Главы:
1 ...
2 ...
3 ...
4 ...
5 ...
6 ...
7 ...
8 ...
9 ...
10-12 ...
13 ...
14 ...
15-16 ...
17-18 ...
19-21
ГЛАВА 4
В данной главе содержится немало любопытных с духовной точки зрения моментов.
Перед нами разворачиваются события, в которых Господь применяет новые и весьма
необычные приемы. Мы должны помнить об этом всегда: Господь никогда не повторяется. На
сей раз притеснителем израильтян оказывается царь Ханаанский. К тому времени очищены
Месопотамия, Моав и земля филистимлян; настал черед Ханаану.
Ханаан в переводе означает "низина", по другой версии . "торговец". Это предполагает
заботу о земном, погоню за собственным интересом; попасть под такое влияние . незавидная
участь. Спуститься с высот, на которые Господь вознес Свой народ, в мещанское болото
приземленности не очень воодушевляет. У Сисары было девятьсот железных колесниц, он
жестоко угнетал израильтян, и прочнее ловушки придумать было нельзя.
Но Господь находит выход из этого тупика, воздвигая фигуру, ранее не возникавшую, .
пророчицу. А раз воссиял пророческий свет, значит, Бог задумал избавление. Песнь Деворы
приводится по окончании сражения. В ней говорится о тех временах, когда все враги Господни
будут повержены, и о том, что то, как каждый бился в этом бою, станет известно людям. Одни
проявили небывалую доблесть, другие же . нерешительность и слабость. Следующая глава .
словно судилище Господне. Когда возгорается пророческий свет, становится ясно, что
последнее слово . за Господом. Всегда. Смысл любого пророчества . расставить все на свои
места: добро, зло и слово Божие. Если сейчас над нами воссияет пророческий свет, то все
кривые пути наши обнажаться, и Господь подведет итог тому, как мы сражались в этой битве.
Сисара представлял собою силы мира сего, враждебные всему божественному. Но силам
этим предстоит пасть, и каждому из нас надлежит сыграть в этом падении свою, пусть
маленькую, но незаменимую роль. Поэтому давайте задумаемся, а правильно ли мы ведем
боевые действия? Сохраняем ли мы в душах частицу небесного? Кто наши приятели и друзья?
Каково состояние нашего духа? Как хорошо, что с нами Девора. Эта женщина .
свидетельница крепости слова Божия; она победительница, ибо жила под пальмою, а пальма
есть символ победы; она обитала между Рамою и Вефилем . "Возвышенностью" и "Домом
Божиим", что открывает нам врата на небеса.
Если мы принимаем слово пророчества и строим всю свою жизнь согласно услышанному,
тогда мы в более выигрышном положении, нежели хананеи. Ибо хананеи живут в низине.
Между горцами и людьми из долины всегда возникают конфликты. Павел говорит о
противоречиях между теми, кто живет приземленной жизнью, и теми, чье место жительства .
на небесах. Хананеи олицетворяют всех тех, кого заботят лишь земные проблемы и личные
интересы. Павел в конце Послания к Римлянам тоже говорит, причем весьма резко, о тех, кто
вносит разделение и ссоры в среду верующих: "Такие люди служат не Господу нашему Иисусу
Христу, а своему чреву". Ими движут какие-то личные мотивы, иначе они не старались бы
стравливать братьев друг с другом. Если мое чрево . мой бог, значит я очень низко пал; а
Ханаан значит "низина". Если люди попадаются на это, они оказываются в ловушке.
В Писании сказано, что Девора была жена Лапидофова, что косвенно говорит о том, что
они признавала подчинение. Человек, которого призывает Господь, должен понимать важность
божественного порядка. Бог не мог поставить Себе на служение пророчицу, не считающуюся с
Его уставами. Если Господь выдвигает женщину, она будет достойной представительницей
своего пола.
Иногда в земной жизни мы испытываем вмешательство небес. Если битвой управляют с
небес, значит, и сама битва имеет небесную природу. "Звезды с путей своих сражались с
Сисарою". Все мы должны руководствоваться небесными принципами и жить, где жила
Девора. Эта женщина воплотила в жизнь замыслы Божии, проявила в себе материнские черты
Господа, готового холить и лелеять Свое чадо, народ Израиля. Никто не смел начать сражения,
пока не появилась Девора, "мать в Израиле". Мать важнее солдата; состояние души и ума
важнее действий. Женщине не пристало вести бой, и Девора лишь благословила воинов и
отошла в сторону. Иерусалим всем нам мать. Он даст нам силы повергнуть хананеев. Дела
земные тянут нас вниз, но, если с нами мать, способная излить на нас небесную благодать,
жизнь наша будет намного легче.
Когда все было кончено, возник вопрос: достойно ли мы проявили себя во время
прошедших событий? Присоединились ли мы к войску, подобно Завулону? Отступили ли,
подобно Мерозу? Слово пророка есть слово Божье, и оно подводит своеобразный итог. Бог
избирает Варака, Неффалима и Завулона в качестве орудий для исполнения задуманного. Если
мы, подобно Деворе, научились духовному смирению перед замыслами Господними, тогда
Господу будет легче общаться с нами. Мы должны быть готовы к тому, что избавление придет
согласно задуманному Богом; мы должны понимать Его безграничное превосходство над нами.
Варак привел израильтян к победе. Он проявил слабость, не пожелав идти на бой без Деворы, а
потому разделил почет и славу с другими. Слова Господня ему показалось недостаточно. В
Послании к Евреям упоминается об этой его слабости, но там также сказано о его вере. Часто в
битвах Господних мы чувствуем в себе недостаток мужества и бываем очень рады, если наша
слабость не станет известна всему миру. Мы признаемся в ней пред Господом в тиши и
уединении, но не на глазах у тысяч людей.
Оружие в нашей с вами битве духовное, не плотское. Господь использует Свои орудия,
слабые в глазах людей, но достаточно сильные, чтобы под их натиском пала не одна крепость.
Эта книга полна таких нестандартных приспособлений: воловий рожон, кол от шатра, ослиная
челюсть. Видимо, Богу доставляет удовольствие использовать вещи, о богатых возможностях
применения которых люди даже не догадываются, ибо считают их забавными и ни на что не
годными. Однако человеку с верою даже самая глупая и никчемная вещь может послужить
весьма успешно. Железные колесницы . это воплощение могущества и сокрушительной силы
хананеев, но был ли от них прок?
Вараку сказано было взойти на гору Фавор, но он сначала идет в Кедес. Фавор
переводится "горная высота ", а Кедес означает "святой". Именно такую позицию нам всем
следует занять, и, если это удастся, то враг приблизится к нам лишь для того, чтобы оказаться
наголову разбитым. Десять тысяч человек вряд ли смогли бы устоять перед натиском огромных
полчищ, но Господь пошел перед ними, и все ополчение Сисеры пало. "Не осталось никого".
А в стихе 24 мы читаем: "Рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином,
царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского". Все это
пророчествует о том, что, согласно замыслам Господним, все враги народа Божия однажды
будут полностью истреблены. Если мы прислушаемся к слову Божию и смиримся с ним, то
победа Господа над злом обеспечена. Очень важно смириться с услышанным пророчеством,
равно как и воздать должное почтение пророчице, принесшей нам слово Господне. Источник
света должен и сам иметь определенный духовный настрой, соответствующий божественному
замыслу.
В конце главы описывается случай с Иаилью. Иаиль, жена Хевера Кенеянина, и ее муж
обособились от других народов. Они отделились также и от тех кенеян, которые "пошли из
города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и
поселились среди народа" (Суд 1, 16). Им, наверное, было весьма нелегко находиться в полной
изоляции от всех, но Хевер сознательно пошел на это. Хотя они и жили отдельно, между ними
и Сисарой был мир. Многие люди, оказавшись в такой со всех сторон комфортной ситуации,
пребывают в блаженном состоянии самоуспокоенности и поддерживают дружеские отношения
даже с теми, кто противен Господу. Однако Иаиль в какой-то момент поняла, что от нее
требуется максимальная преданность Господу Богу. То, что противно Господу, подлежит
уничтожению. Сисара был врагом Богу, а потому был достоин смерти. Иаиль . это
воплощенная верность Господу, на которую способна и женщина. "Да будет благословенна
между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет
благословенна!". Она находилась в шатре и действовала с верою. Компромиссов здесь быть не
может. Сисара был представителем всех враждебных Богу и народу Божьему сил, а потому она
действовала без сожаления. Возможно, кто-нибудь скажет, что ее поступок не очень
женственен, но именно за него прославил ее Господь и сделал благословенной в женах.
Иаиль пронзила Сисаре висок, а значит, поразила его мозг. Так должны поступить и мы с
вами: убить в себе мирское мышление, убить в себе Сисару. Вокруг нас всегда находятся силы,
влекущие нас вниз, заставляющие нас служить своему чреву. Если мы достигаем дна, значит
нас привела туда наша природа, и значит, ее нужно уничтожить. Воспользуйтесь, как Иаиль,
колом от шатра. Это будет свидетельством вашей веры. Не пускайте в церковь тех, кто не
признает ни Христа, ни Его учение, тем самым вы обезопасите себя и своих братьев по вере.
Так мы сможем уничтожить внутри и вокруг себя все то, что все равно погибнет, когда явится
Христос.