Главы:
1 ...
2 ...
3 ...
4 ...
5 ...
6 ...
7 ...
8 ...
9 ...
10-12 ...
13 ...
14 ...
15-16 ...
17-18 ...
19-21
ГЛАВА 3
Неверность Израиля послужила причиной того, что многие местные народы были
оставлены на своих землях. Господь оставил их с определенной целью. Все противоречащее
божественной истине, возникшее в среде народа Божия, проистекало от их небрежения и
недостатка почтения к Господу, Сам же Господь использовал это в Своих целях.
Итак, в народе подросло новое поколение, не знавшее Господа. На нас лежит огромная
ответственность за воспитание наших детей. Апостол Павел тоже очень беспокоился о том, что
среди молодежи ему не на кого положиться, и причиной тому было отнюдь не отсутствие
родительской опеки. Сам он был своей пастве и отцом, и матерью, но очень немногих
прихожан он мог бы назвать своими истинными чадами по вере. Тимофей, пожалуй, был один
из этих немногих. Уходящее поколение должно позаботиться о том, чтo они оставят своим
потомкам. Мы должны возбудить в детях еще более страстное желание следовать Богу, чем
имели сами. Какое счастье видеть молодых и воодушевленных верующих! Господь нередко
вмешивается в процесс воспитания достойной смены, и тогда случаются удивительные
всплески духовного возрождения, однако эта волна отходит назад, когда исчезает источник
энергии. Мы видим эти накаты и откаты на протяжении всей Книги Судей. Народ получал
избавление, но, как только светоч божественной силы покидал этот мир, все возвращалось на
круги своя.
Господу не доставляет большого удовольствия постоянно вычищать Авгиевы конюшни
нашего духовного несовершенства, но Он оставил среди сынов Израилевых местные народы,
чтобы искушать ими израильтян. Таким образом, враг всегда рядом, и борьба будет
продолжаться вечно, если мы желаем, чтобы порядок вещей оставался угодным Богу. Битвы, в
которых сражались наши предшественники, не приносят избавления нам с вами. У каждого
поколения . своя война. Если мы не примем в ней участие, мы падем под давлением
враждебных сил.
В стихе 6 мы видим, что народ начал заключать неравные союзы. Людям надлежало
сторониться зла, . этот принцип лежал в основе их отношений с Богом. Мы же видим, что
сыны Израилевы жили среди хананеев, тем самым упрочая свои связи с ними. Дети вступали в
браки с местными жителями, ибо среди этих племен обитали их отцы, а значит, сама идея
разделения была забыта. Если не существует внутреннего настроя на изоляцию, то и внешне
людей уже ничто не останавливает. Искушение оставить мысль об обособлении и вступить в
весьма заманчивый союз приходит не извне, оно зарождается внутри.
В стихе 4 говорится: "Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать,
повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедовал отцам их чрез Моисея".
Заповеди . своеобразная проверка нас на стойкость, на нашу верность Богу и Его воле. "Если
любите Меня, соблюдите Мои заповеди". Если Его заповеди не направляют меня в желаниях и
стремлениях, значит, я внутренне уже отошел от Бога. Возможно, братьям моим пока еще не в
чем меня упрекнуть, но внутренне я уже сбился с пути, и, если не предпринять ничего, чтобы
исправить положение, вскоре моя порочность проявится и внешне.
Первый отход израильтян от истины проявился в том, что Господь призвал их к Себе,
сделал чадами Своими, а они отказались от этой великой чести и стали жить с хананеями.
Поэтому-то появился и набрался сил Хусарсафем. Он был царем той самой земли, откуда
Господь призвал Авраама. Если мы в душе изменяем своему божественному призванию, мы
попадаем под влияние тех, из среды которых и призвал нас Бог. Когда наши желания и
устремления наших душ направлены не к Богу, это становится очевидно из наших поступков.
Израильтянам потребовалось восемь лет, прежде чем они осознали, как низко пали.
Восемь лет они находились под влиянием своих врагов. Святые могут совершать массу ошибок
и долгое время не осознавать этого, но как только они постигают, в какой яме оказались, они
тут же обращаются к Богу. Сатана он говорит: "Наслаждайтесь жизнью, делайте что хотите!".
Это ли не свобода? Многие покупаются на этот обман и, увы, нескоро понимают, что сами
обкрадывают себя, лишаясь божественного наследия. Но, очнувшись ото сна, они взывают к
Богу, и Он посылает им спасителя. Ни один такой крик души не остается не замечен Господом.
Господь никогда не оставит нас под гнетом, зная, что мы жаждем свободы. Если народ
Божий вдруг осознает, что он не обладает наследием, и искренне пожелает вступить во
владение, то ни один неприятель не сможет им противостоять . ни моавитяне, ни хананеи, ни
филистимляне. Мы никогда не ведем одну и ту же битву дважды; каждый раз . новый бой,
новый соперник, но и новый избавитель. "Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и
воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа,
младшего брата Халевова". (ст. 9). Должно быть, тяжело было этому Гофониилу видеть, как
ужасно обстоят дела, и в смирении ожидать целых восемь лет, прежде чем Господь призвал его
на служение! Бог терпеливо ждет, когда народ Его, наконец, научится верно оценивать
ситуацию. Вы спросите, почему Он не избавит чад Своих от тлетворного влияния
окружающего мира? Почему они не обособятся от окружающих их народов? Бог ждет, пока
люди сами не поймут необходимость этого шага; Он ждет, пока они не возопиют о помощи.
Имя Гофониил в переводе означает "Могущественный человек Божий". Человек Божий
непременно будет отстаивать то, что угодно Богу, и, как мне кажется, Гофониил . первый, о
котором сказано, что на нем был Дух Господень. Именно Дух Господень устанавливает
определенные ориентиры для людей. Гофониил происходил из хорошей семьи: он был
ближайшим родственником Халева, который, некогда поразил Кириаф-Сефер, город книг, то
есть мирской мудрости. Женат он на хорошей женщине, а значит его устремления и желания
чисты, ибо Ахса, дочь Халева, . не из местных, но очень привязана к этому месту, к земле
полуденной и к источникам вод. Человек такого склада и с такой семьей вполне подходил на
роль спасителя.
Гофониил был человеком дисциплинированным. Он ждал восемь лет. Все, кого Господь
призывает на служение, должны быть весьма терпеливы. Сколько сил требуется, чтобы видеть,
как народ Божий погрязает во грехе, но продолжать идти с ним, разделяя печальные
последствия его ошибок и прегрешений! Халеву пришлось дожидаться сорок лет.
Необходимость ждать и терпеть, как ничто, иное проверяет нас на стойкость. Терпеливость
есть истинная добродетель.
Мы не ведем непрерывных боевых действий; Господь дает нам возможность отдохнуть.
На какое-то время враг оказывается нейтрализован, благодаря силе веры и настрою людей.
Господь надеется на благоразумие Своего народа, и те, кто имеет веру, тоже выжидают. Те,
кого Господь поставил на роль избавителей народа, мыслят по-божественному. На протяжении
всей истории церкви всякий раз, когда в народе возникала потребность в духовном очищении и
избавлении от зла и грязи, Господь воздвигал человека, озарял его светом истины и наделял
способностью вести за собой людей. Бог пребывал с этим подвижником до конца, не давая ему
оступиться и упасть. Но если кто-нибудь самовольно провозглашал себя мессией или на этот
пьедестал его возносили люди, это обычно заканчивалось катастрофой.
Еще одним притеснителем сынов Израилевых был царь Моавитский. Находящийся в
родстве с израильтянами, моавитяне были потомками Лота. Лоту в свое время выпала
прекрасная возможность познать Бога, и его вполне можно было назвать истинно верующим
человеком, ибо Дух Святой называл его праведником, но он не сохранил, что имел, и поддался
природному порыву. О Елгоне, царе Моавитском, сказано, что был он неимоверно тучен. Нет
ничего проще, чем потакать природным запросам, своему плотяному человеку, пока тот не
станет большим и толстым, но пока он здравствует, свободы нам не видать. Мы не сможем
порадоваться наследию, пока находимся под гнетом моавитян. Это символизирует то, что даже
в верующем человеке может крыться элемент человека плотского, и элемент немалый. Лот
поддался естественному искушению и выбрал себе в удел хорошо орошаемую долину, и мы
знаем, что это привело его в Содом. Мы все подвергаемся подобному риску. Ничто не
оказывает на людей Божьих более пагубного влияния, чем их знакомые, родственники и друзья.
Они не дают нам порвать связи с природным. Нам гораздо легче жить в мире с людьми, ладить
с ними, избегая конфликтов, нежели занять жесткую, непоколебимую позицию на принципах
Божиих. В этом . зло, которое исходит от маовитян.
И тогда Господь посылает на роль избавителя от маовитян Аода, левшу. Господь иногда
выбирает Себе людей необычных, использует весьма нестандартные приемы и орудия. Самегар,
например, управляется с врагами при помощи воловьего рожна, средства не очень престижного,
но, как оказалось, весьма эффективного. Самсону, как увидим далее, сгодилась ослиная
челюсть. Господь дает им орудия совершенно неожиданные, но главная сила не в них, она
заключена в человеке. Аод точно знал, как ему действовать в тех обстоятельствах. Он знал, что
царя Моавитян следует убить, и он его убил. Сделав свое дело, он вострубил трубою и повел
народ свой с горы. Люди последовали за ним и побили десять тысяч маовитян, здоровых и
сильных. А мы с вами готовы ли последовать за трубным гласом?
Многие сегодня понимают, что положение их плачевно, но их удерживают дружеские и
родственные связи, поэтому они неготовы взмахнуть обоюдоострым клинком, как Аод Но если
мы хотим радоваться наследию Божию, мы должны отсечь от себя все природное, все плотское,
что тянет нас назад.