Главы:
1 ...
2 ...
3 ...
4 ...
5 ...
6 ...
7 ...
8 ...
9 ...
10 ...
11-12 ...
13-14 ...
15 ...
16-19 ...
20 ...
21 ...
22 ...
23 ...
24
ГЛАВА 21
В этой главе . кульминация всей книги. Левитам здесь выделено особое место среди
сынов Израилевых, что весьма примечательно. Елеазар упоминается раньше Иисуса Навина,
что позволяет сделать вывод, что статус священника играет весомую роль в распределении
наследия и является гарантией всего, к чему благоволит Господь. Если в каком-либо событии
участвует священник, это означает, что данное событие угодно Богу: "Будет он священником
Мне". То, что положено Богу, неизмеримо больше, чем все наследие обетованное. После того,
как все земли были поделены и города убежища благодатью Божией определены, мы подходим
к главному: священники отводят причитающееся Господу. Священники и левиты
олицетворяют собой Богово. Земли не являются для нас самоцелью, они только средство
достижения высшего идеала. Все милости и богатства, дарованные человеку Богом, не
являются конечной целью, они лишь способствуют ее достижению.
А цель заключается в том, чтобы Бог пребывал среди людей. Эти сорок восемь городов
для жительства левитам, о которых идет речь в главе 21, были распределены между всеми
коленами Израилевыми. Левиты представляли собой Богово, а потому не участвовали в общем
делении земель. Практически все упоминания левита в Священном Писании так или иначе
подчеркивают тот факт, что ему не положено было собственного удела. Его предназначение
было неизмеримо более высокое, и это становится ясно с самого начала. "Освяти Мне каждого
первенца", . говорит Господь. Вот кто такие левиты: Бог взял колено Левиино вместо всех
первородных, и они были отделены и освящены для Господа. Левиты и города их . это
Богово, а остальная часть наследия . наша.
Левиты, как представители всех первенцев и сообщества первородных на небесах,
подтверждают Божие благоволение к священству. Между статусом священника и положением
сына есть много общего. В Послании к Ефесянам мы читаем о "богатстве славного наследия
Его для святых" (Еф 1, 18). Богу положен Свой удел, Свое наследие, и, наверное, Господу
гораздо более радостно от того, что Ему причитается, чем нам с вами от того, что причитается
нам. Мы с благодарностью наслаждаемся милостями Божьими, ибо для живого существа нет
ничего более прекрасного. Но на этом дело не заканчивается.
Когда в Силоме установили скинию собрания, это стало местом, где собирались все
колена и где проходило разделение наследия. Города левитов тоже можно рассматривать как
места собрания. За последние сто с лишним лет Господь совершил нечто подобное и в
современной церкви, превратив ее в скинию собрания, где прихожане могли получить как свою
часть наследия, так и понимание того, что принадлежит, собственно, Богу и как оно может
послужить Ему. Левиты тоже были отделены от остального народа Божия, чтобы служить Ему.
Наш Силом . Иисус Христос, ибо название этого города переводится "Право имеющий".
Поскольку Он и есть то место, к которому все мы стремимся, то и удел, который мы получаем
от Бога, возможен только через Его посредничество. Когда мы до конца понимаем, что такое
Силом, тогда становится ясна и роль левитов и городов убежища.
Города для левитов располагались среди уделов других колен Израилевых . по
нескольку в каждом уделе, так что были доступны любому израильтянину из любого уголка
любого удела. Тем самым Господь хотел показать людям, что существует нечто более важное и
ценное, чем наследие. Нам с вами не стоит об этом забывать. Люди слишком эгоистичны,
даже речь идет о божественной благодати. Когда я, будучи еще весьма молодым верующим,
делал свои первые попытки обращаться к народу, я заметил, что большинство людей с
интересом слушали о том, что ожидает их в Царствии Божьем, но нетерпеливо отмахивались
всякий раз, когда речь заходила о причитающемся Богу. А ведь левитам в Писании уделено
серьезное место, ибо они отделены были для Бога (см. Нав Н 13, 33; 14, 3; 18, 7). Именно
говоря о левитах, Господь поясняет нам, что есть нечто лучшее, чем обетованное наследие.
Давший наследие превыше Своего дара, и всесожжения . удел Его. Священство есть удел Его;
и все, что имеет Бог, неизмеримо более ценно, чем то, что имеет человек.
Сынам Аарона досталось тринадцать городов, а прочим сынам Каафа . только десять. У
левитов было две задачи, как сказано во Второзаконии (ст. 33, 8-10): "Туммим Твой и урим
Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе. . . Учат законам Твоим Иакова и
заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник
Твой". Эти задачи . учить и возлагать жертвы.
Последние три стиха данной главы подводят своеобразный итог: все земли были
распределены, все враги повержены, не осталось ни слова не исполнившимся. Главное теперь
. дать Богу причитающееся Ему по праву, и тогда ничто не останется незавершенным, и мы
испытаем радость от исполнения наших духовных запросов. Левит всегда имел перед глазами
образ Бога и поступал, как угодно Богу. Уча людей заповедям и законам Божиим, совершая
всесожжения, он думал лишь о том, чтобы доставить удовольствие Господу, и в этом суть и
смысл его существования. Настоящее счастье и переполняющую нас радость мы можем
испытать, только если совершим деяние, воистину угодное Богу. В настоящее время
существует четкая тенденция к тому, чтобы умалять роль левитов в жизни верующих. Но
истина Божья должна доноситься до людей через наставления и поучения, а для этого
требуются услуги левитов, ибо именно они "учат законам Твоим" и приносят жертвы, . и то, и
другое в угоду Господу.
Авраам понимал, что существует нечто более важное, чем земля обетованная, ибо он
отделил десятину Мелхиседеку (см. Евр 7). Великий сосуд завета, человек, которого Сам
Господь пообещал одарить великим наследием, осознавал эту простую истину. Когда он
повстречался со священником Бога Всевышнего, он немедленно отделил ему десятую часть от
всего, что имел. Служить Богу для Авраама было важнее, чем обладать наследием. Это должно
быть важнее и для нас. Зачем мы приходим на молитвенные собрания? Получить немного
утешения по окончании испытаний? Мы его, конечно, получим, но неужели это все? Надеюсь,
что нет. Мы приходим сюда, чтобы послужить Богу угодным Ему образом, чтобы осуществить
Его замысел и воздать достойную Его хвалу.
А затем, разделяя друг с другом Вечерю Господню, давайте не будем забывать, что это .
высшее проявление любви Божией к нам. Сам Христос призывает нас к этому, говоря: "Вот
Тело Мое, которое за вас предается," . за нас! "Сия чаша есть новый завет в Моей Крови,
которая за вас проливается," . за нас! И если мы всегда будем об этом помнить, мы тем самым
будем совершать служение Господу и сможем взойти к Иерусалиму. Мы оставляем позади себя
все земное, преходящее и идем послужить вечному всемогущему Богу. Посмотрите, как в
Послании к Ефесянам описывается то почетное место, которое занимает Господь. Нам всем
стоит внимательней его изучить, чтобы лучше разобраться в этом вопросе. Все мысли и идеи,
изложенные в послании, призваны убедить нас в том, что нам следует воздать славу Господу в
Церкви во Христе Иисусе во все роды от века до века. Богу надлежит дать то, что Ему
причитается, а для этого нужны левиты, . вот в чем кульминация всей книги Иисуса Навина.
Хорошо, если мы понимаем, о чем поем, произнося слова гимна "Пред нами . вечность".
Святые, собравшись вместе в церкви, должны понимать, что перед ними, действительно,
открываются врата вечности. Господь же обязательно получит, что Ему причитается, и
порадуется радостью неизреченной, которой нет конца.
Нам пора уже задуматься об отношениях, которые сложились у нас со Христом, но
разобраться в этом мы сможем лишь тогда, когда посмотрим на это с точки зрения
благоволения Божьего. Когда мы преклоняем колени в тиши и покое, мы чувствуем, как нас
покидают наши заботы и горести, и тогда мы можем говорить с Богом о той радости, что Он
имеет во Христе. Увы, так бывает далеко не всегда. Чаще всего мы молимся о наших
собственных проблемах, о духовных терзаниях, о душевных тревогах, о своих желаниях; все
это трудно назвать служением, угодным Богу. Если же вы сумеете поговорить с Ним о Христе,
Сыне Его Возлюбленном, значит, есть в вас нечто от левита и вы отделили ему город из удела
своего. Поскольку все мы люди невероятно занятые, нас постоянно одолевает множество забот.
Даже когда мы приходим помолиться, в нашем мозгу возникают тысячи мыслей, которые
отвлекают нас от Бога. Но для этого и существует Священник: он помогает нам справляться со
слабостями, Он может освободить нас от непомерного груза. Я испытал это на собственном
опыте: я приходил к Господу с миллионом проблем, а через полтора часа уходил от Него,
стыдясь, что я считал их проблемами.
Мы должны попытаться встать на позиции левитов: они в первую очередь думают о том,
что Богово, и смотрят на людей с точки зрения благоволения Господня. Именно так
проповедовал апостол Павел. Ему удавалось "совершать священнодействие благовествования
Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно
Богу" (Рим 15, 16). Павел жаждал отдать Богу Богово. Павел был настоящим левитом.
Однажды молодой человек рассказал мне, какое впечатление на него произвел некий уличный
проповедник: "Мы тоже часто проповедуем на площадях, но делаем это с выгодой для
человека, а этот выступавший старался для Бога". Его это потрясло до глубины души, и так он
обрел свой город левитов.
Мысль о покое возникает в Книге Иисуса Навина трижды и все три раза в разных
контекстах. Первое упоминание было сделано в связи с поражением врагов: отныне земля
успокоилась от войны. Второй раз дал им Господь покой по разделении земель, а третий раз .
в конце главы 21, когда и левитам были выделены их города. Таким образом исполнилось
обещанное Господом дому Израилеву. Враги разбиты, земли распределены, и, самое главное,
сделано приятное Богу. Священники и левиты становятся отныне визитной карточкой Израиля.
Свершилось задуманное Господом.