Главы:
1 ...
2 ...
3 ...
4 ...
5 ...
6 ...
7 ...
8 ...
9 ...
10 ...
11-12 ...
13-14 ...
15 ...
16-19 ...
20 ...
21 ...
22 ...
23 ...
24
ГЛАВА 2
Эта глава чрезвычайно важна, ибо начинает собственно повествование. Главная мысль,
заложенная в ней, такова: чтобы обладать землей обетованной и вкушать ее плоды, необходимо
иметь глубину веры и праведность дел Раав. Кроме того, события данной главы доказывают,
что владеть землей обетованной может и человек неиудейского происхождения. Никто не
должен проходить мимо этого примечательного факта: ТАКАЯ глава открывает ТАКУЮ
книгу. Рассказ о высоконравственном поступке скромной Раав появляется прежде описания
великих подвигов Иисуса Навина и победных боев воинства Господня. Триумф благодати
Божией в ее душе затмевает триумф завоевателей, и благодаря ей все, у кого есть вера, вступают
во владение землей обетованной. Перст Божий беспрепятственно движется там, где враг
наиболее силен. Ведь именно такого, якобы неодолимого противника символизирует Иерихон,
а дом Раав был в самом укрепленном месте . на крепостной стене. Самая неприступная часть
самого неприступного города оказывается открытой дверью, и отворяет ее женщина слабая и
притом малоуважаемая . в первом же стихе объявляется, что она была блудница. Воистину
нет границ благодати Божией, если ничто не может помешать Господу творить дела Свои в
крепости, подобной Иерихону, через презренную женщину, подобную Раав, причем так, что
непоколебимые стены рушатся, а Раав становится праведной матерью Израиля! Заметьте,
соглядатаи, посланные Иисусом Навиным, не стали собирать сведения о силе врага, а лишь
убедились в непревзойденной силе Господа. По крайней мере, в летописях нет ни слова о том,
чтобы они изучали численность войск и военную мощь противника, но очень подробно
рассказывается о том, как Бог помог им через блудницу Раав и показал, что победы и
поражения зависят только от Него.
В Послании к Евреям (ст.11) сказано, что Раав приняла соглядатаев с миром. Те,
наверное, немало удивились тому, что во враждебном Иерихоне нашелся такой
доброжелательный человек. А причина была лишь в ее вере: Господь стал ей Богом так же, как
Он уже был Богом иудеям. Более того, она, наверняка, превзошла многих в Израиле, ибо
Господь даровал ей Свои глаза. Раав поняла, что происходит вокруг нее, и ее взгляд на
положение дел был тот же, что у Бога, а потому соглядатаи могли передать ее слова Иисусу
Навину как рассказ об истинной ситуации в городе. Обратите внимание: вера Раав связана с
тем, как она встретила незнакомцев, а дела . с тем, как она проводила их. Мы должны усвоить
эти два урока, если хотим справедливо с духовной точки зрения оценивать происходящее
вокруг нас.
Дух Божий явился к нам с двойной миссией. Он соглядатай, пришедший, чтобы
обнаружить и обнажить во всей неприглядности зло мира сего. "И Он пришед обличит мир о
грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и
уже не увидите меня; о суде же, что князь мира сего осужден" (Ин 16, 8-11). Но Он также и
вестник: Он несет весть о благословении, уготованном всем тем, кто имеет страх Божий. Таким
образом, те двое были соглядатаями с точки зрения иерихонцев, но вестниками с точки зрения
Раав, . вестниками Божьими о благодати и благости. Такова сущность Духа по отношению к
боящимся Бога.
"Два юноши пошли и пришли в дом блудницы, имя которой Раав". Они пришли к ней как
вестники, а как соглядатаев она приняла их с миром. Раав не противилась тому приговору,
который вынес Господь ее соплеменникам, она находилась в гармонии с Богом и Его народом.
Дух Раав находился в согласии с соглядатаями. Как прекрасно, что Господь может сотворить
такое несмотря на присутствие злых сатанинских сил в этом мире! Он способен привести душу
в гармонию с тем, что творит Дух Божий в этом мире. Он поступает так в величии Своего
милосердия. Это имеет неоценимое значение. Раав познала смерть и воскресение Христово,
она говорила о том, что сделал Бог у Чермного моря и что сделал народ Божий с Сигоном и
Огом. В том, что произошло у Чермного моря, она увидела то, что сотворил Господь для
народа Своего через смерть и воскресение Христово. И в покорении плоти силой Духа в народе
Божьем она увидела суть Бога. Она верно оценила все увиденное и услышанное и сказала: "Сей
народ станет моим народом, я стану частью его; их Бог станет моим Богом; я более не буду
ходить под царем Иерихонским и не буду частью народа Иерихонского; я принадлежу сему
народу". Пример Раав показывает, как Господь по великой милости Своей может отделить
душу человеческую от этого падшего мира, который есть царство зла. Иерихон быль
олицетворением этого царства зла, средоточием ложных учений и дурных мыслей, исходящих
от бесовских сил духовного мира. Господь способен действовать в подобных обстоятельствах,
и Он отделил от них душу Раав. Примечательно то, что апостол Иаков упоминает Авраама и
Раав вместе, и делает он это намеренно. Перед нами, можно сказать, отец и мать. Он
упоминает их вместе: Авраама, этого величавого носителя обетования Божия, исполненного
достоинства отца, и Раав, блудницу. Их обоих призвал Господь и через них обоих совершились
великие деяния Божии. Итак, Авраам и блудница стоят плечом к плечу, два столь разных
сосуда, но с равноценным содержимым, с бесценным сокровищем внутри. Будь то человек
весьма уважаемый в обществе, как Авраам, или кто-то падший на самое дно, подобно Раав, .
это лишь сосуд. Важно то, что Господь положит в эти сосуды, а Господь вкладывает веру. Он
вложил веру в Авраама и в Раав. Именно вера отличает человека и соединяет его с Богом.
Рука Божия совершила такие перемены в душе этой женщины, что отделила ее от мира
задолго до прихода вестников. Господь стал ее Богом, а народ Божий . ее народом, так что
когда пришли соглядатаи, она приняла их с миром. Она пребывала в гармонии с тем, что
находилось за стенами города, и отвергала то, что находилось внутри. Эта позиция должна
служить нам примером. Все мы до сих пор . обитатели Иерихона, но душой не приемлем
того, что там есть. Все наши надежды и чаяния находятся за городскими стенами. Но
действительно ли это так? Данная глава . ключ к пониманию всей Книги Иисуса Навина, и
если мы не имеем веры, подобной той, что имела Раав, если за нами не числится дел, подобных
тем, что совершила Раав, то нам лучше отложить эту книгу в сторону. Для нас в равной степени
важно быть оправданными делами и верой, ибо и то и другое . библейские истины. Вера .
ничто, если она не несет за собой перемену мировоззрения. У дома должна быть не только
дверь, требуется и окно. У Раав была дверь, ее вера, но было и окно . ее позиция, которой
определялись ее поступки.
Нам всем необходима дверь, ибо без веры невозможно войти в блаженство Божие.
Вступая в дом Раав через дверь, мы оказываемся на островке веры посреди враждебного
нам океана безбожия (Иерихона), а потому пути назад через эту дверь нет. Отныне наши взоры
устремлены к окну, ибо оно выходит на бескрайние просторы благодати (вне города). (Замечу,
что у некоторых из нас окно оказывается не с той стороны, и это воистину трагедия.) Особый
интерес вызывает то, что Раав действует от имени всей семьи, хотя главой семьи не является. У
нее есть отец и мать, братья и сестры, и для всех них она просит благословения у Бога. Нет
ничего прекраснее веры, когда она объединяет весь дом, всех родственников в единое целое.
Раав поступает праведно и тем осуждает весь Иерихон, причем не только от своего имени, но и
от имени всей своей семьи.
Раав чувствовала: "Грядет спасение", и оно вошло в дверь, то есть через веру. "Верою Раав
блудница, с миром принявши соглядатаев, не погибла с неверными" (Евр 11, 31). Хорошо
отделиться от развратного Иерихона дверью-верой, но еще лучше, когда эта дверь открывается
в одну сторону. Сказано, что Раав впустила к себе родителей, братьев, сестер, всех родных, и
они вошли, и их сердца слились. Спросите себя: "Можем ли и мы называться ее близкими?
Разделяем ли и мы эту искреннюю, чистую веру, которая будет судить мир греха? Отвергаем
ли и мы падший Иерихон, принимаем ли Бога, народ Его и все дела Его во славу Сына?"
Такова вера Раав, и благодаря ей благословен весь дом ее!
Лот же не сумел спасти свой дом. Сам он избежал гибели, но "как бы из огня". Увы!
Немало таких и среди христиан. Сами живут, с надеждой устремляя взор к небесам, а дети их
катятся к пропасти. Страшно подумать, что есть верующие, которым безразлична судьба их
сыновей и дочерей. Их ничуть не беспокоит, что молодое поколение идет совсем иными
дорогами, теми, что широки и удобны, но ведут прямо в ад. Многие из последних сил
выбиваются, чтобы дети были сыты, одеты и обуты, но даже не пытаются помочь им духовно
развиваться. На чтение Библии, молитву или разговор о Боге времени никогда не остается, и
результат нетрудно предугадать. Не такой была Раав. Она думала не только о себе, но и о
своих близких, стремясь их всех привести к истине. Как могут хранить невозмутимость и
спокойствие те, чьи родные еще не познали радость веры и нового мировоззрения?! Разве не
должны мы молиться денно и нощно об их душах? Разве не должны мы трудиться, не покладая
рук, чтобы обратить их на путь истинный и, наконец, ввести в дверь дома веры?
Раав . прекрасный пример человека, призванного Богом, ибо в душе такого человека Бог
совершает великое чудо. Она сказала о Господе: "Господь есть Бог на небе вверху и на земле
внизу". Она порвала с иерихонскими идолами и возложила упование свое на Бога
Израильского и Его народ. Она поняла, что Господь добр и всемогущ, а потому доверчиво
просит о милости. Просто удивительно: откуда у нее такое глубокое знание истинного Бога,
если вся жизнь ее прошла среди языческих идолов, культ которых отмечен невероятной
жестокостью. Оказывается, она познала Бога, который благ и чей народ праведен . в ее душе
произошел настоящий переворот. Из окна, которое раньше выходило на грязные улицы
порочного города, она вдруг увидела мир за крепостными стенами! А деяния человека всегда
связаны с тем, что он видит в "окно" своего дома, вся его духовная жизнь строится на этом
принципе. Раав не были интересны закоулки Иерихона, ее окно теперь выходило туда, где ее
ждал Господь и народ Божий. Спросите себя, куда выходит окно вашего дома.
Из окна своего дома Раав смогла увидеть грядущее, а потому проводила гостей другим
путем, спустив их по веревке. Как это символично! Привязав веревку к окну, Раав связала себя
с двумя посетителями нерушимыми узами верной дружбы, а спустив их вниз, она
распространила эти узы на весь народ Божий. Но Раав не связала бы себя с народом Божиим,
если бы Бог уже не привязал ее к Себе узами любви. Соглядатаи же не забыли ее доброты и
попросили: "Привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила" (ст. 18).
Червленый, то есть ярко-красный цвет, символизирует права Господа на Израиль.
Привязывая к окну веревку такого цвета, Раав открыто провозглашала, что царь Иерихона не
имеет никаких прав на землю, некогда захваченную им. Только Господь волен распоряжаться
Своими владениями. Поступок Раав отражает ее мировоззрение, ее позицию, и мы должны
поступить точно так же. В настоящее время наша позиция такова: скоро, очень скоро все силы
этого мира преклонятся пред истинным Богом и уступят место Царству Христа-Вседержителя.
Таково исповедание наше, исповедание народа Божьего. Что-то в нашей позиции имеет
отношение к миру, а что-то . к нам самим. Раав вывешивает знак в окне не для жителей
Иерихона, а для народа Божия. В Евангелии от Матфея сказано, что Христа одели в багряницу
(темно-красную одежду); желая посмеяться над Ним, мучители невольно стали вестниками
нравственной чистоты и достоинства Сына Божия. То же делает и Раав, и ее исповедание
делает ее достойной высокой роли в истории Израиля: она выходит замуж за Салмона, и у них
рождается Вооз, будущий супруг Руфи. Так Раав оказывается вписана в родословную Царя как
праматерь Помазанника Божия. Червленая веревка на окне иерихонской блудницы оказывается
знаком прав Бога Израилева на землю Палестины, в ответ на что Господь вверяет эту землю в
руки язычников и вписывает их в царскую родословную. Не правда ли, это удивительная
история?
Итак, Раав проводила соглядатаев "другим путем" (Евр 11, 31). Совершая переход от
двери к окну, мы перестаем думать только о собственном блаженстве. Даниил видел в окне
Иерусалим, и, хотя тот лежал в руинах, для молодого пророка это был град великого Царя. Раав
открыла свое окно так, что увидела народ Божий, разум Божий, замысел Божий. А ведь тысячи
верующих вполне довольны, если обладают "дверью", и даже не задумываются об окнах.
Соглядатаи выслушали слова Раав и посчитали ненужным исследовать оборонительные
сооружения или пересчитывать воинов противника. Им довольно было веры этой женщины, и
они передали иудеям сведения не о царе и его колесницах, а о том, что Раав увидела из своего
окна. Их донесение полностью относилось к области духовного, в отличие от десяти посланцев
Моисея, со страхом поведавших о высоких и крепких стенах. Что с того, что стены крепости
вознеслись до самых небес, если и стены, и небеса принадлежат Господу? Бог стал господином
иерихонских стен в то же мгновение, когда стал господином Раав, ибо ее дом был на стене. И
когда крепостные стены пали, остался стоять лишь тот участок, где жила ее семья, и соглядатаи
торжественно вывели Раав и ее близких к благодарным победителям.
Раав прятала иудеев, это была ее тайна. Пусть с точки зрения соотечественников она
оказывается предательницей . невозможно принадлежать к народу Божию, не предав падший
мир. Если я друг греху, то враг Господу, и наоборот. Трудно представить Раав, спускающую по
веревке иудейских соглядатаев и одновременно всячески поддерживающую связь с жителями
Иерихона. Она оправдана по делам, ибо разорвала клятву верности языческому царю и дала
обет верности Господу. У нее появляется тайна от жителей Иерихона. Так же и мы не должны
выдавать своих тайн миру.
В нравственном смысле вторая глава наиболее важна, особенно для нас, неиудеев, потому
что здесь рассказывается, как благодать Божия приходят в мир через язычницу. Раав . орудие
в деснице Божией.