Главы:
1 ...
2 ...
3 ...
4 ...
5 ...
6 ...
7 ...
8 ...
9 ...
10 ...
11-12 ...
13-14 ...
15 ...
16-19 ...
20 ...
21 ...
22 ...
23 ...
24
ГЛАВА 7
Итак, мы остановились на непреодолимой силе ковчега завета. Перед ним не могли
устоять ни Иордан, ни стены Иерихона. Вскоре противник догадался, что единственным путем
к спасению является хитрость: надо внедриться в ряды иудеев, внести смуту, отлучить их от
ковчега и так лишить народ Божий небесной поддержки. Подобные действия лукавого врага
мы наблюдаем в Ефесе, где постепенно взоры верующих отвратились от Господа настолько,
что Он горько заметил ангелу Ефесской церкви: "Ты оставил первую любовь свою" (Откр 2, 4).
А там, где нет любви, гаснет свет Божий, и потому Господь убирает потухший светильник. Так
же Ахан забыл о ковчеге завета и преступил закон, взяв из принадлежавшего Господу.
Мы уже говорили о семи днях, в течение которых иудеи обходили Иерихон под звуки
труб и носили впереди себя ковчег. Это время стало особенным для народа Божия . люди
должны были многому научиться, и в первую очередь тому, что сильные мира сего сильны
лишь до тех пор, пока их не сравнили с могуществом ковчега-Христа. К концу недели сыны
Израилевы настолько прониклись этой идеей, что начали "громко восклицать". Это можно
сравнить с сессией в конце семестра: надо помнить, что когда мы учимся духовному, Бог всегда
устраивает нам экзамен. В данном случае студенты занимались семь дней и чему-то научились,
но ведь нередко бывает: кто-то относится к учебе спустя рукава, потом подучит немного .
лишь бы сдать, и вскоре все успешно забывает, потому что знания не осели у него в голове и
сердце. Ахан наверняка восклицал вместе со всеми, но при этом не понимал, к чему весь этот
крик. В лучшем случае он вторил звуку труб, в которые прилежно дули священники. Те
славили ковчег и его силу, и Ахан вторил им, но восхвалять военную мощь и радоваться
предстоящей победе . одно, а нести эту мощь и победу в своем собственном сердце . совсем
другое. Наступает день, когда надо показать, что же осталось в самой глубине человеческой
души. Силой Своей святости Христос-Первосвященник поверг богомерзкий Иерихон к ногам
народа Божия, и воины встретили падение врага восторженными криками, но это были лишь
внешние действия. Тогда противник изменил тактику и проник в скрытые от людских глаз
уголки сердец, где хранились любовь и преданность. Грех Ахана открыл всем глаза:
оказывается, можно идти за ковчегом, но не принадлежать ковчегу духом и чувствами.
Анания и Сапфира (Деян 5) . новозаветные аханы. Как нерадивые студенты заваливают
экзамен, так и они не выдержали первого же испытания и попали в сеть, расставленную хитрым
врагом. Им хотелось обрядиться в платье "самых верных учеников Христа" и снискать особое
уважение в народе Божием, однако на самом деле в сердцах их не было и малой толики
верности, а потому этот наряд оказался "вавилонскими одеждами". Человек, ведомый ковчегом
в мыслях и чувствах, ставит Христа (ковчег) на высшую ступень пьедестала, а потому
находится в гармонии с Духом Христовым. Иисус Навин сказал, что все серебро и золото будут
святынею Господу и войдут в сокровищницу при храме. Всякий, чей разум повинуется Духу
Христову, принял это распоряжение как само собой разумеющееся; Ахан же взял часть
драгоценной добычи себе . украл у Господа Бога, тем предав Его.
Ахан не понял смысл двенадцати камней со дна Иордана, иначе никогда не позарился бы
на привлекательные вавилонские одежды, не помыслил бы себя достойным божественного.
Серебро и золото суть символы величайшей ценности Господа Бога, хотя богатый Иерихон
накопил немало предметов роскоши. И по сей день Иерихон царит над умами многих людей,
побуждая их тащить в свои углы все, что на деле принадлежит Богу. Они даже христианство
умудрились поставить на службу низменным целям, заставляя его освещать гнусный град. Нет
большего преступления, чем поставить Божие на службу Иерихону. На высшую ступень
пьедестала взошел плотский человек с сердцем Ахана. Новые крепостные стены Иерихона
высятся в сердцах израильтян, и разрушить их труднее, чем те, каменные. Истина Божия
извращается настолько, что мы начинаем славить самих себя и перестаем следить за
неприкосновенностью сокровищницы храма Господня. Все богатство принадлежит Христу и
только Ему, а верующие обладают им лишь постольку, поскольку они . тело Христово.
Богатство, о котором идет речь, есть тайна Бога, ибо в Нем "сокрыты все сокровища
премудрости и ведения" (Кол 2, 3). Серебро, и золото, и любой другой предмет, наделенный
ценностью и достоинством, принадлежат Богу и должны быть в Его сокровищнице, а люди
крадут их и надеются так прославить самих себя. У христиан такое поведение проявляется в
приписывании простому человеку божественных качеств и права на истину, а проклятие,
лежащее на каждом из детей Адама, как бы не замечается. Нам следует быть очень
осторожными и не отождествлять человека, пусть даже одного из важных членов церкви, с
самим Христом. Именно на этой почве возникает сектантство.
Здесь главное . понять, что мы все связаны друг с другом, а потому все мы причастны ко
греху, совершаемому кем-то одним из нас. Сказано: "Но сыны Израилевы сделали
преступление и взяли из заклятого. . . и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля" (ст. 7,1).
Далее в книге Иисус Навин говорит: "Не один ли Ахан, сын Зары, сделал преступление, взяв из
заклятого, а гнев был на все общество Израилево? Не один он умер за свое беззаконие" (Нав.
22, 20). Отсюда ясно видны особые узы, соединяющие израильтян, так что за проступок одного
отвечают все. Никто из нас не может похвалиться независимостью. Если даже кто-то один
предает Господа, весь народ виновен в глазах Божиих, пока он (народ) не осудит и не покарает
отступника.
Важно помнить, насколько тесно связаны частные поступки одного человека с
положением дел в коллективе (например, в приходе). Нам не удастся отсидеться в своем углу,
не получится скрыть свои грехи. Будь то тайная мысль, греховное желание, стремление к
мирским ценностям . в глазах Божиих тень падает на все собрание верующих. И рано или
поздно собрание об этом узнает, ибо Бог постановил судить неверных сынов Израилевых до тех
пор, пока Израиль остается народом Божиим.
В стихе 11 главы 7 вина возлагается на весь народ: "Израиль согрешил, и преступили они
завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между
своими вещами". Так Бог смотрит на происходящее. Мы обычно думаем по-другому: "Один
человек согрешил, и это его личное дело". Во время Тайной вечери Господь сказал: "Один из
вас", и каждый из апостолов воспринял эти слова как относящиеся к себе: "Уж не я ли?". Они
хотели знать, на ком же будет лежать ответственность за предательство. Однако нам
необходимо более глубокое ощущение сопричастности, ибо гнев Божий падает на все собрание,
как это произошло в Коринфе. Там случились некоторые беспорядки во время
хлебопреломления, и, хотя участвовали в них, видимо, единицы, покарана оказалась вся
община: "Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает" (1 Кор 11, 30). Потому
всякий истинный израильтянин должен быть нетерпим к неверности и должен лично судить
происходящее беззаконие. Неподсудных нет.
Даже сам Иисус Навин не знал о происшедшем, пока Господь не открыл ему. Чтобы
понимать суть вещей правильно (то есть так, как понимает ее Бог), нам необходима помощь
свыше. Порой эта помощь приходит в виде сурового испытания или неудачи. Так было и
здесь: в Израиле никто не подозревал о состоявшемся предательстве до тех пор, пока военная
удача не оставила их. Иудеи обнаружили, что Господь более не поддерживает их, враги
наступают, народ Божий терпит одно поражение за другим. А ведь они находились в земле
Ханаанской . земле, обетованной им Богом. Сколько душевных терзаний пережили они,
сколько сомнений! А урок из этого таков: когда среди нас появляется грех, у врагов
прибавляется сил.
Народу необходимо было освятиться (ст. 13). Господь собирался испытать иудеев и найти
неверного, а это дело не простое. Всякий раз, когда Господь собирает народ вместе, Он
призывает их освятиться . люди должны проверить, чему они подчиняют свой дух и образ
мысли, что прячут в углах своих шатров. Если бы Ахан всем сердцем славил ковчег завета, то с
радостью отнес бы серебро и золото в сокровищницу.
После победы над Иерихоном иудеи не вернулись в Галгал, и этот факт имеет большое
значение. Нам еще предстоит прочитать потрясающие вещи в этой книге, данная же глава
подводит нас к месту, где нужно остановиться и всем сердцем обдумать пережитое. Мы
погружаемся в размышления и стараемся понять значение всего, о чем прочитали: перехода
через Иордан, обрезания, празднования Пасхи, приготовления еды «из произведений земли
Ханаанской», обхода вокруг Иерихона под громкие звуки труб. Войдут ли эти великие события
в нашу кровь, чтобы отныне все наши мысли и чувства подчинялись только Христу?
В жизни верующих нередко бывают дни, когда их отчаяние и разочарование подобны
чувствам Иисуса Навина в стихах 7-9. Может быть, зря мы стремились к новым высотам?
Оставались бы на месте . и жили бы спокойнее. Думаю, каждому из нас знакомы эти
сомнения. Но Иисус Навин не останавливается на простом изложении своих жалоб. Его слова
завершаются мыслью о великом имени Господнем: "Что сделаешь тогда имени Твоему
великому?". Действительно, захват земли и победы над врагами вершились именем Господа, а
потому и поражения должны будут затронуть его. Неудачи на поле боя осквернят честь и славу
великого Бога. Если мы знаем, что полнота духовного счастья связана с тем, насколько полно
осуществляется в нашей жизни замысел Божий, то неужели мы согласимся ограничить
проявление Его славы? Возможно, легче и спокойнее довольствоваться малым, но вера никогда
не допускает подобного малодушия.
Долина Ахор будет "преддверием надежды" (Ос 2, 15), и это значит, что остаток народа
Израилева вернется через ту "дверь", покаявшись в грехах. В (Ис. 65, 10). говорится, что это
место станет пастбищем для волов народа Божия. Господь использует во благо даже
неверность, заставляя каждое событие из жизни израильтян служить как средство выражения
Его мыслей.
Израиль осудил грех, Ахана забросали камнями. По такому принципу должны
действовать и мы . любое проявление отступничества среди верующих должно быть судимо
всем народом Божиим. Если с грешником разбирается маленькая община, окончательное
решение все равно принимается от имени всей Церкви (всего Израиля), то есть весь Израиль
причастен к происходящему, каждый брат, каждый святой духовно представлен в каждом
собрании.