Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
С.А.Коутс
Комментарии к Книге Судей Израилевых


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главы: 1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10-12 ... 13 ... 14 ... 15-16 ... 17-18 ... 19-21


ГЛАВЫ 19 - 21

Начиная с главы 17 и до конца книги мы узнаем о событиях из жизни народа Божия, которые характеризуют его с весьма неприглядной стороны. Уровень их нравственности пал крайне низко. Сначала они связали Имя Божие с местными языческими представлениями. Казалось бы, что может быть ужасней? Но это страшное прегрешение не возбудило всеобщего негодования среди сынов Израилевых, в отличие от преступлений, совершенных в Гиве. Бесспорно, есть вещи, с которыми мы не желаем мириться, и наша естественная реакция . возмущение, но часто эти вещи . еще не самое страшное из того, на что способны люди. Когда Миха при содействии внука Моисеева соорудил у себя в доме храм Господень, все общество Израилево от Дана до Вирсавии не стало собираться для осуждения, хотя повод был весьма существеный. Данная история показывает, что людей более задевает нарушение неких нравственных норм, нежели оскорбления, напрямую нанесенные Господу, принижающие Его авторитет и затеняющие Его славу. Наше естественное сознание способно увидеть проблему, но этого недостаточно, чтобы заставить нас вступиться за Бога и Его поруганное достоинство; для такого поступка надо слишком глубоко и искренне любить Господа. То, что произошло в Гиве, несомненно, было ужасно и являлось неизбежным следствием тесного общение сынов Израилевых с хананеями. В Писании сказано, что "беззаконие и срамное дело" царили в Израиле. Люди совершенно справедливо были возмущены, а потому и собрались все в едином порыве в Массифе. Как бы ни было ужасно их моральное состояние на тот момент, совершенное в Гиве зверство потрясло их до глубины души. Левит сказал: "Они сделали беззаконие и срамное дело в Израиле" (ст. 6), и народ соглашается с ним: "Срамное дело, которое они сделали в Израиле" (ст. 10), а затем в стихе 13 люди призывают наказать и искоренить все зло "из Израиля". Как часто мы произносим правильные слова, не пропустив их через свою душу! Как видите, всю вину народ возложил не на Израиль в целом, а лишь на Гиву Вениаминову. Если бы они восприняли это преступление как грех всего народа, они пали бы ниц и молили Бога о прощении и милости. Но сыны Израилевы встали на ложный путь, который Господь не мог одобрить. Они не прочувствовали этот грех, хотя говорили верно. Их возмущение злом было естественной реакцией, но оно не было плодом единения с Богом. Они не искали Его совета, они сами принимали решение. Они говорили, что не потерпят в среде своей таких злодеяний и осудят злодеев немедля. Мысль верная, но при этом народ Божий не счел нужным обратиться к Богу. И хотя люди взялись за дело с верою, только понеся серьезные потери от своих противников и пройдя через другие тяжкие испытания, они, наконец, пришли к тому состоянию, когда воззвали к Богу о помощи. И даже после этого они не порадовались своей победе. Напротив, они с ужасом осознали, что чуть не истребили целое колено Израилево. И все потому, что они изначально основывались на ложной предпосылке, не видя в совершенном преступлении вины всего народа. Им не мешало бы вспомнить, что сказал Господь, когда Ахан нарушил Его запрет: "Израиль согрешил". Наказание Господне пало на весь народ. В случае с Гивой должно было случиться то же самое. Если среди людей Божьих происходит какое-либо преступление, тень падает на всех без исключения, на весь Израиль, а потому мы все должны принять на себя часть вины и позора и склониться перед Богом в акте величайшего смирения. Если бы израильтяне поступили таким образом, это произвело бы совсем иное впечатление и на сынов Вениаминовых. Я думаю, всеобщее раскаяние и разделение вины за их преступление тронуло бы их до глубины души и пристыдило бы их. Всякий раз, когда мы хотим каким-то образом наказать братьев своих, мы должны основываться именно на этом принципе, ибо таково требование Господа. Прежде чем простереть карающую руку, задумайтесь, к Богу ли обращена ваша душа? Когда мы видим несправедливость или грех, проще всего возмутиться и осудить. Но к Богу ли обращена душа наша? Сколько вокруг нас несправедливости, нечестности и зла, но верны ли наши ощущения и оценки? Павел писал коринфянам: "Вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать" (1 Кор 5, 2). Даже если мы не знаем, как поступить со злодеем, лучше воскорбеть о нем, и тогда Господь Сам позаботится о наказании. Израиль в конечном итоге дошел до понимания этой истины; им пришлось много скорбеть. Они плакали и постились и возносили всесожжения и мирные жертвы пред Господом и, наконец, поняли, что сыны Вениаминовы . братья их. Они были сурово наказаны, потеряв в сражении двадцать две тысячи человек в один день, а на следующий . еще восемнадцать тысяч, Господь остался глух к их мольбам. Они были искренне возмущены преступлением и поклялись наказать виновных самым суровым образом, но сердце их было не с Богом. В колене Вениаминовом положение было еще хуже. Преступление совершил не весь народ, а лишь некоторые жители Гивы, люди развратные, однако весь народ отказался осудить их, а это хуже, чем совершить преступление. Отказ осудить грех есть грех более тяжкий. Одного богослова как-то спросили, какое преступление должен совершить христианин, чтобы быть отлученным от церкви. Он ответил, что нет такого греха, за который мы могли бы изгнать брата нашего из общины, но вот отказ осудить его преступление может послужить причиной удаления таких либералов из сообщества святых. Это очень важный момент. Зло может прийти с любой стороны, но оно должно быть обличено. Святость Господа и праведность престола Его требуют суда и обличения, и, если мы отказываемся пойти на это, тогда все остальное не имеет смысла. Сыны Вениаминовы не пожелали осудить злодеев и выдать их Израилю, а потому жестоко поплатились за это, но поразили их не израильтяне, а Сам Господь. Дважды народ Израиля собирался на совещание, чтобы обсудить то, как им следует поступить. Это, конечно, легче, чем просить совета у Бога. В наши дни подобное происходит повсеместно. Люди собираются, движимые искренним негодованием по поводу той ли иной несправедливости или беззакония, чтобы осудить виновных, но прибегают они к способам далеко не духовным, а потому результаты бывают весьма плачевны. Господь никогда не благословил бы истребление целого колена Израилева. Нам следует внимательней изучить положение дел в Израиле и извлечь оттуда уроки. Осуждая кого-либо, мы склонны говорить "он", "она", "они", мы же должны научиться говорить "мы". Должен признаться, что мне самому зачастую не хватает на это мужества: я вижу много зла в христианской среде, но я еще не готов принять на себя часть вины за эти прегрешения. Однако если мы близки к Богу, у нас должно хватить на это сил. Среди греха и грязи этого мира проходит тропа, по которой пройдет удаляющийся от зла, иэта тропа не выведет его за пределы Израиля. Те семьсот человек из колена Вениаминова могли бы славно послужить Господу. Это были неплохие люди и отличные воины. Но, к сожалению, даже избранники Божии иной раз не способны осудить грех. А как жаль! Как печально видеть, что люди, которые лучше нас, не могут или не желают дать оценку явному и откровенному злодейству. Сильные, талантливые, честные, набожные, богоизбранные люди, не желающие осуждать зла. Иуда шел первым, ибо таково было Божье повеление, но Господь не дал им победы: Израиль потерял в бою сорок тысяч человек, за два дня. Такова была кара Господня. Не нам обсуждать то, как Бог карает Свой народ. Нравственное состояние Иуды, как и всего Израиля, оставляло желать лучшего. Да, они были возмущены содеянным в Гиве, но они неверно чувствовали. И Господь наказал их так, чтобы они смогли прочувствовать тяжесть греха так, как того желал Бог. Только после этого Он говорит им: "Я завтра предам его в руки ваши" (Суд 20, 28), и далее в стихе 35 мы видим, как Господь поразил Вениамина пред израильтянами. Уверенность в собственной праведности и гордость за себя могут незаметно войти в нашу жизнь даже тогда, когда мы пытаемся бороться со злом. Если мы принимаем позицию: "Ты неправ, а я прав", можно считать, что мы уже во власти самоправедности. Не этого ждет от нас Господь. Мы должны прийти к Богу, чтобы научиться быть друг с другом, а это возможно только через смерть Иисуса Христа. Когда они пришли к Финеесу, они совершили всесожжение и жертвы мирные. Там находился и ковчег завета. Финеес был единственный, кто как дОлжно осудил зло в целом. Во всем Писании не найдется человека, который бы столь рьяно и беспощадно обличил грех, но Господь сказал о нем: "Возревновал по Мне" (Числ 25, 11). Нам всем надлежит ревностно осуждать зло, но не из собственных побуждений, а ради Господа. Каждый раз, когда мы обличаем чей-либо грех, мы должны задумываться, а ради ли Господа мы это делаем. Если да, то мы почувствуем аромат всесожжения и жертвы мирной и узрим ковчег завета. Не будем забывать об этих основах. Финеес обладал ковчегом Божиим, который благословил его священство, а потому им двигали не человеческие соображения, им двигал Господь. Он взял в руку свою копье, ибо "возревновал по Господу", его гнев был не природным, но божественным, священным. Мы все должны испытать нечто подобное. Люди обязаны осуждать грех, ибо нам дано различать добро и зло, но делать это мы должны, находясь рядом с Богом, ибо в союзе с Господом мы это сделаем наилучшим образом. Павел был Финеесом Нового Завета. Так, на каком основании стоим мы с вами? Следовать за Богом и быть с Ним мы можем только при условии приношения всесожжения, то есть через смерть Христову. Пребывать же с братьями нашими мы можем, принеся жертву мирную, то есть тоже через смерть Христову. И тогда мы сумеем избежать искушения гордыней и уверенностью в собственной праведности, когда будем осуждать зло. Господь не потерпит безапелляционных заявлений, типа "Брат мой ошибается, а я прав". Мы должны понять и принять тот факт, что с Богом и с братьями нашими мы пребываем, только благодаря вере в Иисуса Христа. Ковчег завета напоминает нам о том принципе обособления, котороый нам никак нельзя забывать, ибо именно завет Божий лежит в основе всего сущего. Христос есть ковчег завета; благодаря Ему мы благословенны в Господе. То, что народ не приносил жертвы за грех, мне кажется особо примечательным. Вместо нее были принесены всесожжение и жертва мирная. Это еще раз подчеркивает то, что мы пребываем с Господом не потому, что мы чисты, праведны и непорочны, но исключительно благодаря Христу. Осуждая других, нам следует помнить, что мы ничуть не лучше их. Мы с Богом не потому, что мы лучше. Мы вправе обличать грех и отдаляться от него, но не это право лежит в основе нашего союза с Господом и друг с другом. Бог сначала карает Свой народ и лишь после этого позволяет им совершить суд над Вениамином. Суд этот оказался столь суров, что Израиль чуть не лишился целого колена, так что люди раскаялись в своем рвении и воскорбели о брате своем. Они подняли громкий вопль пред Богом о Вениамине. Это урок нам всем: во времена противостояний нам иногда приходится обособляться от братьев своих. Для того чтобы удержаться с Богом, нам требуется большое рвение и глубокая вера, но в результате мы рискуем потерять немало наших братьев. Чувствуете ли вы это всем сердцем своим? Есть ли у вас ощущение, что вы теряете Вениамина? Я думаю, без этого мы не сможем идти дальше. Частью наказания было практически полное уничтожение целого колена. Если бы с самого начала люди повели себя более духовно, таких радикальных мер не потребовалось бы. На днях я разговаривал с неким прихожанином, который рассказал мне, что недавно их община была вынуждена отлучить одного из братьев. Я спросил, не пытались ли люди потом примириться с этим человеком и вернуть его в лоно церкви. Ответ был отрицательный. Мы долго разговаривали и, к моей радости, пришли к пониманию того, что, если бы с ним обошлись более милосердно, этот человек мог бы быть спасен. Израильтяне тоже пришли к такому выводу относительно сынов Вениаминовых. В этом . главная мысль последней главы: Вениамин понес заслуженное наказание, но сыны Израилевы поняли, что чуть не лишились брата. Они раскаялись, но не в том, что наказали зло, а в том, что братья их так сильно пострадали. Они дали обет и сдержали слово. Они поклялись, что умертвят всех, кто не придет "пред Господа". И они истребили всех жителей Иависа Галаадского. Если бы сыны Израилевы были людьми более духовными, они бы не стали клясться. Они же поклялись, что не отдадут дочерей своих за сынов Вениаминовых. Это был правоверный порыв, поставивший их в весьма затруднительное положение. Последняя глава повествует о том, на какие ухищрения им пришлось пойти, чтобы добыть жен для оставшихся шестисот человек из колена Вениаминова, чтобы продолжился род их. Если мы считаем человека святым, нам будет нелегко проститься с ним. Возникает вопрос, как этого не допустить. И дело тут не в верности, и не в праведности. В своем вполне благородном порыве наказать злодеев они прибегли к неверным методам, в результате чего чуть было не навлекли на Израиль величайшую беду. Этого не случилось бы, действуй они в Духе Божием. Заключительные главы книги дают нам картину нравственного состояния Израиля. В них действуют не политики, то есть судьи, а простые люди. Мы видим, как далеко отошел от Бога простой народ. Даже то, как они попытались покарать зло, выявило степень их нравственного падения. Каждый делал то, что ему казалось справедливым. Это урок нам всем: Господь с подобным мириться не желает. Если мы извлечем все необходимые уроки из Книги Судей, это поможет нам лучше разобраться в Книге Руфь. В ней говорится о том, чт. есть Божие. В Судьях Господь показал нам, как развратился мир, а в прекрасной Руфи мы находим отдохновение. Господь показывает, что и в таком окружении оставались люди, искренно преданные Богу.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz