Главы:
1 ...
2 ...
3 ...
4 ...
5 ...
6 ...
7 ...
8 ...
9 ...
10 ...
11-12 ...
13-14 ...
15 ...
16-19 ...
20 ...
21 ...
22 ...
23 ...
24
Данный труд составлен на основе курса лекций по книгам Иисуса Навина, Судей
Израилевых и Руфи, прочитанного С. А. Коутсом в английском городе Тайнмаунте в 1928.1929
годах. Имевшиеся записи были тщательно отобраны и переработаны.
КОММЕНТАРИЙ К КНИГЕ ИИСУСА НАВИНА
ГЛАВА 1
Книга Иисуса Навина, в отличие от Второзакония, начинается вовсе не с описания
богатой и благословенной земли Ханаанской. Нет в первых ее главах и радостных песен
богоизбранного народа о полученном наследии. Эта книга по сути своей военная. Первая ее
половина рассказывает о битвах, которые вел Господь, об иудеях там говорится как о воинстве
Господнем; вторая же половина повествует о завоевании и разделении земель коленами
Израилевыми по завершении войны. Тема актуальна и поныне, ибо вступление в наследство
всегда сопряжено с конфликтами и ссорами: все, чем мы владеем, завоевано нами на поле
брани.
Иисус Навин . преемник Моисея, его служитель. Примечательно, что Евангелие от
Луки открывается подобными же строками . ученики Христовы там названы "свидетелями и
служителями Слова". Это означало, что они могли действовать подобно Иисусу Навину, ибо
последний воплощал в себе великую духовную реальность, о которой следует помнить, вступая
на землю обетованную. Скорее всего, он представляет Дух Христов, пребывающий на вождях
народа Божия.
Впервые мы встречаемся с Иисусом Навиным в семнадцатой главе книги Исхода, когда
речь заходит о нападении Амалика и сражении с ним. Иисус одерживает победу над
амаликитянами, чей предводитель олицетворяет дьявола, орудующего через плоть и кровь,
чтобы противостоять Духу. Дух же только что был дан народу через воду, высеченную из
скалы. Мы видим, как зло восстает против Духа, но Иисус побеждает Амалика при содействии
духовных сил. Первым уроком военного искусства для Иисуса Навина стало преодоление
враждебности мира по отношению к присутствию и проявлению Духа в народе Божием. В
тридцать третьей главе Исхода мы читаем, что этот молодой человек ни на минуту не отлучался
от скинии собрания. Шатер сей был установлен вне стана и выглядел весьма непритязательно.
Это была еще не та великая скиния, что поражала своим роскошным убранством и
замысловатой конструкцией, но Господь пребывал в скромном шатре кочевников в той же
мере, что и в прекрасном городском храме. Иисус находился под сводами этого божественного
сооружения, найдя в присутствии Божием свой дом. На нем мы видим печать Духа,
отмечающую святых, вкусивших общения с Господом.
Мне думается, Бог может коснуться наших сердец, напомнив нам о том, что у нас есть
Иисус, сын Навин, у нас есть духовный водитель, опирающийся на Дух Христов. Господь
желает пробудить в людях этот Дух Христов и говорит: "Будьте тверды и мужественны", а
потому люди говорят Иисусу: "Будь тверд и мужествен". Эта духовная связь с Навиным очень
сильна у Павла и Тимофея; это чувствуется в обоих посланиях апостола своему ученику.
"Укрепляйся в благодати Христом Иисусом", . пишет он. Как и во времена Навина, народу
Божию требуется духовное наставление, поддержка свыше.
Дух Христов всеми силами стремится привести народ Божий к обладанию богатством
любви Божией. Желание следовать по этому пути непрерывно растет, ибо Господь вдохновляет
и укрепляет Свой народ. И лично мне становится спокойно при мысли, что в каждое мгновение
на этой земле был, есть и будет Некто, Кому Бог может полностью доверять, . это Дух
Христов почиющий на святых Его. Как хорошо, что существует духовная сила, которая
помогает нам унаследовать все то, что завещал Господь Бог людям в Своей любви. Помня об
этом, мы должны быть тверды и мужественны. В стихе 5 сказано: "Никто не устоит пред тобою
во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; не отступлю от тебя и не
оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю,
которую Я клялся отцам их дать им". Господь никогда не покинет тех, кто обрел Дух Христов.
Святые рассматриваются здесь как причастники Духа Христова, и поэтому данные строки
цитируются в Послании к Евреям, глава 13: "Не оставлю тебя и не покину тебя". (Нужно
прочитать все послание, чтобы понять, кто здесь имеется в виду: это люди, соратники
Христовы. Если мы будем ходить по плоти, то недопустимо будет даже помыслить о том, что
мы пребываем при этом в присутствии Божием.) Эти слова трижды встречаются в Ветхом
Завете. Бог произнес их, обращаясь к Иакову в Бытии 28, затем повторил Иисусу Навину и
позже . Соломону. Павел же переносит их на все святое братство, причастников Духа
Христова, которых призвал Господь: Бог никогда не оставит их и не покинет их. Дух Христов
дает человеку силы и мужество вынести страдания, не противясь злу, и этот же Дух способен
разрушить всякую преграду на пути человека ко вступлению в наследство. Апостол Павел
говорит: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил 4, 13).
Какой восторг вызывают стихи Писания, где святые отождествляются с Духом
Христовым, а Дух Христов . со святыми! Господь Бог всемерно укрепляет и поддерживает
всякого, кто входит под сень Духа Христова. Утешение наше в том, что мы неразрывно
связаны с Духом, а Дух . с Богом, и, как сказано в первой главе Книги Иисуса Навина: "С
тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь". Куда бы ни вел нас Дух Христов, Бог
направляется туда же. Ничто не сравнится с ощущением близости к Богу, Который укрепляет
нас и придает нам мужество. Если мы идем по жизни, не отступая от намеченного Христом
пути, то на каждом шагу чувствуем поддержку живого Бога и любого врага одолеваем с
легкостью. Ничто не помешает нам вступить в наследство.
Иисуса Навина призывают быть твердым и мужественным дважды. "Будь тверд и
мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую я клялся отцам их дать
им" (ст. 6) И "Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон,
который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы
поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст
твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда
ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно" (ст. 7-8). Это
соответствует двум деяниям Святого Духа в жизни верующего человека. Во-первых, Дух
Христов всегда ведет туда, куда зовет нас любовь Божия; во-вторых, Закон Божий сохраняется
в своем первозданном виде так, что ни одна буква из написанного в священных книгах не
пропадет и не исказится. Закон важен как орудие божественного надзора, и Дух Христов
постоянно будет возбуждать в сердцах наших желание самоконтроля. Наши действия должны
соответствовать Божьим заповедям. Эти заповеди четки и ультимативны, они предназначены
для того, чтобы направлять наши действия в нужное русло, а иначе и земля обетованная будет
нам не в радость. Это своеобразная проверка нашей духовности: принимаем ли мы написанное
в Писании как заповеди Господни (1 Кор 14).
Духовный человек всегда придерживается закона, ибо Дух Христов во святых не может
входить в противоречие с Божьими заповедями. Иисус Навин никогда не противоречил
Моисею, ему и в голову не могло прийти ничего подобного. Закон есть часть того, что Бог
пожелал сделать явным, все Писание богодухновенно. Дух Христов всегда следует тому, что
написано. Если наш брат во Христе заявляет, что ему открылась воля Божия, мы должны
проверить, соответствует ли она Писанию.
В стихе 2 мы читаем: "Встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей". Народ
отождествляется здесь с Иисусом Навиным, а он отождествляется со всем народом. Это
связано с духовным наставничеством, которое всякий верующий должен признавать и уважать.
Каждый из нас обладает дарами Духа, а потому способен заметить их в братьях и сестрах по
вере. Должно быть, в нас есть нечто такое, что входит в гармонию со светом, исходящим от
Бога. Когда Господь посылает людям Свой свет, на его пути встают непонимание и неприятие:
ведь верующих окружает враждебный мир. Всякий раз, когда дело касается духовной иерархии
в общинах, проходит испытание дух, живущий в сердцах. Если при этом мы позволим Духу
Христову занять подобающее Ему место и управлять жизнью общины, то наши души
откликнутся на Его зов и прислушаются к Его советам. Там, где есть хоть какое-нибудь
разделение и споры, обязательно можно отыскать и элементы влияния свыше. Оно
осуществляется через наших братьев и сестер, и нет большего счастья, чем ощущать движение
десницы Божией в словах и делах близких нам людей.
В стихе 4 Книги Иисуса Навина читаем: "От пустыни и Ливана сего до реки великой, реки
Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши".
Воистину необъятны просторы, даруемые Господом иудейскому народу . по обе стороны от
реки Иордан раскинулись будущие владения избранников Божиих! Апостол Павел говорит
христианам, что и они наследуют бесценные сокровища: "В Нем вы обогатились всем" (1 Кор 1,
5), хотя ранее были людьми бездуховными. У христианского наследия нет пределов, и
обладают этим неизмеримым и безграничным богатством все, о ком Дух свидетельствует, что
они чада Божии. Мы наследники Бога и сонаследники Христа, а значит, все эти бескрайние
просторы принадлежат нам. Два берега реки Иордан означают две стороны духовной жизни .
права и обязанности, которые мы получаем с благодатью Христовой. Выше в стихе 3 написано:
"Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам". Речь здесь заходит о личной
ответственности за вступление в наследство. Все . наше, но обладать этим станет возможно
лишь тогда, когда мы шагнем навстречу щедрому дарителю. Нельзя забывать об этом!
Спросите себя: "Куда ступили стопы мои?". Мало кто возьмется оспаривать истину, что
Христос принес людям драгоценные духовные дары. Большинство людей, прочтя слова Павла
о том, что во Христе мы обогатились всем, поверит апостолу и возблагодарит Бога за щедрость.
Тем не менее книга Иисуса Навина учит нас, что этого недостаточно: нужны, чтобы каждый
человек лично принял полагающееся ему наследие. Не только военачальник, но и все его
войско ("ты и весь народ сей" . ст. 2) должно ступить на землю обетованную, и потому
спросите себя: "А далеко ли заступили мои стопы?".
С Иисусом Навиным и иудеями все понятно . они пошли за своим полководцем, одолели
всех врагов, получили во владение землю. Каждый новый клочок заветных просторов
переходил в их руки под пение военных песен и под звон клинков. Для того чтобы подчинить
себе эту огромную территорию, потребовалось время. А мы, далеко ли продвинулись мы на
пути к христианскому наследию, куда влечет нас Святой Дух? Какую часть духовных владений
нам уже удалось обрести? Для иудеев каждая пядь земли обетованной означала новую битву и
новую победу, и что-то было в них, что помогало им вместе с Иисусом Навиным одолеть
любого противника.
Интерес представляет тот факт, что они так и не овладели всей землей, и мы знаем, что
Иисус Навин не привел их в «покой Божий» . об этом мы читаем в Послании к Евреям
Перед нами до сих пор простираются необъятные просторы, которые нам предстоит завоевать.
Нам предоставляется возможность совершить свой поход и поставить стопы свои на
обетованную землю.
Иисус прежде всего велит народу заготовлять себе пищу: с пустым желудком далеко не
продвинуться. Мы видим народ, способный сам заготовить себе пищу. А вот некоторые из нас
еще не достигли подобных высот: нам все еще требуется, чтобы духовную пищу нам перетерли
и положили в рот. Коринфяне, например, тоже не знали, как готовить себе еду, но после
Второго послания апостола Павла они научились это делать. Там, где необходимо произвести
движение, необходима энергия, а энергия невозможна без питания. Господь поставил Своих
верных посланников следить за тем, чтобы каждый получал свой кусок хлеба в должное время,
и апостолы с честью выполнили возложенное на них задание, снабдив нас пищей на любой
случай. Запас пропитания, созданный Господом, весьма приличный, он состоит из плодов
служения апостолов и из духовных даров, которыми наделяются христиане и по сей день.
Служение Христово продолжает жить вот уже две тысячи лет, и люди Божии никогда не
страдали от духовного голода. Даже в самые мрачные времена возлюбленные Господом святые
жили и умирали со словами истинной веры на устах, ибо в них никогда не иссякал источник
сил и энергии. Нет ничего важнее того, что этот бездонный колодезь, наполненный до краев
живительными дарами, существует. Все серьезные трудности и мелкие неприятности в церквах
связаны с тем, что по какой-то причине возникает нехватка духовной пищи, и решить эти
проблемы можно лишь подав людям хлеб, сошедший с небес.
У Иисуса Навина есть еще одна цель. Два с половиной колена Израилевых, оставшиеся на
противоположном берегу Иордана, слышат от него призыв воссоединиться с братьями.
Мудрый полководец напоминает им о необыкновенности войны, в которую вступает народ
иудейский . речь идет о возвращении наследия, попавшего в чужие руки. И здесь есть чему
поучиться нам, христианам: даже если в своем замкнутом мирке мы чувствуем себя в полной
безопасности и покое, боевые действия идут непрерывно. Никто в Израиле не имеет права
расслабиться и перевести дух, поскольку война за землю обетованную еще не кончилась. И
разве не счастье осознавать свою значимость в глазах великого Бога: при всем нашем
несовершенстве и духовной неразвитости Он доверяет нам вести бой за наследие. Думаю,
именно это имеет в виду Павел в Первом Послании Коринфянам 16, 13. Говоря: "Будьте
мужественны, тверды", он призывает христиан в войско Господне. А обращаясь к
филиппийским верующим, которые, между прочим, были значительно духовнее коринфян, он
говорит об этом прямо: "Вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру
Евангельскую" (Фил 1, 27). Все обязаны принять участие в боевых действиях, и никому из
христиан не положен "белый билет".