Главы:
1 ...
2 ...
3 ...
4 ...
5 ...
6 ...
7 ...
8 ...
9 ...
10 ...
11-12 ...
13-14 ...
15 ...
16-19 ...
20 ...
21 ...
22 ...
23 ...
24
ГЛАВА 4
Смерть Христова есть основание для отделения от мира, основание для оправдания,
чтобы, выйдя из Египта, мы смогли узнать, что значит быть оправданными и стоять рядом с
Господом. Это возможно только благодаря смерти и воскресению Христа. Иордан, согласно
замыслу Божьему, выводит нас к новому месту обитания. Ковчег появился только у Иордана, у
Чермного моря его не было. Сила смерти натолкнулась на ковчег завета.
Интересно отметить, что ни в одном из Евангелий в конце не говорится о том, что Бог
воскресил Христа. Там не сказано: Он был воскрешен, там сказано, что Он умер и воскрес. Это
означает только одно, что сила Воскресения была присуща Ему изначально. Подобная же
мысль выражена в Послании к Евреям (ст.1): Он "воссел одесную престола величия на высоте".
Ему внутренне присуща такая сила. Он Сам смог очистить человечество от греха, а потом
"воссесть одесную престола величия на высоте". Это не Бог посадил Его рядом с Собой (хотя
позже в этой же главе мы читаем, что Господь сказал Иисусу: "Сиди одесную Меня"). Поэтому
и Евангелия заканчиваются словами "Он воскрес". Вспомните, как в Евангелии от Иоанна
Иисус сказал: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его"(ст.2), или: "Имею власть
отдать ее [жизнь] и власть имею опять принять ее"(ст10). В этом проявляется Его торжество
над смертью: мы видим смерть во всей ее мощи, выходящей из берегов, но у Него хватает сил
остановить эти бурные воды. Когда Бог возвеличивает Христа в наших сердцах, в нас
зарождается стремление следовать за Ним, ибо Иисус проложил для нас путь духовности. Он
не просто принял на Себя все наши заботы, Он принес нам любовь Божию и пошел на смерть
ради того, чтобы все, на кого изливается эта любовь, могли иметь ее плоды.
В главе 4 Книге Иисуса Навина говорится о том, что из середины Иордана было взято
двенадцать камней. Эти камни символизировали весь Израиль: двенадцать камней, взятые
двенадцатью людьми, по человеку от каждого колена. И сказано в стихе 8: "И сделали сыны
Израилевы так, как приказал Иисус: взяли двенадцать камней... и перенесли их с собою на
ночлег и положили их там (ст8). Первое же упоминание об этих камнях имеет прямое
отношение ко Христу. "Когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: "к чему у
вас эти камни?", вы скажете им: "в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом
завета Господа; когда Он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась". Таким
образом камни сии будут для сынов Израилевых памятником навек" (ст. 6-7). Здесь говорится о
том, какое воздействие произвел на окружающий мир ковчег завета.
«И другие двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги
священников, несших ковчег завета. Они там и до сего дня» (ст9). Это чрезвычайно важный
момент. Богу было угодно, чтобы в том самом месте был возведен памятник во знамение в
смерти и воскресения Христовых. И это свидетельство двенадцати о смерти и воскресении
Того, Кого они так близко знали, должно было пребывать вовек. Они следовали за ковчегом
повсюду и смогли уже по достоинству оценить его непреходящую ценность. Они видели, как
Он действует в ответ на человеческую слабость или нужду. Они пребывали с Ним не только
тогда, когда Он находился с ними во плоти, но и во времена Его воскресения и вознесения.
Они трапезничали с Ним после Его воскресения и могли свидетельствовать о том, что видели.
Ему удалось победить смерть.
Он встретился с ней лицом к лицу и не дал ей действовать, как Господь Бог сумел остановить
воды Иордана, . в этом суть христианства.
В главе 4 основная мысль заключается в том, что Господь дал Свои указания Израилю в
вечной, непреходящей форме . в камнях. Теперь мы . чада Божии и должны задавать свои
вопросы и постигать уроки, таящиеся в этих камнях. Только первое поколение израильтян
знало, что означают сии камни, знали это и апостолы, . они подобны отцам; мы же, как
прилежные дети, должны у них учиться. Камни были установлены апостолами на века в
память об Иисусе Христе. Этот факт призван полностью поменять наше мировосприятие. Я
чувствую, как мало мы понимаем, насколько удивительна перемена, произведенная смертью и
воскресением Христовым! Как переменились философия и взгляды учеников! Они следовали
за Ним во дни, когда Он находился в мире во плоти, они слышали Его слова и видели Его дела,
и у них появилось некое представление о божественной благодати. Затем они видели, как Он
вошел в смерть и как воскрес, явившись им в новом, преображенном виде и в совершенно ином
месте. Вот это свидетельство! Люди стали свидетелями ковчега Господн в его сокрушительной
победе над смертью на берегу Иордана. Слова этого свидетельства обращены ко всему народу
Израилеву, ко всему народу Божию и должны оказать на них неизгладимое впечатление. Он
произнес их и для нас, чтобы мы могли изучить и понять их.
В Галгале был поставлен стан. Если вы собираетесь провести какую-либо военную
кампанию, первое, что следует сделать, это разбить лагерь, где можно отдохнуть, откуда можно
выступить в поход и куда можно вернуться по окончании операции. Книга Иисуса Навина .
книга военная, речь в ней идет о военных действиях, и Галгал есть отправная точка этих
действий. Главная особенность Галгала . в тех двенадцати камнях, что были установлены там
как символ победы Христа над властью смерти.
Это место было дано Господом апостолам во свидетельство, ибо Бог сказал, что
Утешитель послужит свидетелем. Но не только Он один, ибо сказано: "А также и вы будете
свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Ин 15, 27). Господь поставил этих людей
во свидетели наравне с Духом Святым. Таков плод призыва Божьего. Так, Петр говорит в
Деяниях (ст.10): "Бог. . . дал Ему являться. . . свидетелям, предызбранным от Бога, которые с
Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых". Какое замечательное место было уготовано
апостолам во свидетельство; они могли сказать: "Угодно Святому Духу и нам" (Деян 15, 28).
То были люди, которые могли поставить себя на одну доску с Духом Божиим. Таким образом,
свидетельства сие состоит из двух частей: свидетельства Святого Духа и свидетельство
человека.
Если нас тронут слова апостолов, наша любовь обратится на Иисуса; тогда мы будем
готовы следовать за Ним через смерть к воскресению. Если мы пройдем этот путь вместе с
двенадцатью, мы будем готовы воспринять наставления апостола Павла. Между наставлениями
двенадцати и словами Павла нет противоречия, Павел лишь дополняет все сказанное ранее.
Когда Иисус Навин устанавливает памятные камни, он ничего не говорит о ковчеге завета:
"Израиль перешел Иордан сей по суше" (ст. 22). И все потому, что "Господь, Бог ваш, иссушил
воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его" (ст. 23). Это не тот момент, когда ковчег
побеждает смерть, ибо эта метафора относится ко Христу лично, . здесь акцент ставится на
тот факт, что всем людям удалось одолеть переправу. Мне кажется, это, скорее, говорит о
присутствии Духа Святого в Павле.
Павел очень много трудился. В Послании Колоссянам он воздвигал камни галгалские.
Это свидетельство того, что народ Божий совершил переправу. Павел говорит об
интенсивности своих трудов: "Тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне
могущественно" (Кол 1, 29). В Павле действовала сила Господня. "Желаю, чтобы вы знали,
какой подвиг имею я ради вас", . делился апостол своими переживаниями и опасениями.
Далее он пишет о том, что они были погребены со Христом в крещении, а потом совоскресли с
Ним из мертвых "верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол 2, 12). Павел
пытался показать, что всем людям предстоит перейти свой Иордан, подобно Христу. Если мы
принимаем свидетельство апостолов о воскресении Христовом, это должно помочь нам в
понимании того, что всем нам предстоит проделать такой путь. Весь народ Израиля должен
пройти его, никто не должен оставаться позади. Интересно, что подумали те два с половиной
колена Израилева, которые шли отдельно, когда увидели все двенадцать камней в Галгале, .
не девять с половиной, а двенадцать. По замыслу Божию каждый человек из народа Его
должен воскреснуть со Христом, и от веры ничего другого не ожидается.
Поступок сих двенадцати призван послужить свидетельством смерти и воскресения
Христовых. Поступок Иисуса Навина в установке двенадцати камней перекликается со
служением Павла, который наставлял святых в том, что им надлежит быть погребенными со
Христом и в Нем воскреснуть. Но момент, когда Иисус Навин устанавливает другие двенадцать
камней среди Иордана (на что ему не было указаний), символизирует событие, которое должно
произойти в душах народа Божия, ведомого Духом Христовым, чтобы быть погребенными с
Ним. Нигде в Библии не сказано, что мы должны быть мертвыми во Христе. Мы читаем: "Если
вы умерли со Христом", и за этим должны последовать определенные вещи, но в Библии нигде
не сказано, что мы должна быть мертвыми во Христе, хотя мы и должны быть духовно готовы
к этому. А готовы ли мы последовать за Духом Божиим и положить камни на дно Иордана? Те
камни должны быть там по сей день. Это знак духовной привязанности: ведомые Духом
Божиим верующие должны быть готовы умереть со Христом. Нас никто не заставляет идти на
этот шаг, но мы сами поступаем так чисто интуитивно. Если бы все святые вели себя так, как
подобает воскресшим со Христом, то весь мир был бы совсем иным. Дело в том, что дьявол
удалил те камни от нас так, что сей монумент уже не оказывает на народ Божий сколько-нибудь
ощутимое влияние. Мы сами должны позаботиться о том, чтобы он отделил нас от этого
мира; ведь именно этого мы так страстно желаем.