на смех, . но именно они имели в душе свет Божий. Господь всегда обращает Свой взгляд на людей бедных и притесняемых. Бохим демонстрирует верный настрой во времена, когда христианство себя полностью дискредитировало. Я не утверждаю, что Дану не стоило так безоговорочно подчиняться врагу, я лишь хочу сказать, что, как бы ни был силен неприятель, Дан все равно будет стремиться в долину, к своим. Такова история церкви Божией: то, что мы знаем и о чем читаем в Писании, есть история духовных деяний Божиих, произведенных в душах святых перед лицом грозных враждебных сил этого мира; это история того, как Господь сохранил народ Свой в самые тяжелые времена.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz