Главы:
1 ...
2 ...
3 ...
4 ...
5 ...
6 ...
7 ...
8 ...
9 ...
10 ...
11-12 ...
13-14 ...
15 ...
16-19 ...
20 ...
21 ...
22 ...
23 ...
24
ГЛАВЫ 13 и 14
В самом начале главы 13 Господь обращается к Иисусу: "Ты состарился, вошел в лета
преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много". Должно быть, его влияние
как духовного предводителя несколько ослабло среди народа Божия. Но случай с Халевом в
главе 14 говорит об обратном, и это очень радует, так как порою, когда нам кажется, что мы
уже не обладаем былой апостольской силой и способностью вести за собой людей, мы
получаем свидетельство Духа, верного нам до конца, как Халеву. Я думаю, что в Иисусе
Навине мы видим Дух Божий, который направлял апостолов и сотни лет спустя, тот самый Дух
Христов, перед которым не могут устоять никакие преграды, если на то есть воля Божия. Павел
и Тимофей, видимо, обладали именно таким Духом. Павел находился в темнице и был уже
весьма преклонныхлет; он тоже был готов сложить с себя апостольское лидерство, но Тимофей
был его Халевом.
Далее мы читаем, что народ служил Господу, пока жив был Иисус и пока живы были
старейшины, которые его знали. Из этого следует, что в общине сохранялась некая духовная
сила, пребывавшая на апостолах. Она оставила свой отпечаток на тех, кто общался с
апостолами, но со временем она улетучилась и никогда больше не вернулась. Никогда в
современной церкви мы не ощутим ту необыкновенную духовную силу и мощь, какою обладала
церковь апостольских времен, хотя мы следуем их учению и наставлениям, черпая их из
Священного Писания. Любопытным остается тот момент, что у Халева эта сила не иссякала.
Теперь, когда Иисус Навин состарился, Господь поднимает вопрос о разделении земель на
уделы. Он начинает осуществление давно задуманного. Он перечисляет названия всех участков
и территорий, а потом заявляет: "Всех жителей. . . Я изгоню от лица сынов Израилевых;
раздели же ее [землю] в удел Израилю, как Я повелел тебе" (ст.13,6). Таким образом, все, что
задумал Бог для народа Своего, начинает сбываться в тот момент, когда духовная власть среди
народа начала ослабевать. Происходит это не случайно, а для того, чтобы, как Павел пишет во
Втором послании к Тимофею, привлечь всеобщее внимание ко Христу. Даже если Павел
покинет этот мир, замыслу Божию все равно надлежит сбыться. Это было сказано в поддержку
Тимофею. Павел представлял собой человека энергичного и деятельного, в то время как
Тимофею постоянно требовалось утешение и призывы не проливать слез, не стыдиться, не
заглушать в себе дары духовные. Возможно, вера чуть теплилась в нем из-за всех треволнений
и невзгод, через которые ему пришлось пройти. Павел же призывает его быть сильным и
мужественным во благодати Господа Иисуса Христа, чтобы исполнился замысел Божий.
В Притчах (16,33) сказано: "В полу бросается жребий, но все решение его . от Господа".
Результат по жребию .решение Божие, это правило четко действует в главе 13, но далее в
главах 14 и 15 в дело вступают нравственные аспекты. В Халеве и его дочери Ахсе мы видим
тот уровень нравственности, который необходим для осуществления замысла Божия.
Представьте себе, как два почтенных старца . Иисус Навин и Халев . вели свою беседу
перед народом Израилевым! Обетование наследия нашло подтверждение в Халеве, а Иисус
Навин был богоизбранным воином. Мы видим, как Господь привлек к Себе Халева и сохранил
в нем эту привязанность до конца его дней. Иисус был источником духовной силы, он обладал
даром вести за собою святых. Халев же не имел подобных способностей, он просто следовал за
своим Богом, . и этому мы должны у него поучиться. К сожалению, мы не всегда бываем
опорой друг другу в тяжелые времена. Гораздо легче просто обозначить проблему и поплакать
по этому поводу, вселив и в окружающих нас людей разочарование и неверие в лучший исход.
Это очень мешает нам идти дорогою истины. Халев же говорит: "Я в точности следовал
Господу, Богу моему".
Господь был ему путеводной звездой, и он шел за ним без оглядки. Он не слушал лживые
донесения соглядатаев, он знал, что "эта земля весьма хороша", и тем самым Халев закрепил
свое право на нее. Другие доносили Иисусу то, что видели их глаза, а Халев . то, что было у
него на сердце. На Халеве пребывал свет Господень. Как это прекрасно! Если есть в нас искра
Божия, наши дела устоят. О сатане сказано: "Не устоял в истине"; должно быть, он был близок
к ней, но не устоял. Мы тоже можем находиться рядом с истиной, но не иметь ее в душе. Одно
дело прикоснуться к истине, другое . иметь ее в себе. Земля пришлась Халеву по сердцу, и он
полюбил ее сразу, как только увидел. Его вел Господь, который и даровал эту землю Своим
сынам, чтобы они любили ее, а, значит, она, действительно, "весьма хороша". Халев не
обращает внимания на трудности и видит во всем только хорошее.
Думается, сыны Иуды получили право на распределение земли ранее сынов Иосифовых
именно благодаря Халеву, ибо он был старейшиной колена Иудина. На самом деле первыми по
праву первородства должны были получить свои уделы колена Ефремово и Манасиино. Это
говорит о том, что один человек веры может дать право на наследие Божие всему своему
народу; его заслуги принадлежат всем.
Для меня чрезвычайно любопытен тот факт, что первым городом, с которого началось
распределение земель, был Хеврон. Это дает нам уверенность в том, что мы непременно
получим обещанное. Ведь "Хеврон" в переводе означает "сообщество". Это предполагает
общение в кругу семьи или друзей . что дает нам Господь, также общение в том смысле,
какое вкладывал в это слово Иоанн. Прежнее название города "Кириаф-Арбы" означает "город
Арбы", который был между сынами Енака человек великий (ст. 15). Этот человек великий и
стоял на пути общения верующих. Название Хеврона связано с замыслом Божиим соединить
Его народ в общении, а сатана вознамерился воспрепятствовать этому всеми силами, внося
раздоры в круг и родственников и друзей среди людей Божьих.
В трех сынах Енаковых (см. глава 15, 14) мы видим воплощение дьявольских козней и
раздоров, а потому мы должны вооружиться духовной силою, чтобы избавиться от всего
плотского. Если мы изгоним человека плоти, мы можем быть уверены, что с ним уйдут и дети
Енаковы. Даже имена их говорят сами за себя: Шешай означает "свободный", что
символизирует свободу мысли; Ахиман значит "брат человека", что символизирует братство
людей, основанное на свободе мысли; Фалмай переводится "дерзкий", "пылкий", что
контрастирует с духом смирения, присущим людям Божьим. Сатана призывает людей: не
позволяйте Библии ограничивать ваш ум, вашу способность рассуждать; будьте вольны как
ветер, думайте о человеческом и станьте друг другу братьями. Такие разговоры ведутся сейчас
повсюду, но все они . от человека и отмечены духом неповиновения Богу. Люди дерзко
заявляют о своих правах и пылко отстаивают их, похваляясь неограниченной свободой и
собственной безнаказанностью. Таковы сыны Енаковы, и их надо немедленно изгонять из
своей среды, из своих сердец, если вы желаете, чтобы Кириаф-Арбы превратился-таки в
Хеврон.
Подобно тому, как Иисус благословляет Халева (глава 13), Павел благословляет Тимофея.
Апостол как бы посвящает своего ученика во владение наследием.
За годы, проведенные бок о бок с Халевом, Иисус Навин хорошо изучил его и знал, чего
достоин этот человек: он никогда не искал легких путей, не боялся трудностей, и при разделе
земель он попросил себе самый опасный из возможных участков. Задумаемся на минуту о себе
. пугают ли нас с вами трудности?
Мне кажется, мы смотрим на наследие немного со стороны: для нас оно лишь список
имен и названий в Числах (гл. 34), не мы вступаем во владение. Этот вопрос решает жребий, и
каждое колено получает свой удел. Жребий символизирует значительность и непререкаемость
замысла Божия в Иисусе Христе. Фраза "Во Христе Иисусе" . визитная карточка Второго
послания к Тимофею. Она употребляется там по разныи поводам, но главное . когда речь
идет о владычестве Бога над Помазанником Его, Воскресшим и Прославленным, в Котором
сбылось обетование, данное людям. Каждому колену досталось по уделу, и основное
испытание для каждого . это вступить во владение. Мы мыслим слишком абстрактно:
замысел Божий воплощен был в Иисусе Христе, каждый святой получает часть общего
наследия, но мы редко относим это лично к себе. Какова наша доля от общего благословения?
Осознаём ли мы, что имеем сами, что имеют другие? Все мы пребываем вместе друг с другом в
одной большой компании. Хеврон . лишь один из многочисленных городов в уделе Иудином.
Этому непременно должна найтись духовная параллель. О чем говорит нам этот факт?
Видимо, о том, что в наследие мы вступаем коллективно, все вместе. Божественный свет
нисходит на нас и не покидает на всем протяжении пути, который открывается перед нами во
Втором послании Тимофею. Это единственная дорога, способная привести нас в собрание
святых; если мы свернем с нее, это будет означать отказ от всего, что есть от Бога.
В главе 15 говорится, что наследие досталось коленам Израилевым "по племенам их", то
есть по их семейным кланам. Духовное спасение зависит от того, какое участие мы будем
принимать в жизни нашей семьи Божьей, . и не только в местных масштабах, в рамках
поместной церкви, но и на более высоком уровне всего "племени". В Песнях Восхождения
читаем о том, как племена Израильские восходят к Иерусалиму. Иерусалим символизирует
великое единство всего народа Божия, и так же едины должны быть люди в Духе. Когда мы
собираемся в своей церкви на хлебопреломление, мы говорим о насущных проблемах своей
общины, но причастившись, мы восходим на более высокую ступень: Господь вводит нас в
Иерусалим. Мы попадаем в область духовного, туда, где не властвует время и где все
сливаются в едином порыве. Я подчеркиваю этот момент, потому что под всем, что происходит
в церковной общине, есть духовное основание, и мы, как прихожане, должны не просто
подчиняться тому, что происходит, но и понимать причины происходящего.
Когда мы касаемся духовного, мы поднимаемся над земным. Братья и сестры собираются
вместе как братья и сестры, но это внешнее. В духовном мире нет ни братьев, ни сестер, мы все
на равных и наследие наше вне времени. Поэтому то, какой удел мы получим, зависит не от
того, каковы мы внешне, а от того, каковы мы в духовном плане. Когда мы начинаем свое
восхождение к Иерусалиму, мы приближаемся к Отцу, оставляя позади все личное, внешнее и
вступаем в сообщество всех святых вне времени и пространства.
Но присутствие Божие среди народа Его зависит не только от нашей веры. Христос
сказал: "Я умолю Отца", а потом: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам". Главное условие:
"Если любите Меня". Он приходит не просто к верующим, но к любящим. Вечеря Господня
имеет множество граней, но одна из них . это публичное свидетельство. Мы . сообщество
единомышленников, которые собираются вместе, чтобы преломить хлеб и испить чашу. Это
обряд, который установил Господь Бог в память о смерти Сына Своего возлюбленного, это
свидетельство о неправедно убиенном. Если мы понимаем земное значение причастия, это
откроет нам двери в духовный мир вне времени и пространства, где мы сможем воскликнуть:
"Пред нами . вечность!".