Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
С.А.Коутс
Комментарии к Книге Иисуса Навина


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главы: 1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11-12 ... 13-14 ... 15 ... 16-19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24


ГЛАВА 23

Эта глава практически полностью совпадает с прощальным словом Павла к ефесским старейшинам в Деяниях святых Апостолов (гл. 20). Павел . это наш с вами Иисус Навин; он был преданным слугой Божьим, ведущим народ в Духе Господнем принять Его наследие. Пока он был жив, все было в порядке среди братьев. В Павле и в других апостолах не было порока. Они, конечно, совершали ошибки, но порока в них не было. Они держались имени Господня, соблюдали единство свидетельства и вели народ к земле обетованной. Настало время, когда Иисус Навин состарился. Пришла пора ему покинуть этот мир и передать дела народу. Теперь предстояло действовать не духовной силе Иисуса, а непосредственно самим людям. Так же и Павел созвал пресвитеров церкви и подвел итог своей деятельности в Ефесе. Он говорил о характере своего служения, о себе как служителе, а потом сообщил им о своем отъезде. Пришло ему время покинуть их общину, оставив все дела на их попечение. Так ответственность перешла из рук апостолов в руки святых. Вопрос о смене власти в общине возник очень рано в истории церкви. Этот процесс потихоньку начался еще при жизни апостолов. Так было угодно Богу, чтобы святые сами управляли своими общинами. Вопрос теперь в том, оправдали ли они Его доверие. Сохранили ли свои уделы? Павел рассматривает свое служение со всех сторон и в разных плоскостях, но под конец он говорит о главном: "Я не упускал возвещать вам всю волю Божию". Павлу, как сосуду праведности и непорочности, дано было возвещать волю Божию Его народу, в том числе и по поводу наследия. Павлу была оказана невероятная честь послужить проводником того, что Господь в любви Своей задумал для народа. Все, о чем он писал в своих посланиях колоссянам, ефесянам, все, связанное с воскресением Христа, с вознесением на небеса и нашим водворением там с Господом Иисусом, .это и есть наше наследие от Бога. Что касается Израиля, эти земли были предназначены им во владение Богом, и Иисус Навин обращает внимание народа на то, что все, что обещал им Бог, сбылось, ничто не осталось не исполнившимся. Это соответствует Посланию к Ефесянам, где сказано, что все исполнилось по слову Божьему. Но, прочтя это послание, мы должны прочитать и прощальную речь Павла в Деяниях, где он еще раз говорит о благодати и милости Божьей на ефесянах, но предупреждает и об опасностях, с которыми им предстоит столкнуться "по отшествии моем". Это серьезное предостережение. Итак, в данной главе Иисус Навин напоминает народу обо всем том, что совершил для них Господь. Если любой из сынов Израилевых может прогнать тысячу врагов, то это только благодаря Господу. Если перед ними пали все племена, населявшие эту землю, то это только благодаря Господу. Все, что совершилось,. дело рук Господа, свидетельство божественного вмешательства. Все духовные события происходят лишь благодаря Богу. И если Иисусу настало время уйти, если дни Павла уже сочтены, то Господь пребывает вовек. Прощаясь, Павел говорит: "Ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными" (20,32). Мы не должны забывать о том, что Господь всегда верен Своим обетованиям, и тем не менее существует вероятность все потерять. Если я не вижу, что слово Божие исполнилось, значит, я не укрепился в благодати; если я не чувствую скорого ухода наставника, я не приму на себя никакой ответственности. Мы должны понимать, что существует некое соответствие между личностью служителя и тем служением, которое он совершает. Павел говорит: "Помятуйте о трудах моих, о моем самоотверженном служении, которое совершал я со слезами пред вами". Зачем об этом помнить? Да затем, что перед нами человек, исполненный тем духом, с которым мы должны подступать к наследию Божию, если желаем удержать его. Удивительно, как Господь сохранил этого человека чистым и достойным наследия до самого конца его жизни. Павел говорит: "Предаю вас Богу". Для нас это должно послужить большой поддержкой, ибо все праведное в Павле было от Бога, и мы с вами принадлежим Тому же Богу, а значит, способны на то же, что Павел. Павлу настало время покинуть нас, но Бог нас никогда не покинет. Все остается во власти Бога живого, а потому опасаться нам следует лишь одного: "Чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго" (Евр 3, 12). Слово благодати Божией есть свидетельство того, каков Господь в Своей благодати; это истина откровения. Когда Господь говорит, Он не просто раздает указания, Он желает дать нам понять, как велика милость Его. Разве не в этом суть завета? Завет для нас заключен в той чаше, которую нам надлежит испить. Вот слово Господне: "Сия чаша есть новый завет в Моей Крови". А завет этот о том, что благословенный Бог из любви Своей к нам пришел к нам через смерть Сына Своего возлюбленного, чтобы благословить и омыть сердца наши от всякой скверны. Как часто мы недооцениваем важность заключенного с нами завета на любви. Не припомню, чтобы где-нибудь в Новом Завете содержалось требование любить Бога, но там описываются десятки людей, кто искренне и глубоко любил Господа, более того, одна из основных черт всякого святого . любовь к Богу. Далее мы читаем о двух противоборствующих источниках влияния, которому подвергались сыны Израилевы. С одной стороны, это была связь между Богом и Его народом, основанная на любви и доверии, с другой . влияние местных жителей окрестных земель, хананеев. В стихе 7 Иисус увещевает: "Не сообщайтесь с сими народами, которые остались между вами". А в стихе 12 предостерегает от того, чтобы сближаться с ними и вступать с ними в родство. Злые силы, орудующие в поднебесье, направляют свои удары против отдельных людей, поэтому так важно знать, с кем мы общаемся. Зло . это не абстракция, витающая в воздухе; оно распространяет свое влияние через реальных людей, зачастую очень приятных в общении. Раз Иисус так настойчиво предостерегает народ Божий от контактов с местными племенами, должно быть, это были милые люди, с которыми было легко находить общий язык. Именно таких людей нам и следует опасаться, ибо они . идолопоклонники. Они могут быть весьма приятны, но жизнь их строится на естественных законах, а не на законах Божьих. Если мы будем постоянно общаться с ними, то их взгляды и принципы будут подспудно оказывать влияние и на нас с вами. Речь не идет об их богах, которым мы не станем поклоняться. Но как часто в нашей христианской жизни нам приходится противостоять влиянию не пьяниц, воров и убийц, от которых мы сторонимся, но именно простых и милых людей, которые живут, повинуясь своим природным порывам, а не заповедям Божьим. Их мысли, чувства, пристрастия не касаются духовного, однако как легко мы порой попадаем под их обаяние. С таким окружением очень трудно сохранить в сердце любовь к Господу. Само слово "оставшиеся" подразумевает, что земля не была полностью очищена. Ханаан оставался источником отрицательного влияния до времен самого Соломона. Во дни Соломона никаких столкновений с неверными не случалось, но во дни Иисуса картина была не столь благостной, как, впрочем, и в наши дни: нам постоянно приходится отбиваться от враждебных сил. Нам никогда не испытать истинную радость от наследия, пока нам приходится противостоять злым силам, действующим на нас через милых людей, к которым нас тянет и с которыми мы вступаем в родство. Если не осудить их сразу, опасности подвергнется духовное благополучие святых. Среди тех, кто называет себя христианами, есть немало таких, кто на самом деле живет, не сообразуясь с Духом Святым, хотя находится на той же земле и пользуется теми же благами от Бога. Павел предупреждает: "Из вас самих восстанут люди". Подумать только! Человек, поставленный Духом Святым надзирать над паствой, может стать источником ереси и по вести за собой учеников. Такие люди всегда действуют подспудно. Поэтому мы должны как можно более укрепиться в Духе, смотреть на вещи с точки зрения того, угодно ли это Богу, и тщательно отбирать тех, с кем проводим время, ибо жизненные принципы наших приятелей могут кардинально расходиться с нашими собственными. Нам может нравиться общаться с ними, но это общение не приблизит нас к Господу. Они лишь станут для нас "петлею и сетью, бичем для ребер ваших и терном для глаз". Мы должны сторониться и их книг. Когда мы читаем книгу, мы попадаем под влияние ее автора. Что у него на уме? Что им движет? Если это человек духовный, значит, он любит Бога, значит он ведом Духом Святым, иего произведение послужит мне на пользу. Если же автор . человек мирской, если он является источником мыслей, противных Богу, то как бы интересна ни была эта книга, она обратится «петлей и сетью» для меня. И чем занимательней книга, тем опаснее ловушка. Для меня лично нет ничего более воодушевляющего, чем библейский призыв любить Господа Бога моего всем разумением и всем сердцем моим. Один великий святой сказал однажды, что он любит Господа всем сердцем, но не может утверждать, что любит Его всем разумением своим. Мне, конечно, далеко до этого святого, но меня необычайно вдохновляет призыв любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением и всеми силами нашими. Этот призыв исходит от Бога, а Бог никогда не ставит перед нами неразрешимых задач. Я думаю, что если мы научимся так любить нашего Бога, то мы достигнем высшего счастья, сравнимого с тем, что мы испытаем на небесах. Способны ли мы на такие чувства? Конечно, если позволим Духу Святому войти в наши сердца и совершить там работу, угодную Господу. Две последние главы Книги Иисуса Навина можно считать своеобразной проверкой для нас. Приятно читать о поверженых врагах и завоеванных землях, но в конце триумфа нас ожидает испытание. Готовы ли мы к нему? Действительно ли мы живем в своем уделе, наслаждаясь наследием Божиим, любя Бога и принимая со смирением все, что дает нам Его любовь, или мы все еще одной рукой держимся за этот мир, общаясь с местными племенами и испытывая на себе их подспудное разлагающее влияние? Иисус Навин символизирует собой даже, не Самого Христа, а Его главенство, Его духовное водительство. Подобное мы видим и в Павле, который решительно идет к своей цели, несмотря на побои, узы и темницы. Дорога его была нелегка, но он прошел ее до конца. Шесть лет спустя он напишет Тимофею: "Течение [свое я] совершил". Он достиг конечной цели, прошел свой путь, никуда не свернув и не потеряв наследие. Он вел нас к нашему уделу лучшей из дорог, но теперь он покинул нас, и возникает вопрос: Что делать дальше? У нас перед глазами и он сам, и его служение, и его учение; теперь выбор за нами: последовать за ним и обрести наследие или завязать отношения с местными народами, Чреватые духовной гибелью для нас. Третьего не дано. Когда Павел, обращаясь к пресвитерам ефесским, заводит речь о "Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею", это нельзя читать без волнения. Подумайте, какую цену пришлось заплатить Богу, чтобы приобрести вас или меня. И Он пошел на это, Он заплатил за нас собственной кровью, чтобы теперь радоваться за народ Свой. Он ждет от нас ответного чувства, когда мы приступаем к Вечере Господней. Мы говорим: преломляем хлеб сей, ибо того пожелал Господь, Бог наш. Но разве это все? Разве нет в хлебопреломлении более глубокого смысла? Конечно, есть, и не один. Например, почему Господь пожелал это? В чем была Его цель? Он рассчитывал на тот отклик, который вызовет причастие в нашей душе, на то, что каждую неделю мы могли бы с большей остротой ощущать любовь Божью к нам, могли бы с новыми силами ощущать любовь к Богу в собственной душе и с обновленной радостью наслаждаться наследием своим.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz