Главы:
1 ...
2 ...
3 ...
4 ...
5 ...
6 ...
7 ...
8 ...
9 ...
10-12 ...
13 ...
14 ...
15-16 ...
17-18 ...
19-21
ГЛАВА 5
На эту чудесную песнь Девору, вдохновил конечно же, Дух Божий, а потому в ней
содержится немало прекрасных наставлений. Девора прославляет Господа, но делает это не так,
как в свое время Моисей, когда благодарил Бога за Его великие деяния и плоды этих деяний,
принесшие народу избавление. Я думаю, каждый христианин может влить свой голос в хор
распевающих песнь Моисея, но только люди, преодолевшие трудности и тяготы, могут
присоединиться к великой пророчице. Песнь Моисея . возглас искупленных, песнь Деворы .
клич победителей; в ней поется о тяжелых временах, о том, как Бог протянул руку помощи
Своему народу и дал ему все необходимое для спасения от мрака и безысходности.
Данная песнь . единственная во всей Книге Судей, и значение ее трудно переоценить.
Победа над царем Ханаанским послужила поводом Духу Святому, чтобы показать, что Господь
всегда избавляет народ Свой, когда тому тяжело, и что грядут времена, когда все делающие зло
погибнут, а праведные воссияют и войдут в Царство Божие. Эта песнь воспевает безграничные
возможности Бога. Его решение вмешаться и избавить чад Своих от бед, есть проверка нас
всех на стойкость. Мы все проходим эту проверку. Признаем ли мы, что избавитель наш . от
Господа? Если Бог воздвигает нам спасителя, то от того, примем ли мы его, последуем ли за
ним, сразимся ли в его войске, зависит, войдем ли мы в Царство Божие. Если же мы отступим,
на наши головы падет проклятие.
В данной песни восхваляется божественное водительство. "Израиль отмщен, народ
показал рвение; прославьте Господа!" (ст. 2), хотя положение у народа Божия было незавидное:
"Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не
восстала я, мать в Израиле" (ст. 7). Не стало в Израиле никого, кто бы мог вести за собой
людей; и в такой ситуации они оказывались не раз и не два.
В стихе 12 Девора возлагает на избранного Варака ответственность повести войско в бой
и позаботиться о людях с материнской нежностью и любовью. Таким должен быть настоящий
вождь и полководец. Если в народе Божьем возникает какое-то неясное томление и тоска по
материнской заботе, Господь всегда рад откликнуться на это, послав достойного человека,
способного помочь людям в полной мере насладиться обетованным наследием.
Главный принцип, на котором основывается любое руководство, был заложен Самим
Господом Иисусом. Господь как никто другой умеет вести за Собой народ, а потому лишь тот,
кто следует за Христом, способен вести Его народ. Христос никогда не сходил с прямой
дороги, не бродил окольными путями и глухими тропами, а потому только Он один имеет право
воззвать: "Следуй за Мною". Апостолы никогда не призывали верующих следовать за ними.
Павел говорил: "Подражайте мне"; и только Господь мог сказать: "Следуй за Мною".
Через этот мир пролегает дорога. По ней шел Христос и вел за Собой народ. Он пришел
к Своим и сказал: "Я победил мир". Его последнее явление сообществу верующих было в
образе Победителя: "И Я победил" (Откр 3, 21). Он Тот, за Кем мы должны идти. Он . наша
главная Цель, к которой мы идем.
Еще один момент мне представляется весьма примечательным. Когда Господь по
милости Своей выдвигает кого-либо вести за собой людей, Он всегда выдвигает и тех, кому
надлежит идти за этим человеком. Об этом . песнь Деворы: о тех, кто ведет, и тех, кто идет
следом. И те и другие вместе разделяют славу от победы в сражении. Мероз остался в стороне
и он был проклят. Отсюда вывод: если вы не готовы вступить в бой, то прочтение книг Иисуса
Навина и Судей вам много пользы не принесет. Эти книги для настоящих воинов. Не вступая в
бой, не получить трофея. Все, чего достигла церковь Христова со времен апостолов, она
завоевала в битвах и сражениях. И Господь неизменно выдвигал людей, способных возглавить
рвущиеся в бой полки.
Если мы заявляем, что среди нас нет начальников, тем самым мы ставим под сомнение
верность Бога Своему слову. Разве Он мог призывать нас идти за кем бы то ни было, если не за
кем было идти? Такова история развития церкви. После ухода апостолов в мир иной, Бог все
время выдвигал из среды верующих духовных вождей, настоящих победителей, чьи заслуги и
почести делились со всем народом. Главная задача . вовремя услышать призыв Господень,
понять, что он обращен лично к вам, и последовать туда, куда он вас влечет. Так поступают
истинные воины. Победители восстали среди сынов Израилевых благодаря служению Деворы.
Господь воздвиг пророка, точнее, пророчицу, и она исполняла свою миссию в течение двадцати
лет. В результате выросло целое поколение победителей. Все, кто с готовностью предает себя
в руки Господу, следуют пророческому слову своей эпохи.
Рувима посетили духовные терзания. В племенах его приключилось большое
разногласие. В итоге, они отсиделись в стороне. Бывают люди, которые много и шумно
обсуждают духовные вопросы, но сами не сдвигаются с места; все их разговоры уходят в песок.
К чему эти духовные упражнения, если после них мы так и не решаемся вступить в битву? В
войнах, которые ведет Господь, невозможно сохранять нейтралитет.
Начиная со стиха 14, нам дается список всех тех, кто посчитал себя воином Божиим и
поддержал зовущих их в бой: это Ефрем, Вениамин, Манассия (Махир был его сыном),
Завулон, Иссахар. Затем там приводятся имена тех, кто не пришел остальным на помощь. Это
как судилище Христово: сражение завершилось, и настало время подводить итоги. Сначала
похвалу получают колена Израилевы, которые приняли участие в военных действиях, при этом
особо отмечены два из них . Завулон и Неффалим, обрекшие души свои на смерть на высотах
поля (ст. 18). Мы все должны стремиться к этому, когда вступаем в бой.
Однако находятся и такие, которые вообще никуда не стремятся. Рувим был полон благих
намерений, но среди его народа возникли разногласия, и он остался между овчарнями. "Что
сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад? В племенах Рувимовых большое
разногласие" (ст. 16). Ни к чему ваши бессонные ночи, если они не приводят вас в солдатские
шеренги. Дух Божий вопрошает через Девору и Варака: почему вы не пришли? Многие
считают недостойным ввязываться в конфликты, они говорят: мы проповедуем Евангелие, мы
заботимся о стаде. Заботиться о стаде . дело благородное, но если настала война, ничего
важнее на данный момент быть не может.
"Галаад живет спокойно за Иорданом". Это территория Рувима, Гада и, частично,
Манассии. Это люди, не пожелавшие вступить на святую землю. Им не было дела до небесных
сражений; они остались за Иорданом. Еще одно колено . Дан. "И Дану чего бояться с
кораблями?". Дан оставался со своими судами. Вообще, корабли в Библии ассоциируются с
торговлей. Значит, перед нами человек, столь увлеченный зарабатыванием денег, что ему
некогда думать о духовных битвах. Он остался со своими кораблями. "Асир сидит на берегу
моря, и у пристаней своих живет спокойно". Ни одно из этих племен не приняло участия в
бою, и никто из них не получил трофея. Не участвуя в сражении, нельзя рассчитывать на
добычу. И даже если вы вступаете в бой, вы вовсе не получаете от этого удовольствия, . ведь
не в этом суть. Суть состоит в том, чтобы добыть что-нибудь для себя, для Израиля, для Бога.
В стихах 10 и 11 мы читаем: "Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по
дороге, пойте песнь! Среди голосов, собирающих стада при колодезях, там да воспоют хвалу
Господу, хвалу вождям Израиля!". Стада при колодцах . часть захваченной добычи. Павел
пишет: "Все Асийские оставили меня" и далее: "Димас оставил меня, возлюбив нынешний век",
. все они пошли к своим кораблям. На протяжении служения апостола от него не раз
отворачивались бывшие соратники, которые жаждали легкой жизни. Но были и такие, кто
оставался с ним до конца, и их он отмечает с большой любовью и теплотой.
Мы должны стараться распознать духовного вождя, которого посылает нам Господь в тот
или иной момент нашей жизни. Если люди покаются и воззовут к Богу, Он пошлет им
спасителя. Это . главный урок Книги Судей. В этой книге перед нами разворачивается вся
история церкви Божией с первых лет ее существования до наших дней. Всякий раз, когда люди
думали, что они забыты и покинуты, что весь мир ополчился против них, они взывали к Богу, и
Тот давал им избавителя. В наши дни среди нас тоже находятся духовные вожди, но они не
столь могущественны, как, например, в период Реформации: Господь воздвиг Лютера и многих
других, и они совершили потрясающие преобразования. Сегодня Бог тоже время от времени
вмешивается в ход событий, но делает это каждый раз по-разному. Враги сегодняшнего дня
тоже отличаются от недругов древних лет. Точнее, они все те же по сути, но действуют иными
средствами. А чтобы справиться с ними, нам нужно признать духовных лидеров
современности и следовать за ними, иначе мы будем прокляты, подобно Мерозу.
Пассивность Мероза противопоставляется здесь героическому подвигу Иаили. Одному
достаются проклятия, другой . почести и слава. Иаиль была женщиной и не израильтянкой,
но сила ее веры сделала ее чадом Божьим. Убив великого вражеского военачальника. Иаиль
заработала себе право стать членом семьи Божьей. Она подобна Раав. Было время, когда Раав
служила интересам своего народа, обитавшего в Иерихоне, и Иерихонского царя, но она
вступила в союз с сынами Израиля и заняла среди них почетное место. Иаиль тоже жила на
земле царя Ханаанского, между ними был заключен мир, но пришло время, когда она поняла,
что Иавин был враг народу Божьему, и она расторгла с ним союз и присоединилась к Израилю,
где тоже заняла достойное место.
Песнь сия заканчивается словами: "Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие
же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!". Поражение Сисары стало
провозвестником грядущей гибели всех врагов Божиих и всех враждебных Его народу сил.
Злые будут повержены, а праведные воссияют как солнце в Царстве Господа Бога, Отца нашего.