Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
С.А.Коутс
Комментарии к Книге Иисуса Навина


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главы: 1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11-12 ... 13-14 ... 15 ... 16-19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24


ГЛАВА 24

Господь совершает потрясающую и трогательную вещь: устами Иисуса Навина, его последним обращением к народу, призывом к верности и преданности в служении Господу Он напоминает сынам Израилевым о том, что Он сделал для них за все прошедшее время. Осмелюсь заявить, что это описание в точности совпадает с тем, как подводил итог своему служению апостол Павел. Господь начинает этот исторический обзор с самых первых дней (Нав 24,2-3): "За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки, и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его, и дал ему Исаака". Бог напоминает людям, что были времена в их истории весьма бесславные. Евфрат был границей их земель, пересечь которую они и не помышляли. "За рекою жили отцы ваши издревле. . . и служили иным богам". Перейти через реку . значит покаяться перед Богом, а за покаянием приходит вера в Господа нашего Иисуса Христа. Итак, когда Бог перевел Авраама на другой берег от иных богов, Он дал ему Исаака. Он дал Аврааму того, в ком заключен был завет между Богом и народом и через которого пришло благословение. То есть Господь даровал людям Иисуса Христа. Как прекрасно иметь величайшее из благословений, о котором свидетельствует Павел: покаяние перед Господом. Суть покаяния в том, что человек не просто чувствует себя виноватым перед Богом за совершенные прегрешения, он чувствует, что потерял связь с Богом. Трудно судить о глубине и искренности покаяния, пока человек не испытает жажду познания живого Бога. Обращаясь к народу Листры, Павел говорил: "Мы хотим, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому". Обращаясь к фессалоникийцам, он нес им слово свидетельства о Боге. Свидетельствами о том, Кто есть Бог для человека, полны Евангелия. Именно там первым шагом ко спасению названо покаяние. Таково условие для того, чтобы попасть на другой берег. Все остальные боги предаются суду, ибо, если человек не знает истинного Бога, значит, он поклоняется идолам. Поклонение иным богам не было естественным состоянием людей, если вспомнить семейство Ноя. А ведь все мы ведем свое происхождение от этого человека. Иногда мы забываем о нем и обращаем свой взгляд на Адама, но именно о Ное нам не следует забывать. Мы все принадлежим к его роду и находились с ним в ковчеге, а там-то мы знали истинного Бога. Все живущие на земле люди являются потомками этого праведника, что делает их служение иным богам особенно ужасным. Они отвергли благословенного Бога, чью милость они испытали в ковчеге и из чьих рук получили спасение. Мы все стояли рядом с Ноем у жертвенника всесожжения и поклонялись истинному Богу. Поэтому не стоит теперь ссылаться на Адамов грех, ибо его грех не обращал нас в идолопоклонников: до потопа не было иных богов. Когда семейство Ноя покинуло ковчег, люди вступили на землю, прекрасно сознавая, что это Господь даровал им спасение. То было новое начало для рода человеческого, начало нового мира. И вот в этот новый мир, которому Господь явил Себя во всем величии и благости, вошло идолопоклонство. То был отказ от Бога, Которого они знали близко. Отныне, если Господь пожелает получить положенное Ему по праву, Ему нужно прежде низвергнуть всех других богов, показать свое превосходство над ними, доказать Свою любовь к собственному творению, чтобы мы наконец покаялись перед Ним и осудили все иное. Суть покаяния . обращение к Богу. После того как Бог явил Себя людям как их Спаситель, в противоборство вступил дьявол. За достаточно короткое после потопа время человечество позволило сатане завладеть своим сердцем и заполнить его иными богами. Тогда Господь проявил необыкновенную милость и обратил взор Свой на Авраама. Призвание Авраама имело целью пробудить нас к покаянию, к которому призывает Господь, то есть к осуждению всего того, что занимает Божье место в наших душах. Мы приходим в тот же мир, куда Бог явился как Спаситель и куда послал Иисуса Христа. Мы всегда можем прийти обратно к Богу, Которого отринули. Отринул Его не только Адам, мы все отвернулись от Него, так что первым и важнейшим шагом назад к истине является покаяние. Покаявшись, мы обретаем духовное зрение, мы видим, что совершил для нас Господь. Он переправил Авраама на другой берег реки, освободил его от иных богов и даровал ему Исаака, так что все народы могли получить в нем благословение от Бога, ибо Бог даровал нам Христа. Далее мы читаем, что народ Божий был отправлен в Египет, чтобы познать, как благ Господь. В Египте они познали Господа, но при этом, как сказано в книге пророка Иезекииля (гл. 20), они оказались неиспавимы и осквернили себя идолами египетскими. Бог снова смилостивился над ними и избавил их от руки фараона у Чермного моря. Все то время, пока они блуждали по пустыне, они узнавали все больше и больше о благости Божьей. Каждое утро они собирали манну . свидетельство благоволения к ним Господа. Все это послужило им прекрасным уроком, так что они распевали: "Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением". В своей торжественной песни (см. Исход гл. 15) они провозглашали себя Его народом, "который Ты избавил". Мы должны познавать природу Божью и Его милость к нам на собственном опыте; мы все должны пройти через свой Египет и свою пустыню. Познание Бога происходит постепенно. Сначала мы должны покаяться перед Ним и уверовать в Господа Иисуса Христа, . это отделит нас от безбожного мира, перенесет на другой берег реки и отвратит от иных богов. Затем мы должны испытать нечто подобное плену египетскому, чтобы осознать, как благ Господь. Я лично не сразу ощутил на себе благодать Божию, но когда это пришло, это было незабываемое ощущение, за что я бесконечно благодарен Богу. Однако есть еще более важный момент: то, что Господь пребывает рядом с нами в Иисусе Христе. Ослепительное сияние благости Божьей, отражающееся в лице прославленного Человека, пронизывает все наши мысли, все наши чувства. Бог заклал Агнца непорочного, чтобы кровью Его покрыть народ Свой и взять Себе в удел. Господь накрывает, как птица птенцов своих, народ Божий, чтобы защитить от неминуемой гибели, когда пройдет по домам ангел, несущий смерть. Единственное место в Писании, которое ссылается на события той пасхальной ночи, это Исаия 31, 5. Господь проходит мимо чад Своих, покрывает их, избавляя от смерти смертью Христа, и говорит, что в них Его благоволение. А далее Он ведет их через Чермное море, полагает тьму между ними и их преследователями и благополучно доставляет их на другой берег с песней на устах. Затем начинается их странствие по пустыне, и Господь дает им ночью столп огненный, а днем . столп облачный. Каждый израильтянин в любой момент мог увидеть столп сей и убедиться, что любовь Божия оберегает их в пути. Это был бедный, несчастный, грешный люд, но все это время Бог доказывал им Свою любовь, давая им воду из скалы, манну с небес; и одежда их не ветшала, и ноги не пухли сорок долгих лет. Как прекрасно осознавать любовь и благоволение Божие к нам! Невзирая на то, что мы собой представляем, Господь милостив к нам во Христе Иисусе. И в этом . благая весть. Как возрадоваться в Господе, не познав Его? Многие радуются прощению грехов, принятию их в семью Божью. Они оправданы, и это великое благословение. Нает его Господь, Который благоволит нам. Далее в стихе 8 речь заходит о походе в землю аморреев, и Бог напоминает сынам Израилевым, как Он предал врагов в руки их и истребил их в землях к востоку от Иордана; и как пришел Валаам, чтобы проклясть их, но благословил их, ибо так повелел Господь. Так проповедано было Царствие Божие. Валаам сказал: "Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него". Павел же проповедовал Царствие Божие не только с благодатью, но и с силою: "Царство Божие не в слове, но в силе" (1 Кор 4, 20). И Господь напоминает народу Своему о том, что Он пребывал с ними в силе: "И перед вами никто не устоял до сего дня". Итак, познали ли мы Царство Божие? Осознали ли, что нет такого желания плоти, которое бы мы не превозмогли божественной силою? Каждый христианин обретает силу следовать путям Господа и поступать угодно воле Его, в этом . Царство Божие. Далее Господь упоминает семь народов, с которыми встретились израильтяне, перейдя Иордан. "Но Я предал их в руки ваши, . говорит Господь. . Я послал перед вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим сделано это. И дал Я вам землю, над которою ты не трудился, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды" (ст. 12-13). Это подобно тому, как Павел (Еф 2) провозгласил для верующих волю Божию. Все, о чем говорил Господь, сбылось; в этом . наследие небесное. Бог перечисляет все, что Он совершил среди народа Своего и ему во благо. Ни слова не сказано о том, как при этом вели себя люди, только о том, какой плод в их душе взрастили сила и благодать Божии. Здесь говорится о том, как Господь послужил Своему народу. Павел же говорит о своем служении Господу, в котором он не терпел неудач. Когда Господь благословляет нас на служение, все проходит гладко. Господь дал нам свидетельство покаяния, свидетельство веры в Господа Иисуса Христа, Он говорил о Своем благоволении к нам, проповедовал о Царствии Божием, о божественной силе на нас и, наконец, о Своей воле и Своих замыслах. Он поделился с нами всем, что было у Него на сердце, и что же? Он как бы говорит нам: Я открыл Себя вам, теперь решайте, будете ли служить Мне? Это весьма трогательный призыв. "Итак бойтесь Господа, и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу" (24,14). Это лестное предложение, Это . благая миссия: иметь честь служить Богу. Люди так любят себя жалеть, но жалобы на судьбу не прибавляют нам духовности. Только исходящее от Бога поможет нам духовно вырасти. Покаяние, например, вознесет нас до невиданных высот; оно вознесет нас к Богу. Вера во Христа Иисуса дарует нам необъятное . Христа Иисуса. А сколь обильна благодать Господня! . . Царствие Божие даст нам силу Духа Святого и откроет замыслы Божии. Все это вкупе укрепит нас в Господе неимоверно. А для сатаны нет ничего более радостного, чем подливать масло в огонь нашей неуверенности в себе, наших слабостей и страхов, . что, конечно же, ни на шаг не продвигает нас по пути духовного роста. Этой мыслью . "Служите Господу" . пропитана вся глава. Бог сошел к нам по великой милости Своей, чтобы сыны Его послужили Отцу своему. Это соотносится с Евангелии от Иоанна (гл.4), где Господь открывает нам тайну служения: если познаете благого Бога, то возжаждете и будете просить у Него воды живой. Если вы познали Бога, то можете просить у Него всего, что пожелаете. Это идолы только требуют от нас жертв и подношений, ничего не давая взамен. Ни боги, ни кумиры никогда ничего не дают своим почитателям. На это способен только Бог живой. Если мы люди мудрые, мы последуем за Богом живым и не свернем с этой дороги. Господь говорит: "Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе". Суть же поклонения есть служение; именно к этому призывает Иисус Навин: "Служите Господу". Служение же Господу . это не только благотворительность и помощь людям. Проповедь слова Божия .важная его часть, но не высшее проявление. Высшее проявление . это поклонение Богу. Иисус Навин говорит людям: "Сердце мое обращено к Господу". Те же слова в речи Павла к пресвитерам ефесским. Апостол напоминает им, что он пребывал среди них все эти годы, служил у них и результат его стараний и вся жизнь его . у них перед глазами. Он как бы говорит им: "Вот таков я; а каковы вы?". Задумайтесь над этими словами. Это к нам взывает наш Иисус Навин, апостол Павел. Он ввел нас в наследие Божие, одарил богатствами Господними, а теперь он задает нам вопрос: "Так какие же вы?". Мы должны четко понимать, что все, кто получил Святого Духа, познали Бога в милости Его. И Он обращается к нам, опираясь на эти знания. Павел вопрошает у коринфян: "Разве не знаете, что Дух Божий живет в вас?"; у галатов: "Как вы получили Духа?". Они сбились с пути, запутались в делах закона, поэтому он напоминает им о Духе. Разве они не знали, что получили Духа от Бога? Он обращается и к ефесянам, которые по великой милости и любви Господней познали, что есть обновленный человек, что есть единое Тело Христово; узнали, как прийти к Отцу небесному единой общиной, в которой пребывает Дух Божий. Павел говорит: "Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны". Таким образом, Павел обращается к нам на основании того, что мы знаем о Боге, и Бог обращается к нам на основании того, что мы о Нем знаем, ибо если мы призваны, значит нам известна благодать Божия. И мы не можем отмахнуться от этого призыва, мы должны откликнуться на обращение Бога к нам, если мы хоть немного любим Господа. Сихем . это место, где народ принял твердое и бесповоротное решение послужить Господу; он символизирует дом Божий. Здесь мы читаем о том, что, несмотря на все великие дела, которые совершил для нас Господь, несмотря на всю Его любовь к нам, идолопоклонство так и остается бичом народа Божия, от которого необходимо отречься. Сихем . это то место, где Иаков закопал всех идолов (см. Исх 35, 4). Иоанн в своем Первом послании дарит нам наследие Божие, но, рассказав нам об истине и вечной жизни, он предупреждает нас: "Храните себя от идолов!". В человеческом сердце всегда таится нечто такое, что мешает ему в полной мере наслаждаться общением с Богом. Мы не можем ни как следует любить Бога, ни служить Ему. Какая неблагодарность с нашей стороны . отвергнуть Того, Кто столько сделал для нас, Кто явил нам Свою высшую любовь; как ужасно променять истинного Бога на иного! Господь говорит в Псалме 15: "Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому". Чужие боги могут лишь умножить наши скорби, поскольку они только требуют, требуют, требуют. Истинный Бог ничего не требует, но, напротив, дает и приумножает. Конечно, в христианском мире все это не столь явно: вокруг не высятся истуканы из камня и дерева. В Послании к Галатам Павел пишет об идолопоклонниках, но он говорит, что теперь люди приспособились к иным способам закабалять себя. Мы должны тщательно следить, чтобы в нашей жизни не возникали элементы, быть мешающие нам наслаждаться общением с Богом. В этом суть идолопоклонничества, в существовании "иного", "чужого". Мне нравится первый вопрос катехизиса Шотландской национальной церкви и ответ на него: "Каков смысл существования человека? . Прославлять Бога и наслаждаться общением с Ним на веки и веки". В этом есть нечто величественное: прославлять Бога и, как следствие, наслаждаться Им вечно. Если я не славлю Бога, я не могу служить Ему, и, если я не наслаждаюсь общением с Ним, я не могу славить Его. Дьявол вносит в нашу жизнь идолопоклонство самого различного толка, например эволюцию вместо творения. Это иной бог, и что он принесет человечеству? Ничего. Или многочисленные религиозные обряды и пышные церемонии, не дающие человеку ощущения единения с Богом, вместо одного скромного приношения, стоящего их всех. Сатана делает все, чтобы человеческих рук или человеческого отвлечь наши мысли от Бога, помешать общению с ним. По этому признаку можно проверять все: приводит ли это нас ближе к Богу или нет? Нужна ли нам помощь Божия в наших делах, или нам некогда об этом думать? Если не нужна . значит, это идолопоклонство. Всякое дело требует Его благословения, тогда оно будет праведным. В стихе 14 содержится дивный призыв: "Итак, бойтесь Господа, и служите Ему в чистоте и искренности". Когда нас призывает Господь, противостоять Ему невозможно. Иесли мы откликаемся, нам следует забыть о тех формальностях, с которым и наше сознание связывает служение Богу. Служить Богу . не значит совершать обряды. Апостол Павел говорил: "Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его". Несомненно, Павел служил Богу активно и энергично, но главное, он служил Ему в духе . именно такое служение угодно Богу. К человеку, который служит в духе священства, благоволит Господь. Тысячи людей посвящают себя служению Богу, считая, что Господь их призывает, но так и не могут испытать чувства удовлетворенности. Они не уверены, что выполняют свою миссию так, как того желает Бог. Удовлетворенность не возникнет ни у Бога, ни у вас, если в сердце вашего служения кроется шип идолопоклонства. Подобную картину мы видим в конце Евангелия от Луки. Так было начато служение апостолов: сначала мы видим группу не слишком разумных людей, но в конце перед нами . сообщество прославляющих и благославляющих Бога священников. Иисус Навин говорит: "Я и дом мой будем служить Господу", и народ отвечал ему: "Мы Господу будем служить". Люди перечисляют все то, что совершил для них Господь, и говорят: "Он Бог наш". И тогда Иисус предупреждает их: "Помните только о Его владычестве над вами; Он покарает вас, если оставите Его и будете служить чужим богам". Нам тоже не следует об этом забывать. Мы все под Богом ходим. Божья благодать не отменяет Его требовательности и строгости. Если мы прогневаем Бога, мы понесем наказание. Слово "страх" не часто используется в наши дни, но все же мы должны иметь страх Божий, который бы управлял нашим сознанием, а любовь Божия будет управлять нашими чувствами. Интересно, что Господь напомнил сынам Израилевым о том, Кто Он и что для них сделал, и это слышал камень. Иисус Навин, собрав все колена Израилевы в Сихем, заключил с ними завет, подтверждающий их полное владение наследием, в этом . кульминация всего повествования. Завет отражает замысел Бога, и он постоянно пополняется. Каждый раз, когда о нем заходит речь, мы видим, как туда вписываются новые страницы. Камень же устанавливается во свидетельство этого события. Иисус сказал: "Камень сей будет им свидетелем, ибо он слышал все слова Господа". То есть это свидетель со стороны Бога. Богу нравится заключать заветы. Многие представляют себе завет как взятие на себя неких обязательств, которые нам не под силу выполнить. Но все зависит от того, какие это обязательства. Если мы связываем свою судьбу с Богом, то это свобода. Всего было заключено семь заветов, и все они исходили от Господа. Естественная связь между Богом и Его творением была разрушена грехом, поэтому взамен нее потребовалось установить нравственную связь. Это напоминает нам о том, что Господь благословен и полон любви. Заключение завета . прекрасное событие; Господь как бы говорит нам: "Придите ко Мне! А сила и добродетельность нашего союза будет лежать в вашем знании о Моей великой и всепоглощающей любви к вам". Что может быть прекрасней? И основа всему . то, что мы познали Бога; это подтверждается заветом и укрепляется во Христе Иисусе. В Книге пророка Исаии Господь говорит, что Его завет есть Христос. Книга Иисуса Навина заканчивается описанием трех погребений: Иосифа, Иисуса и Елеазара. Этим Господь напоминает народу, что замыслы Его окончательно сбудутся только после всеобщего воскресения святых. Он показывает нам, что Иисус Навин не привел народ к покою. Слово Божие исполнится только через жизнь и нетление, и, видимо, Иосиф в это свято верил. Он понимал, что Израиль пока не более, чем сухие кости, которым еще предстоит познать воскресение и вознесение. То, что кости Иосифа народ пронес через всю пустыню, есть свидетельство того, что Господь пронесет через века и исполнит Cвое обетование. Он заключил с народом завет, но исполнится это завет лишь в жизненной силе и нетлении Христа, и мы должны понимать это духом своим и жить в ожидании обетованного.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz