Главы:
1 ...
2 ...
3 ...
4 ...
5 ...
6 ...
7 ...
8 ...
9 ...
10 ...
11-12 ...
13-14 ...
15 ...
16-19 ...
20 ...
21 ...
22 ...
23 ...
24
ГЛАВА 6
Как это важно, что стены Иерихона могут на самом разрушиться перед нами! Это
чрезвычайно важно, иметь способность духовного распознавания. Если мы неверно оценим
оборонительные укрепления Иерихона, они будут подавлять нас; нам следует видеть истинное
положение дел.
Иерихон стоит на божественной территории; он представлял собой власть врага в
духовной сфере. Египет представляет собой мировую систему, обладающую своими
собственными ресурсами, своей мудростью и способностью управлять своими собственными
делами. Он владеет неограниченными ресурсами. Мы читаем о мудрости египтян, людей весьма
расчетливых в ведении своих дел, как говорит Господь: "Ибо сыны века сего догадливее сынов
света". Мудрость и богатство, относящиеся к делам человеческим - это одно; но установление
власти на так называемой божественной территории, это - другое. Власти земли Ханаанской -
это власти, владеющие божественной территорией, которая принадлежит Богу, и
удерживающие ее в неподчинении Богу. Стены Иерихона - это укрепления, защищающие
систему, удерживающую народ в неподчинении Богу.
В данном случае Бог намеревается сокрушить их верой; они будут сокрушены
пришествием Христа. И если они не рухнут раньше, то это непременно произойдет с Его
появлением, но Божий замысел состоит в том, что она должна быть сокрушена верой. "Верою
пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении," Евр 11,30. Это вопрос веры; и ответом
на эту главу должен быть полный триумф веры, который должен произойти в наших душах в
настоящий момент. Весь секрет силы находится в людях, имеющих непосредственное
отношение к ковчегу и идущих рядом с ним. Вся сила была силой ковчега, что же касается
людей, то они не нанесли ни одного удара. В этой главе священники более важны, чем воины.
Но самым важным был ковчег; ни священники, ни воины не смогли бы ничего сделать без
ковчега. Вот так они провели эту удивительную неделю духовных упражнений.
В Деяниях апостолов мы видим, как всякая существующая власть сокрушается, и как
всякая сила, поддерживающая систему Иерихона, сотрясается. Петр, Иоанн, Иаков, Стефан,
Филипп и Павел были людьми веры, и они были священниками. Они также были хорошими
воинами, но чтобы обрушивать стены недостаточно только воинов; нужны священники, и все
эти люди были священниками. Священник - посвященный человек, человек, полностью
принадлежащий Богу; на нем святое помазание. Мысль о святости звучит в конце предыдущей
главы: если Господь пришел как вождь воинства Господня, - то, что должно характеризовать
народ, считающийся ведомым Духом Христа, так это святость. У него должна полностью
отсутствовать склонность к нейтралитету; у Иисуса Навина нет и мысли о нейтралитете. "Наш
ли ты, или из неприятелей наших?" - здесь нет позиции нейтралитета. Затем он снимает обувь
свою, потому что место это свято. Здесь с одной стороны - бескомпромиссное решение, с
другой - сильная личная святость. Человек в подобном состоянии духовности обретает право
услышать голос Ягве. Мы не можем услышать голос Господа, просто читая Библию; многие
думают, что они могут постичь Божий разум и получить указания, читая Библию, но это
возможно только через посредство Духа. Конечно, Священное Писание - великий помощник,
но я настаиваю на том, что человек может читать Библию, и ни разу не получить ни луча
духовного света. Многие необращенные проводят свою жизнь за чтением и изучением Библии.
Многие из этих необращенных докторов богословия знают о Библии больше, чем мы; они
знают каждый стих Священного Писания и изучали его в оригинале, но у них нет света; они как
бы в темноте глубокой ночи. Должно присутствовать определенное духовное состояние.
Господь постоянно говорит: "Кто имеет уши слышать, да слышит," - у слушателя должно быть
определенное состояние; и в этом состоянии был Иисус Навин. Дух Божий говорит через
Иоанна: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам". Если я думаю, что могу
услышать то, что говорит Дух, безотносительно моего духовного состояния, я обманываю
самого себя. Прежде я должен быть имеющим ухо; это есть дух послушания. Чтение
Священного Писания не принесет мне пользы без духа послушания в душе. Ухо - это
наиважнейшая часть человеческого тела. Человек думает о своих руках, ногах и мозгах, но Бог
восхищается нашими ушами. Господь пришел в этот мир со словами: "Ты открыл мне уши," Пс
40, 7. Основа духовности - это дух послушания. Нам необходимо много заботиться об этом
состоянии; это, в значительной степени, тема пятой главы Книги Иисуса Навина. Мы видим
обучение армии в пятой главе, а в шестой главе армию на поле боя. Существуют определенные
духовные качества, которые должен приобрести народ Божий, прежде чем приступить к
действиям.
Мы понимаем, что значит падение стен Иерихона, когда размышляем над тем, что
происходило в душе Павла. В душе Павла были разрушены стены Иерихона. Семь священников
идут с трубами, они шествуют перед ковчегом, и они издают определенный звук, громкий,
чистый, проникновенный. Говоря привычным языком, каждая нота издаваемая этими семью
трубами говорила славе и силе ковчега. Они шли перед ковчегом и трубили о славе и силе
ковчега, чтобы слышали все израильтяне. Я не думаю, чтобы эти звуки предназначались для
жителей Иерихона. В главе два таких упоминания, и в обоих случаях говорится о том, что это
для того, чтобы слышал народ Божий. Это вопрос битвы - "И если труба будет издавать
неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?", 1 Кор 14, 8. Звук труб предназначен
для военных целей.
Здесь все дело заключается в том, что оборонительная система Иерихона должна быть
правильно оценена. Необходимо обойти ее по всему периметру, и продолжать проделывать это
в течение семи дней, семь раз в день. Им было необходимо оценить крепость всех валов, башен
и ворот по всему периметру; каждая часть города была принята во внимание, но сделано это
было вместе с ковчегом; вместе с ковчегом они обошли вокруг всего города. Я считаю, что Бог
хочет, чтобы мы обошли Иерихон вокруг и оценили всю мощь его оборонительных
укреплений; Он хочет, чтобы мы оценили ее в полном объеме, но сделали это с точки зрения
пребывания вместе с ковчегом, в компании с Личностью, перед Которой все это рассыплется в
прах.
Как написано в десятой главе Чисел: "Сыны Аароновы, священники, должны трубить
трубами"; это дело священников. Они посвященные люди, у них особые одеяния, на них -
помазание. Мы часто удовлетворены тем, что наполняет нас; мы осознаем, что имеем в себе
Духа, но тот факт, что мы имеем Духа, не дает нам права на служение. Право на служение дает
помазание; это то, что изливается на вас. Если вы посмотрите на священника в день его
посвящения, вы увидите на нем елей. И он на самом деле стекал по его одеяниям; каждый мог
видеть, что он человек, помазанный елеем. Помазание - это внешний знак; это то, что люди
могут увидеть своими глазами. Они не могут увидеть Духа в моем сердце, но они могут Его
увидеть в помазании, - как я двигаюсь, говорю, как я служу в святой силе, в которой нет ни
малейшей примеси меня самого. Могут ли люди видеть наше служение в таком аспекте?
Господь мог сказать в четвертой главе Евангелия от Луки: "Дух Господень на Мне; ибо Он
помазал Меня." Если мы читаем Евангелие от Луки и смотрим на внешность Господа, мы будем
видеть благодать Его жестов и Его слов; но даже те, кто не знал Его, удивились Его
благодатным словам. Почему? Потому что Он был в силе помазания. "Как Бог Духом Святым и
силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых
дьяволом; потому что Бог был с Ним," Деян 10, 38. Это была благодать помазания. Обычно
священник - посвященный и помазанный человек, и то, что вы увидите снаружи, есть
свидетельство того, что существует сила и благодать, исходящая не от человека. Само лицо
Стефана светилось небесным светом, то есть светом помазания. В конце Евангелия от Луки
Господь, обращаясь к ученикам говорит: "Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не
облечетесь силою свыше." Он не сказал, чтобы они оставались до тех пор, пока Он пошлет
Духа в их сердца - так как это внутреннее событие - но Он говорит: "доколе не облечетесь
силою свыше" - это внешнее событие. Внутреннее - важно, но одно внутреннее не даст права на
служение.
Все происходящее в этой главе cопровождается громким шумом: Господь поставил перед
войском семерых священников с семью трубами. Бог обязал Свой народ обходить город до
тех пор, пока в людях не укрепится их вера. Ему потребовалось семь дней, чтобы сыны
Израилевы наконец уверовали в то, что собирался совершить Господь. Он не стал разрушать
город Своими собственными силами (что мог сделать в первый же день с первым звуком
трубы) . не это было Его целью. Он предпочел дождаться, пока в людях созреет вера
настолько крепкая, что перед ней не устоят стены. . "Верою пали стены Иерихонские". Не
силою Божиею, не силою ковчега завета, но верою. Бог всегда радуется, когда в человеке есть
вера, ибо вера провозглашает: "Господу Богу слава!".
Иерихон был горделивый город; и все мы время от времени испытываем на себе его
надменный нрав. Иерихон подобен человеку, борющемуся с духовными вопросами.
Прекрасно, если Дух Божий сумеет пробиться к нашей душе с помощью людей духовных,
семерых священников или силами и славой ковчега Господня. В сопровождении этих
священников мы сможем обходить наш Иерихон каждый день, а на седьмой день . семь раз,
чтобы тщательно исследовать наше самонадеянное сердце в свете силы и власти ковчега завета;
и тогда стены обязательно падут.
Ковчег силою Христовой старается освободить человека от измышлений его порочного
ума, касающихся в том числе и духовных проблем. Все это связано с плотскими страстями .
тем, что заставляет человека потакать своим желаниям и превозноситься над окружающими.
Такими были Сигон и Ог, и одержать над ними победу мы должны на восточном берегу
Иордана. В Деяниях много говорится о том, какие мощные бастионы самонадеянности и
гордыни пали, что напрямую перекликается с Книгой Иисуса Навина: священники, трубы,
марши вокруг города, и тут же ощутимый эффект . сила давления безнравственности на
человека ослабела и пала. Однако прошло не так много времени, как Иерихон начал восставать
из руин, а для Бога в нем не оставалось места. Человек, отстроивший сей город заново сотни
лет спустя, не оставил там места для Бога. А потому на первенце он положил основание его .
и потерял своего первенца, на младшем поставил врата его . и потерял своего младшего.
Он и себе не оставил места перед Богом, отстроив Иерихон. И такая участь постигнет каждого,
ибо проклято место сие и бесплодно для Бога.
Мы видим, как сегодня прославляют разум человека. На одном из самых примечательных
зданий в Англии сделана следующая надпись: "На земле нет ничего превыше человека", а с
другой стороны этого же здания еще надпись: "В человеке превыше всего . разум". Вот они,
стены Иерихонские. Пали ли они в наших глазах? Развенчан ли для нас человек и его великий
разум? Ничто нам не дорого, ничто не славно, ничто не всесильно, кроме ковчега завета
Господня, кроме Христа. Перед Христом все, что исходит от человека, презренно и
недостойно; все это осуждено крестом; все это . падшие стены Иерихона. Производят ли на
нас впечатление умственные способности того или иного человека, его глубокие познания,
особенно в Писании? Все это должно пасть, ибо ничто не имеет значения, кроме Христа.
Важно помнить, что в Иерихоне все-таки было кое-что, принадлежащее Богу. Серебро,
золото, медь, железо принадлежали Богу, но Иерихон поглотил их, так что их пришлось
возвращать на место, в сокровищницу дома Господня. Всякие верные идеи и представления,
которые имеет человек, . от Бога. Представления о морали и о духовности, где бы мы с ней
ни сталкивались, . от Бога. Когда мы слышим хорошую проповедь о нравственности, а тем
более о духовных устремлениях, . все это принадлежит Богу. Господь решил извлечь из
Иерихона все, что обладает какой-либо божественной ценностью. Господь собирался
уничтожить этот город, но Он не забыл, что там скрыты серебро, золото и медь, которые Он
освободит и положит в сокровищницу дома Своего. Блаженны мы, ибо знаем, что все то, что,
согласно христианскому учению, имеет отношение к плотскому человеку, будет спасено силой
Божией и соединено со Христом. Когда стены разрушены, а все, что за ними, подлежит
уничтожению, Богово возвращается в сокровищницу Господа.
Раав . прекрасный пример того, что человек способен одержать нравственную победу
под водительством Божиим. Господь взял в мятежном городе то, что Ему причитается; Он
отделил эту женщину и всех ее родственников от остальных жителей, которым предстояло
погибнуть; Он дал ей дверь, говорящую о ее вере, и окно, говорящее о ее делах. Великая
победа, которую сила Божия одержала в Ханаане, была не над семью народами, но над сердцем
Раав, . поэтому о ней заходит речь в самых первых строках Книги Навина. Господь помещает
имя этой язычницы непристойного поведения в основу генеалогии Христа и делает ее
достойнейшей матерью . основательницей Израиля. Это свидетельствует о всепрощающем
милосердии Божьем. В Раав мы видим силу и величие победы Господней: не только эта
женщина получает от Него благословение, но и все до одного ее родственники благословенны.
И Господь укрепляет это семейство в самом, казалось бы, уязвимом месте Иерихона: в
городской стене. В сердце оплота вражеских сил Господь помещает человека,
свидетельствующего о Его замыслах и поступках. Стены Иерихона должны пасть, хотя пока
еще держатся, и, когда это произойдет, Господь выведет это семейство веры целым и
невредимым из гибнущего города.