Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
С.А.Коутс
Комментарии к Книге Иисуса Навина


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главы: 1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11-12 ... 13-14 ... 15 ... 16-19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24


ГЛАВА 8

Грех наказан, и теперь Бог, возвратившись на Свое законное место, вновь ведет народ Израилев на войну. "Не бойся и не ужасайся", . говорит Господь, ибо неотвратимое возмездие свершилось, неверность искоренена. С этих пор ковчег никогда не принимает участие в битвах, что делает взятие Иерихона особым событием, где противостоят Иерихон и ковчег, то есть Христос. Семь дней шел подготовительный период: народу надлежало вновь и вновь обходить город, рассматривая его укрепления, прочность и высоту стен. Все это должно было происходить в присутствии ковчега Божия под звуки труб. Священники с трубами шли перед ковчегом, как герольды с фанфарами идут впереди монарха или героя. Сыны Израилевы слушали их и проникались уверенностью в победе, так что к седьмому дню у них было достаточно веры, чтобы разрушить стены Иерихона. К этому времени они познали могущество Христа и стали причастны Его силе, а потому укрепления мира сего не могли устоять перед ними. Гайская битва была совсем иной . там иудеи полагались лишь на самих себя и слабость. А ведь совсем недавно они пережили величайший триумф! Как и сегодняшние верующие, они оказались плохими учениками, не усвоив первый урок (взятие Иерихона), а потому Бог преподал им второй (разгром под Гаем и последовавший затем реванш). Из всех военных операций лишь бои за эти два города описаны в таких подробностях, потому что они представляют собой суть борьбы за землю обетованную. После Гая Иисус Навин делает первые шаги по установлению официальной власти иудеев в Ханаане, и начинает он это с постройки алтаря и чтения закона. Заповеди, полученные через Моисея, звучат над просторами, захваченными иудеями в священной войне. Так провозглашается неотъемлемое право народа Божия на свое наследие. Усвоив уроки Иерихона и Гая, сыны Израилевы избавляются от страхов и сомнений. В Иерихоне речь шла о ковчеге, о выражении воли Божией во Христе. Бог посылает Христа на встречу с иудеями, находящимися в царстве беззакония и непокорности, и перед лицом Того, Кто явился исполнить волю Господа, преклоняется всякое непокорное колено. Так на святой земле восстанавливается закон и власть Господа . не иудеев, а Господа. Что же касается урока, преподанного в Гае, то здесь как раз решается вопрос о доле иудеев в этой победе. И вот, когда обе задачи выполнены, мы видим, что военные трофеи справедливо поделены: иерихонская добыча принадлежит Господу, а богатство Гая отходит народу Божию. Благодаря ковчегу в Ханаане установлена власть Господа, как и было Ему угодно. Копье в поднятой руке Иисуса Навина покорило Гай, и копье это . Дух Господень. Теперь ясно, что с Иерихоном и Гаем связаны два важных вопроса. Первый: что подобает Богу? Ответ очевиден. Воля Божия должна торжествовать, Христос является в ковчеге с законом, начертанном на скрижалях Его сердца: "Я пришел исполнить волю Твою". Когда же вершится воля Божия, тварная воля отступает, ибо им двоим не ужиться вместе. Затаив дыхание, мы следим за крепостными стенами безбожного города: они вздрагивают, начинают раскачиваться и, наконец, рушатся, не выдержав силы, излучаемой ковчегом. Но после Иерихона уже не ковчег идет впереди сынов Израилевых, а полководец; народ Божий становится войском. И здесь-то и возникает второй вопрос . о духовности святых Господа. Если боевые успехи зависят от духовного состояния воинов, врагу открывается широкое поле деятельности, и он начинает с внедрения в среду верующих элементов неверности. Впервые человеческая воля берет верх в тот момент, когда вернувшиеся из разведки бойцы уверенно заявляют: "Не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек, и поразят Гай" (Нав. 7, 3). Их предложение воспринимается с одобрением, несмотря на то что оно ведет к разделению только что сплотившегося в победных боях войска. Иудеям еще предстоит познать губительность такого подхода. Думаю, не я один заметил, что Святой Дух вновь и вновь повторяет: "Иисус Навин и все израильтяне с ним". Но иудеи еще не поняли, что раскол и разделения недопустимы, им придется на горьком опыте научиться держаться вместе и единым народом идти за Иисусом Навиным. Им показалось, что не стоит тащить на поле битвы все войско, если противник малочислен и, видимо, слаб. Но вопрос о возвращении наследия касается каждого израильтянина, и, где бы ни возникала угроза, какая бы мелкая она ни была, Бог обращается ко всему народу; стало быть, весь Израиль обязан принять участие в решении проблемы. Бросается в глаза тот факт, что пока шло противостояние "ковчег . враг", все было в порядке. Едва же ответственность за ведение боевых действий была передана в руки людей, тут же проявилась их слабость и положение дел резко ухудшилось. Вспомним обращение Павла к Ефесским пресвитерам. В первой части послания мы читаем о том, что можно отождествить с идеей ковчега. Павел пишет о своем служении, о покаянии перед Богом, о вере в Господа Иисуса, о евангелии благодати Божией, о премудрости Господа. Все это . Богово, и до сих пор нет и намека на слабость. Но вот Павел переходит к ответственности, лежащей на самих людях. Он, узник в Господе, беспокоится о нравственности воинов, которые вскоре останутся без его отеческой заботы, . здесь тон послания резко меняется. Опорой военных успехов иудеев был Галгал, но как только они получили в свои руки право самим разрабатывать план операции, о Галгале забыли . иначе им не пришло бы в голову отделять две-три тысячи воинов для "мелкой вылазки". Они оценили свою боевую мощь, пользуясь только человеческими мерками (численность войска, оснащение и т. п.). Однако из восьмой главы следует, что стратегия победы основывается не на боеготовности армии, а на замысле Божием. Господь повелел иудеям залечь в засаду. Они повиновались, что говорит о том, что они пересмотрели свое отношение, верно оценили роль человеческого фактора, отказались от порочного принципа ведения войны "своими силами", подчинились воле Господа. Теперь план операции разрабатывает Бог, человек лишь осуществляет ее. Самоуверенность и, как следствие, попытки раздробить Израиль, противны Богу. Самостоятельные иудеи выбрали две-три тысячи воинов для ведения боев за Гай, но Бог сказал Иисусу Навину: "Возьми с собою весь народ". Мы должны извлечь урок из этого стиха: оставаться в стороне от духовного конфликта нельзя. Попытки возвести принцип "нейтралитета" и "невмешательства" в ранг христианских добродетелей широко распространены, но они свидетельствуют о духовной слабости и даже о внутреннем разложении в народе Божием. Страшно представить последствия разобщенности верующих, нежелания их действовать единым фронтом перед лицом врага. В войне за наследие Израиля должен участвовать весь Израиль, и сопричастность общему делу . радостное право и почетная обязанность каждого. Иисус Навин почувствовал, что Господь лишил иудеев Своей поддержки. Он пришел в отчаяние и, упав лицом на землю, начал взывать к Богу. Несчастный полководец еще не знал о тайном предательстве и его последствиях для всего Израиля. Если не осудить грех, появившийся в одном человеке, он распространяется на весь Израиль, и этому не может помешать высокая духовность остального народа. Как бы много добра ни было среди людей, оно не может перевесить вкравшуюся крупицу зла. Лишь после того, как зло осуждено и наказано, Бог возвращается и продолжает путь вместе со Своим народом. В противном случае не помогут и тысячи верных Господу праведников, ибо такова величайшая святость Божия: ничто не должно осквернять ее. В данном случае Иисус Навин выступает как представитель всего Израиля. Господь открыл ему причину неудачи, и он, ведомый Духом Христовым, учиняет суд над предателями. Ахан и весь дом его погибают, их тела и злосчастные трофеи сгорают в огне, а пепел оказывается схоронен под грудой камней. Теперь гнев Господень утихает, и Он рассказывает народу Своему, как одолеть Гай. Поражение послужило иудеям хорошим уроком. Никогда не следует недооценивать врага. Выходя из церкви, мы склонны забывать, что в миру мы должны быть особенно бдительны, ибо силы зла не дремлют. На войне как на войне, и хороший военачальник отличается тем, что верно оценивает силы противника. Апостол Павел является прекрасным примером для подражания: он всегда помнит о силах и делах тьмы, не принижая значения зла в жизни верующего, а, напротив, наделяя представителей вражеского войска весьма высокими титулами (Еф 5 и др.). Сам Христос, цитируя псалмы, говорит о ненавидящих Его без высокомерия, давая правдивую оценку сил врага. Сила человеческая ничего не может. Малейшего проявления происков зла достаточно, чтобы сбить нас с ног. Так происходит и в битве под Гаем: крохотный городишко оказывается для иудеев неприступной крепостью. Всякий раз, возомнив себя достойными воинами, мы обрекаем себя на неудачу. Врага одолеет только действие Господа Бога через народ Свой и движение Духа Святого в людях Божиих, этот урок нам преподал Гай. Засада . идея Господа Бога, а простертое копье . движение Духа Святого, и одно без другого невозможно. Сатана порой является в образе ангела света, но никогда . в образе ангела жизни. Жизнь подделать невозможно, а потому и благое преобразование в душах людей ему не изобразить. Все в священной войне зависит от истинности того, что лежит в глубинах сердец, и именно в этом смысл засады позади города. Бог застает врага врасплох там, куда тот вздумал прокрасться. Свет не мешает врагу, более того, некоторые из величайших мошенников использовали свет в своих целях. А вот неожиданная встреча с чудесными плодами, которые Бог взрастил в скрытом от глаз месте, совершенно сбивает противника с толку. Иисус Навин является символом Духа Христова. Господь говорит: "Сделай засаду", и полководец повинуется. Он собирает весь народ, способный к войне, и их оказывается тридцать тысяч человек. Эта подготовка проходит тайно от врага, Бог ведет дело так, чтобы противник ни о чем не догадался. Так было с Иовом: искуситель обрушил на праведника множество страданий, но столкнулся с совершенно неожиданным поведением. В этом . проявление жизни, творимой десницей Божией. Сатана был уверен, что Иов проклянет Господа, но он не учел великого чуда, совершенного Богом в душе этого человека. Когда грех неверности осужден, Бог начинает действовать среди Своего народа с утроенной силой. Как это прекрасно! Ведь хотя Он никогда не перестает вершить Свои дела, побороть врага удается не всегда. Воины Навина . это люди, в которых Бог действует с утроенной силой. Они ждут в засаде с двух сторон, чтобы застать врага врасплох. Когда Иисус Навин поднимает копье, оба отряда вступают в бой. То, что Бог совершает в Своем народе, всегда соответствует открытым проявлениям Святого Духа. Я уверен, что копье, простертое в сторону Гая, и есть такое открытое проявление, потому что в Книге Исаии (ст.59, 19) сказано: "Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его". Копье не опускалось, пока не были уничтожены все жители Гая до единого. Что-то мешало народу Божию спокойно взять себе свою долю добычи. Захваченные богатства Иерихона предназначались Богу, гайские трофеи . иудеям, то есть Богово отделялось раньше. Гай является символом целой системы духовного зла, которая не позволяет народу Божию содержать храм в подобающей роскоши и приносить Господу достойные жертвы. Вефиль и Гай неразделимы. Слово "гай" означает "куча", и в нем сосредоточена целая куча препятствий на пути к законной добыче. "Вефиль" переводится как "дом Божий", это доля добычи, положенная народу Божию. Два города . две грани конфликта. Иисус Навин позволил иудеям взять себе все богатство, захваченное в Гае. Послание к Галатам напоминает эту ситуацию: злые силы наносят мощные удары и стремятся лишить народ Божий законного наследия. Им противостоит чудо, совершенное Богом в душах людей. Павел пишет: "Я уверен о вас в Господе" (ст.5,10). Он не сомневается, что Господь совершает в них Свое дело. Послание к Галатам . это военное послание, оно подобно копью в руке Иисуса Навина. В ответ на движение духа Бог творит чудеса, а дела плоти подлежат выявлению и уничтожению. Особенный характер священной земли подтверждается способом захоронения гайского царя. Бог не позволил телу повешенного оставаться на дереве всю ночь, его сняли до захода солнца, чтобы не осквернять землю Господа. Ничто не должно было мешать народу Божию поклоняться Господу и славить Его святое имя. Итак, иерихонская добыча отошла Господу Богу, люди получили гайские трофеи, и этим четко обозначилась суть небесной битвы. Большая часть главы 8 посвящена тому же: проводится четкое разделение земного и божественного, и описывается положение иудеев относительно Бога и других людей. До сих пор (в Иерихоне и Гае) они были воинами, теперь (на горе Гевал) они служители культа. Эта перемена произошла благодаря духовным победам. Мне кажется, что существует определенная нравственная связь между камнями со дна Иордана (о них мы говорили ранее) и камнями, собранными на горе Гевал. Монумент в Галгале из двенадцати камней со дна реки Иордан символизировал единство народа Израилева, здесь же из камней сооружают жертвенник. Ничего не сказано об общем количестве камней на этот раз, но известно, что Илия строил алтарь из тщательно отобранных двенадцати камней. В любом случае, они символизируют народ Божий, его призвание и предназначение. Собранные вместе как жертвенник, они изображают собравшихся на богослужение людей. Народ Божий призван и устроен по слову Христа, и потому камни выбраны такие, которые не обтачивала рука человека, и никакое орудие не нарушало их Богом установленную форму. Построенный из цельных камней алтарь соответствует собравшимся вместе верующим: их свела воедино десница Божия, и теперь они могут послужить Богу так, чтобы Его замысел в отношении Христа исполнился (поскольку всесожжения и жертвы мирные символизируют Христа). Теперь, когда враг разбит, народ должен посвятить себя прославлению Бога. Это народ, созданный по благословенной доброй воле Его, настоящий образ Божий, так же, как Христос есть Образ Божий. Наступает время, когда пора внести ковчег. Однако не только лично Христос является на гору Гевал, но народ, идущий по обе стороны ковчега, нравственно отождествляется со Христом, а потому все, что истинно во Христе, истинно в них. Поразительное, чудесное зрелище разворачивается в Ханаане: сооружается жертвенник, и на камнях высекается текст закона Моисеева! Все это . символ того, что Господь собирается совершить в Израиле: напишет закон на сердцах и умах людей, а если заповеди вложены в самую глубину человеческой души, то они неминуемо найдут выражение во внешнем поведении. На этом заканчивается глава, и на этом Бог подводит итог Своей войне. Иерихон разрушен, никто не посягает на власть, право на которую имеет только Господь. Гай стерт с лица земли, ничто не угрожает благоденствию народа Божия. Что же теперь? Теперь строится жертвенник, народ отождествляется с ковчегом, на огромной скрижали высекаются заповеди. Интересно, что местом для алтаря избрана гора Гевал, откуда ранее пришло проклятие. Во Второзаконии (гл. 27) Моисей выбирает шесть колен Израилевых, которые благословят народ с горы Гаризим, и шесть, которые произнесут проклятия с горы Гевал. Однако, когда дело доходит до подробных описаний, приводятся лишь проклятия. Видимо если мы всем сердцем осудим тех, кто достоин осуждения, то одобрение само найдет достойных. Если мы поддерживаем Бога, в гневе карающего все, что Ему противно, то в наших душах нет места страху. А где нет страха, там ничто не мешает радости. Таким образом, наше счастье зависит от того, скажем ли мы: "Аминь!" на все слова осуждения, произнесенные Богом. Если все, что противно Богу, противно и нам, то Он обязательно благословит нас. В третьей главе Евангелия от Иоанна упоминается о проклятии на плотского человека, выраженное в вознесенном бронзовом змие. Избавляя народ от нечистоты, ядовитые змеи очищали место для духа и истины. Мы же поддерживаем проклятие, а потому можем свободно поклоняться Богу вместе с теми, кто не спускает глаз со змия бронзового. Поклонение . это в первую очередь состояние души и отношение ко Христу. Иудеи приносили всесожжения и мирные жертвы, а во Второзаконии (гл.27) они вместе пьют, едят и веселятся перед Господом. Отрадное зрелище, ибо это не только поклонение, но и общение братьев по вере. Всесожжение связано со Христом, так как символизирует принятие людей Богом. Мы приходим к Богу с радостью от того, что Он признал нас Своими. Мы отождествляемся со Христом и в духе и истине говорим с Богом о Христе. Одновременно укрепляются узы нашей дружбы, мы вместе трапезничаем, вместе размышляем о Христе. Так оказывается, что мы поклоняемся Богу и общаемся друг с другом, и одно без другого невозможно. Представьте себе величественную картину: над просторами Ханаана высится жертвенник, по обе стороны его стоят люди . единый народ, душою слившийся с ковчегом. Угодное Богу исходит от Бога и возвращается к Нему. Иисус Навин написал «там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми" (Нав 8,32). Закон высекается на огромной скрижали, чтобы каждая буква его была явственно видна. Если народ Божий сплотится воедино и начнет жить, как угодно Богу, то в них воплотится воля Божия, и окружающие смогут легко распознавать волю Божию, наблюдая за их жизнью. Думаю, есть все основания говорить о гармонии небесного и земного: жертвенник обращен к небесам (к Богу), но построен из камней (людей). С одной стороны, здесь происходит поклонение Богу и общение с Ним, а с другой стороны, это способ заявить во всеуслышание о том, где на самом деле находится истина. Итак, Богу . поклонение, людям . свидетельство. Все, о чем говорится в Библии, обязательно воплощается в верующих, они . живое свидетельство. Моисей записал в книгу слова закона, чтобы свидетельствовать против сынов Израилевых (так сказано во Второзаконии, гл. 31). По сей день эта книга не утратила актуальности. Библия обличает народ Божий, поскольку написанное в книге не написано в людях. Как это страшно! Неужели Бог дал Своему народу священную книгу как неусыпного обвинителя? Мне кажется, это не так. Господь передал в руки людей запись закона не в осуждение, а прежде всего чтобы людям было с чем сверять свою жизнь. И те, кто не читает Библию, должны видеть ее реальное воплощение в народе Божием. Именно так . через жизнь верующих . Библия может затронуть многих и многих людей, заставить их задуматься. Далее в главе 8 следует чтение закона, крайне важное событие. "Весь Израиль, старейшины его, и надзиратели его, и судьи его, стали с той и с другой стороны ковчега против священников левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев. И потом прочитал Иисус все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона. Из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них" (ст. 33- 35). Перед нами огромное скопление народа . мужчины, женщины, дети, и все внимают словам закона. Благословения и проклятия касались лично каждого из них. Сказано, что Иисус Навин не пропустил ни единого слова. Мне кажется, что, читая книги, все мы склонны выпускать не только много слов, но и немало страниц. Порой мы как бы не замечаем то, к чему пока не готовы, потому что боимся. А принять на себя ответственность за услышанное необходимо. "Имеющий уши, да слышит" (Мф 11, 15). И ответственность эта крайне высока. Священное Писание напрямую связано с тем, что Господь совершает в душах людей. Он говорит: "Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его" (Иер 31, 33). Апостол Павел обращается к коринфянам: "Вы . письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" (2 Кор 3, 3). Пишет Господь, но читать мы должны сами. Когда Бог говорит, я обязан слушать, а если люди слушают своего Бога, то должны отвечать: "Аминь!".



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz